Гражданская оборона

Структура и содержание плана ГО

Часть планов ГО в виде текста по обеспечению защиты сотрудников на предприятии состоит из следующих разделов:

  • Раздел с краткой оценкой окружающей обстановки после вероятного нападения потенциального противника и начала военного конфликта.
  • Решение непосредственного руководителя ГО по планомерному переводу управленческих органов организации на деятельность в условиях войны.
  • Решение руководителя по выполнению рабочих задач при нападении потенциального противника.

Кроме того, организация гражданской обороны на предприятии подразумевает разработку специальных приложений к планам с детальной раскрываемостью текстовой части:

  • Главные показатели разработанного плана ГО по обеспечению необходимой защиты гражданского населения.
  • Карта вероятной обстановки после атаки противника.
  • Схема выполнения оповещения о развитии чрезвычайной ситуации.
  • План усиления инженерной защиты действующего предприятия.
  • План проведения оперативных эвакуационных мероприятий.

Пример плана мероприятий по гражданской обороне и защите населения в организации можно скачать на нашем сайте.

Для реализации мероприятий организуется штаб ГО с назначением начальника для управления проводимой подготовкой, настройки оповещения, а также разработки предстоящих планов. К ГО сотрудники подготавливаются под его руководством. Он также держит под контролем план всех предстоящих мероприятий при разных ЧС.

Примерный список важнейших подготавливаемых документов по ГО и ЧС в организации:

  • Приказ от непосредственного руководителя о проведении планируемых мероприятий ГО.
  • Создание приказа о принятии на работу сотрудника, который будет заниматься решением различных вопросов ГО.
  • Приказ об образовании специальной комиссии, решающей задачи по экстренной эвакуации работающего персонала.
  • Календарный подготовленный план занятий по вопросам ГО.
  • Определение ряда обязанностей сотрудников комиссии, занимающихся эвакуацией.
  • План предстоящей работы специальной комиссии по обеспечению деятельности предприятия при экстренных ситуациях.
  • Положение об образовании аварийно-спасательного специального формирования, необходимого для обеспечения защиты персонала при ЧС.

Кого касается

Планы разрабатываются:

органами местного самоуправления;
организациями, которые по закону отнесены к категориям по ГО.

План приведения в готовность ГО и план ГО не составляют организации, которые:
не относятся к категориям по ГО
относятся к категориям по ГО, но число работающих (в военное время) менее 199 человек (менее 99 человек в наибольшую смену).
не имеют мобилизационных заданий

Подпись под планом ГО ставят:

зам. руководителя местной администрации (для органов местного самоуправления);
зам

руководителя организации.

Согласование планов ГО происходит:

с ГУ МЧС РФ по субъекту РФ (для муниципального образования);
для организаций, которые относятся к категориям особой важности/ 1 категория по ГО
с уполномоченным органом местного самоуправления и ГУ МЧС РФ по субъекту РФ – если организация находится на территории одного субъекта РФ;
с уполномоченным ГУ МЧС РФ по всем субъектам РФ – если организация расположена на территории нескольких субъектов РФ;

для организаций, которые относятся ко 2-ой категории по ГО – с уполномоченным органом местного самоуправления.

Утверждаются планы ГО руководителями муниципального образования или организации

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

Инструктаж по ГО

Руководство должно обязательно провести вводный инструктаж по ГО на предприятии недавно принятых на работу сотрудников строго не позднее месяца от начала их деятельности. Это стало основным нововведением, подготовленным МЧС в текущем году.

По действующим дополненным положениям ознакомление с мерами по ГО будут проводить все организации и действующие индивидуальные предприниматели. В регламенте подразделений МЧС по ГО сделано уточнение, что его основным предметом являются юр лица и все предприниматели, несмотря на сферу своей работы и число присутствующих в рабочем штате сотрудников.

Также от предпринимателей потребуется выполнение ряда следующих поставленных задач:

  1. Разработка программы для проведения вводного инструктажа на современных предприятиях.
  2. Обучение и проведение тренировок по ГО.

Известно, что еще недавно вводный инструктаж по ГО и ЧС в организации проводился по желанию руководства, а рабочий персонал проходил подготовку по специальной разработанной программе для обучения ГО.

Сегодня проводятся следующие занятия по ГО в организации:

  • Беседа о представляющих опасность для жизни факторах разных источников при ЧС, а также об оружии для массового уничтожения.
  • Беседа о сигнале подаваемой воздушной тревоги, а также выполнении положенных при этом действий.
  • Тренировка по применению имеющихся защитных средств.
  • Комплексное занятие по выполнению работниками грамотных действий при внезапном ЧС.
  • Ряд комплексных занятий по выполнению работниками положенных действий при начавшемся военном конфликте.
  • Тренировка по оказанию помощи медицинского характера.
  • Проведение беседы о необходимых действиях со стороны сотрудников при достаточно опасных возникших факторах.

Обучение по ГО и ЧС

Согласно федеральному законодательству, обучение по ГО и ЧС сотрудников организаций является обязательным, за его организацию отвечает непосредственно руководитель предприятия

При составлении документов необходимо обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485 и на утвержденную МЧС России 20 ноября 2020 г

Примерную программу курсового обучения работающего населения в области ГО 2-4-71-27-11. Она является методической основой при разработке программ обучения работников. Для качественного обучения рекомендуется создавать группы численностью не более 25 человек.

Возврат к списку

Обзор документа

Мероприятия по гражданской обороне (ГО) организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях.

Организации, не отнесенные к категориям по ГО, собственные планы ГО не разрабатывают. Мероприятия по защите их работников учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

Вместе с тем указанные организации, не продолжающие работу в военное время, организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, участвуют в планировании мероприятий по ГО муниципального образования, организуют подготовку своих работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие них, а также при ЧС природного и техногенного характера.

В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, работа по ГО может выполняться по совместительству одним из сотрудников.

Кроме этого, руководитель организации своим решением вправе определять должностное лицо, отвечающее за мероприятия по ГО, или выполнять их самостоятельно.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

Бункеры гражданской обороны

Гражданская
оборона в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской
Федерации.

Руководство
гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях
осуществляют их руководители, которые по должности являются руководителями
подразделений гражданской обороны указанных органов и организаций.

Гражданскую
оборону на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований возглавляют соответственно руководители исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов
местного самоуправления, являющиеся по должности руководителями органов
гражданской обороны.

Для
осуществления мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные,
республиканские, краевые, областные, автономические округа, районные и
городские службы гражданской обороны и службы гражданской обороны организаций.

Военные
формирования, специально созданные для решения задач гражданской обороны и
организационно интегрированные в силы гражданской обороны и организации
гражданской обороны.

Военные
части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другие
войска и воинские формирования привлекаются к выполнению задач гражданской
обороны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные
службы привлекаются к решению задач в области гражданской обороны в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Армия
гражданской обороны имеет специальное оборудование, а также ручное
огнестрельное и холодное оружие.

Деятельность
войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны,
фактического начала военных действий или введения военного положения
Президентом Российской Федерации на территории Российской Федерации или на
отдельных территориях Российской Федерации, а также в мирное время при
стихийных бедствиях, эпидемиях, заболеваниях животных, серьезных авариях,
катастрофах, угрожающих здоровью населения и требующих проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Граждане
Российской Федерации могут быть приняты в организации гражданской обороны:
мужчин в возрасте от 18 до 60 лет и женщин в возрасте от 18 до 55 лет, за
исключением призывников по призыву на военную службу, инвалидов I, II и II
групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет,
женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование и имеющих детей в
возрасте до трех лет.

Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • планировать и организовывать мероприятия по гражданской обороне;
  • осуществлять деятельность по поддержанию их устойчивого функционирования во время войны;
  • готовят своих сотрудников к защите от опасностей, возникающих в результате ведения военных действий или в результате таких действий;
  • создавать локальные системы сигнализации и поддерживать их в состоянии постоянной готовности;
  • Создание и поддержание запасов материальных, технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для целей гражданской обороны.

В
целях обеспечения осуществления деятельности в области гражданской обороны в
Организации создаются штаб-квартира и службы гражданской обороны, которые
проводят работу на основе решений руководителя службы гражданской обороны —
главы Организации.

Работу
Аппарата ГО возглавляет Руководитель Аппарата, который является Заместителем
Руководителя по Гражданской Защите Организации и несет полную ответственность
за выполнение задач, возложенных на Центральный аппарат.

Как
правило, в организации создаются следующие сервисы: предупреждение и связь,
радиационная и химическая защита, медицина, экстренная инженерия,
противопожарная защита, охрана общественного порядка и др.

В
средних учебных заведениях в зависимости от образовательного профиля,
количества учителей и учеников и наличия учебных материалов могут быть созданы
следующие объекты: спасательные группы, посты радиационного и химического
наблюдения, группы по охране общественного порядка и подразделения гражданской
обороны для размещения в убежищах и жилых помещениях. Они укомплектованы
учителями, репетиторами и учениками.

Письмо МЧС России от 21 июля 2017 г. № 11-1-2246 Об организации мероприятий по гражданской обороне

27 июля 2017

Департамент гражданской обороны и защиты населения рассмотрел обращение и сообщает.

1. В соответствии с Положением о гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях.

Пунктом 115 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70дсп (зарегистрирован Минюстом России от 27.03.2012, регистрационный № 23622), установлено, что организации, не отнесённые к категориям по гражданской обороне, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников данных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230 (зарегистрирован Минюстом России от 29.06.2017, регистрационный № 47253) организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и не продолжающие работу в военное время:

организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся;

организуют подготовку своих работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

2. Согласно пункту 5 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230 (зарегистрирован Минюстом России от 29.06.2017, регистрационный № 47253), в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации.

Кроме этого, руководитель организации своим решением вправе самостоятельно определять должностное лицо, выполняющее мероприятия по гражданской обороне или выполнять их самостоятельно.

Благодарим за внимание, оказанное вопросам гражданской обороны

Директор Департамента гражданскойобороны и защиты населения О.Л. Мануйло

Спектр мероприятий третьей очереди по гражданской обороне

Разработка плана мероприятий в порядке третьей очереди предусматривает выполнение задач, которые ставятся перед подразделениями ГО в военных условиях. Она включает комплекс мер, которые выполняются в полном объеме. Это необходимость срочно оповестить о чрезвычайной ситуации, провести сбор руководящих лиц, персонала, уполномоченных, ознакомить с обстановкой и определить задачи для реализации мероприятий 3 очереди.

  • Наряду с наличием средств защиты для людей проводится обеспечение пунктов выдачи необходимым запасом продуктов, воды, медикаментов в убежищах, защитных строениях;
  • Разворачиваются медучреждения в более безопасной местности, оперативно эвакуируются лечебницы и больницы, которые не прекращают прием пациентов. Нетранспортабельные больные переводятся в условия защищенных стационаров.
  • Проводится ускоренное возведение и оборудование убежищ, защитных укрытий, противорадиационных сооружений в разных регионах РФ.
  • Завершаются подготовительные работы торговых предприятий, общественного питания для снабжения ассортиментом первой необходимости эвакуированного населения.
  • Уточняются расчёты эвакуационных мероприятий, открытия сборных распределительных пунктов, приводится в готовность парк транспортных средств для эвакуации.

План мероприятий предусматривает защиту оборудования инженерных коммуникаций, доступ к источникам водоснабжения. Реализуется комплексная маскировка для каждого промышленного объекта, который может стать целью для ударов с использованием современных средств поражения.

Правильно составленный план мероприятий по гражданской обороне, профессиональный расчет пожарного риска позволяет предусмотреть все нюансы сохранения жизни людей, материальных ценностей, работы подразделений и предприятий в условиях чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф, природных стихий и в военное время.

Написать сообщение

Выделенные поля не заполнены или не валидны!

Ваше сообщение успешно отправлено.

Произошла ошибка при отправлении сообщения

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;

2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения. 

Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:

• наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных гра­ниц Российской Федерации;

• сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;

• наличием и совершенствованием оружия массового поражения, появлением оружия нового поколения;

• возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;

• возрастанием роли в вооруженных конфликтах высокоточного оружия и разработкой оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах;

• существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население:

• усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера, в том числе в связи с наличи­ем больших запасов химического оружия и подлежащих утили­зации ядерных энергетических установок.

В настоящее время гражданская оборона представляет собой сис­тему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, ма­териальных и культурных ценностей на территории Российской Феде­рации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система гражданской обороны

 Систему гражданской обороны составляют:

1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях. 

Основные нормативно-правовые акты

1 № 28-ФЗ от 12.02.98 г. – Федеральный Закон «О гражданской обороне»
2 804-ПП РФ от 26.11.2007 г. – Постановление Правительства «Об утверждении Положения о ГО в РФ»
3 № 1297-53-ПП РФ от 07.10.2019 г. – Постановление Правительства «О Порядке приведения в готовность ГО»
4 Приказ МЧС РФ № 216ДСП от 27.03.2020 г. «Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (ЗН) (Планов гражданской обороны)»
5 Выписка из Приказа МЧС РФ № 216ДСП Т.к. Приказ имеет гриф ДСП – для служебного пользования, он распространяется только по организациям, имеющим отношение к ГО. Поэтому МЧС сделало официальную выписку из документа, с возможностью ознакомления всеми заинтересованными лицами.
6 Приказ МЧС РФ № 6с от 02.03.2020 г. «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов приведения в готовность гражданской обороны, содержания мероприятий данных планов и сроков их выполнения»

Основные документы по ГО и ЧС

Перечень документов организации по ГО и ЧС в 2021 г. состоит из приказов и Положений по организации, планов, расчетов и журналов. Приводим список документов по гражданской обороне, без которых нельзя обойтись.

Приказы:

  • об организации гражданской обороны и назначении сотрудников, ответственных за ГО, с приложениями: Положение о структурном подразделении по ГОЧС; Положение о службах ГО; состав и оснащенность НАСФ и НФГО в случае их создания;
  • на выполнение мероприятий первой очереди по гражданской обороне, о введении общей готовности ГО, о проведении эвакуации в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в военное время;
  • о создании объектового звена РСЧС — подразумевает 2 приложения: Положение об объектовом звене: Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и обеспечению пожарной безопасности;
  • об итогах обучения в прошедшем году и задачах обучения на текущий год. В приложениях обозначается тематика обучения, дается перечень групп обучающихся и руководителей занятий, план подготовки руководителей и расписание занятий по ГО и ЧС с сотрудниками предприятия;
  • проект приказа о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
  • о составе эвакуационной комиссии — прилагается Положение о ней;
  • о комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта — в приложении: Положение и состав комиссии по ПУФ;
  • о назначении лиц, которые отвечают за содержание защитных сооружений гражданской обороны.

Планы:

  • основных мероприятий на текущий год, согласовывается с органами РСЧС;
  • действий по предупреждения и ликвидации ЧС;
  • гражданской обороны;
  • служб гражданской обороны, если они есть на предприятии;
  • план эвакуации в военное время;
  • план эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
  • планы текущей работы отдела по ГО и ЧС и комиссии по ПУФ.

К документам по гражданской обороне, разрабатываемым организациями, также относятся: документы НАСФ и НФГО (в случае их создания), расчеты по материально-техническому обеспечению мероприятий ГОЧС, учетные документы на средства индивидуальной защиты, журналы, в которых ведется учет занятий с сотрудниками по ГОЧС.

Среди документов по ГО некатегорированной организации обязательно должны быть: договоры на обслуживание защитных сооружений специализированными предприятиями, схемы оповещения и сбора КЧС и ОПБ, а также отдела ГОЧС, схемы размещения сотрудников в помещениях для оперативной работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector