Гражданская оборона в россии — кратко об истории, стадиях и предпосылках развития

Гражданская оборона: структура

Гражданская оборона в РФ выстроена по четкому территориально-производственному принципу. При этом учитываются особенности административного деления страны, конкретных регионов, населенных пунктов, учреждений, предприятий и организаций. Система гражданской обороны вводится во всех ведомствах, а также на каждом конкретном объекте, имеющем народнохозяйственное значение.

Руководит всей системой мер в масштабах средств и сил гражданской обороны правительство страны. В субъектах федерации и городах за эти вопросы отвечают лица, руководящие органами исполнительной власти.

В министерствах, других ведомствах, государственных учреждениях, вузах, на предприятиях (вне зависимости от формы их собственности) гражданской обороной (ГО) ведают их руководители, которые по своей должности становятся начальниками гражданской обороны.

Непосредственное управление системой ГО в России закреплено за МЧС страны. Это министерство может в пределах своих прав и полномочий вырабатывать решения, обязательные для выполнения другими органами власти и самоуправления на местах.

При решении вопросов, стоящих перед гражданской обороной, приходится решать и специальные задачи. С этой целью на каждом уровне управления создаются эвакуационные комиссии, а также комиссии, отвечающие за устойчивую и бесперебойную работу объектов экономики.

На местах деятельность локальных органов гражданской обороны координируют региональные центры ГОЧС. Они считаются полномочными представителями МЧС в конкретном регионе.

2.2. Режимы функционирования системы ГО

В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов:

1. Режим повседневной деятельности. Действует в мирное время при нормальной обстановке, с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

2. Режим повышенной готовности. Вводится при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны.

3. Чрезвычайный режим. Вводится с момента объявления войны, фактического начала военных действий или при введении Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях, а также при возникновении ЧС природного или техногенного характера.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;

организуют подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

Общие положения

Федеральный закон о гражданской обороне под номером 28-ФЗ был принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 12 февраля 1998 года.

ФЗ-28 устанавливает задачи и компетенции государственных органов власти и других управляющих учреждений в области подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне.

Закон РФ о гражданской обороне состоит из 20 статей и 6 глав следующего содержания:

  • Глава 1 предусматривает общие положения и задачи гражданской обороны, правовую основу, правила организации и проведения национальных оборонительных мероприятий и их координации;
  • Глава 2 устанавливает полномочия государственных властей, включая президента, правительство и федеральных организаций;
  • Глава 3 определяет компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в сфере гражданской обороны;
  • Глава 4 предусматривает правила осуществления руководства и решения задач быстрого реагирования уполномоченными органами;
  • Глава 5 устанавливает перечень формирований, составляющих силы гражданской обороны, и их основные задачи;
  • Глава 5 определяет порядок финансирования оборонных мероприятий среди населения и ответственность за нарушения положений настоящего закона.

Вам будет интересно — ФЗ 143 в новой редакции. Ссылка здесь:

ФЗ-28 устанавливает следующие задачи в сфере гражданской обороны:

  • проведение подготовки населения к потенциальным опасностям;
  • оперативное информирование населения о потенциальных рисках, складывающихся вследствие боевых конфликтов, природных и техногенных последствий;
  • эвакуация в безопасное место гражданского населения, а также материальных и культурных ценностей;
  • обеспечения населения индивидуальными и коллективными защитными средствами;
  • осуществление маскировочных мер;
  • выполнение аварийно-спасательных и других работ по мере необходимости при возникновении опасных ситуаций;
  • обеспечение жизненно необходимыми средствами и продуктами населения, которое пострадало от военных действий или природных и техногенных катастроф, осуществляется в первую очередь;
  • ликвидация пожаров, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • нахождение и пометка районов, которые подверглись заражению в результате радиоактивного, химического, биологического и другого воздействия;
  • осуществления мероприятий по санитарной обработке и обеззараживанию населения, строений, а также техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
  • экстренное восстановление первоочередных коммунальных служб;
  • осуществление экстренного захоронения трупов во время военных действий;
  • обеспечение устойчивой работы учреждений, которые требуются для выживания населения во время военных действий или при последствиях природных и техногенных катастроф;

Силы и средства гражданской обороны должны находиться в постоянной готовности.

Статьёй 4 ФЗ-28 устанавливаются следующие принципы гражданской обороны:

  • Мероприятия по организации и проведению национальных оборонительных действий являются одним из важнейших компонентов безопасности государства;
  • Государство готовится к гражданской обороне в мирное время, учитывая развитие военных технологий и защитных средств населения;
  • Гражданская оборона объявляется в Российской Федерации или на отдельных её территориях сразу по объявлению состояния войны, началом военных действий или введением президентом РФ военного положения.

Обязанности граждан РФ по 28 ФЗ

Закон о гражданской обороне устанавливает следующие обязанности граждан:

  • прохождение военной подготовки;
  • участие в подготовке мероприятий по гражданской обороне;
  • взаимодействие и оказание помощи органам власти и другим учреждениям в сфере оборонительных мероприятий для гражданского населения.

Гражданская оборона осуществляется в три этапа:

  1. Подготовка. Данный этап заключается в строительстве и подготовке убежищ для населения и формирования резервных сил, обучение населения действиям во время чрезвычайных положений и создание системы оповещения и связи;
  2. Реагирование. На этом этапе, при возникновении опасности, осуществляется эвакуация граждан, предоставление медицинской помощи и решение других ситуационных задач, требующих быстрого реагирования.
  3. Восстановление. На данной стадии производится ликвидация последствий военных действий, природной или техногенной катастрофы и восстановление инфраструктуры.

2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации

Гражданская оборона в Российской Федерации организована по территориально-производственному принципуна всей территории страны с учётом особенностей регионов, районов, населённых пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальность гражданской обороны состоит в том, что она организуется на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, городов, районов, посёлков согласно административному делению России.

Производственная составляющая заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

Основные понятия и задачи

Точное понимание целей и задач служб ГОЧС (расшифровка — гражданская оборона и чрезвычайные ситуации), методы их решений — важное условие продуктивной деятельности в этой сфере. Основные направления для выполнения главной цели по защите населения прописаны в Федеральном законе «О гражданской обороне»

К ним относятся:

  1. Предварительная подготовка населения — включает в себя планирование и проведение обучения граждан с обеспечением нормативно-методическими материалами. Образование, обеспечение учебных центров и других учреждений, предназначенных для дополнительного образования должностных лиц и сотрудников ГО. В общеобразовательных школах преподают предмет по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) гражданской обороны. На сайте Сергея Кульпинова участники подразделений делятся друг с другом наработанным опытом при устранении результатов чрезвычайных ситуаций.
  2. Своевременное информирование граждан об угрозах, которые возникают при военных конфликтах, чрезвычайных положениях природных и техногенных свойств. Для этого проводится комплексное применение средств единой сети связи, радио, телевизионного вещания и других способов технической передачи информации.
  3. Обеспечение граждан предметами индивидуальной и коллективной защиты. Для решения этой задачи проводится строительство и техническое обслуживание подземного оборудования или использование уже готовых строений. Кроме того, силами ГО обеспечивается накопление и хранение необходимого количества индивидуальных защитных средств.
  4. Определение перечня объектов и проведение работ по обеспечению их светомаскировки.
  5. Осуществление аварийно-спасательных работ, если есть любая степень угрозы населению при военных конфликтах или ЧС природного характера. В этом случае проводятся действия по спасению населения с использованием современных технологий и технических устройств.
  6. Силами ГО и ЧС осуществляется жизнеобеспечение граждан, пострадавших в результате военных конфликтов или при чрезвычайных положениях. Для этого выполняется планирование и организация важных видов обеспечения безопасности жизнедеятельности (ГО БЖД).
  7. Мероприятия, связанные с тушением пожаров, которые возникли в результате военных действий или чрезвычайных случаев природного происхождения. Чтобы выполнить эти функции, проводится формирование противопожарных подразделений и обеспечение их необходимыми материалами и оборудованием.

Что нового?

Обязательство руководства по инструктированию сотрудников строго не позднее тридцати дней от начала их деятельности стало основным нововведением весны текущего года, подготовленным МЧС. По действующим положениям знакомство с мерами по ГО будут проводить все организации и действующие индивидуальные предприниматели.

В регламенте подразделений МЧС по ГО уточнено, что его главным предметом являются юр лица и все предприниматели, несмотря на область своей работы и количество присутствующих в рабочем штате сотрудников.

Также потребуется выполнение следующих задач:

  • Программа для проведения вводного инструктажа на современных действующих предприятиях.
  • Обучение и тренировочные мероприятия по ГО.

Известно, что совсем недавно вводный инструктаж по ГО и ЧС в организации проводился по желанию непосредственного руководства, а рабочий персонал подготавливался следующим образом:

  • разработка необходимой программы для обучения ГО;
  • обучение новых принятых на работу сотрудников.
  • создание ресурсной и материальной базы.

Сегодня проводятся такие занятия по ГО в организации:

  1. Беседа об опасных для жизни факторах разных источников при ЧС, а также об оружии для массового уничтожения.
  2. Беседа о сигнале воздушной тревоги, а также выполнении положенных действий.
  3. Тренировка по применению защитных средств.
  4. Комплексное занятие по исполнению работниками грамотных действий при внезапном ЧС.
  5. Ряд комплексных занятий по выполнению работниками всех действий при начавшемся военном конфликте.
  6. Тренировка по оказанию незамедлительной помощи медицинского характера.
  7. Проведение беседы о необходимых действиях со стороны сотрудников при достаточно опасных факторах.

Организацией и управлением ГО занимается российское правительство. В сфере ГО политикой занимается исполнительная власть, которая решает ряд задач по ГО и устранению последствий произошедших масштабных стихийных бедствий.

Управление ГО в органах федерального значения и в различных организациях выполняют их руководители. Руководящей работой ГО в субъектах РФ занимаются главы органов субъектной исполнительной власти РФ, а также непосредственное руководство действующих органов местного самоуправления.

Непосредственные руководители действующих федеральных органов исполнения и организаций персонально отвечают за такое дело, как гражданская оборона и чрезвычайные ситуации на предприятии.

Силами обеспечения ГО являются организованные воинские формирования, решающие различные задачи в сфере ГО. Они объединяются в войска или в специальные аварийно-спасательные подготовленные службы, необходимые для спасения гражданского населения. Войска, присутствующие в составе сил ГО, являются воинскими организованными формированиями, необходимыми для решения различных задач в сфере ГО.

На вооружении таких войск присутствуют специальная современная техника, а также различные виды используемого оружия. Военнослужащим войск ГО обязательно выдаются подтверждающие личность удостоверения соответствующего образца, которые подтверждают их статус, а также специальные международные знаки отличия ГО.

Военнослужащие служат в федеральном органе исполнительной власти, решающем различные задачи в области ГО.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Гражданская оборона: основные задачи

Гражданской обороной называют совокупность мероприятий, которые вводятся для защиты населения и сохранения культурных и материальных ценностей от множества опасностей, возникающих при начале боевых действий во время войны, а также при всевозможных чрезвычайных ситуациях как техногенного, так и природного характера.

Главные задачи, стоящие перед системой гражданской обороны:

  • подготовка гражданского населения к грамотным действиям в условиях опасности;
  • оповещение населения при появлении опасностей военного характера и чрезвычайных ситуаций;
  • эвакуация граждан и ценностей в более безопасные районы;
  • обеспечение населения средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • проведение аварийных и спасательных работ;
  • обеспечение жизнедеятельности населения, пострадавшего в ходе чрезвычайных ситуациях и при военных конфликтах;
  • обнаружение очагов пожаров, районов, подвергшихся биологическому, химическому и радиоактивному заражению;
  • санитарная и специальная обработка объектов, территорий;
  • поисковые мероприятия в отношении потерпевших аварию летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, космических кораблей).

Этот перечень задач не является исчерпывающим. В рамках гражданской обороны проводятся также мероприятия по основным видам маскировки. В случае обнаружения пожаров ведется борьба с огнем. Зараженные участки местности обозначаются, предотвращается доступ в них населения.

Специалистам гражданской обороны предстоит восстанавливать и поддерживать порядок там, где возможно ведение военных действий, а также в районах, подвергшихся разрушительному воздействию природных и техногенных факторов. Еще одна из первоочередных задач – быстрое восстановление бесперебойной работы коммунальных служб.

Силы гражданской обороны работают в тесном сотрудничестве с организациями, чья деятельность важна для выживания населения в экстремальных условиях. В их обязанности входит также поддержание порядка в пострадавших районах, сохранение объектов, без которых невозможно функционирование экономики.

Выполнение возложенных государством на гражданскую оборону функций требует полной готовности средств, входящих в эту систему.

Выводы по второму учебному вопросу

1. Система гражданской обороны в Российской Федерации организована по территориально-объектовому принципу. При этом ответственность за проведение мероприятий гражданской обороны на территориях РФ несут соответствующие руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а в министерствах, ведомствах и организациях — руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций. Общее руководство гражданской обороной на территорией Российской Федерации осуществляет премьер-министр.

2. Система гражданской обороны РФ состоит из органов управления, сил и средств, фондов и резервов, а также систем связи, оповещения, управления и информационного обеспечения, имеющих иерархическую структуру.

3. В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности или в чрезвычайном режиме. Введение и отмена режимов функционирования системы на территориях РФ осуществляется соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в министерствах, ведомствах и в организациях (на объектах) — руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководителями организаций (объектов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector