Государственный экологический контроль: понятие, виды, цели и задачи

Задачи экологического контроля

Перед данной структурой государство ставит определенные задачи, которые необходимо решать:

  • Постоянное наблюдение за работой хозяйствующих субъектов, которые каким-либо образом воздействуют на окружающую среду.
  • Следят за тем, чтобы им были предоставлены все необходимые документы и другие виды информации о деятельности той или иной организации и влиянии ее на экологию.
  • Выявлять все признаки нарушений в законодательстве со стороны предприятий и других структур, имеющих дело с природными ресурсами.
  • Обнаружение причин, которые способствуют совершению правонарушений, касающихся экологии, и принятие всех возможных мер к выявлению и наказанию правонарушителя.
  • Привлечение лиц к ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

Какой орган осуществляет экологический надзор?

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами в пределах их компетенции в рамках:

  • федерального госнадзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, госнадзора в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, федерального госнадзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федерального государственного охотничьего надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением тех, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минприроды (государственных природных заповедников и национальных парков), — в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ о соответствующих видах надзора;
  • госнадзора в области обращения с отходами, государственного экологического надзора на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, — в порядке, установленном Положением N 426.

В соответствии с п. 6 Положения N 426 осуществлять федеральный государственный экологический надзор вправе следующие должностные лица Росприроднадзора:

  • руководитель;
  • заместители руководителя, начальники управлений, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями руководителя по охране природы в области охраны окружающей среды;
  • заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • руководители территориальных органов Росприроднадзора, являющиеся одновременно главными государственными инспекторами РФ по охране природы и главными государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • заместители руководителей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями главного государственного инспектора РФ по охране природы и заместителями главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ).

Общественный экологический контроль

Важность организации и осуществления общественного экологического контроля обусловлена тем обстоятельством, что источники вредных воздействий на состояние окружающей стороны расположены на территориях муниципальных образований и многие экологические проблемы носят, прежде всего, локальный характер. Требования об общественном экологическом контроле предусмотрены в экологическом законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и в иных актах

Требования об общественном экологическом контроле предусмотрены в экологическом законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и в иных актах.

Разновидности экологического контроля

Существует несколько видов контроля. За каждым из них закреплены свои полномочия, и поставлены определенные цели.

Государственный экологический контроль разделяют по критериям субъекта контроля, поэтому он может быть общим или специальным. Осуществляется он на уровне государства специально уполномоченными для выполнения такой работы органами и лицами. Также он представляет одну из важнейших функций экологического управления. Ему даны все полномочия в случаях, когда нужно применить меры административного принуждения, такие как приостановка деятельности предприятия, лишение прав пользования природой и другие.

Муниципальный контроль проводится на территории муниципального образования органами самоуправления в отношении субъектов производственного и социального назначения, которые не относятся к субъектам федерального государственного контроля.

Ведомственный контроль над экологией осуществляется центральными органами власти по отношению к подчиняющимся им структурам организациям, учреждениям, предприятиям в рамках определенной отрасли.

Производственный контроль осуществляется только в рамках определенного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации руководителем или должностными лицами отдельных структур.

Общественный экологический контроль основан на многочисленных документах, в которых предусмотрено участие общественности в принятии важных решений.

По законодательству государственный контроль в сфере экологии можно осуществлять в разных формах:

  • Проводить общественные слушания.
  • Референдумы.
  • Осуществление общественной экологической экспертизы также входит в рамки экологического контроля.
  • Средства массовой информации могут помочь в проведении такого контроля.
  • Жалобы, иски и заявления в различные инстанции и правоохранительные органы.

Какие задачи поставлены перед государственным экологическим контролем?

Экологический контроль – это не только структура, которая смотрит за работой всех предприятий и организаций на всей территории государства, а также отдельное объединение, которое должно существовать во всех учреждениях. Эта структура должна следить, чтобы определенное предприятие выполняло все поставленные перед ним задачи и предоставляло всю необходимую информацию о работе вышестоящим лицам.

Экологический контроль на предприятии должен следить за выполнением таких задач:

  • Наблюдать за состоянием природной среды и всеми изменениями, происходящими в результате работы предприятия.
  • Регулярно проверять, как выполняются предписания по охране природы, рациональному использованию ресурсов, оздоровлению окружающей среды и соблюдению всех законодательств.
  • Не допускать нарушений и предупреждать все возможные экологические правонарушения.
  • Выявлять условия, которые приводят к нарушению законов в области охраны окружающей среды.
  • Препятствовать причинению вреда экологии.
  • Требовать всю необходимую документацию, которая может помочь найти виновного в нарушениях и наказать его в соответствии с законом.
  • Наказывать нарушителей.

Мониторинг окружающей среды: понятие и виды

Мониторинг — это систематическое наблюдение за состоянием окружающей среды. Мониторинг имеет свои задачи:

  • наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;
  • обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружающей природной среды;
  • прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;
  • обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделяется на общий — мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой — мониторинг природных объектов.

Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства.

Организационной основой государственного экологического мониторинга является федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В структуру этого органа входят подразделения различного уровня, на которые возложены функции по проведению экологического мониторинга: посты и станции наблюдения, осуществляющие сбор информации об окружающей природной среде; территориальные, региональные центры наблюдения, научноисследовательские учреждения, которые проводят анализ и оценку полученных данных, разрабатывают прогнозы. Компетенция Росгидромета охватывает мониторинг поверхностных пресных вод и морской среды, почв, атмосферного воздуха, околоземного пространства и др. Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.

Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов Мониторинг лесов — система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда (ст. 69 Лесного кодекса РФ). Его осуществление возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России.

Мониторинг водных объектов — система регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Мониторинг объектов животного мира — система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (ст. 15 Федерального Закона «О животном мире»). Этот мониторинг осуществляется органами Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по рыболовству, Рослесхоза и др.

В осуществлении государственного экологического мониторинга принимает участие и ряд других органов специального управления в пределах своей компетенции — Государственная санитарноэпидемиологическая служба, Госатомнадзор и др.

Мониторинги отдельных природных ресурсов (отраслевые) являются составными частями системы государственного мониторинга окружающей природной среды. Общее руководство созданием и функционированием единой государственной системы экологического мониторинга осуществляет в установленном порядке Госкомэкология России (п. 7 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды).

Функционирование Ростехнадзора

Данное федеральное ведомство контролирует работу ядерных установок, особенности обращения с радиоактивными веществами, проверяет соблюдение правил хранения радиоактивных отходов.

Также в обязанности Ростехнадзора входит контроль эксплуатации опасных химических производственных объектов, а также взрывоопасных предприятий. Есть и иные полномочия, которые касаются надзора и контроля в экологической сфере деятельности.

Ростехнадзор имеет право на выдачу следующих лицензий:

  • на ведение деятельности в области применения атомной энергии;

  • на использование конкретных типов на ОПО;

  • на использование поднадзорных гидротехнических сооружений;

  • на сбросы и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ, а также на физические вредные воздействия на атмосферный воздух;

  • на использование взрывчатых материалов промышленного характера, а также на осуществление работ с ними.

Как часто проводится федеральный экологический надзор?

Частота проверок зависит от того, к какой категории риска относится объект. В соответствии с п. 18 Положения о федеральном ГЭН, утв. постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 (далее – Положение), установлена следующая периодичность проверок:

Периодичность

Категория риска объекта

1 раз в год

Чрезвычайно высокий риск

1 раз в 2 года

Высокий риск

1 раз в 3 года

Значительный риск

1 раз в 4 года

Средний риск

1 раз в 5 лет

Умеренный риск

Плановые проверки не проводятся

Низкий риск

Обратите внимание! Чтобы объект был включен в план проверок, необходимо, что в год проверки истекал обозначенный период времени с даты ввода объекта в эксплуатацию или окончания проведения предыдущей плановой проверки. В соответствии с п

19 Положения решение об отнесении объекта к той или иной категории риска производится территориальными органами Росприроднадзора. Критерии распределения объектов по категориям риска обозначены в приложении к Положению

В соответствии с п. 19 Положения решение об отнесении объекта к той или иной категории риска производится территориальными органами Росприроднадзора. Критерии распределения объектов по категориям риска обозначены в приложении к Положению.

Обратите внимание! Согласно п. 9.1, 9.2 Положения при проверках должны использоваться проверочные листы

Списки контрольных вопросов при проведении проверок в рамках ГЭН утверждены приказом Росприроднадзора «Об утверждении форм…» от 18.09.2017 № 447.

Иные актуальные вопросы, связанные с организацией работы в области экологической безопасности на предприятии, раскрыты в наших материалах по ссылкам: Ставки платы за НВОС, Как проводится государственная экологическая экспертиза?

Оформление результатов контроля

Содержание акта

Содержание акта:

  1. дата, время и место составления акта проверки;
  2. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  3. дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  4. фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  5. наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
  6. дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  7. сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  8. сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
  9. подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
  1. протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды,
  2. протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз,
  3. объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами,
  4. предписания об устранении выявленных нарушений и
  5. иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Особенности

Служба экологического надзора имеет некоторые отличительные характеристики. Первая особенность заключается в том, что подобная деятельность касается всех природных объектов, их состояния, деятельности любых природопользователей, вне зависимости от форм собственности и подчиненности.

Федеральный государственный экологический надзор не имеет закрытых зон. Согласно ст. 66 ФЗ «Об охране ОС», государственные инспекторы имеют право вести экологический надзор и на оборонных объектах, которые также подлежат государственной охране.

Вторая особенность состоит в содержании мер административного принуждения, которые применяются государственными инспекторами, а также судебными органами к нарушителям российского экологического законодательства.

Среди тех мер, которые могут быть применены к индивидуальным предпринимателям, крупным организациям, выделим предупреждение, штрафные санкции, приостановку деятельности, а также выдачу предписания на устранение нарушений. Организация экологического надзора осуществляется на основе действующего законодательства.

Экологический контроль: что это за структура?

Это одно из самых больших управлений, которое следит за охраной окружающей среды, обеспечивает законность и дисциплину в этой сфере. В нем задействованы многие органы и лица, занимающие высокие должности. Так, одни структуры занимаются проверкой соблюдения и исполнения законов по охране природы, другие должны осуществлять контроль в сфере государственного экологического управления.

В решении многих задач, поставленных перед экологическим контролем, принимают активное участие и другие структуры государства, такие как:

  • Органы власти, перед которыми и была поставлена эта прямая функциональная задача.
  • Местные органы самоуправления.
  • Органы управления хозяйствующих субъектов и юридических лиц.
  • Граждане и общественные организации.

Это интересно: Юрисдикция над воздушными судами — познаем суть

Определение экологического надзора

В соответствии со ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды», под государственным экологическим надзором понимается деятельность, осуществляемая посредством:

1) организации и проведения проверок

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.12.2010 по делу № А58-3273/10 указано следующее: на основании требования прокуратуры административный орган издал приказ о проведении рейда с целью проверки соблюдения законодательства РФ об охране окружающей среды. ФАС указывает, что данный приказ издан в рамках полномочий ответчика, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не требует соблюдения положений Закона о защите прав юридических лиц.

В соответствии с положениями Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, деятельностью государства надзору за осуществлением активности, не выходящей за пределы особых условий использования земельных участков, которые находятся в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, исполнение государственной функции включает в себя: принятие решения о проведении проверки с последующей подготовкой к проведению проверки (плановой и внеплановой, выездной и документарной), с составлением акта проверки и ознакомлением субъекта с его содержанием, а также осуществлением по результатам проверки действий, предусмотренных действующим законодательством, в случае выявления нарушений.

В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 № 05АП-22/2008 по делу № А51-11944/2007-19-432 оговорено, что как правом осуществления проверок, так и правом наложения санкций на лиц, нарушивших экологическое законодательство, органы местного самоуправления не обладают. Данные функции, в соответствии с природоохранным законодательством возложены на органы государственной власти, обладающие правоприменительными функциями в области экологического контроля и надзора.

2) принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений

В доктрине отмечается, что одной из форм государственного надзора является взятие платы за осуществленное загрязнение окружающей среды, хотя ФЗ о таком не говорит.

3) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований

Чему соответствует также пункт 7 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 29.06.2012 № 191.

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2012 по делу № А12-19107/2011, В соответствии с пунктами 1.2, 1.5 Приказа Минсельхоза Российской Федерации «Порядок государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 04.05.2010 № 150 показатель плодородия земель определяются также, в том числе, и сбором и обобщением результатов эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2013 по делу № А27-13806/2012 указывает, что в соответствии с пунктом 151 «Правил охраны недр», утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71 (редакция от 30.06.2009) в пределах горного отвода обеспечиваются гидрогеологические наблюдения и контроль за состоянием подземных и поверхностных вод.

4) анализа и прогнозирования состояния соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды

Данное положение, к примеру, закреплено в Административном регламенте исполнения функции по осуществлению контроля за содержанием и обустройством строительных объектов, инженерных сооружений, фасадов зданий, сооружений, осуществляемого Технической инспекцией Объединения административно-технических инспекций города Москвы. (См.: Приказ ОАТИ от 31.12.2010 № 455 (ред. от 14.03.2012)).

Помимо прочего, данная деятельность проводится как органами исполнительной власти РФ, так и органами субъектов Российской Федерации. Подконтрольными могут быть абсолютно любые участники экологических правоотношений. Однако ФЗ имеет преимущественное регулирование по отношению к ведомственному и региональному законодательству (См.: Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 23.01.2014 по делу № 13043/2013).

Какие объекты подлежат федеральной проверке?

Объект подлежит проверке органами федерального государственного экологического надзора, если он соответствует критериям, утв. Правительством РФ (постановление от 28.08.2015 № 903)

Примеры отнесения объекта к сфере федерального надзора:

  • находится на территории Байкальской природной территории (есть исключения);
  • используется для космической деятельности;
  • является морским портом;
  • отнесен к объектам I категории по уровню оказания негативного воздействия;
  • эксплуатируются ядерные установки;
  • хранится химическое оружие;
  • деятельность с асбестом.

Обратите внимание! Перечни объектов, которые будут подлежать проверке федерального экологического надзора, утверждаются на федеральном уровне (см., например, приказ Минприроды РФ «Об утверждении перечня…» от 12.07.2016 № 392 – по Амурской области). Порядок экологического надзора предполагает, что объекты, оказывающие негативное воздействие на экологию, но не включенные в федеральные перечни, будут проверяться субъектами РФ

Порядок экологического надзора предполагает, что объекты, оказывающие негативное воздействие на экологию, но не включенные в федеральные перечни, будут проверяться субъектами РФ.

Важно! Если юрлицо использует объекты разного уровня, то порядок проведения экологического надзора следующий: проверка будет проводиться как Росприроднадзором, так и региональными органами применительно к соответствующему объекту. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

О проверке предприятий в 2019 и об изменениях в экологическом  праве читайте в статьях по ссылкам: Проверка предприятий контролирующими органами, Изменения в экологическом законодательстве.

Программа экологического контроля на предприятии

На каждом предприятии должен быть организован контроль за экологическим состоянием и должна быть программа, по которой и будет работать инспектор. Благодаря такой службе предприятие может избежать многочисленных штрафов и санкций в области нарушения экологии, в результате чего удастся сохранить деньги.

Экологический контроль на предприятиях должен следить за такими объектами:

  • Системой по очистке отходящих газов.
  • Стационарными или передвижными станциями, которые могут выбрасывать вредные вещества в окружающую среду.
  • Системой очистки воды.
  • Источниками загрязняющих веществ (в их числе канализация, водные объекты и другие).
  • Промышленными помещениями – источниками образования отходов.
  • Складами, где хранятся опасные компоненты.
  • Почвой и водой, которые загрязняются по вине предприятия.
  • Зонами санитарной защиты.

Чтобы отслеживать и контролировать деятельность каждой организации, нужна специальная структура, которая будет следить за всеми пунктами, о которых говорит инструкция экологического контроля для крупных и малых предприятий. Инспектор следит за выбросами предприятия, регулярно отчитывается перед вышестоящими структурами.

Права должностных лиц органов Росприроднадзора

Права должностных лиц органов Росприроднадзора перечислены в ст. 66 Закона об охране окружающей среды. Положениями данной статьи установлено, что должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
  • выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, сопряженные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
  • предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований.

Заключение

В завершение статьи заметим, что в случае выявления при проверке нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица Росприроднадзора обязаны (п. 68 Административного регламента):

  • выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Предписание выдается отдельно на каждое нарушение;
  • принять меры по надзору за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
  • при выявлении признаков административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, возбуждать дела об административных правонарушениях и обеспечивать их рассмотрение в установленном порядке;
  • если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или если такой вред причинен, — незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения в порядке, установленном КоАП РФ;
  • в случае выявления нарушений, расследование и принятие решений по которым не входит в компетенцию Росприроднадзора, указывающие на наличие нарушения материалы направлять по подведомственности в соответствующие органы исполнительной власти для принятия решения;
  • в случае выявления признаков преступления материалы, свидетельствующие о его наличии, передавать в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Юридическое лицо, в отношении которого была проведена проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Росприроднадзор (его территориальный орган) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений (п. 67 Административного регламента).

Л.Магурина

Эксперт журнала

«Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной

деятельности государственных

(муниципальных) учреждений»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector