Постановление правительства рф от 08.05.2014 n 426

Статья 130. Права и обязанности природопользователя при проведении производственного экологического контроля

1. При проведении производственного экологического контроля природопользователь имеет право:

1) осуществлять производственный экологический контроль в объеме, минимально необходимом для слежения за соблюдением экологического законодательства Республики Казахстан;

2) разрабатывать программу производственного экологического контроля в соответствии с принятыми требованиями с учетом своих технических и финансовых возможностей;

3) самостоятельно определять организационную структуру службы производственного экологического контроля и ответственность персонала за его проведение;

4) на добровольной основе проводить расширенный производственный экологический контроль.

2. При проведении производственного экологического контроля природопользователь обязан:

1) разрабатывать программу производственного экологического контроля;

2) реализовывать условия программы производственного экологического контроля и документировать результаты;

3) следовать процедурным требованиям и обеспечивать качество получаемых данных;

4) систематически оценивать результаты производственного экологического контроля и принимать необходимые меры по устранению выявленных несоответствий требованиям экологического законодательства Республики Казахстан;

5) представлять в установленном порядке отчеты по результатам производственного экологического контроля в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды;

6) в течение трех рабочих дней сообщать в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о фактах нарушений экологического законодательства Республики Казахстан, установленных в процессе производственного экологического контроля;

7) соблюдать технику безопасности;

8) обеспечивать доступ государственных экологических инспекторов к исходной информации для подтверждения качества и объективности осуществляемого производственного экологического контроля;

9) обеспечивать доступ общественности к программам производственного экологического контроля и отчетным данным по производственному экологическому контролю;

10) по требованию государственных экологических инспекторов представить документацию, результаты анализов и иные материалы производственного экологического контроля, необходимые для осуществления государственного экологического контроля.

Вопросы и ответы юристов

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

03.06.2019 15:05

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович03.06.2019 15:25

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна04.06.2019 08:50

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Елена03.06.2019 15:05

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович03.06.2019 15:21

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 08:45

Администрация отказываются вывозить свалку

Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Карина11.04.2019 22:15

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Дубровина Светлана Борисовна07.05.2019 10:21

Муниципальная собственность

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Наталья09.11.2018 09:30

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Дубровина Светлана Борисовна09.11.2018 14:55

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна10.11.2018 09:00

Какие задачи поставлены перед государственным экологическим контролем?

Экологический контроль – это не только структура, которая смотрит за работой всех предприятий и организаций на всей территории государства, а также отдельное объединение, которое должно существовать во всех учреждениях. Эта структура должна следить, чтобы определенное предприятие выполняло все поставленные перед ним задачи и предоставляло всю необходимую информацию о работе вышестоящим лицам.

Экологический контроль на предприятии должен следить за выполнением таких задач:

  • Наблюдать за состоянием природной среды и всеми изменениями, происходящими в результате работы предприятия.
  • Регулярно проверять, как выполняются предписания по охране природы, рациональному использованию ресурсов, оздоровлению окружающей среды и соблюдению всех законодательств.
  • Не допускать нарушений и предупреждать все возможные экологические правонарушения.
  • Выявлять условия, которые приводят к нарушению законов в области охраны окружающей среды.
  • Препятствовать причинению вреда экологии.
  • Требовать всю необходимую документацию, которая может помочь найти виновного в нарушениях и наказать его в соответствии с законом.
  • Наказывать нарушителей.

Права ИП и юридических лиц

Они закреплены на законодательном уровне. Среди них выделяют следующие моменты:

  • возможность присутствия при проведении проверки;

  • право давать пояснения по спорным вопросам, касающимся предмета проверки;

  • доступ к результатам проведенных расследований;

  • возможность выражать согласие (несогласие) с материалами, указанными в акте;

  • право на обжалование действия (бездействия) должностного лица органа контроля с полном соответствии с действующем в РФ законодательством;

  • право на возмещение материального вреда, принесенного ИП или юридическому лицу в рамках проводимого государственного надзора, в том числе и возмещение упущенной выгоды из государственного бюджета.

Все объекты экологического надзора, в отношении которых осуществляются различные мероприятия, помимо прав, также наделяются определенными обязанностями. К примеру, в рамках проведения проверок, юридические лица должны обеспечить присутствие должностных руководящих лиц, а ИП обязаны лично быть на протяжении всех мероприятий либо гарантировать присутствие уполномоченных ими лиц.

Если с их стороны будут возникать необоснованные препятствия в проведении проверки, а также попытки уклониться от исполнения в указанный срок предписаний органов надзора, управление по экологическому, технологическому надзору вправе наложить на ИП либо юридическое лицо ответственность в рамках действующего в РФ законодательства.

Оформление результатов контроля

Содержание акта

Содержание акта:

  1. дата, время и место составления акта проверки;
  2. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  3. дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  4. фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  5. наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
  6. дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  7. сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  8. сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
  9. подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
  1. протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды,
  2. протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз,
  3. объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами,
  4. предписания об устранении выявленных нарушений и
  5. иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Проверки, проводимые работниками Росприроднадзора

Работники Росприроднадзора осуществляют возложенные на них функции по проведению федерального государственного экологического надзора в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (далее — Административный регламент).

--------------------------------------------------------------------------¬¦                                  Проверки                               ¦L---------------T------------------------------------------T---------------               ¦/                                        ¦/----------------+---------------¬           ---------------+--------------¬¦            Плановые           ¦           ¦         Внеплановые         ¦L--------------------------------           L------------------------------

Плановой является проверка, включенная в план основных организационных мероприятий, формируемый на соответствующий календарный период и утвержденный приказом Росприроднадзора (п. 81 Административного регламента). Период проверки установлен как один календарный год. Органами Росприроднадзора ежегодно составляются и утверждаются планы проведения плановых проверок (п. п. 22 — 24 Административного регламента). Ежегодные планы проведения плановых проверок территориальных органов Росприроднадзора формируются в каждом территориальном органе Росприроднадзора и утверждаются приказами этих территориальных органов. Ответственным за разработку ежегодного плана проведения плановых проверок территориального органа Росприроднадзора является руководитель территориального органа.

Основанием для включения юридического лица в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня (п. 29 Административного регламента):

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.

В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения (п. 32 Административного регламента):

  • наименования юридических лиц, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
  • цель и основание проведения каждой плановой проверки;
  • дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
  • предмет и задачи проверок;
  • наименование структурного подразделения Росприроднадзора (территориального органа).

Проверка, не включенная в план, является внеплановой (п. 82 Административного регламента). Внеплановая проверка назначается при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение законодательства РФ территориальным органом Росприроднадзора. Решение о проведении внеплановой проверки принимает руководитель Росприроднадзора.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются (п. 47 Административного регламента):

  1. истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  2. поступление в Росприроднадзор или в территориальный орган Росприроднадзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
  • возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  1. приказ (распоряжение) руководителя Росприроднадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:

— государственные природные заповедники

— государственные природные заказники

— национальные и природные парки

— памятники природы

— дендрологические парки и ботанические сады

— лечебно-оздоровительные местности и курорты

Данные виды территорий предусмотрены в законе «Об особо охраняемых природных территориях».

По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.

Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:

1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.

3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.

4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.

Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:

1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты

2. Субъект экологического права – некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.

Государственные природные заповедники – это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.

Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.

Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:

1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.

2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.

3. Рекреационная зона (палатки, лагеря, стоянки, объекты туристского сервиса)

Права и обязанности экологических инспекторов

Все права и обязанности, а также ответственность инспекторов в сфере охраны ОС отмечены в 66 ст. Закона РФ «Об окружающей среде».

Объекты федерального экологического надзора определены в специальном перечне, установленном постановлением Правительства РФ (№ 285).

Среди прав государственных инспекторов, в обязанности которых входит контроль охраны окружающей среды, выделим:

  • Делать запрос и получать на основе письменных мотивированных запросов от органов местного самоуправления, государственной власти, юридических лиц, ИП, граждан документы и информацию, которые нужны для осуществления проверки.

  • Без препятствий по демонстрации служебного удостоверения и копии распоряжения (приказа) руководителя надзорного государственного органа об осуществлении проверки посещать очистные сооружения, проводить осмотр иных технических и транспортных средств, оборудования и материалов, осуществлять испытания, исследования, экспертизы, а также иные мероприятия в рамках контроля.

  • Выдавать ИП и юридическим лицам предписания об устранении найденных нарушений, проведении мероприятий по недопущению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

  • Составлять протокол об административном правонарушении, которое касается нарушения обязательных требований, принимать действенные меры по предотвращению подобных действий.

Статья 117. Права должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль

1. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, вправе:

1) взаимодействовать с природопользователями, физическими лицами и общественными объединениями;

2) беспрепятственно посещать проверяемые объекты, в том числе военные и оборонные, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

3) входить на территорию физических и юридических лиц с измерительными приборами и оборудованием для отбора проб и, при необходимости, с привлечением специалистов и представителей общественности делать необходимые измерения, брать пробы (в том числе образцы товаров и материалов) и анализировать их;

4) запрашивать и получать документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного экологического контроля;

5) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, вносить предложения по приостановлению или лишению лицензий и (или) расторжению договора (контракта) на использование и изъятие природных ресурсов, по приостановлению или лишению экологических и иных разрешений на природопользование в случаях нарушений природопользователем экологических норм и требований, условий природопользования, предусмотренных экологическим разрешением, причинения особо крупного ущерба окружающей среде и (или) здоровью населения;

6) выносить предписания физическим и юридическим лицам об устранении нарушений экологического законодательства Республики Казахстан;

7) предъявлять в суд иски об ограничении, приостановлении и запрещении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства Республики Казахстан;

8) рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, направлять в соответствующие органы материалы о привлечении лиц к административной или уголовной ответственности;

9) определять или принимать участие в определении размера ущерба, нанесенного окружающей среде в результате нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, выносить предписания о возмещении вреда и предъявлять иски в суд;

10) обращаться в прокуратуру и правоохранительные органы за оказанием содействия для предотвращения или пресечения действий нарушителей экологического законодательства Республики Казахстан;

11) вносить компетентному органу предложения о прекращении действия контракта на проведение операций по недропользованию в случаях отказа подрядчика устранить причины, вызвавшие принятие решения о приостановлении проведения разведки, добычи, совмещенной разведки и добычи либо строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, либо при неустранении этих причин в срок, достаточный для их устранения; непринятие недропользователями мер, предусмотренных экологическим законодательством Республики Казахстан; невозможность устранения причин, вызвавших приостановление операций по недропользованию; существенное нарушение подрядчиком обязательств, установленных контрактом либо программой работ в пределах своей компетенции.

2. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, имеют право на хранение, ношение и применение специальных средств (специализированных средств связи, фото-, видеоаппаратуры, средств измерений).

Какой орган осуществляет экологический надзор?

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами в пределах их компетенции в рамках:

  • федерального госнадзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, госнадзора в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, федерального госнадзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федерального государственного охотничьего надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением тех, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минприроды (государственных природных заповедников и национальных парков), — в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ о соответствующих видах надзора;
  • госнадзора в области обращения с отходами, государственного экологического надзора на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, — в порядке, установленном Положением N 426.

В соответствии с п. 6 Положения N 426 осуществлять федеральный государственный экологический надзор вправе следующие должностные лица Росприроднадзора:

  • руководитель;
  • заместители руководителя, начальники управлений, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями руководителя по охране природы в области охраны окружающей среды;
  • заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • руководители территориальных органов Росприроднадзора, являющиеся одновременно главными государственными инспекторами РФ по охране природы и главными государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • заместители руководителей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями главного государственного инспектора РФ по охране природы и заместителями главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ).

Статья 127. Обеспечение конфиденциальности информации при проведении инспекторской экологической проверки

1. Конфиденциальная информация, касающаяся природопользователя, не может быть предоставлена другому лицу без письменного разрешения природопользователя. Конфиденциальность информации определяется законодательными актами Республики Казахстан и международными договорами.

2. Государственный экологический инспектор обязан не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную информацию, полученную им в ходе экологической проверки, за исключением передачи конфиденциальной информации, предусмотренной законодательными актами Республики Казахстан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector