Производственный экологический контроль (пэк) 2021

Содержание:

Проведение расследований

Расследования – это экстраординарная, детальная оценка статуса
соответствия объекта наблюдения, которая требует значительно больше времени для
завершения, чем обычная проверка соответствия (т.е. несколько недель, по
сравнению с одним или несколькими днями). Они назначаются теми органами
(федеральным или территориальными), кто осуществляет экологический надзор, если
есть основания предполагать возможность серьезных, широко распространенных
и/или продолжающихся гражданских или уголовных нарушений.

Такими основаниями могут стать:

  1. Регулярные
    жалобы граждан;
  2. Официальной
    информацией из другого государственного органа или частной организации;
  3. Результаты
    исследований, проводимых Росприродназором, позволяющие определить потенциальную
    проблему соблюдения.

Если в результате проверки информации будет установлен причиненный
вред физическим или юридическим лицам, а также окружающей среде, субъект
хозяйственной деятельности и его должностные лица привлекаются к материальной,
административной и уголовной деятельности.

Для этого вначале устанавливается сам факт нарушения и причинения
вреда, а затем его размер. Последний влияет на вид наказания. Одним из
результатов проверки может стать предписание, которым субъект обязывают
ликвидировать или устранить последствия нарушения.

Каково значение экологического мониторинга в последние годы?

За последние 10-12 лет в Российской Федерации все-таки наметилась тенденция к восстановлению реальной производственной сферы. После 20 лет полного упадка многие поняли, что реальная экономика без этого функционировать не может даже теоретически. Для государства это хорошо, но проблема в том, что нормы и правила экологического законодательства соблюдаются далеко не всеми.

Это чревато многими проблемами, самой страшной из которых является угроза экологического бедствия при выбросе ядовитых или радиоактивных веществ. Значение экологического мониторинга как раз-таки заключается в предотвращении подобных эксцессов, а также в соответствующей «обработке» личного состава предприятий и населения.

Кроме того, главной задачей экологов является приучение всех к мысли, что окружающая среда – это не что-то абстрактное и далекое, что природные бедствия являются прямой угрозой жизни и здоровью как одного человека, так и всего человечества в целом. К сожалению, многие граждане об этом совершенно не задумываются. Именно для исправления сложившейся ситуации экологическое законодательство в нашей стране постоянно дорабатывается и дополняется.

Виды наземного экомониторинга

Наземные исследования необходимы для определения физических и химических показателей почв, растений, приземного слоя воздуха. Это основа экомониторинга. И.П. Герасимов создал классификацию, согласно которой выделяются блоки, в зависимости от задач и масштабов наблюдений.

Биоэкологический экомониторинг

Биоэкологический мониторинг – исходная единица наблюдений и контроля над окружающей средой и её влиянием на здоровье людей. Для получения данных используют следующие виды исследований: изучение питьевой воды, приземных слоёв атмосферы, флоры, фауны, сточных вод, качества сельскохозяйственных культур в пределах заданного ареала.

Геосистемный экомониторинг

Проводятся наблюдения за превращением природных экосистем в природно-антропогенные геосистемы. Экомониторинг позволяет увидеть трансформацию природных комплексов, предвидеть влияние изменений на человека, дать рекомендации по снижению отрицательной нагрузки на ландшафты.

Биосферный мониторинг

Включает наблюдения, контроль и прогнозирование изменений природных комплексов на глобальном уровне. Объекты изучения – атмосфера, биота, гидросфера, литосфера.

Этапы проведения экологического аудита

Аудиторская проверка экологического состояния любого предприятия осуществляется по разработанному плану задач и включает такие этапы:

  • подготовительный – определяются приоритетные задачи для проверки, направляется запрос в аудиторскую компанию для заказа соответствующих услуг. Эксперты изучают профиль заказчика, учитывая географический регион и вид деятельности;

  • рабочий – непосредственно проводится сам аудит, начиная с исследования всех документов и отчетов предприятия, проверки экологической политики, изучения проводимых мероприятий по защите окружающей среде, выполнения технического осмотра рабочего оборудования, проведения вычислений всех параметров;

  • результативный – формирование общей объективной оценки по результатам проведенной проверки. Информация подается в письменном отчете, в котором также указываются все нарушения и рекомендации по их устранению.

Отдельно можно выделить еще один этап – руководство предприятия изучает полученный отчет и рекомендации в нем, чтобы организовать дальнейшие действия по работе. По факту нарушений ответственное лицо должно понести наказание или же приняты меры по устранению факторов и угроз.

Характеристики производственного контроля

Как можно понять, производственный контроль – это непосредственный экологический мониторинг обстановки непосредственно на производственном объекте. Как ни странно, но этот тип мониторинга стоит выше муниципального. На это обстоятельство указывают многие правозащитники, работающие в природоохранной сфере: так как мнение начальства производства значит больше выводов органов местного самоуправления, очень часты ситуации со злоупотреблениями и нарушением экологического законодательства.

Производственный контроль экологической безопасности может осуществляться только уполномоченными лицами самого промышленного объекта. В общем-то, это единичный пример того, как в одном лице сочетаются функции природопользования и мониторинга. За неисполнение своих обязанностей руководитель предприятия может быть привлечен к ответственности, в том числе и уголовной.

Цели и задачи экомониторинга

Что такое экологический мониторинг – это объединение методов наблюдений, организационных структур и способов исследований, преследующих следующие цели.

  • Наблюдение за окружающей средой, особенно в местах концентрации антропогенных объектов.
  • Оценка и прогнозирование изменений экосистем под влиянием природных и антропогенных факторов.
  • Накопление информации об изменениях окружающей среды для передачи данных государственным охранным структурам.

Проводимые исследования дают возможность участвовать России в глобальных международных программах, нацеленных на предотвращение экологических катастроф, уменьшение вредного влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу и здоровье людей, рациональное природопользование.

Решения для экомониторинга в России

В России разрабатывается проект создания комплексной платформы для мониторинга окружающей среды. Новая система будет собирать информацию о состоянии окружающей среды посредством объединения данных нескольких существующих систем наблюдения и автоматического контроля, установленных на предприятиях. К 2023 году проект позволит контролировать показатели на 30% территории страны, а к 2030 году — 100%. Запуск платформы в эксплуатацию должен состояться к 2024 году.

По данным АСИ в России растет число крупных компаний, которые готовы полностью раскрывать данные о реализуемых ими проектах с потенциальным риском для окружающей среды. Экологическая открытость становится трендом во взаимоотношениях между государством, общественностью, бизнесом и инвесторами. Кроме того, крупные отечественные технологические компании создают различные решения для мониторинга окружающей среды.

Зеленая экономика

Кто стал самой «зеленой» компанией России — октябрьский рейтинг RAEX

Локальные системы мониторинга уже действуют в разных регионах России. Такие решения есть в Ростовской области, в Камчатском крае и так далее. Например, на Камчатке уже запущена система экологического мониторинга, а также специальный портал, на котором в картографическом удобном формате есть наглядная визуализация экологической обстановки в каждой точке мониторинга.

Системы экомониторинга уже протестировали в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Туле, Калининграде, Саратове, Калуге, Великом Новгороде, Ноябрьске, а также в ХМАО, Коми и Удмуртии на базе платформы экологического мониторинга «МегаФон Экология».

Например, в Ноябрьске система мониторинга позволяет отслеживать качество воздуха по нескольким параметрам в каждой точке, где установлены датчики.

Система экомониторинга в Ноябрьске

Платформа может интегрироваться с различными устройствами и информационными системами: ситуационными центрами, информационными системами РОИВ, АПК «Безопасный город». Это позволяет передавать данные в режиме онлайн для экстренного реагирования и оперативного управления экологической ситуацией в регионах.

Мы проводим следующие работы:

  • экологический аудит предприятий всех отраслей деятельности, в т.ч. строительной и проектной;
  • разработка программы производственного экологического контроля за хозяйственной и иными видами деятельности предприятий;
  • проведение лабораторных наблюдений за уровнями загрязнения различных компонентов природной среды в зоне промышленных предприятий:
    • атмосферного воздуха;
    • поверхностных сточных вод;
    • шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений;
    • почвенного покрова (все виды инженерно-экологических изысканий);
  • разработка перечня мероприятий по охране окружающей среды (ПМ ООС) и оценка их эффективности;
  • экологическая паспортизация оборудования, очистных установок;
  • оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
  • экологическое сопровождение на всех этапах инвестиционно-строительной деятельности;
  • экологическое обследование жилых и офисных помещений.

Решение задач производственного экологического контроля позволит внести весомый вклад в повышение конкурентоспособности Вашего предприятия, его имиджа и репутации, а также положительно повлиять на финансовые показатели деятельности за счет сокращения сверхнормативных платежей, исков и штрафов за загрязнение окружающей среды.

Общественный экологический мониторинг и его задачи

Этот вид контроля осуществляется профсоюзами, трудовыми коллективами и обычными общественными организациями, а также неравнодушными гражданами (по собственной инициативе). Сюда же относится экологическая полиция. Данный вид экологического мониторинга характеризуется тем, что его представители могут требовать посещения и осмотра любого объекта, деятельность которого может представлять опасность для окружающей среды. Исключение составляют только те случаи, когда эти данные относятся к категории государственных тайн.

Общественность ценна тем, что может выявить те проблемы, которые по каким-то причинам (чаще всего – намерено) оказались вне поля зрения государственных служб. Кроме того, сами граждане могут создавать эффективно функционирующие альтернативные информационные каналы, по которым информация об экологических бедствиях и ЧП разносится значительно быстрее. Такой экологический контроль окружающей среды хорошо себя зарекомендовал не только в нашей стране, но и во многих других государствах.

Также общественные организации, имеющие в своем составе неравнодушных юристов, зачастую доводили до суда такие дела, которые коррумпированные чиновники на местах хотели бы замять. Именно по этой причине экологическая полиция очень важна даже в масштабах государства.

К сожалению, законодательно прописанных рычагов воздействия у общественных экологических организаций не так уж и много. А потому, когда им требуется поднять вопрос о каком-то серьезном правонарушении, часто прибегают к практике, когда видного государственного или общественного деятеля «подключают» к работе на правах независимого гражданского консультанта. Такие организации могут осуществлять свою деятельность как параллельно, так и независимо от государственных контролирующих органов. Использовать они могут те полномочия, которыми их наделило государство на законодательном уровне.

Вот какие виды экологического контроля существуют у нас в стране. Если ответственные лица выполняют свою работу качественно, организации эти могут предотвращать все виды серьезных аварий.

Нормативно-правовые основания проведения производственного экологического контроля (мониторинга)

На основании данных о характере воздействия проектируемых объектов на окружающую среду можно сделать вывод о том, что в период строительства и последующей эксплуатации объектов будет происходить антропогенное воздействие и изменение состояния различных компонентов природной среды.

Для обеспечения экологической безопасности в соответствии с российским природоохранным законодательством и действующими нормативно-правовыми документами (Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию», СТО Газпром 12-3-002-2013 «Проектирование систем производственного экологического мониторинга») в зоне возможного влияния объектов Амурского ГПЗ в период строительства и эксплуатации должен осуществляться производственный экологический контроль (мониторинг).

Осуществление производственно экологического контроля (мониторинга) (ПЭМ) позволит контролировать воздействие инженерных сооружений на компоненты природной среды и на этой основе осуществлять природоохранные мероприятия.

Общими требованиями к подготовке и организации ПЭК(М) в период строительства являются:

  • соответствие требованиям нормативно-методических документов,
  • выполнение наблюдений в зоне размещения эксплуатируемых объектов,
  • ведение мониторинга в зависимости от условий природной среды и особенностей проектируемого инженерного объекта,
  • сбор фактических данных о состоянии природной среды осуществляется путем выполнения инженерно-экологических исследований и наблюдений,
  • обработка полученной информации осуществляется путем проведения камеральных работ, лабораторных химико-аналитических исследований с компьютерной обработкой и моделированием процессов взаимосвязи производственных объектов и компонентов природной среды.

Проведение ПЭК(М) базируется на сборе измерительной и наблюдательной информации, на обработке этой информации и представлении данных мониторинга должностным лицам для оценки ситуации и принятия управленческих решений.

В зависимости от этапа строительства объём производственного экологического мониторинга различается.

Производственный экологический мониторинг в соответствии с проектной документацией организует генеральный подрядчик строительства Амурского газоперерабатывающего завода АО «НИПИгазпереработка».

Непосредственно выполняет производственный экологический мониторинг Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу» — Центр лабораторного анализа и технических измерений по Амурской области. Подведомственная организация Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Привлечение государственного учреждения для осуществления производственного экологического мониторинга гарантирует соблюдение принципов честности, открытости, компетентности.

Представитель ФГБУ «ЦЛАТИ по БФО» — ЦЛАТИ по Амурской области на подъездной автодороге

Цели, задачи и объекты ПЭК(М)

Целью ПЭК(М) в период строительства объектов Амурского ГПЗ является получение достоверной информации об экологическом состоянии окружающей среды в зоне влияния строительных работ путем сбора измерительных данных, их интегрированной обработки и анализа, распределения результатов мониторинга между пользователями.

В задачи ПЭК(М) входит:

  • осуществление наблюдений за техногенным воздействием производственного объекта на компоненты природной среды;
  • осуществление наблюдений за состоянием компонентов природной среды и оценка их изменения;
  • анализ и обработка полученных в процессе мониторинга данных.

Организация пункта наблюдения в фоновой точке

Результаты ПЭК(М) используются в целях контроля соответствия состояния окружающей среды санитарно-гигиеническим и экологическим нормативам.

Объектами ПЭК(М) являются:

1. виды воздействия на окружающую среду:

  • образование сточных вод;
  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
  • образование отходов производства и потребления;
  • физические факторы (шумовое воздействие);
  • потребление воды на хозяйственно-питьевые и производственные нужды.

2.компоненты природной среды:

  • атмосферный воздух;
  • почвенный покров;
  • геологическая среда, в том числе потенциально опасные геологические процессы.

Для чего проводится экологический аудит предприятий

Среди ключевых целей проведения экологического аудита деятельности субъекта хозяйствования следует выделить такие:

  • оценивание работы предприятия, чтобы проверить соответствие всем законодательным нормам и законность их исполнения;

  • анализ негативного влияния, которое имеет место ввиду работы предприятия, формирования отходов и создания потенциальных или явных угроз для экосистемы;

  • выявление и обозначение зон, которые провоцируют загрязнение на предприятии;

  • вычисление объемов и количественных показателей факторов негативного влияния;

  • исследование оборудования, которое используется для минимизации влияния негативных факторов на экосистему, а также анализ и отчет по его работоспособности;

  • оценивание потенциальных и явных угроз для здоровья работников предприятия.

Проведение экологического аудита на предприятии открывает новые возможности для субъекта хозяйствования, в частности:

  • эффективный стратегический план дальнейшего развития и формирование принципов экологической политики компании;

  • получение прав налоговых льгот, которые актуальны при использовании ресурсосберегающего оборудования;

  • минимизация рисков потенциальных и явных угроз для экологии;

  • эффективная организация проверок с успешным результатом со стороны надзорных органов;

  • выход на иностранный рынок и соответствие международным экологическим стандартам;

  • привлечение инвесторов и новые возможности для развития компании.

Аудит экологического состояния предприятия может быть организован только при условии соблюдения следующих требований:

  • оценку проводит независимая компания, что позволяет получить объективные данные;

  • аудитор или аудиторская компания имеет квалификацию, лицензию и опыт проведения проверки в сфере окружающей среды;

  • целевая компания обязуется предоставить полностью все данные для объективной и эффективной проверки деятельности;

  • аудит должен быть комплексным и проводиться в несколько этапов, при этом предварительно составляется план задач;

  • аудиторы должны оценивать абсолютно все факторы влияния на окружающую среду;

  • за предоставленные результаты анализа несет ответственность аудитор и его компания, а при допущении ошибок на инспекторов накладываются соответствующие санкции.

Данные правила разработаны с целью качественной и эффективной оценки работы предприятия, чтобы предоставить объективную и реальную информацию о его деятельности и наносимом вреде окружающей среде.

Перспективы технологии

Решение может применяться на промышленных, нефтяных и химических предприятиях. На производствах система автоматически контролирует уровень выбросов в соответствии с нормами законодательства и предупреждает, когда он достигает критической отметки. Это поможет предприятиям обеспечить экологическую безопасность своих технологических процессов и минимизировать возможные экологические и экономические риски.

Новые перспективы развития решений в области экомониторинга появятся с запуском сетей 5G, так как новый стандарт связи позволит передавать большие объемы данных, собираемых с датчиков.

Как это работает?

Платформа собирает данные о загрязнении окружающей среды от различных типов существующих источников экологически значимых сведений, а также малогабаритного измерительного оборудования, размещаемого на базовых станциях оператора. Система оперативно отслеживает фактические изменения качества воздуха и метеорологических условий, рассчитывает индекс качества воздуха. Среди основных измеряемых веществ — массовое содержание пыли, оксида углерода, диоксида азота, сероводорода, диоксида серы, озона, а также метеорологические параметры: температура, влажность, атмосферное давление.

Данные в режиме онлайн поступают на единую электронную карту, где видны все потенциально опасные участки и объекты.

Задачи экологического контроля

Перед данной структурой государство ставит определенные задачи, которые необходимо решать:

  • Постоянное наблюдение за работой хозяйствующих субъектов, которые каким-либо образом воздействуют на окружающую среду.
  • Следят за тем, чтобы им были предоставлены все необходимые документы и другие виды информации о деятельности той или иной организации и влиянии ее на экологию.
  • Выявлять все признаки нарушений в законодательстве со стороны предприятий и других структур, имеющих дело с природными ресурсами.
  • Обнаружение причин, которые способствуют совершению правонарушений, касающихся экологии, и принятие всех возможных мер к выявлению и наказанию правонарушителя.
  • Привлечение лиц к ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

Цели и задачи проведения экологического аудита

Экоаудит – это мероприятия комплексного типа, и главная задача заключается в том, чтобы помочь предприятию качественно определить все нарушения экологических норм, а также найти эффективные способы их устранения.

Среди ключевых задач экологического аудита предприятия в экологическом аспекте можно выделить следующие:

  • проверка деятельности объекта и формирование детального плана, как устранить нарушения и привести к действующим нормам;

  • оказание помощи для внедрения современных методик для оптимизации деятельности организации;

  • обозначение ключевых направлений, которые требуют решения проблем и улучшения;

  • создание полноценной и эффективной экологической стратегии для дальнейшей хозяйственной деятельности;

  • внедрение улучшенной системы управления природными ресурсами и поиск новых решений.

Перечисленные выше пункты являются основополагающими, однако в ходе аудита специалистами будут учитываться особенности каждого субъекта деятельности, а также запросы заказчика. Он предполагает индивидуальный подход в определении промежуточных целей и задач для эффективного и правильного проведения всех проверочных процедур.

Процесс экологического аудирования условно разделяется на три стадии:

  • собрать все данные, провести их тщательный анализ и исследовать, чтобы получить полную картину о работе предприятия и переходе на следующий этап;

  • сопоставление всех данных с нормативными требованиями, чтобы проанализировать их соответствие;

  • разработка экспертных рекомендаций, чтобы улучшить показатели работы предприятия и устранить имеющиеся нарушения.

Главная цель экологического аудита заключается в том, чтобы провести полностью независимую экспертную оценку и проверить документацию субъекта хозяйствования, насколько его деятельность соответствует действующим требованиям и нормам окружающей среды и природопользования, а в случае нарушений дать рекомендации по их устранению.

На основании данных аудирования предприятия получают профессиональную помощь в аспектах экологической политики, чтобы усовершенствовать свою деятельность, предотвратить все нарушения и соблюдать законодательство с целью минимизации вреда окружающей среде.

Функции экологического аудита заключаются в следующем:

  • оценить экологическую безопасность работы субъекта хозяйствования;

  • оценить, насколько работа предприятия соответствует всем нормам охраны окружающей среды;

  • предоставить консультации по экологической деятельности;

  • оценить актуальные экологические риски;

  • выявить степень нанесенного экологического ущерба;

  • составить план рекомендаций по мероприятия охраны окружающей среды;

  • провести другие важные действия по аудированию в аспекте улучшения экологической деятельности на предприятии.

ЭкоЦентрПроект – это профессиональная компания, которая предлагает вам качественные услуги экологического аудита. Мы гарантируем надежность и безопасность, а также высокий профессионализм в реализации поставленных задач. Прямо сейчас вы можете позвонить и получить полную консультацию.

Разновидности экологического контроля

Существует несколько видов контроля. За каждым из них закреплены свои полномочия, и поставлены определенные цели.

Государственный экологический контроль разделяют по критериям субъекта контроля, поэтому он может быть общим или специальным. Осуществляется он на уровне государства специально уполномоченными для выполнения такой работы органами и лицами. Также он представляет одну из важнейших функций экологического управления. Ему даны все полномочия в случаях, когда нужно применить меры административного принуждения, такие как приостановка деятельности предприятия, лишение прав пользования природой и другие.

Муниципальный контроль проводится на территории муниципального образования органами самоуправления в отношении субъектов производственного и социального назначения, которые не относятся к субъектам федерального государственного контроля.

Ведомственный контроль над экологией осуществляется центральными органами власти по отношению к подчиняющимся им структурам организациям, учреждениям, предприятиям в рамках определенной отрасли.

Производственный контроль осуществляется только в рамках определенного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации руководителем или должностными лицами отдельных структур.

Общественный экологический контроль основан на многочисленных документах, в которых предусмотрено участие общественности в принятии важных решений.

По законодательству государственный контроль в сфере экологии можно осуществлять в разных формах:

  • Проводить общественные слушания.
  • Референдумы.
  • Осуществление общественной экологической экспертизы также входит в рамки экологического контроля.
  • Средства массовой информации могут помочь в проведении такого контроля.
  • Жалобы, иски и заявления в различные инстанции и правоохранительные органы.

Какой орган осуществляет экологический надзор?

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами в пределах их компетенции в рамках:

  • федерального госнадзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, госнадзора в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, федерального госнадзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федерального государственного охотничьего надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением тех, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минприроды (государственных природных заповедников и национальных парков), — в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ о соответствующих видах надзора;
  • госнадзора в области обращения с отходами, государственного экологического надзора на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, — в порядке, установленном Положением N 426.

В соответствии с п. 6 Положения N 426 осуществлять федеральный государственный экологический надзор вправе следующие должностные лица Росприроднадзора:

  • руководитель;
  • заместители руководителя, начальники управлений, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями руководителя по охране природы в области охраны окружающей среды;
  • заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • руководители территориальных органов Росприроднадзора, являющиеся одновременно главными государственными инспекторами РФ по охране природы и главными государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • заместители руководителей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями главного государственного инспектора РФ по охране природы и заместителями главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ).

Производственный экологический мониторинг как правило включает в себя 3 этапа работ:

  • фоновые наблюдения, проводимые с целью оценки состояния природных компонентов до начала строительства;
  • лабораторные исследования по экологическим показателям в период строительства;
  • регулярные экологические наблюдения и лабораторные исследования на период эксплуатации объекта.

Перечень контролируемых экологических показателей при производственном экологическом контроле, точки отбора проб, кратность исследований определяется в каждом конкретном случае с учетом действующих нормативных документов, особенностями расположения и характером производственного процесса на объекте.

Какими принципами должен руководствоваться контроль окружающей среды?

Во-первых, все мероприятия, проводимые в данной области, должны быть совершенно независимы от внешнего давления. Кроме того, контролирующие органы всегда должны действовать с той позиции, что любая хозяйственная деятельность несет потенциальную угрозу экологической безопасности данной местности, а все предприятия в этом плане еще опаснее.

Лицо, ведущее экологический контроль, должно требовать неукоснительного соблюдения всех правовых нормативов и законов, принятых в сфере экологического законодательства, от руководства компаний, чья деятельность представляет прямую или косвенную опасность экологическому состоянию региона. В деле экологического контроля обязательно должны участвовать органы государственной власти, включая таковые для каждого субъекта РФ, а также органы местного самоуправления. Помимо этого, допускается привлечение физических и юридических лиц.

Если какая-то хозяйственная или иная деятельность непредсказуема по последствиям для окружающей среды, контролирующие органы имеют право требовать ее прекращения. Кроме того, эти же инстанции имеют право на лоббирование непринятия тех проектов (в том числе законодательных, на государственном уровне), которые в перспективе могут привести к разрушению естественной среды обитания для растений, животных, самого человека

Особенно это важно, если есть перспектива полного разрушения старого биоценоза, относящегося к национальному парку, заповеднику, иной охраняемой территории

Контролирующие органы также несут ответственность (вплоть до уголовной) за соблюдение/несоблюдение законов экологического законодательства.

Уровни экомониторинга

Структура экологического мониторинга является многоступенчатой системой, состоящей из 4 уровней.

  1. Локальный мониторинг компонентов окружающей среды. Проводится в пределах одного естественного или техногенного объекта.
  2. Территориальный уровень. Масштаб исследовательских работ – область, регион, округ в пределах России.
  3. Федеральный уровень. Программа контроля распространяется на территорию всей страны.
  4. Глобальный уровень. Международные программы и проекты по наблюдению за состоянием биосферы и «экологическим здоровьем» нашей планеты.

В Российской Федерации контроль осуществляется в соответствии с ФЗ №7 (законом «Об охране окружающей среды»). Международные проекты проводятся по программе ЮНЕП, созданной в рамках ООН, и Всемирной метеорологической организации (ВМО).

Характеристики государственного мониторинга

Это важнейший тип экологического мониторинга (во всех странах, а не только в Российской Федерации). Его положения и мероприятия распространяются на все органы государственной власти, предприятия, он действует в отношении физических и юридических лиц. Таким образом, он является как бы надведомственным, за исполнением его положений прямо следит Федеральная служба по экологическому надзору.

Впрочем, государственный контроль все равно может влиять на органы экологического мониторинга, так как правительство может иметь обратное мнение

В частности, организации природоохранного толка могут не желать открытия нового предприятия, но если оно важно для интересов государства, то мнением экологов вполне могут пренебречь. Конечно же, это не означает отмены постоянного мониторинга деятельности завода с тем, чтобы окружающей среде во время этого процесса не был нанесен значительный вред

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector