Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Содержание:
- Анализируемые показатели и методы проверки
- Сроки проведения государственной экологической экспертизы
- Принципы экспертизы
- Принципы экологической экспертизы
- Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
- Виды в России
- Определение и оценка экологической экспертизы
- Что это такое
- Порядок проведения
- Объекты ФЗ № 155, 187, 191
- Основные принципы и цели
- Документы
- Виды
- Объекты региональной экологической экспертизы
- Порядок действий
Анализируемые показатели и методы проверки
Исследование объектов или отдельных видов деятельности по требованиям безопасности в области экологии включает ряд показателей. По свойствам показатели делятся на 3 группы:
- физические;
- химические;
- биологические.
Среди направлений аудита физических показателей выделяются: радиационный фон, уровни шума, вибрации, электромагнитные излучения, освещенность. Лабораторным способом определяется химический состав окружающей среды: вредные испарения, взаимодействия элементов, загрязнения. В биологической части исследования определяется наличие бактерий, грибков, болезней, других опасностей биологического характера.
В качестве методов исследования используются инструменты, лабораторные опыты, изучение документации, интервьюирование сотрудников, групповое обсуждение.
Сроки проведения государственной экологической экспертизы
Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать три месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом
Порядок проведения
Алгоритм проведения экологической экспертизы, как правило, выглядит следующим образом:
- выбор экспертной компании;
- предоставление необходимой документации;
- заключение договора и оплата услуг по проведению экспертизы;
- ожидание проведения исследований;
- ожидание результатов экспертизы;
- получение сертификата соответствия и отчета о проделанной работе.
При этом с точки зрения экспертов проведение государственной экологической экспертизы выглядит несколько иначе и состоит из:
- предоставления материалов;
- регистрации, проверки полноты и достаточности предоставленных материалов;
- формирования комиссии государственной экспертизы;
- подготовки групповых, индивидуальных заключений и сводного заключения государственной экспертизы;
- подписания и утверждения заключения.
Заказать проведение экологической экспертизы можно в таких организациях, как:
Заключение
Таким образом, экологическая экспертиза – важнейший вид исследования, направленный на выявление соответствия объектов или деятельности утвержденным требованиям, а также возможности продолжения использования объекта или ведения деятельности причинения вредя окружающей среде. Именно поэтому для особо опасных с экологической точки зрения промышленных объектов проведение такой экспертизы обязательно.
Принципы экспертизы
Знать принципы процедуры не менее важно, чем объекты экологической экспертизы. К ним относится следующее:
- Ответственность участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение процедуры, уровень ее качества.
- Гласность, учет мнения социума, допуск к участию общественных организаций.
- Законность, объективность, научная обоснованность результатов экспертизы.
- Независимость экспертов-участников при осуществлении своих полномочий во время процедуры.
- Полнота и достоверность данных, предоставляемых специалистам, проводящим экспертизу.
- Обязательный учет требований экологической безопасности при прохождении процедуры.
- Комплексность оценки воздействия деятельности объекта экологической экспертизы (общественной и государственной) на природу и людей.
- Презумпция потенциальной опасности для окружающей среды любой планируемой деятельности предприятия, организации (объекта экспертизы).
- Обязательность проведения экологической государственной экспертизы до принятия решения о запуске в работу ее объекта.
Принципы экологической экспертизы
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и их последствий;
- обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
- гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;
- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Это интересно: Торф (торфяник) (видео)
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
Список достаточно обширен:
- Проекты методико-инструктивной, технологической, нормативной документации в сфере охраны окружающей природы, утвержденные государственными органами власти РФ.
- Проекты ряда целевых федеральных программ, которые предусматривают строительство и использование объектов хоздеятельности, оказывающих влияние на экологическую ситуацию. Цель — разработка варианта их размещения с учетом режима природной охраны.
- Проекты договоров о разделе продукции.
- Данные для обоснования лицензий на осуществление конкретных типов деятельности, которые могут оказать отрицательное воздействие на окружающий мир (по законодательству РФ в сфере использования атомной энергии).
- Проекты документации на новые виды техники, технологии, чье негативное влияние на экологию не исключено. Сюда же относятся и бумаги на новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду.
- Материалы экологического комплексного обследования территории, которые обосновывают присвоение данной локации следующих правовых статусов: зоны экологического бедствия, особо охраняемой природной местности, зоны чрезвычайной экоситуации.
- Исследования, которые подтверждают перевод природных государственных заповедников в статус национальных парков.
- Объекты государственной экологической экспертизы, перечисленные в ФЗ №155, 187, 191. Среди них — находящиеся в пределах данных локаций: исключительные экономические зоны, внутренние морские воды, территориальные моря, прибрежная территория и континентальный шлейф. Подробнее — в следующем подзаголовке.
Виды в России
Выделяются два вида экологических экспертиз в России, различающиеся инициаторами запроса на проверку:
- государственная;
- общественная.
В первом случае исследуемые объекты или деятельность проверяются на соответствие государственным требованиям. Во втором случае проверка имеет рекомендательные результаты, используемые общественными объединениями для инициирования действий в области защиты окружающей среды. Экологическая сертификация обязательна по требованиям госорганов, если деятельность предприятия или объекта входит утвержденный список.
Контроль объектов вне утвержденного списка осуществляется по общественному запросу. Общественные проверки проводятся в целях разных организаций, на основании чего существует деление:
- ведомственные;
- научные;
- коммерческие.
Государственная
В роли инициатора такой проверки выступает государство. Проведение государственной экологической экспертизы – требование нормативно-правовых документов. Организация и проведение связанных действий производится Росприроднадзором, в состав которого входит штат экспертов в сфере экологии. За счет государственного надзора подтверждается и контролируется рациональное использование природных ресурсов страны, охраняется окружающая среда.
Общественная
Основываясь на запросах граждан, публичных организаций, местных администраций, проводятся общественные аудиты. Исключение для проведения проверки составляют объекты, представляющие тайну:
- государственную;
- коммерческую;
- иную, которая охраняется законодательно.
- инициирование экспертной проверки;
- информированность о выводах и промежуточных итогах.
Ответственность за результаты общественной проверки не отличается от государственной.
Ведомственная
Один из видов экологической экспертизы – ведомственная. Инициаторами проведения выступают министерства, профильные ведомства, использующие результаты для анализа деятельности подведомственных предприятий в области экологической защиты. Выводы применяются для улучшения экологических показателей при последующей государственной сертификации. Результаты двух видов контроля не должны противоречить или исключать друг друга.
Научная
Один из видов экспертизы, который не регламентируется законодательно, – научная. В роли инициаторов выступают научные, образовательные учреждения, проводящие проверку в следующих целях:
- сверка данных;
- изучение событий.
Обстоятельства для проверки возникают в лабораторных или естественных условиях.
Коммерческая
Социально ответственные компании, внедрившие политику в сфере защиты окружающей среды, заказывают аудит собственных процессов на соответствие экологическим требованиям. Коммерческая экологическая экспертиза проводится по инициативе и в интересах заказчика. Такая проверка не регулируется законодательством, процесс полностью управляется участниками аудита.
Определение и оценка экологической экспертизы
Экологическая экспертиза включает определение и оценку:
- Экологических последствий адаптации проекта конфигурации (с точки зрения количества, мощности и расположения заводов по производству, хранению, предварительной обработке и распределению ресурсов биомассы и биопродуктов);
- Операционной стратегии (включая выращивание, планы сбора, хранения, предварительной обработки и транспортировки ресурсов биомассы и биопродуктов);
- Альтернативного сырья биомассы или варианта процесса/технологии (для деятельности по конверсии и предварительной обработке).
Однако во многих случаях готовятся упрощенные экспертные заключения, охватывающие только избранные группы организмов. Это имеет место, например, на этапе подготовки к тепловой модернизации или реконструкции здания, в котором могут находиться охраняемые животные. Затем проводится экологическая экспертиза с учетом:
- Орнитологического мониторинга – описывает птиц, присутствующих в данном районе, и места их гнездования;
- Териологического мониторинга – посвящен летучим мышам, живущим в здании, и другим охраняемым млекопитающим, например, ежам.
Однако в случае инвестиций, связанных с ликвидацией водоема, необходимо будет подготовить герпетологическую экспертизу. Ее цель показать, не окажут ли проведенные работы неблагоприятное воздействие на земноводных, живущих в водохранилище.
Экологическая экспертиза часто готовится несколькими экспертами, имеющими дело с определенными группами организмов
Она включает, в частности, выводы орнитолога, териолога или ботаника. Важно, чтобы специалисты, выполняющие полевые исследования, обладали соответствующими теоретическими знаниями, а также опытом работы с данной группой организмов
В дополнение к результатам самой инвентаризации природы, экспертиза включает возможные решения, которые может использовать инвестор для минимизации негативного воздействия работ на окружающую среду. При этом эксперты:
- Составляют рабочий график, который будет как можно меньше нарушать порядок в окружающей среде;
- Предлагают рекомендации по компенсационным мерам, таким как подвешивание гнезд для птиц и летучих мышей или строительство запасных резервуаров для воды для амфибий.
Для пользователей сайта Ekspertizy.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций, которые проводят экологическую экспертизу:
МоскваСанкт-ПетербургАстраханьБарнаулВладивостокВолгоградВоронежЕкатеринбургИжевскИркутск
КазаньКалининградКемеровоКировКраснодарКрасноярскЛипецкМахачкалаНабережные ЧелныНижний Новгород
НовокузнецкНовосибирскОмскОренбургПензаПермьРостов-на-ДонуРязаньСамараСаратов
ТольяттиТомскТулаТюменьУльяновскУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославль
Что это такое
Под экологической экспертизой принято понимать проверку соответствия документов. На базе данных, полученных в ходе проведения данного мероприятия, будет осуществляться дальнейшая хозяйственная деятельность в соответствии с нормативами законодательства. В процессе организации этого мероприятия определяется, допустима ли реализация объекта.
Организацией и фактическим проведением мероприятия занимается федеральный исполнительный орган под названием Росприроднадзор. Также с ним взаимодействуют структуры государственной власти.
Еще один распространенный термин – общественная экологическая экспертиза. Ее проведение осуществляется на основании инициативы граждан, объединений общественного характера, государственных органов местного самоуправления. Это все субъекты, которые обеспечивают охрану окружающей среды.
Все объекты, в отношении которых она проводится, могут иметь федеральное или региональное значение.
Порядок проведения
- материалы оценки влияния на окружающую среду;
- положительные заключения от органов контроля;
- результаты других экспертиз;
- итоги обсуждений объектов.
Далее алгоритм совершаемых мероприятий выглядит следующим образом:
- регистрация материалов и обеспечение проверки полноты их предоставления;
- создание комиссии государственной экологической экспертизы, выбор кандидата на руководящий пост и должность ответственного секретаря;
- подготовка заключений индивидуального, группового, сводного типа;
- подписание документов, предполагающее их утверждение.
Полученное в итоге заключение наделяется юридическим статусом после подписей и печатей руководителей, а также специалистов уполномоченных государственных структур. При необходимости повторного проведения экспертизы организуется арбитражное судебное разбирательство.
Объекты ФЗ № 155, 187, 191
Объекты экологической экспертизы федерального уровня — это и следующие примеры:
- Проекты зданий, производств, чье строительство, реконструкция планируется на просторах особо охраняемых природных территорий федерального уровня.
- Проектная документация технически сложных, уникальных, особо опасных объектов, реконструкция, строительство которых планируется на землях особо охраняемых природных зон местного и регионального значения.
- Документы об эксплуатации, проекты строительства, реконструкции, вывода из рабочего состояния объектов, которые используются для размещения или обезвреживания отходов 1-5 класса опасности. Сюда же относятся планы рекультивации земель, использованных, нарушенных из-за такой деятельности.
- Проектная документация на искусственные земельные участки, которые планируется устроить в акваториях водных объектов, принадлежащих РФ.
- Планы ликвидации горных выработок, где заключены отходы производства черных металлов 4-5 класса опасности.
- Проектная документация капитальных строений, которые относятся к объектам I категории согласно законам об охране окружающей среды.
- Иные не указанные выше данные для обоснования экологического комплексного решения.
Основные принципы и цели
В федеральном законе выделены принципы, которые участники экологической сертификации должны учитывать при проведении проверки:
- каждая деятельность должна рассматриваться в качестве потенциально опасной для экологии;
- эксплуатация объекта начинается с момента получения заключения;
- деятельность оценивается комплексно;
- должны учитываться показатели, влияющие на безопасность окружающей среды;
- обеспечивается полнота, достоверность обрабатываемой информации;
- соблюдается независимость специалистов экспертной организации;
- заключения должны быть обоснованы, независимы, законны;
- гарантируется гласность результатов, учет общественного мнения;
- вовлеченные стороны отвечают за достижение целей аудита.
Соблюдение принципов означает, что работа проводится независимыми специалистами, которые должны беспристрастно оценить безопасность объекта или хозяйственных операций для экологии.
Документы
Документы, представляемые заявителем
I. Обязательные к представлению документы:
На государственную экологическую экспертизу представляется документация в соответствии с перечнем объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, установленным статьей 12 Федерального закона №174‑ФЗ «Об экологической экспертизе» (Федеральный закон №174‑ФЗ):
- Проекты нормативно‑технических и инструктивно‑методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
- Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанные в настоящем пункте, и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
- По объектам государственной экологической экспертизы, в том числе для повторного рассмотрения, заявитель представляет на государственную экологическую экспертизу следующие материалы:
- документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе в соответствии со статьей 12 Федерального закона №174‑ФЗ в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащую материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе;
- заключения общественной экологической экспертизы, в случае ее проведения, направляются в Комитет общественными организациями (объединениями) в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона №174‑ФЗ.
II. Документы, представляемые заявителем по собственной инициативе:
- Положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации или законодательством Санкт‑Петербурга порядке.
- Заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами.
- Материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных уполномоченными органами государственной власти Санкт‑Петербурга.
III. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):
- Документ, подтверждающий полномочия представителя на осуществление действий от его имени. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заказчика, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заказчика (при наличии) и подписанная руководителем или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
- договор, в том числе договор между представителем и представляемым, между представляемым и третьим липом, решение собрания, содержащие указания на полномочия доверенного лица по представлению заказчика;
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заказчика без доверенности. Доверенность от заказчика, являющегося юридическим лицом, должна быть удостоверена усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
- представленные документы не поддаются прочтению;
- в случае подачи заявительных документов в электронной форме через Портал основанием для отказа в их приеме является отсутствие подтверждения действительности усиленной квалифицированной электронной подписи, включающей проверку статуса (действительности) сертификата открытого ключа в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».
Виды
- возведение и реконструкция зданий, находящихся на территории природных зон, в отношении которых действует природная охрана;
- особо опасные объекты, а также элементы, сложные с технической точки зрения;
- площади, предназначенные для размещения отходов, относящихся к 1-5 классу опасности;
- земли, на которых обезвреживаются отходы, не предназначенные для этих целей;
- искусственно созданные участки, прилегающие к водной среде.
Что касается общественной проверки, ее инициаторами являются преимущественно граждане и объединения общественного типа. В целях решения этой задачи создаются общественные комиссии, которые выполняют свою работу на базе государственной регистрации заявления.
Общественные объединения, инициировавшие проведение экспертизы, могут рассчитывать на предоставление со стороны заказчика проектной документации, а также на ознакомление с нормативно-технической документацией. Также они могут принимать в процессе участие в роли наблюдателей. Например, присутствовать на заседаниях, в рамках которых проводятся обсуждения, и принимаются решения.
Также на практике существуют другие разновидности экологической экспертизы:
- Ведомственная. Ее базовая направленность является технологической, а целевая задача заключается в доказательстве экологической безопасности проекта.
- Научная. Она организуется для проверки определенных фактов научного происхождения, ее положения не регулируются на законодательном уровне.
- Коммерческая. Законом она не регулируется, проведение осуществляется в добровольном порядке в целях получения информации о степени безопасности объекта для окружающей среды, услуга является востребованной среди большого количества специализированных компаний.
Это основные и самые распространенные разновидности ЭЭ. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.
Порядок проведения экологической экспертизы представлен ниже на видео.
Объекты региональной экологической экспертизы
Теперь перейдем к экологической экспертизе объектов строительства, реконструкции и проч. уже регионального уровня. Она касается следующего:
- Проекты методико-инструктивных, технологических, нормативных документов сферы защиты окружающего мира, утвержденных органами власти субъектов РФ.
- Проекты региональных целевых программ, которые предполагают возведение и эксплуатацию объектов хоздеятельности, имеющих возможность оказывать негативное воздействие на экологическую обстановку. Размещение данных предприятий, организаций с соблюдением режима охраны природных зон.
- Данные комплексных экологических исследований, которые призваны обосновать отнесение той или иной территории к особо охраняемой природной зоне субъектного (регионального) значения.
- Различные проекты объектов, чья реконструкция, строительство планируется на просторах особо охраняемых территорий как регионального, так и местного значения.
Порядок действий
Порядок действий заявителя
- Обращается в Комитет.
- Подает заявление по форме и документы.
- Получает копию заявления с отметкой о регистрационном номере и дате приема.
- В случае если документация не является объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня, в течение семи рабочих дней получает уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги и возврате материалов по форме.
- В случае установления некомплектности в течение семи рабочих дней со дня регистрации получает уведомление о некомплектности материалов с указанием недостающих документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, а также о необходимости предоставления указанных материалов в полном объеме в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
- При непредставлении запрошенных материалов в течение срока, указанного в уведомлении, получает ранее представленные на государственную экологическую экспертизу материалы без проведения государственной экологической экспертизы с уведомлением.
- Получает уведомление о принятии Комитетом материалов на государственную экологическую экспертизу и необходимости оплаты сбора на проведение государственной экологической экспертизы в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления. К уведомлению прилагается смета и счет.
- В случае неоплаты сбора за проведение государственной экологической экспертизы (непоступления денежных средств на счет Комитета) в установленный срок получает ранее представленные материалы без проведения государственной экологической экспертизы с уведомлением.
- В случае принятия Комитетом решения о предоставлении государственной услуги получает уведомление о начале работы экспертной комиссии, содержащее информацию о дате, времени и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии.
- В случае принятия Комитетом решения о продлении срока проведения государственной экологической экспертизы получает уведомление о продлении срока проведения государственной экологической экспертизы.
- По итогам проведения государственной экологической экспертизы получает заключение государственной экологической экспертизы по форме.
- В случае обнаружения опечаток и ошибок в выданных документах подает заявление об исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах по форме.
- Получает решение либо мотивированный отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
- предоставление для проведения государственной экологической экспертизы документации, не относящейся к объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня;
- неоплата государственной экологической экспертизы по истечении 30 рабочих дней со дня получения заявителем уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы;
- непредставление документов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы, по истечении срока, установленного в уведомлении о несоответствии (некомплектности) ранее представленных материалов установленным требованиям.
Основания для приостановления предоставления государственной услуги действующим законодательством не предусмотрены.