Понятие, виды и задачи экологического контроля

Для чего проводится экологический аудит предприятий

Среди ключевых целей проведения экологического аудита деятельности субъекта хозяйствования следует выделить такие:

  • оценивание работы предприятия, чтобы проверить соответствие всем законодательным нормам и законность их исполнения;

  • анализ негативного влияния, которое имеет место ввиду работы предприятия, формирования отходов и создания потенциальных или явных угроз для экосистемы;

  • выявление и обозначение зон, которые провоцируют загрязнение на предприятии;

  • вычисление объемов и количественных показателей факторов негативного влияния;

  • исследование оборудования, которое используется для минимизации влияния негативных факторов на экосистему, а также анализ и отчет по его работоспособности;

  • оценивание потенциальных и явных угроз для здоровья работников предприятия.

Проведение экологического аудита на предприятии открывает новые возможности для субъекта хозяйствования, в частности:

  • эффективный стратегический план дальнейшего развития и формирование принципов экологической политики компании;

  • получение прав налоговых льгот, которые актуальны при использовании ресурсосберегающего оборудования;

  • минимизация рисков потенциальных и явных угроз для экологии;

  • эффективная организация проверок с успешным результатом со стороны надзорных органов;

  • выход на иностранный рынок и соответствие международным экологическим стандартам;

  • привлечение инвесторов и новые возможности для развития компании.

Аудит экологического состояния предприятия может быть организован только при условии соблюдения следующих требований:

  • оценку проводит независимая компания, что позволяет получить объективные данные;

  • аудитор или аудиторская компания имеет квалификацию, лицензию и опыт проведения проверки в сфере окружающей среды;

  • целевая компания обязуется предоставить полностью все данные для объективной и эффективной проверки деятельности;

  • аудит должен быть комплексным и проводиться в несколько этапов, при этом предварительно составляется план задач;

  • аудиторы должны оценивать абсолютно все факторы влияния на окружающую среду;

  • за предоставленные результаты анализа несет ответственность аудитор и его компания, а при допущении ошибок на инспекторов накладываются соответствующие санкции.

Данные правила разработаны с целью качественной и эффективной оценки работы предприятия, чтобы предоставить объективную и реальную информацию о его деятельности и наносимом вреде окружающей среде.

Цели и задачи проведения экологического аудита

Экоаудит – это мероприятия комплексного типа, и главная задача заключается в том, чтобы помочь предприятию качественно определить все нарушения экологических норм, а также найти эффективные способы их устранения.

Среди ключевых задач экологического аудита предприятия в экологическом аспекте можно выделить следующие:

  • проверка деятельности объекта и формирование детального плана, как устранить нарушения и привести к действующим нормам;

  • оказание помощи для внедрения современных методик для оптимизации деятельности организации;

  • обозначение ключевых направлений, которые требуют решения проблем и улучшения;

  • создание полноценной и эффективной экологической стратегии для дальнейшей хозяйственной деятельности;

  • внедрение улучшенной системы управления природными ресурсами и поиск новых решений.

Перечисленные выше пункты являются основополагающими, однако в ходе аудита специалистами будут учитываться особенности каждого субъекта деятельности, а также запросы заказчика. Он предполагает индивидуальный подход в определении промежуточных целей и задач для эффективного и правильного проведения всех проверочных процедур.

Процесс экологического аудирования условно разделяется на три стадии:

  • собрать все данные, провести их тщательный анализ и исследовать, чтобы получить полную картину о работе предприятия и переходе на следующий этап;

  • сопоставление всех данных с нормативными требованиями, чтобы проанализировать их соответствие;

  • разработка экспертных рекомендаций, чтобы улучшить показатели работы предприятия и устранить имеющиеся нарушения.

Главная цель экологического аудита заключается в том, чтобы провести полностью независимую экспертную оценку и проверить документацию субъекта хозяйствования, насколько его деятельность соответствует действующим требованиям и нормам окружающей среды и природопользования, а в случае нарушений дать рекомендации по их устранению.

На основании данных аудирования предприятия получают профессиональную помощь в аспектах экологической политики, чтобы усовершенствовать свою деятельность, предотвратить все нарушения и соблюдать законодательство с целью минимизации вреда окружающей среде.

Функции экологического аудита заключаются в следующем:

  • оценить экологическую безопасность работы субъекта хозяйствования;

  • оценить, насколько работа предприятия соответствует всем нормам охраны окружающей среды;

  • предоставить консультации по экологической деятельности;

  • оценить актуальные экологические риски;

  • выявить степень нанесенного экологического ущерба;

  • составить план рекомендаций по мероприятия охраны окружающей среды;

  • провести другие важные действия по аудированию в аспекте улучшения экологической деятельности на предприятии.

ЭкоЦентрПроект – это профессиональная компания, которая предлагает вам качественные услуги экологического аудита. Мы гарантируем надежность и безопасность, а также высокий профессионализм в реализации поставленных задач. Прямо сейчас вы можете позвонить и получить полную консультацию.

Какой орган осуществляет экологический надзор?

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами в пределах их компетенции в рамках:

  • федерального госнадзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, госнадзора в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, федерального госнадзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федерального государственного охотничьего надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением тех, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минприроды (государственных природных заповедников и национальных парков), — в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ о соответствующих видах надзора;
  • госнадзора в области обращения с отходами, государственного экологического надзора на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, — в порядке, установленном Положением N 426.

В соответствии с п. 6 Положения N 426 осуществлять федеральный государственный экологический надзор вправе следующие должностные лица Росприроднадзора:

  • руководитель;
  • заместители руководителя, начальники управлений, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями руководителя по охране природы в области охраны окружающей среды;
  • заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • руководители территориальных органов Росприроднадзора, являющиеся одновременно главными государственными инспекторами РФ по охране природы и главными государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • заместители руководителей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями главного государственного инспектора РФ по охране природы и заместителями главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ).

Корректировка программы ПЭК

В соответствии с пунктом 1 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 — если у вашего предприятия произошли изменения в технологии производства, в результате чего изменились выбросы и сбросы загрязняющих веществ (качественные характеристики), образование отходов (появились или не образуются отходы производства и потребления), а также если объемы выбросов и сбросов изменилось более чем на 10 % , то необходима корректировка программы производственного экологического контроля.

Также установлен срок проведения корректировки программы ПЭК — это 60 дней с даты произошедших изменений.

План график контроля на источниках выбросов

При расчете рассеивания на границе промплощадки в направлении ближайшей жилой застройки принимается  контрольная точка.

В план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.

По результатам расчета рассеивания, без учета фоновых концентраций в План-графике контроля источников выбросов учитываются источники, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих вещества на границе предприятия в сторону наиболее близко расположенного жилья.

План график контроля стационарных источников выбросов разрабатывается согласно Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При организации контроля за соблюдением нормативов выбросов определяются категории источников выбросов в разрезе каждого вредного вещества, т. е. категория устанавливается для сочетания «источник — вредное (загрязняющее) вещество» для каждого k-го источника и каждого выбрасываемого им j-го вредного вещества.

При определении категории выбросов рассчитываются параметры Фkj и Qkj, характеризующие влияние выброса j-го вещества из k-го источника выбросов на загрязнение воздуха прилегающих к предприятию территорий, по формулам:

где: Мkj (г/с) — величина выброса j-го вещества из k-го ИЗА;

ПДКj (мг/м3) — максимальная разовая предельно допустимая концентрация вещества в атмосферном воздухе населенных мест (а при ее отсутствии другие действующие критерии качества воздуха);

qkj (в долях ПДКj) — максимальная по метеоусловиям (скоростям и направлениям ветра) расчетная приземная концентрация данного j-го вещества, создаваемая выбросом из рассматриваемого (k-го) источника на границе санитарно — защитной зоны (СЗЗ) или ближайшей жилой застройки;

КПДkj (%) — средний эксплуатационный коэффициент полезного действия пылегазоочистного оборудования, установленного на k-м ИЗА при улавливании j-го вредного вещества;

Hk (м) — высота k-го источника.

Определение категории «источник — загрязняющее вещество» проводится исходя из следующих условий:

1 категория — одновременно выполняются неравенства:

Фkj > 0,001; Qkj > или = 0,5

2 категория — одновременно выполняются неравенства:

Фkj > 0,001; Qkj < 0,5

3 категория — одновременно выполняются неравенства:

Фkj > 0,001; Qkj < 0,5

4 категория — одновременно выполняются неравенства:

Фkj < 0,001; Qkj < 0,5

и за норматив ПДВ принимается значение выброса на существующее положение.

Исходя из определенной категории сочетания «источник — загрязняющее вещество» устанавливается следующая периодичность контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ):

1 категория — 1 раз в квартал;

2 категория — 2 раза в год;

3 категория — 1 раз в год;

4 категория — 1 раз в 5 лет.

Программа ПЭК — требования ФЗ, приказа Мин.природы России от 28.02.2018 № 74

Что самое важное надо знать о составлении программы ПЭК:

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

alt:Требования к программе производственного экологического контроля.pdfТребования к программе производственного экологического контроля.pdf

Таким  образом, программу производственного экологического контроля (ПЭК) необходимо разрабатывать всем предприятиям, эксплуатирующим объекты негативного воздействия I, II, III категорий для каждого объекта негативного воздействия отдельно.

Как выяснить какую категорию имеет объект негативного воздействия? До 01.01.2017 года предприятия в массовом порядке вставали на учет, как объекты негативного воздействия, подавая заявки в региональные Министерства природных ресурсов и экологии ( если являлись объектами негативного воздействия регионального уровня) или в территориальные Управления Росприроднадзора ( если являлись объектами негативного воздействия федерального уровня) о постановке на учет как объектов НВОС.

Результатом этого процесса должно быть наличие у предприятия свидетельства о постановке на учет как объекта негативного воздействия, в котором указана категория объекта негативного воздействия и уровень надзора.

Виды экологического аудита

Согласно действующему законодательству, выделяют следующие виды экологического аудита предприятия:

  • обязательный (принудительный);

  • инициативный (добровольный).

Первый вид регулируется на законодательном уровне и осуществляется соответствующими контрольными органами, чтобы оценить работу предприятия и его соответствие всем законам и нормам.

Второй вид подразумевает, что предприятие в свободном порядке обращается за услугами аудирования и проводит проверку своей деятельности. В рамках такого мероприятия можно выявить нарушения и недочеты, устранить их своевременно.

В зависимости от характера деятельности аудит можно классифицировать:

  • внешний – привлекаются профильные специалисты из независимой аудиторской компании;

  • внутренний – проводится экспертами самого предприятия.

Также экологический аудит разделяется на такие промежуточные виды:

  • обозначение степени соответствия действующим законодательным требованиям в экологической сфере;

  • обоснование применения предприятием конкретных нормативно-правовых документов в сегменте экологической безопасности;

  • проведение анализа объемов парникового газа с последующей разработкой действий по сокращению выбросов;

  • оценивание потенциальных угроз и последствий в случае техногенного сбоя;

  • определение актуальности и необходимости использования ресурсов окружающей среды;

  • вычисление энергопотребления с последующими рекомендациями по экономии использования ресурса;

  • вычисление уровня опасности промышленных отходов, формируемых предприятием;

  • выявление экологических проблем и перечень способов для их решения.

Этапы проведения экологического аудита

Аудиторская проверка экологического состояния любого предприятия осуществляется по разработанному плану задач и включает такие этапы:

  • подготовительный – определяются приоритетные задачи для проверки, направляется запрос в аудиторскую компанию для заказа соответствующих услуг. Эксперты изучают профиль заказчика, учитывая географический регион и вид деятельности;

  • рабочий – непосредственно проводится сам аудит, начиная с исследования всех документов и отчетов предприятия, проверки экологической политики, изучения проводимых мероприятий по защите окружающей среде, выполнения технического осмотра рабочего оборудования, проведения вычислений всех параметров;

  • результативный – формирование общей объективной оценки по результатам проведенной проверки. Информация подается в письменном отчете, в котором также указываются все нарушения и рекомендации по их устранению.

Отдельно можно выделить еще один этап – руководство предприятия изучает полученный отчет и рекомендации в нем, чтобы организовать дальнейшие действия по работе. По факту нарушений ответственное лицо должно понести наказание или же приняты меры по устранению факторов и угроз.

Отсутствие программы производственного экологического контроля (ПЭК)

Если у предприятия на момент проверки отсутствует программа ПЭК, то это нарушение является составом статьи 8.1.  КоАП   РФ.

Согласно этой статьи за указанное нарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения.

Если ваше предприятие повторно будет привлечено к ответственности за указанное нарушение, то тогда уже будет штраф за отсутствие программы производственного экологического контроля — юридическое лицо от 20,0 тыс. руб, должностное лицо от 2,0 тыс. руб.

Далее вы ежегодно должны будете составлять и сдавать отчет по программе ПЭК.

  • Отчет по ПЭК. Форма, образец и описание
  • Программа ПЭК 2018, 2019 г. Комментарии и 2 образца на выбор

Обязанность по ведению ПЭК

Индивидуальные предприниматели и компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий несут обязанность по подготовке программы производственного экологического контроля. Такие фирмы и ИП непрерывно ведут производственный экологический контроль, опираясь на актуальные законодательные нормы. Руководители организаций и предприниматели собирают, хранят, документируют сведения о результатах ПЭК.

При формировании программы ПЭК уполномоченным сотрудникам организации потребуется отразить следующие данные инвентаризации:

  • Объем выбросов загрязняющих веществ, поступивший в атмосферный воздух в результате деятельности предприятия за определенный период
  • Количество сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
  • Объем производственных отходов, а также отходов потребления
  • Наименование подразделений и должностных лиц, отвечающих за производственный экологический контроль
  • Наименование собственных и привлекаемых аккредитованных испытательных лабораторий
  • Регулярность и методики ведения ПЭК, места отбора проб и способы измерений

Сотрудники организаций и ИП могут осуществлять контрольные мероприятия в отношении следующих вопросов:

Точность соблюдения нормативных актов об использовании природных ресурсов
Применение правил воздействия на окружающую среду выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Устанавливается соответствие лимитов размещения отходов

При этом во внимание принимают номенклатуру и количество загрязняющих веществ, выброшенных в природную среду
Своевременность разработки нормативов воздействия на экологию. Необходимость установить лимит размещения отходов, нормативы ПДВ и ПДС
Источниками образования отходов и выделения загрязняющих веществ
Степень эффективности природоохранной техники (оборудование для улавливания и обезвреживания вредных веществ, системы оборотного и повторного водоснабжения)
Следование правилам обращения с производственными отходами разного класса опасности
Исполнение задач природоохранных мероприятий, выполнение противоаварийных планов, рекомендаций надзорных органов власти
Обоснование размеров платежей за загрязнение экологии
Своевременная подача документации для обеспечения кадастрового учета, государственной статистической отчетности, систем государственного экологического мониторинга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector