Режим чрезвычайной ситуации (чс)

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

 Также читайте познавательный материал от МЧС России: 

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или руководителей организаций устанавливается один из трёх режимов функционирования системы РСЧС:

  1. Режим повседневной деятельности (при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке).
  2. Режим повышенной готовности (при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны. Вводится решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть ЧС, либо ответственными лицами, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.
  3. Режим ЧС. Действует при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае войны. Вводится решениями руководителей федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Режим ЧС может быть объявлен руководством организаций, на территории которых возникла ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.

Примечания:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» // КонсультантПлюс
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. № 1179 “О внесении изменений в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (не вступило в силу)

22 ноября 2012

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые , которые вносятся в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481; 2009, № 12, ст. 1429; № 29, ст. 3688; 2010, № 37, ст. 4675; № 38, ст. 4825; 2011, № 7, ст. 979, 981; № 14, ст. 1950; 2012, № 1, ст. 145; № 17, ст. 2009; № 37, ст. 5002; № 44, ст. 6026).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д. Медведев

Изменения, которые вносятся в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(утв. Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. № 1179)

Гласность и информация в области защиты населения и территорий от ЧС

Сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях являются гласными и открытыми, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права граждан в области защиты от ЧС

1. Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Запросить коммерческое предложение

Для случая, когда Вам нужен официальный документ (КП), чтобы заложить бюджет или НМЦ для тендера:

Выберите из списка инересующий вас вид работАудит промышленной безопасностиИдентификация и классификация ОПО, получение лицензии на эксплуатацию ОПОРазработка ПЛА, планов мероприятий, документации, связанной с готовностью предприятий к ГОЧС и пожарной безопасностиОбследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооруженийРаботы на подъемных сооруженияхРаботы на объектах котлонадзора и энергетического оборудованияРаботы на объектах газового надзораРаботы на объектах химии и нефтехимииРаботы на объектах, связанных с транспортированием опасных веществРаботы на производствах по хранению и переработке растительного сырьяРаботы на металлургических литейных производствахРаботы на горнорудных производствахОценка соответствия лифтов, техническое освидетельствование лифтовРазработка обоснования безопасности опасного производственного объектаРазработка документации системы управления промышленной безопасностьюРазработка деклараций промышленной безопасностиРаботы на объектах Минобороны (ОПО воинских частей) и объектах ФСИН России (ОПО исправительных учреждений)ПроектированиеРемонтно-монтажные работыРемонт автомобильной грузоподъемной техникиЭлектроремонтные и электроизмерительные работыРазработка и производство приборов безопасности для промышленных объектовРазработка и изготовление нестандартных металлоизделий и оборудованияПредаттестационная подготовка по правилам и нормам безопасностиПрофессиональное обучение (рабочие профессии)Обучение по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, теплоэнергетикеСпециальная оценка условий труда (СОУТ) (до 2014г. аттестация рабочих мест)Аттестация сварочного производстваАккредитация и аттестация в системе экспертизы промышленной безопасностиСертификация оборудования, декларирование соответствияЭнергоаудитРазработка схем теплоснабжения и водоснабженияРаботы по экологииДругие работыПовышение квалификации, профессиональная переподготовкаОсвидетельствование стеллажейперсональных данных

Уровни реагирования на ЧС

При введении режима повышенной готовности или ЧС устанавливается один из следующих уровней реагирования:

1.     объектовый уровень реагирования:

решением руководителя организации при ликвидации ЧС силами и средствами организации, оказавшейся в зоне ЧС, если зона ЧС находится в пределах территории данной организации;

2.     местный уровень реагирования:

  • решением главы поселения при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территорию одного поселения;
  • решением главы муниципального района при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона ЧС находится в пределах территории одного муниципального района;
  • решением главы городского округа при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне ЧС, если зона ЧС находится в пределах территории городского округа;
  • решением должностных лиц, определяемых законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, при ликвидации ЧС на внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

3.     региональный (межмуниципальный) уровень реагирования

решением главы правительства Российской Федерации: при ликвидации ЧС силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона ЧС находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

4.     федеральный уровень реагирования при ЧС или при введении режима повышенной готовности к ЧС.

решением правительства Российской Федерации при ликвидации ЧС силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации. 

Объявление ЧС в регионах ЮФО и СКФО.

3 июня 2008 г. – Режим чрезвычайной ситуации в связи с нашествием саранчи объявлен в семи районах Волгоградской области. В районах с режимом ЧС началось проведение защитных мероприятий.

19 июня 2009 г. – В Чечне объявлен режим чрезвычайной ситуации в связи с обрушившимися на республику ливневыми дождями, повлекшими за собой оползни и подтопления домов, а также разрушения мостов, повреждения линий электропередач и газопровода. Перебои с подачей электроэнергии были отмечены в Грозном.

Август 2009 г. — Режим ЧС введен в Волгоградской области из-за засухи, повлекшей за собой опасность лесных пожаров в регионе. На границе Волгоградской и Ростовской областей 5 августа возник лесной пожар. Населенные пункты Волгоградской области не пострадали, однако Волгоград 4 августа накрыло облаком смога, пришедшего с волжского острова Денежный, где пожар охватил площадь в 10 гектаров. Лесные пожары в августе 2009 г. имели место в Калачевском и Старополтавском районах Волгоградской области.

29 октября 2010 г. – В Карачаево-Черкессии зарегистрирована вспышка африканской чумы свиней. Режим чрезвычайной ситуации введен в станице Зеленчукской Карачаево-Черкессии. Очаги африканской чумы свиней зафиксированы на частных подворьях станицы.

11 августа 2011 г. – В Волгоградской области в связи с пожарами объявлен режим чрезвычайной ситуации. Режим ЧС был вызван крупным лесным пожаром, бушевавшим на площади более 135 гектаров. Кроме того, лесные пожары имели место вблизи мемориального комплекса «Мамаев курган» и в Дзержинском районе Волгограда.

7 июля 2012 г. – В Крымске в связи с наводнением объявлен режим чрезвычайной ситуации. В ночь на 7 июля 2012 года большая часть г. Крымска оказалась затоплена в результате ливневого наводнения, чему предшествовали интенсивные ливневые дожди. Количество погибших в результате наводнения составило от 153 до 171 человека. Общий экономический ущерб был оценен в 20 млрд рублей.

13 августа 2013 г. – Режим ЧС объявлен в 14 районах Ростовской области. Причиной послужила аномальная жара и гибель посевов сельхозкультур. Ущерб от засухи превысил 2 млрд рублей.

21 января 2014 г. – Ледяной дождь в Краснодарском крае и краевом центре нарушил работу общественного транспорта и стал причиной падения деревьев. К вечеру 21 января около 135 тысяч краснодарцев оставались без электроснабжения, воды и тепла. Из-за стихийного бедствия в Краснодаре был введен режим ЧС.

24 июня 2014 г. – Режим ЧС объявлен в шести районах Ставропольского края из-за наплыва украинских беженцев. На момент объявления режима ЧС в Ставропольском крае находилось 2,3 тыс. жителей юго-восточных районов Украины.

1 июля 2014 г. – В Волгоградской области введен режим ЧС из-за наплыва беженцев с Украины. На момент введения режима ЧС Волгоградская область приняла более 2,5 тысяч граждан Украины.

Ликвидация последствий ЧС

В мирное время ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ (республики, края, области), на территории которых сложилась ЧС. При этом непосредственное руководство осуществляется соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющихся возможностей недостаточно для ее локализации или ликвидации, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. В случае недостаточности имеющихся сил и средств в субъекте РФ привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В исключительных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий образуется правительственная комиссия, во главе которой, как правило, стоит член Правительства РФ.

Обзор документа

Внесены дополнения в положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указано, что при введении режима повышенной готовности или ЧС в зависимости от факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности людей и требующих принятия допмер по защите населения и территорий от ЧС, устанавливается 1 из следующих уровней.

Объектовый уровень устанавливает руководитель организации. Местный — глава поселения, муниципального района, городского округа; должностные лица, определяемые законами Москвы и Санкт-Петербурга. Региональный (межмуниципальный) — высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа госвласти) субъекта Федерации. Федеральный — Правительство РФ. Особый — Президент РФ.

Перечисленные органы госвласти (должностные лица) могут определять руководителя работ по ликвидации ЧС и принимать допмеры по защите населения и территорий от ЧС.

Порядок реализации и отмены указанных допмер определяет МЧС России.

При отмене режима повышенной готовности или ЧС, а также устранении обстоятельств, послуживших основанием для установления уровня реагирования, соответствующий орган госвласти (должностное лицо) отменяет его.

Кроме того, из положения исключен перечень вопросов, по которым руководители работ по ликвидации ЧС в случае крайней необходимости могли самостоятельно принимать решения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Пригласить на тендер

Если у Вас идет тендер и нужны еще участники:

Выберите из списка инересующий вас вид работАудит промышленной безопасностиИдентификация и классификация ОПО, получение лицензии на эксплуатацию ОПОРазработка ПЛА, планов мероприятий, документации, связанной с готовностью предприятий к ГОЧС и пожарной безопасностиОбследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооруженийРаботы на подъемных сооруженияхРаботы на объектах котлонадзора и энергетического оборудованияРаботы на объектах газового надзораРаботы на объектах химии и нефтехимииРаботы на объектах, связанных с транспортированием опасных веществРаботы на производствах по хранению и переработке растительного сырьяРаботы на металлургических литейных производствахРаботы на горнорудных производствахОценка соответствия лифтов, техническое освидетельствование лифтовРазработка обоснования безопасности опасного производственного объектаРазработка документации системы управления промышленной безопасностьюРазработка деклараций промышленной безопасностиРаботы на объектах Минобороны (ОПО воинских частей) и объектах ФСИН России (ОПО исправительных учреждений)ПроектированиеРемонтно-монтажные работыРемонт автомобильной грузоподъемной техникиЭлектроремонтные и электроизмерительные работыРазработка и производство приборов безопасности для промышленных объектовРазработка и изготовление нестандартных металлоизделий и оборудованияПредаттестационная подготовка по правилам и нормам безопасностиПрофессиональное обучение (рабочие профессии)Обучение по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, теплоэнергетикеСпециальная оценка условий труда (СОУТ) (до 2014г. аттестация рабочих мест)Аттестация сварочного производстваАккредитация и аттестация в системе экспертизы промышленной безопасностиСертификация оборудования, декларирование соответствияЭнергоаудитРазработка схем теплоснабжения и водоснабженияРаботы по экологииДругие работыПовышение квалификации, профессиональная переподготовкаОсвидетельствование стеллажейСкопируйте в это поле ссылку на Ваш тендер, для этого перейдите в браузер, откройте Вашу площадку, выделите и скопируйте строку адреса, затем вставьте в это поле. Если не получится напишите просто номер тендера и название площадки.персональных данных

Классификация

Классификация ЧС природного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера классифицируются на несколько групп:

  1. Геофизические ЧС (землетрясения, извержения вулканов).
  2. Геологические ЧС (оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка лессовых пород, просадка (провал) земной поверхности в результате карста, эрозия, пыльные бури).
  3. Морские гидрологические ЧС (тропические циклоны (тайфуны), цунами, волнение и колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров и припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый) лед, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов).
  4. Гидрологические ЧС (наводнения, половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках).
  5. Гидрогеологические ЧС (низкие и высокие уровни грунтовых вод).
  6. Природные пожары (лесные, торфяные, пожары степных и хлебных массивов, подземные пожары горючих ископаемых).
  7. Метеорологические и агрометеорологические ЧС (бури, ураганы, смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри, крупный град, ливни, снегопады, гололед, метели, засухи, суховеи, заморозки).
  8. Инфекционная заболеваемость людей:
    • единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
    • групповые случаи опасных инфекционных заболеваний;
    • эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний;
    • эпидемия;
    • пандемия;
    • инфекционные заболевания людей невыявленной этиологии.
  9. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:
    • единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
    • эпизоотии;
    • панзоотии;
    • инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных невыявленной этиологии.
  10. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:
    • прогрессирующая эпифитотия;
    • панфитотия;
    • болезни сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии,
    • массовое распространение вредителей растений.

Среди чрезвычайных ситуаций природного характера наиболее частыми являются наводнения – они составляют 40 % от числа всех происходящих природных чрезвычайных ситуаций; тайфуны – 20%, землетрясения и засухи – по 15%.

Для каждого конкретного региона можно составить детальную качественную и количественную характеристику катастроф природного характера.

Наибольшую опасность для России, по данным многолетних наблюдений, представляют наводнения (34 % от общего числа стихийных бедствий); ураганы, бури, тайфуны, смерчи (19 %); сильные и особо длительные дожди (14 %); землетрясения (8 %); сильные морозы и метели (3 %); лавины (3 %).

Относительно чрезвычайных ситуаций природного характера следует сделать несколько общих замечаний:

  1. Природные опасности никогда не могут быть ликвидированы полностью. Это связано с тем, что человечество постоянно использует окружающую среду в качестве источника своего существования и развития.
  2. Общее число экстремальных событий, ведущих к возникновению чрезвычайных ситуаций, постоянно увеличивается. Так, прирост чрезвычайных ситуаций природного происхождения в РФ в 1997 года по сравнению с 1996 годом составил 29,7 %. При этом растут разрушительная сила и интенсивность большинства стихийных бедствий, а также число жертв, моральный и материальный ущерб, причиняемый ими. На севере Евразии наибольшую опасность представляют наводнения (подвержено 746 городов), оползни и обвалы (725 городов), землетрясения (103 города), смерчи (500 городов).
  3. Возрастание чувствительности мирового сообщества к стихийным бедствиям. Рост «чувствительности» подразумевает выделение сообществом все большего объема ресурсов на подготовку и проведение различных глобальных организационных и технических мероприятий, а также на изготовление защитных приспособлений и строительство защитных сооружений.
  4. Сила и интенсивность стихийного бедствия связана с его частотой и повторяемостью: чем больше интенсивность стихийного бедствия, тем реже оно повторяется с той же силой.

Общая характеристика ЧС

Чрезвычайные ситуации, случившиеся в мирное время, как правило, сопровождаются человеческими жертвами, разрушением и уничтожением материальных объектов: оборудования, инженерных коммуникаций, транспортных средств, сооружений, зданий. В условиях ЧС требуется проведение неотложных мероприятий по ликвидации последствий произошедших событий, в том числе спасательных работ.

Главными причинами большинства чрезвычайных ситуаций, в которых замешана личность человека, являются:

  • нарушения в сфере общественных отношений;
  • плохая отлаженность работы контролирующих систем;
  • отсутствие координации между деятельностью людей и окружающей природой.

Развитие общей культуры всего человечества, к сожалению, отстает от быстрого развития научно-технического прогресса в нашем веке. Это создает разрыв между вероятным риском, растущим вместе с внедрением новых технологий, и готовностью людей обеспечить собственную безопасность.

Примечание

В Российской Федерации произошедшая ситуация объявляется чрезвычайной после оценки ее масштаба уполномоченными лицами (специальными комиссиями по ЧС, МЧС России, Правительством РФ). Они же принимают решение о том, вводить или нет режим чрезвычайной ситуации на определенной территории.

Правительство РФ имеет право вводить режим ЧС как на федеральном уровне, так и на региональном. Такое изменение в законодательных актах РФ появилось на фоне эпидемии коронавируса, объявленной пандемией, 1 апреля 2020 года в виде Федерального закона № 98-ФЗ и было подписано президентом России В.В. Путиным.

В ликвидации ЧС, как правило, участвуют следующие структуры субъектов Российской Федерации, на территории которых она возникла:

  • органы исполнительной власти;
  • органы самоуправления;
  • организации, учреждения, предприятия всех организационно-правовых форм.

Чрезвычайные ситуации, происходящие в мирное время, принято делить на 5 групп:

  1. ЧС, которым сопутствуют выбросы опасных веществ в природную среду: радиоактивное загрязнение различного происхождения; утечка ядовитых и химически опасных веществ; утечка бактериологических опасных веществ в окружающую среду.
  2. ЧС, сопровождаемые взрывами или пожарами, а также связанные с их последствиями.
  3. ЧС на коммуникациях транспортного назначения: крупные аварии на инженерных сетях различного назначения, на трубопроводах, на водных коммуникациях; сход с рельсов или столкновение поездов в метро и на железной дороге; иные транспортные аварии, приведшие к катастрофе.
  4. ЧС, носящие военно-политический характер: массовые волнения, сопровождаемые попыткой захвата государственных учреждений; вооруженные нападения; падение ядерного оружия; ракетно-ядерный удар с неизвестного корабля.
  5. ЧС, возникшие в результате стихийных бедствий: природные пожары, наводнения, цунами, заторы льда, смерчи, бури, ураганы, снежные лавины, селевые потоки, оползни, вулканы, землетрясения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector