Подача пены от автоцистерны без установки на водоисточник

Содержание:

Конструкция оборудования

Пожарная автоцистерна представляет собой конструкцию на базе определенного автомобиля, которая оборудована дополнительными устройствами и аксессуарами. Основными составляющими частями являются емкости для транспортировки огнетушащих жидких веществ, таких как вода или пенообразователь.

Помимо этого для использования автоцистерны при тушении пожаров дополнительно предусмотрены пожарное насосное оборудование с различными техническими характеристиками, средства подачи воды или пенообразующего вещества к очагу горения, а также отдельными инструментами и оборудованием, необходимым для качественного и оперативного тушения огня и его локализации.

Основное назначение автоцистерны любого типа заключается также в оперативной доставке пожарного расчета к месту пожара. В зависимости от типа базового автомобиля, на основе которого сконструирована пожарная автоцистерна, количество экипажа может варьироваться от 3 до 7 человек, включая водителя.

Эффективность и рациональность использования пожарных автоцистерн особенно актуальны при выезде на тушение пожаров в безводные районы или при локализации возгораний в загородной местности при отсутствии источников водоснабжения или водозабора.

Учитывая технические особенности пожарной автоцистерны, ее использование может выражаться в трех направлениях:

  • автономное использование при тушении пожара собственной цистерны. В этом случае возможная эффективность работы пожарной машины ограничивается емкостью водяного бака или бака для пенообразующего вещества;
  • использование пожарной автоцистерны при подключении к пожарному гидранту. В данном случае насосное оборудование на пожарных транспортных средствах усиливает напор при подачи воды к очагу возгорания. При этом количество используемой воды не ограничивается вместимостью водяного бака пожарной автоцистерны;
  • использование в качестве источника водозабора открытого водоема. Такой способ наиболее распространен в сельской местности или в загородных районах, где отсутствует водоснабжение или его производительность не позволяет полноценно обеспечить пожарные машины необходимым напором воды.

https://youtube.com/watch?v=D40DU5IeeGg

Пожарные автоцистерны классифицируются на несколько категорий в зависимости от вместительности баков:

  • легкая группа. Под эту категорию подпадают пожарные автоцистерны с объемом до 2 куб. м.;
  • средняя группа. Представители этой категории могут доставить к месту пожара от 2 до 4 куб. м. воды;
  • тяжелая группа. Эти автоцистерны отличаются повышенной вместительностью и могут эффективно работать на пожарах различной категории сложности. Общий объем воды, который такие автоцистерны могут доставить к месту назначения, составляет свыше 4 куб. м.

Противопожарный водопровод и его технические характеристики

Противопожарный водопровод (наружный и внутренний) является одним из наиболее важных элементов системы противопожарного водоснабжения. Проектирование противопожарного водопровода производят в соответствии со СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Для отбора воды из наружного водопровода на нем устанавливают на расстоянии 100-150 м пожарные гидранты.

Как правило, сеть противопожарного водопровода делают кольцевой, обеспечивающей тем самым высокую надежность водообеспечения. Причем для каждой кольцевой сети делаются два ввода (места присоединения к предыдущей сети). Тупиковые сети, т.е. разветвленная сеть, в которой от каждого узла сети до точки подачи воды имеется только один путь, допускается применять в следующих случаях:

  • на производственные нужды, когда по условиям технологии допускаются перерывы в водоснабжении на время ликвидации аварии;
  • на хозяйственно-питьевые нужды при диаметре труб не более 100 мм;
  • на хозяйственно-противопожарные нужды при длине линии не более 200 м, а также в населенных пунктах с числом жителей до 5 тыс. человек и расходом на наружное пожаротушение до 10 л/с при условии устройства противопожарных резервуаров или водоемов.

Диаметр труб сетей определяют расчетом с учетом потребного расхода воды и гидравлических сопротивлений всех участков сетей. Причем минимальный диаметр труб объединенного водопровода в населенных пунктах и на промышленных объектах должен быть не менее 100 мм, а в сельской местности – не менее 75 мм.

При заборе воды насосами пожарных машин необходимо знать водоотдачу водопроводных сетей, которая представлена в табл. 12.1 (Т – тупиковая сеть, К – кольцевая сеть).

Таблица 12.1.

Забора воды из открытого водоема

В том случае, когда нижний уровень воды в водоеме находится ниже показателя 7 метров от основной оси насосного оборудования или подъезд в берегу водоема затруднен из-за топей, большого количества водорослей или ила, применяется специальный гидроэлеватор.

В этом случае необходимо следить за уровнем воды в цистерне, которая должна быть постоянно заполнена до максимального показателя. Также следует избегать залома рукавов или передавливания их посторонними предметами.

https://youtube.com/watch?v=8TvHd8lV3TI

При установке пожарного автомобиля на водоем для забора воды могут использоваться всасывающие шланги диаметром 125 или 150 мм. Установке на 2 всасывающих клапана должно предшествовать снятие заглушки с патрубка насосного оборудования машины, который осуществляет всасывание воды.

После этого один из пожарных расчета присоединяет сетку всасывающего механизма к рукаву. По такому же принципу формируется вторая линия рукава, они обе соединяются между собой.

Соединительные головки уплотняются предусмотренным способом и общий рукав подсоединяется к насосу. Тот конец рукава, на котором закреплена сетка, погружается в воду и включается насосное оборудование

Обязательным условием является наличие веревки, один конец которой закреплен на рабочем рычаге клапана обратного действия (расположен перед всасывающей сеткой), а второй закреплен за сам рукав или другой надежно закрепленный предмет. Кроме автоцистерны при заборе воды из открытых водоемов, также могут быть использованы различные мотопомпы (прицепные или переносные).

Требования к установке гидрантов

Гидранты должны устанавливаться с учетом правил по промежуткам между ними и иными объектами, норм затрат воды на пожаротушение.

Где должны располагаться

Пункт 8.6 СП 8 указывает, что пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог, на кольцевых сегментах водоводов, а также на тупиковых отрезках, соблюдая п. 8.4 (длина прокладки – до 200 м) и с предупреждением замерзания специальными мерами.

Требования к месту расположения предписывают фиксировать ПГ на фланцах тройников водовода на специальной пожарной платформе, обязательной для подземных моделей.

Расстояние между гидрантами

Расстояние от пожарного гидранта до гидранта на водопроводной сети исчисляется, соблюдая п. 8.6 СП 8. Расстановка должна гарантировать тушение любой, защищаемой данной магистралью постройки:

  • не меньше чем от 2 ПГ при расходе на пожаротушение от 15 л/с;
  • от 1 – при потребностях до 15 л/с.

Пункт 8.6 СП 8 предписывает делать исчисления расстояния между гидрантами на территориях по ГОСТ 8220 (стандарт устарел, но данная норма используется). Расчет учитывает расход, пропускные возможности и напорные потери. На практике также принято соблюдать максимальный промежуток – до 150 м.

Расстояние от гидранта до здания

Правила по расстояниям до дорог, к другим объектам:

  • по СП 8:
    • гидранты следует располагать на расстоянии до 2,5 м от края проезжей части и до 5 м от стен сооружений;
    • учитывают положения п. 9.11 (в п. 8.6 предписано их соблюдать):
      1. если есть автонасосы: 200 м;
      2. мотопомпы: 100 – 150 м (зависит от мощностей приборов);
      3. позволено увеличивать радиус прокладкой рукавов до 200 м;
      4. максимальное расстояние от здания III – V ст. огнест.; от открытых складов опасных веществ – до 30 м, от объектов I и II ст. – до 10 м;
  • схожие нормы есть в п. 6.10 пособия к уже недействующему СНиП 3.01.01-85: сети с высоким давлением – до 150 м, с низким – до 100 м.

Формулы:

Уравнения

Переменные по порядку:

Для радиуса действия ПГ

lp/1,2+Rk*cosа-lзд-^Z* sinb

  • линия в метрах;
  • коэф. кривизны;
  • R комп. струи;
  • ее угол;
  • длина прокладки по высоте сооружения;
  • разница геометр. точек постройки и помпы;
  • угол местности.

Расстояние от объекта (но до 200 м)

R-H/К

  • само расст. (R действия ПГ);
  • H – высота объекта;
  • К = 1,2 – коэф. кривизны.

Допускается ли располагать гидранты на проезжей части

По п. 8.6 СП 8 разрешена установка ПГ на проезжих сегментах дорог. Нет конкретного предписания, не допускающего устанавливать автотранспорт на расстоянии от крышки колодца, но оставление автомобиля на люке однозначно запрещается (ППР 390 п. 56).

Ширина подъезда к гидранту указана в п. 8.6 СП 4 – не меньше 3,5; 4,2; 6 м, соответственно, около зданий высотой до 13, 46, больше 46 м.

Правила установки гидрантов на сетях водопровода

Нормы по установке:

  • вертикально;
  • на пожарную подставку;
  • на промытый водопровод перед гидравлическими испытаниями;
  • обслуживание должно соответствовать ГОСТам 12.3.006, 12.4.009;
  • расположение ПГ в шахте должно обеспечить:
    • свободную фиксацию, открытие крышки;
    • полное накручивание КП;
    • удобство ТО;
  • сегменты с открытой резьбой, неокрашенные части смазывают пресс-солидолом.

В зимнее время гидранты необходимо очищать и утеплять, что зачастую закрепляется в постановлениях местных властей (администраций).

Этапы развертывания сил и средств: подготовка, предварительное и полное развёртывание

Прибыв к месту вызова, весь личный состав разделяется на группы, каждая из которых ответственна за определенные действия. Как следствие – полная боевая готовность. Развертывание сил и средств проводится в три этапа:

  1. Подготовительный. Подготовка к развертыванию проводится непосредственно в момент прибытия. Анализируется ситуация, уточняется информация о типах и месторасположении близлежащего источника воды, максимально близко к которому устанавливается пожарная автоцистерна. Затем включается насос. Открепляются необходимые для пожаротушения устройства и оборудование, перечень которых четко отображают утвержденные методические планы.
  2. Предварительное развертывание. Проводится при условии очевидной необходимости проведения мероприятий по тушению огня либо по указанию руководителя операции. Заключается в создании магистралей посредством рукавных линий, оформлении разветвлений. При этом схемы боевого развертывания пожарных автомобилей составляются согласно местности и имеющимся условиям.
  3. Полное развертывание. Осуществляется при необходимости подачи огнетушащего вещества либо по указанию руководителя. Подразумевает соединение всех составляющих в единую конструкцию.

Все этапы боевого развертывания должны соответствовать сложившейся ситуации. При этом следует обеспечить свободу действий для сотрудников бригады МЧС. Также необходимо запретить посторонним лицам приближаться, вмешиваться в процесс пожаротушения.

Установка ац на гидрант, пожарного автомобиля на водоисточник(открытый водоем): методический план, отработка нормативов

Установка АЦ на гидрант — непростая задача. Пожарные ежедневно оттачивают свои умения, отрабатывая нормативы. Одна из их профессиональных задач — размещение противопожарной цистерны на водоисточнике. В процессе водитель и пожарники должны точно согласовать свои действия, правильно снимать пожарные рукава.

Норматив 7 1: установка автоцистерны на пожарный гидрант

Вода для тушения возгорания доставляется автоцистернами либо высасывается непосредственно из видеоисточника. В качестве последних используют водопроводные сети. В этом случае предполагается установка АЦ на гидрант. Автомобиль также можно разместить на самом водоеме.

Методические планы, составленные МЧС, четко прописывают, за какое время производится размещение, и сколько единиц боевого расчета участвуют в процессе. Показатели зависят от типа используемого автомобиля:

  • ЗИЛ;
  • КАМАЗ;
  • Урал;
  • иностранные авто.

До начала действий водитель должен поставить транспортное средство на стояночный тормоз и включить световую сигнализацию. При необходимости используются противооткатные упоры. Установка производится по команде водителя. После того как тот выполнил основные мероприятия.

Пожарник в свою очередь готовит гидрант и устанавливает колонку. После к механизму присоединяются два мягких рукава. Перед установкой сотрудник противопожарной службы должен подать команду «Автоцистерну на гидрант» и «Ставь».

Норматив 7 3 установка автоцистерны на водоем

Установка автоцистерны на водоем предполагает совместную работу водителя и пожарного. Их необходимо доставить рукав до водоисточника, учитывая его длину. Далее команда соединяет рукава. Они должны образовать единую линию. Последний подсоединяется к насосному патрубку.

На последнем этапе рукав фиксируется специальным ключом. После собранный механизм опускается в водоем. Конструкция погружается на 30 и более сантиметров в воду. После водитель запускает насос и рукав наполняется жидкостью.

Отработка нормативов по установке пожарного автомобиля на водоисточник производится четырьмя сотрудниками пожарной службы. От них требуется:

  1. Первым делом пожарники №1 и №2 прокладывают магистральную рукавную линию. Она идет от напорного патрубка до разветвления.
  2. Затем пожарник №2 должен перенести и установить разветвление.
  3. Пожарнику №3 необходимо выполнять функции связного, координируя правильность и порядок выполнения действий. Именно им указывается какой водоем и количество всасывающих рукавов.
  4. Четвертый пожарник стоит на разветвлении. Сотрудник отвечает за сохранность линии.

В процессе установки также участвует водитель. От него требуется присоединить линию и включить насос.

Подготовка пожарного автомобиля к работе

Автомобили спасательной службы всегда содержатся в боевом состоянии. Они заправлены топливом, на них размещено нужное оборудование, у них заполнены цистерна и пенобак.

По приезду на место работы необходимо:

  1. Поставить машину на ручной тормоз.
  2. Установить противооткатные упоры.
  3. Присоединить рукавную линию на пожарный гидрант.
  4. Проследить, чтобы коробка передач была установлена на «нейтралку».
  5. Включить зажигание.
  6. Запустить двигатель.

Пожарный готовит гидрант и устанавливает рукава, а водитель следит за пуском насоса.

Проверка пожарного насоса на герметичность

Перед проверкой насоса на герметичность следует убедиться, что в нем отсутствует вода. После этого выполняются следующие действия:

  • запускается двигатель;
  • проверяется плотность закрытия всех элементов;
  • ручка клапана поворачивается до упора;
  • включается ГВА;
  • увеличиваются обороты двигателя до максимума.

Когда стрелка мановакуума перемещается в положение между «0» и «-1», вакуум выключается. Только после этого можно снижать обороты и выключать ГВА.

Гидранты

Проверку пожарных гидрантов проводить при соблюдении следующих условий:

  • пуск воды производить только при положительных температурах; при температуре воздуха от 0 до -15 °С, допускается только внешний осмотр без пуска воды.
  • при температуре ниже -15 °С открывание крышек колодцев для осмотра запрещается во избежание потерь тепла самого колодца.

При проверке пожарных гидрантов необходимо проверить:

  • состояние подъездов к пожарным гидрантам;
  • размещение гидрантов в колодцах должно обеспечивать свободную установку крышки колодца и открытие крышки гидранта и полное навертывание пожарной колонки;
  • наличие указателей, соответствие координат на указателе фактическому расположению пожарного гидранта (в случае неверно указанных координат расположения необходимо произвести корректировки в справочнике, схемах и планшетах, водоисточников, а так же поставить в известность представителя ОВКХ);
  • наличие и исправность люка и крышки колодца;
  • целостность и исправность крышек и резьбы ниппеля, верхнего квадрата штанги и корпуса гидранта;
  • наличие крышки стояка гидранта; наличие воды в колодце, корпусе гидранта; крепление корпуса гидранта к подставке; герметичность клапана, легкость его открытия и закрытия; состояние резьбы на гидранте (путем накручивания пожарной колонки); проверить работу гидранта с установкой пожарной колонки и определить пропускную способность (расход воды) гидранта;
  • уточнить вид и диаметр водовода на котором установлен гидрант.

Примечание. Минимальные расстояния до внутренних поверхностей колодца, которые должны соответствовать:

  • от стенок труб (при диаметре труб до 400 мм) – 0,3 метра; (от 500 до 600 мм) – 0,5 метра, (более 600 мм) – 0,7 метра;
  • от плоскости фланца (при диаметре труб до 400 мм) – 0,3 метра, (более 400 мм) – 0,5 метра;
  • от края раструба, обращенного к стене (при диаметре труб до 300 мм) – 0,4 метра, (300 мм) – 0,5 метра;
  • от низа трубы до дна (при диаметре труб до 400 мм) – 0,25 метра, (от 500 до 600 мм) – 0,3 метра, более 600 мм – 0,35 метра;
  • от верха штока задвижки с выдвижным шпинделем – 0,3 метра; от маховика задвижки с не выдвижным шпинделем – 0,5 метра;
  • от крышки гидранта до крышки колодца не более 450 мм по вертикали, а расстояние в свету между гидрантом и верхом обечайки не менее 100 мм;
  • высота рабочей части колодцев должна быть не менее 1,5 метра.

Пуск воды в рукав осуществляется в следующей последовательности:

  • открыть крышку колодца гидранта с помощью ключа пожарной колонки; установить колонку пожарную колонку путем навертывания на ниппель гидранта;
  • наполнить гидрант водой путем открытия его центральным ключом пожарной колонки на пол оборота;
  • после наполнения гидранта водой центральный ключ пожарной колонки открыть полностью.
  • Прекращение подачи осуществляется в следующей последовательности: закрыть запорными вентилями шиберные задвижки колонки; закрыть гидрант центральным ключом пожарной колонки.

Характерные неисправности

В практической деятельности личный состав подразделений ГПС сталкивается со следующими наиболее часто встречающимися неисправностями пожарных гидрантов:

Табличка:

  • отсутствует координатная табличка;
  • данные на координатной табличке не соответствуют действительности или плохо видны.

Колодец:

  • засыпан грунтом, мусором и т.д.; заасфальтирован;
  • заставлен оборудованием, автотранспортом и т.п.;
  • отсутствует подъезд;
  • заглушен;
  • не закрыт (течёт);
  • низкое давление в сети;
  • разморожен;
  • отсутствует дренаж колодца; сдвинут комплект; нет крышки комплекта; нет подъезда;
  • наледь не позволяет произнести открытие.

Стояк:

  • нет стояка;
  • низко расположен стояк; сбита резьба на стояке; стояк не закреплён; стояк забит грунтом; трещина в стояке; нет крышки стояка; смещен стояк;
  • не работает сливное устройство.
  • шток: нет штока; шток сорван; шток изогнут;
  • длинный шток не позволяет произвести пуск воды; большой квадрат штока; стёрты грани штока.

Фланец:

  • болты па верхнем фланце препятствуют наворачиванию колонки; течь под верхний или нижний фланец; разбит фланец.
  • Магистраль:
  • отключена;
  • нет обводного кольца.

Заполнение журнала о состоянии пожарного гидранта

Требования, предъявляемые при приеме в эксплуатацию новых источников противопожарного водоснабжения

К пожарным гидрантам:

Пожарные гидранты устанавливаются на кольцевых водопроводных сетях. Допускается установка ПГ на тупиковых линиях, при условии, что их длина не превышает 200 метров (пп. 8.16 СНиП 2.04.02-84).

Диаметр труб водопровода, на которых устанавливаются ПГ, должен быть не менее 100 мм, а максимальный – 400 мм.

Пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м. от края проезжей части, но не ближе 5 метров от стен зданий. Допускается располагать ПГ на проезжей части. Расстояние между ПГ не должно превышать 150 м.

Вокруг люков колодцев ПГ, расположенных на застроенных территориях без дорожных покрытий или в зеленой зоне, должны предусматриваться отмостки шириной 1 м с уклоном от люков. Отмостки должны быть выше прилегающей территории на 0,05 м

К ПГ должен быть свободный подъезд шириной не менее 3,5 м.

Для облегчения поиска ПГ при пожаре «Водоканал» обязан оборудовать ПГ указателями, отвечающими требованиям НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размер, общие технические требования» табл. 3 п. 20, на которых указываются расстояния до ПГ. Указатели пожарных гидрантов, как правило, устанавливаются на фасаде ближайшего здания напротив колодца или вблизи от него на видном месте.

Расстояние от верхней части ПГ до верхней кромки люка должно быть не более 400 мм и не менее 150 мм. Техническое состояние ПГ проверяется путем установки колонки с обязательным пуском воды, при этом не должно наблюдаться подтекания воды во фланцевых соединениях гидранта.

После приема в эксплуатацию и испытания на водоотдачу ПГ составляется акт в трех экземплярах, по одному экземпляру для пожарной части, «Водоканала» и организации, проводившей работы. На основании актов пожарные гидранты ставятся на учет, вносятся изменения в план-карты районов, планшеты источников водоснабжения и списки противопожарного водоснабжения.

К пожарным водоемам (резервуарам):

Необходимость устройства и требуемый объем пожарных водоемов (ПВ) для объектов определяются по нормам расхода воды, при расчетном времени пожаротушения в соответствии с указаниями пп. 2.16–2.18 СНиП 2.04.02-84.

Количество ПВ должно быть не менее двух, при этом в каждом водоеме должен храниться половинный объем воды на пожаротушение.

Расстояние от водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I–II степеней огнестойкости – не менее 10 м; до резервуарных парков с хранением нефтепродуктов не менее 40 м.

При затруднении забора воды из ПВ, надлежит предусматривать приемные колодцы (сухие) объемом 3–5 м3, соединенных с ПВ трубой диаметром не менее 200 мм. Перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе следует устанавливать колодец с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка.

Из каждого водоема должен быть обеспечен забор воды не менее чем двумя пожарными насосами, желательно с разных сторон.

К пожарным водоемам и приемным колодцам устраиваются подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, размером не менее 12×12 м.

Для надежного забора воды из естественных водоемов, имеющих крутые откосы берега, а также значительное сезонное колебание горизонтов воды устраиваются подъезды (пирсы), способные выдержать нагрузку пожарных автомобилей. Площадка подъезда (пирса) должна быть расположена не выше 5 м от уровня горизонта низких вод и выше горизонта высоких вод не менее, чем на 0,7 м и оборудовано отводными лотками для всасывающих рукавов.

Глубина воды с учетом промерзания в зимнее время должна быть не менее 1 м, в противном случае в месте забора устраивают котлован (приямок). Ширина настила площадки должна быть не менее

4,5–5 м с уклоном в сторону берега и иметь прочное боковое ограждение высотой 0,7–0,8 м. На расстоянии 1,5 м от продольного края площадки укладывается и укрепляется упорный брус сечением не менее 25×25 см.

Как подготовить пожарный автомобиль к работе

Пожарный автомобиль (ПА) содержат в боевой готовности, то есть:

  • на борту укомплектовано пожарно-техническое вооружение;
  • машина заправлена моторным маслом и бензином;
  • цистерна наполнена водой, а пенобак – пенообразователем.

По приезде ПА на место пожара проводятся следующие действия по подготовке машины:

  1. Расположение автомобиля. Оно должно быть безопасным и в случае непредвиденных ситуаций не должно препятствовать быстрой эвакуации. Еще один критерий выбора места: пожарные линии, уходящие в источник, должны быть как можно короче, с наименьшим числом перегибов.
  2. Прокладка пожарных линий. Проводится по ситуации. Общее правило: сначала устанавливается всасывающая линия, потом – выходная.
  3. Включение насосной установки. В большинстве случаев работа завязана на двигателе машины. Систему включают только после расположения авто на месте тушения. Работа насоса «вхолостую» (без вещества) на серьезной мощности двигателя может сломать установку. Также запрещена длительная работа системы без воды на низкой мощности двигателя.

Сушка насоса по завершению его опорожнения

Нажать клавишу F4.

Сушка выполняется в течение 10 сек, после 10 сек работы повторным нажатием клавиши F4 остановить сушку.

Если использовалась рукавная катушка ВД необходимо произвести продувку катушки..Для опорожнения катушки отсоединить ствол ВД от катушки.

  • Полностью размотать рукав ВД.
  • Для продувки открыть кран и нажать кнопку продувки.

Продувка производится до полного прекращения течи воды из рукава катушки ВД

Смотать рукав катушки ВД нажатием на клавишу.

Внимание! В зимнее время необходимо произвести дополнительные операции по осушению водопенных коммуникаций автоцистерны. А именно:. Полностью открыть напорные вентили оттянув фиксаторы вниз

Полностью открыть напорные вентили оттянув фиксаторы вниз.

Открыть кран подачи пенообразователя из сторонней емкости.

Убедится в отсутствие воды за обратными клапанами гидрантной линии, продавив их подходящим по диаметру предметом.

Устройство и использование пожарного гидранта и колонки

Пожарные гидранты предназначены для отбора воды из водопроводной сети на пожарные нужды. Пожарные гидранты бывают подземными и надземными.

На водопроводных сетях используются несколько видов пожарных гидрантов, наибольшее распространение из которых получил подземный гидрант московского типа ПГ-5 (рис. 1). Гидрант имеет затвор в виде шарового пустотелого клапана. В средней части его расположено резиновое уплотнительное кольцо, которое в закрытом положении гидрантов плотно прижимается к седлу и перекрывает подачу воды. Небольшое отверстие внизу корпуса предназначено для слива воды из гидранта после его работы. При вращении штанги, которая соединена муфтой со шпинделем, открывается разгрузочный клапан. Вода через него заполняет внутреннее пространство корпуса гидранта и колонки. При дальнейшем вращении открывается шаровой клапан.

Рис.1 Гидрант московского типа ПГ-5

1 — корпус; 2 — крышка; 3 — штанга; 4 — шпиндель; 5 — затвор (клапан)

Гидрант ГОСТ 8220—62 (рис. 2)состоит из чугунного корпуса, затвора с клапаном обтекаемой формы, шпинделя соединительной муфты, штанги и ниппеля, закрывающегося крышкой.

Важной характеристикой является величина гидравлического удара, который возникает при открывании и закрывании гидранта. Для предотвращения гидравлических ударов в запорном узле гидранта расположен клапан обтекаемой формы, который исключает возможность появления срывной кавитации

Разгрузочный клапан гидранта отсутствует. Для снижения усилий при открывании гидранта в 2,5 раза уменьшен шаг резьбы шпинделя. Нет опасности замерзания воды.

Рис. 2. Гидрант пожарный подземный

Подземные гидранты (рис. 3) устанавливают в водонапорных колодцах так, чтобы расстояние между ними не превышало 150м и чтобы они были расположены не ближе 5 м от стен зданий. Наибольшее расстояние от гидрантов до обслуживаемых ими зданий не должно превышать при пожарных водопроводах низкого давления – 150м.

Рис. 3 Установка пожарного подземного гидранта в водопроводном колодце (1 — гидрант; 2 — скобы; 3 — водопровод)

Водопроводные линии с пожарными гидрантами располагают вдоль проездов не далее 2,5 м от края проезжей части дороги.

На водопроводных линиях диаметром более 500 мм гидранты не устанавливаются ввиду сложности монтажа устройства колодцев. В этих случаях иногда прокладывают сопровождающие линии меньшего диаметра, на которых и устанавливают гидранты. Для отбора воды при пожаротушении из подземных гидрантов применяют пожарные колонки (рис 4). Пожарная колонка состоит из стояка, в нижней части которого расположено резьбовое соединение, предназначенное для подключения к гидранту, и корпуса с двумя патрубками, снабженными соединительными головками для подключения пожарных рукавов. Отверстия патрубков закрываются шиберами. Внутри колонки расположена трубчатая шпонка с муфтой, которая предназначена для соединения со штангой гидранта при открывании и закрывании его затвора.

Особенности использования пожарных насосов зимой

При использовании насоса в условиях отрицательных температур нужно следовать рекомендациям:

  1. Продувать систему после окончания работы. Процедура обеспечивает отсутствие лишней влаги внутри установки.
  2. Использовать второй набор рукавов. Мокрые после работы шланги нужно высушить на станции перед следующим вызовом. На время сушки рукава заменяются вторым комплектом.
  3. Использовать зимние моторные масла для деталей насосной установки. Пониженная вязкость смазочного материала поможет аппарату лучше справляться с нагрузками.
  4. Проверять вакуумный клапан на предмет примерзания. Делать это нужно регулярно, иначе не будет возможности спустить воздух из системы.
  5. Утепление и подогрев системы. Насосный отсек утепляют, нередко проводя в эту часть автомобиля дизельный обогреватель.

Развёртывание с забором воды при помощи одного двух гидроэлеваторов

Полное развертывание отделения с подачей ствола А при заборе воды с помощью одного гидроэлеватора (рис.А).

Пожарный № 1 прокладывает рабочую линию от разветвления к стволу, работает со стволом.

Пожарный №2 прокладывает рукавную линию от всасывающего пат­рубка насоса к Г-600 или от Г-600 в емкость АЦ, переносит и устанавливает Г-600, работает подствольщиком.

Пожарный №3 прокладывает магистральную ли­нию от 1-го напорного патрубка насоса к разветвлению, устанавливает раз­ветвление, работает на нем, выполняет обязанности связного.

Пожарный №4 про­кладывает рукавную ли­нию от 2-го напорного патрубка насоса к Г-600, при­соединяет рукава к Г-600, опускает его в водоём, обеспечивает работу Г-600.

Водитель присоединяет линии к напорным патрубкам насоса, снимает за­глушку со всасывающего патрубка на­соса, навинчивает водосборник, присое­диняет рукавную линию от Г-600, работает на насосе, создаёт необходимый напор и, обеспечивая подачу воды и на пополне­ние емкости АЦ.

Команда “Отделение! Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлева­тора Г-600, ствол А на тушение- марш!”.

Полное развертывание отделений с подачей 1-го ствола А и 2-х ство­лов Б при заборе воды с помощью двух Г-600 (рис.Б).

Отделение на 1-й АЦ

Пожарный №1 прокладывает рукавную линию от всасываю­щего патрубка насоса к 1-му Г-600, переносит и устанавливает Г-600.

Пожарный №2 прокла­дывает рукавную линию от всасывающего патрубка насоса ко 2-му Г-600, перено­сит и устанавливает Г-600.

Пожарный №3,4 прокладывают рукавную линию от 1-го напорного патрубка насоса до разветвления, переносят к водо­источнику разветв­ление и прокладывают рукавные линии от разветвления до Г-600, соединяют ру­кавные линии с разветвлением и Г-600, опускают Г-600 в водоисточник.

Пожарный №3 работает на разветвлении, Пожарный №4 работает на Г-600.

Водитель навинчивает на всасывающий патрубок насоса водосборник и присоединяет рукавные линии от Г-600 к нему, присоединяет рукавную ли­нию от разветвления к напорному патрубку насоса, работает на насосе.

Отделение на 2-й АЦ

Пожарный №1 прокладывает линию от левого патрубка раз­ветвле­ния к стволу, работает со стволом Б.

Пожарный №2 прокладывает рабочую линию от цен­трального патрубка разветвления к стволу, работает со стволом А.

Пожарный №3 проклады­вает рабочую линию от правого разветвления к стволу, работает со стволом Б.

Пожарный №4 прокладывает магистральную линию, переносит и устанавли­вает разветвление, работает подствольщиком у Пожарного №2.

Водитель помогает прокладывать магист­ральную линию от АЦ к месту пожара (при значитель­ном расстоянии, прокладку производить ходом АЦ), обеспечивает сохран­ность линий, работает на разветвле­нии.

Команда “Караул! Полное развертывание с подачей одного ствола А и двух стволов Б при помощи двух гидроэлеваторов Г-600 – марш!”.

Способы забора воды с помощью гидроэлеватора

Принцип работы

Принцип работы гидроэлеватора Г-600

Сам процесс собирания конструкции и производства запуска системы с гидроэлеваторным агрегатом Г-600 подразумевает следующий алгоритм:

  1. Присоединение к напорному отверстию насосного устройства всасывающего рукав, при этом, другой конец рукава должен быть опущен в горловину цистерны, для этого необходимо будет открыть люк;
  2. На напорный патрубок подсоединить рукавную линию диаметром 66 мм (51 мм), а второй конец соединить с входящей интегрированной головкой самого гидроэлеватора доступной модификации (Г-600 или Г-600А);
  3. Подключить к интегрированной головке на выходящем потоке жидкости из гидроэлеватора напорную линию рукавов с диаметром 77 мм используя так же жесткий напорно всасывающий рукав, для избежания перегиба и потери давления в закольцованной системе и опустить конец рукава в цистерну;
  4. На выходной патрубок подсоединить пожарный рукав со стволом любого типа;
  5. Произвести запуск насоса предварительно заполненного водой из цистерны и с помощью газоструйной вакуумной установки произвести включение рабочей схемы по забору воды из водоисточника.

Схема по приведенному алгоритму забора воды представлена на рисунке.

Регулярные проверки

Противопожарные гидранты подлежат проверке при пуске в эксплуатацию, и согласно регламенту. Дважды в год выполняется обследование состояние и проводится техническое обслуживание. В ходе мероприятий в обязательном порядке проверяются:

  • целостность люка и плотность его прилегания к горловине;
  • целостность всех элементов гидранта – корпуса, ниппеля, штанги и других – на отсутствие трещин, сколов, повреждений резьбы и прочее;
  • наличие/отсутствие в колодце воды, протекшей из системы или дождевой;
  • герметичность клапана и уплотнителей;
  • легкость открывания клапана.

После осмотра осуществляется пробный пуск устройства. Так же проверяется наличие информационной таблички, ее состояние и расположение. Необходимо регулярно проверять рабочее давление, процедура регламентируется ГОСТ15150. В работе используется манометр с классом точности не менее 1,5 и верхним пределом замеров 1,6 МПа. Обследование завершается составлением акта, в который вносятся результаты. Документ должны подписать ответственные лица и проверяющие специалисты.

Проверка работоспособности

Это интересно: Наружный противопожарный водопровод: проверка, испытание, требования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector