Характеристики пожарных автомобилей
Содержание:
- Переоборудование
- Расшифровка обозначений
- Требования безопасности при использовании пожарной и аварийно-спасательной техники
- Общая классификация
- Системы классификации
- Виды пожарных рукавов
- Виды и назначение
- Системы классификации
- Характеристики пожарных автомобилей АПС
- Виды пожарных автомобилей и их классификация
- Базовые автомобили
- Графические обозначения пожарных автомобилей
- Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
- Машины общего применения
- Пожарные машины нового поколения
- Пожарные автомобили КамАЗ
- Проблесковые маячки и фары
- Обозначения
- ТО трансмиссий пожарных автомобилей
Переоборудование
Переоборудованием пожарных автомобилей занимаются автопроизводители. Принципиальным на этом этапе является выбор легких и прочных материалов. Надстройки машины делают из алюминия и стеклопластика, которые отличаются небольшим весом, не боятся коррозии и поддаются резке при помощи лазера. Шторки всех отсеков также алюминиевые с прорезиненными вставками. Это обеспечивает им подвижность и защищает от попадания влаги внутрь отделений. Для цистерны выбирают экологически чистый материал, поэтому при необходимости пожарные автомобили могут использоваться для доставки питьевой воды населению.
Современные ПА обладают рядом преимуществ перед своими предшественниками:
- благодаря шторным дверцам отсеков, открывающимся вверх, высвобождается пространство в непосредственной близости к машине;
- двери кабины водителя и пожарного расчета делают с лестницей, что обеспечивает быструю посадку в автомобиль;
- современные ПА комплектуются насосами высокого давления;
- управление многими механизмами осуществляется из кабины водителя, что значительно экономит время спасателей;
- отсеки с ПТВ оборудованы дверцей с откидной панелью, выдерживающей нагрузку до 250 кг, и поворотными полками.
Расшифровка обозначений
На автомобиль для тушения возгораний наносится цифровой код, каждый знак которого имеет определенный смысл.
Формула шифра для автоцистерны (АС): АЦ-В-С(ХХХХ), где В – вместимость емкости в м3, С – мощность насоса (л/с), (ХХХХ) – цифры, обозначающие модель грузовика, шасси которого использовано.
Пример: АС-5-40 (4310) расшифровывается как автомобиль, оборудованный цистерной с емкостью 5 м3, скорость работы насоса 40 л/с, на базе КамАЗа 4310.
Правильное выражение для насосной станции выглядит следующим образом: ПНС-С (ХХХ).
Обычно после указанных формул в документации прописывается еще номер модели.
Требования безопасности при использовании пожарной и аварийно-спасательной техники
- Осмотр и диагностика состояния машин проводится только лицами, прошедшими специальную подготовку.
- Техническое состояние ТС должно отвечать требованиям документации завода-изготовителя. Не допускается самостоятельно вносить изменения в конструкции ПА.
- Перед проверкой во время заступления на дежурство проводится осмотр целостности подножек, поручней, рукояток и замков.
- Крыши и платформы ПА должны иметь антискользящий настил и бортовое ограждение крыши высотой от 100 мм.
- Двери кабины и отсеков должны быть оборудованы автоматическими запирающими замками, фиксирующимися в открытом положении.
- Дверцы отсеков должны иметь сигнализирующие устройства, срабатывающие при открытии, с выводом данных на щит в кабине водителя.
- Дверцы отсеков, открывающиеся вверх, блокируются на высоте.
Общая классификация
Кроме классификации по назначению рукава различаются и по другим параметрам: материалу, используемым ОТВ и виду техники.
Для напорно-всасывающих
В зависимости от типа основного технического средства НВПР делятся на:
- универсальные;
- тип РПМ (на автоцистернах);
- РПК-В, РПК-Н для ПК внутреннего и наружного тушения.
По материалу:
- из натуральных тканей;
- из синтетических волокон: прорезиненные и латексированные;
- с двухсторонней защитой: с полимерным слоем или адаптированные на давление до 3 МПа.
Для всасывающих
В целях пожарной безопасности материал у этого вида рукавов бывает только один – толстая тканерезина с армирующим спиралевидным слоем. По стойкости к ОТВ они делятся на:
- водяные;
- типа КЩ, адаптированные к подаче разбавленных кислот и щелочей.
По климатическому использованию ВПР предполагают все три типа.
В общей классификации выделяют такой параметр, как «Условный проход». По нему установлен диапазон 25DN; 40 DN; 50 DN; 65 DN; 80DN; 90 DN и 150 DN. Важен также и показатель рабочего давления в системе, измеряемый в МПа: 1.0; 1.2; 1.6 и 3.0. Технические характеристики при этом зависят от вида рукавов: для всасывающих 3 МПа, для напорных – 1.6, а для ПК в жилых помещениях – 1.0.
Системы классификации
Машины, используемые при ликвидации огня, делятся не только по видам работ, но и по их ТТХ:
- Классификация пожарных автомобилей по проходимости. Категория 1 – авто с ведущими передними или задними колесами, допустимы для городских дорог. Категория 2 – все ведущие колеса, применяют в условиях сельской местности. Категория 3 – универсальная полноприводная техника.
- Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям. Умеренные (-40…+40°С), северные (-60…+40°С), тропические с охлаждающими агрегаты установками.
- Классификация пожарных автомобилей по полной массе. Легкие (2000-7500 кг), средние (7500-14000 кг) и тяжелые (более 14000 кг).
- Классификация пожарных автомобилей по месту посадки. Малые (1+1 или 1+2), средние (1+5 или 1+6) и усиленные (1+8 и выше).
Тема развития материально-технической базы МЧС не теряет своей актуальности. Следственный комитет РФ ежегодно дает статистику по несчастным случаям, связанным со стихией. По этим данным только в 2018 году было около 8 тыс. возгораний на бытовой почве, которые унесли жизни 7296 граждан нашей страны.
Виды пожарных рукавов
На сегодняшний день спасатели работают с тремя видами ПР:
- всасывающими;
- напорно-всасывающими;
- напорными.
Всасывающие
Главная характеристика этого вида пожарных рукавов – работа от насоса под давлением. Основной материал производства – вулканизированная резина, выдерживающая большие нагрузки. Их диаметр достигает 200 мм, а вес – 6 кг. Отличительная особенность – отсутствие в комплекте головок. Основное назначение – забор воды из водоисточника и подача ее к месту тушения.
Назначение и использование всасывающих пожарных рукавов определяет их устройство. Основными частями их являются:
- внутренняя резиновая камера;
- два текстильных слоя;
- проволочная спираль, дающая жесткость конструкции, работающей под давлением;
- промежуточный резиновый слой;
- внешняя текстильная оболочка.
Всасывающие ПР размещаются в специальных пеналах АЦ.
Напорно-всасывающие
Назначение и устройство этого вида пожарных рукавов сходно со всасывающими. Исключение составляет дополнительная функция – подача воды не только от резервуаров, но и от гидрантов под давлением. Именно поэтому обязательное условие для конструкции ПР – наличие металлического каркаса, закрытого кожухом из грубой ткани. Головки у него также не предусмотрены, то есть такой рукав работает только на перекачку ОТВ. Диаметр ПР – от 50 до 200 мм. Регламент устройства и использования напорно-пожарных рукавов прописан в отдельном ГОСТе 5398.76.
Напорные
Назначение этого вида пожарных рукавов – подача ОТВ к стволу под избыточным давлением около 2.8 атмосфер для дальнейшего непосредственного тушения. Считается самым распространенным типом оборудования, которым обязательно комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли.
Основу их конструкции составляет прочный тканевый кожух, покрытый внутри гидроизоляционными материалами. Снаружи обязательна металлическая арматура. В отличие от других видов эти ПР поставляются в полной сборке. Их диаметр – 300 мм, а масса достигает показателя 7 кг.
НР разделяются по стойкости к внешним воздействиям:
- износостойкие (И);
- маслостойкие (М);
- термостойкие (Т).
Имеют значение и климатические условия их эксплуатации:
- тропический климат;
- умеренный (-40…+40°С);
- холодный (-50…+40°С).
Виды и назначение
Классификация специальной пожарной техники осуществляется с учетом того, для каких нужд может применяться автомобиль. В профессиональной терминологии используются общепринятые сокращения, помогающие быстрее формулировать потребность в конкретной разновидности служебного транспорта. Основные классы выглядят так:
- АСА – аварийно-спасательное авто, отличается малым объемом цистерны и небольшими габаритами, быстро снаряжается и выезжает на место происшествия, где спасатели требуются не меньше, чем пожарные;
- ПСА-ММ – пожарно-спасательный автомобиль с медицинским модулем, уникальная и редкая конструкция, сочетающая в себе функции вышеописанного АСА и кареты скорой помощи;
- АПП – авто первой помощи, как и АСА, несет небольшой запас воды и пенообразователя и отличается скромными размерами, призвано первым прибывать на место происшествия и предоставлять доврачебную помощь пострадавшим до приезда медиков;
- АШ – автомобиль штабной, актуален при масштабных пожарах, в тушении которых задействован ряд экипажей, выполняет координационные функции и обеспечивает пожарных каналами связи;
- АБР – авто быстрого реагирования, имеет емкость цистерны ниже среднего, создано специально для немедленных выездов на место серьезных ДТП;
- АПС – пожарно-спасательная техника среднего класса, при значительном объеме цистерны борется с крупными пожарами, оснащена внушительным набором пожарно-технического вооружения;
- АПТ – автомобили пенного тушения, выезжают на пожары, где горят наиболее горючие вещества, оборудуются дыхательными аппаратами для защиты экипажа от едкого или токсичного дыма;
- АР – рукавные авто, занимающиеся механической прокладкой магистральных рукавных линий от больших источников воды (в том числе естественных) до эпицентра возгорания;
- АЦЛ – автоцистерны с лестницей, их иногда выделяют в отдельный класс, имея ввиду только те модели, у которых телескопическое устройство выделяется особо большой длиной;
- ПКП – прицепные комплексы пожаротушения, цистерны в виде прицепов с установленным на них насосом и возможностью подачи воды независимо от автомобиля, актуальны, если нужен дополнительный запас влаги или в распоряжении есть только обыкновенные грузовики, могут потреблять воду из сторонних водоемов.
Системы классификации
Машины, используемые при ликвидации огня, делятся не только по видам работ, но и по их ТТХ:
- Классификация пожарных автомобилей по проходимости. Категория 1 – авто с ведущими передними или задними колесами, допустимы для городских дорог. Категория 2 – все ведущие колеса, применяют в условиях сельской местности. Категория 3 – универсальная полноприводная техника.
- Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям. Умеренные (-40…+40°С), северные (-60…+40°С), тропические с охлаждающими агрегаты установками.
- Классификация пожарных автомобилей по полной массе. Легкие (2000-7500 кг), средние (7500-14000 кг) и тяжелые (более 14000 кг).
- Классификация пожарных автомобилей по месту посадки. Малые (1+1 или 1+2), средние (1+5 или 1+6) и усиленные (1+8 и выше).
Тема развития материально-технической базы МЧС не теряет своей актуальности. Следственный комитет РФ ежегодно дает статистику по несчастным случаям, связанным со стихией. По этим данным только в 2018 году было около 8 тыс. возгораний на бытовой почве, которые унесли жизни 7296 граждан нашей страны.
Характеристики пожарных автомобилей АПС
ТТХ пожарных автомобилей АПС зависят от базового шасси. Первой машинной этого класса стал АПС-2.0-4012 на базе Урала-42206. Эта полноприводная модель с колесной формулой 4х4 была переоборудована под нужды МЧС в 2003 году. Вместимость цистерны у нее составляла 2 м3, в качестве насосной установки использовался комбинированный насос НЦПК-40/100-4/4. В базовое оборудование входила одна рукавная катушка со стволом высокого давления, дающим 2 л/с.
В 2005 году к выпуску АПС приступил КамАЗ. В качестве базового шасси была использована полноприводная модель КамАЗ-43118. Автомобиль получил маркировку АПС-2.5-40/4. Вместимость цистерны была увеличена на 0.5 м3, в перечень стандартного оборудования вошли две катушки со стволом высокого давления мощностью 4 л/с.
Сегодня пожарные автомобили типа АПС выпускают на шасси Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ, Iveco.
АПС-3.0 (43206) Урал
Эта модель относится к среднему классу. Она разработана на базе полноприводного шасси с колесной формулой 4х4, что позволяет ей принимать участие в спасательных операциях как в городской среде, так и в труднодоступных местах. Цельнометаллическая двухрядная кабина рассчитана на шесть мест, включая водителя. Кузовная часть включает стальную цистерну для воды объемом 3000 литров и бак для пенообразователя на 180 литров. В качестве базовой насосной установки используется центробежный насос НЦПК-40/100-4/400.
АПС-3.0 (43253) КамАЗ
Пожарно-спасательный автомобиль АПС-2.5-40/100-4/400, который также относится к среднему классу. Он используется для доставки к месту ЧС боевого расчета, ОТВ, комплекта пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования. Основное место использования этой модели с колесной формулой 4х2 – городская черта. Кабина рассчитана только на троих человек, однако чаще всего по заказу ставится модульная кабина на шесть мест.
Объем цистерны для воды у этого автомобиля – 2500 литров, пенобака – 150 литров. АПС комплектуется комбинированным насосом НЦПК-40/100-4/400 с рукавами высокого давления на 60 или 90 метров.
Iveco-AMT
Пожарно-спасательный автомобиль тяжелого класса, разработанный на базе Iveco. Модель имеет индекс ПСА-С-6.0-70. Основное назначение – проведение операций по пожаротушению и аварийно-спасательных мероприятий в городской черте, сельской местности, промышленных объектах при низкой температуре окружающей среды до -60 градусов. Колесная формула у этого автомобиля – 6х6, что позволяет ему без труда преодолевать снежные заносы, болотистые местности и бездорожье.
Кабина рассчитана на шесть мест, включая водителя. Преимущество данной разновидности АПС – цистерна для воды объемом 6000 литров. В базовой комплектации и увеличенный бак для пенообразователя объемом 600 литров. На автомобиль ставится насос НЦПН-70/100 производительностью 70 л/с. Плюс этой модели – дистанционное управление лафетным стволом.
Пожарно-спасательный автомобиль на базе ГАЗ
Для регионов с умеренным климатом был разработан АПС-1.0-400/100-4/400 (C42R33) на базе ГАЗон NEXT. Основная зона его применения – городская черта, объекты нефтехимической промышленности и базы хранения нефтепродуктов. В основе этой модели – заднеприводное шасси ГАЗ (C42R33) с колесной формулой 4х2. Объем цистерны для воды у нее всего 800 литров, а пенобака – 60 литров. Несмотря на такие скромные параметры, кабина рассчитана на 7 человек, что считается нормой для автомобилей среднего и тяжелого класса.
В стандартную комплектацию входит вооружение для тушения пожара и аварийно-спасательное оборудование, электросиловая установка, средства связи, СИЗ, санитарное оборудование.
Виды пожарных автомобилей и их классификация
Более подробно ознакомиться с вариантами техники можно на данной странице нашего портала, а здесь расскажем об основных нюансах. В зависимости от своего предназначения ПА делятся на 3 типа:
-
Основные, общего применения.
-
Основные, целевого применения.
-
Специальные.
Кроме этого, при борьбе с огнём применяется вспомогательная техника.
Основные
Служат для транспортировки людей, тушения возгораний при помощи воды или пены из имеющегося резервуара, гидранта или водоёма, выполнения АСР. Могут применяться на территории городов и за их пределами. В зависимости от конкретного варианта использования различают следующие виды:
-
автоцистерны (АЦ, АЦЛ, АЦПК);
-
насосно-рукавные (АНР);
-
с насосом высокого давления (АВД);
-
первой помощи (АПП);
-
пожарно-спасательные (АПС и ПСА).
Исходя из того на каком месте используется, каким типом средств выполняется тушение и дополнительные функции, подразделяют на следующие ПА:
-
аэродромные (АА);
-
порошкового тушения (АП);
-
пенного тушения (ПТ);
-
комбинированного тушения (АКТ);
-
газового тушения (АГТ);
-
газоводяного тушения (АГВТ);
-
насосная станция (ПНС);
-
газоводяное тушение (АГВТ);
-
пеноподъемник (ППП).
Специальные
Такие пожарные автомобили используются для выполнения определённых видов работ во время пожара, например – поднятие грузов и средств пожаротушения, слом конструкций, подача освещения, удаление воды из сооружений, ремонт оборудования и т.д. Сюда относятся следующие автомобили:
-
автолестница (АЛ);
-
коленчатый автоподъёмник (АПК);
-
телескопический автоподъёмник с лестницей (ТПЛ);
-
аварийно-спасательный (АСА);
-
водозащитный (АВЗ);
-
связь и освещение (АСО);
-
газодымозащита (АГ);
-
дымоудаление (АД);
-
рукавный (АР);
-
штабной (АШ);
-
автолаборатория (АЛП);
-
профилактика и ремонт связи (АПРСС);
-
диагностика техники (АДПТ);
-
база службы газодымозащиты (АБГ);
-
техническая служба (АПТС);
-
отогрев техники (АОПТ);
-
компрессорная станция (ПКС);
-
пожарно-технический (АТ);
-
оперативно-служебный (АОС).
Вспомогательная техника
Основная задача этих автомобилей – обеспечение нормального функционирования пожарных автомобилей. Сюда может относиться перевозка людей, грузов, оборудования, инструментов, заправки и т.д. К вспомогательной технике относятся:
-
бензовоз;
-
автомастерская;
-
легковые и грузовые машины;
-
автобусы.
Базовые автомобили
Сегодня при производстве автоцистерн используют шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, УРАЛ. При этом база может быть как моно-, так и полноприводной. Самой распространенной моделью считается АЦ-40. В зависимости от базы, эта модификация имеет свои особенности.
ЗИЛ-131
КамАЗ-43253
УРАЛ-43206
ЗИЛ-131 | КамАЗ-43253 | УРАЛ-43206 | |
Базовое шасси | ЗИЛ-131 6х6 | КамАЗ-43253 4х2 | УРАЛ-43206 4х4 |
Мощность двигателя, л.с. | 150 | 180 | 230 |
Вместимость цистерны, л | 2400 | 3200 | 3000 |
Вместимость пенобака, л | 170 | 240 | 180 |
Насосная установка | ПН-40УВ | ПН-40УВМ | НЦПН-40/100 |
Производительность насоса в номинальном режиме, л/с | 40 | 40 | 40 |
Напор в номинальном режиме, м | 100 | 100 | 100 |
Количество мест боевого расчета | 1+6 | 4+2 | 6 |
Гибридом автоцистерн и пожарных автолестниц считаются автомобили типа АЦЛ. На вооружении ГПС стоят два типа такой техники: АЦЛ-3-40-17 и АЦЛ-3-40-20, отличающиеся друг от друга высотой подъема на метров 17 и 20 метров соответственно. Такие машины используются в городах с плотной застройкой при выезде на пожар в домах на 5-6 этажей. Автолестницы с цистернами производят на двухосных шасси КамАЗ-4925 и КамАЗ-4932.
Графические обозначения пожарных автомобилей
Кроме специальных символов для спецтехники был разработан перечень графических изображений. Он регламентирован:
- ГОСТом 28130-89 ««Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические».
- ГОСТом 12.1.184-82. Пожарные машины и оборудование. Обозначения условные графические.
- Методическими рекомендациями по составлению планов и карточек тушения пожаров.
Графические знаки разработаны для каждого типа ПА:
- Основные автомобили общего назначения.
- Основные ПА целевого назначения.
- Специальные ПА.
- Дополнительная техника.
Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
Водитель сдающей смены вносит записи о работе машины в эксплуатационную карту. Съемные средства сдает личный состав под руководством командира отделения. Водитель, принимающий ТС, проверяет состояние машины и внесенные в карту данные, а также проводит ежедневное ТО.
Если обнаружены неисправности, то силами водителя выполняются мероприятия по их устранению. В случае невозможности восстановить ТС на его место ставят резервную единицу, одновременно письменно уведомляя начальника техслужбы, руководителя службы пожаротушения гарнизона и руководителя центра управления кризисными ситуациями. Если в расположении нет резервной машины, то информацию передают в службу пожаротушения гарнизона с последующим запросом техники из других подразделений.
Заступающий на смену караул согласно табелям принимает на дежурство ПА, ПТВ, оборудование и средства связи, одновременно уведомляя командира отделения об исправности и комплектности полученного оборудования. Командир отделения на основе этих данных докладывает начальнику караула о возможности использования полученных автомобилей.
Машины общего применения
К основным пожарным автомобилям общего применения относят следующие виды транспорта:
- АЦ — автоцистерны;
- АНР — насосно-рукавный;
- АПП — первой помощи;
- АВД — с насосом высокого давления.
Рассмотрим подробнее каждый из видов машин.
АЦ
Пожарные автоцистерны предназначены не только для доставки огнетушащих средств на пожар, но и перевозки боевых расчетов. Тушение с помощью автоцистерны производят водой или пеной. В оснащение входит пенообразователь, пожарные насосы и коммуникации. Воду для этого используют из бака или из других источников.
Комплектация в разных моделях пожарных надстроек одинакова, но отличаются характеристики: объем баков пенообразователей и цистерн, мощность насоса. В зависимости от вместительности цистерны для воды такой транспорт может быть легким, средним или тяжелым.
Существуют гибридные модификации с пожарными лестницами или насосами повышенной мощности. Цистерны для воды изготавливают из углеродистой стали или стеклопластика.
АНР
Пожарный автомобиль насосно-рукавный рассчитан на перевозку боевого расчета и увеличенного количества пожарной техники. Конструктивно он мало отличается от автоцистерны, но не имеет емкостей для воды. За счет этого появилось дополнительное пространство для экипажа и техники.
Насосно-рукавные автомобили доставляют оборудование и средства тушения, а при необходимости способны осуществить перекачку большого объема воды из посторонних источников. Рукава прокладывают быстро и на дальние расстояния.
Такие пожарные автомобили дополнительно оборудуют стволами, в том числе воздушно-пенными, генераторами огнетушащего вещества, а также лестницами ручного типа. Их ходовые качества позволяют добраться в труднодоступные места и делать забор воды без специальных подъездов к водоемам.
АПП
Автомобиль первой помощи или по-старому автомобиль быстрого реагирования выделяется из всей основной группы своим легким весом и возможностями. Он базируется на шасси малой грузоподъемности.
В основном предназначен для населенных пунктов, особенно крупных. В условиях транспортных заторов и современной застройки автомобиль первой помощи быстрей добирается до места, где возник пожар. Благодаря небольшим габаритам увеличивается маневренность.
Эти автомобили оказывают первую помощь при тушении и аварийно-спасательных работах. Если есть необходимость, то после них к ликвидации пожара приступают другие пожарные машины.
По статистике сокращение времени на проезд позволяет сохранить жизнь людям и эффективней устранить очаги. Недостаток автомобиля первой помощи – ограниченная проходимость. Все модели отличаются комплектацией пожарной техники и вместимостью салона для боевого расчета.
АВД
Пожарный автомобиль с насосом высокого давления необходим для тушения возгораний в высотных зданиях. В оснащение входит насос высокого давления, емкости для огнетушащих веществ и другая техника.
Вещества подаются через рукавные линии под сильным напором. Это автомобили большой грузоподъемности с отсеками для оборудования и коммуникаций, а также с местом для перевозки боевого расчета.
Ранее к автомобилям общего применения относили пожарно-спасательный транспорт. У него был расширенный комплект пожарной техники, а использовался он для тушения возгораний в различных ситуациях и проведения ряда аварийно-спасательных работ.
Пожарные машины нового поколения
Современные пожарные автомобили снабжены автоматической системой управления. Это позволяет сэкономить драгоценные минуты на месте ЧП, не отвлекаясь на ручные манипуляции.
Например, заполнить насосы возможно одним нажатием кнопки. Десятилетия назад пожарные делали это самостоятельно.
Увеличился в новых моделях и функционал. Так, один автомобиль может выполнять работу трех агрегатов: иметь функцию тушения, АСП, поднимать спасателей на высоту.
Строительство высотных зданий заставило инженеров модифицировать подъемные возможности техники. Самый высокий подъемник способен доставить лестницу на высоту 112 метров! При этом платформа надстраивается на шасси разных моделей.
Итак, пожарная техника за последние сто лет прошла серьезный путь модернизации.
Пожарные обозы, еще функционировавшие в начале 20 века, заменили автоматизированные системы.
Сегодня пожарная автотехника способна не только тушить «классические» пожары, но и ликвидировать пламя в экстремальных условиях: в портах, нефтебазах, на химических заводах.
Конструкторы учитывают современные реалии, создавая усовершенствованную технику, способную удалить дым, добраться до балконов небоскребов и оперативно ликвидировать пламя на химическом предприятии. Главное – верно оценить ситуацию и подогнать нужный автомобиль.
Пожарные автомобили КамАЗ
Шасси КамАЗ считается универсальным, поэтому именно на его базе производится большинство ПА, используемых на пожарах в городской черте и в промышленной зоне. Наиболее популярными являются две модели: 43118 и 43253. Из преимуществ шасси КамАЗов выделяют:
- возможность использования переднеприводной и полноприводной версии одной и той же базы;
- грузоподъемность до 10 тонн;
- возможность выбора длины рамы от 470 до 810 см;
- комплектацию высокотехнологичными и экономичными двигателями с максимальной мощностью 400 л.с.;
- возможность установки цистерн до 12 тонн;
- возможность комплектации увеличенным пенобаком до 600 литров.
Пожарные машины этой марки чаще всего комплектуются насосом НЦПН 40/100.
КамАЗ 43118
На базе этого шасси разработано четыре типа автоцистерн. Особенностью этой модификации считается заднее расположение насоса. Цистерна и бак для пенообразователя сделаны из нержавеющей стали. Дополнительно для обогрева используется дизельный отопитель.
Кабина у КамАЗ-43118 сдвоенная, рассчитана на 7 человек. Независимо от комплектации для пожарных автомобилей оставили базовое оснащение силовым агрегатом: это двигатель мощностью 221 л.с., который позволяет развивать скорость до 90 км/ч.
На базе КамАЗ -43118 разрабатывают следующие автомобили:
- АЦ 6.0/40-70;
- АЦ 7.0/40;
- АЦ 8.0/40;
- АЦ 9.0/40.
КамАЗ-43253
Эти пожарные автомобили используются преимущественно в городской черте. Самая популярная модификация – АЦ 5.0/40-22ВР. Это транспортная единица с модульной кабиной. Главной функцией ее считается отбор ОТВ из бака пенообразователя или воды из водоисточника, включая резервуары и центральные сети.
ПА на базе КамАЗ-43253 всегда переднеприводные, поэтому не используются в сложных дорожных условиях, однако именно они считаются незаменимыми при необходимости выезда на пожар в городской застройке с узкими проездами и ограниченными разворотами. Расширить функциональные возможности автоцистерн удалось за счет установки увеличенного пенобака емкостью 420 литров. Цистерна для воды у АЦ 5.0/40-22ВР – 5 м3.
В отличие от других КамАЗов эта модель предполагает установку насоса типа ПН-40УВ, хотя в ряде случаев возможна комплектация насосами НПУ-40/100, НЦПЦ-40/100 и НПЦ-60/100. Их работа осуществляется через карданную передачу от двигателя и КОМ.
Проблесковые маячки и фары
Особенностью всех ПА считается наличие электрооборудования. Сюда входят приборы сигнализации и освещения. Расположение электрооборудования приведено на примере автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131.
Все выключатели обычно размещают в кабине водителя. Для освещения объекта используется фара-прожектор, установленная на кронштейне по внешним углам кабины. Ее положение можно менять в горизонтальной и вертикальной плоскости. В задней части автомобиля расположена задняя фара, которая освещает насосное отделение при заборе воды из водоема. Ее положение также можно менять за счет кронштейна пенала. Мощность фар зависит от их типа – 41 или 27 Вт для ФТ1Б или ФТ304 соответственно.
На крыше ПА закреплены фонари, которые подают прерывистые сигналы синего цвета. Для освещения кабины и салона боевого расчета, отделения для насоса и отсеков с ПТВ используются плафоны ПК-201 с лампами 5.9 Вт. Активация ламп насосного отделения осуществляется при помощи кнопок на щитке этой секции. Он крепится на стенке с правой стороны. На нем расположены контрольные лампочки наполнения цистерны: четверть, половина и полная заправка. Здесь же находится и индикатор нагрева воды в системе охлаждения (срабатывает при температуре выше 115°С). Также предусмотрена отдельная лампочка, показывающая падение давления в системе смазки двигателя. На щиток вынесена и кнопка дистанционного запуска стартера.
Проблесковые маячки, передние и задние фары, прожектор, а также переключение управления лампами зоны ПТВ из кабины на насосный отсек активируются из кабины водителя.
Обозначения
4.1 Обозначения ПА должны иметь следующую структуру:
XXX ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ XX X,
где: XXX — тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АП и т.д.);
XX — главный параметр пожарного автомобиля (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.);
ХХ/Х — главный параметр главного агрегата или оборудования пожарной надстройки;
(ХХХХ) — индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности;
мод. ХХА — обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А — первая, Б — вторая и т.д.);
XX — двузначный (трехзначный) цифровой индекс для обозначения модели (01, 02 и т.д.);
XX — условное буквенное обозначение предприятия-изготовителя;
X — обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).
4.2 В обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:
— вместимость цистерны для воды — м;
— вместимость бака для пенообразователя — м;
— масса вывозимого порошка — кг;
— масса огнетушащего газа — кг;
— подача насоса при номинальном числе оборотов — л/с;
— напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов:
— нормального давления — м. вод.ст.;
— высокого давления — м. вод.ст.;
— расход лафетного порошкового ствола — кг/с;
— мощность электрогенератора — кВт;
— длина рукавной линии — км;
— высота подъема стрелы — м;
— производительность вентиляторной установки — тыс. м;
— число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) — кол.;
— грузовой момент — тм.
4.3 Примеры условных обозначений.
Пример 1 — АЦ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ.
Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 м, комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели XXX, модификация XX (с комбинированным насосом).
Пример 2 — АП 4000-80 (4310) модель ХХХ-ХХ.
Автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ-4310, вторая модификация XX модели XXX.
Пример 3 — АПТ 6,3-40 (5557) модель XXX.
Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 м на шасси «Урал 5557» и насосом с подачей 40 л/с, модель XXX.
Пример 4 — АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX.
Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2,0 м, массой вывозимого порошка 2000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель XXX.
Во всех приведенных примерах при серийном производстве в обозначениях ПА должен быть отражен номер ГОСТа или технических условий.
УДК 614.847.1:006.354 |
ОКС 13.220.10 |
Ключевые слова: пожарный автомобиль, основной пожарный автомобиль, специальный пожарный автомобиль |
Электронный текст документа подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2019
Это интересно: Снегоболотоходы МЧС: на гусеницах и колесах сверхнизкого давления
ТО трансмиссий пожарных автомобилей
Первичная обкатка дополнительной трансмиссии проводится одновременно с обкаткой насосной установки. Режим зависит от типа ПА: стандартно это первые 20 часов после забора воды из открытого водоисточника и последующей ее подачи из двух стволов. Основной показатель для поверки – частота вращения вала. Во время обкатки следят за подтеканием масла и нагревом КОМ, наличием шумов и вибраций. После обкатки масло КПП, раздаточной коробки, насоса и редуктора сливают и заливают новое.
Ежедневное техобслуживание заключается в проверке подтекания масла из всех систем. Во время работы автомобиля следят за состоянием КОМ: отсутствие течи и сохранение температуры картеров узлов трансмиссии. Нагрев проверяют касанием руки.
Первое техобслуживание (ТО-1) выполняется по протоколу ежедневных проверок. Плюс к нему – диагностика люфта и зазоров, состояния креплений промежуточной опоры, проверка деформации карданного и промежуточного валов.
Второе ТО включает все мероприятия ТО-1 и плюс к ним:
- оценку герметичности всех узлов;
- замеры зазоров в зацеплении шестерен;
- замену подшипников шестерен КОМ и их регулировку через 100-200 часов работы;
- замену масла в коробке передач, КОМ, раздаточной коробке и редукторе.
Во время сезонного ТО меняют смазочные жидкости согласно инструкции к конкретному типу ПА.