Насосная станция пожаротушения — описание, типы и требования к установке
Содержание:
- Цистерна для воды
- Пенобак
- Требования к насосным станциям
- Обозначение и расшифровка
- Основное назначение пожарных автолестниц и подъемников
- Классификация ПН
- Пожарная техника
- Обозначение и расшифровка
- 9.3. Основные пожарные автомобили
- Регистрационный номер ФЛЦ 005894-1(I) от 29 ноября 2000 г.
- Цветографические схемы
- Условно графические обозначения пожарного транспорта
- Зил пожарный: преимущества, технические характеристики, разновидности автоцистерны
Цистерна для воды
Эта часть надстройки представляет собой бак вместимостью от 0.8 до 9 м
3
. Основным материалом является углеродистая сталь. Внутри цистерны покрывают антикоррозийным составом. Чтобы предупредить промерзание бака зимой, его оборудуют автономным теплогенератором или системой электрообогрева. Некоторые производители предлагают АЦ с емкостями из стеклопластика. Этот материал не подвержен коррозии и отличается повышенными теплозащитными свойствами.
Независимо от объема все цистерны разрабатывают по единому стандарту. У них обязательно должен быть люк диаметром более 450 мм, чтобы специалисты при проведении техосмотра имели свободный доступ к внутренней части бака. Чтобы предупредить колебание жидкости во время движения, внутри устанавливаются волноломы. Обязательное условие для всех АЦ – наличие устройства снижения избыточного давления при заполнении. Оно должно работать на обеспечение дискретного контроля за заполнением и сливом.
По форме цистерны чаще всего делают эллиптической формы, благодаря чему производитель может использовать всю ширину шасси, одновременно снижая центр массы автомобиля. Второй вариант – форма квадрата с закругленными углами.
Пенобак
Эта часть надстройки должна занимать не менее 6% от вместимости цистерны. В зависимости от базового шасси и типа АЦ пенобаки делают объемом от 0.08 до 1 м
3
. Основной материал изготовления – нержавеющая сталь. Трубопроводы, подведенные к бакам, делают из устойчивого к пенообразователю материала. На современные АЦ ставят пенобаки, имеющие в поперечном сечении форму квадрата. Это позволяет снизить занимаемую площадь бака и исключить пролив пенообразователя во время движения. Подобно цистерне, эта надстройка подключается к системе дополнительного обогрева, что предупреждает ее промерзание во время эксплуатации при низких температурах.
Это интересно: Основные пожарные автомобили: общего и целевого применения
Требования к насосным станциям
Изложены в СП 5.13130.2009, в котором даны требования к проектированию установок/систем АПС/АУПТ, СП 10.13130.2020 – ВПВ зданий/сооружений.
Обобщенно эти требования выглядят следующим образом:
- Оборудование НСП размещается в отдельном специальном помещении на первом, цокольном, 1 подземном этаже зданий/сооружений или в пристройках к ним, а также в отдельно расположенных строениях различной степени огнестойкости с учетом противопожарных разрывов между ними.
- При размещении в защищаемом здании НСП отделяется противопожарными преградами с пределом стойкости к огню REI 45.
- Из помещения НСП должен быть выход непосредственно наружу/в лестничную клетку здания с отдельным выходом на территорию.
- Возле входа в помещение НСП необходима установка светового табло «Насосная станция пожаротушения», подключенного к сети аварийного/эвакуационного освещения здания.
- Для дублирования автоматического запуска насосов станции системы водяных АУПТ, за исключением спринклерных установок, оснащаются ручным пуском: дистанционным и местным – непосредственно в помещении НСП.
- Выбор основных и как минимум одного резервного насосного агрегата с автоматическим включением производится на основании возможности совместной работы, максимальных значений рабочего давления и расхода воды.
- НСП относятся к I категории – по надежности действия, электроснабжения и обеспеченности водоснабжения.
- В качестве резервного источника электроснабжения допустимо использовать дизельный электрогенератор, насос с приводом от ДВС. Ограничение – запрет на установку такого оборудования в подвальных помещениях.
- Трубопроводы в НСП необходимо выполнять из стальных труб, соединяемых сваркой.
- Электроуправление НСП должно обеспечивать управление электроприводами запорно-пусковой арматуры, автоматический пуск основного и резервного насоса, переключение управления с рабочего источника электроснабжения на резерв.
- Время выхода основного оборудования НСП на рабочий режим – не больше 10 мин.
Отдельно следует рассмотреть вопрос о требованиях ПБ к помещениям НСП, чтобы не получился, как в пословице, сапожник без сапог:
- Если размер машинного зала, т.е. там, где установлены рабочие и резервные насосные агрегаты, имеет размеры 6 х 9 м и больше, то он должен быть оборудован противопожарным водопроводом с установкой ПК с расходом 2, 5 л/с.
- При наличии электродвигателей с напряжением до 1 тыс. В необходимы – 2 воздушно-пенных ручных огнетушителя, ДВС – 4 таких огнетушителя.
- Если электродвигатели с рабочим напряжением больше 1 тыс. В и/или ДВС больше 221 кВт, то дополнительно требуется укомплектовать помещение НСП 2 углекислотными огнетушителями, бочкой с водой (!), двумя кусками войлока, противопожарного полотна или кошмы размерами 2 х 2 м.
При этом ни система пожаротушения насосных станций, ни даже установка пожарных извещателей АПС нормами/правилами ПБ не предусмотрена. По-видимому, считается, что огонь убоится не санкционировано возникать в помещении с таким грозным для него названием.
Однако, учитывая насыщенность помещения НСП различным мощным электрооборудованием, отсутствием, как правило, дежурного персонала в нем; собственникам, руководству предприятий/организаций, ответственным за противопожарное состояние зданий стоит озаботиться тем, что дорогостоящая насосная станция, являющаяся важнейшим элементом системы безопасности здания, находится практически без надзора людей, контроля противопожарной автоматики, и сделать соответствующие выводы.
Обозначение и расшифровка
Разберем детально на примере АЦ 3,0-40/4 (4331) мод. XXX A – 01 MC TУ XXX-XX:
- АЦ – тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АЛ и т.д).
- 3,0 – главный параметр ПА (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.).
- 40/4 – главный параметр основного агрегата (подача насоса нормального/высокого давления и др.).
- 4331 – индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (ЗиЛ-4331).
- А – обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А – первая, Б – вторая и т.д.).
- 01 – двузначный цифровой индекс для обозначения модификаций базовой модели (01, 02, 03 и т.д.).
- МС – две прописные буквы, указывающие название населенного пункта, в котором предприятие-изготовитель.
- ТУ – обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).
В обозначениях пожарных автомобилей величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:
- вместимость цистерны для воды – м3;
- вместимость бака для пенообразователя – м3;
- масса вывозимого порошка – кг;
- масса огнетушащего газа – кг;
- подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с;
- напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов: нормального давления – м. вод. ст.;
- высокого давления – м. вод. ст.;
- расход лафетного порошкового ствола – кг/с;
- мощность электрогенератора – кВт;
- длина рукавной линии – км;
- высота подъема стрелы – м;
- производительность вентиляторной установки – тыс. м3;
- число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) – количество;
- грузовой момент – тм.
Еще примеры:
- АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
- АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м ), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
- ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.
- АЛ-30 (4310) – пожарная автолестница с высотой подъема колен лестницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
- АСА-20 (4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
Для выделения пожарных автомобилей из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.
Основное назначение пожарных автолестниц и подъемников
Первое появление пожарной автолестницы зафиксировано ещё в 1778. С тех времён произошло не мало изменений в её составных элементах и принципах работы. На сегодняшний день — это многофункциональные устройства, которые применяются пожарными службами в самых различных условиях, в том числе и в труднодоступных городских застройках. А за счёт подъемников увеличилась грузоподъёмность лестниц, и улучшилась возможность маневрирования.
Таким образом, пожарные автолестница и подъемники предназначены для следующих основоположных действий:
- подъем пожарных на высокие этажи различных типов сооружений к месту возгорания для обеспечения эвакуации людей, а также тушения пламени;
- экстренная эвакуация людей в случае, если все аварийные пути в здании заблокированы;
- подача различных огнетушительных средств на необходимую высоту;
- использование лестницы в качестве штаба наблюдения за процессом пожаротушения;
- установка освещения в рабоче зоне;
- для других экстренных задач, которые могут возникнуть в процессе тушения пожара.
Это интересно: Гарнизон пожарной охраны: цель создания и их виды
Классификация ПН
Пожарные машины комплектуются тремя видами агрегатов.
Струйные
Один из самых популярных видов оборудования, которое устанавливается на технику, задействованную во время тушения пожаров. Струйные ПН бывают двух типов:
- Водоструйные, которые устанавливают на каждую спецмашину. Второе их название – гидроэлеватор. С его помощью производят забор воды из водоисточников с заболоченными берегами, которые представляют трудность для подъезда машин. Второе назначение ВПН – откачка воды из помещений. Гидроэлеватор относят к устройствам эжекторного типа с трансформацией потенциала в кинетическую энергию.
- Газоструйные, которые обеспечивают заполнение всасывающих рукавов и центробежных агрегатов водой. Используют отработанные среды двигателя внутреннего сгорания. Газы проходят по корпусу, в результате создается разряженная зона, благодаря которой и возможен напор на насосе пожарного автомобиля.
Визуально работу водоструйного насоса можно представить на схеме:
Объемные
Это устройства, в которых передвижение воды или газа обеспечивается изменением объема рабочей камеры. Они также делятся на несколько типов:
Водокольцевые. Объем камеры меняется при помощи использования роторной установки. Коэффициент полезного действия в них очень низкий, и перед началом в агрегат необходимо заливать дополнительную жидкость.
Поршневые. В этих насосах для пожарного автомобиля изменение объема зависит от работы поршневого элемента. Главный плюс такого оборудования – высокий КПД и хорошая всасываемость, минус – невозможность регулировки подачи огнетушащих средств.
Пластинчатые. В них работают лопатки ротора. За счет прижимания лопастей создается дополнительный объем. За счет их же движения жидкость проталкивается к выходу.
Шестеренчатые. Их работа обеспечивается двумя колесами.
Центробежные
Это оборудование для автоцистерн и автонасосов. Оно различается по нескольким параметрам:
- Давлению: до 2 МПа, до 5 МПа и установки, создающие оба варианта.
- Количеству колес: стандартные 1-ступенчатые для создания нормального напора, 2-ступенчатые и выше – для поддержания высокого давления.
- Расположению вала: наклонный, вертикальный, горизонтальный.
- Напору: норма до 100 метров, высокий уровень – до 300, комбинированный тип – установки, создающие и нормальный, и высокий уровень напора.
- Расположению в ПА: впереди, посередине, сзади.
Принцип действия центробежного агрегата основан на вращении колеса, которое за счет своего движения передает энергию жидкости. Чем выше скорость вращения, тем больше давление, под которым «зуб» выдает воду в диффузор.
Для предупреждения закручивания воды на входе устанавливают разделитель. Чтобы увеличить скорость делают переход большего сечения в меньшее. Дополнительно устанавливают пенообразователь. Для распределения жидкости в рукава используют коллектор.
Одно из условий безопасности эксплуатации центробежных агрегатов – соблюдение температурного режима. Огнетушащее вещество нельзя охлаждать ниже 30°С. Именно поэтому на ПА насосы устанавливают в отделение, где поддерживается плюсовая температура.
Перед включением систему заполняют водой, чтобы предупредить появление примесей воздуха. Максимальный размер частиц, которые могут присутствовать при этом в воде, – 3 мм, а их концентрация на общий объем – менее 0.5%.
У центробежных агрегатов есть свои плюсы:
- постоянное давление сразу после подключения к водоисточнику;
- длительный срок эксплуатации;
- возможность подключения к различным типам ПА;
- высокий уровень КПД от 58%.
Минусы также присутствуют:
- изменение давление отражается на КПД;
- отсутствует возможность самостоятельного всасывания жидкости;
- не работает, если в воде присутствуют загрязнения крупных фракций (камни, тина).
Пожарная техника
Это общее понятие для обозначения инженерных средств, используемых для защиты и спасения населения, окружающей среды, имущества, ликвидации возгораний.
Автомобиль газодымозащитной службы
К пожарной технике относятся автоматические и первичные системы тушения огня, специальные ТС, устройства связи и оповещения.
К этой же группе причисляют пожарные машины, оборудование для разведки на местах катастроф, очистки воздуха в охваченных огнем помещениях, вскрытия конструкций строений.
Классификация пожарных и аварийно-спасательных автомобилей производится с учетом направления их применения и тактических характеристик.
Обозначение и расшифровка
Разберем детально на примере АЦ 3,0-40/4 (4331) мод. XXX A – 01 MC TУ XXX-XX
- АЦ – тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АЛ и т.д).
- 3,0 – главный параметр ПА (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.).
- 40/4 – главный параметр основного агрегата (подача насоса нормального/высокого давления и др.).
- 4331 – индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (ЗиЛ-4331).
- А – обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А – первая, Б – вторая и т.д.).
- 01 – двузначный цифровой индекс для обозначения модификаций базовой модели (01, 02, 03 и т.д.).
- МС – две прописные буквы, указывающие название населенного пункта, в котором предприятие-изготовитель.
- ТУ – обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).
В обозначениях пожарных автомобилей величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:
- вместимость цистерны для воды – м
3
- вместимость бака для пенообразователя – м
3
- масса вывозимого порошка – кг;
- масса огнетушащего газа – кг;
- подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с;
- напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов: нормального давления – м. вод. ст.;
- высокого давления – м. вод. ст.;
- расход лафетного порошкового ствола – кг/с;
- мощность электрогенератора – кВт;
- длина рукавной линии – км;
- высота подъема стрелы – м;
- производительность вентиляторной установки – тыс. м
3
- число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) – количество;
- грузовой момент – тм.
Еще примеры:
На эту тему ▼
Подробные условные обозначения пожарных автомобилей
- АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
- АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м ), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
- ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.
- АЛ-30 (4310) – пожарная автолестница с высотой подъема колен лестницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
- АСА-20 (4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
Для выделения пожарных автомобилей из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.
9.3. Основные пожарные автомобили
Основные пожарные автомобили
(ОПА)– пожарные автомобили, предназначенныедля доставки личного состава к местувызова, тушения пожаров и проведенияаварийно-спасательных работ с помощьювывозимых на них огнетушащих веществи пожарного оборудования, а также дляподачи к месту пожара огнетушащихвеществ от других источников.
Основные пожарные автомобили в зависимостиот преимущественного использования инаправлений оперативной деятельностиподразделяются на ПА общего примененияи ПА целевого применения.
Основные пожарные автомобили общегоприменения в зависимости от типавывозимых огнетушащих веществ и способаих подачи классифицируются на следующиетипы:
- пожарные автоцистерны.
- пожарные автоцистерны с лестницей (при числе мест боевого расчёта более 3-х человек)
- пожарные автоцистерны с коленчатым подъемником (при числе мест боевого расчёта более 3-х человек)
- автомобили пожарно-спасательные.
- автомобили пожарно-спасательные с лестницей.
- пожарные автомобили первой помощи.
- пожарные насосно-рукавные автомобили.
- пожарные автомобили с насосом высокого давления.
Основные пожарные автомобили целевогоприменения в зависимости от типавывозимых огнетушащих веществ и способаих подачи классифицируются на следующиетипы:
- пожарные автомобили порошкового тушения.
- пожарные автомобили пенного тушения.
- пожарные автомобили комбинированного тушения.
- пожарные автомобили газового тушения.
- пожарные автомобили газоводяного тушения.
- пожарные автонасосные станции.
- пожарные пеноподьемники.
- пожарные аэродромные автомобили.
Регистрационный номер ФЛЦ 005894-1(I) от 29 ноября 2000 г.
разрешает осуществление Инженерных изысканий для строительства.
Лицензия выдана Обществу с ограниченной ответственностью «НПЦ ПРИОРИТЕТ»
(ИНН 7705048974) 113035, г. Москва, ул. Осипенко, д.15, на основании решения экспертной комиссии Госстроя России Протокол №91 от 29 ноября 2000 г.
Область действия лицензии: Территория Российской Федерации
Условия осуществления данного вида деятельности: Исключается выполнение работ для территорий с особо сложными геолого-климатическими условиями.
Срок действия лицензии до 29 ноября 2003 г.
Председатель Госстроя России А. Ш. Шамузафаров
Сведения о регистрации лицензии на территории субъектов Российской Федерации — не требуется (статья 7 Федерального закона от 25.09.98 г № 158-ФЗ)
Перечень видов работ, на осуществление которых предоставлено право Обществу с ограниченной ответственностью «НПЦ ПРИОРИТЕТ» (ИНН 7705048974)
Выполнение инженерных изысканий для строительства.
- Инженерно-геодезические изыскания:
- топографические съемки в масштабах 1:10000 — 1:200;
- съемки подземных сооружений.
- Инженерно-геологические изыскания:
- маршрутные наблюдения (рекогносцировочное обследование);
- инженерно-геологическая съемка;
- полевые исследования грунтов.
Цветографические схемы
Рассмотрим, как в соответствии с правилами окрашиваются пожарные автомобили классификация типы и обозначения которых в большинстве случаев наносятся на корпус.
Основной фон специальной техники – красный, в качестве контрастного используется белый цвет.
Стандарты устанавливают правила нанесения надписей, знаков, цвета, в который должны быть окрашены детали:
- на дверь кабины наносится номер части и город приписки;
- в задней зоне ТС белым цветом указывают код, обозначающий вид автомобиля (АП, АЦ и др.), номер подразделения;
- черный цвет наносится на ходовые детали, диски колес, раму;
- белым окрашивают бамперы.
Фото или схему нанесения покрытий можно скачать в интернете.
Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси
Регламентируются и требования к цвету сигнала пожарных машин. Он должен быть синим и мерцать с частотой два герца с длительностью темной фазы не менее 0,2 секунды.
Постоянное развитие пожарной техники требует все больших ресурсов для обслуживания и ремонта ТС и их оснащения. Улучшаются характеристики автомобилей, повышаются функциональные возможности, добавляются новые пункты в классификации пожарных машин.
Условно графические обозначения пожарного транспорта
Пожарный автомобиль – общее обозначение |
Основные пожарные автомобили общего назначения:
Пожарные автоцистерны (АЦ) |
|
Пожарные автонасосы (АН) и насосно-рукавные автомобили (АНР) |
Основные пожарные автомобили целевого назначения:
Пожарные аэродромные автомобили (АА) |
|
Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) |
|
Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) |
|
Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ) |
|
Пожарные автомобили газового тушения (АГТ) |
|
Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) |
|
Пожарные автонасосные станции (ПНС) |
Специальные пожарные автомобили:
Пожарные автолестницы (АЛ) |
|
Пожарные коленчатые автоподъёмники (АКП) |
|
Пожарные телескопические автоподъёмники (АКТ) |
|
Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) |
|
Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ) |
|
Пожарные автомобили дымоудаления (АД) |
|
Пожарные рукавные автомобили (АР) |
|
Пожарные штабные автомобили (АШ) |
|
Пожарные автолаборатории (АЛП) |
|
Пожарные автомобили технической службы (АПТС, АТ) |
|
Пожарные компрессорные станции (ПКС) |
|
Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) |
Зил пожарный: преимущества, технические характеристики, разновидности автоцистерны
Пожарные автоцистерны выходят на основе самых различных серийных автомобилей. На их платформу на конвейере спецпредприятий устанавливается спецоборудование и необходимые инструменты. Однако самое широкое распространение в России получили шасси героя нашего рассказа — грузовика ЗИЛ.
Преимущества пожарного ЗИЛа
Итак, почему же на обеспечении в пожарных расчетах стоит именно ЗИЛ:
- Автомобиль очень неприхотлив как в эксплуатации, так и в обслуживании.
- Машину можно использовать в самых разных погодных и климатических условиях.
- Пожарный ЗИЛ — весьма маневренный транспорт, что помогает поставить его в удобном для тушения месте.
- Если сравнивать с другими автомобилями подобного класса, то сходу можно отметить компактность ЗИЛа. Отчего машина может заезжать даже в относительно узкие пространства.
- Неприхотливость к типу и качеству заливаемого топлива. Доступны как бензиновые, так и дизельные вариации, которые возможно заменить на газобаллонное оборудование. Последнее предполагает большую экономию на обслуживании этого служебного транспорта.
- Запчасти, как и ремонт этого авто — сравнительно незначительные растраты. Более того, починка ЗИЛа не требует обращения в специализированные сервисные центры — в большинстве случаев с ней справляется и штатная бригада автомехаников.
- Разумное сочетание стоимости и качества, что не получается сказать о многих остальных пожарных машинах.
- Продуманная конструкция шасси, адаптированная к работе в реальных условиях.
Средние технические характеристики
Самыми востребованными пожарными машинами ЗИЛ считаются модели:
Познакомимся поближе с техническими характеристиками спецтранспорта в таблице. Для примера будем использовать классику модельного ряда ЗИЛ-130 (пожарный) — А-40 (131).
Общие данные | |
Тип платформы | ЗИЛ-131 |
Длина/ширина/высота | 7,64/2,5/2,95 м |
Масса | 11 т |
Наивысшая скорость | 80 км/ч |
Экипаж | 7 человек |
Колесная формула | 6х6 |
Распределение общей массы | |
Передний мост/задняя тележка | 2,98/8,17 т |
Лафетный ствол | |
Наименование модели | ПЛС-П20 |
Растрата воды | 19 л в секунду |
Кратность пены на выходе из лафетного ствола | 6 |
Вместимость | |
Бака с пенообразователем | 170 л |
Цистерны с водой | 2,4 т |
Сигнал тревоги | |
Сирена | Электрическая либо газовая |
Пеносмеситель | |
Разновидность | Эжектор водоструйный |
Уровень производительности по пене по кратности десяти | 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5 м3/мин. |
Всасывающее устройство | |
Тип | Воздушный или газоструйный эжектор |
Наибольшая высота всасывания | 7 м |
Временной промежуток заполнения насоса водой (при условии: высота всасывания — 7 м, длина/диаметр всасывающего рукава — 8 м/125 мм) | 55 секунд — для эжектора,30 секунд -для вакуумного струйного насоса |
Пожарный насос | |
Вариация модели | ПН-40УВ |
Тип | Одноступенчатый центробежный |
Напор | 100 м |
Подача | 40 л/сек. |
Частота вращения | 2700 оборотов/мин. |
Максимальная/контрольная высота всасывания | 7/3,5 м |
Теперь поговорим конкретно о модельных рядах пожарных ЗИЛов.
Модель 130
Самая распространенная модель этой пожарной техники — ЗИЛ 130. Было выпущено более 10 вариантов автомобиля, самым популярным из которых стал ЗИЛ 130 АЦ 40 – 63Б.
Посмотрим на отличительные черты этого модельного ряда:
- Цистерна для воды была рассчитана на 2,36 т, а бак для пенообразователя — на 170 л.
- Кабина — цельнометаллическая конструкция с четырьмя дверьми и двумя рядами посадочных мест. Предусмотрены отсеки для хранения оборудования.
- Центробежный насос с одноступенчатым типом работы.
- 8-цилиндровый четырехтактный силовой агрегат с жидкой системой охлаждения.
- Шасси — лонжеронная рама, усиленная специальными вставками.
- Рессоры и телескопические амортизаторы в подвеске.
Модель 131
Разработанная в 1968 г., эта серия тоже была довольно популярной — выпускалась в 1970-1984 гг. Имелось два исполнения — 137 и 137А.
Пройдемся по особенностям:
- Объем цистерны для воды — 2,4 т.
- Бак для пены — 150 л.
- Двигатель — 150 л.с.
- Расход топлива — 40 л/100 км.
- Уникальная система подогрева воды за счет выхлопных газов.
- Управление лафетным стволом в ручном режиме. Дальность водной струи — 60 м, пены — 50 м.
- Поворот лафетного ствола — +90… -20 градусов по вертикали.
Красно-белого цвета пожарный ЗИЛ, мчащийся на вызов или возвращающийся в гараж, наверное, видел каждый из нас. Как мы убедились по техническим характеристикам и выявленному ряду преимуществ данной машины, она еще долго будет состоять на службе у российских пожарных частей — из-за своей универсальности, неприхотливости и полного соответствия условиям выполняемой работы.