Классификация пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники
Содержание:
- Проблесковые маячки и фары
- Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40/(43206)
- УРАЛ-43206
- АР-2 (131) 133
- Пожарные рукава
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ФИНАНСОВЫЕ ПРОГРАММЫ
- Двигатель
- Производитель
- Сцепление
- Коробка передач
- Рулевое управление
- Тормозная система
- Система электрооборудования
- Кабина
- Кузов
- Пожарное оборудование
- Пожарно-техническое вооружение
- УРАЛ-5557
- ЗИЛ 131
- Пожарные автомобили в СССР
- Тактико-технические характеристики АПП
- Выводы
Проблесковые маячки и фары
Особенностью всех ПА считается наличие электрооборудования. Сюда входят приборы сигнализации и освещения. Расположение электрооборудования приведено на примере автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131.
Все выключатели обычно размещают в кабине водителя. Для освещения объекта используется фара-прожектор, установленная на кронштейне по внешним углам кабины. Ее положение можно менять в горизонтальной и вертикальной плоскости. В задней части автомобиля расположена задняя фара, которая освещает насосное отделение при заборе воды из водоема. Ее положение также можно менять за счет кронштейна пенала. Мощность фар зависит от их типа – 41 или 27 Вт для ФТ1Б или ФТ304 соответственно.
На крыше ПА закреплены фонари, которые подают прерывистые сигналы синего цвета. Для освещения кабины и салона боевого расчета, отделения для насоса и отсеков с ПТВ используются плафоны ПК-201 с лампами 5.9 Вт. Активация ламп насосного отделения осуществляется при помощи кнопок на щитке этой секции. Он крепится на стенке с правой стороны. На нем расположены контрольные лампочки наполнения цистерны: четверть, половина и полная заправка. Здесь же находится и индикатор нагрева воды в системе охлаждения (срабатывает при температуре выше 115°С). Также предусмотрена отдельная лампочка, показывающая падение давления в системе смазки двигателя. На щиток вынесена и кнопка дистанционного запуска стартера.
Проблесковые маячки, передние и задние фары, прожектор, а также переключение управления лампами зоны ПТВ из кабины на насосный отсек активируются из кабины водителя.
Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40/(43206)
Современный пожарный автомобиль с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Автоцистерна выполнена на высокопроходимом шасси Урал 43206, с колесной формулой 4х4.
Автоцистерна имеет мощное осветительное оборудование, современный лафетный ствол с дистанционным управлением, удобные отсеки для ПТВ.
Современный, эргономичный автомобиль с бескапотной кабиной и двухступенчатым насосом НЦПК 40/100-4/400. Производится на базе шасси УРАЛ-43206-4151-81, с колесной формулой 4х4 и возможностью установки устройства вызова экстренных оперативных служб.
- В кабине расчета предусмотрены крепления для дыхательных аппаратов со сжатым воздухом для пожарных.
- В кабине на передней панели водителя установлено информационное устройство с дисплеем, отображающим индикацию открытых дверей кабины, отсеков для пожарно-технического вооружения, индикацию уровня воды и пенообразователя, индикацию продолжительности работы (насоса, шасси), и позволяющим управлять специальными звуковыми и световыми сигналами, установленными на кабине АЦ с дублированием на радиаторной решетке.
- Цистерна и пенобак выполнены из полимерных материалов с увеличенным сроком службы. Дистанционно управляемый лафетный ствол, как из кабины , так и из насосного отсека.
- АЦ оборудована осветительной мачтой с пневмоприводом для подъема прожекторов суммарной мощностью 2 кВт Высота осветительной мачты 5 метров.
- Система парковки лафетного ствола и мачты. Полное дистационное управление насосной установкой, в т.ч. из кабины водителя.
- Пожарный насос имеет дополнительный контур охлаждения для обеспечения улучшенного охлаждения двигателя базового шасси в летний период и для дополнительного подогрева огнетушащих веществ в насосе в зимний период.
- Пожарный насос имеет автоматическую систему дозирования пенообразователя, обеспечивающую подачу 3% и 6% растворов пенообразователя во всех диапазонах расходов и давлений пожарного насоса.
- Насосная установка комбинированного действия позволяет производить тушение как обычным вооружением, так и с помощью высоконапорного оборудования, формирующего тонкораспыленные водяные струи. Для управления насосной установкой используется современная система управления и контроля на сенсорных дисплеях, с большим набором автоматических функций, максимально облегчающих работу оператора.
- Шасси оборудовано передней электролебёдкой с тяговым усилием 6,8 тонн. На шасси предусмотрен электро-пневматический привод сцепления для включения/выключения коробки отбора мощности из насосного отсека и кабины водителя.
- Имеется катушка рукавная 60 м высокого давления, осветительная мачта , лебедка. Автоматическая система пеносмешения и водозаполненияВысокая коррозионная стойкость кузова и кабины пожарного расчета достигается за счет изготовления их из алюминия и пластика.
- Надстройка АЦ представляет собой независимую конструкцию, изготовленную из алюминиевого листа и пластика, с использованием клеевой технологии. Крыша надстройки покрыта специальным покрытием, предотвращающим скольжение.
Базовые характеристики | |
Базовое шасси | УРАЛ-43206-4151-81 |
Колесная формула | 4х4 |
Двигатель дизельный | ЯМЗ-53623 |
Номинальная мощность, кВт ( л.с.) | 200.7 (273) |
Скорость максимальная, км/час | 85 |
Пожарный расчёт, чел | 6 |
Объем водяной цистерны, л | 3200 |
Объем пенобака, л | 200 |
Расположение насоса | заднее |
Подача в номинальном режиме л/сек. | 40/4 |
Напор,м | 100/400 |
-
Подробнее
-
Финансовые услуги
Наше предприятие сотрудничает с ведущими компаниями по предоставлению лизинга на покупку специализированной техники.
Подробнее
-
Сервис и гарантии
Компания гарантирует обслуживание (сервис) продукции «UMG» в любом регионе России и зарубежья через фирменную дилерскую сервисную сеть.
Подробнее
УРАЛ-43206
Машины на базе УРАЛ-43206 относятся к среднетяжелой технике. Сюда входят автоцистерны с баком для воды 3-4 тонны. Шасси отличается короткой базой на двух осях, за счет чего габариты и вес у таких пожарных машин меньше, чем у УРАЛ-4320, и это позволяет использовать их на пожарах в городской черте. Проходимость транспортного средства обеспечивается системой полного привода с колесной формулой 4×4. Эту модель принято считать легким внедорожником.
Из конструктивных особенностей выделяют комплектацию двухмодульным кузовом. Здесь расположена цистерна для воды и совмещенные друг с другом отсек для пены и насосной установки. Двухрядная кабина рассчитана на шестерых, но уже без дополнительного спального места, как это было в тяжелом классе. Дополнительно установлен автономный отопитель, работающий на дизельном топливе для обогрева кабины и насосного отсека.
Характеристики автоцистерн на шасси 43206.
Модель | АЦ 3.0-40 | АЦ 3.0-40/4 | АЦ 4.0-40 | АЦ 4.0-40/4 |
Тип и мощность двигателя, кВт | Дизель
200 |
|||
Количество мест боевого расчета | 6 | |||
Вместимость цистерны, л | 3000 | 4000 | ||
Емкость пенобака, л | 180 | 240 | ||
Насос | НЦПН-40/100 | НЦПК-40/100-4/400 | НЦПН-40/100 | НЦПК-40/100-4/400 |
Производительность насоса, л/с | 40 | 1 – 40
2 – 4 |
40 | 1 – 40
2 – 4 |
Напор в номинальном режиме, л/с | 100 | 1 – 100
2 – 400 |
100 | 1 – 100
2 – 400 |
Стационарный лафетный ствол | ЛС-С40У | |||
Габариты, д*ш*в, м | 7.5…7.8*2.5*3.3…3.5 |
АР-2 (131) 133
Транспортное средство на базе шасси ЗИЛ-131. Доставляет в зону ЧС оперативную бригаду и запас напорных рукавов трех диаметров: 77, 100 или 150 мм и длиной 2.04, 1.76 и 1.34 км.
1 – кабина, 2 – лафетный ствол, 3 – корзина для транспортировки ПР, 4 – кузовная часть, 5 – механизм для погрузки скаток рукавов, 6 – отсеки для ПТВ, 7 – газовая сирена, 8 – механизм скатки проложенных рукавных линий.
Компоновка основных узлов автомобиля делает его универсальным техническим средством для выезда на пожары в городской или сельской черте, а также на промышленных предприятиях. Полноприводное шасси повышает проходимость машины. Одним из элементов безопасности на дороге является лебедка в передней части пожарного ЗИЛ-131. Она приводится в действие механической односкоростной КОМ с пределом отбора 22 кВт (30 л.с.) и двумя карданными валами с промежуточной опорой.
Кабина в этой модели трехместная. За ней располагается цельнометаллический кузов, впереди и сзади которого имеются ящики. Их двери используют как площадку для погрузки рукавов. В полу кузова проложена система вентиляции, обеспечивающая просушку инвентаря во время доставки его с места пожара на базу.
Внутри кузов при помощи быстросъемных стоек делится на секции. Расстояние между ними меняют в зависимости от диаметра перевозимых рукавов. Количество таких стоек рассчитывается с ориентацией на оборудование наименьшего диаметра.
На крыше кузова предусмотрены деревянные трапы и откидные поручни. В поднятом состоянии они образуют своеобразную корзину для транспортировки использованного оборудования в скатке или навалом. Лафетный ствол смонтирован сразу за кабиной. Им можно управлять через люк крыши кузова. Через правую сторону к лафетному стволу подведен трубопровод. К нему подсоединяют проложенную рукавную линию, чтобы можно было тушить пожар с машины.
Перед укладкой рукавов линии разъединяют. Для скатки используют механизм, расположенный в передней части машины. Его привод работает от вала лебедки. При погрузке скаток включают подъемный механизм с пневмоприводом.
В АР-2 (131) 133 полностью сохранено электрооборудование базового шасси. В дополнение к нему поставлена фара-прожектор, сигнальная фара и задняя фара, подсвечивающая место прокладки линий.
Характеристики пожарного рукавного автомобиля АР-2 (131) 133.
Количество мест в кабине | 3 |
Рукава, шт.
150 110 77 |
67 88 102 |
Скорость выкладки, м/с | 9 |
Тип лафетного ствола | ПЛС-60КС |
Полная масса | 10425 |
Габариты, д*ш*в, мм | 7275*2536*3030 |
Мощность двигателя, кВт | 110 |
Расход топлива, л/100 км | 40 |
Пожарные рукава
В ПТВ входят пять разновидностей пожарных рукавов.
- Насосный пожарный рукав для пожарных кранов и переносных мотопомп. Рукав подает огнетушащие растворы под давлением не более 1МПа. Температура использования от минус 60 до плюс 40 градусов.
- Морозостойкий пожарный напорный рукав. Эти рукава подают раствор под давлением до 1,6МПа и хорошо устойчивы к холодам.
- Рукав пожарный напорный с внутренним латексным гидроизоляционным слоем. Данными рукавами оборудуют передвижные пожарные бригады в районах с умеренным и холодным климатом.
- Рукав пожарный напорный с двусторонним полимерным покрытием. Входят в комплектацию передвижных пожарных расчетов и используются при температуре до минус 40 градусов. Максимальное рабочее давление 1,6МПа.
- Рукав пожарный напорный с допустимым давлением до 3МПа. Данные рукава обладают дополнительной прочностью и могут использоваться в агрессивной среде.
Рукавная задержка и зажим
Рукавные задержки используются для фиксации пожарных шлангов для тушения пожаров на высоте и на лестничных пролетах или стенах. А также при необходимости вертикального подъема.
Рукавные зажимы применяют при повреждении в рукавной линии и для ее починки. Различают ленточные и карсетные зажимы. Первые устраняют повреждения до трех сантиметров, а вторые позволяют залатать рукав с разрезом до десяти сантиметров.
Это интересно: Карантин: кто вводит и снимает, штрафы, ответственность, мероприятия
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ФИНАНСОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Пожарная техника в России изготавливается на многих автомобильных заводах. ПК ТЕХИНКОМ-ЦЕНТР предлагает весь спектр пожарной техники от пожарных автоцистерн и автолестниц до аварийно-спасательных автомобилей. Базой для специальной техники служат серийные модели грузовых автомобилей, таких, как Урал, КамАЗ, НЕФАЗ, ЗИЛ, ГАЗ и других. Иногда на базовую модель только монтируется оборудование для пожаротушения, в других случаях авто подвергается масштабной переработке в части узлов и агрегатов.
Уральский автомобильный завод, Камский автозавод и Завод имени Лихачева поставляют для службы пожарной безопасности несколько модификаций автомобилей повышенной проходимости для пожаротушения. В основном это автоцистерны, которые различаются вместимостью емкости для воды, боевым расчетом (количеством посадочных мест в автомобиле), расположением и мощностью насоса и наличием дополнительных приспособлений (комплект пожарно-технического вооружения). На базе шасси выпускаемых этими заводами выпускаются автолестницы (АП-30, АП-37) различной длины и модификаций и автоподъемник коленчатый пожарный АКП-32 (На шасси КамАЗ-53229). Также в номенклатуре завода ПК ТЕХИНКОМ-ЦЕНТР присутствуют автоцистерны пожарные на шасси КамАЗ, ЗиЛ, УрАЗ, ГАЗ.
На базе НЕФАЗ производится уникальный в своем роде пожарный автомобиль связи и освещения АСО-20, который выполняет множество функций:
- транспортировка боевого расчета и ПТВ, а также спецоборудования, систем для эффективной и безопасной работы боевого расчета на месте пожара;
- выработка электроэнергии для инструмента, осветительных приборов и специального оборудования;
- функции по освещению места пожара или аварии;
- организация мобильного пункта связи на месте пожара или аварии для боевых расчетов и персонала;
- аварийно-спасательные работы в непригодной для дыхания среде.
Автомобиль связи и освещения оснащен генератором ГС-250-20/4, который входит в основу стационарной силовой установки АСО-20, а также выносным оборудованиям для выполнения своих функций по содействию пожаротушению.
Кроме пожарной техники на базе тяжелых грузовиков, ПК ТЕХИНКОМ-ЦЕНТР выпускает пожарную технику на основе автомобилей ГАЗель. К этой «легкой» пожарной технике можно отнести автомобили двух видов – непосредственно спасательные и штабные. Автомобиль бысторого реагирования АБР-3 оснащен 7 посадочными местами для боевого расчета и перечнем ручных средств для устранения последствий возгорания. В этот список входят диэлектрический ковер, огнетушитель ОП-3, ножницы для резки проводов НРЭП, электромонтажное оборудование, противопожарный защитный пояс, диэлектрические боты и перчатки, пробник для контроля напряжения, ножовка, топор. АБР-3 предназначен для доставки дополнительных сил для тушения пожара к месту аварии, а также для проведения штабных мероприятий. Также на базе этой модели ГАЗ выпускается штабной пожарный автомобиль АШ-5, предназначенный для проведения штабных мероприятий.
Также к легкой пожарной технике относится аварийно-спасательный автомобиль АСМ. Этот автомобиль оснащен основными устройствами и приспособлениями для спасения людей и оказания первой помощи.
Двигатель
Модель | ММЗ Д-245.11Е2 |
Тип | дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха |
Число и расположение цилиндров | L4 |
Рабочий объем, л | 4,75 |
Степень сжатия | 15,1 |
Мощность, кВт (л.с.) | 80 (108,8) при 2400 мин.-1 |
Крутящий момент, кгс·м (Н·м) | 35 (350) при 1300-1700 мин.-1 |
Производитель
Код изделия по ОКП | 48 5411 2112 |
Нормативный документ | ТУ 4854-298-00231395-99 |
Производитель | ОАМО «Завод им. И.А. Лихачёва» (АМО ЗИЛ) |
Сцепление
- Однодисковое, сухое, с пружинным гасителем крутильных колебаний на ведомом диске.
- Привод гидравлический с пневмоусилителем.
Коробка передач
- Пятиступенчатая на базе ЗИЛ-130.
- Передаточные числа коробки передач:
- первой – 7,44;
- второй – 4,10;
- третьей – 2,29;
- четвертой – 1,47;
- пятой – 1,00;
- заднего хода – 7,09.
- Синхронизаторы на II, III, IV, V передачах.
- Управление коробкой передач — качающимся рычагом.
Рулевое управление
- Рулевой механизм со встроенным гидравлическим усилителем.
- Рабочая пара – винт с гайкой на циркулирующих шариках.
- Передаточное число – 20:1.
Тормозная система
- Тормозные механизмы передних колес — дисковые с плавающими двухцилиндровыми скобами, двухколодочные, задних колес — барабанного типа с двумя внутренними колодками.
- Привод комбинированный, пневмогидравлический с двумя независимыми контурами.
- Стояночная тормозная система — тормозные механизмы рабочей тормозной системы заднего моста, привод от пружинного энергоаккумулятора с пневматическим управлением или от рычага в кабине.
- Система быстрого растормаживания.
- Запасная тормозная система — тормозные механизмы те же, что у рабочей тормозной системы и стояночный тормоз.
- Вспомогательная тормозная система — используется двигатель без применения специальных устройств.
- Антиблокировочная система тормозов (АБС).
Система электрооборудования
- Однопроводная, с номинальным напряжением 12 В.
- Стартер напряжением 24 В.
- Две аккумуляторные батареи 6СТ-110А3, напряжением 12 В.
- Генератор переменного тока со встроенным полупроводниковым выпрямителем, максимальная сила тока 110 А, номинальное напряжение 14 В.
Кабина
- Сдвоенная семиместная, четырехдверная, с двумя рядами сидений, оснащена дополнительным отопителем.
- Сиденье водителя отдельное, имеет механизм подрессоривания, регулируется по росту и весу водителя.
- Пассажирские сиденья нерегулируемые, в ящиках под сиденьями размещаются инструмент и снаряжение пожарных.
- В первом ряду оборудовано рабочее место командира.
- Заднее сиденье четырехместное, подушка — жесткая, пластмассовая, спинка — мягкая.
- Сигнальная громкоговорящая система с задним проблесковым маячком.
Кузов
Автоцистерна пожарная легкого класса АЦ-0.8-40/2 (530104) модель 002-ММ
- Цельнометаллический, сварной, оснащен алюминевыми полками и панелями.
- Отсеки оборудованы шторками, дверьми производства «ПО Берег».
- В передней части кузова установлены выдвижные каретки для гидравлического инструмента и электросилового оборудования.
Пожарное оборудование
- Катушка со стволом высокого давления и рукавом длиной 60 м.
- Электровакуумный всасывающий насос с наибольшей геометрической высотой всасывания 7,5 м.
- Время заполнения всасывающей линии и насоса водой с наибольшей геометрической высоты всасывания не более 40 секунд.
- Отапливаемый насосный отсек.
- Дополнительная система охлаждения коробки передач.
- Дискретная электронная система указателей уровня жидкости в цистерне и пенобаке.
- Возможна установка насоса МАВ-200 фирмы IVECO Magirus (Германия) и импортных шторных дверей.
- Сигнальная громкоговорящая система с задним проблесковым маячком.
Пожарно-техническое вооружение
- Снаряжение боевого расчета.
- ПТВ для тушения пожара:
- рукава всасывающие, напорно-всасывающие с соединительной арматурой.
- рукава пожарные напорные ∅ 51, ∅ 66, ∅ 77.
- Водосборник, гидроэлеватор, колонка КП, ключи.
- Головки соединительные, задержки рукавные.
- Зажимы, крюки, разветвления, мостки рукавные.
- Стволы ручные: комбинированные, перекрывные.
- Пеногенератор ГПС-600.
- Огнетушители порошковые.
- Аварийно-спасательный инструмент Спрут,
- Эконт, Простор.
- Ранцевая установка пожаротушения «Игла».
- Бензогенератор «Вепрь», дисковая пила МЭУШ-850 и осветительный комплекс МОК-1 с пневматической мачтой и двумя прожекторами по 500 Вт.
УРАЛ-5557
Модель относится к полноприводным автомобилям тяжелого класса. Основное отличие ее от 4320 состоит в комплектации широкими низкопрофильными шинами с регулируемой подкачкой, что позволяет изменять настройки в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. Благодаря этому автомобиль без труда преодолевает песчаные, заболоченные местности, а также проходит снежную целину в северных районах.
Из особенностей конструкции всех пожарных УРАЛов выделяют комплектацию модульной кузовной частью, состоящей из цистерны для воды и пенобака, совмещенного с насосным отсеком. Кабина здесь цельносварная, рассчитана на команду из 4 человек. Дополнительно кабина оборудована переговорным блоком.
На базе этого шасси выпускают:
- АЦ 5.0 и 5.0 NEXT;
- АЦ 6.0 и 6.0 NEXT.
Самыми распространенными считаются 5-кубовые машины.
Модель | АЦ 5.0-40 | АЦ 5.0-40/4 | АЦ 5.0-60 | АЦ 5.0-70 |
Тип и мощность двигателя, кВт | Дизель
200 |
|||
Количество мест боевого расчета | 4 | |||
Вместимость цистерны, л | 5000 | |||
Емкость пенобака, л | 300 | |||
Насос | НЦПН-40/100 | НЦПК-40/100-4/400 | Wilo NPG 100/315-06/EC | НЦПН 70/100 |
Производительность насоса, л/с | 40 | 1 – 40
2 – 4 |
60 | 70 |
Напор в номинальном режиме, л/с | 100 | 1 – 100
2 – 400 |
100 | 100 |
Стационарный лафетный ствол | ЛС-С40У | ЛС-С60У | ||
Габариты, д*ш*в, м | 8.66*2.5*3.3 |
Модели NEXT отличаются от базовых увеличенной кабиной боевого расчета, в которой могут разместиться 6-7 бойцов вместе с водителем. АЦ 6.0 комплектуются аналогично моделям 5.0, при этом объем цистерны для воды у них 6000 литров, а пенобака – 360 литров.
ЗИЛ 131
Пожарный автомобиль на базе грузового ЗИЛ 131 также считается одной из наиболее популярных и востребованных пожарных машин. Впервые эта модель была разработана в 1968 году, а серийный выпуск осуществлялся в промежуток с 1970 по 1984 год. Пожарные машины на базе ЗИЛ 131 выпускались в двух исполнениях модель 137 и модель 137А.
За весь период выпуска автомобили подвергались множеству модернизаций и усовершенствований, которые имели не только внешние отличительные черты при сравнении различных машин, но и в значительной степени улучшали эксплуатационные и операционные качества оборудования и автомобилей в целом.
Помимо тушения пожаров водой также предусмотрена возможность использования специальной пены. Цистерна для воды отличалась внушительной вместительностью, которая составляла 2400 литров.
Отдельный независимый бак для пены имеет меньший объем в отличие от предыдущей модели ЗИЛа, и составляет 150 литров. Общая масса пожарной модели ЗИЛ 131 составляет 11 тонн 50 кг.
Силовой агрегат у описываемой модели обладает мощностью в 150 л.с. или 110 кВт. Такие данные позволяют разгоняться автомобилю до максимального скоростного показателя в 80 км/ч. Расход топлива при этом составляет около 40 литров на каждые 100 км пробега.
Автомобиль оборудован уникальной системой подогрева воды, которая находится в основной цистерне
. Это возможно благодаря работе системы частичного подогрева выхлопными газами. Колесная база насчитывает шесть односкатных колес, каждое из которых является ведущим.
Габаритные показатели следующие:
- общая высота пожарной машины ЗИЛ 131 составляет 2950 мм;
- длина – 7640 мм;
- ширина — 2550 мм.
При этом показатель высоты автомобиля отмечен без учета полных цистерн и баков, а также экипажа пожарной машины. Вместе с водителем кабина машины рассчитана на экипаж в количестве 7 человек.
Лафетный ствол, установленный на автомобиле, обеспечивает дальность водяной струи в 60 метров и пенной до 50 метров, при этом управление осуществляется в ручном режиме. Конструкция лафетного ствола предусматривает возможность его поворота в диапазоне от -20 до + 90 градусов по вертикальной плоскости.
Основным средством при выполнении пожарно-спасательных работ служат специализированные автомобили. В СССР подобную технику создавали на базе грузовых автомобилей. Самыми массовыми были шасси ЗИЛ, КамАЗ и УрАЛ. В сельской местности чаще использовались более дешевые и простые пожарные машины на базе грузовиков ГАЗ.
Пожарные автомобили в СССР
Из вышеописанного может сложиться впечатление, что серийное производство пожарных автомобилей было налажено еще до революции, но на самом деле описанные модели были огромной диковинкой и выпускались чуть ли не в единственном экземпляре. Срок их службы был непродолжительным из-за производства в тестовом режиме, а Первая мировая и Гражданская войны сказались на их состоянии еще негативнее, потому после революции огромная страна осталась всего-то с десятком работоспособных пожарных автомобилей.
Как итог, с начала 20-ых годов прошлого века стали появляться самодельные пожарные автомобили – благо, в те времена законодательство не было таким строгим, и позволяло народным умельцам самостоятельно клепать полезную технику. В большинстве случаев служебная машина переделывалась из старого грузовика, способного утащить на себе и экипаж, и бочку с водой. Впрочем, новые власти быстро поняли необходимость серийного выпуска таких авто, и в 1926-1932 годах в разных городах начался стабильный выпуск подобной техники.
В советской пожарной истории стоит выделить пять наиболее знаменательных автомобилей:
-
АМО-Ф-15. Этот автомобиль был универсальным – в разных модификациях он использовался и как скорая помощь, и как микроавтобус, и как пожарный автомобиль. Знаменит он хотя бы тем, что это первый советский автонасос с грузоподъемность 1,5 т и мощностью двигателя 30 кВт. Его насос подавал до 940 л воды ежеминутно, хотя сама машина, рассчитанная на экипаж из 8 человек, несла всего 350 л. Автомобиль разработал АМО на базе итальянского аналога и начал выпускать в 1924 году, но пожарная версия появилась лишь два года спустя и сначала выпускалась в Ленинграде на заводе «Промет» и в Москве на заводе №6.
-
ЗИС-11. Первое время пожарные машины фактически были переоборудованными грузовиками, и лишь в 1934 году начали производить модель на собственном шасси, которую иначе называли еще ПМЗ-1 – «пожарной машиной ЗИС». До 1941 года было выпущено более 3 тысяч экземпляров. Подача воды осуществлялась сразу через четыре ствола, за счет чего небольшой пожар можно было погасить усилиями одного экипажа, насчитывавшего вплоть до 16 человек.
-
АЦ-40(375н)Ц1А. Выпускалась в 60-ых годах прошлого века на базе шасси от ЗИЛ и была настоящим образцом «тяжелой артиллерии» – при запасе воды в 2000-2300 л воды у тогдашних коллег этот зверь возил за собой 4000 л воды и 180 л пенообразователя. Выдавая 40 л/с, этот агрегат подавал струю на расстояние до 100 м.
-
АЦ-40 (131) модель 137. Самая узнаваемая советская пожарная машина, выпускавшаяся с 1970 по 1984 годы на Прилукском заводе противопожарного оборудования. В России и многих других постсоветских странах эксплуатируется до сих пор, в крайнем случае будучи переставленной с оригинального шасси ЗИЛ-131 на зарубежные аналоги. При цистерне в 2,4 т автомобиль получился очень резвым и юрким, благодаря чему годится для любой, даже труднодоступной местности.
- АА-60(543) мод.160. Самая новая в списке советских легенд – выпущенная в 1973 году аэродромная машина, впечатляющая за счет своих потрясающих размеров. Построенная на шасси МАЗ-543, она несла на себе 11 т воды и еще 800 л пенообразователя, а насос с подачей 60 л/с был создан специально для этого авто. В отрасли аэродромных пожарных автомобилей модели сменялись довольно часто, но эта запомнилась любителям соответствующей тематики огромной цистерной – «потомки» обычно использовали уже смесь воды и порошка, потому имели меньший объем.
Тактико-технические характеристики АПП
Самыми распространенными автомобилями первой помощи считаются машины, разработанные на базе ГАЗ и IVECO.
ГАЗ-330273
Салон этого автомобиля рассчитан на БР из пяти человек, включая водителя. Он сделан единой конструкцией с возможностью размещения внутри двух рядов сидений и средств радиосвязи. Кабина оборудована установкой для поддержания температуры не ниже 15°С.
Кузов в этой модели панельно-каркасного типа, установлен на лонжеронах и не соединен с кабиной. С обеих сторон оборудован дверями, что обеспечивает свободный доступ к ПТВ. Для безопасности двери имеют самосрабатывающие запорные устройства от случайного опускания шторок во время работы на пожаре. Для герметичности и предупреждения попадания внутрь отсеков пыли и атмосферных осадков по периметру дверей проложен уплотнитель. Сами же отсеки имеют сливы для остатков воды и конденсата. Крыша используется в качестве рабочей площадки и имеет заградительный бортик по всему периметру.
Основные части кузова распределены по раме таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на ось и сохранить базовые технические показатели шасси. Нагрузка на основную ось при этом не превышает 25% от полной массы.
Цистерна для воды сделана из углеродистой стали и рассчитана на перевозку не менее 300 литров. Пенобак цилиндрической формы сделан из нержавеющей стали без применения каркасной технологии, его вместимость – 0.03 м3. В качестве базовой установки пожаротушения используется УПТВ-300.
ГАЗ-2705
Этот АПП используется для выезда на пожары в городской черте с целью проведения операций на начальных стадиях возгорания. Рассчитан на экипаж из шести человек, включая водителя. Особенностью конструкции считается расположение мотонасоса в кабине БР. Это предупреждает промерзание оборудования и позволяет запускать его во время движения автомобиля.
Кузов цельнометаллический с распашными дверями (не менее 150°) для свободного доступа к ПТВ. В комплект входит насосная установка высокого давления со стационарным стволом-распылителем, набор гидравлического аварийно-спасательного инструмента, режущий инструмент, осветительное оборудование и средства спасения с высоты.
Современные АПП на ГАЗ2705 оборудованы цистерной для воды, рассчитанной на 500 литров, и пенобаком на 0.03 м3. Мотопомпа с базовым стволом-распылителем дает струю не менее 50 м. Номинальная мощность насоса – 1.5-2 л/с. В качестве базового оборудования используется насос МНПВ-90/300. Как правило, колесная формула таких машин – 4×2, хотя есть и полноприводные версии.
ГАЗЕЛЬ NEXT
На сегодняшний день это один из самых востребованных автомобилей типа АПП. Его плюс – неприхотливость в обслуживании и высокая маневренность в условиях ограниченного пространства.
В зависимости от комплектации кузов делают либо цельносварным, либо отдельно установленным на лонжероны. Кабина БР рассчитана на шесть человек вместе с водителем. Переоборудованием базового шасси занимается завод «Варгаши». Для пожарной службы такие автомобили выпускают с колесной формулой 4×2.
Вместимость цистерны для воды у них 1.5 м3, а пенобака – 50 литров, что значительно превосходит параметры других малогабаритных АПП. Производительность насоса составляет 0.5 л/с. Сама же насосная установка стандартная – УПТВ-300.
IVECO Daily
Среди АПП не последнее место занимает автомобиль на шасси IVECO. Он относится L-классу. Использование облегченных материалов позволило снизить общую нагрузку на шасси и сохранить его скоростные характеристики. Пожарная надстройка представляет собой алюминиевый каркас, закрытый алюминиевыми листами без сварки. Дверцы отсеков для ПТВ шторного типа. Цистерна для воды и бак для пенообразователя пластиковые. Их объем – 500 и 50 литров соответственно.
В качестве насосной установки поставлена мотопомпа JOHSTADT ZL1500, производительностью 25 л/с. Длина напорных рукавных линий – 160 метров. Она установлена на выдвижной полке. Кабина рассчитана на 3 человека.
Колесная формула этой модели – 4×2 без возможности перехода в полный привод. Максимальная скорость – 110 км/ч. Снаряженная масса – 4600 кг.
Выводы
АПП плохо подходят для тушения объемных возгораний на больших площадях. Тем не менее на пожарах в частном секторе, на дорогах и в жилых домах им нет равных. АПП оперативно прибывает на место происшествия, что способствует более быстрой борьбе с огнем и спасению человеческих жизней.
АНР могут быть задействованы на всех пожарах, недалеко от которых есть водоем или водопровод. По своим характеристикам насосные машины наиболее подходят для тушения лесных возгораний. При наличии источника воды могут использоваться и на степных пожарах, возгораниях горных выделок
Стоит остановить свое внимание на АР-2- пожарный автомобиль, без которого сегодня невозможно представить ни одно тушение крупных возгораний