Экологический надзор с 01.07.2021: виды контрольных (надзорных) мероприятий и действий

Содержание:

Другие новости за 20.11.2018

Плановая экология

Майский указ президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года» дал старт разработке целого списка нацпроектов в основных социальных …

01.11.2019

На рудниках Красноярского края установят новейшие газоанализаторы

01.11.2019

Уровень загрязнения. Большинство экологически неблагополучных предприятий Омска относится к сфере федерального надзора

01.11.2019

Брызги шампанского. Через 17 лет после закладки фундамента в Якутске начнут строить мусороперерабатывающий комплекс

12-15 ноября 2019 года Металл-Экспо 2019

5 – 6 декабря 2019 года IV Международная научнаяконференция «ОТ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ К УПРАВЛЕНИЮ РЕСУРСАМИ»

Какой орган осуществляет экологический надзор?

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами в пределах их компетенции в рамках:

  • федерального госнадзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, госнадзора в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, федерального госнадзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федерального государственного охотничьего надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением тех, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минприроды (государственных природных заповедников и национальных парков), — в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ о соответствующих видах надзора;
  • госнадзора в области обращения с отходами, государственного экологического надзора на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, — в порядке, установленном Положением N 426.

В соответствии с п. 6 Положения N 426 осуществлять федеральный государственный экологический надзор вправе следующие должностные лица Росприроднадзора:

  • руководитель;
  • заместители руководителя, начальники управлений, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями руководителя по охране природы в области охраны окружающей среды;
  • заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • руководители территориальных органов Росприроднадзора, являющиеся одновременно главными государственными инспекторами РФ по охране природы и главными государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • заместители руководителей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями главного государственного инспектора РФ по охране природы и заместителями главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ).

Какими документами устанавливаются требования к ПЭК?

До апреля 2018 г. природопользователи, которые должны были вести производственный экологический контроль согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не имели руководящего документа, регламентирующего ПЭК.

В настоящее время основным (и единственным) документом, который регламентирует требования к программе производственного экологического контроля, порядке и сроках предоставления отчета является Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2018 N 50598).

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»(Зарегистрирован 31.08.2018 № 52042).

Это интересно: Экологический аудит (видео)

Что такое инспекция экологического надзора?

Инспекции являются неотъемлемой частью программ мониторинга соответствия Росрироднадзора.

Это важный инструмент для официальной оценки соблюдения экологических норм и требований. Федеральный и территориальные органы проводят проверки соответствия большинству законодательных и регулирующих органов власти.

Инспекции – это посещения объекта или участка (например,
предприятия, школы, полигона) с целью сбора информации для определения ее
соответствия. Инспекции, как правило, включают в себя предварительные
проверочные мероприятия, такие как получение общей информации об объекте.
Другие мероприятия, которые могут проводиться во время проверки, включают в
себя:

  1. Интервьюирование
    представителей и должностных лиц объекта, очевидцев событий;
  2. Просмотр
    записей и отчетов;
  3. Фотографирование,
    аудио и видео фиксация;
  4. Сбор
    образцов, проведение их экспертизы;
  5. Использование
    дистанционных средств наблюденияи контроля за состоянием воздуха, почвы, вод.

Инспекции могут проводиться для решения конкретной проблемы:

  1. Экологической,
    например, качества воды в реке;
  2. Объекта
    или сектора промышленности, например, химических предприятий;
  3. Географической,
    например, региона или местности;
  4. Экосистемной,
    например, воздух или водораздел.

Интенсивность и объем проверки могут варьироваться от быстрой сквозной проверки, которая занимает менее половины дня, до проверки с обширным сбором физических проб, которая может занять недели.

Порядок и сроки предоставления отчета о ПЭК

Согласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве и Московской области подают отчет в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве подают отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, предприятия, находящиеся в Московской области – в Министерство экологии и природопользования Московской области.

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится на предприятии, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Перечень исходных данных для разработки программы ПЭК

  1. 1. Общие сведения о предприятии.
    • Карточка предприятия.
    • Копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия.
  2. 2. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
  3. 3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
  4. 4. По выбросам:
    • Проект ПДВ.
    • Бланк инвентаризации.
    • Разрешение на выброс и нормативы.
    • План-график контроля на СЗЗ и на источниках.
    • Если выбросы есть, но на предприятии отсутствует разработанный проект ПДВ, наш специалист выезжает на объект для проведения инвентаризации.
  5. 5. По сбросам (при наличии сброса):
    • Проект НДС.
    • Разрешение на сброс.
    • Программа контроля качества сточных вод согласно НДС.
    • Копии договоров водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование.
    • Копия договора на водоотведение.
    • Сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта).
    • Сведения о мероприятиях по учету объема забора водных ресурсов из водных объектов.
    • При наличии очистных – паспорт очистных.
    • План-график проведения проверок работы очистных сооружений.
    • Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.
  6. 6. По отходам:

Какие мероприятия включает в себя производственный экологический контроль — 4 основных мероприятия

Главное назначение производственного экологического контроля — это наблюдать за источниками образования отравляющих выбросов и объектами природы (водоемами, воздухом, землей).

Перед началом проведения производственного контроля программа согласовывается с органами охраны окружающей среды и Роспотребнадзора.

Мероприятие 1. Экологический контроль за использованием поверхностных водных объектов

Комплекс мер по защите водоемов касается ситуации с поверхностными и подземными водами, дном, берегами и водоохранными зонами.

Что делает экослужба:

  • выявляет и прогнозирует процессы, пагубно воздействующие на водоемы;
  • определяет и реализует программу устранения этих процессов;
  • оценивает эффективность уже проводимых мероприятий;
  • контролирует степень засорения поверхностных вод.

Необходимо также оценивать свойства и состав воды. Помогают в этом физические, химические и гидробиологические показатели.

Мероприятие 2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения

Выбросы отравляющих отходов в воздух производятся передвижными и непередвижными устройствами.

Что делают для защиты воздуха:

  • контролируют, насколько соблюдаются нормы разрешенных выбросов;
  • проводят инвентаризацию всех источников образования отходов;
  • проверяют, есть ли лицензия на выброс отравляющих веществ в воздух, выдаваемая органами по защите природы;
  • определяют, насколько токсичны отработанные газы автомобильного транспорта;
  • измеряют степень концентрации отравляющих веществ;
  • контролируют исправность газоочистных установок.

Все параметры требуется заносить в журналы учета.

Мероприятие 3. Экологический контроль в сфере обращения с отходами

Что делать с отходами промышленной деятельности? Здесь законодательство также предусматривает комплекс мероприятий.

Прежде всего необходимо:

  • проверять, правильно ли и в какой последовательности утилизируются отходы;
  • уменьшать, насколько это возможно, объем и степень опасности выбросов;
  • наблюдать за состоянием окружающей среды в местах, где хранятся отходы;
  • регистрировать и анализировать данные;
  • внедрять малоотходные технологии и новые методики переработки и уничтожения отходов;
  • проверять соответствие размещенных отходов существующему лимиту.

Сюда же входит проверка всех документов по учету выбросов — формированию, хранению, переработке либо передаче другим учреждениям.

За отсутствие журнала учета по закону приписывается штраф.

Мероприятие 4. Контроль за своевременностью подачи отчетности в соответствующие инстанции

Все данные, выявленные в ходе ПЭК на предприятии, отображаются в отчете. Он сдается каждый год в территориальный орган Ростехнадзора.

Сдавать отчет необходимо всем предприятиям, эксплуатирующим производственные объекты 1, 2, 3 и 4 класса опасности. Оформить отчет можно в распечатке, на диске либо флэш-карте.

Подробности о документации по охране окружающей среды на предприятии вы узнаете из видеоролика.

Перечень исходных данных для подготовки отчета о ПЭК

  1. 1. Общие сведения о предприятии.
    • Карточка предприятия.
    • Копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия.
  2. 2. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
  3. 3. По выбросам.
    • План-график контроля на СЗЗ и на источниках (с результатами контроля).
    • Протоколы КХА промвыбросов (на источниках).
    • Протоколы КХА промвыбросов (на СЗЗ).
  4. 4. По сбросам (при наличии сброса).
    • Копия письма, которым направлены сведения о результатах учета забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод (форма 2ТП-водхоз).
    • Копия письма, которым направлены сведения о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (направляется в МОБВУ).
    • Копия письма, которым направлены сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами (направляется в МОБВУ).
    • При наличии очистных – паспорт очистных.
    • План-график проведения проверок работы очистных сооружений (с результатами контроля).
  5. 5. По отходам (только для объектов размещения отходов).

Копия письма, которым направлен отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Вопросы и ответы юристов

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

03.06.2019 15:05

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович03.06.2019 15:25

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна04.06.2019 08:50

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Елена03.06.2019 15:05

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович03.06.2019 15:21

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 08:45

Администрация отказываются вывозить свалку

Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Карина11.04.2019 22:15

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Дубровина Светлана Борисовна07.05.2019 10:21

Муниципальная собственность

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Наталья09.11.2018 09:30

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Дубровина Светлана Борисовна09.11.2018 14:55

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна10.11.2018 09:00

Профессиональная помощь в осуществлении производственного экологического контроля — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Производственный экологический контроль проводится специализированными учреждениями.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми крупными представителями данного направления.

1) Ecostandard Group

Вот уже 20 лет компания работает в сфере экологического мониторинга и экспертизы, услуг по охране труда, разработке проектной документации и сертификации по международным стандартам. Одно из самых передовых направлений Ecostandard Group — это внедрение «зеленых» технологий.

У компании собственный лабораторный центр и большой штат высококвалифицированных специалистов. Благодаря этому, все работы и услуги предоставляются здесь на высшем уровне, качественно и оперативно.

Компания сотрудничает как с крупнейшими проектами, так и с представителями малого и среднего бизнеса. Область ее деятельности — Россия и страны СНГ.

2) ЭкоЦентрПроект

Экологическая фирма предлагает полный комплекс услуг в сфере экологического консалтинга. Кроме прочего, вам помогут разработать экопроект, составят экоотчетность, проведут любое лабораторное исследование и подготовят все необходимые документы к проверкам.

В штате компании высококвалифицированные специалисты санитарно-гигиенического профиля и экологи с многолетним опытом работы, постоянно повышающие свой квалификационный уровень. При необходимости сотрудники «ЭкоЦентрПроекта» проведут попутно с ПЭК санитарный производственный контроль, поскольку экологичность производства и санитария во многом взаимосвязаны.

Если вам нужен общий производственный контроль, здесь для вас разработают полную программу

Выгодные цены, дополнительные скидки и высокое качество услуг — то, что неизменно привлекает внимание множества заказчиков к «ЭкоЦентрПроекту»

3) НУМЦ

Ассоциация экологов-аудиторов начала свою деятельность еще в 1990 году. Здесь обучают кадры управления и техперсонал по международным стандартам, повышают квалификации аудиторов-экологов, разрабатывают проектные документы и проводят экоаудит.

Заказывайте в НУМЦ любой вид консалтинговых услуг в сфере охраны окружающей среды и экобезопасности, а также общий производственный контроль на вашем предприятии. Опытные эксперты работают дистанционно или, если того требует программа, выезжают на объекты.

Звоните по телефону, пишите на электронную почту, приезжайте сразу в московский офис, и все ваши вопросы решатся оперативно, профессионально и на высшем уровне.

Как разработать и реализовать программу производственного экологического контроля — 5 простых шагов

Каков порядок осуществления программы производственного экологического контроля?

Чтобы было понятно, с чего начинать и как не упустить важные моменты, мы составили алгоритм действий.

Шаг 1. Выбираем компанию для осуществления экологического контроля

Деятельность компании должна соответствовать законодательству Российской Федерации.

Попросите предоставить образцы уже проведенных мероприятий. Лабораторные исследования должны проводиться в рамках санитарно-эпидемиологических нормативов. Результаты должны оформляться по форме установленных требований Роспотребнадзора и Росаккредитации.

Убедитесь и в том, что в компании работают высококвалифицированные специалисты-экологи с хорошим опытом.

Шаг 2. Заключаем договор и оплачиваем услуги

На процедуру подписания договора мы советуем пригласить юриста, сведущего в сфере экологии. Если ваш штатный специалист не обладает необходимыми знаниями, обратитесь к независимому.

Стоимость разработки программы ПЭК всегда индивидуальна. Зависит она от категории предприятия, числа промышленных объектов и количества источников вредных отходов.

Шаг 3. Утверждаем программу производственного экологического контроля

Программа ПЭК должна соответствовать требованиям ГОСТа Р 56062-2014 и Р 56061-2014, которые действуют с 1 января 2015 года.

Обязательные пункты программы:

  • информация, как проводится учет отходов, их источников и объектов размещения;
  • список отделов и должностных лиц, которые отвечают за ПЭК;
  • данные об испытательных лабораториях;
  • сведения о том, с какой регулярностью и какими методами осуществляется ПЭК;
  • информация о местах сбора проб и методах измерений.

Кроме прочего, в документ необходимо включить паспортные данные промышленных объектов.

Шаг 4. Ожидаем проведения контрольных мероприятий

Проведение запланированных мероприятий предполагает две системы.

Необходимо:

  1. Контролировать источники и количество выбросов в воздух и водоемы.
  2. Контролировать состояние природных объектов (флоры и фауны, воздуха, водоемов, геологической среды, земли и т. д.).

Завершается комплекс мероприятий систематизацией и оценкой результатов проверки.

Шаг 5. Получаем отчет о проделанной работе

Отчет по программе ПЭК содержит все результаты проведенных мероприятий. Необходимо также определить их соответствие установленным нормам. На основании этого анализа компания выдает указания по эффективному снижению установленных параметров.

Добавим, что своевременное исправление показателей предотвратит штрафы и прочие нежелательные меры административного воздействия за нарушение санитарных нормативов. О производственном контроле на опасных производственных объектах вы узнаете из соответствующей статьи нашего ресурса.

Это интересно: Договор об ограничении систем ПВО 1972 года — распишем по порядку

Заключение

Подведем итоги.

Программа производственного экологического контроля — комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту природной среды от воздействия вредных факторов, неизбежно возникающих в ходе промышленной или хозяйственной деятельности предприятий.

За нарушение экологических норм законодательство налагает штрафные санкции, а в самых серьезных случаях предусматривает уголовную ответственность.

Дорогие друзья! Мы стараемся предоставлять своим читателям максимум полезной информации, поэтому ждем от вас обратной связи. Пишите , ставьте оценки, не забудьте про лайки в соцсетях. До встречи в новых публикациях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector