Федеративное устройство россии
Содержание:
- Понятие и признаки федеративного государства
- Форма государственного устройства
- Республика: краткая характеристика
- Федеративное государство
- Законодательная власть
- Политический режим в России
- Общая характеристика федеративного устройства России
- Причины возникновения федераций
- Особенности федеративного устройства РФ
- Немного истории
- Зарождение федеративного устройства в РФ
- Абсолютная монархия
- Законодательная власть
Понятие и признаки федеративного государства
Федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования — субъекты федерации, обладающие определенным государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти.
По способу образования различают федерации:
- договорные;
- конституционные.
Договорная федерация создается путем соглашения несоюзных государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства — участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. Таким путем в 1922 г. был создан СССР.
Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия. При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.
Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:
- если они были самостоятельными, суверенными государствами — это договорная федерация;
- если нет — конституционная.
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.
Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное государство», т. е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ — унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики — субъекты РФ.
Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:
- РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Федерации;
- республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;
- федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в РФ;
- во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Республика: краткая характеристика
Государственный строй — это система экономических, социальных, правовых и политических отношений, которые закреплены и установлены конституционным правом и его нормами. Наиболее широко распространенной формой правления является республика (более семидесяти процентов всех государств мира). Это форма правления, при которой парламенту (то есть выборному органу) принадлежит вся законодательная власть на самом высшем уровне. А исполнительной властью занимается правительство. Государственный строй республика может широко варьироваться. Например, есть страны с сильным социалистическим уклоном (Китай) или с буржуазным (Франция). Глава государства с таким строем выбирается населением или же избирательной коллегией, специально организованной. Государственный строй России – также республика. Однако почти всю свою историю Российская Федерация была монархией. Что это за строй?
Федеративное государство
Термин происходит от латинского слова «foederatio», что в переводе на русский язык означает «союз». Что характерно, государственный строй России в плане ее территориально-государственного устройства – федерация. В таких странах наряду с едиными органами власти и общим законом существуют также и отдельные территориально-административные единицы, которые обладают некоторой политической и экономической самостоятельностью, но при этом входят в состав одного «союзного» государства. Как правило, такие федеративные образования (штаты, республики, провинции, земли и так далее) имеют собственные исполнительные, законодательные, судебно-процессуальные органы власти, а более того, и свою конституцию (написанную на основе общей). Такой государственный строй существует у Российской Федерации, Индии, Бельгии – тут подобное устройство связано с этническими и языковыми различиями. В Соединенных Штатах Америки и Германии такое деление обусловлено историческими особенностями и географической спецификой. Крайне редко также встречается конфедерация как форма территориального и государственного устройства. Как правило, ее временно формируют для достижения военных внешнеполитических целей.
Законодательная власть
Федеральное Собрание
Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.
Порядок формирования Совета Федерации
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.
В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.
Порядок избрания Государственной Думы
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).
С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.
Вопросы законодательства
Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Политический режим в России
Политический режим — это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Традиционно выделяют три вида политического режима: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Если говорить о демократическом политическом режиме, то можно выделить следующие характерные черты:
- народовластие — народ является единственным источником власти;
- свобода личности, в том числе и в экономической сфере, что подразумевает свободу предпринимательства и признание частной собственности;
- гарантия прав и свобод каждого человека;
- действует принцип разделения властей;
- децентрализованность власти;
- выборность и сменяемость органов государственной власти.
Именно этими чертами характеризуется политический строй России в наше время.
Форма политического устройства РФ
Государственный строй современной России установлен и закреплен в Конституции. Конституция — основной закон государства, документ, имеющий высшую юридическую силу, в котором определены основные аспекты политического, социального и экономического устройства государства.
Российское государство по форме правления является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции Россия является демократическим государством, а это значит, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти либо через органы местного самоуправления.
Власть в современной России имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой страны является президент. Полномочия президента достаточно широки, весь высший генералитет в стране подчиняется именно ему.
Также функционирует двухпалатный парламент. Исполнительную власть представляет правительство, а судебную — суды во главе с Верховным судом.
Федеративное устройство
По своему устройству Россия является федерацией, представленной самостоятельными субъектами. Субъекты Российской Федерации могут иметь самостоятельные органы власти на местах. Эти органы власти находятся в подчинении у верховной власти, но имеют ряд полномочий для осуществления власти на местах. На сегодняшний день в состав России входят 85 субъектов федерации. По два представителя от каждого субъекта входят в состав верховной власти Совета Федерации.
Многонациональное и светское государство
В современной России действует принцип светскости. Это значит, что государство отделено от церкви, а церковь — от государства. Это означает, что церковь не оказывает влияния на государственные дела и никак их не контролирует. В то же время и государство не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Все религиозные направления равны перед законом.
Россия является многонациональным государством. Иными словами, на его территории проживают представители разных народностей и этнических групп. Политика государства направлена на обеспечение достойного уровня жизни и защиту прав всех граждан, проживающих на территории страны.
Принцип многопартийности
Политическая партия — это упорядоченная политическая единица, которая обладает рядом признаков. Основные признаки политической партии:
- партия — всегда носитель определенной идеологии или особого видения строения мира;
- партия выражает и отстаивает интересы определенных групп;
- любая партия настроена на завоевание и удержание политической власти.
Принцип многопартийности — один из фундаментальных принципов организации политической жизни в современном демократическом государстве. Он заключается в существовании в стране политического и идеологического плюрализма. В Российской Федерации действует принцип политической многопартийности, что еще раз подтверждает наличие демократического политического режима в стране.
О формах правления вы узнаете из этого видео.
Общая характеристика федеративного устройства России
Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.
Федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Экономико-географический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.
Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Можно сделать три важных правовых вывода:
- Россия — это многонациональное государство;
- республики — субъекты Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;
- русская нация не имеет в составе РФ собственно национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства — РФ.
Причины возникновения федераций
Если унитарная форма наиболее эффективна и проста в применении, то почему на протяжении всей человеческой истории возникали и другие способы территориального устройства? Существует целый перечень объективных и субъективных тому причин. Во-первых, все зависит от населения страны. Если оно однородно, на территории государства проживают преимущественно люди одной национальности, вероисповедания и культуры, тогда проблем не возникает, так как у них общие интересы. А как создавать и распространять властные предписания среди разношерстного населения? Если на территории государства одновременно проживают разные народы либо нации, с этим возникают трудности. Это связано с тем, что каждая их этих групп стремится сохранить свою самобытность. У разных народов может быть своя история, своя правовая культура, свое правосознание. Во-вторых, сохранить унитарную форму власти сложно в государствах, простирающихся на огромные территории. Именно эти две причины послужили толчком к образованию иных форм деления стран.
Особенности федеративного устройства РФ
На практике вопрос территориального разделения власти в стране и государственного строительства является актуальной и острой проблемой. Требуется найти конструктивный баланс между действиями федеральной власти, направленными на поддержание целостности, единства страны, и стремлением регионов к усилению своей автономности, самостоятельности.
Нарушение требуемого баланса чревато значимыми негативными последствиями. Если федеральная власть злоупотребляет своими полномочиями, осуществляет неправомерные действия по рассматриваемому вопросу, это закономерно приведет к централизации власти и возврату к унитаризму. Напротив, излишняя самостоятельность регионов чревата сепаратизмом, слабостью и неустойчивостью государственности.
Замечание 2
Данные угрозы, собственно, и порождают ключевую задачу в этой сфере: определить такую структуру устройства государства, которая позволит и сохранить целостность страны, и в безопасных условиях реализовать естественное желание регионов иметь определенную самостоятельность. Основы решения этой задачи были заложены при разработке и принятии Конституции Российской Федерации и Федеративного договора.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Форма государственного устройства РФ, само государство обладает в некотором роде уникальностью, фундаментом которой является договорно-конституционное право. Инструментами регулирования федеративных отношений в данном случае служат двусторонние договорные взаимоотношения между органами государственной власти и субъектами РФ (к примеру, с республикой Башкортостан); объектом таких договоров является определение границ полномочий и областей приложения федеральной или региональной власти.
Изначально устройство РФ основывалось на двух, в определенной степени конфликтующих принципах:
- национально-территориальном (республика, автономный округ и т.д.);
- административно-территориальном (край, область и т.д.).
Несомненно, данное противоречие порождает специфику федеративного взаимодействия, служит источником многих проблем. В частности, вновь приходится говорить о необходимости организации разумного баланса: чтобы ни республики не растеряли этнические особенности и не стали просто административно-территориальными единицами, ни отдельные области или города не оказались возведенными в ранг государства.
Мировая статистика ставит Российскую Федерацию на лидирующую позицию относительно количества субъектов в составе государства, что чревато снижением их качества ввиду сложностей управления. С этим связана тенденция последних лет по объединению несколько малых субъектов в один, тем самым сокращая их общее количество.
Основополагающие принципы, на которых построена Конституция РФ, в том числе, служат инструментом сдерживания и уравновешивания возникающей децентрализации власти и усиливающейся независимости регионов. Эти принципы являются гарантией:
- нерушимости целостности государственных территорий;
- равных прав субъектов РФ во взаимодействии между собой и с органами федеральной власти;
- применения единых основ государственного строя;
- свободы перемещения людей;
- свободы распространения информации;
- свободы товарооборота и финансового оборота на всей территории России;
- недопустимости одностороннего изменения статуса субъектов России.
Разграничение полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов России отражено в Конституции РФ, где все сферы управления и полномочия разделены на три группы:
- подлежащие управлению федеральной властью;
- подлежащие совместному управлению федеральной и региональными властями;
- подлежащие управлению региональными властями.
Замечание 3
Существует довольно популярное мнение, что на практике задуманная форма государственного устройства России до сих пор не реализована, поскольку фактически регионы владеют властными полномочиями управлять только теми вопросами, которые не имеют решающего значения в основных областях жизни страны, как то: экономика, внешняя и внутренняя политика и пр. Детальное исследование Конституции РФ, в частности, статей 71-73, является подтверждением данной точки зрения.
Немного истории
Предже чем рассказать о политическом устройстве современной России, хочется поговорить о Киевском княжестве. Политическое устройство в нем было неустойчивым. Оно состояло из нескольких племенных и городских округов. Однако они не желали объединиться в единое государство. Вот почему Киевское княжество распалось в 11-м веке. Древняя Русь представляла собой совокупность многих княжеств, которые были объединены одной династией. У них были общие религия, народное сознание и язык. Это государство невозможно было отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Отношения между великим князем Киевской Руси и другими князьями складывались по следующему принципу — сюзерен и вассалы.
И тем не менее центр в княжестве был сильным. Великий князь обладал мощной дружиной, благодаря которой ему удавалось удерживать вокруг себя несколько десятков небольших княжеств. Князь был главой всей Руси. К 11 веку вследствие возрастания власти местных феодалов, образовался новый орган управления — феодальный съезд. На нем рассматривались вопросы по ведению войны или налаживанию мира, разделению земель и установлению вассалитета. После этого произошло усложнение общественного деления Киевской Руси. На самой верхушке иерархической пирамиды стоял, естественно, Киевский князь, ступенью ниже размещалась его дружина, постепенно с нею слился высший земский класс. Структура дружины также была не из простых. Она состоит из двух частей — старшей, то есть бояр и младшей – отроков. В дружину также входят рабы князя. Из этого “сословия” назначались члены княжеской администрации и судьи: посадник, верник и тиун. Кроме дружины, также есть класс людей, который делился на горожан, то есть купцов и ремесленников, а также сельчан – смердов и зависимых закупов. Церковники имели свою иерархию и стояли особняком.
Зарождение федеративного устройства в РФ
Изменения в государственном устройстве России начали происходить в ХХ веке, когда представители большевизма предприняли попытки по претворению в жизнь идей федеративного устройства. Буржуазно-демократическая революция привела к расколу бывшей царской империи на несколько отдельных государств, и федеративное устройство виделось единственно возможным способом объединиться.
В то время актуальным для всех народностей, ранее существовавших на территории единой империи, был вопрос возрождения своей особой национальной государственности, что, с одной стороны, являлось необходимостью для сохранения этноса, с другой стороны, могло способствовать дальнейшему расколу и разъединению. Так размышления о возможности, а далее и необходимости создания федерации, переросли в полноценные дискуссии, итогом которых стала разработка новой структуры государственного устройства. Предполагалось создание, так сказать, двухъярусной федерации: нижним «ярусом» располагалась российская федерация совокупно с автономными республиками, областями и округами; вторым «ярусом» – союзное государство, включающее саму федерацию и иные союзные республики. Тем не менее, несмотря на активность в данном вопросе, сохранение партийной диктатуры в центре и на местах удерживало разработанный проект в рамках чисто внешней, «декоративной», не ставшей глубинной реализации: фактическим государственным устройством оставалось унитарное.
В 1993 году Конституция Российской Федерации повторно закрепила федеративное устройство государства (ст. 1 и 5).
Определение 1
Федеративное устройство России представляет собой единое государство, состоящее из равноправных субъектов, коими являются автономные государственные образования, наделенные властными полномочиями по разрешению вопросов, не являющихся исключительной компетенцией федеральной власти.
Абсолютная монархия
Этот государственный строй предполагает то, что власть одного самодержца не ограничена ничем. На политической карте современного мира таких стран осталось крайне мало. В основном в государствах с абсолютной монархией король (князь, шах, султан и так далее) одновременно является и президентом, и премьер-министром, и верховным судьей, и главнокомандующим, и даже главным духовным лицом. Правительство же формируется из членов правящей семьи и приближенных. Абсолютные монархии в современном мире — это Кувейт, Катар, Бруней, Омар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие.
Законодательная власть
Органом законодательной власти РФ является парламент, который носит название «Федеральное собрание». Оно включает в себя две палаты – Совет Федерации и Государственную думу.
Совет Федерации – это верхняя палата парламента. Данный орган обладает обширными полномочиями, которые оговорены в 102-й статье Конституции. Среди них — утверждение распоряжения президента об объявлении чрезвычайного положения, утверждение границ субъектов Федерации в пределах России, объявление выборов президента и т. д. Но основной функцией данной структуры является представительство регионов в законодательной власти.
Общая численность членов Совета Федерации, или, как их ещё называют, сенаторов, составляет 170 человек. Они формируются путем делегирования двух представителей от каждого субъекта Федерации: одного — от законодательного органа, а другого — от административного. Кроме того, президент также вправе назначать сенаторов, но не более 10 % от общей их численности. За основу берется представительство не по партийному, а по территориальному принципу.
Государственная дума – нижняя палата парламента. Именно на неё возложена основная задача по принятию законов Российской Федерации. В отличие от Совета Федерации она формируется по политическому признаку. Данный орган состоит из 450 депутатов, которые избираются методом прямого голосования граждан по смешанному принципу раз в пять лет. Смешанный принцип предполагает избрание одной половины депутатов по мажоритарной системе (выдвижение конкретного депутата в избирательном округе), а другой половины – пропорциональным способом (по спискам партий).