«одно из приоритетных направлений»: почему в минобороны рф говорят о важности развития беспилотной авиации
Содержание:
- Беспилотные аппараты в России
- «Барражирующая труба»
- Основные узлы БПЛА
- Что сегодня могут армейские БПЛА
- «Освоение новой методики»
- Интенсивное совершенствование
- Фармацевт
- «Камни преткновения»
- Самый большой дрон в мире
- Беспилотники или истребители?
- [править] СССР/Россия
- Кругом одни сложности
- Принцип работы
- Франция
- «Рейс»
Беспилотные аппараты в России
В 1960–80 в СССР были созданы Ла-17Р (разработка началась в 1959), Ту-123 «Ястреб» (сверхзвуковой дальний беспилотный разведчик), Ту-141 «Стриж» (1979–89), Ту-300 «Коршун». Разработка и испытания разведывательного БПЛА Ла-17Р завершились в 1963. Они показали, что машина, летая на высоте до 900 м, способна осуществлять фоторазведку объектов, находящихся на удалении 50–60 км от стартовой позиции, а с высоты 7000 м – объектов на удалении до 200 км. Скорость полёта составляла 680–885 км/ч. В 1960 началось разработка Ту-123 – цельнометаллического моноплана нормальной аэродинамической схемы с треугольным крылом. Хвостовое оперение состояло из трёх цельноповоротных рулевых поверхностей, ориентированных под углом 120° друг к другу и установленных на специальных наплывах, в которых размещались электрические рулевые машинки с водяным охлаждением. Фюзеляж состоял из шести секций. В носовой части размещалась разведывательная аппаратура массой 2800 кг. Носовая часть выполнялась спасаемой (на парашюте). Она соединялась с хвостовой частью четырьмя пневмозамками. Перед пуском БПЛА в автопилот вводилась заранее рассчитанная программа полёта. После старта разведчик летел в автоматическом режиме. На завершающем этапе полёта самолёт управлялся, как правило, в ручном режиме. Это позволяло точнее вывести аппарат в район посадки. Над выбранным местом подавались радиокоманды на выключение маршевого двигателя и выпуск тормозного парашюта. В 1964 система ДБР-1 «Ястреб» принята на вооружение ВВС Советской Армии (размах крыла – 8,41 м, длина – 27,84 м, высота – 4,78 м, максимальная взлётная масса – 35 610 кг, крейсерская скорость – 2700 км/ч, потолок – 22 800 м, максимальный радиус действия – 1400 км). Серийное производство БПЛА Ту-123 и других элементов системы продолжалось в Воронеже до 1972, всего было построено 52 экземпляра беспилотного самолёта-разведчика. В начале 1990-х построен оперативно-тактический многоцелевой дистанционнопилотируемый аппарат Ту-300, который проектировался уже не просто как разведывательный БПЛА, но и как носитель ракетного или бомбового вооружения. В ОКБ Яковлева разработан тактический БПЛА «Пчела-1Т» (первый полёт в 1986). Одна из последних разработок – тактический разведывательный комплекс «Типчак» (прошёл государственные испытания, но не принят на вооружение).
Ныне к основным задачам БПЛА относятся разведка, наблюдение и сбор информации, а также нанесение высокоточных ударов. Однако набор задач, которые могут решать военные БПЛА, гораздо шире, не говоря уже о гражданских применениях. Несмотря на достижения советского периода, сейчас развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО. Практически не развивались специфичные технологии, применяемые при создании БПЛА (особенно в области систем управления). В то же время потребности в развитии беспилотной авиации стали ощущаться всё острее. В 2007 ОКБ «МиГ» и «Климов» представили ударный беспилотник «Скат», создаваемый с применением технологии малозаметности. В 2011 сообщалось, что на базе ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону) совместно с австрийской фирмой Schiebel налажено производство беспилотных вертолётов Schiebel Camcopter S-100 (российское наименование комплекса – БАК «Горизонт Эйр S-100»). Поступление в Вооружённые силы РФ первых разведкомплексов с БПЛА малой дальности российского производства «Орлан-10» началось в 2013. В 2014 сформирован первый отряд БПЛА «Форпост» на Тихоокеанском флоте. В 2012 завершились войсковые испытания малогабаритного разведкомплекса «Искатель» с беспилотными летательными аппаратами Т-4 российского производства. Комплекс «Искатель» состоит из базовой станции, которая размещается в рюкзаке, планшетного компьютера (на него транслируется изображение с камер беспилотников, он же служит консолью управления беспилотным летательным аппаратом) и двух аппаратов Т-4 массой 1,3 кг каждый. Беспилотники запускаются «с руки», продолжительность полёта аппарата – 40 мин. Оптимальную картинку местности аппарат передаёт с высоты 200 м, но способен подняться на высоту до 4 тыс. м, то есть работать в условиях горной местности. Беспилотник оснащён электрическим двигателем, размах крыла аппарата – 0,6 м. В 2015 в России был разработан для БПЛА свой собственный поршневой двигатель АПД-500, который может обеспечить полёт беспилотной машины на высоте более 6000 м, мощностью около 37 кВт, а его масса составляет 30 кг. Серийное производство двигателя планируется к концу 2017 – началу 2018.
«Барражирующая труба»
Как считают опрошенные RT эксперты, функционал использования квадрокоптеров на театре военных действий чрезвычайно широк, о чём свидетельствует практика их применения в локальных конфликтах и тенденции в перевооружении армий зарубежных государств.
В частности, турецкая компания STM выпускает разведывательно-ударный беспилотник Kargu-2, который, по информации экспертов Совета Безопасности ООН, был задействован в ливийском конфликте против войск маршала Халифы Хафтара.
По данным разработчика, турецкий квадрокоптер способен выполнять автономные полёты в любое время суток, автоматически распознавать цели, может применять различные системы слежения за объектами противника и оснащаться несколькими типами боеприпасов.
Kargu-2 летает на электрической силовой установке. Полезная (боевая) нагрузка аппарата составляет 1,3 кг, время пребывания в воздухе — 30 минут, дистанция связи с оператором — 5—10 км.
- Турецкий разведывательно-ударный беспилотник Kargu-2
В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил, что основные преимущества мини-дрона — это манёвренность, способность продолжительного зависания над целью, дешевизна, простота эксплуатации — квадрокоптер не требует приспособлений для запуска и посадки, а также специальных навыков оператора.
Помимо этого, такой БПЛА относительно легко изготавливается из-за широкой доступности на рынке комплектующих. В то же время по причине небольшой массы квадрокоптер подвержен негативному влиянию погодных факторов (ветра, снега, дождя).
По словам эксперта, при определённых доработках мини-дрон вполне может стать носителем разнообразных средств поражения. Например, такую концепцию БПЛА развивает сейчас витебское конструкторское бюро «Дисплей». Предприятие рассчитывает добиться успеха в разработке двух разведывательно-ударных дронов.
Первый, «Квадро-1600», оснащён двумя одноразовыми противотанковыми гранатомётами РПГ-26. Взлётная масса квадрокоптера — 45 кг, время пребывания в воздухе — 25 минут, дальность — 5 км, скорость — 40 км/ч. При необходимости дрон может передавать видеоданные на дальность до 6 тыс. м.
Второй аппарат получил наименование «Барражирующая труба». Он имеет более скромные размеры и массу и оснащён одним гранатомётом РПГ-26. Дальность полёта белорусского БПЛА составляет 2 км. На беспилотниках может быть установлено поворотное устройство, которое позволяет при прицеливании изменять угол наклона боеприпаса до 90 градусов.
- БПЛА квадрокоптерного типа
«На самом деле идею применения квадрокоптеров в вооружённых силах не только для разведки, но и для нанесения ударов подсказали боевики в период конфликтов на Ближнем Востоке. Для диверсий сначала они подвешивали к дронам боеприпасы к подствольным гранатомётам, а потом начали применять и другую взрывчатку», — отметил Мураховский.
Помимо оснащения малогабаритными боеприпасами, эксперт считает перспективной установку на квадрокоптеры «безоткатные» средства поражения — они позволят эффективно уничтожать беспилотники противника, не повреждая отдачей носитель. Ещё одним направлением развития конструкторской мысли, как говорит эксперт, может стать дальнейшее совершенствование дронов-сапёров, обладающих возможностью осуществлять «точечное минирование».
По прогнозу военного эксперта Юрия Лямина, в будущем дроны квадрокоптерного класса будут широко применяться на ближних дистанциях. В комментарии RT аналитик отметил, что такие аппараты подойдут в том числе для использования в городских условиях — например, при «зачистке» зданий от живой силы и для борьбы со снайперами.
Основные узлы БПЛА
Одной из главных характеристик, по которой можно отличить БПЛА от ДПЛА, является наличие полноценной системы автоматического управления. Так, для управления БПЛА стратегического и тактического назначения чаще всего применяют стационарные пункты управления. Для управления БПЛА оперативного назначения целесообразно размещать пункты управления на мобильных платформах – на автомобилях или кораблях, а для управления лёгкими аппаратами небольшого радиуса действия чаще всего используют носимые портативные комплекты, быстро разворачиваемые и собираемые в полевых условиях. Схема БПЛА включает: устройства получения видовой информации (спутниковую навигационную систему, устройства радиолинии видовой и телеметрической информации, командно-навигационной радиолинии с антенно-фидерным устройством, устройство обмена командной информацией, устройство информационного обмена, бортовую цифровую вычислительную машину, устройство хранения видовой информации); обзорные устройства (телевизионное, инфракрасное, радиолокационное и т.п.), обеспечивающие необходимую зону захвата на местности; встроенный блок питания (обеспечивает согласование по напряжению и токам потребления бортового источника питания и устройств, входящих в состав полезной нагрузки, а также оперативную защиту от коротких замыканий и перегрузок в электросети). Для обеспечения связи на значительные расстояния и повышения помехозащищённости за счёт пространственной селекции в комплексах управления БПЛА широко используются остронаправленные антенные системы
Таким образом, наиболее важной составляющей беспилотного авиационного комплекса является система управления и связи
Что сегодня могут армейские БПЛА
Самая главная задача военных беспилотников — разведка и наблюдение с воздуха. Они патрулируют территорию, охраняют маршруты, могут работать наводчиками и корректировщиками огня. Размер одного из самых миниатюрных разведчиков, американского Wasp, составляет всего 33 см в длину, а вес — 200 г. Он принят на вооружение еще в 2008 году. Тогда он стоил $ 50 тыс.
Одна из модификаций — Wasp AE
(Фото: ADBR)
Как минимум в 100 раз дороже обходятся куда более мощные аппараты: те, которые умеют воевать. Они сбрасывают бомбы (китайский гиперзвуковой WU-14 способен доставить ядерное оружие через континент), стреляют ракетами и могут выполнять роль камикадзе — пикируют на цель, подрывая себя и противника.
Одними их первых использовать беспилотники для самоподрыва придумал Израиль. Их Harop (барражирующие снаряды) применял Азербайджан в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.
«Освоение новой методики»
Последнее время войска ЦВО осваивают новые способы борьбы с БПЛА. Так, в августе в интервью газете «Красная звезда» начальник отдела боевой подготовки 41-й общевойсковой армии ЦВО полковник Вячеслав Доцу рассказал, что для пресечения атаки дронов используются самые разные методы.
Помимо традиционных способов уничтожения беспилотников — стрельбы из зенитных комплексов, военнослужащие осваивают технику поражения из личного оружия, а также нейтрализацию с применением средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
«Например, высокую эффективность в противостоянии с беспилотной авиацией показывают комплексы радиоэлектронной борьбы «Автобаза» и «Красуха» одного из соединений (41-й армии. — RT). Они способны нарушить системы управления противника, функционирование его средств связи, а значит, дезорганизовать и полёты беспилотной авиации», — сообщил Доцу.
- Тактический беспилотник
Как пояснил в комментарии RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, для противодействия дронам на современном театре военных действий (ТВД) наиболее эффективно сочетать зенитные комплексы и нетрадиционные средства поражения, включая системы РЭБ.
«Не всегда приемлемо выпускать зенитные ракеты по беспилотникам, как и полагаться исключительно на возможности РЭБ. Необходимо стремиться к тому, чтобы обнаружение дронов и отражение их атак на прикрываемую группировку войск осуществлялись разными типами вооружения. Такой подход диктует необходимость использования множества новых методик», — говорит Корнев.
Например, на полигонах 41-й общевойсковой армии развёрнуты учебные места, которые позволяют оттачивать навыки управления войсками, приёмы и способы ведения огня при обнаружении малоразмерных воздушных целей. Стрельба по макетам, имитирующим БПЛА, происходит на разных огневых рубежах.
Повышенное внимание к разработке методов противодействия беспилотникам Доцу объяснил опытом, полученным Россией в сирийской операции, где террористы применяли дроны против правительственных войск и для нападения на авиабазу Хмеймим. По словам полковника, сегодня на ТВД серьёзный ущерб могут нанести даже БПЛА, изготовленные из подручных материалов (фанеры, пластика, жести) и с установленными на них простейшими моторами и камерами
Также по теме
Эшелонированная оборона: как Россия развивает систему загоризонтной радиолокационной разведки
Создание передового эшелона системы радиолокационной разведки РФ — обоснованный и логичный ответ на фоне усиления активности…
Совершенствованием беспилотников различного класса активно занимаются и промышленно развитые государства. Причём научные изыскания в создании новых БПЛА опережают разработки средств противодействия им, констатировал Доцу.
«Поэтому мы в объединении стали создавать сводные подразделения для борьбы с БПЛА. Например, во время занятий и учений мотострелковой роты одному из отделений или взводов можно не только ставить задачу по поражению наземных целей, но и непрерывно вести наблюдение за воздушной обстановкой и при обнаружении беспилотной авиации противника незамедлительно открывать по ней огонь», — рассказал Доцу.
В рядах Южного военного округа (ЮВО) также действуют сводные формирования по уничтожению беспилотных аппаратов. В их состав входят специалисты РЭБ, войсковой разведки, снайперы, расчёты зенитных самоходных установок и противовоздушной обороны. В Минобороны отмечают, что такие группы «созданы в целях внедрения современного боевого опыта».
В частности, в июне на учениях в Чечне радиолокационные станции «Борисоглебск-2» обнаружили дроны условного противника, которые из замаскированных огневых позиций уничтожили снайперы и расчёты зенитных комплексов. Как отмечают в пресс-службе ЮВО, тренировка прошла «в рамках освоения новой методики по борьбе с беспилотной авиацией».
Интенсивное совершенствование
Несмотря на успехи России в развитии средств РЭБ, для гарантированной защиты от атак БПЛА эксперты считают необходимым комбинировать средства наблюдения и поражения. Как говорит Корнев, учение, которое проведут в Каспийской флотилии, свидетельствует о том, что в российскую армию внедряется практика массового обучения противодействию беспилотникам.
«Современный театр военных действий требует того, чтобы обнаруживать и поражать дроны могли снайперы и простые пехотинцы. Фиксировать дроны можно как по характерному звуку, так и с помощью оптических приборов, а уничтожать, если речь идёт о небольших аппаратах на малой высоте, вполне реально огнём из штатного стрелкового оружия — автоматов, пулемётов, снайперских винтовок», — рассуждает Корнев.
- Пулемётчик ВС РФ
Ранее ведение снайперского огня по БПЛА самолётного и квадрокоптерного типов начали отрабатывать военнослужащие 35-й общевойсковой армии (Амурская область). Стрельба осуществляется в основном с земли, иногда с бортов вертолётов и в ходе так называемой горнолесной охоты, когда военнослужащие совершают скрытые переходы на десятки километров по незнакомой местности с целью ликвидации командного состава вражеских войск.
Правда, как говорится в материалах военного ведомства, задача поражения беспилотников из снайперского оружия осложняется необходимостью предварительных расчётов с учётом ветра, скорости и траектории полёта целей. Для оттачивания таких навыков в качестве мишеней нередко используются воздушные шары.
Также по теме
«Прошёл обкатку в районах боевых действий»: как модернизируется российский зенитно-ракетный комплекс «Тор»
Ижевский электромеханический завод «Купол» работает над модернизацией и улучшением всех тактико-технических характеристик ЗРК «Тор»….
В июне подобное учение прошло в Южной Осетии на военной базе 58-й общевойсковой армии. По замыслу учения противник попытался провести разведку с помощью БПЛА. Однако дроны были обнаружены с помощью радиолокационных станций. Это дало время снайперам выйти на огневые рубежи и уничтожить беспилотники.
«Информация о них (дронах условного неприятеля. — RT) поступила на пульт дежурного, затем снайперы оперативно выдвинулись на заранее подготовленные позиции, откуда вели визуальное наблюдение. Контроль за целями осложнял туман, из-за которого БПЛА сливались с окружающей обстановкой и скрывались из виду. Военнослужащие вели стрельбу на рекордной дальности до 1,3 км», — говорится в сообщении пресс-службы ЮВО.
Наполненные гелием воздушные шары запускались по одному в различном темпе. Снайперская пара должна была оперативно выявить такие мишени и с минимальным количеством боеприпасов успешно отстреляться по ним. Чтобы придать шару скорость и непредсказуемость полёта, военнослужащие выполняли упражнение в ветреную погоду.
Дмитрий Корнев считает, что в российской армии наблюдается тенденция к увеличению количества тактических приёмов по нейтрализации БПЛА.
«Российская армия и промышленность во многом опираются на опыт сирийской операции и других конфликтов. В итоге мы видим, что в последние годы в России интенсивно совершенствуются вооружения и методы противодействия беспилотникам», — подытожил Корнев.
Фармацевт
В Руанде, Танзании, Папуа-Новой Гвинее, Гане и других странах дроны приспособили для доставки медикаментов, крови для переливания, вакцин и даже трансплантатов. В этой миссии задействовали беспилотники калифорнийской компании Zipline, тесно сотрудничающей с международной организацией «Врачи без границ».
Дрон доставляет препараты в Гане
В нескольких американских штатах запустили тестирование такой доставки. Так, в Балтиморе удалось с помощью дрона оперативно перевезти почку для трансплантации.
Дрон перевозит почку для трансплантации в США
А в Индии начали тестировать доставку вакцин против коронавируса с помощью БПЛА.
Индустрия 4.0
Медицинские дроны: как использовались беспилотники в борьбе с COVID-19
«Камни преткновения»
Допустим гипотетическое размещение оружия направленной энергии и обратимся к результату испытаний Coyote с некинетической боеголовкой — 10 поражений «отличавшихся по размеру, сложности, манёвренности и дальности» дронов одной боевой единицей
Данное количество уничтоженных беспилотников в случае применения системы электромагнитного излучения (HEL) крайне важно, оно сигнализирует о необходимости выпуска по меньшей мере десяти ударно-импульсных лучей, которые привели бы к необратимому последствию — повышению температуры элементов беспилотника из-за высокой концентрации исходящей энергии. Вызванный нагрев должен был стать весомой проблемой на пути реализации, потому как термическая реакция могла нарушить функционирование дрона или вовсе лишить заявленной возможности «восстановления и повторного использования во время одного и того же тестового мероприятия»
Поэтому вопрос с нагревом, учитывая успешное тестирование, разработчикам Raytheon удалось разрешить. А значит и гипотетическая лазерная установка была оборудована эффективной системой охлаждения, которой необходимо выделить место в корпусе и без того совсем небольшого БПЛА.
raytheonmissilesanddefense.com
Найдётся ли место для вместительного источника питания на борту маленького беспилотного аппарата?
Устранив вопрос терморегуляции, следующим камнем преткновения на пути к лазерному оружию на борту «койота» стал бы банальный источник питания, вернее нехватка его энергетических ресурсов. Дело в том, что лазеры используют далеко не всю энергию, идущую на питание установки, зачастую меньше половины, соответственно, может потребоваться пара десятков киловатт. Но найдётся ли место для этого на борту всё того же маленького беспилотного аппарата?
Сантиметровые волны, на которых трудится радиолокационная станция, не помогут в нацеливании, от которого, между прочим, зависит скорость поражения лазерным лучом — любая вибрация в положении удара по цели эквивалентна более низкой мощности лазера. Соответственно, выход прост: установить многоспектральную систему наведения, выступающую гарантом поражения высокоэнергетическим лазером одной и той же точки на цели с высокой точностью ровно до тех пор, пока цель не будет нейтрализована. Расположением, где система наведения могла уместиться, выступал бы корпус беспилотника, на который в виде навесного оборудования крепился значимый компонент функционирования, определяющий по своей сути боевую эффективность лазера. Подтвердить или опровергнуть это размещение можно, взглянув на фотографии, однако их в открытых источниках нет, зато есть более ценная информация, позволяющая ответить на этот вопрос.
secretprojects.co.uk
Запуске из системы Coyote Block 2 подразумевает трубчатую систему запуска с неизменяемым диаметром.
Если вера в интеграцию лазерного оружия до сих пор остаётся, то в дополнение ко всему вышесказанному можно рассмотреть экономический фактор: Coyote концептуально создан как дешёвый беспилотник-ракета — камикадзе-смертник, предназначенный для борьбы с вражескими дронами. Размещение дорогостоящей системы HEL потребовало бы не только интеграцию, но и специальную разработку мобильной платформы, а, быть может, и развитие новой лазерной архитектуры, учитывающей все особенности беспилотной авиационной системы Coyote с её сложностями в реализации, которых, как мы поняли, отнюдь не мало. Это вывело бы недорогостоящий беспилотный аппарат в ранг безумно дорогих игрушек Пентагона по типу рельсовой пушки или воздушного лазера эпохи Рейгана, которые, как показывает практика, не оправдали своих вложений и провалились.
Вдобавок ко всему существуют куда более простые и менее затратные способы борьбы с беспилотниками, действующие на иных физических принципах. Так что о звёздных войнах на борту малых беспилотных летательных аппаратов можно пока и не мечтать.
Самый большой дрон в мире
Подробностями о летательном аппарате поделилось издание New Atlas. Обычно летающие беспилотники и дроны представляются нам как компактные устройства. При помощи них люди обычно снимают красивые видео с высоты птичьего полета, а компании доставляют своим клиентам посылки. Но аппарат Ravn X предназначен для более серьезной работы и его действительно можно назвать гигантом. Длина корпуса летательного аппарата равна 24 метрам, высота составляет 5,5 метра, а размах крыльев — 18 метров. Взлетная масса дрона составляет 25 тонн, то есть он без проблем поднимет научное оборудование.
Для работы дрона нужно обычное авиационное топливо
Для взлета и посадки аппарата нужна полоса длиной всего лишь 1,6 километра. Учитывая, что длина некоторых взлетно-посадочных полос достигает 5,5 километров, это очень впечатляет. Для полетов аппарат Ravn X использует обычное авиационное топливо, так что налаживать производство топливо не нужно. О стоимости запуска грузов при помощи беспилотника пока ничего неизвестно. Но уже есть сведения о том, что компания Aevum успешно заключила контракт на вывод небольших космических спутников. Возможно, в скором времени мы уже узнаем подробности о первом запуске и может даже сможем проследить за этим в прямом эфире.
Беспилотники или истребители?
В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, находясь в десятках, сотнях и даже тысячах километров от самого беспилотника. В этом основное преимущество БПЛА перед самолетом с летчиком.
Основные преимущества беспилотников
- Пилот не рискует жизнью, он не погибнет и не попадет в плен. Государство не будет вызволять своего гражданина из неволи, что по политическим причинам может быть сложно и не всегда реально;
- Терять беспилотники не так жалко, как истребители. Они дешевле реального истребителя почти в 20 раз: $5-6 млн против $100 млн за навороченный американский F-35. Сюда же нужно добавить стоимость подготовки высококлассного летчика. В России подготовка пилота военного самолета обходится в $3,4-7,8 млн и занимает 7-12 лет. Тогда как за навыки оператора беспилотника государство платит $200 тыс. и учится он год;
- Экономия сил и топлива. Находиться в воздухе средневысотный БПЛА может очень долго — больше суток. Беспилотники с турбореактивным двигателем при скорости меньше 200 км/ч потребляют относительно мало топлива. Они добираются до нужного места дольше, чем истребитель, но разведывают все более обстоятельно, чем он.
Однако некоторые военные эксперты уверены, что час беспилотников еще не пробил и БПЛА эффективны лишь против стран, у которых практически отсутствует ВВС и ПВО, либо существующие системы обнаружения давно устарели.
Основные недостатки беспилотников
- БПЛА не могут самостоятельно принимать решения, они полностью зависят от человека. Причем оператор может просто не увидеть грозящую дрону опасность. Он получает картинку с камеры на носу устройства или под фюзеляжем, что ограничивает радиус обзора. Живой пилот же судит об опасности лично и моментально среагирует;
- БПЛА не такие прочные и маневренные, как истребители. Часто вместо металлов используются композитные материалы, которые умеют поглощать лучи РЛС, чтобы беспилотник был максимально незаметным для систем ПВО;
- Не всякий беспилотник может поднять тяжелый груз. На большинство моделей не повесить, к примеру, мощные авиабомбы;
- К минусам беспилотников относят также слабую автоматизацию, неавтономность и низкую скорость. Попасть в медленную мишень куда проще, чем в скоростную. Препятствием к полету может стать даже плохая погода.
[править] СССР/Россия
В Советском Союзе БПЛА начали проектироваться в 1957 году КБ имени Туполева. Первым проектом стал БПЛА Ту 121, со взлетной массой 35 т, с проектной максимальной скоростью до 2700 км/ч на высоте 22000 м и дальностью до 4000 км. Самолёт должен был входить в автономный мобильный комплекс, который состоял бы из нескольких таких самолётов и средств наземного базирования, которые бы автономно могли передвигаться на расстояние до 500 км. Для этого пришлось решать ряд нехарактерных для авиационного КБ проблем по производству наземного оборудования, а также необычных технических решений в связи с отсутствием пилота, позволивших применять особые конструкции корпуса, воздухозаборников, двигателей. Работы по данному проекту были завершены в 1960 году, и наработки проекта легли в основу создания одиночного дальнего беспилотного самолета-разведчика «Ястреб» ДБР-1. К 1964 году испытания БПЛА были завершены и в 1965 году запущено серийное производство. «Ястреб» развивал максимальную скорость в 2700 км/ч, практическая дальность составила около 4000 км а высота полета 19-22 км. К 1972 году были выпущены новые оперативно-тактические комплексы БПЛА разведки «Рейс» и «Стриж». Комплекс «Рейс» в начале 1980-х был глубоко модернизирован до «Рейс-Д». В России КБ «Туполев» на 2010 год заявляло о разработке проекта БПЛА Ту 300 с массой до 1 тонны, скоростью до 950 км/ч, возможностью полезной нагрузки до 1 тонны, в рамках производства разведывательно-ударного комплекса средней дальности.
На данный момент в России эксплатируются, производятся и испытываются около 40-ка БПЛА различных моделей и модификаций и назначения: для целеуказания ракетного комплекса Искандер, воздушного наблюдения и разведки, морского наблюдения, ударного назначения, бесшумного наблюдения, дистанционного зондирования, ложные мишени. Несмотря на то, что СССР был мировым лидером в производстве и конструировании БПЛА в 80-е годы 20-го века, на 10-е годы 21 века, несмотря на опытные образцы превосходящие любые мировые аналоги, Россия отстаёт в применении и серийному производству БПЛА (находится на 5-ом месте в мире) и закупает некоторое их количество у Израиля и собирается производить их совместно.
Кругом одни сложности
Кажется, появление беспилотных истребителей — дело уже совсем недалёкого будущего, и, как предсказал недавно Илон Маск, машина вот-вот заменит пилота. Но на самом деле сложностей ещё много и заранее радоваться успеху рано. Электроника пока плохо переносит большие перегрузки. Работы в этом направлении, конечно, идут, но когда всё будет готово — пока неясно.
На ту же тему Тяжёлый, ударный, дорогой: какими получаются российские беспилотники
Есть вопросы и к программной части. Машинное обучение и нейросети, которые должны стать основой длявоздушных терминаторов», не выдают настоящий интеллект. Это просто самостоятельно формирующийся набор алгоритмов. И с появлением новой угрозы или новой переменной(например, необычные погодные условия), первая реакция ИИ окажется малопредсказуемой и, вероятнее всего, неверной.
Можно ли преодолеть это ограничение и не станет ли оно критическим для всех попыток — неизвестно. Ну и конечно же, не обойдётся без багов и недоработок в коде столь сложной программы. А насколько они могут быть критичны, мы наблюдаем сейчас на примере F-35. Ну и не стоит забывать о реакции общества — страшилок о восстаниях машин много, и это вполне может повлиять на принятие решений.
Так что пока далеко не факт, что беспилотные истребители ожидает безоблачное будущее. Но следить за всей этой историей мы будем с огромным интересом.
Принцип работы
Принцип работы дрона прост. К раме из легких композитных материалов или сплавов легких металлов крепятся остальные элементы:
- Полетный контроллер, принимающий сигналы от наземного пульта управления или бортового компьютера и перенаправляющий их на другие элементы конструкции. Базовый набор элементов контроллера составляют датчики высоты (барометр) и положения в пространстве (гироскоп), устройство для измерения ускорения (акселерометр), GPS-навигатор, Wi-Fi, ОЗУ.
- Двигатели, пропеллеры и регуляторы оборотов, обеспечивающие полет.
- Элементы питания — аккумуляторы.
После поступления сигнала полетный контроллер обрабатывает его и направляет на регулятор оборотов, который придает аппарату нужную скорость. Чтобы набрать высоту, система наращивает обороты на всех двигателях. Пропеллеры (всего их 4) вращаются попарно по часовой стрелке и против нее, обеспечивая стабильность полета. Если все винты работают с одинаковой скоростью, дрон взлетает; если 1 начинает работать быстрее, аппарат наклоняется; если 2 винта работают сильнее, машина поворачивается в нужную сторону.
Франция
Lehmann Aviation серии LA 2016
Дрон Donecle выполняет автономную инспекцию самолета.
- Aérospatiale C.22 , дрон-цель
- Altec MART
- ARSAERO CT 10
- CAC K100
- САС Фокс
-
Dassault LOGIDUC
- Dassault AVE-D Petit Duc , исследование (2000)
- Dassault AVE-C Moyen Duc , исследование (2001)
- Dassault nEUROn , боевой (ожидался в 2011 году)
- Dassault-Sagem SlowFast , разведка (2004)
- Дрон Donecle , инспекция автономных самолетов
- EADS Harfang , разведка (2006)
- EADS Talarion
- Flying-Robots FR102, на основе мягких крыльев (2008 г.)
- Гражданские дроны Lehmann Aviation серии LA для высокоточного картографирования, горнодобывающей промышленности / строительства, точного земледелия
- Гражданские дроны Lehmann Aviation серии LM для дальнего наблюдения в реальном времени
- Nord CT.10 (Арсенал / SFECMAS Ars.5.501)
- Nord CT.20 (Арсенал / SFECMAS T.5.510)
- Nord CT.41
- Попугай AR.Drone
- SAGEM Crecerelle
- SAGEM Patroller
- САГЕМ Шпервер , разведчик
- Techno-Sud Vigilant
- Автономные вертолеты Verhagen X2, разведка с помощью камеры flycam (2008)
«Рейс»
Разработка нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолёта-разведчика Ту-143 началось в Советском Союзе с постановления Совета Министров СССР от 30 августа 1968 года. Комплекс создавался на базе разработанного ранее БПЛА ВР-2 «Стриж», но в облегчённой и уменьшенной версии, и предназначался для ведения тактической маловысотной разведки в прифронтовой полосе на глубине 60-70 км путём фото- и телеразведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также для наблюдением за радиационной обстановкой по маршруту полёта. Государственные испытания «Рейс» прошёл в 1976 году и был принят на вооружение.
БПЛА был изготовлен по схеме «бесхвостка». В передней части фюзеляжа находилась аппаратура, в средней части — топливный бак, в задней — силовая установка. Самолёт серийно выпускался в двух вариантах: фоторазведчик с регистрацией информации на борту и в варианте телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Кроме того, самолёт-разведчик мог быть оборудован средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по маршруту полёта на землю по радиоканалу.
aviation21.ru
Ту-143 «Рейс» — советский разведывательный беспилотный летательный аппарат, был принят на вооружение в 1976 году.
Как можно убедиться, уже в 1976 году советские БПЛА могли вести телетрансляции с театров военных действий.
Комплексы «Рейс» объединялись в эскадрильи, на вооружение каждой из которых было 12 разведывательных БПЛА Ту-143, 4 пусковых установки, а также имелись средства подготовки, обеспечения старта, посадки и эвакуации, командный пункт, узлы связи, пункт обработки и дешифрирования развединформации и т.д.
Непосредственное боевое применение БПЛА обеспечивалось средствами стартовой позиции, в состав которой входили две машины на базе тягачей БАЗ-135МБ: самоходная пусковая установка СПУ-143 и транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143. С помощью СПУ-143 производились прицеливание и пуск самолёта-разведчика, с помощью ТЗМ-143 – транспортировка с места посадки и подготовки.
Разведывательные БПЛА Ту-143 состояли на вооружении СССР, Чехословакии, Ирака, Сирии, Болгарии, Румынии, применялись в Афганистане (1979-1989 гг.), Ливанской войне (1982 г.), в вооружённом конфликте на востоке Украины.