Мчс: история создания и развития, основные задачи

Празднование Дня гражданской обороны МЧС России

Праздник День гражданской обороны празднуют каждый год. По календарю отмечают 4 октября. В 2021 году в понедельник будут праздновать ‒ День МЧС.

История праздника гражданской обороны

Предполагается что, гражданская оборона (ГО) берет свое начало с революционного Петрограда. В Петрограде в 1918 году были созданы правила, в которых предписывалось, как защитить население во время авиаударов. Этот документ является первым в истории гражданской обороны страны.

Почему именно 4 октября в России отмечают День гражданской обороны? Ответ скрывается в исторических событиях, которые произошли позже. В 1932 году 4 октября Совет Народных Комиссаров ‒ сегодня это называется правительство, которым было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР». В этом документе было написано инструкции и как защитить людей, но и было предписание создать систему противовоздушной обороны возле крупных городов. Все это в скором времени понадобилось во Второй мировой войне.

После того как закончилась вторая мировая война появились новые документы, система была дополнена и переработана. Появилось новое оружие, например ядерные атаки, от которых также стало необходимо защищать гражданское население. На высоком уровне они начали разрабатывать и внедрять всевозможные системы. Но главной его задачей была защита от агрессии живого врага.

После окончания холодной войны, люди начали думать, что для гражданской обороны было бы хорошо защищать людей не только от вторжения и нападения военных, но и от техногенных, экологических и стихийных бедствий. В период «перестройки» гражданская оборона была переориентирована на этот вектор. Более того, в мире достаточно случаев, когда угрозой для мирного населения были не военные, а промышленные аварии или стихийные бедствия ‒ землетрясения, водные стихии.

Традиции праздника

Праздник День гражданской обороны интересный потому, что это не только публичное мероприятие, в котором публично приветствуют и поздравляют сотрудников или профессию. Такое празднование ‒ является отличным поводом подумать о состоянии гражданской защиты в России. И напоминание людям про безопасность и провести учебные мероприятия. За один одень провести это все невозможно. Поэтому МЧС, обычно, сразу проводят месяц гражданской защиты, который начинается каждый год 4 октября.

Традиции Дня гражданской защиты включают:

  • тематические экскурсии для школьников и студентов по объектам гражданской защиты;
  • выступления сотрудников МЧС перед группами с целью напоминания о правилах безопасности;
  • статьи в СМИ о состоянии гражданской защиты.
Чем сегодня занимается гражданская оборона МЧС

Основной задачей гражданской защиты это защитить население в случае военных конфликтов или нападения вооруженных сил и стихийных бедствий. Федеральный закон также предлагает охранять художественную и имущественную ценность. Силы гражданской обороны должны предупредить людей о надвигающейся катастрофе и создать эвакуацию, если опасность очень большая. Нужно выдать защитное снаряжение, если оно понадобится. Нужно дезинфицировать здания и людей, если это ядерная или химическая угроза. Существуют задачи, про которые сложно говорить в отсутствии войны. К примеру, организации захоронений умерших и поддержка деятельности предприятий, без них люди не смогут выживать. Для всего этого в МЧС действует Управление гражданской обороны и защиты населения.

История пожарной охраны в XIX веке

Профессиональная военизированная пожарная охрана, в которую набирали солдат-рекрутеров, непригодных к строевой службе, появилась в 1803 году при правлении Александра I. До 1917 года она была в подчинении министерства внутренних дел. Начальником таких формирований назначался брандмайор. В Москве было сформировано 11 таких частей общей численностью 1602 человека. В 1853 году отделения пожарной охраны были открыты в 460 городах России.

В течение XIX века был принят ряд приказов, регламентирующих нормативно-правовые основы работы пожарной службы. Финансирование частей велось из городских бюджетов, личный состав формировало военное ведомство. С 1873 года, когда было ликвидировано рекрутерство, на службу стали брать вольнонаемных. Финансирование было передано Земским собраниям и Городским думам. Дежурство в пожарной части было круглосуточным, а личный состав находился на казарменном положении.

Какую пенсию получают сотрудники МЧС

Работники МЧС по окончании службы могут оформить:

  • специальную пенсию, если работали пожарными;
  • увеличенную пенсию за отработанные годы службы;
  • пенсию по инвалидности;
  • страховую пенсию.

Узнаем во сколько уходят на пенсию МЧС в каждом случае.

Пенсия пожарного

Пожарные могут досрочно получить пенсионный статус, если наработают стаж больше 25 лет. В выслугу засчитают период работы до 1.01.2002 года в должности работника ГУГПС МВД России.

Для получения пособия заявители должны быть старше 50 лет, если не являются спасателями 1-3 классов. Для таких специалистов минимальный порог стажа – 15 лет.

Заявители должны наработать специальных стаж от 25 лет и числиться в должности из списка, учрежденного законопроектом Правительства №437 от 18.06.2012 г.

При подсчете специального стажа не учитываются:

  1. Периоды обучения.
  2. Периоды проведения практики.
  3. Работа в других направлениях.

Правила расчета стандартны, повышающих коэффициентов нет. Есть только ежегодная индексация на 2% и дополнительные повышения, зависящие от уровня инфляции.

Пенсия работника МЧС по выслуге лет

Пособия, за количество отработанных в профессии лет, считаются по Постановлению Совета Министров РФ №941 от 22 сентября 1993 года. В расчет по выслуге засчитывают работу в силовых структурах:

  • ФСКН,
  • ФСИН,
  • МЧС,
  • МВД,
  • военное дело

Виды деятельности в сложном климате, также зачтут при расчете льготы.

Как празднуют День спасателя РФ

День спасателя отмечается в нашей стране уже на протяжении 25 лет.

По традиции в Москве проводится большой праздничный концерт  с участием известных артистов. От имени президента зачитывается поздравительная телеграмма со словами благодарности всем, кто мужественно несет службу. В качестве гостей приглашаются не только молодые, но и те, кто уже вышел на заслуженный отдых.

В этот праздник в адрес сотрудников МЧС звучат  поздравления, пожелания всего наилучшего, благодарственные речи. Традиционно в этот день проходят различные торжественные мероприятия и праздничные концерты, посвященные Дню спасателя. Сотрудников служб спасения поздравляют первые лица государства, коллеги и руководство, в средствах массовой информации им посвящены фильмы и передачи.

Поздравления со своим профессиональным праздником принимают все спасатели России, которые работают и служат в территориальных службах спасения, муниципальных службах спасения, частных спасательных службах, разных видах пожарной охраны, нештатных и общественных спасательных организациях и МЧС.

Свой праздник спасатели обычно проводят на боевом посту. В этот день проходят торжественные собрания, на которых отличившиеся сотрудники получают памятные грамоты и дипломы, а лучшие представители профессии — внеочередные звания и повышения в должности.

Специалисты по спасательным работам не забывают почтить память своих погибших товарищей. Более того,  в этот день руководитель ведомства по традиции приезжает на Кременчугскую улицу в Москве, чтобы лично возложить цветы к комплексу памятников «Пожарным и спасателям» и «Ветеранам МЧС России».

Когда отмечается

Отмечается ежегодно 27 декабря. Традиционно в этот день проходят различные торжественные мероприятия и праздничные концерты, посвященные Дню спасателя. Сотрудников служб спасения поздравляют первые лица государства, коллеги и руководство, в средствах массовой информации им посвящены фильмы и передачи.

День спасателя в России установлен Указом Президента Российской Федерации № 1306 от 26 ноября 1995 года «Об установлении Дня спасателя Российской Федерации». Дата праздника выбрана не случайно – именно 27 декабря 1990 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР был образован Российский корпус спасателей. Дата принятия этого постановления считается временем образования МЧС России и профессиональным праздником спасателей.

Необходимость создания МЧС в России была вызвана постоянно растущим количеством чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и эпидемиологического характера. Подобные катастрофы нередко становятся причиной гибели и страдания людей, уничтожения материальных ценностей.

ЧС возникают при авариях на транспортных магистралях и водных поверхностях, на магистральных трубопроводах, при пожарах и взрывах в зданиях жилого и социально-бытового назначения, на технологическом оборудовании промышленных объектов, при обнаружении и обезвреживании неразорвавшихся боеприпасов, при выбросах химически опасных и радиоактивных веществ, терроризме, ураганах, сильных ливнях и снегопадах, паводках, эпидемиях.

Основную роль в проведении поисково-спасательных работ играют спасатели МЧС России. Они всегда первые там, где людям нужна помощь: в завалах разрушенных строений, в дыму и огне пожаров, в искореженных транспортных средствах, на затопленных территориях. Они постоянно несут службу, оперативно реагируют на любые сигналы о необходимости оказания помощи людям, попавшим в беду.

В МЧС России трудятся высококлассные специалисты, настоящие профессионалы своего дела, которые в сложных и опасных для жизни условиях помогают людям, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф. Пожарные, спасатели, водолазы, кинологи, летчики и многие другие специалисты МЧС России выполняют задачи по тушению пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций, поиску и обезвреживанию боеприпасов времен Великой Отечественной войны, выезжают и оказывают помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, наводнениях и других бедствиях.

На счету спасателей МЧС России огромное количество проведенных поисково-спасательных работ, десятки тысяч спасенных жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим. Так, только в 2017 году при чрезвычайных ситуациях, происшествиях и пожарах сотрудниками МЧС России спасены более 215000 человек, ликвидировано свыше 254 крупных чрезвычайных ситуаций, потушено свыше 126 тысяч техногенных пожаров.

Как обычно свой профессиональный праздник спасатели проведут на боевом посту, на суточное дежурство заступит более 50 тысяч сотрудников чрезвычайного ведомства.

История возникновения и развития

В послевоенное время встал вопрос о разработке атомного оружия. Идея создания ядерного проекта вынашивалась долго. Однако когда созданный проект стал приобретать более реальные очертания и идеи на бумаге стали реализовываться на практике, перед правительством того времени встал еще один вопрос: «Кто будет осуществлять необходимую защиту ядерных исследований от возможных чрезвычайных ситуаций, включая возгорания?».

Разработка и создание оружия массового поражения относится к засекреченным проектам, доступ к которым имеют далеко не все государственные органы. В связи с этим было принято решение специальным приказом создать в системе противопожарной защиты особый отдел по обеспечении охраны атомных объектов, которые имели гриф «совершенно секретно». С этого времени, а именно октябрь 9 число 1947 года и началась деятельность специальных подразделений пожарной охраны. С тех пор день специальной пожарной охраны России отмечается в октябре каждого года.

Приказ определял создание специального отдела для организации и руководства подразделений по охране особо важных и режимных объектов. Изначально отдел был малочисленным, но с жестким режимом. Основная трудность заключалась в отсутствии необходимых технических средств и разработанной нормативной базы.

К объектам, которые попали под юрисдикцию специального отдела пожарной охраны, относились:

  • Научно-исследовательские институты.
  • Поселения «закрытого» типа.
  • Химические комбинаты и опытно-экспериментальные заводы.
  • Полигоны для испытаний ядерных вооружений.
  • Производства стратегического назначения.

Смуров Анатолий Николаевич

У истоков развития стояли А.Н. Смуров, М.И. Земский. Они стали первопроходцами как в области борьбы с возгораниями на стратегически важных военных объектах, так и в области осуществления профилактических мер по их предотвращению. Все сотрудники данного спецотдела и его подразделений на местах показывали отличные показатели по службе, несмотря на то, что личный состав нес службу прямо на территории охраняемых объектов, пожарная техника стояла под навесами, а сотрудники несли дежурство в зданиях производственного назначения. Главной задачей в первый период после создания отдела была организация службы, а так же внедрение новых принципов и подходов к тушению пожаров, учитывая особенности охраняемых объектов с разными технологическими процессами. Велась работа не только с сотрудниками пожарной охраны, но так же и с персоналом объектов. Решение о создании такого отдела оправдало себя на практике, и вскоре возникла необходимость в его расширении.

В 60-е годы в связи с перевооружением военных сил страны началось крупномасштабное строительство дополнительных предприятий по атомному судостроению, а также активно стала развиваться авиационная и ракетно – космическая промышленность.

Обеспечивать противопожарный контроль на этапе строительства новых объектов, а также после их ввода в эксплуатацию было поручено отделу специальной пожарной охраны, который был преобразован в Управление специальной пожарной охраны в апреле 1966 года.

В начале 1977 года в системе специальной пожарной охраны появляется новое направление, которое получает название – войсковые подразделения, службу в них проходят офицеры и прапорщики по контракту. Задача данных подразделений была в обеспечении пожарной безопасности специальных объектов высших органов власти. Основная цель, поставленная руководством страны на том момент, это не допускать пожаров и других ЧС на особо важных охраняемых объектах, чтобы не срывать сроки новых производств, направленных в первую очередь на оборону страны. Спецподразделения, в основном отделы пожарной охраны, располагались на всех ключевых объектах оборонного комплекса Советского Союза. Суммарная численность личного состава превышала 25000 человек.

Руководители Специальной пожарной охраной в разные годы

1 дежурная смена СПТ

Организация газодымозащитной службы (далее ГДЗС) в подразделениях Государственной противопожарной службы (далее ГПС) республики (области, края), обобщение и анализ состояния ГДЗС в подразделениях ФПС, противопожарной службы субъекта(далее ППС), других видов пожарной охраны;

Контроль за организацией и проведением занятий с личным составом ГДЗС в соответствии с «Методическими указаниями по организации и проведению занятий с личным составом ГДЗС ФПС МЧС России» от 2008 года;

Контроль за проведением аттестации газодымозащитников;

Разработка положения и организация соревнований звеньев газодымозащитной службы и проведение смотра-конкурса в подразделениях и отрядах республики (области, края);

Контроль за подготовкой и своевременным обучением старших мастеров газодымозащитной службы отрядов и частей подразделений республики (области, края);

Контроль за правильным применением дымососов и передвижных контрольно-пропускных пунктов в подразделениях ГПС субъекта;

Проведение занятий с газодымозащитниками аппарата Главного управления МЧС России по субъекту, Государственного пожарного надзора (при наличии допуска на право осуществлять функции руководителя тушения пожара);

Контроль за боеготовностью звеньев газодымозащитной службы к работе в непригодной для дыхания среде, техническим состоянием средств индивидуальной защиты органов дыхания, оснащением и содержанием баз и контрольных постов газодымозащитной службы;

Контроль за мероприятиями, направленными на улучшение охраны труда и техники безопасности в СПТ, подразделениях ГПС. Организация изучения документов по охране труда сотрудниками СПТ;

Контроль за своевременным и качественным проведением проверок средств индивидуальной защиты органов дыхания, заполнение документации. Ведение учета за компрессорным оборудованием в подразделениях республики (области, края). Изучение и распространение положительного опыта использования оборудования газодымозащитной службы;

Ведение учета работы газодымозащитников СПТ, аппарата Главного управления МЧС России по субъекту, Государственного пожарного надзора (при наличии допуска на право осуществлять функции руководителя тушения пожара);

Организация стажировки и комиссионного приема зачетов от начальствующего состава по окончанию стажировки при СПТ. Ведение учета лиц прошедших стажировку при СПТ по республике (области, края), а также при службах пожаротушения местных гарнизонов (отрядов);

Контроль за своевременным прохождением медицинского освидетельствования газодымозащитниками подразделений и за подготовкой постовых на посту безопасности;

Контроль за состоянием в учебных классах подразделений плакатов и учебных пособий по средствам индивидуальной защиты органов дыхания, состоянием тренажёров, тренировочного оборудования, а также систем контроля и обеспечения занятий в теплодымокамерах;

Принятие зачетов от начальствующего, личного состава и водителей пожарных автомобилей подразделений ГПС, аттестованных на право работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания, по знанию требований руководящих документов по вопросам организации ГДЗС;

Ведение учета объектов с аварийно-химическими опасными веществами, взрывчатыми веществами, радиоактивными веществами;

Контроль за разработкой и корректировкой соглашений (инструкций по взаимодействию) со службами жизнеобеспечения городов (объектов) республики (области, края) при ликвидации пожаров и аварий согласно специализации смены, их наличие в подразделениях;

Организация и контроль подготовки начальствующего и личного состава по вопросам тушения пожаров на объектах с массовым пребыванием людей (культурно-зрелищные учреждения, гостиницы, общежития), на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях, на объектах с наличием аварийно-химических опасных веществ, взрывчатых веществ, радиоактивных веществ, а также на базах, торговых предприятиях и складах товарно-материальных ценностей. Учет этих объектов, а также наличие и оснащенность пожарных поездов, дислоцирующихся на территории субъекта. Анализ организации тушения пожаров происшедших на этих объектах, в республике (области, края), ПФО и Российской Федерации, обобщение и распространение положительного опыта тушения таких пожаров;

Подготовка сведений об организации газодымозащитной службы.

Структура и состав

Структуру и состав спасательных воинских формирований МЧС России и штатную численность утверждает Президент Российской Федерации.

№ п/п Структурная единица Количество
1. Орган управления спасательными воинскими формированиями – структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2
2. Утратил силу с 1 января 2019 года. – Указ Президента РФ № 728 от 19.12.2018
3. Орган управления спасательными воинскими формированиями – структурное подразделение органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации: 85
4. Спасательный центр:

  1. ФГКУ «Ногинский спасательный центр МЧС России»;
  2. Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»;
  3. ФГКУ «Невский спасательный центр МЧС России»;
  4. ФГКУ «Тульский спасательный центр МЧС России»;
  5. ФГКУ «Донской спасательный центр МЧС России»;
  6. ФГКУ «Волжский спасательный центр МЧС России»;
  7. ФГКУ «Уральский учебный спасательный центр МЧС России»;
  8. ФГКУ «Сибирский спасательный центр МЧС России»;
  9. ФГКУ «Амурский спасательный центр МЧС России»;
  10. ФГКУ «Камчатский спасательный центр МЧС России».
10
5. Авиационно-спасательный центр 5
6. Утратил силу с 25 июня 2020 года. – Указ Президента РФ № 419 от 25.06.2020
7. Утратил силу с 1 января 2019 года. – Указ Президента РФ №728 от 19.12.2018
8. Центр обеспечения пунктов управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

  1. ФГКУ «Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России».
1
9. Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». 1

Развитие пожарной охраны в XIX веке

В начале XIX века императором России становиться Александр I (1801-1825). 29 ноября 1802 года им издается Указ об организации в Санкт-Петербурге при съезжих дворах постоянной команды из 1602 солдат внутренней стражи.

Команда формировалась по западному образцу. Несмотря на то, что первые наборы пожарных подразделений формировались из солдат, не способных к строевой службе (сегодня это принято называть альтернативной службой), тем не менее, их работа в схватке с огнем была значительно эффективнее неподготовленных к этой службе горожан, которые с этого периода перестали привлекаться к пожарной повинности. С этим Указом отменялась повинность жителей города привлечению к пожарной службе.

24 июня 1803 года является днем рождения Петербургской пожарной охраны. Она учреждается при 11 полицейских частях в составе солдат внутренней службы, к которым подключались 1602 человека полицейской стражи и будочник. Первенец государственной службы – питерская пожарная команда – стала образцом для организации этой службы и в других городах.

31 мая 1804 года пожарная команда учреждается в Москве, где организуется 20 пожарных частей из отставных солдат. Впоследствии по указанной системе и на основании «Нормального табеля составу пожарных частей в городах» от 1853 года создается пожарная охрана в 460 городах России.

С этого момента обыватели были освобождены от пожарной повинности, а организацией пожаротушения стали заниматься профессионалы. Во главе пожарной охраны столицы становится брандмайор, а пожарные части возглавляют брандмейстеры.

Для упорядочения в 1832, 1857 гг. издаются Пожарные уставы, в которых обобщаются все узаконенные нормативно-правовые документы по вопросам пожарной безопасности России. Пожарные части на местах финансируются в основном за счет городских бюджетов, а личный состав комплектуется из военного ведомства. В сельской местности тушение пожаров возлагается на местных жителей во главе с сельским старшиной. После проведения Военной реформы и отмены рекрутской системы набора войск, с 1873 года пожарные части начинают комплектоваться вольнонаемными лицами. Финансирование пожарной охраны полностью ложится на Земские собрания и Городские думы. Служба в пожарных частях была круглосуточной с нахождением личного состава на казарменном положении. С 1803 года и до Октябрьской революции 1917 года пожарная охрана в России подчинялась министерству внутренних дел.

История пожарной охраны России

Информация 13 отряда ФПС

Пожарная охрана в России имеет богатую историю, уходящую в глубь веков. Известно много исторических документов по вопросам организации пожарного дела в России.

В 1472 году Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара в Москве и получивший на нём ожоги, издал указ о мерах пожарной безопасности в городе.

Первая специализированная пожарная команда в России была организована в 1624 году.

Но официальной датой «рождения» пожарной охраны в России считается 30 апреля 1649 года – день подписания царём Алексеем Михайловичем Романовым «Наказа о Градском благочинии». Этот документ содержал основные положения, присущие пожарной охране: определены её штатный состав, техническое обеспечение, источники финансирования, установлено постоянное дежурство, предусмотрено наказание жителей за нарушение правил обращения с огнём. Эти положения распространились на все города России.

Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожаров дал Пётр I. Именно в годы его правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами.

В период правления Александра I были организованы пожарные команды в Санкт-Петербурге (1803 г.) и в Москве (1804 г.).

При царе Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд.

В течение 19 века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль.

Проблемам борьбы с пожарами уделялось внимание и после революции. Они были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства

17 апреля 1918 года Владимир Ильич Ульянов (Ленин) подписал декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём». На долгие годы именно эта дата стала официальным Днём пожарной охраны.

Ровно 350 лет спустя после создания первых пожарных дозоров, в 1999 году первый президент России Борис Николаевич Ельцин подписывает Указ Президента РФ от 30.04.1999 № 539 «Об установлении Дня пожарной охраны», согласно которому день подписания царём «Наказа о градском благочинии» становится профессиональным праздником именуемым «День пожарной охраны».

Как сегодня отмечают праздник

День образования специальной пожарной охраны отмечается разнообразными торжественными мероприятиями. За период существования специальной пожарной охраны, возникли и некоторые праздничные традиции.

Официальная часть торжества в день специальной пожарной охраны МЧС России начинается с общего построения всего личного состава в парадной форме. Важным пунктом является вынос знамени соответствующего управления. Как правило, к этому событию приурочивают вручение различных отличительных знаков МЧС России. Часто на данные мероприятия приглашают ветеранов пожарной службы, которым вручают благодарственные письма и подарки. После официальной части могут быть организованны соревновательные конкурсы или спортивные мероприятия по оттачиванию приобретенных знаний и передачи имеющегося опыта.

В некоторых городах России 9 октября в день специальной пожарной охраны организовывают специализированные выставки для взрослых и детей. На них представляют различное пожарно-техническое противопожарное оборудование. Гости таких мероприятий могут не только примерить на себя обмундирование настоящего пожарного, побывать в кабине пожарной машины и подать воду в очаг пожара.

Сотрудники СПО на праздничном мероприятии

История образования МСЧ в России

17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.

Дата принятия этого постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

После утверждения Положения и штатного расписания Корпуса началось его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР № 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен Сергей Кожугуетович Шойгу.

Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. №221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который в 1994 году был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В настоящее время МЧС России или более официально — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — основной орган, осуществляющий управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, а также координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

Сегодня МЧС России — это государственный орган, который, помимо ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, занимается прогнозированием, предупреждением чрезвычайных ситуаций, разрабатывает специальный спасательный инструмент, новые технологии, имеет в своем распоряжении даже авиацию и т. д.

МЧС России — это структура, которая покрывает своей сетью практически всю страну. Это мощный кулак спасательных сил, способный остановить развитие любой чрезвычайной ситуации.

Заключение

Проблема предотвращения,
сдерживания и ликвидации последствий катастроф сегодня очень актуальна не
только для России, но и для всего человечества. Это связано с ежегодным
увеличением количества и масштабов стихийных бедствий, ростом человеческих и
материальных потерь, от которых страдает человечество, что тормозит развитие
цивилизации, а в некоторых случаях угрожает самому существованию человечества.
Поэтому современное понимание безопасности граждан значительно расширилось и
включает в себя достоверное описание условий, необходимых для их жизни,
развития и самовыражения, гарантии гражданских прав и социальной защищенности.

Анализ показывает, что
безопасность в аварийной ситуации может быть достигнута несколькими способами.
Наиболее эффективным из них является снижение вероятности возникновения,
возможных масштабов и тяжести последствий аварий, стихийных бедствий и
техногенных катастроф за счет воздействия на потенциальные источники опасности.

Защитить население от
поражений в авариях и катастрофах можно не только воздействием на источники
опасности, но и рациональным расчетом потенциально опасных и других
производств, четким планированием и развитием городов и других населенных
пунктов.

На определенном уровне
управления усилиями человека, общества, государства, мирового сообщества можно
предотвратить возникающие катастрофы или смягчить их последствия, реализовать
ликвидацию последних. Как в России, так и в странах мирового сообщества в этом
направлении проделана большая работа, создано необходимое правовое поле в этой
сфере. Мы должны быть уверены в том, что дальнейшие научные исследования
помогут человечеству найти способ решения глобальных проблем, угрожающих его
существованию, и что управление рисками стихийных бедствий будет постоянно
совершенствоваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector