Аварийно спасательное оборудование и пожарный инструмент
Содержание:
- Снижение ущерба от пожара
- Виды пожарных автомобилей и их классификация
- Классификация
- Обозначение аварийно-спасательных автомобилей
- Классификация аварийно-спасательных автомобилей
- Аварийно-спасательная техника общего назначения
- Виды пожарных автомобилей и их классификация
- Графические обозначения пожарных автомобилей
- Советы и рекомендации
- Типы
- Цветографические схемы
- Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
- Комплектация
- Обозначение и расшифровка
- Тактико-технические характеристики АПП
- Исключения
- Правила дорожного движения для такой техники
Снижение ущерба от пожара
Быстрота выезда и следования к месту пожара вызова зависит и от того, как быстро была передана информация о случившемся несчастье. Одно дело, если кто-то позвонил, увидев дым или пламя огня. Другое – если включилась система пожарной сигнализации. В последнем случае все происходит намного быстрее. А значит, приезд пожарных произойдет также быстро, что снизит материальные и людские потери. При этом на начальной стадии горения потребуется меньше сил и средств.
Но необходимо учитывать и тот факт, что сам процесс движения пожарной автоколонны формируется и случайными характеристиками. Иногда лучше провести маршрут по более длинному пути, чем использовать короткий. К примеру, о загруженности города транспортом, о которой уже говорилось выше. Нередко пожарным приходится двигаться не через центр города, а по окраине по окружной дороге. И это получается быстрее.
пожарная машина в пробке
Но существуют правила расположения пожарных гарнизонов, которые оговорены в главном законодательном документе Российской Федерации о пожарной безопасности – ФЗ-123. Где в главе 17, а точнее в пункте 76, указано, что дислокация пожарных подразделений определяется из условия, что пожарные автомобили должны в минимальные сроки доезжать о точки возникновения пожара. В городской черте время прибытия на пожар не должно превышать 10 минут, в сельской местности не более 20 минут.
Поэтому предлагаются способы снижения временных периодов при везде и следовании на пожар кроме месторасположения. Вот они:
- обеспечение объектов разного назначения автоматическими системами оповещения;
- модернизация пожарных автомобилей, увеличение их мобильных характеристик;
- совершенствование пожарной техники;
- организация дозорной службы;
- проведение пропаганды противопожарной безопасности;
- подготовка сотрудников и работников объектов по правилам и нормативам пожарной безопасности.
Пожарная сигнализация увеличивает скорость прибытия пожарных
Виды пожарных автомобилей и их классификация
Как выглядит пожарный автомобиль – знают все: шасси, кабина водителя и надстройка. На самом авто нанесены обозначения и номер части. Машины классифицируют в зависимости от наполнения надстройки.
Основные пожарные автомобили
Назначение этого вида ТС – доставка команды спасателей, огнетушащего средства и экипировки в зону поражения, тушение пожара. Автомобили классифицируются по области их действия.
Общего применения
Больше подходят для тушения возгораний в черте города. К таким ТС относятся автоцистерны, автомобили первой помощи, а также машины, оснащенные насосами высокого давления. Используются пожарные прицепы для тушения пожара, на котором расположены емкость для воды, пенообразователь, насос.
Целевого применения
Название подвида говорит само за себя – автомобили данной категории участвуют в тушении воспламенений в специфичных местах, например, на аэродромах или объектах нефтяной промышленности. Это автонасосные станции, аэродромные автомобили, автомобили тушения с различными огнегасящими веществами. Например, автомобили газо-водяного тушения.
Специальная пожарная техника
Используется для вспомогательных работ, необходимых в ходе тушения возгорания, например:
- разбор завалов;
- подъем на высоту;
- освещение зоны поражения.
К специальной технике относятся машины дымоудаления, автолестницы, аварийно-спасательные автомобили, подъемники.
Данный термин использовался до вступления в силу . Вспомогательная техника обеспечивала работу подразделений МЧС в полевых условиях. К этому виду относились топливозаправщики, грузовые автомобили, передвижные мастерские и лаборатории.
Классификация
Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.
Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:
Основные
Служат для транспортировки к месту чрезвычайной ситуации (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:
1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов (пожарные автоцистерны, пожарные насосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили первой помощи);
ПА общего применения принято относить:
- Пожарные автоцистерны (АЦ);
- Автомобили насосно-рукавные (АНР)
- Автомобили первой помощи (АПП)
- Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
- Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).
2. Автомобили целевого использования, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).
ПА целевого использования принято относить:
- Аэродромные автомобили (АА);
- Автомобили порошкового тушения (АП);
- Автомобили пенного тушения (АПТ);
- Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
- Автомобили газового тушения (АГТ);
- Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
- Автонасосные станции (ПНС);
- Пожарные пеноподъемники (ППП).
Специальные
Служат для обеспечения специальных работ на пожаре (автолестницы и коленчатые подъемники, автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)
К специальным пожарным автомобилям принято относить:
- Пожарные автолестницы (АЛ);
- Коленчатые автоподъемники (АПК);
- Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
- Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
- Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
- Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
- Водозащитные автомобили (АВЗ);
- Автомобили связи и освещения (АСО);
- Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
- Автомобили дымоудаления (АД);
- Рукавные автомобили (АР);
- Штабные автомобили (АШ);
- Пожарные автолаборатории (АЛП);
- Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
- Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
- Автомобили технической службы (АПТС);
- Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
- Пожарные компрессорные станции (ПКС);
- Пожарно-технические автомобили (АТ);
- Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).
Вспомогательные
Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)
Обозначение аварийно-спасательных автомобилей
Обозначение АСА должно иметь следующую структуру:
Классификация аварийно-спасательных автомобилей
Аварийно-спасательные автомобили в зависимости от массы доставляемого к месту ЧС оборудования и, как следствие, технических возможностей делятся на:
- легкого класса (полная масса до 3500 кг)
- среднего класса (полная масса до 7000 кг)
- тяжелого класса (полная масса более 7000 кг)
Аварийно-спасательные автомобили легкого класса (быстрого реагирования)
Легкие АСА предназначены для оперативной доставки дежурных смен из 4-5 человек и спецоборудования.
Аварийно-спасательный автомобиль легкогокласса АСА-27057 на базе ГАЗ-27057 |
Легкие АСА применяются в городах для ликвидации небольших по масштабам черезвычайных ситуаций, а также в составе первого эшелона (т.е. пребывающие первыми) группировки сил и средств для ведения рекогносцировки зон чрезвычайных ситуаций, их общей разведки, обеспечения поисково-спасательных и вспомогательных работ. Из-за всего этого АСУ легкого класса иногда называют автомобилями быстрого реагирования.
Легкие АСА выпускаются на шасси грузопассажирского автомобиля с кузовами фургонного типа. Например, на базе УАЗ 3909, ГАЗ-27057.
Они доставляют универсальный аварийно-спасательный инструмент и оборудование, позволяющие боевому расчету произвести разведку чрезвычайной ситуации и выполнить самые неотложные спасательные работы.
Высокая оперативность подразделений, выезжающих на данном типе аварийно-спасательных автомобилей, обусловлена высокими тягово-скоростными характеристиками, маневренностью и проходимостью базовых шасси (как правило это полный привод).
Аварийно-спасательные автомобили среднего класса
Аварийно-спасательные автомобили среднего класса предназначены для доставка
Аварийно-спасательный автомобиль среднегокласса АСА 5 (3308) на базе ГАЗ-3308 |
спасательных отрядов (5-7 человек) с полным комплектом необходимого аварийно-спасательного оборудования, приборов и инструмента необходимым для ведения полномасштабных аварийно-спасательных работ при ликвидации разнообразных чрезвычайных ситуаций. (Обеспечение приборами работ по разведке очагов поражений. Обеспечение связи и оповещения. Обеспечение проводимых аварийно-спасательных работ необходимым оборудованием и инструментом. Энергетическое обеспечение спасательных работ. Освещение районов аварий. Обеспечение работ по оказанию первой медицинской помощи и эвакуации пострадавших. Создание условий для отдыха и проживания подразделений спасателей в местах проведения аварийно-спасательных работ.)
АСА этого класса являются наиболее универсальными.
АСА среднего класса выпускается на базе малотоннажных грузовых автомобилей. Например, на ГАЗ 2757, ГАЗ 3325
Аварийно-спасательные автомобили тяжелого класса
Аварийно-спасательные автомобили тяжелого класса предназначено для доставки
Аварийно-спасательный автомобиль тяжелогокласса АСМ-48-03 «Спасатель» на базе КамАЗ-43118 |
спасательных отрядов (до 9 чел) с полным комплектом необходимого аварийно-спасательного оборудования, приборов и инструмента к местам чрезвычайной ситуации для наращивания усилий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
АСУ тяжелого класса выпускаются на базе грузовых автомобилей. Например, на КамАЗ 43101, КамАЗ 43118
Аварийно-спасательная техника общего назначения
Самые распространенные аварии — это, естественно, автомобильные. Необходимость извлечь пострадавшего из разбитой легковушки, увы, возникает нередко. Для этого нужны гидравлические ножницы, дисковые пилы, домкраты и ряд других специальных инструментов.
На такие аварии выезжают машины типа АСА. Их называют аварийно-спасательными автомобилями общего применения.
В Республиканском отряде специального назначения (РОСН) МЧС есть структурное подразделение, работа которого — пробиваться к авариям через пробки на мотоциклах. По логике спасательным мотоциклам надо бы присвоить аббревиатуру АСМ (аварийно-спасательный мотоцикл), но такое обозначение не вводилось. Официальное название — мобильное аварийно-спасательное отделение на базе мотоциклов Yamaha XT660R.
К сожалению, аварии иногда случаются не только на автомобильном транспорте, но и, например, на железнодорожном. Тогда и инструмента нужно больше, и к месту самой катастрофы добраться сложнее. Но и для таких случаев в РОСН есть соответствующие АСА на шасси тяжелых МЗКТ-73011. Кузова с различными наборами оборудования можно менять, что обеспечивает система мультилифт.
Когда в МЧС появилась первая техника для таких задач, специальных аббревиатур для нее еще не было, оставляли просто заводское обозначение. Это, например, вездеход «Радиан-1» на шинах сверхнизкого давления. Такие применяют для спасения рыбаков с отколовшихся льдин или поиска потерявшихся в болотистой местности.
У поисково-спасательных квадроциклов и снегоходов тоже пока нет специальной аббревиатуры. Такая техника пришла «на вооружение» буквально пару лет назад.
В места поисковых работ квадроциклы и снегоходы прибывают не своим ходом. Их привозят «ГАЗели» с прицепами. В кузовах у «ГАЗелей» — запас принадлежностей, которые нужны для работы поисковиков в лесах и т. п. Все вместе это уже комплекс, и у него есть спецобозначение — АПСР, автомобиль поисково-спасательных работ.
А что такое АКС? Это тоже из области поиска пострадавших. Как потерявшихся в лесу, так и попавших под завалы зданий и т. п. АКС — автомобиль кинологической службы МЧС. В фургонах с такой аббревиатурой ездят те самые милые лабрадоры-спасатели, которых так любят дети на праздниках.
Это интересно: Аммиак (нитрид водорода)
Виды пожарных автомобилей и их классификация
Более подробно ознакомиться с вариантами техники можно на данной странице нашего портала, а здесь расскажем об основных нюансах. В зависимости от своего предназначения ПА делятся на 3 типа:
-
Основные, общего применения.
-
Основные, целевого применения.
-
Специальные.
Кроме этого, при борьбе с огнём применяется вспомогательная техника.
Основные
Служат для транспортировки людей, тушения возгораний при помощи воды или пены из имеющегося резервуара, гидранта или водоёма, выполнения АСР. Могут применяться на территории городов и за их пределами. В зависимости от конкретного варианта использования различают следующие виды:
-
автоцистерны (АЦ, АЦЛ, АЦПК);
-
насосно-рукавные (АНР);
-
с насосом высокого давления (АВД);
-
первой помощи (АПП);
-
пожарно-спасательные (АПС и ПСА).
Исходя из того на каком месте используется, каким типом средств выполняется тушение и дополнительные функции, подразделяют на следующие ПА:
-
аэродромные (АА);
-
порошкового тушения (АП);
-
пенного тушения (ПТ);
-
комбинированного тушения (АКТ);
-
газового тушения (АГТ);
-
газоводяного тушения (АГВТ);
-
насосная станция (ПНС);
-
газоводяное тушение (АГВТ);
-
пеноподъемник (ППП).
Специальные
Такие пожарные автомобили используются для выполнения определённых видов работ во время пожара, например – поднятие грузов и средств пожаротушения, слом конструкций, подача освещения, удаление воды из сооружений, ремонт оборудования и т.д. Сюда относятся следующие автомобили:
-
автолестница (АЛ);
-
коленчатый автоподъёмник (АПК);
-
телескопический автоподъёмник с лестницей (ТПЛ);
-
аварийно-спасательный (АСА);
-
водозащитный (АВЗ);
-
связь и освещение (АСО);
-
газодымозащита (АГ);
-
дымоудаление (АД);
-
рукавный (АР);
-
штабной (АШ);
-
автолаборатория (АЛП);
-
профилактика и ремонт связи (АПРСС);
-
диагностика техники (АДПТ);
-
база службы газодымозащиты (АБГ);
-
техническая служба (АПТС);
-
отогрев техники (АОПТ);
-
компрессорная станция (ПКС);
-
пожарно-технический (АТ);
-
оперативно-служебный (АОС).
Вспомогательная техника
Основная задача этих автомобилей – обеспечение нормального функционирования пожарных автомобилей. Сюда может относиться перевозка людей, грузов, оборудования, инструментов, заправки и т.д. К вспомогательной технике относятся:
-
бензовоз;
-
автомастерская;
-
легковые и грузовые машины;
-
автобусы.
Графические обозначения пожарных автомобилей
Кроме специальных символов для спецтехники был разработан перечень графических изображений. Он регламентирован:
- ГОСТом 28130-89 ««Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические».
- ГОСТом 12.1.184-82. Пожарные машины и оборудование. Обозначения условные графические.
- Методическими рекомендациями по составлению планов и карточек тушения пожаров.
Графические знаки разработаны для каждого типа ПА:
- Основные автомобили общего назначения.
- Основные ПА целевого назначения.
- Специальные ПА.
- Дополнительная техника.
Советы и рекомендации
Выбрать правильный подарок на 8 лет мальчику на день рождения помогут следующие советы:
- Красиво упакуйте любой подарок — мальчику будет занимательно его распаковывать в ожидании узнать, что же там такое.
- Скорее всего, у ребенка есть любимая компьютерная игра или супергерой — сделайте на этом акцент и преподнесите что-то, что ассоциируется с любимым героем или игрой.
- Прислушайтесь к мнению именинника. В повседневной жизни взрослые не всегда замечают, чем увлекается ребенок, преддверие праздника – самое время узнать о его желаниях. Но если он и сам не знает, чего хочет, не старайтесь разузнать у него о желаемом подарке, сделайте выбор самостоятельно.
- Дарите игрушки только хорошего качества, безопасные для ребенка.
Стоит ли дарить деньги ребёнку?
Бывает, что сложно определиться с выбором подарка либо на это просто нет времени.
Тогда дарите деньги, но упакуйте их необычным образом – уложите в оригинальную копилку, новый детский кошелек или привяжите к гелиевому шару, который будет в коробке до открытия. В последнем случае следите, чтобы коробка открывалась в помещении, иначе шарик вместе с деньгами может улететь в небо.
Альтернатива – подарочный сертификат в магазин игрушек. На его приобретение не потребуется много времени – купите электронный сертификат через сайт магазина. Если вы всё-таки решили вручить деньги, то дополните презент недорогой, но интересной игрушкой или книгой.
Типы
От величины допустимой полной массы:
- легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
- средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
- тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).
В зависимости от проходимости:
- категория 1 — неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
- категория 2 — полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
- категория 3 — вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).
По посадочной формуле:
Пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.
По компоновочной схеме:
По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина).
Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.. По климатическому исполнению:
По климатическому исполнению:
Делятся на три группы:
- Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
- Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
- Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).
Это интересно: Пожарные поезда иностранного производства — ФРГ, Швейцарии.
Цветографические схемы
Рассмотрим, как в соответствии с правилами окрашиваются пожарные автомобили классификация типы и обозначения которых в большинстве случаев наносятся на корпус.
Основной фон специальной техники – красный, в качестве контрастного используется белый цвет.
Стандарты устанавливают правила нанесения надписей, знаков, цвета, в который должны быть окрашены детали:
- на дверь кабины наносится номер части и город приписки;
- в задней зоне ТС белым цветом указывают код, обозначающий вид автомобиля (АП, АЦ и др.), номер подразделения;
- черный цвет наносится на ходовые детали, диски колес, раму;
- белым окрашивают бамперы.
Фото или схему нанесения покрытий можно скачать в интернете.
Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси
Регламентируются и требования к цвету сигнала пожарных машин. Он должен быть синим и мерцать с частотой два герца с длительностью темной фазы не менее 0,2 секунды.
Постоянное развитие пожарной техники требует все больших ресурсов для обслуживания и ремонта ТС и их оснащения. Улучшаются характеристики автомобилей, повышаются функциональные возможности, добавляются новые пункты в классификации пожарных машин.
Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:
- поддержание техники в постоянной боевой готовности;
- безопасность эксплуатации машин;
- своевременное устранение причин, вызывающих износ основных узлов;
- работу техники в межремонтные периоды;
- минимизацию расхода ГСМ и эксплуатационных материалов.
Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:
- текущего;
- планово-предупредительного.
Текущее:
- ежедневно при смене дежурства;
- при выполнении боевых задач;
- после возвращения с пожара.
Планово-предупредительное:
- ТО-1;
- ТО-2;
- сезонное.
По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.
Комплектация
Основную кабину, как и шасси, под выполнение машиной спецзадач переделывают редко. Она остается от базового автомобиля. За ней же крепится кабина боевого расчета. Вместимость ее зависит от марки ПА, при этом количество сидений редко превышает 6 мест. Традиционные многоместные кабины делают двухсекционными. Сиденья сконструированы таким образом, что человек может сидеть в них в полном обмундировании, включая СИЗОД за спиной.
Устройство установки с насосом зависит от комплектации фронтальной части пожарной машины. В базовой версии (кабина плюс дополнительный ряд сидений) насос находится в днище кабинного блока. Это позволяет высвободить дополнительное пространство для рамы с функциональным оборудованием и пульта управления. Снаружи насосная установка защищена поддоном. Ряд сидений для боевого расчета при этом расположен в кабинном блоке за насосом. Он крепится при помощи двух пар амортизирующих элементов, расположенных на равном удалении от центральной оси этого блока. Такое крепление сидений для бойцов оправдано оптимизацией управления насосной установкой. При многоместных кабинах насос располагают в задней части кузова, при этом управление им осуществляется исключительно вне транспортного средства.
В кузовной части расположена цистерна для ОТВ. Она делится на две емкости: большая для воды и меньшая для пены. С ними запитан насос, который и подает ОТВ. Он получает энергию от двигателя через дополнительную трансмиссию, включающую в себя коробку отбора мощности и карданную передачу.
Как правило, в ПА используют насосы двух типов: вакуумный и центробежный. Первый обеспечивает засасывание воды из емкости цистерны или водоема (сети) и подает ее на центробежную установку. Там при помощи вращающихся лопастей создается давление для подачи ОТВ в шланги.
Вакуумная система представлена не только насосом, но и кранами, управляющими приводами и трубопроводами. Различают четыре типа вакуумных установок:
- струйные;
- шиберные;
- поршневые;
- водокольцевые.
Комплектация зависит от вида автомобиля. Управление системами осуществляется автоматически или вручную. С наиболее распространенными насосами ПН-40 работают газоструйные вакуумные установки. Они обеспечивают забор огнетушащих жидкостей в процессе работы насосной системы и восстанавливают водяной столб в случае его обрыва.
Дополнительная трансмиссия, которая обеспечивает передачу мощности к агрегатам системы, позволяет регулировать крутящий момент, передаваемый на элементы машины. В современных ПА используют четыре вида дополнительных трансмиссий:
- гидравлическую;
- электронную;
- механическую;
- комбинированного типа.
С системой насосов обычно запитана механическая трансмиссия. Сборка этой части зависит от марки автомобиля и от расположения насосной установки. Также от разновидности ПА зависит и комплектация коробкой отбора мощности: для ЗИЛа это чаще всего КОМ-68Б, а для УРАЛа – КОМ-Ц1А.
Чтобы насосное оборудование всегда было в рабочем состоянии, систему охлаждения двигателя дополняют теплообменником. Его задача – подогрев оборудования и воды в цистерне в холодное время года, а также охлаждение механизмов летом.
По периметру цистерны располагаются отделения для перевозки и хранения инвентаря и спасательного оборудования, используемого во время тушения возгораний и эвакуации людей. Основную часть составляют пожарные рукава и стволы. Отдельные виды автомобилей комплектуются лестницами.
Обозначение и расшифровка
Разберем детально на примере АЦ 3,0-40/4 (4331) мод. XXX A – 01 MC TУ XXX-XX:
- АЦ – тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АЛ и т.д).
- 3,0 – главный параметр ПА (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.).
- 40/4 – главный параметр основного агрегата (подача насоса нормального/высокого давления и др.).
- 4331 – индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (ЗиЛ-4331).
- А – обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А – первая, Б – вторая и т.д.).
- 01 – двузначный цифровой индекс для обозначения модификаций базовой модели (01, 02, 03 и т.д.).
- МС – две прописные буквы, указывающие название населенного пункта, в котором предприятие-изготовитель.
- ТУ – обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).
В обозначениях пожарных автомобилей величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:
- вместимость цистерны для воды – м3;
- вместимость бака для пенообразователя – м3;
- масса вывозимого порошка – кг;
- масса огнетушащего газа – кг;
- подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с;
- напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов: нормального давления – м. вод. ст.;
- высокого давления – м. вод. ст.;
- расход лафетного порошкового ствола – кг/с;
- мощность электрогенератора – кВт;
- длина рукавной линии – км;
- высота подъема стрелы – м;
- производительность вентиляторной установки – тыс. м3;
- число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) – количество;
- грузовой момент – тм.
Еще примеры:
- АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
- АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м ), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
- ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.
- АЛ-30 (4310) – пожарная автолестница с высотой подъема колен лестницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
- АСА-20 (4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
Для выделения пожарных автомобилей из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.
Тактико-технические характеристики АПП
Самыми распространенными автомобилями первой помощи считаются машины, разработанные на базе ГАЗ и IVECO.
ГАЗ-330273
Салон этого автомобиля рассчитан на БР из пяти человек, включая водителя. Он сделан единой конструкцией с возможностью размещения внутри двух рядов сидений и средств радиосвязи. Кабина оборудована установкой для поддержания температуры не ниже 15°С.
Кузов в этой модели панельно-каркасного типа, установлен на лонжеронах и не соединен с кабиной. С обеих сторон оборудован дверями, что обеспечивает свободный доступ к ПТВ. Для безопасности двери имеют самосрабатывающие запорные устройства от случайного опускания шторок во время работы на пожаре. Для герметичности и предупреждения попадания внутрь отсеков пыли и атмосферных осадков по периметру дверей проложен уплотнитель. Сами же отсеки имеют сливы для остатков воды и конденсата. Крыша используется в качестве рабочей площадки и имеет заградительный бортик по всему периметру.
Основные части кузова распределены по раме таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на ось и сохранить базовые технические показатели шасси. Нагрузка на основную ось при этом не превышает 25% от полной массы.
Цистерна для воды сделана из углеродистой стали и рассчитана на перевозку не менее 300 литров. Пенобак цилиндрической формы сделан из нержавеющей стали без применения каркасной технологии, его вместимость – 0.03 м3. В качестве базовой установки пожаротушения используется УПТВ-300.
ГАЗ-2705
Этот АПП используется для выезда на пожары в городской черте с целью проведения операций на начальных стадиях возгорания. Рассчитан на экипаж из шести человек, включая водителя. Особенностью конструкции считается расположение мотонасоса в кабине БР. Это предупреждает промерзание оборудования и позволяет запускать его во время движения автомобиля.
Кузов цельнометаллический с распашными дверями (не менее 150°) для свободного доступа к ПТВ. В комплект входит насосная установка высокого давления со стационарным стволом-распылителем, набор гидравлического аварийно-спасательного инструмента, режущий инструмент, осветительное оборудование и средства спасения с высоты.
Современные АПП на ГАЗ2705 оборудованы цистерной для воды, рассчитанной на 500 литров, и пенобаком на 0.03 м3. Мотопомпа с базовым стволом-распылителем дает струю не менее 50 м. Номинальная мощность насоса – 1.5-2 л/с. В качестве базового оборудования используется насос МНПВ-90/300. Как правило, колесная формула таких машин – 4×2, хотя есть и полноприводные версии.
ГАЗЕЛЬ NEXT
На сегодняшний день это один из самых востребованных автомобилей типа АПП. Его плюс – неприхотливость в обслуживании и высокая маневренность в условиях ограниченного пространства.
В зависимости от комплектации кузов делают либо цельносварным, либо отдельно установленным на лонжероны. Кабина БР рассчитана на шесть человек вместе с водителем. Переоборудованием базового шасси занимается завод «Варгаши». Для пожарной службы такие автомобили выпускают с колесной формулой 4×2.
Вместимость цистерны для воды у них 1.5 м3, а пенобака – 50 литров, что значительно превосходит параметры других малогабаритных АПП. Производительность насоса составляет 0.5 л/с. Сама же насосная установка стандартная – УПТВ-300.
IVECO Daily
Среди АПП не последнее место занимает автомобиль на шасси IVECO. Он относится L-классу. Использование облегченных материалов позволило снизить общую нагрузку на шасси и сохранить его скоростные характеристики. Пожарная надстройка представляет собой алюминиевый каркас, закрытый алюминиевыми листами без сварки. Дверцы отсеков для ПТВ шторного типа. Цистерна для воды и бак для пенообразователя пластиковые. Их объем – 500 и 50 литров соответственно.
В качестве насосной установки поставлена мотопомпа JOHSTADT ZL1500, производительностью 25 л/с. Длина напорных рукавных линий – 160 метров. Она установлена на выдвижной полке. Кабина рассчитана на 3 человека.
Колесная формула этой модели – 4×2 без возможности перехода в полный привод. Максимальная скорость – 110 км/ч. Снаряженная масса – 4600 кг.
Исключения
При проектировании социальных объектов – школ, больниц – проезды обустраивают с обеих сторон независимо от общих норм и габаритов зданий. Действуют исключения и для зоны исторической застройки:
- ширину сокращают до 20% при уровне огнестойкости соседних зданий 1 и 2 класса и отсутствии в них окон;
- если степень огнестойкости классифицируют как 3-5, то расстояние увеличивают на 25%;
- если соседние здания не более двух этажей возведены из легковоспламеняющихся материалов, то расстояние увеличивают на 20%;
- при сейсмической активности местности до 9 баллов все величины возрастают на 25%.
Правила дорожного движения для такой техники
Рассмотрим главные нюансы ПДД, которые должны соблюдаться шоферами с установленными спецсигналами. Также выясним, как необходимо себя вести остальным.
Обязанности и ответственность водителя
Участнику движения, находящемуся в ТС с включенным маячком, имеющим синий цвет, на задании, разрешено отступать от правил, указанных в 6 разделе (только подчиняясь регулировщику). Также есть возможность отказаться от пункта 8 и 18 приложений 1-2, если безопасность движения будет обеспечена.
Если у водителя ТС прибор второго и третьего типа, то он не обладает такими возможностями. В случае незаконной установки спецсигнала или использования его не в служебных целях, налагаются штрафные санкции или грозит лишение документа на вождение транспортного средства.
Обязанности водителей других ТС
Шоферы, находящиеся за рулем иных автомобилей, должны пропускать машины с такими приборами в этих случаях:
- во время пересечения перекрестков;
- при выезде транспорта в полосу следования водителя;
- если ТС со спецсигналом выполняет маневр, поворот.
Когда шофер надумает не пропустить машину, но по закону он должен это сделать, ему грозит штраф 500 рублей.
Как можно понять, есть обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.