Выезд и следование к месту пожара

Расчет времени выезда и следования

Не существует каких-то определенных нормативов, которыми можно обосновать время выезда и следования. Можно провести расчет этих показателей чисто математическим путем. Но и полученный результат нельзя считать окончательным, то есть точным.

Есть формула, по которой проводят расчет времени выезда и следования. Вот она:

Тсл=L/Vсл, где:

  • L – протяженность маршрута, по которому должен двигаться колона до места пожара;
  • Vсл – средняя скорость, с которой колона движется по маршруту следования.

Случайные факторы, мешающие увеличению скорости пожарной машины

Первый показатель – величина относительно стандартная. То есть определяется кратчайший путь, длина которого и закладывается в эту формулу. Что касается скорости движения, то здесь много будет зависеть от большого количества разных факторов. К примеру:

  • движение по городу утром затрудняется большим количеством автотранспорта, владельцы которых спешат на работу;
  • в этом плане ночью двигаться по городу проще и быстрее;
  • движение по дорогам с низким качеством покрытия снижает скорость следования.

Поэтому скорость движения колоны рассчитывается с учетом определенных коэффициентов. То есть:

Vсл= Vmax x C1 x C2, где:

  • Vmax – это максимальная скорость следования, которая обычно варьируется в диапазоне 25-45 км/ч;
  • С1 – это коэффициент, контролирующий качественное состояние дорожного полотна, который варьируется в пределах 0,36-0,4;
  • С2 – коэффициент, определяющий тепловую составляющую работающего мотора пожарной машины, летом коэффициент равен 0,8, зимой 0,9.

В видео показано, как движется по городу колонна из пожарных автомобилей:

Применение специальных сигналов

Они бывают трех видов. Каждый используется в соответствующей ситуации. Рассмотрим подробно.

Первого типа

Ими оснащаются машины скорой помощи, полицейские, пожарные авто и транспорт военной дорожной инспекции. Цвет мигалки синий или сочетается с красным. Звук сирены. На ТС обязательно наносятся цветографические схемы и добавляют надписи.

Водитель с таким спецсигналом может не соблюдать правила во время служебного задания. Участвующие в автомобильном движении обязаны уступать дорогу. Обгон подобной машины с активированным маячком запрещен.

Второго типа

Устанавливаются на ТС, которые выполняют ремонтные работы на проезжих частях, эвакуаторах и транспорте, перевозящем опасный груз. Цвет мигалки желтый, а сигнал отсутствует. Водители машин могут не реагировать на определенные знаки, разметку и располагать ТС не по ПДД. Но безопасность на дороге им требуется соблюдать.

Третьего типа

Используется инкассаторскими автомобилями. Цвет белый, а звуковой сигнал предназначен для оповещения владельцев транспорта о нападении.

Детальная информация видна на видео:

Расчет ширины проезда для пожарной машины

Ширина считается основополагающим параметром при обустройстве проездов для спецтехники. Зависит она от этажности объектов, так как ликвидация огня на верхних этажах предполагает задействование большого количества техники. По СНИП в размер проезда для пожарных машин можно включать тротуары, но только в том случае, если их конструкция предусматривает нагрузку, равную весу автомобиля.

В п. 8.6 СП 4.13130.2013 определена зависимость ширины ворот для проезда от этажности зданий:

  • до 5 этажей – 3.5 метра;
  • от 6 до 16 – 4.2 метра;
  • от 17 – не менее 6 метров.

В садоводческих массивах ширина рассчитывается с учетом доступности техники ко всем участкам. По нормативам для улиц отводят не менее 7 метров по ширине, а для самих проездов – не менее 3.5 метров.

В зоне противопожарного подъезда не должно быть препятствий даже в виде клумб и деревьев. При объекте до 5 этажей расстояние от края до стены – 25 метров, для девятиэтажек – 8 метров, при большей этажности – не менее 10 метров. В зоне малой этажности край пожарного подъезда находится на расстоянии не более 50 метров.

Минимальная ширина сквозного арочного проезда для пожарной машины – 3.5 метра. Располагаются арочные проемы через каждые 300 метров при современной застройке, при реконструируемых объектах – через каждые 180 метров. Без изменений остаются подъездные пути в исторической застройке.

Для арочных конструкций кроме ширины дороги при проектировании проезда пожарной машины учитывают и его высоту. Минимум – 4.5 метра.

Расчет времени выезда и следования

Не существует каких-то определенных нормативов, которыми можно обосновать время выезда и следования. Можно провести расчет этих показателей чисто математическим путем. Но и полученный результат нельзя считать окончательным, то есть точным.

Есть формула, по которой проводят расчет времени выезда и следования. Вот она:

Тсл=L/Vсл, где:

  • L – протяженность маршрута, по которому должен двигаться колона до места пожара;
  • Vсл – средняя скорость, с которой колона движется по маршруту следования.

Случайные факторы, мешающие увеличению скорости пожарной машины

Первый показатель – величина относительно стандартная. То есть определяется кратчайший путь, длина которого и закладывается в эту формулу. Что касается скорости движения, то здесь много будет зависеть от большого количества разных факторов. К примеру:

  • движение по городу утром затрудняется большим количеством автотранспорта, владельцы которых спешат на работу;
  • в этом плане ночью двигаться по городу проще и быстрее;
  • движение по дорогам с низким качеством покрытия снижает скорость следования.

Поэтому скорость движения колоны рассчитывается с учетом определенных коэффициентов. То есть:

Vсл= Vmax x C1 x C2, где:

  • Vmax – это максимальная скорость следования, которая обычно варьируется в диапазоне 25-45 км/ч;
  • С1 – это коэффициент, контролирующий качественное состояние дорожного полотна, который варьируется в пределах 0,36-0,4;
  • С2 – коэффициент, определяющий тепловую составляющую работающего мотора пожарной машины, летом коэффициент равен 0,8, зимой 0,9.

В видео показано, как движется по городу колонна из пожарных автомобилей:

Информация о пожаре

Необходимо отметить тот факт, что эффективность тушения пожара зависит не только от быстроты прибытия пожарных подразделений по адресу вызова. Еще в машине командир подразделения получает информацию о том, что происходит на пожаре. Именно это чаще всего и становится критерием эффективного тушения очагов возгорания.

Но надо учитывать и то, что обстановка на пожаре меняется быстро. Часто буквально несколько минут могут стать причиной, что полученная информация уже давно устарела. То есть она становится ненужной

Поэтому важно на пожаре организовать разведку до того, как прибудут основные силы и средства

То есть разведданные должны быть своевременными в первую очередь. То есть информация должна доходить до подразделений быстро с небольшими перерывами. Чем чаще, тем лучше.

Второй критерий правильно проведенной разведки – непрерывность передачи данных. То есть еще до того, как начался выезд и следование на пожар, информация в полном объеме должна поступать на пульт управления. И она не должна прекращаться, пока пожар не ликвидирован.

Получение достоверной информации – залог успеха

Третий критерий – достоверность. Нельзя принимать решения на догадках или предположениях. Поэтому собираемая из разных источников информация анализируется, после чего передается подразделениям, которые следуют к месту пожара.

Четвертый – целеустремленность. Разведчикам нельзя разбрасываться на сборе информации. Их задача – найти те цели, которые помогут сократить время тушения пожара и увеличить эффективность действий подразделений, которые следуют к месту возгорания.

Обязанности должностных лиц по обеспечению БДД

Требуется, чтобы такие люди были ответствен-ными, ведь от их действий зависит жизнь не только своих сотрудников, но и остальных граждан.

Им нужно смотреть, чтобы шоферы не имели нарушений, которые запрещают выйти на линию.

Основные обязанности таких должностных лиц следующие:

  • необходимо содержать дороги на предприятии соответствующие нормам;
  • своевременно запрещать либо вводить ограничение на выезд ТС;
  • обозначать места, где проводятся ремонтные работы;
  • следить, чтобы шофер пьяным не вышел в рейс;
  • принимать необходимые меры к устранению неисправностей на транспортной развязке;
  • контролировать монтаж спецсигналов на технику;
  • Регулярно проводить лекции с личным составом.

Правила дорожного движения для такой техники

Рассмотрим главные нюансы ПДД, которые должны соблюдаться шоферами с установленными спецсигналами. Также выясним, как необходимо себя вести остальным.

Обязанности и ответственность водителя

Участнику движения, находящемуся в ТС с включенным маячком, имеющим синий цвет, на задании, разрешено отступать от правил, указанных в 6 разделе (только подчиняясь регулировщику). Также есть возможность отказаться от пункта 8 и 18 приложений 1-2, если безопасность движения будет обеспечена.

Если у водителя ТС прибор второго и третьего типа, то он не обладает такими возможностями. В случае незаконной установки спецсигнала или использования его не в служебных целях, налагаются штрафные санкции или грозит лишение документа на вождение транспортного средства.

Обязанности водителей других ТС

Шоферы, находящиеся за рулем иных автомобилей, должны пропускать машины с такими приборами в этих случаях:

  • во время пересечения перекрестков;
  • при выезде транспорта в полосу следования водителя;
  • если ТС со спецсигналом выполняет маневр, поворот.

Когда шофер надумает не пропустить машину, но по закону он должен это сделать, ему грозит штраф 500 рублей.

Как можно понять, есть обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.

Основы безопасности движения пожарных автомобилей

Любая техника со спецсигналами должна эксплуатироваться согласно требованиям и правилам. Их необходимо строго соблюдать. Правила безопасности движения пожарных машин содержат в себе следующие пункты:

Применение специальных сигналов первого, второго и третьего типа.

Правила дорожного движения для специальной техники. Сюда входят обязанности и ответственности водителя ПА.

Классификация возможных происшествий с техникой.

Мероприятия по предотвращению происшествий с техникой и их причины.

Аварийная безопасность пожарного автомобиля.

Положения о допуске машины к эксплуатации.

Теория движения пожарных автомобилей в различных дорожных, климатических и метеорологических условиях.

Служба в пожарной части опасная и ответственная работа. Людям, связавшим свою судьбу со спасательной работой, государство устанавливает заработную плату в соответствии с квалификацией. А также к окладу регулярно выплачиваются надбавки и премирование за усердие в службе и высокие показатели работы.

Понятие плана Существуют

пожаротушения две концепции определения плана Первая. пожаротушения касается непосредственно владельца объекта, которого для планируется обеспечивать защиту от возгорания. Он план заказывает тушения пожара, по которому будут меры приниматься и осуществляться действия, направленные на борьбу с минимизацию и огнем ущербов.

Вторая концепция предполагает плана рассмотрение как тактической схемы действия команды оперативной в рамках борьбы с реализовавшимся возгоранием. То его есть утверждают уже на момент фиксации пожара факта и получения первичных сведений о нем. раз Как в ходе разработки этого плана и решающее выбирается направление на пожаре – 5 принципов, которые рассмотрены будут ниже, выступают как основа принятия для решения о наиболее целесообразной тактике огня тушения и проведения аварийно-спасательных операций.

Способы снижения времени сосредоточения сил и средств

  • Обеспечение объектов экономики и жизнедеятельности автоматическими установками извещения.
  • Устройство автоматических систем для приема информации и высылки сил.
  • Дальнейшее совершенствование пожарных автомобилей, их скоростных качеств.
  • Совершенствование пожарно-технических вооружений.
  • Разработка научно-обоснованных нормативных документов по размещению пожарных депо и осуществлению действий по тушению и проведению аварийно-спасательных работ (АСР), внедрение их в практику пожарной охраны.
  • Организация дозорной службы пожарной охраны на объектах и в организациях, подготовка персонал и пропагандистская работа.

Литература: Пожарная тактика: основы тушения пожаров. Теребнев В.В., Подгрушный А.В. (под общей редакцией Верзилина М.М.). Москва, 2009

Безопасность при выезде и следовании к месту пожара

Во время перемещения пожарной техники существуют жесткие требования безопасности. Водитель автомобиля обязан в целости доставить команду к месту пожара, ведь всю ответственность в пути несет только он. При включении световой и звуковой сигнализации у пожарных машин появляется возможность приоритета следования. Однако это не значит, что водитель может безнаказанно нарушать ПДД. Контролировать это должен командир подразделения.

Существуют конкретные требования и к личному составу пожарной команды во время движения:

  • запрещается открывать двери по ходу движения;

  • недопустимо курить в автомобиле, либо другим образом использовать открытый огонь;

  • нельзя стоять на ступеньках пожарной машины;

  • запрещается высовываться из окон, либо покидать транспортное средство без приказа или вызова командира отряда.

Соблюдения правил безопасности для персонала пожарных расчетов не требуют особых усилий. Но каждый член команды должен строго придерживаться этих правил. Ведь чем более организованным и дисциплинированным будет личный состав, чем опытнее водители пожарных автомобилей, тем быстрее подразделение прибудет на место происшествия пожара. Соответственно оно быстро приступит к работе и сможет предотвратить человеческие жертвы.

Снижение ущерба от пожара

Быстрота выезда и следования к месту пожара вызова зависит и от того, как быстро была передана информация о случившемся несчастье. Одно дело, если кто-то позвонил, увидев дым или пламя огня. Другое – если включилась система пожарной сигнализации. В последнем случае все происходит намного быстрее. А значит, приезд пожарных произойдет также быстро, что снизит материальные и людские потери. При этом на начальной стадии горения потребуется меньше сил и средств.

Но необходимо учитывать и тот факт, что сам процесс движения пожарной автоколонны формируется и случайными характеристиками. Иногда лучше провести маршрут по более длинному пути, чем использовать короткий. К примеру, о загруженности города транспортом, о которой уже говорилось выше. Нередко пожарным приходится двигаться не через центр города, а по окраине по окружной дороге. И это получается быстрее.

пожарная машина в пробке

Но существуют правила расположения пожарных гарнизонов, которые оговорены в главном законодательном документе Российской Федерации о пожарной безопасности – ФЗ-123. Где в главе 17, а точнее в пункте 76, указано, что дислокация пожарных подразделений определяется из условия, что пожарные автомобили должны в минимальные сроки доезжать о точки возникновения пожара. В городской черте время прибытия на пожар не должно превышать 10 минут, в сельской местности не более 20 минут.

Поэтому предлагаются способы снижения временных периодов при везде и следовании на пожар кроме месторасположения. Вот они:

  • обеспечение объектов разного назначения автоматическими системами оповещения;
  • модернизация пожарных автомобилей, увеличение их мобильных характеристик;
  • совершенствование пожарной техники;
  • организация дозорной службы;
  • проведение пропаганды противопожарной безопасности;
  • подготовка сотрудников и работников объектов по правилам и нормативам пожарной безопасности.

Пожарная сигнализация увеличивает скорость прибытия пожарных

Это интересно: Способы тушения пожаров: основные приемы

Подготовка и выезд на пожар

Непосредственно после того, как дежурный получил сигнал о пожаре, он обязан включить тревогу. Именно она является сигналом для сбора полностью экипированной пожарной команды. Затем дежурный выдает путевку и карточку тушения пожара (КТП) старшему командиру. На путевке должен быть указан точный адрес пожара, а КТП, по сути, является оперативным планом ликвидации возгорания. Только после получения путевки и карточки следует проверка боевой готовности личного состава командиром, и производится посадка в пожарные автомобили. Причем сам командир должен занять первый из них. Далее начинается движение к месту происшествия по намеченному маршруту.

Обычно маршрут следования пожарной колонны один. Однако бывают случаи, когда путь нескольких пожарных автомобилей прокладывается по разным дорогам, а не по одной. Для этого маршруты подъезда к месту пожара должны быть заранее продуманы и согласованы с начальником караула. Именно он дает окончательное разрешение на следование единиц пожарной техники по разным дорогам. Во время движения командир обязан внимательно изучить карточку тушения пожара

В частности уделить внимание местам, где располагаются источники воды

Группа пожарных автомобилей, которые выехали на пожар, обязательно должна прибыть на место происшествия. Это необходимо сделать даже если огонь к тому времени будет потушен. Повернуть колонну может только приказ начальника гарнизона либо оперативного диспетчера. Именно для этого старший командир всегда должен поддерживать связь с руководством. Кроме того, если по пути следования был обнаружен иной пожар, командир обязан отрядить часть пожарной команды с техникой для его устранения. Об этом он немедленно обязан сообщить дежурному гарнизона.

Есть и другие особенности движения колонны пожарной команды:

  • если по каким-то причинам одна из пожарных машин вышла из строя, остальные продолжают следовать по намеченному маршруту;

  • в случае поломки автомобиля командира он должен пересесть в другой;

  • в случае поломки всего транспорта колонны, начальник подразделения обязан найти возможность перемещения пожарной команды, вплоть до пешего хода. В этом случае команда должна взять с собой все пожарные инструменты и инвентарь;

  • если движение к месту пожара осуществляется на железнодорожном или водном виде транспорта, то пожарные автомобили должны быть хорошо зафиксированы на несущих их платформах;

  • если движение происходит в холодное время года, то предназначенную для борьбы с огнем воду необходимо слить;

Прием и обработка сообщения о пожаре, вызове

Принимает и обрабатывает сигнал о возгорании дежурный диспетчер пульта пожарной охраны МЧС. Диспетчер обязан:

  • принять и зарегистрировать сигнал, точно и быстро записать сведения;
  • корректно оценить записанные сведения;
  • направить к месту силы и ресурсы по ликвидации возгорания;
  • подать сигнал «Тревога»;
  • выдать главному дежурному пожарного отделения путевку для выезда.

Также в обязанности радиотелефониста входит:

  • направление дополнительного контингента на место вызова по приказу старшего оперативного должностного лица, руководителя тушения пожара или начальника штаба;
  • передислокация дежурных смен;
  • своевременное взаимодействие с другими службами жизнеобеспечения: скорая медицинская помощь, газовая служба, водоканал, полиция;
  • знание нахождения объектов и пожарных расчетов, районы их выезда, то есть знать оперативную обстановку;
  • своевременно информировать должностных лиц о выезде и ситуации на объекте возгорания;
  • налаживание и поддержание радиосвязи с пожарными расчетами.

Порядок выезда и следование к месту пожара
По тревоге дежурный караул в быстром порядке прибывает на сбор и доставляется к месту назначения.

По команде «Тревога» бойцы подразделения действуют по строгому алгоритму. Дежурный караул части быстро собирается в гараже у спецмашин и готовится к выезду на пожар.

Начальник караула получает путевку, убеждается в готовности бойцов отделения к выезду и первым выдвигается на пожарном автомобиле первого отделения. За первой машиной следует вся колонна спецтранспорта.

Общий порядок действий

Выезд на пожар осуществляется с применением следующих видов техники:

  • пожарных и аварийно-спасательных автомобилей;
  • специальных судов;
  • пожарных поездов;
  • пожарно-спасательных летательных аппаратов.

После поступления на пост сигнала тревоги дежурный по смене включает звуковое оповещение, по которому личный состав в полном обмундировании обязан собраться в гараже возле автомобилей. Старший начальник берет у дежурного путевку и план пожаротушения, проверяет готовность бойцов. Погрузка в машины осуществляется по ранее установленному порядку. Командир всегда выезжает на автомобиле первого отделения, возглавляющем колонну. За ним при необходимости следует второе и третье отделение.

Во время выезда пожарных машин из одной части устанавливается единый маршрут следования. Делается это с целью одномоментного прибытия техники к месту возгорания. Если есть специальное разрешение начальника караула, то допустимо разделение колонны. Также раздельное движение машин осуществляется при выезде на отдельные объекты или при масштабном возгорании, если огнем охвачены большие площади одного объекта.

Во время движения старший начальник, возглавляющий колонну, изучает полученный оперативный план, карту водоисточников, план района. Обязательно на всем пути следования обеспечивается связь с центральным пунктом. При наличии в автомобиле специального оборудования с целью получения оперативной информации подключается к точке связи, работающей на месте пожара.

Даже если во время следования по маршруту подразделение получает информацию о ликвидации возгорания, колонна продолжает движение и обязана прибыть в пункт вызова. Вернуться в распоряжение части можно только при получении приказа от диспетчера связи гарнизона или старшего начальника.

Маршруты выезда пожарных машин разрабатываются заранее во время учений или  во время плановых мероприятий по разработке и корректировке планов тушения пожаров. От соблюдения заранее установленных маршрутов зависит величина ущерба во время конкретных ЧС.

Если при выезде пожарные машины встречают на своем пути другой источник возгорания, то основной руководитель проводит перераспределение сил и сообщает об этом на пункт пожарной связи.

При вынужденной остановке автомобиля, возглавляющего колонну, все следующие за ним машины останавливаются. Продолжить движение отделения могут только после получения приказа старшего начальника. Головной автомобиль разоружается в пользу боевых расчетов отделений. Старший начальник пересаживается во второй по счету автомобиль и продолжает движение к месту вызова. Если в пути вынуждено останавливается любая другая машина из колонны, то остальные автомобили продолжают движение. Командир сломавшегося ПА принимает меры по доставке своих бойцов, ПТВ, СИЗОД и основного оборудования.

При поломке машины или разрушении дороги старший начальник сообщает о возникшей ситуации на пульт пожарной связи и самостоятельно принимает решение о возможности дальнейшего продолжения движения вверенных ему отделений.

Выезд ПА с использованием железной дороги или водного транспорта предполагает разработку мероприятий по сохранности пожарных машин и их оборудования при погрузке и выгрузке. Порядок этих действий утверждается администрацией железной дороги или водного транспорта. В пути каждый автомобиль сопровождает водитель, иногда ему в помощь дается постовой. Они обеспечивают сохранность техники и оборудования. Личный состав при этом сосредотачивается в одном месте.

Чтобы предупредить ущерб, при получении информации о возгорании пожару заранее присваивают повышенный номер, чтобы при выезде подразделений максимально сосредоточить силы. Это правило обязательно соблюдается для объектов повышенной опасности, культурного наследия, в местах массового скопления людей. Эта мера предупреждения ущерба действенна при своевременном получении сигнала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector