В пожарную машину вмещается 3 тонны воды, а разгоняется она до 100 км/ч

Содержание:

АР-2 (КамАЗ 43114)

Автомобиль доставляет комплект рукавов и бригаду спасателей на место пожара в населенных пунктах и на промышленных объектах. Работает с подключением к насосной станции. Выполняет задачи по прокладке рукавных линий к удаленным от места возгорания водоисточников. Благодаря наличию стационарного лафетного ствола может подавать воздушно-механическую пену. Используется в регионах с умеренным климатом, работает в температурном диапазоне -40…+40°С.

Базой для этого транспортного средства стало шасси 6×6 КамАЗ-43114. Кабина у него полностью сохранена и рассчитана на три посадочных места, включая водительское кресло. Кузов крепится к шасси при помощи стремянок. Внутреннее его пространство по бокам разделено продольными секциями, в которых перевозят уложенные в «гармошку» рукава. Середина – проход для свободного доступа к оборудованию. В средней части допустимо хранение рукавов в скатке. Кузов открывается со всех сторон: боковины у него в виде шторок, а задние двери откидные. Боковые отсеки, расположенные в нижнем ярусе кузова, закрываются откидными дверцами с подножками.

Лафетный ствол смонтирован на крыше кузова. В правом боковом отсеке расположен механизм для намотки рукавов. Там же имеется пульт управления. При движении автомобиля возможна прокладка двух типов рукавных линий: 77 и 150 мм. Как и в ЗИЛ-131, после тушения пожара разобранные на отдельные части рукава сматывают и погружают в кузов. Отделения на крыше у этого автомобиля нет.

ТХ АР-2 (КамАЗ 43114).

Количество мест в кабине 3
Рукава, м/шт

150

77

 

800/40

1200/60

Расход ствола, л/с 40
Расход порошкового вещества через лафетный ствол, кг/с 50
Подача через ствол рукавной катушки, кг/с 5
Дальность подачи порошка через ствол, м 50
Количество рукавных катушек 25 м, шт. 2
Габариты, д*ш*в, мм 8100*2500*3450
Полная масса, кг 15100

Пожарные машины – автоцистерны

Пожарная автоцистерна – один из самых распространенных видов автомобилей, используемых при ликвидации очагов возгорания. Это транспортное средство, оснащенное всем необходимым оборудованием, установленное на шасси – отечественное или импортное, в зависимости от пожеланий заказчика, конструктивных решений разработчика. Как и другие пожарные автомобили, корпуса пожарной цистерны в обязательном порядке окрашиваются в ярко-красный цвет, ходовая часть – в черный, а опознавательные элементы – в контрастный белый. На цистерне указывается принадлежность автоцистерны к определенной пожарной части, название населенного пункта, основные характеристики.

Наиболее распространенным явлением является использование автоцистерн пожарных для тушения огня на территории населенных пунктов, включая города. Тогда как существуют еще и целевые пожарные машины, предназначенные для эксплуатации при ЧС на аэродромах, нефтебазах, предприятиях химической промышленности и не только.

Кстати, в русский язык слово «цистерна» пришло из латыни. Cisterna – так называли первые пожарные автомобили, которые появились первоначально в Европе, а потом уже получили распространение в России. Как и современные машины для тушения пламени, применяемые в начале ХХ столетия средства представляли собой закрытые емкости, установленные на моторизованные пожарные ходы.

В пожарной автоцистерне совмещены функции собственно резервуаров для транспортировки воды, пенообразователя и других огнетушащих веществ, а также специальных лестниц.

Возможности применения пожарных автоцистерн

АЦ привлекают покупателей тем, что эта специальная техника обладает многофункциональным характером. Дело не только в конструктивных особенностях, пожарные автоцистерны могут выполнять несколько ролей. Первая из них – эксплуатация машин как самостоятельных боевых единиц. И еще одна – как насосные станции в симбиозе с насосно-рукавными автомобилями или же другими автоцистернами. В этом случае пожарная АЦ работает на перекачку огнетушащих веществ, поставляя воду или другое вещество для борьбы с огнем из открытого водоема, резервуара. Пожарная автоцистерна в зависимости от модели способна вместить от 3 до 7 специалистов пожарного расчета, включая водителя. Емкость для воды в таких машинах может варьироваться от всего 0,8 до 15 кубометров. Учитывать при выборе АЦ необходимо и принадлежность автомобиля к классу: легкому, среднему, тяжелому.

Сегодня распространение получают универсальные пожарные автоцистерны, подходящие для работы и в сельской местности, и в городских условиях. Но не падает спрос и на более специализированные модели, которые больше предназначены для эксплуатации на дорогах общего назначения. Обратившись в нашу компанию, вы сможете подобрать оптимальное решение, пожарную автоцистерну, которая будет наиболее полно отвечать вашим требованиям. Возможна поставка спецтехники под заказ, внесение изменений в конструкцию модели.

Двигатель

Модель ММЗ Д-245.11Е2
Тип дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха
Число и расположение цилиндров L4
Рабочий объем, л 4,75
Степень сжатия 15,1
Мощность, кВт (л.с.) 80 (108,8) при 2400 мин.-1
Крутящий момент, кгс·м (Н·м) 35 (350) при 1300-1700 мин.-1

Производитель

Код изделия по ОКП 48 5411 2112
Нормативный документ ТУ 4854-298-00231395-99
Производитель ОАМО «Завод им. И.А. Лихачёва» (АМО ЗИЛ)

Сцепление

  • Однодисковое, сухое, с пружинным гасителем крутильных колебаний на ведомом диске.
  • Привод гидравлический с пневмоусилителем.

Коробка передач

  • Пятиступенчатая на базе ЗИЛ-130.
  • Передаточные числа коробки передач:
    • первой – 7,44;
    • второй – 4,10;
    • третьей – 2,29;
    • четвертой – 1,47;
    • пятой – 1,00;
    • заднего хода – 7,09.
  • Синхронизаторы на II, III, IV, V передачах.
  • Управление коробкой передач — качающимся рычагом.

Рулевое управление

  • Рулевой механизм со встроенным гидравлическим усилителем.
  • Рабочая пара – винт с гайкой на циркулирующих шариках.
  • Передаточное число – 20:1.

Тормозная система

  • Тормозные механизмы передних колес — дисковые с плавающими двухцилиндровыми скобами, двухколодочные, задних колес — барабанного типа с двумя внутренними колодками.
  • Привод комбинированный, пневмогидравлический с двумя независимыми контурами.
  • Стояночная тормозная система — тормозные механизмы рабочей тормозной системы заднего моста, привод от пружинного энергоаккумулятора с пневматическим управлением или от рычага в кабине.
  • Система быстрого растормаживания.
  • Запасная тормозная система — тормозные механизмы те же, что у рабочей тормозной системы и стояночный тормоз.
  • Вспомогательная тормозная система — используется двигатель без применения специальных устройств.
  • Антиблокировочная система тормозов (АБС).

Система электрооборудования

  • Однопроводная, с номинальным напряжением 12 В.
  • Стартер напряжением 24 В.
  • Две аккумуляторные батареи 6СТ-110А3, напряжением 12 В.
  • Генератор переменного тока со встроенным полупроводниковым выпрямителем, максимальная сила тока 110 А, номинальное напряжение 14 В.

Кабина

  • Сдвоенная семиместная, четырехдверная, с двумя рядами сидений, оснащена дополнительным отопителем.
  • Сиденье водителя отдельное, имеет механизм подрессоривания, регулируется по росту и весу водителя.
  • Пассажирские сиденья нерегулируемые, в ящиках под сиденьями размещаются инструмент и снаряжение пожарных.
  • В первом ряду оборудовано рабочее место командира.
  • Заднее сиденье четырехместное, подушка — жесткая, пластмассовая, спинка — мягкая.
  • Сигнальная громкоговорящая система с задним проблесковым маячком.

Кузов

Автоцистерна пожарная легкого класса АЦ-0.8-40/2 (530104) модель 002-ММ

  • Цельнометаллический, сварной, оснащен алюминевыми полками и панелями.
  • Отсеки оборудованы шторками, дверьми производства «ПО Берег».
  • В передней части кузова установлены выдвижные каретки для гидравлического инструмента и электросилового оборудования.

Пожарное оборудование

  • Катушка со стволом высокого давления и рукавом длиной 60 м.
  • Электровакуумный всасывающий насос с наибольшей геометрической высотой всасывания 7,5 м.
  • Время заполнения всасывающей линии и насоса водой с наибольшей геометрической высоты всасывания не более 40 секунд.
  • Отапливаемый насосный отсек.
  • Дополнительная система охлаждения коробки передач.
  • Дискретная электронная система указателей уровня жидкости в цистерне и пенобаке.
  • Возможна установка насоса МАВ-200 фирмы IVECO Magirus (Германия) и импортных шторных дверей.
  • Сигнальная громкоговорящая система с задним проблесковым маячком.

Пожарно-техническое вооружение

  • Снаряжение боевого расчета.
  • ПТВ для тушения пожара:
    • рукава всасывающие, напорно-всасывающие с соединительной арматурой.
    • рукава пожарные напорные ∅ 51, ∅ 66, ∅ 77.
  • Водосборник, гидроэлеватор, колонка КП, ключи.
  • Головки соединительные, задержки рукавные.
  • Зажимы, крюки, разветвления, мостки рукавные.
  • Стволы ручные: комбинированные, перекрывные.
  • Пеногенератор ГПС-600.
  • Огнетушители порошковые.
  • Аварийно-спасательный инструмент Спрут,
  • Эконт, Простор.
  • Ранцевая установка пожаротушения «Игла».
  • Бензогенератор «Вепрь», дисковая пила МЭУШ-850 и осветительный комплекс МОК-1 с пневматической мачтой и двумя прожекторами по 500 Вт.

Вместимость пожарных машин на базе ЗИЛ

Пожарные машины на базе ЗИЛ комплектуются следующим оборудованием: салон для огнеборцев, мощные насосы, подающие воду, лестницы, хранилища или резервуары для перевозки разных материалов огнетушительных, отделение для ПТВ (пожарно-техническое вооружение).

Одна из самых востребованных АЦ на базе ЗИЛ – это модель АЦ-40-63Б или АЦ-30(130)-63А. В данном автомобиле увеличенная ёмкость бака для пены, цистерны и резервуара для огнетушительны материалов, а также эта АЦ отличается более широким кузовом. Вместимость цистерны – 2 300 литров. Вместимость бака для пены: 165 литров. Объём раствора пенообразователя: при 4% — 2 500 литров, при 6% — 2 200 литров.

Другая часто используемая модель АЦ-40(131)-137 собрана на базе ЗИЛ-131. Машина, прошедшая большое количество модернизаций, отличается оптимальными условиями эксплуатации в разных условиях. Вместимость цистерны – 2 400 литров. Бак для пены вмещает 150 литров. Объём раствора пенообразователя: при 4% — 3 750 литров, при 6% — 2 500 литров.

Вес пожарных машин на базе ЗИЛ

Масса модели АЦ-40-63Б с максимально возможной нагрузкой: 9 600 килограмм. Без полной цистерны с водой и без полного бака с пеной – вес автомобиля уменьшается на 2 200 – 2 500 килограмм и составляет от 7 100 до 7 400 килограмм.

Автомобильная цистерна АЦ-40(131)-137 при полной нагрузке весит 11 500 килограмм. Без нагрузки автомобиль весит примерно 8 500 – 8 700 килограмм.

Пропускная способность рукавов: таблица, объём пожарного рукава, в литрах, сопротивление пожарных рукавов, количество воды в пожарных рукавах

Невозможно представить себе пожарного, тушащего пожар, без пожарного рукава. Это трубопровод или попросту шланг, который доставляет воду или другое средство для тушения огня да очага возгорания. Первый пожарный рукав был придуман в Голландии одним брандмейстером в 1672 году. Современные трубопроводы для ликвидации возгораний уже совсем иные. Но главная характеристика по-прежнему — пропускная способность рукавов.

Сегодня применяют три вида пожарных рукавов:

  • напорные;
  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие.

Пропускная способность рукавов при соответствующих расчетных длинах и типах насосов

Этот показатель влияет на эффективность тушения. Он зависит от корректного, правильно подобранного соответствия характеристик насосного оборудования, стволов, длины проложенной магистральной линии и количества ответвлений. Показатели пожарных стволов и насосного оборудования известны, а показатели ПР меняться от диаметра, типа, длины линии и потерь в напоре.

На схеме показана структура соответствия этих показателей для двух моделей ПН (пожарных насосов). Под цифрами обозначены магистральные линии с ПР разного сечения и с различным количеством стволов. Кривыми обозначены рабочие зоны ПН (насосов), а горизонтальная пунктирная линия – допустимое давление для ПР, 90 м. Заштрихованный участок показывает увеличение рабочей зоны насоса. Выше пунктирной линии увеличение нерационально.

Также на графике можно увидеть схемы подачи воды. Кривая под номером 1 показывает самую популярную схему: две магистральные линии, напорные пожарные рукава с d 77 мм и двумя разветвлениями на четыре ствола Б и два ствола А.

Чтобы определить время работы линии нужно знать объем воды, который остался в линии после окончания запаса воды в емкости. Например, если от кромки огня до автоцистерны протяженность линии 350 метров, а диаметр шлангов 77 мм, то на заполнение системы водой уйдет вся жидкость, содержащаяся в емкости автомобиля ГАЗ-66, а именно 1.6 тонн воды. Поэтому и необходимо определить объем пожарного рукава.

Здесь работает геометрическая формула объема цилиндра:

Здесь L – длина ПР в мм, d – диаметр ПР в мм.

Приведем пример, вычислим объем пожарного рукава диаметром 77 мм длиной 20 м.

V = 3.14*(77:2)2*20000   = 93.08 литров

1000000

Также необходимо рассчитать напор на основном насосе в зависимости от длины рукавных линий, так как при длинных линиях потерь напора не избежать.

Потери напора при расстоянии от водоисточника до пожара

По мнению специалистов, потери напора при расстоянии в линии будут прямо пропорциональны ее длине. На каждые 100 метров будет потеря в 1 атмосферу или 10 метров водяного столба при горизонтальной прокладке. При подъеме на высоту потери составят на каждые 10 метров по 1 атмосфере.

Поэтому водителю пожарного автомобиля необходимо учитывать потери напора и добавлять на насос дополнительный напор для создания рабочих показателей. Например, рабочий напор необходим 60 м вод. ст. Но длина линии 200 метров, тогда потери составят 20 м вод. ст.

Водителю нужно добавить на насос дополнительные 20 метров вод. ст. или 2 атмосферы.

И еще один интересный факт: пожарные рукава применяются не только для доставки воды к источнику возгорания. Их можно использовать как направляющую линию при эвакуации людей из задымленной зоны. Подергиванием ПР дают спец. знаки ствольщику или используют для эвакуации пожарных с высоты вместо веревки.

Что такое пожарная емкость

Понятие емкостей для огнетушащего вещества (ОТВ) охватывает хранилища с техническим паспортом по НПБ для значительного запаса жидкости согласно нормам расхода на объект (СП 8.13130).

Пожарные резервуары, это нормируемые НПБ сложные емкостные инженерные сооружения с обвязкой, помпами, или упрощенные конструкции – баки, цистерны. Задача – долговременное хранение огнетушащего вещества (ОТВ), обеспечение его постоянного наличия для противопожарных задач, включая меры по охлаждению промышленного оборудования (хранилищ нефти, газа).

Элементы, устройство резервуара (наземного бетонного или стального):

  1. фундамент, основание;
  2. корпус с теплоизоляцией, утепленной крышей и днищем, наружной лестницей с платформой на верху у смотрового люка;
  3. внутри:
  4. ПВХ мембрана на стенках (антикоррозионное покрытие);
  5. снаружи внизу:
  6. дренажное отверстие;
  7. сегменты для оснащения противопожарной арматурой и измерительными приборами (датчиками);
  8. на верхней части снаружи:
  9. обвязка резервуара технологическими водопроводами.

Днище конусообразное, выпуклое, плоское. Всегда есть ребра жесткости. Температура воды в резервуаре должна исключать замерзание (+5… +95 °C). Упрощенные варианты (пластик, стеклопластик): корпус с гидроизоляцией, технологическими патрубками, наверху – горловина для доступа с люком, лестницей, с техническим колодцем, стояком для откачки осадка.

Автоцистерна КамАЗ-43253

Техника для выезда по вызову в черте населенного пункта или на промышленное предприятие. Самая популярная модель этой модификации шасси – АЦ 5.0/40-22ВР с модульной кабиной. Машина представляет собой самостоятельную боевую единицу с забором ОТВ из бака пенообразователя или с забором воды из водоисточника, другого резервуара или водопроводной сети. Также эта модель может выполнять функцию перекачки воды из удаленного от места возгорания источника.

Колесная формула машины 4×2 не предполагает эксплуатацию в сложных дорожных условиях, но при этом показывает отличную мобильность при преодолении узких проездов и разворотов. Плюсом этой модели, в отличие от 43118, стал увеличенный бак для пенообразователя, объем которого составляет 420 литров.

Основная цистерна для воды рассчитана на 5 м3, производительность же насоса составляет 40 л/с. В базовой версии АЦ 5.0/40-22ВР укомплектована насосной установкой типа ПН-40УВ, но возможно использование и других моделей: НПУ-40/100, НЦПЦ-40/100, НПЦ-60/100, НЦПЦ-70/100. Работа насоса осуществляется от центрального двигателя через карданную передачу и коробку отбора мощности. ПТВ размещается в специальных отсеках и на крыше кузова. Лафетный ствол монтируется сверху цистерны.

Двигатель дизель,  номинальная мощность, кВт 176
Боевой расчет 3+2
Цистерна, л 5000
Объем пенобака, л 420
Насос ПН-40УВ
Производительность, л/с 40
Напор, м 100
Количество напорных патрубков, шт. 2
Диаметр напорных патрубков, мм 80
Скорость, км/ч 80
Габариты, м 7.8×2.5×3.1

Кроме АЦ 5.0/40-22ВР на шасси 43253 выпускают автоцистерны АЦ 4.0-40. Объем резервуара для воды у них составляет 4000 литров.

Рекомендации по содержанию пожарных машин

Использование неисправных и неподготовленных к боевому дежурству машин не допускается, так как это приводит к увеличению ущерба пожара и травмам людей. Исправным считается автомобиль, который может немедленно выехать по вызову и приступить к тушению огня. Все рабочие агрегаты и системы механизмов, средства связи, пожарно-техническое вооружение должны содержаться в полной готовности. Правильное содержание пожарного автомобиля кроме поддержания в исправности основных систем предполагает полную комплектацию снаряжением, СИЗОД и одеждой для боевого расчета. Температура охлаждающей жидкости в двигателей должна быть не менее +10°С, также должны быть в полной готовности и все пусковые средства.

Ежедневное содержание пожарного автомобиля и проведения регулярного ТО – обязанность заступающего на смену караула. При этом проверяется исправность систем, механизмов и комплектация оборудования.

Методические рекомендации по содержанию пожарных машин были разработаны в 2002 году и утверждены Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В них рассмотрены все аспекты поддержания противопожарной техники в исправном рабочем состоянии и прописан срок эксплуатации того или иного вида спецтехники.

Рекомендации распространяются на все ПА, независимо от того, на балансе какого предприятия они состоят.

Предупреждение свищей в рукавных линиях

При эксплуатации рукавов 1 сорта, на них не должно быть никаких повреждений, в том числе, свищей. У изделий 2-го сорта наличие свищей допускается, но размером не более 150 мм на 20-метровую длину. Для того чтобы проверить рукава, до начала использования при пожарах, проводятся различные испытания изделий.

Рукава прикрепляют к насосу с одной стороны, а с другой закрывают. Затем заполняют его жидкостью для того, чтобы из него полностью вышел воздух. На следующем этапе проверки повышают давление. В таком режиме рукав находится в течение 10 минут. По результатам этого испытания делается вывод о пригодности. Т.е. на рукаве не должно быть повреждений, различных разрывов и вздутий, нигде не должна капать вода.

Если рукава использовались в работе или мылись, сушить их нужно до полного высыхания. При этом не на искусственных источниках тепла, например, на батареях, а на свежем воздухе летом (не на солнце, а в тени) и с использованием специальных сушилок зимой. Температура сушки должна быть не более 50 градусов.

Для профилактики возникновения свищей эксплуатировать пожарные рукава нужно с особой осторожностью. Ненужно при тушении пожара сразу подавать давление большой мощности

Это нужно делать постепенно.

Конструктивные особенности ПА на шасси КамАЗ

Благодаря широкому модельному ряду производитель может предложить МЧС автомобили различных категорий, адаптировав их под конкретные условия эксплуатации. Самыми популярными на сегодняшний момент считаются пожарные автомобили на шасси КамАЗ 43118 и 43253, которые оборудуют под автоцистерны. Можно выделить следующие преимущества этой марки:

  • широкий диапазон колесной базы, полноприводные и переднеприводные варианты;
  • увеличенная грузоподъемность в пределах 7-30 тонн;
  • вариативная длина рамы от 470 до 810 см;
  • комплектация высокоэкономичными двигателями мощностью 180-400 л.с.;
  • установка цистерны емкостью 3-12 тонн;
  • увеличенный пенобак 180-600 литров;
  • большой вес машины 14-24 тонны.

Основу ПТВ пожарного автомобиля КамАЗ составляет насос. На машины этой марки чаще всего устанавливают НЦПН 40/100 или НЦПК 40/100-4/400. В зависимости от вида автомобиля в комплект входит телескопическая лестница. Ручной пожарный инструмент и инвентарь хранится в отдельных отсеках за «шторными» или панельными дверьми.

Виды

Пожарные рукава подразделяются на:

  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие;
  • напорные.

Всасывающие и напорно-всасывающие

Всасывающий пожарный рукав – это рукав жесткой конструкции, предназначенный для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса.

Напорно-всасывающий рукав – предназначен для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса или из системы противопожарного водоснабжения (находящейся под избыточным гидравлическим давлением) и транспортирования ее для пожаротушения. Пожарные автомобили комплектуют всасывающими и напорно-всасывающими рукавами, по ГОСТ 5398-76, с условным проходом 80, 100 и 125. Для пожаротушения применяют всасывающие и напорно-всасывающие рукава классов Б и КЩ.

Напорные

Напорный пожарный рукав – это пожарный рукав для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением. Напорные рукава состоят из тканого или ткановязаного каркаса и внутреннего гидроизоляционного покрытия. При изготовлении каркаса напорного рукава используют нити из химических и натуральных волокон. Внутреннее гидроизоляционное покрытие изготавливается из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов. Напорные рукава с каркасом из натуральных волокон могут быть без внутреннего гидроизоляционного покрытия. В зависимости от назначения напорного рукава его каркас может иметь наружное защитное покрытие или пропитку.

По назначению напорные рукава подразделяются на рукава для комплектации пожарных машин (РПМ) и для оборудования наружных (РПК-Н) и внутренних (РПК-В) пожарных кранов зданий и сооружений. По стойкости к внешним воздействиям напорные рукава подразделяются на рукава:

  • обычного исполнения;
  • специального исполнения: износостойкие (И), маслостойкие (М), термостойкие (Т).

Износостойкие рукава обладают повышенной стойкостью к абразивному износу, могут более эффективно, по сравнению с обычными рукавами, применяться при прокладке рукавных линий по абразивным поверхностям (асфальту, бетону, строительным конструкциям), что особенно важно при тушении пожаров в городских условиях и на производственных предприятиях. Маслостойкие рукава устойчивы к воздействию масла, нефтепродуктов и щелочи и могут успешно применяться при тушении пожаров на предприятиях нефтяной и химической промышленности

Маслостойкие рукава устойчивы к воздействию масла, нефтепродуктов и щелочи и могут успешно применяться при тушении пожаров на предприятиях нефтяной и химической промышленности.

Термостойкие рукава обладают повышенной стойкостью к контакту с нагретым предметом, могут эффективно применяться в местах воздействия тепловых потоков повышенной интенсивности и повышенных температур, а также при прокладке рукавных линий по нагретым предметам (тлеющим углям, строительным конструкциям и т.п.), например, на стадии ликвидации пожара. Особую подгруппу термостойких напорных рукавов составляют перколированные напорные рукава.

Перколированные напорные рукава – это напорные рукава, конструкция которых обеспечивает термостойкость за счет увлажнения их наружной поверхности по всей длине транспортируемыми огнетушащими веществами (водой, водными растворами пенообразователей и т.п.) под давлением. Перколированные напорные рукава предназначены в основном для тушения пожаров, когда необходима прокладка напорных рукавов по нагретым до значительной температуры поверхностям (тлеющим торфяникам, углям и т.п.). Широко применяются для тушения лесоторфяных пожаров.

 Подробнее о рукавной линии, ее видах, правилах прокладки и защите 

Дополнительный материал по теме:

  1. Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов.
  2. Методические рекомендации по проверке организации содержания и эксплуатации пожарных рукавов и рукавного оборудования в дежурном карауле (смене) пожарной части.

Классификация рукавов

По видам

В зависимости от цели использования и условий для работы:

  • Всасывающие
  • Напорно — всасывающие
  • Напорные

Рабочая среда имеет значение для комплектации рукавами пожарных машин двумя способами:

  • Класса «В» — технической водой;
  • Класса «КЩ» — слабым раствором кислоты и щелочи.

От условий работы рукавов они делятся на:

  • Те, что работают для выкачивания воды из открытых источников под разрежением;
  • Те, что работают под давлением или при частичном вакууме.

В зависимости от величины рабочего давления:

  • 1,0 МПа
  • 1,2 МПа
  • 1,6 МПа
  • 3,0 МПа

По целевому оснащению:

  • Для комплектации пожарных автомобилей;
  • Для использования на других объектах, где имеются внутренние и внешние пожарные краны.

По устойчивости к температуре:

  • Термостойкие
  • Износостойкие
  • Малостойкие.

По материалам изготовления

Напорные рукава можно классифицировать по типу и качеству материала, из которого изготавливаются армирующие каркасы. Существует 2 основных типа:

Натуральные волокна:

  • Льняные
  • Льноджутовые
  • Пеньковые

Синтетические волокна:

  • Прорезиненные рукава, в которых внутри находится гидроизоляционный слой, не имеющий покрытия снаружи. Их отличает гидроустойчивость и способность к использованию подачи воды под высоким давлением;
  • Рукава из латекса — самый надежный вариант. Внутренний гидроизоляционный слой у них с пропиткой каркаса. Могут использоваться для подачи воды под давлением на большие расстояния;
  • Рукава с полимерным покрытием с двух сторон — подходящий вариант для бытового или производственного использования. Отличаются долговечностью и прочностью.

ЗИЛ 131

Пожарный автомобиль на базе грузового ЗИЛ 131 также считается одной из наиболее популярных и востребованных пожарных машин. Впервые эта модель была разработана в 1968 году, а серийный выпуск осуществлялся в промежуток с 1970 по 1984 год. Пожарные машины на базе ЗИЛ 131 выпускались в двух исполнениях модель 137 и модель 137А.

За весь период выпуска автомобили подвергались множеству модернизаций и усовершенствований, которые имели не только внешние отличительные черты при сравнении различных машин, но и в значительной степени улучшали эксплуатационные и операционные качества оборудования и автомобилей в целом.

Помимо тушения пожаров водой также предусмотрена возможность использования специальной пены. Цистерна для воды отличалась внушительной вместительностью, которая составляла 2400 литров.

Отдельный независимый бак для пены имеет меньший объем в отличие от предыдущей модели ЗИЛа, и составляет 150 литров. Общая масса пожарной модели ЗИЛ 131 составляет 11 тонн 50 кг.

Силовой агрегат у описываемой модели обладает мощностью в 150 л.с. или 110 кВт. Такие данные позволяют разгоняться автомобилю до максимального скоростного показателя в 80 км/ч. Расход топлива при этом составляет около 40 литров на каждые 100 км пробега.

Автомобиль оборудован уникальной системой подогрева воды, которая находится в основной цистерне
. Это возможно благодаря работе системы частичного подогрева выхлопными газами. Колесная база насчитывает шесть односкатных колес, каждое из которых является ведущим.

Габаритные показатели следующие:

  • общая высота пожарной машины ЗИЛ 131 составляет 2950 мм;
  • длина – 7640 мм;
  • ширина — 2550 мм.

При этом показатель высоты автомобиля отмечен без учета полных цистерн и баков, а также экипажа пожарной машины. Вместе с водителем кабина машины рассчитана на экипаж в количестве 7 человек.

Лафетный ствол, установленный на автомобиле, обеспечивает дальность водяной струи в 60 метров и пенной до 50 метров, при этом управление осуществляется в ручном режиме. Конструкция лафетного ствола предусматривает возможность его поворота в диапазоне от -20 до + 90 градусов по вертикальной плоскости.

Основным средством при выполнении пожарно-спасательных работ служат специализированные автомобили. В СССР подобную технику создавали на базе грузовых автомобилей. Самыми массовыми были шасси ЗИЛ, КамАЗ и УрАЛ. В сельской местности чаще использовались более дешевые и простые пожарные машины на базе грузовиков ГАЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector