Важные технические параметры рукавов для пожаротушения

Потери напора в пожарных рукавах зависимость потерь напора от диаметра пожарных рукавов и расхода воды

Создан: 2016-09-18 16:47:35

Оценили: 1 человек

конспект посетителя сайта

Скачивать с сайта могут толькозарегистрированные пользователи

или войдите под своим логином

Скачали с сайта раз

Комплект пожарно-технического вооружения для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара состоит из пожарных рукавов и гидравлического оборудования. Его использование позволяет формировать насосно-рукавную систему пожарного автомобиля (мотопомпы) в целях обеспечения подачи огнетушащих веществ. Элементы, составляющие комплект ПТВ, являются наиболее часто используемым пожарно-техническим оборудованием. Знание их технических характеристик и устройства позволит повысить эффективность использования насосно-рукавных систем пожарных автомобилей (мотопомп) при ликвидации пожаров.

1. Пожарные рукава

Пожарные рукава – это гибкие трубопроводы, оборудованные пожарными соединительными головками и предназначенные для транспортирования огнетушащих веществ.

Классификация пожарных рукавов

Вода для тушения пожаров подается насосами пожарных автомобилей и мотопомп из различных водоисточников. Наиболее простая схема подачи воды – это забор ее из цистерны пожарного автомобиля и подача насосом через магистральные 1 и рабочие 3 рукавные линии к стволам 4 (рис. 3.1, а).

Рис. 3.1. Схемы забора и подачи воды: а – от цистерны пожарного автомобиля; б – от открытого водоисточника; в – от водопроводной сети; 1 – магистральная рукавная линия; 2 – разветвление трехходовое; 3 – рабочая рукавная линия; 4 – ствол пожарный ручной; 5 – всасывающий рукав; 6 –напорно-всасывающий рукав; 7 – рукавный водосборник; 8 – рукав напорный для работы от гидранта

Пожарные рукава, по которым огнетушащие вещества подаются под давлением, называются напорными. В случае использования открытых водоисточников (рис. 3.1, б) для забора воды используют всасывающие рукава 5. При заборе воды из водопроводной сети (рис. 3.1, в) используется напорно-всасывающий рукав 6 и короткий напорный рукав 8. При достаточном давлении в водопроводной сети вода поступает в насос по рукавам 6 и 8. В случае недостаточного напора она всасывается насосом по напорно-всасывающему рукаву 6.

Всасывающие рукава.

Для комплектации пожарных автомобилей и мотопомп используются рукава всасывающие классов «В» (рабочая среда – вода) и «КЩ» (рабочая среда – слабые растворы неорганических кислот и щелочей), подразделяющиеся в зависимости от условий работы на две группы: 1) всасывающие – для работы при разрежении и забора воды из открытых водоисточников; 2) напорно-всасывающие – для работы под давлением и при разрежении.

Устройство всасывающих рукавов показано на рис.3.2. Они состоят из внутренней резиновой камеры 3, двух текстильных слоев 2 и 6, проволочной спирали 4, промежуточного резинового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1. Резиновые слои обеспечивают рукаву воздухо- и водонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность и исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления. На концах всасывающих рукавов имеются мягкие (без спирали) манжеты для навязывания рукава на головки соединительные всасывающие 7 отожженной оцинкованной проволокой диаметром 2,0 – 2,6 мм или металлическими оцинкованными хомутами.

Потеря напора и нормы пропускной способности пожарных рукавов: таблица объема и расхода воды

  1. Содержимое:
  2. Пропускная способность рукавов: нормы
    1. Как рассчитать пропускную способность
  3. Что такое напор в пожарном рукаве
  4. Что такое потеря напора в пожарном рукаве
    1. Как определить потери напора в рукавах
  5. Нормы расхода воды для пожарных рукавов

Пропускная способность пожарных рукавов зависит от давления, диаметра и расхода вода. Параметр используется в пожарно-тактических расчетах (ПТР). Исчисления требуются, чтобы привлечь к ликвидации пожара достаточное количество средств с подходящими параметрами.

Источники по рассматриваемой теме:

  • Методика проведения ПТР;
  • Справочники руководителя тушения пожара (РТП);
  • учебники, в частности, «Пожарная техника» Кн. 1 (В. В. Теребнев, 2007 г).

По Методике определяют, сколько необходимо средств, сил для подавления возгорания. Результат сопоставляется с пропускной способностью и расходом воды через рукав для подбора нужного количества шлангов.

Пропускная способность рукавов: нормы

Так как при пожаротушении задействуется комплекс оборудования, важно учитывать совокупность величин, а именно:

  • рукава – ПС, литры за секунду;
  • насосы – способность нагнетать воду с определенным напором;
  • брандспойты – производительность.

Надо учитывать, что есть напорные (НПР, с брандспойтами непосредственно для тушения), всасывающие и напорно-всасывающие рукава (НВПР, ВПР, только для транзита воды), возможности которых отличаются.

Оборудование – шланги, арматура, помпы – увязываются между собой по параметрам. Значения для стволов и насосов – фиксированные. Для типоразмеров, материала ПР есть установленные величины, но они расчетные, то есть окончательный результат, исчисляется по конкретной ситуации.

Для ПР с известным гидросопротивлением пропускная способность обуславливается граничными цифрами напорных потерь, протяженности линии. Всегда есть зависимость от диаметра.

Как рассчитать пропускную способность

ПС определяется (исчисляется) по разработанным графикам зависимости показателей оборудования под стандартные протяженности.

На диаграмме обозначены кривые ПС, отражена зависимость от длины шланга. По кривым можно узнать величину, соответствующую конкретной протяженности. Пример для линии 260 м:

  • Ø6,5 см – 7 л/сек.;
  • Ø7,7 см – 13 л/сек.

Надо увязать возможности арматуры и схемы. Пример для подачи от 2 магистральных рукавных трубопроводов через РТ-70 или 80 на три ствола (1 – «А», 2 – «Б»):

  • «Б» снабжены насадками на 1,3 см, с расчетным расходом – 3,6 л/сек.;
  • «А»: 1,9 см – 7,4 л/сек.;
  • соответственно, результат – 14,6 л/сек.;
  • из выше указанного вытекает: изделия на 6,6 см обладают пропускными возможностями ниже требуемых вдвое. Для рассмотренной схемы они не годятся как магистральные;
  • изделия Ø7,7 см хорошо увязываются: 14,6 л/сек. полностью приемлемо для прокладки 240 – 260 м (200 м магистралей, остальное – рабочие линии).

Следующий этап – анализ, как результаты соотносятся с мощностью насоса.

При подборе диаметра шланга под насос учитывают правило: в шкале этого параметра шланг должен обладать значением пропускной способности четно кратным таковому у изделия, стоящего выше него. Пример: если при диаметре 7,7 см ПР имеет 15 л/с, то по следующему типоразмеру должно быть 30 л/с.

Пропускной способности на 30 л/с для 250 м подойдет диаметр 104 мм; 60 л/с – 138 мм. Поэтому уместно вооружать силы пожаротушения рукавами Ø 11 см и 15 см. Их возможности будут несколько выше, чем расчетные или же увеличится длина магистральных линий до 340 – 360 м.

В Методике расчетов есть стандартные параметры по шлангам на 20 м (Прил. 1– 3):

Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении пожаров

← предыдущая…3467…10следующая →

Смотреть полностью

Рукава Диаметр рукава, мм
51 66 77 89 110 150
Прорезиненные Непрорезиненные 0,15 0,3 0,035 0,077 0,015 0,03 0,004- 0,002- 0,00046-

Таблица 10

Объем одного рукава длиной 20 м в зависимости от его диаметра

Диаметр рукава, мм 51 66 77 89 110 150
Объем рукава, л 40 70 90 120 190 350

Таблица 11

Тактико-техническая характеристика гидроэлеватора Г-600А

Подача при напоре в линии перед гидроэлеватором 80 м, л/минРабочий расход воды при напоре 80 м, л/минРабочий напор, мНапор за гидроэлеватором при подаче 600 л/мин, мНаибольшая высота подъема подсасываемой воды, м, при рабочем напоре:120 м20 мУсловный проход, мм, патрубка:напорного (входного)напорного (выходного) 60055020-12017191,57080
Глубина всасывания до, мУдаленность водозабора до, м 20100

Таблица 12

Диаметр, мм Расход воды, л/с
51667789150 10,217,123,340,0100,0

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДОПРОВОДНЫХ СЕТЕЙ

Таблица 13

Водоотдача водопроводных сетей

Напор в сети,м Вид водопроводнойсети Водоотдача водопроводной сети, л/с, при диаметре трубы, мм
100 125 150 200 250 300 350
10 Тупиковая 10 20 25 30 40 55 65
Кольцевая 25 40 55 65 85 115 130
20 То же 14 25 30 45 55 80 90
30 60 70 90 115 170 195
30 17 35 40 55 70 95 110
40 70 80 110 145 205 235
40 21 40 45 60 80 110 140
45 85 95 130 185 235 280
50 24 45 50 70 90 120 160
50 90 105 145 200 265 325
60 26 47 55 80 110 140 190
52 95 110 163 225 290 380
70 29 50 65 90 125 160 210
58 105 130 182 265 330 440
80 32 55 70 100 140 180 250
64 115 140 205 287 370 500

← предыдущая…3467…10следующая →

Смотреть полностью

  1. Документ

    … водой. Наиболее интенсивно распространяющимися и сложными для тушения являются пожары, возникающие в … случаях огнетушащий порошок. Подачаогнетушащихвеществ может осуществляться отдельно, а также в различных сочетаниях. Притушениипожаров в …

  2. Документ

    … водой. Наиболее интенсивно распространяющимися и сложными для тушения являются пожары, возникающие в … случаях огнетушащий порошок. Подачаогнетушащихвеществ может осуществляться отдельно, а также в различных сочетаниях. Притушениипожаров в …

  3. Документ

    … водой. Наиболее интенсивно распространяющимися и сложны­ми для тушения являются пожары, возникающие в … случаях огнетушащий порошок. Подачаогнетушащихвеществ может осуществляться отдельно, а также в различных сочетаниях. Притушениипожаров в …

  4. Методические рекомендации

    … , обеспечиваемое отделением. Таблица 1 Интенсивностьподачиогнетушащихвеществпритушении объектов метрополитена Объект и применяемое огнетушащеевеществоИнтенсивностьподачи воды или раствора …

  5. Документ

    … 201-96. Таблица по интенсивностиподачиогнетушащихвеществпритушениипожаров передвижной техникой. Методические рекомендации … -96. Таблица по интенсивностиподачиогнетушащихвеществпритушениипожаров передвижной техникой. Методические …

Другие похожие документы..

Техническое обслуживание и ремонт

ГОСТ устанавливает требование не только по назначению, видам, устройству и использованию пожарных рукавов, но и регламентирует сроки и порядок технического обслуживания. Эти изделия подлежат регулярным проверкам – не реже 1 раза в год. Для контроля создается комиссия.

ПР для квартиры

Мероприятия включают с себя следующие операции:

  • размотка пожарного рукава по всей длине в одну линию на ровной и чистой поверхности, без рисков соприкосновения с химикатами и горючими веществами;
  • визуальный осмотр на предмет целостности и отсутствия повреждений, при их наличие – выполнение ремонта;
  • промывка и просушка изделия, желательно на улице в тени;
  • гидравлические испытания, жидкость подается под максимальным давлением;
  • скатка ПР на новое ребро;
  • установка изделия в шкаф и пломбировка;
  • оформление документации.

По результатам технического обслуживания составляется акт проверки с перечнем выполненных работ, заносится отметка в журнал, а на пожарный рукав наклеивается бирка, она может быть заверенной копией акта. Такое определение действий регламентируется ППБ. Нарушение порядка может сопровождаться штрафными санкциями. Во время проведения технического обслуживания или транспортировки следует исключить все возможности повреждения противопожарного устройства.

Перекатка на новый шов

Это интересно: Дистанционные фонари: на примере марки Пеликан 9440

Стойкость к температурам

Как и одежда пожарного, рукава делают из материалов, которые в умеренном климате должны работать при температуре -40…+45 °C. Это известное требование, которым обладает любой другой противопожарный инвентарь.

Существуют еще одно требование к термостойкости. При соприкосновении с нагретым до 300° стержнем материал рукава должен сохранять целостность на протяжении нескольких секунд.Самые жесткие требования к термостойким рукавам для пожарного транспорта. Они должны на протяжении 60 с выдерживать 450°.

Перед приобретением любой модели и любого вида кранов, обращайте внимание на устойчивость к низким и высоким температурам. Значения характеристики могут сильно отличаться, что влияет на срок службы и ограничивает условия применения

Виды

Пожарные рукава подразделяются на:

  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие;
  • напорные.

Всасывающие и напорно-всасывающие

Всасывающий пожарный рукав – это рукав жесткой конструкции, предназначенный для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса.

Напорно-всасывающий рукав – предназначен для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса или из системы противопожарного водоснабжения (находящейся под избыточным гидравлическим давлением) и транспортирования ее для пожаротушения. Пожарные автомобили комплектуют всасывающими и напорно-всасывающими рукавами, по ГОСТ 5398-76, с условным проходом 80, 100 и 125. Для пожаротушения применяют всасывающие и напорно-всасывающие рукава классов Б и КЩ.

Напорные

Напорный пожарный рукав – это пожарный рукав для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением. Напорные рукава состоят из тканого или ткановязаного каркаса и внутреннего гидроизоляционного покрытия. При изготовлении каркаса напорного рукава используют нити из химических и натуральных волокон. Внутреннее гидроизоляционное покрытие изготавливается из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов. Напорные рукава с каркасом из натуральных волокон могут быть без внутреннего гидроизоляционного покрытия. В зависимости от назначения напорного рукава его каркас может иметь наружное защитное покрытие или пропитку.

По назначению напорные рукава подразделяются на рукава для комплектации пожарных машин (РПМ) и для оборудования наружных (РПК-Н) и внутренних (РПК-В) пожарных кранов зданий и сооружений. По стойкости к внешним воздействиям напорные рукава подразделяются на рукава:

  • обычного исполнения;
  • специального исполнения: износостойкие (И), маслостойкие (М), термостойкие (Т).

Износостойкие рукава обладают повышенной стойкостью к абразивному износу, могут более эффективно, по сравнению с обычными рукавами, применяться при прокладке рукавных линий по абразивным поверхностям (асфальту, бетону, строительным конструкциям), что особенно важно при тушении пожаров в городских условиях и на производственных предприятиях. Маслостойкие рукава устойчивы к воздействию масла, нефтепродуктов и щелочи и могут успешно применяться при тушении пожаров на предприятиях нефтяной и химической промышленности

Маслостойкие рукава устойчивы к воздействию масла, нефтепродуктов и щелочи и могут успешно применяться при тушении пожаров на предприятиях нефтяной и химической промышленности.

Термостойкие рукава обладают повышенной стойкостью к контакту с нагретым предметом, могут эффективно применяться в местах воздействия тепловых потоков повышенной интенсивности и повышенных температур, а также при прокладке рукавных линий по нагретым предметам (тлеющим углям, строительным конструкциям и т.п.), например, на стадии ликвидации пожара. Особую подгруппу термостойких напорных рукавов составляют перколированные напорные рукава.

Перколированные напорные рукава – это напорные рукава, конструкция которых обеспечивает термостойкость за счет увлажнения их наружной поверхности по всей длине транспортируемыми огнетушащими веществами (водой, водными растворами пенообразователей и т.п.) под давлением. Перколированные напорные рукава предназначены в основном для тушения пожаров, когда необходима прокладка напорных рукавов по нагретым до значительной температуры поверхностям (тлеющим торфяникам, углям и т.п.). Широко применяются для тушения лесоторфяных пожаров.

 Подробнее о рукавной линии, ее видах, правилах прокладки и защите 

Дополнительный материал по теме:

  1. Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов.
  2. Методические рекомендации по проверке организации содержания и эксплуатации пожарных рукавов и рукавного оборудования в дежурном карауле (смене) пожарной части.

Внутренний диаметр

Рукава отличаются по внутреннему диаметру. Напорный тип, предназначенный для подачи ОТВ под давлением, может иметь диаметр от 25 до 150 мм. Рукава, работающие на всасывание, отличаются другим набором диаметров – 75, 100, 125 мм. Выбирать диаметр надо в зависимости от того, к чему подключают рукав.

На пожарном транспорте используют рукав напорного типа с проходным диаметром 51 мм, и далее 66, 77, 89, 150 мм.

Периодически проводят замеры диаметра пожарного рукава, длины, массы. Если есть отклонения, то изделия испытывают на прочность и организуют доскональную проверку. Частота испытаний указана в документации и может отличаться в зависимости от особенностей конструкции модели.

С диаметром тесно связана пропускная способность изделия – сколько литров за секунду вытекает. Чем она больше, тем эффективнее работает рукав. Способность быстро пропускать нужные объемы огнетушащего вещества зависит также от материала изготовления, длины, и потерь напора подачи воды или другого вещества для тушения.

Тактико-технические характеристики

Рукава пожарные – предназначены для транспортирования ОТВ под избыточным давлением. Рукава пожарные делятся на три следующих вида:

  • напорные, 20 м (Диаметр: 51, 66, 77, 89, 150 мм);
  • всасывающие, 4 м – для забора воды из откр. водоисточника (диаметр: 125 мм);
  • напорно-всасывающие, 4 м – для забора воды из ПГ (диаметр: 77 мм).

Из таблицы вы узнаете справочные данные: пропускную способность, емкость и объем рукава, сопротивление, потери напора, рабочее и испытательное давление, массу (вес), расходы и скорость движения воды.

Таблица по рукавам пожарным ТТХ

Таким образом, и техническое исполнения рукавов будет разное. Напорные рукава 70-80 годов XX ст изготавливались из льна, что конечно очень было неудобно, так как их обязательно было необходимо просушивать, они очень тяжело ремонтировались и были достаточно тяжелыми и не компактными.

На сегодняшний день напорные рукава изготовляют из многослойных синтетических материалов (лавсан, капрон) с прорезиненной подложкой, также с внешней стороны рукава покрывают специальными износостойкими полимерными покрытиями.

На основных пожарных автомобилях в основном используют рукава диаметром 38,55,66,77,89,150 мм.

Стандартная длинна напорного рукава составляет 20 м.

В напорных пожарных рукавах одним из наиболее важных параметров является пропускная способность рукава, которая будет зависеть от диаметра в первую очередь, а также объем самого рукава.

Вопрос: сколько литров воды в рукаве смотри таблицу:

Объем одного пожарного рукава

Вопрос: какая пропускная способность рукавов смотри таблицу

Пропускная способность пожарного рукава

Учитывать пропускную способность рукава очень важно, при организации пожаротушения, так как от этого будет зависеть необходимая интенсивность подачи огнетушащих средств в очаг возгорания

Испытания

Сроки

Аналогично, как и у напорных рукавов. Испытывают не реже 1 раза в 6 месяцев, а так же в следующих случаях:

Если эксплуатируется:

  • не прошел внешний осмотр;
  • после ремонта;
  • при постановке в расчет.

Находящиеся на хранении:

истек гарантийный срок.

Рукава, выдерживающие гидравлические испытания, поступают на сушку и передаются для дальнейшей эксплуатации. На новые рукава заводят паспорта.

Порядок

Если мы говорим о напорных рукавах, они испытываются только давлением, то всасывающие и напорно-всасывающие испытываются двумя способами, это на давление и на разрежение.

Давлением

При испытании данного типа рукавов на герметичность при избыточном давлении один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой с краном для выпуска воздуха. Рукав медленно заполняется водой до полного удаления из него воздуха. Давление в испытываемом рукаве повышается до 0,2 МПа. При этом давлении рукав выдерживается в течение 10 минут. На рукаве не должно быть разрывов, местных вздутий, деформации металлической спирали.

Схема испытания давлением

Разрежением

При испытании рукава на герметичность при разрежении его в течении 3 минут выдерживают под вакуумом 0,08 МПа. Падение разрежения за этот период не должно превышать 0,015 МПа. По внешнему виду устанавливают отсутствие сплющиваний и изломов. На картинке две схемы. Путем соединения двух рукавов в линию с заглушкой на конце и путем использования водосборника ВС-125.

Схема испытание разрежением

Важно: Рекомендуется испытать каждый рукав отдельно, а потом для проверки соединения в местах соединения полугаек и уплотнительных колец, оба вместе. После всех испытаний занесли результаты в акт и формуляр

Дополнительный материал

  • ГОСТ 5398-76 Рукава резиновые напорно-всасывающие с текстильным каркасом неармированные;
  • ГОСТ Р 53279-2009 Головки соединительные пожарные;
  • ГОСТ Р 53277-2009 Оборудование по обслуживанию пожарных рукавов;
  • Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов. –М.: 2007;
  • Учебник «Пожарная техника». Безбородько М.Д. –М.: 2004.
  • Youtube канал: Пожарная техника.

Всасывающие

Всасывающий пожарный рукав это рукав более жесткой конструкции целевое применение, которого практически ни чем не отличается от напорно-всасывающих рукавов.

Предназначен для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса и транспортирование ее для пожаротушения.

Отличаем всасывающих рукавов является более усиленная конструкция рукава, который состоит из:

  • внутренней резиновой камеры;
  • двух текстильных слоев;
  • проволочной спирали;
  • промежуточного резинового слоя и внешнего текстильного слоя.

Длина всасывающих пожарных рукавов также как и напорных является стандартной и зависит от конструктивных особенностей пожарных автомобилей, вследствие чего длинна всасывающего рукава (напорно-всасывающего) составляет 4 м.

Данный тип рукавов располагается в пеналах на крыше АЦ (что характерно для отечественных автомобилей), на современных зарубежных марках, а также некоторых отечественных пеналы уже располагаются непосредственно на уровне насосного отсека, что намного удобнее.

Правила и сроки хранения

Рукав напорный 40 мм диаметра, а также другие шланги такого же типа хранятся:

  • в скатках на стеллажах в вертикальном положении;
  • лежа на поддонах в нумерованных ячейках;
  • в двойных скатках, если используются боевыми расчетами;
  • в автомобиле шланги накручиваются на специальные катушки.

Для всасывающих рукавов скатки не применяются, поскольку их каркас имеет проволочную спираль. Эту продукцию содержат в специальных пеналах. Срок хранения не может превышать периода эксплуатации (10 лет).

Склад должен быть защищен от ультрафиолета. Нельзя располагать продукцию возле отопительных приборов, а также ГСМ. Температура в помещении не должна опускаться ниже нуля по Цельсию.

Основные требования к базовым шасси пожарных автомобилей

Противопожарная техника разрабатывается на базе грузовых автомобилей. Исключение составляют машины, эксплуатируемые в нестандартных условиях. В таком случае под заказ создают новые модификации. Пожарные автомобили разрабатывают на полноприводных или неполноприводных шасси. Скоростные и тяговые требования к последним прописаны в ГОСТе 21398-89. Регламент полноприводных систем основан на нормативно-технической документации конкретной модели ПА. Обязательное условие для них – комплектация шинами для передвижения по грунтовым дорогам. В число основных требований входит также и наличие на ведущих колесах  системы подсоединения противоскользящих цепей (при двускатной ошиновке крепления цепи ставятся на каждое колесо).

От базы зависит величина общей массы ПА. Она не должна превышать 95% от максимально предусмотренной общей массы для данного типа конструкции. При этом если автомобили были разработаны до вступления в силу  ГОСТа 21398-89, допускается использование полной массы, но только по согласованию с изготовителем шасси. Отдельно просчитывается количество мест боевого расчета. Нагрузка при этом берется из расчета массы человека 75 кг плюс дополнительно 10 кг специального снаряжения.

Одна из ключевых систем шасси пожарного автомобиля – двигатель. Как правило, в эксплуатацию ГПС поступают машины с бензиновым или дизельным поршневым мотором. Реже в комплектацию входит газотурбинный двигатель, но только при условии, что его ресурс не меньше поршневого. Объем топливного бака рассчитывается исходя из необходимости обеспечения непрерывного пробега автомобиля минимум 400 км.

К базовому шасси ПА предъявляют требования по установке механизма отбора мощности, благодаря которому работает насос. Компоновка должна предусматривать использование системы обогрева кабины боевого расчета и кузова с размещенным на нем оборудованием. При отборе мощности на привод насоса двигатель и трансмиссия должны обеспечивать непрерывную работу спецсистем в течение минимум 6 часов с поддержанием температуры масла и уровня охлаждающей жидкости в установленных технической документацией пределах.

Тормозная система, используемая при оборудовании пожарных машин, должна соответствовать ГОСТу 22895. При пневматической системе со стояночным тормозом, работающим на пружинном аккумуляторе энергии, обязательно наличие устройства, которое обеспечивает рабочее давление в этой системе в режиме ожидания. Недопустимо падение более 60% от номинального показателя в течение суток.

Система электрооборудования базового шасси для пожарных автомобилей разрабатывается с учетом требований ГОСТов 3940; 6964; 8769; 10984 и 20961. Одно из условий – установка выключателя аккумуляторных батарей. Сами же аккумуляторные батареи устанавливают только в защищенных от попадания грязи местах с возможностью дополнительного утепления. В систему электрооборудования должно входить устройство для подключения зарядного устройства для подзарядки аккумулятора в стационарном положении.

Источник питания базового шасси пожарного автомобиля должен обеспечивать работу дополнительных электропотребляющих систем, таких как маяки, прожекторы, радиостанции. В таких случаях предусматривается отдельный вывод (розетка) напряжения 12 В. Дополнительные розетки могут быть установлены вне кабины.

Шасси оборудуются тягово-сцепными и буксирными устройствами, а также задним буфером безопасности. Наружное покрытие частей шасси, используемого для производства пожарных автомобилей,  должно совмещаться с информативной окраской, принятой для маркировки ПА.

В комплектацию шасси также входит: запасное колесо, комплект инструментов для проведения текущего ремонта, комплект запасных частей в зависимости от типа ПА, огнетушитель, аптечка, противооткатные упоры.

Длина

Напомним, что пожарные рукава предназначены для транспортировки огнетушащего вещества (ОТВ). Они работают под избыточным давлением, и значит должны быть прочными. Они также должны обладать термостойкостью, выдерживать низкие температуры и химическое воздействие. Чтобы приобрести рукав пожарный, необходимо понимать, для чего он нужен:

  • пожарной машины;
  • наружного или внутреннего пожарного крана.

Длина рукава для пожарной машины составляет 20 м, возможны отклонения в ту или иную сторону на 1 м. Для пожарного крана рукава делают длиной 10-21 м. Самая малая длина может быть у всасывающих и совмещающих напорную работу и всасывание (напорно-всасывающих) – 4 м.

Ранее, до 2010 года, для напорных пожарных рукавов был предусмотрен свой ГОСТ 51049 97, в котором описываются требования к техническим характеристикам. Существенно характеристики не поменялись, и все же лучше обращаться к новому изданию.

Внутренний диаметр

Рукава отличаются по внутреннему диаметру. Напорный тип, предназначенный для подачи ОТВ под давлением, может иметь диаметр от 25 до 150 мм. Рукава, работающие на всасывание, отличаются другим набором диаметров – 75, 100, 125 мм. Выбирать диаметр надо в зависимости от того, к чему подключают рукав.

На пожарном транспорте используют рукав напорного типа с проходным диаметром 51 мм, и далее 66, 77, 89, 150 мм.

Периодически проводят замеры диаметра пожарного рукава, длины, массы. Если есть отклонения, то изделия испытывают на прочность и организуют доскональную проверку. Частота испытаний указана в документации и может отличаться в зависимости от особенностей конструкции модели.

С диаметром тесно связана пропускная способность изделия – сколько литров за секунду вытекает. Чем она больше, тем эффективнее работает рукав. Способность быстро пропускать нужные объемы огнетушащего вещества зависит также от материала изготовления, длины, и потерь напора подачи воды или другого вещества для тушения.

Как выбрать оптимальную модель

Базовыми параметрами, на которые следует обращать внимание при выборе изделия это:

  • Длина. Эта характеристика должна соответствовать особенностям помещения. Стандартная длина ПР варьируется от 4 до 20 метров. На масштабном объекте целесообразно устанавливать большое количество кранов.
  • Диаметр. В первую очередь этот размер должен соответствовать диаметру пожарного крана. При несоответствии используются переходные соединительные головки. Эти изделия разрешают не только коммутировать кран и шланг различных диаметров, но и рукава с разными диаметрами. Головки формируют герметичное соединение, типовые заводские размеры: 7,5, 10 и 12,5 см.

Головки и стволы не всегда входят в комплектацию устройств, поэтому их необходимо приобретать отдельно. Но их наличие обязательно, поскольку без них пожарный рукав не работоспособен. Первичное средство пожаротушения в чрезвычайной ситуации невозможно будет соединить с источником огнетушащего вещества.

Гидравлические испытания

Это интересно: Комби-ножницы КНР-70 Мерлан: ТТХ, принцип действия, описание работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector