Порядок введения и снятия режима чрезвычайной ситуации

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

 Также читайте познавательный материал от МЧС России: 

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Срок

Срок, на который производится обеспечение режима чрезвычайного положения во всей стране, не должен быть больше одного месяца, за исключением отдельных местностей, где такой срок составляет два месяца. После окончания таких сроков, режим ЧС считается прекращенным, кроме тех случаев, когда новым Указом Президента РФ такой срок продлевается. Президент имеет право досрочно отменить свой указ, но только в тех случаях, когда обстоятельства, ставшие основанием для введения режима ЧС, устранены.

Так как в одном документе урегулировать все вопросы, связанные с возникновением ЧС, невозможно, Президентом издаются другие акты, которые определяют компетенцию органов, призванных устранить причины возникновения ЧС, а также порядок осуществления специальных мер по ликвидации ЧС.

Обязательно ли вводится комендантский час, появляются ли блокпосты на улицах? Вводятся ли продовольственные нормы и системы распределения?

Александр Князев: «Нет, законодательство о режиме ЧС таких мер прямо не предполагает. Кроме того, комендантский час, то есть запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан, вводится только в соответствии с ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Также по теме


«Это не я!»: жительница Южно-Сахалинска добивается отмены штрафа за нарушение карантина

В Южно-Сахалинске разгорается скандал из-за штрафа за нарушение карантина, который выписали на основании данных видеосистемы…

Валентин Карелин: «При ЧС — не должны, хотя МЧС в порядке раздачи резервов из своего фонда (см. выше) могут что-то такое предусмотреть (в части продовольственных норм и системы раздачи). При ЧП — да, подобное вводится.

По ст. 18 закона о ЧП по умолчанию управление территорией, на которой введено ЧП, осуществляет комендант. При этом образование комендатуры по ч. 5 ст. 18 этого закона не приостанавливает деятельность органов государственной власти, субъектов РФ и местного самоуправления, просто комендант получает право принимать участие во всех их заседаниях, вносить предложения по вопросам, устанавливать особый порядок аккредитации журналистов на территории режима ЧП, определять место хранения изъятых оружия и боеприпасов, выдворять нарушителей за пределы территории, ходатайствовать перед президентом о применении более строгих мер и ограничений, определять особый порядок попадания на территорию ЧП, назначать временные рамки и срок комендантского часа.

Также, согласно подп. «а», «д», «з» ст. 11 федерального конституционного закона №3-ФКЗ от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении» (действует в редакции от 3 июля 2016 года), указом президента РФ о введении ЧП могут предусматриваться «полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления», «установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости», «ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра».

Будут ли вводить ЧС в России

Можно ввести региональный или межрегиональный режим ЧС, но и для него пока нет законных оснований.

В стране введен повседневный режим, что позволяет контролировать ситуацию, предотвращая чрезвычайные меры.

Соответствующие службы контролируют распространение эпидемии, работают службы жизнеобеспечения. Но это и режим повышенной готовности, что значит для населения усиление эпидемиологического контроля, распространение необходимой информации, ограничение источников распространения коронавируса.

[su_youtube url=»https://www.youtube.com/watch?v=LQu1_q32L0s»]

  • wikipedia.org/wiki/Чрезвычайная_ситуация
  • tass.ru/info/8157289
  • 66.ru/news/society/2
  • lgoty-vsem.ru/lgoty/
  • life.ru/p/1318492

Оказалась ли полезной для Вас наша статья?

Мне нравится2Не нравится1

Классификация ЧС по виду источника возникновения

Существует специальная классификация ЧС.

Они подразделяются по степени тяжести, а также характеру воздействия:

    1. Природные их еще называют естественными или геофизическими. Они возникают в результате определенных природных явлений, таких как ураган, сильный снегопад, ливень, ветер, шторм, засухи и так далее. В связи с этим природные ситуации также подразделяются на подвиды. К ним относятся:

      • метеорологические: мороз, пожар, засуха,
      • топологические: оползень, наводнение,
      • космические: падение метеорита и прочее.
    2. Техногенные или искусственные. Они бывают двух подвидов транспортные и производственные. Под транспортными подразумеваются аварии, как дорожные, так и иные. Под производственными различные повреждения, по типу химических и радиоактивных, полученные на производстве либо при других обстоятельствах.
    3. Биолого-социальные. Это такие обстоятельства, которые возникают в результате развития массовой эпидемии, сюда также относятся голод, наркомания, массовый алкоголизм, терроризм.
    4. Военные к ним относятся происходящие войны, беспорядки.
    5. Экологические. Подразумевается воздействие на экологию. Например, сильное загрязнение окружающей среды или выбросы в стратосферу.
    6. Антропогенные. Под ними подразумеваются определенные действия людей, в результате которых был нанесен серьезный урон чему-либо. То есть под ними подразумевается человеческий фактор.
    7. Комбинированные. Возникают в результате комбинации воздействия различных ситуаций. Это может быть неправильное поведение спасателей во время наводнения. Когда комбинируется два фактора антропогенный и природный.

Классифицируются ЧС по различным факторам. Но каждый из них вид является опасным и серьезным, т. е. чрезвычайным.

Похожие термины:

  • К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальны

  • К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет н

  • обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате стихийного природного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью люд

  • обстановка, сложившаяся в результате крупных аварий, катастроф и иных бедствий, последствия которых влекут за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, материальные пот

  • К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свы

  • обстановка на производственном объекте или определенной территории, сложившаяся в результате возникновения аварии, катастрофы, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, в

  • обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия, при которой на акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей и мор

  • обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации — лесного пожара (лесных пожаров), который может повлечь или повлек за со

  • К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо матер

  • обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия, требующая в целях защиты жизни и здоровья граждан, а также защиты окружающей среды обяза

  • прогрессирующее нарастание численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводящее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории; возможности выноса возбудител

  • К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает тер

  • К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо ма

  • обстановка, сложившаяся в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизни и деятельности люде

При режиме ЧС бизнесу компенсируют все убытки? Какой бизнес остаётся работать?

Валентин Карелин: «Обязательных компенсаций в фиксированном размере для бизнеса не предусмотрено. Вместе с тем, как следует из ст. 9 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», также распространяющего своё действие на ЧС и ЧП, если они эпидемиологического характера, индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на возмещение в полном объёме вреда, причинённого их имуществу при осуществлении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий». Причём к имуществу Гражданский кодекс РФ в ст. 128 относит не только вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), но и «иное имущество, в том числе имущественные права».

При ЧС бизнес может как оставаться открытым и работать, так и быть закрытым — на усмотрение властей. Могут и прикрыть, введя ограничения, как, например, в Москве. Скорее всего, приостановка бизнеса не будет касаться стратегических и системообразующих направлений».

Илья Можаев: «При режиме ЧС у государства отсутствует обязательство по компенсации всех убытков бизнесу. ИП и юридические лица только имеют право на возмещение вреда, причинённого их имуществу из-за нарушения санитарного законодательства, а также при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Вред компенсируется, только если действия властей противоречат законодательству или в законе прописана (финансовая. — RT) ответственность государства за его правомерные действия. В ст. 9 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» такой оговорки нет».

При режиме ЧС человек может свободно гулять по улице?

Валентин Карелин: «Объём и содержание любых мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны определяться «исходя из принципа необходимой достаточности» (абзац 3 ст. 6 федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС»). Постановлением №417 от 2 апреля 2020 года правительство уже ввело в общем виде следующие правила: запрещают заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону; предписывают при получении указаний от уполномоченных должностных лиц, в том числе через операторов связи, эвакуироваться с соответствующей территории; граждане должны выполнять законные требования/указания руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, проводящих мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС. Проще говоря, если дадут указание не гулять по улице, избегать её как опасную зону или эвакуироваться из района, в котором находится эта улица, гулять вы не сможете. Пока не доведено инструкций об обратном и нет ограждений, гулять по умолчанию допускается».

Александр Князев: «В режиме ЧС вводятся ограничения доступа людей и транспортных средств. Конкретные ограничения при этом определяются лицом, объявившим соответствующий режим».

Классификация ЧС по масштабу последствий

Любое чрезвычайное происшествие может охватывать территории различные по площади, а также приводить к разному количеству жертв. Учитывая все это, чрезвычайные ситуации можно разделить на несколько групп:

  • Локальные. При таких ситуациях число жертв обычно не превышает 10 человек, условия для нормального существования становятся хуже для 100 человек, ущерб от такой аварии равняется примерно 40-100 размерам минимальной заработной платы на момент происшествия. Аварийная ситуация не покидает пределов объекта.
  • Местные ЧС. В таком случае число жертв повышается до 50 человек, а пострадать от плохих условий существования могут до 300 человек. Материальный ущерб уже равняется более 1000 минимальных заработных плат. Зона аварии захватывает только один город или другой населенный пункт.
  • Региональные ЧС выходят за границы области. Пострадавшими могут стать уже до 500 человек, а ущерб равняется до 0,5 миллиона минимальных оплат труда.
  • Республиканские чрезвычайные ситуации охватывают более двух областей. Пострадавших становится более 500, и урон материальный составляет до 0,5 млн. минимальных заработных плат на момент аварии.
  • Трансграничные ситуации вовлекают соседние республики или страны. Число жертв таких аварий доходит до миллиона. Соответственно, и ущерб нельзя назвать незначительным.

В зависимости от той площади, которую занимает чрезвычайная ситуация, последствия устраняются силами различных организаций. Например, если при локальной аварии вся ответственность по ликвидации падает на силы самой организации, то при региональной уже вовлекаются органы государственного управления.

На чем строится классификация ЧС? Можно сказать, что все катастрофы и аварии классифицируются с учетом:

  • области возникновения, от которой зависит характер аварии;
  • масштаба последствий, учитывая ущерб;
  • принадлежности к той или иной отрасти н/х.

Теперь настала очередь рассмотреть различные виды аварийных ситуаций.

Последние поправки

Последняя редакция ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» была 23 июня 2016 года, при принятии ФЗ номер 218. Изменения произошли в статье 10, в которой дан список полномочий Правительства Российской Федерации. В эту статью был добавлен пункт «с». Согласно этому пункту в полномочия Правительства РФ добавилось то, что оно упорядочивает и регулирует действия Федеральных органов во время пожаров в лесах.

В ст. 4 ФЗ 68 «О чрезвычайных ситуациях» описана единая система, по которой работают органы, сотрудники, граждане и организации при возникновении чрезвычайных ситуаций. Эта единая система объединяет силы, действия и мероприятия, проводимые всеми органами Российской Федерации при предупреждении и ликвидации ЧС.

Принципы ЕГС:

  • Создание и использование норм и экономических функций по защите населения на водных объектах;
  • Сотрудничество в международном масштабе для защиты граждан. Защита происходит как на пожарах, так и на водных объектах и в других ситуациях;
  • Создание и использование научных и технических программ по защите и безопасности населения;
  • Помощь в реализации прав и обязанностей населения в описываемой сфере;
  • Поддержание органов, занимающихся предупреждением и ликвидацией катастроф, в состоянии готовности;
  • Планирование и реализация мероприятий и операций по поддержке населения, пострадавшего в катастрофах и проведение гуманитарных акций;
  • Сбор, обработка и использование сведений в описываемой сфере;
  • Ликвидация техногенных и природных катастроф;
  • Мероприятия по разъяснению и профилактике, а также подготовке населения к возможным катастрофам;
  • Проведение экспертиз и надзора в области защиты граждан во время опасных ситуаций;
  • Оповещение и информирование населения о надвигающейся катастрофе;
  • Создание и использование финансовых резервов;
  • Оценка и прогнозирование возможных ЧС.

Согласно 68 ФЗ ст. 14 у организаций, защищающих население от чрезвычайных ситуаций, существует ряд определенных обязанностей.

Среди этих обязанностей:

  • Организация и осуществление запланированных мер по защите сотрудников организаций во время катастроф;
  • Информирование населения о возможных чрезвычайных ситуациях, предоставление Федеральным органам информации и участков для установки оборудования;
  • Организация мероприятий по повышению уровня жизнедеятельности работников;
  • Предоставление необходимой информации населению;
  • Создание операций и их осуществление, а также подготовка граждан к возможным чрезвычайным ситуациям;
  • Создание финансовых резервов;
  • Поддерживать в нужном состоянии технические системы, оповещающие население о надвигающихся катастрофах;
  • Финансировать операции и мероприятия по подготовке работников и граждан;
  • Проводить спасательные и аварийные работы при необходимости, организовывать неотложные работы на объектах.

В статье 19 ФЗ 68 дан список обязанностей всех лиц при предостережении о надвигающейся катастрофе и при аварийно-спасательных операциях. Каждый гражданин России обязан следовать законодательству страны в описываемой области для защиты и безопасности. Кроме этого при обнаружении возникших опасных ситуаций и при обнаружении ситуаций, когда необходима помощь, граждане обязаны оказывать содействие другим лицам. Другой обязанностью населения считается соблюдение мер безопасности в быту и на производстве. Государственные органы и организации проводят мероприятия по обучению граждан о необходимых действиях во время возникновения чрезвычайных ситуаций, эти действия они обязаны совершать. Граждане обязаны обучаться приемам оказания первой помощи и поведения на воде, при пожаре и других катастрофах.

Скачать последнюю редакцию закона

ФЗ о ЧС природного и техногенного характера помогает скооперироваться государственным органам и гражданам Российской Федерации для предотвращения и ликвидации возникших ЧС. Чтобы избежать возможных ошибок, повреждений или чтобы не пострадать во время катастрофы, рекомендуется изучить этот закон.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Классификация ЧС в зависимости от масштаба

Все чрезвычайные ситуации классифицируются по масштабу:

  1. ЧС локального масштаба – пострадавших не более 10 человек, зона поражённой территории не превышает пределов одного объекта.
  2. ЧС муниципального масштаба – пострадавших не более 50 человек, зона поражённой территории находится в пределах муниципального образования.
  3. ЧС территориального масштаба – пострадавших не более 500 человек в пределах одного субъекта РФ.
  4. ЧС регионального масштаба – количество пострадавших не превышает 500 человек, опасность возникает в пределах 2-х субъектов РФ.
  5. ЧС федерального масштаба – пострадало более 500 человек, опасность присутствует в пределах нескольких субъектов РФ.
  6. ЧС трансграничного масштаба характеризуется охватом не только территории России, но и касается иностранного государства. Кроме того, данная классификация подразумевает ЧС, возникающие на территории зарубежного государства, но коснувшиеся РФ.

Что такое чрезвычайная ситуация

Полученные знания пригодятся в случае возникновения экстремальных ситуаций различного характера, для сохранения жизни и поддержания здоровья в изменённых условиях. Определение понятия «чрезвычайная ситуация»: зри в корень! Казалось бы, простая ситуация, которая может коснуться каждого, не нуждается в описании и уточнении. Однако существует: множество нормативно-правовых актов, раскрывающих смысл выражения «ЧС» с юридической точки зрения; необъятное количество мнений учёных-деятелей, предоставляющих абстрактное и теоретическое определение данного выражения; опыт сотрудников спецслужб, которые готовы с практической точки зрения рассказать про определение термина «чрезвычайная ситуация». И каждое раскрытие термина «ЧС» будет отличным от другого определения.

Классификация ЧС

ЧС делят на несколько групп по разным признакам. Основными являются: характер катастрофы, причина, масштабы, ущерб. В зависимости от того, что стало причиной, различают ЧС:

  • Природного характера (землетрясения, торнадо, пожары, обвалы, бури и т.п.);
  • Техногенного характера (на промышленных объектах):

    1. биологические;
    2. химические;
    3. радиационные;
    4. гидродинамические.
  • Экологического характера (опустынивание, загрязнение биосферы, кислотные дожди и т.п.);
  • Биолого-социального характера (эпидемии людей, животных, растений).

Рис. 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характераКроме того, существует две группы чрезвычайных ситуаций, непосредственно связанных с деятельностью человека:

  • социальные (порожденные социумом: терроризм, военные действия, массовый голод и т.п.);
  • антропогенные (вызваны поступками человека, его недостаточной квалификацией или ошибками).

По характеру (сфере) возникновения выделяют:

  • гуманитарные;
  • террористические.

По масштабам распространения ЧС и ущербу в РФ выделяют ряд групп:

  1. Локальные — пострадала зона определенного объекта, число пострадавших не должно превышать 10-ти человек, или потери материального характера — не выше 100 тысяч руб.
  2. Муниципальные — пострадала зона одного территориального поселения, жертв — не более 50-ти человек или ущерб — не более 5 миллионов руб.
  3. Межмуниципальные  — пострадала зона двух или более территориальных поселений, жертв — не более 50-ти человек или ущерб — менее 5 млн руб.
  4. Региональные — пострадала зона одного субъекта РФ, жертв — от 50 до  500 человек, потери — от 5 млн до 500 миллионов руб.
  5. Межрегиональные — пострадала зона двух или более субъектов РФ, жертв — от 50 до  500 человек, ущерб — от 5 млн до 500 миллионов руб.
  6. Федеральные — пострадавших более 500 человек, ущерб — свыше 500 миллионов руб.

Если ЧС вызвана лесным пожаром, эта классификация не применяется.Все ЧС делят по времени: в мирное время или военное.
Рис. 2. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Оперативный штаб

Для того чтобы координировать действия сил и средств, которые обеспечивают правильное функционирование режима ЧС, посредством указа Президента, может быть организован специальный оперативный штаб. В него должны входить представители тех органов, которые осуществляют деятельность по устранению причин и последствий ЧС, а руководство таким штабом должен осуществлять комендант области, на которой был введен режим чрезвычайной ситуации.

Также рассмотрим силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения. Сюда можно отнести федеральные органы безопасности, органы уголовно-исполнительной системы, органы внутренних дел, органы по ЧС, делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихии, внутренние войска, дополнительные силы, которые привлекаются в крайне редких случаях (Вооруженные Силы РФ, воинские формирования и органы, другие войска).

Круг мероприятий

С помощью введения режима чрезвычайного положения определяется круг административных мероприятий, которые эффективно противостоят экстремальным условиям, возникшим на определенной территории государства.

В правовой регламентации данного режима заинтересованы не только должностные лица, которые его обеспечивают, но и граждане, проживающие на территории введения правового режима чрезвычайного положения. Первые – потому, что это предоставляет им возможность обоснованных и оперативных действий, а вторые – потому что гарантирует их безопасность и соответствует нормам закона об их личных правах и свободах.

Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или руководителей организаций устанавливается один из трёх режимов функционирования системы РСЧС:

  1. Режим повседневной деятельности (при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке).
  2. Режим повышенной готовности (при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны. Вводится решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть ЧС, либо ответственными лицами, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.
  3. Режим ЧС. Действует при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае войны. Вводится решениями руководителей федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Режим ЧС может быть объявлен руководством организаций, на территории которых возникла ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.

Чем отличается чрезвычайное положение от чрезвыйчаной

Обстоятельства введения чрезвычайного положения Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся: а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно — спасательных и других неотложных работ. Российская Федерация ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ 12 февраля 1998 года N 28-Ф3

России при возникновении чрезвычайных обстоятельствах» данным приказом утверждено наставление по планированию и подготовке сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

Дополнительно приказ МВД России от 24 марта 2015 года № 364дсп «О некоторых вопросах обеспечения готовности к действиям при возникновении

В режиме ЧС работают службы доставки?

Валентин Карелин: «По умолчанию службы доставки в режиме ЧС не закрываются. Согласно подп. «д» п. 6 вышеуказанного постановления правительства РФ №417 от 2 апреля 2020 года, любая организация обязана «приостановить свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях». То есть если любая служба доставки сочтёт, что коронавирус угрожает работникам, после введения режима ЧС она вправе остановить работу и распустить всех по домам — со ссылкой на этот пункт. Это, так сказать, самоцензура. А если готовы работать, то как власти решат».

Илья Можаев: «Запретов в законодательстве не предусмотрено».

Стадии развития социальных ЧС

Классификация ЧС социального характера рассмотрена, но все они проходят еще через определенные стадии развития:

  • Во время первой стадии происходит накопление факторов риска. Это один из важнейших периодов, который по длительности может занимать считанные дни или десятилетия. Сюда можно отнести противоречия в обществе, которые накапливаются годами, приготовления к развязыванию военных действий.
  • Инициирование самой чрезвычайной ситуации. Наступает такой момент, когда накопленные факторы уже невозможно сдерживать, и начинаются внешние проявления.
  • Сама чрезвычайная ситуация. На этой стадии социальные факторы начинают воздействовать на население и общественные структуры. Продолжительность этого периода трудно предсказать, как и его последствия.
  • Период затухания начинается с перекрытия источника опасности и заканчивается локализацией чрезвычайной ситуации и устранением ее последствий.

Чаще всего все чрезвычайные ситуации, в том числе и социальные, проходят несколько фаз:

  • Постепенное накопление негативных факторов.
  • Угроза.
  • Предупреждение.
  • Инициирование чрезвычайного фактора.
  • Развитие ЧС.
  • Оценка ситуации.
  • Принятие мер по ликвидации последствий.
  • Помощь пострадавшим.
  • Этап восстановления.

Если говорить о социальных чрезвычайных ситуациях, то надо отметить, что они требуют активного вмешательства всего общества. Часто именно они провоцируют техногенные аварийные ситуации и катастрофы. В период такой ЧС нарушается нравственный баланс в обществе, а последствия могут быть более масштабными и трагичными по сравнению с чрезвычайными ситуациями другого характера.

А это законно?!

Ведутся споры о том, мог ли губернатор ввести ограничения на передвижение людей на территории региона с учетом того, что президент в своем указе установил нерабочие дни — «каникулы», а какие-либо ограничительные меры на передвижение граждан не вводил.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

Свобода на передвижение установлена статьей 27 Конституции Р Ф. При этом ограничение права граждан на свободу передвижения допускается только на основании закона.

Режим чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации на территории РФ или ее регионов не введены. Вводится, как правило, режим повышенной готовности, но он ограничения на свободу передвижений не предусматривает.

Так как федеральными властями не приняты какие-либо ограничительные меры и не даны рекомендации, принятие различными регионами ограничительных мер, видится не совсем легитимным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector