Федеральный закон от 01.05.2019 n 84-фз
Содержание:
- Основные задачи
- Наши события
- Обязанности работодателя по организации ГО
- Общие положения
- Силы обороны
- Защитные сооружения и укрытия
- Какие факторы определяют развитие гражданской обороны в настоящее время?
- Суть гражданской обороны
- Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны
- Статья 1. Основные понятия
- Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны
- Принципы
Основные задачи
Что касается основных задач гражданской обороны, то их перечень довольно велик. Следует отметить то, что их исполнение необходимо для того, чтобы в надлежащей мере осуществить поставленные цели. Весь их перечень представлен в содержании закона «О гражданской обороне».
К числу основных задач гражданской обороны относится подготовка населения к различным мероприятиям, а также к защите. В рамках осуществления непосредственной обороны населения могут реализовываться задачи по оповещению жителей определенных регионов об опасностях, которые могут возникать в ходе ведения военных противостояний, а также в ходе их последствий. Такие задачи должны быть обеспечены в том случае, если происходит катастрофа техногенного характера или чрезвычайная ситуация, связанная с природными явлениями. В случае катастрофы или при угрозе ее проявления, население должно быть обеспечено всеми средствами защиты, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В том случае, если опасность уже настигла и имеет определенные ярко выраженные негативные последствия, задачей гражданской обороны является проведение спасательных работ, которые, как правило, ведут аварийные бригады МЧС.
К числу основных задач рассматриваемого направления деятельности государства принадлежит обеспечение тех лиц, которые пострадали в результате техногенных катастроф или военных конфликтов всеми средствами, которые могут в какой-либо мере поддержать жизнеобеспечение населения. В том случае, если на определенной территории произошло химическое заражение или какое-либо иное аналогичное явление, одна из задач гражданской обороны в данной ситуации — это выявление и обозначение районов, которые подверглись заражению. После этого должна быть проведена санитарная обработка как самой территории, так и всего населения, проживающего на ней.
В период военного времени к задачам гражданской обороны приписываются определенные меры, которые должны производиться в экстренном порядке. Яркими примерами таковых являются срочные захоронения трупов, восстановление служб коммунального типа, организация бесперебойной работы предприятий и учреждений, деятельность которых необходима для обеспечения необходимых жизненных условий лицам, проживающим на территории ведения конфликтов. К задачам, свойственным гражданской обороне в данный период, также относится обеспечение постоянной боевой готовности военных сил.
Наши события
14 октября 2021, 11:58
Праздничный прямой эфир в честь Дня Рождения RusCable!
13 октября 2021, 19:20
Премьера. По следам «Герды». Эпизод I. Великокняжеский кабельный завод «ДОНКАБЕЛЬ»
12 октября 2021, 12:31
22 года RusCable.Ru! Пройди тест на кабельщика 2021!
11 октября 2021, 11:41
RusCable Insider #242 — конкурс граффити ЭКСПЕРТ-КАБЕЛЬ. 15 лет КСК-групп. Новый офис Legrand и как выбрать правильно выбрать рециркулятор
7 октября 2021, 19:09
RusCable Live — Герои недели. НПП «ГЕРДА», Донкабель, Genesis, EL-комитет. Эфир 8.10.2021
5 октября 2021, 12:50
RusCable Insider #241 — Оборудование Xinming. Genesis кабельных полимеров. Новый проект «По следам Герды»: Великокняжеский кабельный завод
ПАРТНЁРЫ
Обязанности работодателя по организации ГО
Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:
- планирование и организацию штатных действий по ГО;
- составление программы образования сотрудников в области ГО;
- обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
- разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
- установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
- наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).
К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.
Общие положения
Федеральный закон о гражданской обороне под номером 28-ФЗ был принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 12 февраля 1998 года.
ФЗ-28 устанавливает задачи и компетенции государственных органов власти и других управляющих учреждений в области подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне.
Закон РФ о гражданской обороне состоит из 20 статей и 6 глав следующего содержания:
- Глава 1 предусматривает общие положения и задачи гражданской обороны, правовую основу, правила организации и проведения национальных оборонительных мероприятий и их координации;
- Глава 2 устанавливает полномочия государственных властей, включая президента, правительство и федеральных организаций;
- Глава 3 определяет компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в сфере гражданской обороны;
- Глава 4 предусматривает правила осуществления руководства и решения задач быстрого реагирования уполномоченными органами;
- Глава 5 устанавливает перечень формирований, составляющих силы гражданской обороны, и их основные задачи;
- Глава 5 определяет порядок финансирования оборонных мероприятий среди населения и ответственность за нарушения положений настоящего закона.
Вам будет интересно — ФЗ 143 в новой редакции. Ссылка здесь:
ФЗ-28 устанавливает следующие задачи в сфере гражданской обороны:
- проведение подготовки населения к потенциальным опасностям;
- оперативное информирование населения о потенциальных рисках, складывающихся вследствие боевых конфликтов, природных и техногенных последствий;
- эвакуация в безопасное место гражданского населения, а также материальных и культурных ценностей;
- обеспечения населения индивидуальными и коллективными защитными средствами;
- осуществление маскировочных мер;
- выполнение аварийно-спасательных и других работ по мере необходимости при возникновении опасных ситуаций;
- обеспечение жизненно необходимыми средствами и продуктами населения, которое пострадало от военных действий или природных и техногенных катастроф, осуществляется в первую очередь;
- ликвидация пожаров, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций;
- нахождение и пометка районов, которые подверглись заражению в результате радиоактивного, химического, биологического и другого воздействия;
- осуществления мероприятий по санитарной обработке и обеззараживанию населения, строений, а также техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
- экстренное восстановление первоочередных коммунальных служб;
- осуществление экстренного захоронения трупов во время военных действий;
- обеспечение устойчивой работы учреждений, которые требуются для выживания населения во время военных действий или при последствиях природных и техногенных катастроф;
Силы и средства гражданской обороны должны находиться в постоянной готовности.
Статьёй 4 ФЗ-28 устанавливаются следующие принципы гражданской обороны:
- Мероприятия по организации и проведению национальных оборонительных действий являются одним из важнейших компонентов безопасности государства;
- Государство готовится к гражданской обороне в мирное время, учитывая развитие военных технологий и защитных средств населения;
- Гражданская оборона объявляется в Российской Федерации или на отдельных её территориях сразу по объявлению состояния войны, началом военных действий или введением президентом РФ военного положения.
Обязанности граждан РФ по 28 ФЗ
Закон о гражданской обороне устанавливает следующие обязанности граждан:
- прохождение военной подготовки;
- участие в подготовке мероприятий по гражданской обороне;
- взаимодействие и оказание помощи органам власти и другим учреждениям в сфере оборонительных мероприятий для гражданского населения.
Гражданская оборона осуществляется в три этапа:
- Подготовка. Данный этап заключается в строительстве и подготовке убежищ для населения и формирования резервных сил, обучение населения действиям во время чрезвычайных положений и создание системы оповещения и связи;
- Реагирование. На этом этапе, при возникновении опасности, осуществляется эвакуация граждан, предоставление медицинской помощи и решение других ситуационных задач, требующих быстрого реагирования.
- Восстановление. На данной стадии производится ликвидация последствий военных действий, природной или техногенной катастрофы и восстановление инфраструктуры.
Силы обороны
В числе государственных органов имеются определенные структуры, на которые возлагается непосредственное проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения, а также защиты культурных и материальных ценностей. Все они подчиняются Министерству по гражданской обороне, которое предписывает основные правила поведения и выдает распоряжения в случае наступления военного положения или техногенной катастрофы.
К числу органов, осуществляющих мероприятия по гражданской обороне, относятся специализированные войска, а также общественные организации, которые возлагают на себя обязанности по обеспечению безопасности. Такие гражданские организации могут быть созданы исключительно по принципу территориального деления. В их ведение предоставляются специальные средства защиты, а также техника и определенное имущество. Но гражданские организации не относятся к группе государственных органов.
Структуру органов, осуществляющих непосредственную оборону, составляют и отдельные формирования. К их числу относятся команды связи, отдельные разведывательные штабы, службы, занимающиеся охраной общественного порядка и безопасности, а также формирования, специализирующиеся на аварийно-технической, медицинской, инженерной, противопожарной, противохимической защите.
Защитные сооружения и укрытия
Что касается защитных сооружений гражданской обороны, то они должны быть сконструированы в строгом соответствии с заявленными планами. Объем места, рассчитанного в них, должен полностью соответствовать численности населения, проживающего в определенном районе.
Если говорить о классификации сооружений защитного типа, предназначенных для обеспечения гражданской обороны, то они имеют определенную классификацию по видам (в зависимости от того, от какого вида катастроф они предназначены).
На деле такие сооружения могут быть как постоянными, так и мобильными, они могут входить в план определенного здания, а также стоять отдельно.
Большинство постоянных убежищ гражданской обороны рассчитаны на спасение людей в случае техногенной катастрофы. В связи с этим, они имеют определенный уровень защищенности от воздействия радиационных лучей — от первой до четвертой степени. Противорадиационные укрытия также способны защищать людей, находящихся в них, от взрывной волны определенной мощности, а также от осколков боеприпасов.
Какие факторы определяют развитие гражданской обороны в настоящее время?
Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:
- наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных границ Российской Федерации;
- сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;
- наличием и совершенствованием оружия массового поражения, появлением оружия нового поколения;
- возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;
- возрастанием роли в вооруженных конфликтах высокоточного оружия и разработкой оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах;
- существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население:
- усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе в связи с наличием больших запасов химического оружия и подлежащих утилизации ядерных энергетических установок.
Суть гражданской обороны
Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.
Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.
Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны
Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.
Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.
Статья 1. Основные понятия
Гражданская оборона —
система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных
и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также
при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне
— организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской
обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по
гражданской обороне — территория, на которой расположен город или
иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися
в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения
чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования
в области гражданской обороны — специальные условия (правила)
эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов
гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств
индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской
обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 25
ноября 2007 г. N
267-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным законом от
19 июня 2007 г. N
103-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным законом от 22
августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны
1. Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации:
организуют проведение
мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской
обороны и защиты населения;
осуществляют меры
по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;
организуют
подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
создают и поддерживают
в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления
гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и
другие объекты гражданской обороны;
планируют мероприятия
по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные
районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для
первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
планируют мероприятия
по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат
в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских
и иных средств.
2. Органы местного
самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
проводят мероприятия
по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны
и защиты населения;
проводят
подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
поддерживают в
состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об
опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные
сооружения и другие объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия
по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные
районы;
проводят первоочередные
мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают
и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств
индивидуальной защиты и иных средств.
Принципы
Существует определенный перечень принципов, в соответствии с которыми осуществляется защита населения и ценностей государства. Следует понимать то, что все действия, которые совершаются для исполнения перечисленных выше задач, являются важными в деятельности любого государства, в том числе и России. Это связано с тем, что все они являются составляющей частью обеспечения безопасности всей страны и оборонного строительства.
Все вопросы гражданской обороны решаются заблаговременно — это еще один принцип рассматриваемого направления деятельности всего государства. Это означает лишь то, что все подготовительные мероприятия, которые обеспечивают исполнение задач обороны, должны осуществляться заблаговременно, то есть задолго до начала возможных конфликтов. Еще в мирное время в государстве должна быть подготовлена военная техника, а также все средства, которые могут понадобиться для защиты населения региона или всей страны от опасностей. Следует отметить, что подготовительные мероприятия должны проводиться не только для возможного отражения военных конфликтов и защиты населения в случае их проведения, но также и на случай техногенной катастрофы или иного происшествия.
И еще один принцип, который касается непосредственно организации гражданской обороны, а также объявления начала ее осуществления. Он провозглашает то, что в отдельной местности станы или во всем государстве в целом ведение обороны должно производиться сразу же после объявления военного или чрезвычайного положения, а также в случае наступления природной или техногенной катастрофы.