«льгот не прибавится, только обязанностей»: как изменится жизнь россиян в случае введения режима чрезвычайной ситуации

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

 Также читайте познавательный материал от МЧС России: 

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Режим чрезвычайного положения

Это более серьезный режим, также связанный с ЧС, но это не одно и то же. Режим ЧП вводится президентом на срок до 30 суток (на всей территории) или до 60 (на части территории). Создаются спецорганы: Госкомиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при президенте и комендатура местности. Оперативные штабы прямо в законе не указаны (применительно к ЧП). 

Роман Подопригора указывает, что, возможно, эти штабы могут быть созданы в рамках выполнения задач Госкомиссии, однако ставит под сомнение, имеют ли право эти штабы сами издавать ограничивающие акты. 

В списке мер при режиме ЧП закон указывает в том числе комендантский час, мобилизацию населения и транспортных средств, временное выселение.

Чем режим ЧС отличается от ЧП

Как и режим повышенной готовности к ЧС, на своем уровне его может объявить губернатор или орган местного самоуправления (уже введен в ряде городов Хакасии, городах Элисте, Череповце и других). Режим ЧС допускает введение ограничений, которые направлены непосредственно на сохранение жизни и здоровья граждан, в том числе свободы передвижения. Власти определяют порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Кроме того, власти в условиях ЧС могут разблокировать резервы материальных ресурсов, которые создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения. Это дополнительные источники средств на устранение последствий от ЧС и неотложные нужды.

Режим чрезвычайного положения

Самая крайняя мера. Его вводит президент при ратификации Совета Федерации. Режим ЧП объявляется на территории всей страны на 30 дней либо в отдельном регионе на срок до 60 дней. При ЧП допускают ограничение некоторых конституционных прав и свобод человека. Так, могут ввести ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, усилить досмотры и охрану.

Полномочия региональных и местных властей приостанавливаются. Опасные производства прекращают работу. Массовые мероприятия и забастовки в это время запрещены. В условиях ЧП могут ввести комендантский час и карантин. Оборот продовольствия происходит в особом порядке. Режим ЧП может предполагать также мобилизацию: людей могут отправить на работы, а имущество граждан (в том числе автомобили) изымать с целью преодоления ЧП.

Вводили ли режим ЧП в Украине ранее?

В Украине пока не вводили режим ЧП, но были попытки. Например, в 2009 году в связи с распространением свиного гриппа, который был признан пандемией. Тогда режим ЧС ввели в девяти областях Украины, но эпидемия пошла на спад, ситуация стабилизировалась, поэтому ЧП так и не ввели.

Кроме того, режим хотели ввести в 2014 году из-за массовых протестов на Майдане, также ЧП грозило стране в конце 2018 года — Порошенко хотел ввести режим из-за захвата украинских кораблей под Керчью, тогда он даже поддержал решение о том, чтобы вынести вопрос на голосование Рады. Примечательно, что сейчас Порошенко критикует власти за идею введения режима чрезвычайного положения на территории Украины, так как это «убьет экономику». 

Основные условия введения чрезвычайного положения

Введение режима чрезвычайного положения (ЧП), права и обязанности, а также ответственность населения регулируются от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и статьей 56

Чрезвычайное положение вводится на территории всей России или в ее отдельных регионах при следующих условиях:

  • попытках присвоения власти;
  • вооруженного мятежа и террористический актов;
  • захвате особо важных объектов или местностей;
  • угрозе безопасности здоровья или жизни населения;
  • чрезвычайных ситуациях, которые повлекли или могут повлечь человеческие жертвы или нанести значительный материальный ущерб.

Режим ЧП может быть введен только указом Президента России, который подлежит незамедлительной передачи на утверждение Советом Федерации. Указ о введение ЧП должен быть обнародован по радио или телевидению, а также официально опубликован.

Такой режим вводится по всей России на срок до 30 суток, а в отдельных регионах – 60 суток. После указанного времени действие режима ЧП может быть продлено новым указам Президента на те же сроки. Если обстоятельства, из-за которых был введен режим ЧП, были устранены ранее, то Президент РФ отменяет введение режима частично или полностью.

При введении ЧП возможно введение следующих мер:

  • приостановление полномочий органов власти;
  • запрет свободного передвижения населения и транспорта, включая проверку документов и личный досмотр;
  • введение комендантского часа;
  • введение цензуры;
  • установление особого порядка приобретения товаров первой необходимости;
  • частичная или массовая эвакуация населения и культурных ценностей и другие.

Граждане, пострадавшие от обстоятельства, в результат которых был введен режим ЧП, имеют право на помощь в трудоустройстве (при необходимости) и возмещение материального ущерба, включая предоставление жилых помещений. Правила и размеры выплат должны быть урегулированы в указе Президента о введение ЧП.

Ответственность за нарушение правил режима ЧП предусмотрена статьей 32 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ и статьей 20.5 КоАП РФ:

  • для граждан – штраф в размере от 500 до 1 000 рублей или арест на срок до 30 суток;
  • для должностных лиц – штраф в размере от 1 до 2 тысяч рублей или арест на срок до 30 суток.

После отмены ЧП все ограничения прав и свобод граждан и предприятий утрачивают силу без специального оповещения. Кроме этого, все административные производства по делам о нарушении режима должны быть прекращены, а задержанные лица – освобождены.

Таким образом, режим чрезвычайного положения предполагает максимальные полномочия властей, а также возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан. При этом одним из оснований введения этого режима является угроза безопасности здоровья и жизни населения – что может подходить под нынешнюю ситуацию (правда, не в таких масштабах, как это есть в России).

Следуя европейскому тренду

По словам экспертов, украинские власти могли бы справиться с нынешним кризисом, если бы не привязывались к европейскому газовому рынку. Как напомнил Александр Фролов, Украина потребляет в год около 30 млрд куб. м газа, из которых сама добывает порядке 20 млрд кубов. Из этого количества, отметил аналитик, около 13,5 млрд куб. м приходится на государственную компанию «Укргаздобыча». В начале октября она отчиталась о добыче 10,2 млрд кубометров за девять месяцев 2021 года.

«Эта компания, по идее, могла бы доставлять газ потребителям дешевле, но с точки зрения либеральных экономических моделей это невозможно. Потому что, если цены на газ внутри страны будут ниже, чем цены вне страны, значит, компании будут нацелены на продажу своего газа за пределами страны, там, где газ будет дороже. Значит, необходимо, чтобы газ внутри Украины стоил столько же, сколько стоит, скажем, на какой-нибудь европейской бирже. А цены там сейчас колоссальные», — выразил свой взгляд на ситуацию Фролов.

С его оценкой согласен заместитель гендиректора российского Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Как отмечает аналитик, из-за реформирования украинского рынка газа внутренние цены для потребителей оказались привязаны к спотовым котировкам в Европе.

В свою очередь, эксперт украинского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук объяснил, что бюджетные учреждения страны вынуждены выходить за контрактами на биржу и проводить тендеры, так как не имеют прямых договорённостей с «Нафтогазом». 

«По закону учреждения обязаны огласить конкурс на поставку газа, однако к ним приходят компании с ценами в 35—40 тыс. грн. (95,6— 109,3 тыс. руб. — RT) за тысячу кубометров, и они не могут осилить эту стоимость. По-хорошему, нужно, чтобы «Нафтогаз» закупил этим поставщикам топливо, с которым они бы уже вышли на тендеры с ценой по хотя бы 18 тыс. грн. (49,2 тыс. руб. — RT) за тысячу кубометров. Это было бы решением проблемы», — отметил он в комментарии RT.

  • Газодобывающее предприятие компании «Укргаздобыча» в Стрыйском районе Львовской области
  • РИА Новости

Правда ли, что при режиме ЧС начинаются массовые выплаты компенсаций гражданам?

Александр Князев, адвокат: «Нет. В соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, устанавливаются законодательством РФ и законодательством её субъектов. В настоящее время нормативные акты о массовых выплатах при ЧС не приняты».

Илья Можаев, адвокат Адвокатской палаты города Москвы: «Никаких массовых выплат при режиме ЧС не предусмотрено».

Валентин Карелин, юрист: «При чрезвычайных ситуациях прямых чётко зафиксированных законом выплат нет. Правительство и органы власти могут их вводить на своё усмотрение в произвольном размере. МЧС же по разработанным им критериям определяет, где население нуждается больше и острее, и по своим нормативам оказывает экстренную помощь с питанием, ликвидацией очагов ситуаций и другим на средства специального фонда, сформированного из двух правительственных фондов и находящегося в ведении МЧС. И целевое назначение этих средств — в первую очередь ликвидация чрезвычайных ситуаций (ст. 24 закона №68-ФЗ), поскольку сам режим ЧС вводится для устранения последствий уже произошедшей ситуации.

Да, согласно абзацам 1 и 7—11 ч. 1 ст. 18 федерального закона №68-ФЗ о ЧС, граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций и на ряд других возмещений

Но важно учитывать, что речь в ст. 18 не идёт о компенсациях и поддержке именно при введении режима ЧС

Также по теме


На фоне распространения коронавируса: Путин подписал закон о праве кабмина вводить режимы повышенной готовности и ЧС

Президент России Владимир Путин подписал закон, наделяющий правительство полномочиями вводить в стране режимы повышенной готовности и…

Сказано о самой чрезвычайной ситуации (то есть даже без признания её властями, если она есть по факту), которая определяется в ст. 1 закона №68-ФЗ как «обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей», тогда как режим вводится именно для устранения последствий уже произошедшей ЧС.

Таким образом, с одной стороны, для получения этих льгот необязательно дожидаться введения такого режима. Доказывать, что ЧС имела место, можно через тот же суд и опосредованно от введения (или невведения) режима ЧС властями. Опять же, если режим не введён, юридически это не означает, что у нас не наблюдается самой чрезвычайной ситуации.

Но, с другой стороны, конкретный размер и формат возмещений, описанных в ст. 18 ФЗ о ЧС, не установлены. Кроме того, государство, в соответствии со ст. 1069 ГК, отвечает только за вред, причинённый физическому или юридическому лицу государственными органами или их должностными лицами в результате их незаконных действий или бездействия. То есть, чтобы получить компенсацию, придётся доказывать, что конкретные действия государства нарушали закон. Если суд признает, что эти действия опирались на режим ЧС, а последний ввели законно, то компенсации не положено».

Что будут обязаны сделать власти?

Власти должны до введения режима ЧП продумать все необходимые меры для локализации либо предотвращения опасности. О введении ЧП президент должен сообщить в СМИ. Что должны обеспечить власти во время режима ЧП в Украине:

  • медучреждения и военные переходят на режим повышенной  готовности;
  • большую часть денег из бюджета направляют на разработку и выпуск медтоваров;
  • министерству финансов рекомендуют провести переговоры с МВФ о предоставлении помощи для ликвидации последствий эпидемии;
  • разработка программы кредитных каникул для малого и среднего бизнеса. 
  • доплата к пенсии тем гражданам, которые получают выплаты размером менее пяти тысяч гривен;
  • обеспечение бесперебойной работы продуктовых и промышленных магазинов, банковских учреждений, АЗС, страховых компаний;
  • бесперебойная работа органов государственной власти; 
  • не исключено введение административных или уголовных наказаний за неподчинение, заражение других людей или отказ от госпитализации. 

Понятие карантина

Определение карантина прописано в статье 1 от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В этом законе под карантином (ограничительными мерами) подразумеваются различные административные, медико-санитарные и другие ограничения, которые препятствуют распространению инфекционных заболеваний. В карантин могут быть предусмотрены особые режимы работы, ограничения по передвижению населения, транспорта и грузов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, карантин может быть принят на основании предписаний и предложений главных государственных санитарных врачей. Карантин вводится постановлениями Правительства РФ или региональных властей.

Карантин может быть введен как на всей территории России, так и в отдельных субъектах по решению местных властей.

Если в отношении всех граждан или какой-то группы был введен карантин, то они должны:

  • выполнять требования и предписания санитарного врача;
  • заботиться о своем здоровье;
  • обеспечить своих детей соответствующим образованием;
  • не осуществлять деятельность, которая может навредить здоровью других граждан.

Аналогичные обязанности появляются у всех жителей региона, если карантин был введен на территории всего субъекта России.

Но вместе с обязанностями для граждан вводятся и компенсационные меры поддержки (статья 8 Федерального закона от 30.03.1991 № 52-ФЗ) в виде возмещения вреда в полном объеме, который был нанесен здоровью или имуществу, вследствие нарушений другими физическими или юридическими лицами санитарного законодательства. Кроме этого, будет также возмещен вред, нанесенный из-за введения санитарно-противоэпидемиологическими мероприятиями.

За нарушение режима карантина граждане и юридические лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственностям. Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрено:

  • для граждан – предупреждение или штраф в размере от 100 до 500 рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 500 до 1 000 рублей;
  • для организаций – штраф от 10 до 20 тысяч рублей или приостановление деятельности не более чем на 90 суток.

Если на территории всей России или региона введен карантин, а физическое или юридическое лицо не соблюдает постановления или предписание санитарного врача, то наказание ужесточается и будет уже таким:

  • для граждан – предупреждение или штраф в размере от 15 до 40 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 50 до 150 тысяч рублей;
  • для организаций – штраф от 200 до 500 тысяч рублей или приостановление деятельности не более чем на 90 суток.

Если из-за нарушения карантина кто-то пострадал или умер, то часть 3 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает:

  • для граждан – штраф в размере от 150 до 300 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 300 до 500 тысяч рублей;
  • для предприятий – до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности не более чем на 90 суток.

Кроме этого, при нарушении санитарно-эпидемиологических правил предусмотрена уголовная ответственность по статье 236 УК РФ:

при массовом заражении:
штраф в размере от 500 до 700 тысяч рублей (размер выплат за период от 1 года до 18 месяцев);
лишение права занимать определенные должности или ввести деятельность на срок от 1 до 3 лет;
принудительные работы на срок до 2 лет;
ограничение свободы на срок до 2 лет;
лишение свободы
на срок до 2 лет.

при наступлении смерти по неосторожности:
штраф в размере от 1 до 2 миллионов рублей (размер выплат за период от 1 года до 3 лет);
принудительные работы на срок от 3 до 5 лет;
ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет;
лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.

при наступлении смерти 2 и более людей по неосторожности:
принудительные работы на срок от 4 до 5 лет;
лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

Соответственно, режим карантина – это вполне понятный и конкретный набор ограничений, и за их нарушения предполагается конкретная ответственность (в отличие от режима самоизоляции, который введен сейчас).

Что предполагает режим ЧС

Мероприятия, которые проводятся в условиях ЧС, регламентируются также Кодексом гражданской обороны населения. Однако в кодексе оговариваются общие принципы организации защиты населения без введения максимально жестких ограничений:

  • организация мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резерва средств индивидуальной защиты и материальных резервов для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (в конкретном случае органы власти должны взять на себя обязанности по обеспечению населения медицинскими масками, перчатками, средствами дезинфекции, медучреждения – тестами для определения инфекции, защитными костюмами, аппаратами искусственной вентиляции легких и иным оборудованием);
  • обеспечение осуществления мероприятий по социальной защите пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций;
  • разработка и осуществление мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий и учреждений;
  • обеспечение реализации требований техногенной и пожарной безопасности;
  • привлечение к ликвидации чрезвычайных ситуаций вооруженных сил и военизированных формирований.
  • определение порядка обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Хотели как лучше

При этом главы областей напоминают о недавнем меморандуме о неповышении тарифов на тепло и горячую воду, который 30 сентября был заключён между кабмином, «Нафтогазом», ассоциацией городов Украины и палатой местных властей конгресса. Согласно этому соглашению, до конца отопительного сезона цена газа для населения должна составить 7,4 грн. (20,2 руб. — RT) за кубометр, а для бюджетных организаций — 13,6 грн. (37,2 руб. — RT) за 1 куб. м. Тогда же премьер-министр страны Денис Шмыгаль заявлял, что Украина располагает достаточным запасом газа в подземных хранилищах для стабильного прохождения осенне-зимнего сезона, и назвал объём в 19 млрд куб. м.

  • Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль
  • AP

Также в документе отмечено, что для сохранения низких тарифов в 2022 году в местные бюджеты будут направлены поступления от НДФЛ в размере 4%, которые составят не менее 11 млрд грн. (30 млрд руб.).

Также по теме


«Эти решения могут оказаться фатальными»: почему на Украине критикуют власть за отказ от прямых поставок газа из России

Украина в условиях рекордных рыночных цен на газ и отказа от прямого контракта с «Газпромом» оказалась в крайне невыгодном положении….

В Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины возникшую ситуацию объясняют тем, что в подземные хранилища газа в этом году закачали на 30% меньше топлива. Ситуация усугубляется тем, что в Европе сейчас также наблюдается энергокризис.

«Проблема ещё и в том, что запасы угля тоже находятся на минимальном уровне. Раньше в случае необходимости ТЭС переводили на газ. Но в этом году не будет такой возможности. Я уже не говорю о том, что могут начаться веерные отключения», — рассказал источник RT в ведомстве.

В президентской партии «Слуга народа», в свою очередь, говорят, что правительство недоглядело за ситуацией с газом, обратив всё своё внимание на другие программы типа строительства дорог. В партии «Батькивщина» одним из выходов из ситуации назвали закупку хотя бы некоторого количества газа напрямую у Москвы

В партии «Батькивщина» одним из выходов из ситуации назвали закупку хотя бы некоторого количества газа напрямую у Москвы.

«Но лучше писать гадости про Россию и гордо мёрзнуть, чем заключить контракты на поставку газа с «Газпромом». А представляете, как будут чувствовать себя люди зимой, если температура воздуха в квартирах снизится до +10 или до +5 °С? И обогреватель не включишь, потому что со светом тоже будут перебои. А холодная погода на Украине длится, как правило, до середины марта», — посетовал источник RT в «Батькивщине».

  • Украинские школьники
  • AFP

Классификация

Классификация ЧС природного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера классифицируются на несколько групп:

  1. Геофизические ЧС (землетрясения, извержения вулканов).
  2. Геологические ЧС (оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка лессовых пород, просадка (провал) земной поверхности в результате карста, эрозия, пыльные бури).
  3. Морские гидрологические ЧС (тропические циклоны (тайфуны), цунами, волнение и колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров и припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый) лед, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов).
  4. Гидрологические ЧС (наводнения, половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках).
  5. Гидрогеологические ЧС (низкие и высокие уровни грунтовых вод).
  6. Природные пожары (лесные, торфяные, пожары степных и хлебных массивов, подземные пожары горючих ископаемых).
  7. Метеорологические и агрометеорологические ЧС (бури, ураганы, смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри, крупный град, ливни, снегопады, гололед, метели, засухи, суховеи, заморозки).
  8. Инфекционная заболеваемость людей:
    • единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
    • групповые случаи опасных инфекционных заболеваний;
    • эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний;
    • эпидемия;
    • пандемия;
    • инфекционные заболевания людей невыявленной этиологии.
  9. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:
    • единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
    • эпизоотии;
    • панзоотии;
    • инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных невыявленной этиологии.
  10. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:
    • прогрессирующая эпифитотия;
    • панфитотия;
    • болезни сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии,
    • массовое распространение вредителей растений.

Среди чрезвычайных ситуаций природного характера наиболее частыми являются наводнения – они составляют 40 % от числа всех происходящих природных чрезвычайных ситуаций; тайфуны – 20%, землетрясения и засухи – по 15%.

Для каждого конкретного региона можно составить детальную качественную и количественную характеристику катастроф природного характера.

Наибольшую опасность для России, по данным многолетних наблюдений, представляют наводнения (34 % от общего числа стихийных бедствий); ураганы, бури, тайфуны, смерчи (19 %); сильные и особо длительные дожди (14 %); землетрясения (8 %); сильные морозы и метели (3 %); лавины (3 %).

Относительно чрезвычайных ситуаций природного характера следует сделать несколько общих замечаний:

  1. Природные опасности никогда не могут быть ликвидированы полностью. Это связано с тем, что человечество постоянно использует окружающую среду в качестве источника своего существования и развития.
  2. Общее число экстремальных событий, ведущих к возникновению чрезвычайных ситуаций, постоянно увеличивается. Так, прирост чрезвычайных ситуаций природного происхождения в РФ в 1997 года по сравнению с 1996 годом составил 29,7 %. При этом растут разрушительная сила и интенсивность большинства стихийных бедствий, а также число жертв, моральный и материальный ущерб, причиняемый ими. На севере Евразии наибольшую опасность представляют наводнения (подвержено 746 городов), оползни и обвалы (725 городов), землетрясения (103 города), смерчи (500 городов).
  3. Возрастание чувствительности мирового сообщества к стихийным бедствиям. Рост «чувствительности» подразумевает выделение сообществом все большего объема ресурсов на подготовку и проведение различных глобальных организационных и технических мероприятий, а также на изготовление защитных приспособлений и строительство защитных сооружений.
  4. Сила и интенсивность стихийного бедствия связана с его частотой и повторяемостью: чем больше интенсивность стихийного бедствия, тем реже оно повторяется с той же силой.

Меры режима чрезвычайного положения

В период действия режима ЧС осуществляются специальные меры, призванные устранить ситуацию и ее причины. Они подразделяются на:

1. Совместные меры, которые используются при назначении режимов природно-техногенного и социального характеров. К таким мерам могут относиться — частичное или полное приостановление деятельности определенных государственных органов; ограничение свободы передвижений по участку, где введен режим ЧС; введение специального режима въезда на такие территории, а также выезда из нее; усиление охраны правопорядка и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения; установление определенных ограничений для осуществления некоторых видов финансовой деятельности; установление специального порядка продажи и приобретения продовольственных товаров; ограничение или запрет на проведение всевозможных собраний или митингов, а также других массовых мероприятий; ограничение, действующее в отношении транспортных средств и их передвижений по территории; приостановление или запрет деятельности вредных и опасных производств; эвакуация некоторых материальных ценностей из зоны действия режима ЧС, когда существует определенная угроза их утери; эвакуация населения. Что еще входит в понятие режима чрезвычайного положения?

2. Контркриминогенные меры, например – комендантский час, запрещение деятельности некоторых общественных объединений, которые могут воспрепятствовать ликвидации обстоятельств возникновения ЧС, личный досмотр граждан и проверка их документов, досмотр жилища и личных автомобилей; запрещение либо ограничение продажи предметов оружия, взрывчатки, ядовитых веществ и т.п.; введение специального режима приобретения лекарственных препаратов, а также средств, которые содержат спирт и психотропные вещества; продление сроков заключения для лиц, которые были задержаны по подозрению в совершении противоправных действий, связанных с возникновением ЧС.

3. Техногенно-природные меры – эвакуация населения в другие районы, с предоставлением переселенцам временного жилья; введение карантина, а также осуществление санитарных и противоэпидемиологических мероприятий; мобилизация государственных и местных ресурсов; отстранение от должностей некоторых руководителей организаций, которые выполняли свои обязанности ненадлежащим образом, а также временное назначение на эти должности других лиц; в некоторых случаях, когда необходимо проведение неотложных работ по ликвидации причин либо последствий ЧС, мобилизация населения, а также транспортных средств отдельных граждан с целью проведения определенных работ.

Что в нем указывается

В Указе Президента о введении на той или иной территории страны режима ЧС должны быть указаны:

— обстоятельства, которые послужили причиной введения данного режима, а также необходимое обоснование для его введения;

— границы территорий, в пределах которых должен быть введен режим ЧС;

— силы и средства, которые способны обеспечить данный режим;

— перечень особых мер, а также пределы их действия, список ограничений прав и свобод граждан, иностранных гостей, лиц без гражданства;

— перечень государственных органов, которые должны способствовать обеспечению мер, применяемых в случае введения режима чрезвычайного положения, и которые несут ответственность за их неисполнение;

— дата вступления в силу данного Указа, а также сроки введения и действия ЧС.

Данные положения обязательны, но помимо них, в указе допускается и содержание любых дополнительных сведений, например, о силах и всех необходимых средствах для устранения ЧС, поручениях Правительству РФ, либо другим федеральным органам власти.

Оперативный штаб

Для того чтобы координировать действия сил и средств, которые обеспечивают правильное функционирование режима ЧС, посредством указа Президента, может быть организован специальный оперативный штаб. В него должны входить представители тех органов, которые осуществляют деятельность по устранению причин и последствий ЧС, а руководство таким штабом должен осуществлять комендант области, на которой был введен режим чрезвычайной ситуации.

Также рассмотрим силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения. Сюда можно отнести федеральные органы безопасности, органы уголовно-исполнительной системы, органы внутренних дел, органы по ЧС, делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихии, внутренние войска, дополнительные силы, которые привлекаются в крайне редких случаях (Вооруженные Силы РФ, воинские формирования и органы, другие войска).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector