Федеральный конституционный закон «о чрезвычайном положении» от 30.05.2001 n 3-фкз (ред. от 03.07.2016)

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

 Также читайте познавательный материал от МЧС России: 

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Обязательно ли вводится комендантский час, появляются ли блокпосты на улицах? Вводятся ли продовольственные нормы и системы распределения?

Александр Князев: «Нет, законодательство о режиме ЧС таких мер прямо не предполагает. Кроме того, комендантский час, то есть запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан, вводится только в соответствии с ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Также по теме


«Это не я!»: жительница Южно-Сахалинска добивается отмены штрафа за нарушение карантина

В Южно-Сахалинске разгорается скандал из-за штрафа за нарушение карантина, который выписали на основании данных видеосистемы…

Валентин Карелин: «При ЧС — не должны, хотя МЧС в порядке раздачи резервов из своего фонда (см. выше) могут что-то такое предусмотреть (в части продовольственных норм и системы раздачи). При ЧП — да, подобное вводится.

По ст. 18 закона о ЧП по умолчанию управление территорией, на которой введено ЧП, осуществляет комендант. При этом образование комендатуры по ч. 5 ст. 18 этого закона не приостанавливает деятельность органов государственной власти, субъектов РФ и местного самоуправления, просто комендант получает право принимать участие во всех их заседаниях, вносить предложения по вопросам, устанавливать особый порядок аккредитации журналистов на территории режима ЧП, определять место хранения изъятых оружия и боеприпасов, выдворять нарушителей за пределы территории, ходатайствовать перед президентом о применении более строгих мер и ограничений, определять особый порядок попадания на территорию ЧП, назначать временные рамки и срок комендантского часа.

Также, согласно подп. «а», «д», «з» ст. 11 федерального конституционного закона №3-ФКЗ от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении» (действует в редакции от 3 июля 2016 года), указом президента РФ о введении ЧП могут предусматриваться «полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления», «установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости», «ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра».

Оперативный штаб

Для того чтобы координировать действия сил и средств, которые обеспечивают правильное функционирование режима ЧС, посредством указа Президента, может быть организован специальный оперативный штаб. В него должны входить представители тех органов, которые осуществляют деятельность по устранению причин и последствий ЧС, а руководство таким штабом должен осуществлять комендант области, на которой был введен режим чрезвычайной ситуации.

Также рассмотрим силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения. Сюда можно отнести федеральные органы безопасности, органы уголовно-исполнительной системы, органы внутренних дел, органы по ЧС, делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихии, внутренние войска, дополнительные силы, которые привлекаются в крайне редких случаях (Вооруженные Силы РФ, воинские формирования и органы, другие войска).

В режиме ЧС платят по ипотеке или кредитам?

Валентин Карелин: «По умолчанию — да. В соответствии со ст. 10—11 закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, в компетенции правительства РФ, с одной стороны, а с другой — властей регионов принять решение о единовременной материальной помощи (выплате) пострадавшим. Но это их право, а не обязанность. Решают на своё усмотрение. Если власти и прибегнут к подобной мере, она может быть оговорена целевым характером выплаты, то есть, например, с оговоркой о том, что полученные деньги по аналогии с материнским капиталом должны быть направлены на решение определённой задачи, в частности на расплату по долгам и кредитам. Но по общему правилу от кредитов и ипотек режим ЧС не спасает. Максимум, что из него можно выжать, — это, как говорилось выше, отмену штрафов и пени за период коронавирусной ситуации, когда клиент-заёмщик не платил. Но погасить долги всё равно придётся. А решения суда по обращениям взысканий банком непредсказуемы: суд может признать обстоятельства непреодолимой силы (например, ответчик-ипотечник был переведён в неоплачиваемый отпуск, а других источников дохода нет), а может и удовлетворить требования банка, ссылаясь на ту же ст. 401 ГК РФ (отсутствие денег у контрагагента не может считаться форс-мажором)».

Также по теме


«Оседлали широкий спектр риторики»: COVID-диссиденты устроили митинг во Владикавказе

Днём 20 апреля на площади Свободы в столице Северной Осетии — Алании прошёл «народный сход» — так демонстрацию назвали организаторы….

Александр Князев: «С точки зрения закона отсутствие у заёмщика средств для выплаты кредита не является форс-мажором. Но если в режиме ЧС установленные ограничительные меры (в частности, запрет определённой деятельности, установление режима самоизоляции и т. п.) привели к отсутствию средств, то это может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании ст. 401 ГК РФ. Но это не прекращает исполнение самих обязательств, например по оплате кредита».

Илья Можаев: «Да, платят. Однако само обстоятельство ЧС в силу ст. 401 ГК РФ может быть признано обстоятельством непреодолимой силы. Следовательно, ответственность за неисполнение обязательств по кредитным договорам может не наступить до момента, пока ЧС не будет отменена».

Кто при режиме ЧС власть?

Александр Князев: «В режиме ЧС сохраняются все полномочия органов власти. Дополнительно создаются и начинают функционировать правительственная комиссия, а также региональные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности».

Валентин Карелин: «При чрезвычайной ситуации остаются те же органы власти, что действовали и до неё. Другое дело — чрезвычайное положение. При нём власть может быть отдана временным администрациям на местах («временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение»), согласно ст. 22 закона №3-ФКЗ. Также, согласно п. «б» той же ст. 22, могут отдать территорию в ведение «федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП».

При военном положении «функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти могут быть перераспределены исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности РФ, режима военного положения» (ст. 17 федерального закона №1-ФКЗ от 30 января 2002 года «О военном положении»). Конкретики тут нет, могут всё передать Министерству обороны, могут президенту — главнокомандующему. При этом по ст. 16 того же закона прокуратура, Следственный комитет и их подразделения, а также суды должны действовать, как и раньше».

В режиме ЧС работают службы доставки?

Валентин Карелин: «По умолчанию службы доставки в режиме ЧС не закрываются. Согласно подп. «д» п. 6 вышеуказанного постановления правительства РФ №417 от 2 апреля 2020 года, любая организация обязана «приостановить свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях». То есть если любая служба доставки сочтёт, что коронавирус угрожает работникам, после введения режима ЧС она вправе остановить работу и распустить всех по домам — со ссылкой на этот пункт. Это, так сказать, самоцензура. А если готовы работать, то как власти решат».

Илья Можаев: «Запретов в законодательстве не предусмотрено».

Правда ли, что при ЧС власти имеют право выселять и массово эвакуировать людей?

Валентин Карелин: «Отвечу юридически корректно: сами власти насильно эвакуировать при ЧС правом не наделены. Но по постановлению правительства РФ №417 от 2 апреля 2020 года граждане, услышав оповещение о необходимости эвакуации (через СМИ или от операторов связи), обязаны эвакуироваться сами (подп. «в» п. 3), а также этим обязаны заниматься организации, на территории которых в момент эвакуации эти граждане оказались (подп. «а» п. 6 постановления правительства РФ №417). Там же сказано, что эти организации обязаны оказывать содействие проводящим эвакуационные мероприятия органам госвласти и местного самоуправления. Из этого следует, что правительство РФ оговорило за властями, пусть и косвенно, возможность эвакуационных мероприятий при ЧС».

Александр Князев: «Эвакуация как мера возможна, это предусмотрено, в частности, постановлением правительства РФ от 2 апреля 2020 года №417 «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». Примерами такой необходимой и безусловной меры являются стихийные бедствия, пожары и затопления».

Круг мероприятий

С помощью введения режима чрезвычайного положения определяется круг административных мероприятий, которые эффективно противостоят экстремальным условиям, возникшим на определенной территории государства.

В правовой регламентации данного режима заинтересованы не только должностные лица, которые его обеспечивают, но и граждане, проживающие на территории введения правового режима чрезвычайного положения. Первые – потому, что это предоставляет им возможность обоснованных и оперативных действий, а вторые – потому что гарантирует их безопасность и соответствует нормам закона об их личных правах и свободах.

При режиме ЧС платят за ЖКХ?

Илья Можаев: «Да».

Валентин Карелин: «Да. Автоматически ничего не приостанавливается, гражданам долги по ЖКХ не прощаются. Режим ЧС предполагает возможное возмещение вреда, причинённого здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, но об освобождении граждан и юрлиц от принятых ими обязательств (в частности, оказанных жилищно-коммунальных услуг) законодательство норм не содержит. Максимум — о материальной помощи, когда в результате пожара люди лишаются жилья или наблюдается массовая смертность ввиду пандемии (расходы на погребение, на медицину).

Также по теме


«Основная нагрузка лежит на нас»: соцработник рассказал RT о своих буднях во время пандемии коронавируса

Сотрудники московской службы соцзащиты сейчас работают без выходных. Именно эти люди доставляют продукты, лекарства и просто помогают…

По общему правилу из п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, большее, на что могут рассчитывать граждане, — избавление от штрафных санкций в виде уплаты пени, неустойки за неисполнение ими обязательств, то есть, если они не оплачивают ЖКХ и потом в суде сошлются в обоснование этого на коронавирусный период (если «Жилищники» или другие управляющие компании решат вменить им и пени за это время), суд с большой вероятностью неустойку и пени не взыщет, а вот долг за ЖКХ — да. От долгов не освобождают ни режим повышенной готовности, ни режим ЧС. Максимум — снимают штрафы».

Александр Князев: «Режим ЧС не снимает с бизнеса и граждан обязанности исполнять условия заключённых договоров, а следовательно, оплачивать кредиты, ЖКХ, зарплату, налоги и арендную плату. Напротив, в режиме ЧС организации будут ещё и обязаны финансировать мероприятия по защите своих работников и создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации».

Основания для введения режима чрезвычайной ситуации

К основаниям для введения режима чрезвычайного положения относятся:

1. Ситуации, которые носят социальный, либо политический характер, и могут выражаться в попытках изменения существующего конституционного строя, либо захвата и присвоения власти, а также в вооруженном мятеже, блокировке особо важных стратегических объектов, подготовке вооруженных формирований; разнообразных конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями, которые могут создавать угрозу для жизни либо безопасности мирных граждан, а также нормальному функционированию органов государственной власти.

2. Ситуации, которые носят криминогенный характер, что может выражаться в террористических актах либо массовых беспорядках. Какие еще основания для введения режима чрезвычайного положения существуют?

3. Ситуации, связанные с техногенными или природными обстоятельствами, всевозможными эпидемиями, а также эпизоотиями, которые возникли в результате природных явлений, стихийных бедствий, аварий или катастроф, которые повлекли либо могут повлечь человеческие жертвы, нанесение вреда здоровью людей и окружающей среде, либо определенные материальные потери, нарушений условий жизни граждан, и требуют при этом проведения масштабных действий по нормализации ситуации.

Срок

Срок, на который производится обеспечение режима чрезвычайного положения во всей стране, не должен быть больше одного месяца, за исключением отдельных местностей, где такой срок составляет два месяца. После окончания таких сроков, режим ЧС считается прекращенным, кроме тех случаев, когда новым Указом Президента РФ такой срок продлевается. Президент имеет право досрочно отменить свой указ, но только в тех случаях, когда обстоятельства, ставшие основанием для введения режима ЧС, устранены.

Так как в одном документе урегулировать все вопросы, связанные с возникновением ЧС, невозможно, Президентом издаются другие акты, которые определяют компетенцию органов, призванных устранить причины возникновения ЧС, а также порядок осуществления специальных мер по ликвидации ЧС.

Какие льготы дополнительно появляются у граждан?

Александр Князев: «Дополнительных льгот не появляется, а вот обязанностей — да. Например, гражданам придётся много учиться: изучить приёмы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. При необходимости придётся оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ».

Валентин Карелин: «В п. 2 ст. 18 закона №68-ФЗ о ЧС прописано, что порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий устанавливаются законодательством РФ. В регионах могут быть свои меры поддержки. В Москве установлена региональная компенсационная выплата 19 500 рублей, пенсионерам старше 65 лет, добровольно соблюдающим режим самоизоляции, полагается 4000 рублей и т. п. О льготах говорится и в ст. 18 закона о ЧС, но, как и говорилось выше, вопрос их реализации зависит от инициативы государства, в противном случае придётся доказывать, что государство действовало незаконно».

Группы

Чрезвычайное положение вводится в целях устранения обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Указанные обстоятельства разделены законом на две группы.

В первую группу включены обстоятельства, которые носят социально-политический характер: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооружённый мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооружённых формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вторую группу обстоятельств составляют чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Введение чрезвычайного положения — временная мера. Срок действия режима чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не превышает 30 суток, а вводимого в её отдельных местностях — 60 суток. В указе Президента Российской Федерации о введении режима чрезвычайного положения указываются основания введения данного режима, обосновывается его необходимость, определяются:

  • границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  • силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения;
  • перечень чрезвычайных мер и пределы их действия;
  • исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
  • государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер в условиях режима чрезвычайного положения;
  • время вступления в силу и срок действия чрезвычайного положения.

Что в нем указывается

В Указе Президента о введении на той или иной территории страны режима ЧС должны быть указаны:

— обстоятельства, которые послужили причиной введения данного режима, а также необходимое обоснование для его введения;

— границы территорий, в пределах которых должен быть введен режим ЧС;

— силы и средства, которые способны обеспечить данный режим;

— перечень особых мер, а также пределы их действия, список ограничений прав и свобод граждан, иностранных гостей, лиц без гражданства;

— перечень государственных органов, которые должны способствовать обеспечению мер, применяемых в случае введения режима чрезвычайного положения, и которые несут ответственность за их неисполнение;

— дата вступления в силу данного Указа, а также сроки введения и действия ЧС.

Данные положения обязательны, но помимо них, в указе допускается и содержание любых дополнительных сведений, например, о силах и всех необходимых средствах для устранения ЧС, поручениях Правительству РФ, либо другим федеральным органам власти.

Меры режима чрезвычайного положения

В период действия режима ЧС осуществляются специальные меры, призванные устранить ситуацию и ее причины. Они подразделяются на:

1. Совместные меры, которые используются при назначении режимов природно-техногенного и социального характеров. К таким мерам могут относиться — частичное или полное приостановление деятельности определенных государственных органов; ограничение свободы передвижений по участку, где введен режим ЧС; введение специального режима въезда на такие территории, а также выезда из нее; усиление охраны правопорядка и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения; установление определенных ограничений для осуществления некоторых видов финансовой деятельности; установление специального порядка продажи и приобретения продовольственных товаров; ограничение или запрет на проведение всевозможных собраний или митингов, а также других массовых мероприятий; ограничение, действующее в отношении транспортных средств и их передвижений по территории; приостановление или запрет деятельности вредных и опасных производств; эвакуация некоторых материальных ценностей из зоны действия режима ЧС, когда существует определенная угроза их утери; эвакуация населения. Что еще входит в понятие режима чрезвычайного положения?

2. Контркриминогенные меры, например – комендантский час, запрещение деятельности некоторых общественных объединений, которые могут воспрепятствовать ликвидации обстоятельств возникновения ЧС, личный досмотр граждан и проверка их документов, досмотр жилища и личных автомобилей; запрещение либо ограничение продажи предметов оружия, взрывчатки, ядовитых веществ и т.п.; введение специального режима приобретения лекарственных препаратов, а также средств, которые содержат спирт и психотропные вещества; продление сроков заключения для лиц, которые были задержаны по подозрению в совершении противоправных действий, связанных с возникновением ЧС.

3. Техногенно-природные меры – эвакуация населения в другие районы, с предоставлением переселенцам временного жилья; введение карантина, а также осуществление санитарных и противоэпидемиологических мероприятий; мобилизация государственных и местных ресурсов; отстранение от должностей некоторых руководителей организаций, которые выполняли свои обязанности ненадлежащим образом, а также временное назначение на эти должности других лиц; в некоторых случаях, когда необходимо проведение неотложных работ по ликвидации причин либо последствий ЧС, мобилизация населения, а также транспортных средств отдельных граждан с целью проведения определенных работ.

При режиме ЧС бизнесу компенсируют все убытки? Какой бизнес остаётся работать?

Валентин Карелин: «Обязательных компенсаций в фиксированном размере для бизнеса не предусмотрено. Вместе с тем, как следует из ст. 9 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», также распространяющего своё действие на ЧС и ЧП, если они эпидемиологического характера, индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на возмещение в полном объёме вреда, причинённого их имуществу при осуществлении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий». Причём к имуществу Гражданский кодекс РФ в ст. 128 относит не только вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), но и «иное имущество, в том числе имущественные права».

При ЧС бизнес может как оставаться открытым и работать, так и быть закрытым — на усмотрение властей. Могут и прикрыть, введя ограничения, как, например, в Москве. Скорее всего, приостановка бизнеса не будет касаться стратегических и системообразующих направлений».

Илья Можаев: «При режиме ЧС у государства отсутствует обязательство по компенсации всех убытков бизнесу. ИП и юридические лица только имеют право на возмещение вреда, причинённого их имуществу из-за нарушения санитарного законодательства, а также при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Вред компенсируется, только если действия властей противоречат законодательству или в законе прописана (финансовая. — RT) ответственность государства за его правомерные действия. В ст. 9 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» такой оговорки нет».

Определение специального лица

Для максимального достижения целей введения режима ЧС, в указе Президента определяется специальное лицо, которое призвано осуществлять руководство действиями по нормализации ситуации, которое называется комендантом.

В обязанности коменданта входит:

— издание приказов и распоряжений, которые обязательны к исполнению на территории введения ЧС;

— установление времени комендантского часа;

— определение режима въезда и выезда;

— установление порядка хранения и приобретения оружия, продуктов питания, лекарственных средств;

— определение мест хранения и содержания изъятого оружия и боеприпасов;

— выдворение за пределы территории ЧС правонарушителей;

— оповещение населения о порядке соблюдения режима ЧС, а также о мерах, которые применяются для нормализации ситуации и т.д.

При режиме ЧС человек может свободно гулять по улице?

Валентин Карелин: «Объём и содержание любых мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны определяться «исходя из принципа необходимой достаточности» (абзац 3 ст. 6 федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС»). Постановлением №417 от 2 апреля 2020 года правительство уже ввело в общем виде следующие правила: запрещают заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону; предписывают при получении указаний от уполномоченных должностных лиц, в том числе через операторов связи, эвакуироваться с соответствующей территории; граждане должны выполнять законные требования/указания руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, проводящих мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС. Проще говоря, если дадут указание не гулять по улице, избегать её как опасную зону или эвакуироваться из района, в котором находится эта улица, гулять вы не сможете. Пока не доведено инструкций об обратном и нет ограждений, гулять по умолчанию допускается».

Александр Князев: «В режиме ЧС вводятся ограничения доступа людей и транспортных средств. Конкретные ограничения при этом определяются лицом, объявившим соответствующий режим».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector