Чрезвычайное положение

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

 Также читайте познавательный материал от МЧС России: 

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Кто при режиме ЧС власть?

Александр Князев: «В режиме ЧС сохраняются все полномочия органов власти. Дополнительно создаются и начинают функционировать правительственная комиссия, а также региональные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности».

Валентин Карелин: «При чрезвычайной ситуации остаются те же органы власти, что действовали и до неё. Другое дело — чрезвычайное положение. При нём власть может быть отдана временным администрациям на местах («временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение»), согласно ст. 22 закона №3-ФКЗ. Также, согласно п. «б» той же ст. 22, могут отдать территорию в ведение «федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП».

При военном положении «функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти могут быть перераспределены исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности РФ, режима военного положения» (ст. 17 федерального закона №1-ФКЗ от 30 января 2002 года «О военном положении»). Конкретики тут нет, могут всё передать Министерству обороны, могут президенту — главнокомандующему. При этом по ст. 16 того же закона прокуратура, Следственный комитет и их подразделения, а также суды должны действовать, как и раньше».

В режиме ЧС платят по ипотеке или кредитам?

Валентин Карелин: «По умолчанию — да. В соответствии со ст. 10—11 закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, в компетенции правительства РФ, с одной стороны, а с другой — властей регионов принять решение о единовременной материальной помощи (выплате) пострадавшим. Но это их право, а не обязанность. Решают на своё усмотрение. Если власти и прибегнут к подобной мере, она может быть оговорена целевым характером выплаты, то есть, например, с оговоркой о том, что полученные деньги по аналогии с материнским капиталом должны быть направлены на решение определённой задачи, в частности на расплату по долгам и кредитам. Но по общему правилу от кредитов и ипотек режим ЧС не спасает. Максимум, что из него можно выжать, — это, как говорилось выше, отмену штрафов и пени за период коронавирусной ситуации, когда клиент-заёмщик не платил. Но погасить долги всё равно придётся. А решения суда по обращениям взысканий банком непредсказуемы: суд может признать обстоятельства непреодолимой силы (например, ответчик-ипотечник был переведён в неоплачиваемый отпуск, а других источников дохода нет), а может и удовлетворить требования банка, ссылаясь на ту же ст. 401 ГК РФ (отсутствие денег у контрагагента не может считаться форс-мажором)».

Также по теме


«Оседлали широкий спектр риторики»: COVID-диссиденты устроили митинг во Владикавказе

Днём 20 апреля на площади Свободы в столице Северной Осетии — Алании прошёл «народный сход» — так демонстрацию назвали организаторы….

Александр Князев: «С точки зрения закона отсутствие у заёмщика средств для выплаты кредита не является форс-мажором. Но если в режиме ЧС установленные ограничительные меры (в частности, запрет определённой деятельности, установление режима самоизоляции и т. п.) привели к отсутствию средств, то это может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании ст. 401 ГК РФ. Но это не прекращает исполнение самих обязательств, например по оплате кредита».

Илья Можаев: «Да, платят. Однако само обстоятельство ЧС в силу ст. 401 ГК РФ может быть признано обстоятельством непреодолимой силы. Следовательно, ответственность за неисполнение обязательств по кредитным договорам может не наступить до момента, пока ЧС не будет отменена».

Срок

Срок, на который производится обеспечение режима чрезвычайного положения во всей стране, не должен быть больше одного месяца, за исключением отдельных местностей, где такой срок составляет два месяца. После окончания таких сроков, режим ЧС считается прекращенным, кроме тех случаев, когда новым Указом Президента РФ такой срок продлевается. Президент имеет право досрочно отменить свой указ, но только в тех случаях, когда обстоятельства, ставшие основанием для введения режима ЧС, устранены.

Так как в одном документе урегулировать все вопросы, связанные с возникновением ЧС, невозможно, Президентом издаются другие акты, которые определяют компетенцию органов, призванных устранить причины возникновения ЧС, а также порядок осуществления специальных мер по ликвидации ЧС.

Обязанности граждан во время режима ЧС

  • Соблюдать законы, нормативные акты, которые касаются защиты населения и территории во время ЧС
  • Соблюдать меры безопасности в быту, в трудовой деятельности
  • Изучать основные способы защиты населения и территории во время ЧС, приемы оказания первой помощи, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. Совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области
  • Выполнять установленные в соответствии с режимом правила поведения
  • При необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ

При режиме ЧС человек может свободно гулять по улице?

Валентин Карелин: «Объём и содержание любых мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны определяться «исходя из принципа необходимой достаточности» (абзац 3 ст. 6 федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС»). Постановлением №417 от 2 апреля 2020 года правительство уже ввело в общем виде следующие правила: запрещают заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону; предписывают при получении указаний от уполномоченных должностных лиц, в том числе через операторов связи, эвакуироваться с соответствующей территории; граждане должны выполнять законные требования/указания руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, проводящих мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС. Проще говоря, если дадут указание не гулять по улице, избегать её как опасную зону или эвакуироваться из района, в котором находится эта улица, гулять вы не сможете. Пока не доведено инструкций об обратном и нет ограждений, гулять по умолчанию допускается».

Александр Князев: «В режиме ЧС вводятся ограничения доступа людей и транспортных средств. Конкретные ограничения при этом определяются лицом, объявившим соответствующий режим».

Правда ли, что при ЧС власти имеют право выселять и массово эвакуировать людей?

Валентин Карелин: «Отвечу юридически корректно: сами власти насильно эвакуировать при ЧС правом не наделены. Но по постановлению правительства РФ №417 от 2 апреля 2020 года граждане, услышав оповещение о необходимости эвакуации (через СМИ или от операторов связи), обязаны эвакуироваться сами (подп. «в» п. 3), а также этим обязаны заниматься организации, на территории которых в момент эвакуации эти граждане оказались (подп. «а» п. 6 постановления правительства РФ №417). Там же сказано, что эти организации обязаны оказывать содействие проводящим эвакуационные мероприятия органам госвласти и местного самоуправления. Из этого следует, что правительство РФ оговорило за властями, пусть и косвенно, возможность эвакуационных мероприятий при ЧС».

Александр Князев: «Эвакуация как мера возможна, это предусмотрено, в частности, постановлением правительства РФ от 2 апреля 2020 года №417 «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». Примерами такой необходимой и безусловной меры являются стихийные бедствия, пожары и затопления».

Кто вправе вводить режим ЧП

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Введение чрезвычайного положения — это самый жесткий и пока наименее вероятный из сценариев.

В некоторых странах Европы основания для введения чрезвычайного положения нашлись, установлен комендантский час и введены войска для его контроля.

Статьи по этой же теме:

Вы можете задавать нам вопросы в чате (кнопка чата внизу страницы, справа) или на специальной странице заполнить форму. В период эпидемии мы работаем удаленно и отвечаем на вопросы бесплатно, т.к. считаем, что это наша социальная функция. Поэтому старайтесь не выходить из дома, соблюдайте режим самоизоляции и все будет хорошо!

Оперативный штаб

Для того чтобы координировать действия сил и средств, которые обеспечивают правильное функционирование режима ЧС, посредством указа Президента, может быть организован специальный оперативный штаб. В него должны входить представители тех органов, которые осуществляют деятельность по устранению причин и последствий ЧС, а руководство таким штабом должен осуществлять комендант области, на которой был введен режим чрезвычайной ситуации.

Также рассмотрим силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения. Сюда можно отнести федеральные органы безопасности, органы уголовно-исполнительной системы, органы внутренних дел, органы по ЧС, делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихии, внутренние войска, дополнительные силы, которые привлекаются в крайне редких случаях (Вооруженные Силы РФ, воинские формирования и органы, другие войска).

Правда ли, что при режиме ЧС начинаются массовые выплаты компенсаций гражданам?

Александр Князев, адвокат: «Нет. В соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, устанавливаются законодательством РФ и законодательством её субъектов. В настоящее время нормативные акты о массовых выплатах при ЧС не приняты».

Илья Можаев, адвокат Адвокатской палаты города Москвы: «Никаких массовых выплат при режиме ЧС не предусмотрено».

Валентин Карелин, юрист: «При чрезвычайных ситуациях прямых чётко зафиксированных законом выплат нет. Правительство и органы власти могут их вводить на своё усмотрение в произвольном размере. МЧС же по разработанным им критериям определяет, где население нуждается больше и острее, и по своим нормативам оказывает экстренную помощь с питанием, ликвидацией очагов ситуаций и другим на средства специального фонда, сформированного из двух правительственных фондов и находящегося в ведении МЧС. И целевое назначение этих средств — в первую очередь ликвидация чрезвычайных ситуаций (ст. 24 закона №68-ФЗ), поскольку сам режим ЧС вводится для устранения последствий уже произошедшей ситуации.

Да, согласно абзацам 1 и 7—11 ч. 1 ст. 18 федерального закона №68-ФЗ о ЧС, граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций и на ряд других возмещений

Но важно учитывать, что речь в ст. 18 не идёт о компенсациях и поддержке именно при введении режима ЧС

Также по теме


На фоне распространения коронавируса: Путин подписал закон о праве кабмина вводить режимы повышенной готовности и ЧС

Президент России Владимир Путин подписал закон, наделяющий правительство полномочиями вводить в стране режимы повышенной готовности и…

Сказано о самой чрезвычайной ситуации (то есть даже без признания её властями, если она есть по факту), которая определяется в ст. 1 закона №68-ФЗ как «обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей», тогда как режим вводится именно для устранения последствий уже произошедшей ЧС.

Таким образом, с одной стороны, для получения этих льгот необязательно дожидаться введения такого режима. Доказывать, что ЧС имела место, можно через тот же суд и опосредованно от введения (или невведения) режима ЧС властями. Опять же, если режим не введён, юридически это не означает, что у нас не наблюдается самой чрезвычайной ситуации.

Но, с другой стороны, конкретный размер и формат возмещений, описанных в ст. 18 ФЗ о ЧС, не установлены. Кроме того, государство, в соответствии со ст. 1069 ГК, отвечает только за вред, причинённый физическому или юридическому лицу государственными органами или их должностными лицами в результате их незаконных действий или бездействия. То есть, чтобы получить компенсацию, придётся доказывать, что конкретные действия государства нарушали закон. Если суд признает, что эти действия опирались на режим ЧС, а последний ввели законно, то компенсации не положено».

Что такое режим ЧС (чрезвычайная ситуация) и как себя вести

В соответствии со ст. 1 федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» данный режим может быть введен на территории бедствий, которые могут повлечь и/или уже повлекли за собой человеческие смерти, ущерб здоровью и нарушение условий жизнедеятельности.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 года «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режим ЧС на территории региона может быть введен в случае если в пределах одного субъекта погибло или пострадало от 50 до 500 человек. Если жертв или пострадавших свыше 500, то это уже режим ЧС федерального характера.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 66 от 31.01.2020 года «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция включена в список заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Нарушитель условий чрезвычайной ситуации может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст

236 Уголовного кодекса РФ (а это до 5 лет лишения свободы)

Нарушитель условий чрезвычайной ситуации может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 236 Уголовного кодекса РФ (а это до 5 лет лишения свободы).

Глава IОбщие положения

Статья 1.

В настоящем Законе используются следующие основные
понятия:

Чрезвычайное положение — временная мера, вводимая на
всей территории Кыргызской Республики либо в отдельных ее местностях,
применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности ее граждан и
защиты конституционного строя и представляющая особый правовой режим
деятельности государственных органов, органов местного самоуправления,
организаций, независимо от форм собственности, допускающий установление
отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранных граждан и лиц без
гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные
обязанности.

Комендант местности — должностное лицо, назначаемое
Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и Президентом Кыргызской Республики
соответственно, руководящее деятельностью комендатуры местности, где введено
чрезвычайное положение, и осуществляющее единое управление силами и средствами,
обеспечивающими режим чрезвычайного положения.

Комендатура местности — временный специальный орган,
создаваемый Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и Президентом Кыргызской
Республики соответственно в местности, где введено чрезвычайное положение, для
обеспечения режима чрезвычайного положения.

Комендантский час — время суток, в течение которого
устанавливается запрет находиться на улицах и иных общественных местах либо вне
жилища без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих
личность.

Кризисная ситуация — совокупность факторов
(обстоятельств) биологического (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии), социального
(вооруженный мятеж, межэтнические конфликты, массовые беспорядки, сопряженные с
насилием и угрозой жизни людей, вооруженный захват и блокирование дорог
республиканского значения и стратегических объектов, включая их повреждение) и
природно-техногенного (стихийные бедствия, разрушения) характера, представляющих
непосредственную угрозу конституционному строю, жизненно важным интересам
личности, общества, нормальному режиму работы государственных органов и органов
местного самоуправления.

Границы территории, на которой вводится чрезвычайное
положение
— территория одной или нескольких административно-территориальных
единиц Кыргызской Республики.

Специальный пропуск — разовый или временный документ,
выдаваемый комендантом местности, дающий право передвижения, въезда (выезда),
входа (выхода) в границы территории, где введено чрезвычайное положение.

(В редакции Конституционных Законов КР от 29 декабря 2011 года № 256, 14 июля
2015 года № 163)

Статья 2.

(Утратила силу в соответствии с Конституционным Законом КР от 29 декабря 2011 года N
256)

Основания для введения режима чрезвычайной ситуации

К основаниям для введения режима чрезвычайного положения относятся:

1. Ситуации, которые носят социальный, либо политический характер, и могут выражаться в попытках изменения существующего конституционного строя, либо захвата и присвоения власти, а также в вооруженном мятеже, блокировке особо важных стратегических объектов, подготовке вооруженных формирований; разнообразных конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями, которые могут создавать угрозу для жизни либо безопасности мирных граждан, а также нормальному функционированию органов государственной власти.

2. Ситуации, которые носят криминогенный характер, что может выражаться в террористических актах либо массовых беспорядках. Какие еще основания для введения режима чрезвычайного положения существуют?

3. Ситуации, связанные с техногенными или природными обстоятельствами, всевозможными эпидемиями, а также эпизоотиями, которые возникли в результате природных явлений, стихийных бедствий, аварий или катастроф, которые повлекли либо могут повлечь человеческие жертвы, нанесение вреда здоровью людей и окружающей среде, либо определенные материальные потери, нарушений условий жизни граждан, и требуют при этом проведения масштабных действий по нормализации ситуации.

При режиме ЧС бизнесу компенсируют все убытки? Какой бизнес остаётся работать?

Валентин Карелин: «Обязательных компенсаций в фиксированном размере для бизнеса не предусмотрено. Вместе с тем, как следует из ст. 9 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», также распространяющего своё действие на ЧС и ЧП, если они эпидемиологического характера, индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на возмещение в полном объёме вреда, причинённого их имуществу при осуществлении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий». Причём к имуществу Гражданский кодекс РФ в ст. 128 относит не только вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), но и «иное имущество, в том числе имущественные права».

При ЧС бизнес может как оставаться открытым и работать, так и быть закрытым — на усмотрение властей. Могут и прикрыть, введя ограничения, как, например, в Москве. Скорее всего, приостановка бизнеса не будет касаться стратегических и системообразующих направлений».

Илья Можаев: «При режиме ЧС у государства отсутствует обязательство по компенсации всех убытков бизнесу. ИП и юридические лица только имеют право на возмещение вреда, причинённого их имуществу из-за нарушения санитарного законодательства, а также при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Вред компенсируется, только если действия властей противоречат законодательству или в законе прописана (финансовая. — RT) ответственность государства за его правомерные действия. В ст. 9 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» такой оговорки нет».

Что запрещается делать при режиме ЧП

  • Сначала приостанавливаются полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Приостановить полномочия могут частично или в полном объеме;
  • На территории где введен режим ЧП устанавливается ограничение на свободу перемещения, а также вводится особый режим въезда и выезда на указанную территорию;
  • Усиливается охрана общественного порядка;
  • Усилено охраняются объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
  • Вводятся ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • В особом порядке реализуются продовольственные товары и товары первой необходимости;При режиме ЧП запрещено проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Ограничить могут также проведение массовых мероприятий. Запрет также распространяется на забастовки и любые иные действия, которые могут приостановить или прекратить деятельность организаций;
  • При ЧП могут ограничить движение транспорта, а также осуществлять его досмотр;
  • В случае, если имеется угроза конституционному строю страны, то при режиме ЧП эвакуируют материальные и культурные ценности в безопасные районы.

За нарушения ограничений и запретов, действующих при введенном режиме ЧП лица подвергаются гражданской, уголовной или административной ответственности.

Последние поправки

Последняя редакция ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» была 23 июня 2016 года, при принятии ФЗ номер 218. Изменения произошли в статье 10, в которой дан список полномочий Правительства Российской Федерации. В эту статью был добавлен пункт «с». Согласно этому пункту в полномочия Правительства РФ добавилось то, что оно упорядочивает и регулирует действия Федеральных органов во время пожаров в лесах.

В ст. 4 ФЗ 68 «О чрезвычайных ситуациях» описана единая система, по которой работают органы, сотрудники, граждане и организации при возникновении чрезвычайных ситуаций. Эта единая система объединяет силы, действия и мероприятия, проводимые всеми органами Российской Федерации при предупреждении и ликвидации ЧС.

Принципы ЕГС:

  • Создание и использование норм и экономических функций по защите населения на водных объектах;
  • Сотрудничество в международном масштабе для защиты граждан. Защита происходит как на пожарах, так и на водных объектах и в других ситуациях;
  • Создание и использование научных и технических программ по защите и безопасности населения;
  • Помощь в реализации прав и обязанностей населения в описываемой сфере;
  • Поддержание органов, занимающихся предупреждением и ликвидацией катастроф, в состоянии готовности;
  • Планирование и реализация мероприятий и операций по поддержке населения, пострадавшего в катастрофах и проведение гуманитарных акций;
  • Сбор, обработка и использование сведений в описываемой сфере;
  • Ликвидация техногенных и природных катастроф;
  • Мероприятия по разъяснению и профилактике, а также подготовке населения к возможным катастрофам;
  • Проведение экспертиз и надзора в области защиты граждан во время опасных ситуаций;
  • Оповещение и информирование населения о надвигающейся катастрофе;
  • Создание и использование финансовых резервов;
  • Оценка и прогнозирование возможных ЧС.

Согласно 68 ФЗ ст. 14 у организаций, защищающих население от чрезвычайных ситуаций, существует ряд определенных обязанностей.

Среди этих обязанностей:

  • Организация и осуществление запланированных мер по защите сотрудников организаций во время катастроф;
  • Информирование населения о возможных чрезвычайных ситуациях, предоставление Федеральным органам информации и участков для установки оборудования;
  • Организация мероприятий по повышению уровня жизнедеятельности работников;
  • Предоставление необходимой информации населению;
  • Создание операций и их осуществление, а также подготовка граждан к возможным чрезвычайным ситуациям;
  • Создание финансовых резервов;
  • Поддерживать в нужном состоянии технические системы, оповещающие население о надвигающихся катастрофах;
  • Финансировать операции и мероприятия по подготовке работников и граждан;
  • Проводить спасательные и аварийные работы при необходимости, организовывать неотложные работы на объектах.

В статье 19 ФЗ 68 дан список обязанностей всех лиц при предостережении о надвигающейся катастрофе и при аварийно-спасательных операциях. Каждый гражданин России обязан следовать законодательству страны в описываемой области для защиты и безопасности. Кроме этого при обнаружении возникших опасных ситуаций и при обнаружении ситуаций, когда необходима помощь, граждане обязаны оказывать содействие другим лицам. Другой обязанностью населения считается соблюдение мер безопасности в быту и на производстве. Государственные органы и организации проводят мероприятия по обучению граждан о необходимых действиях во время возникновения чрезвычайных ситуаций, эти действия они обязаны совершать. Граждане обязаны обучаться приемам оказания первой помощи и поведения на воде, при пожаре и других катастрофах.

Скачать последнюю редакцию закона

ФЗ о ЧС природного и техногенного характера помогает скооперироваться государственным органам и гражданам Российской Федерации для предотвращения и ликвидации возникших ЧС. Чтобы избежать возможных ошибок, повреждений или чтобы не пострадать во время катастрофы, рекомендуется изучить этот закон.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Круг мероприятий

С помощью введения режима чрезвычайного положения определяется круг административных мероприятий, которые эффективно противостоят экстремальным условиям, возникшим на определенной территории государства.

В правовой регламентации данного режима заинтересованы не только должностные лица, которые его обеспечивают, но и граждане, проживающие на территории введения правового режима чрезвычайного положения. Первые – потому, что это предоставляет им возможность обоснованных и оперативных действий, а вторые – потому что гарантирует их безопасность и соответствует нормам закона об их личных правах и свободах.

Определение специального лица

Для максимального достижения целей введения режима ЧС, в указе Президента определяется специальное лицо, которое призвано осуществлять руководство действиями по нормализации ситуации, которое называется комендантом.

В обязанности коменданта входит:

— издание приказов и распоряжений, которые обязательны к исполнению на территории введения ЧС;

— установление времени комендантского часа;

— определение режима въезда и выезда;

— установление порядка хранения и приобретения оружия, продуктов питания, лекарственных средств;

— определение мест хранения и содержания изъятого оружия и боеприпасов;

— выдворение за пределы территории ЧС правонарушителей;

— оповещение населения о порядке соблюдения режима ЧС, а также о мерах, которые применяются для нормализации ситуации и т.д.

Заключение

В заключение я хотел бы отметить, что в данной статье рассматривались лишь возможные (!) варианты влияния ЧС и ЧП на права и обязанности граждан. Так, например, лично я уверен, что никакого отселения граждан, реквизиций или «трудовой мобилизации» не будет — даже при худшем сценарии развития событий.

Вместе с тем, мне хотелось бы, чтобы эта статья послужила своеобразным предупреждением тем, кто не разобравшись в юридических тонкостях, требует вводить режим чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения. Оба этих режима не дадут обычным гражданам (включая предпринимателей) никаких дополнительных льгот или преимуществ по сравнению с текущей ситуаций. Но они могут привести к значительному сужению гражданских прав и возникновению новых, тяжелых и раздражающих обязанностей.

Особенно сказанное выше относится к режиму чрезвычайного положения. Законодатель, принимая соответствующий закон, рассматривал чрезвычайное положение как «средство последней надежды», которое следует вводить только в критических обстоятельствах, когда угроза нависла над самим государством. Как и любое сильнодействующее лекарственное средство, чрезвычайное положение имеет серьезные «побочные эффекты». Не следует применять его без надобности.

Конечно, бывают ситуации, когда введение ЧС или даже ЧП оправдано и без этого никак не обойтись. Но желать этого, призывать к этому — просто недальновидно. Михаил Булгаков сказал: «Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться». Подозреваю, что результаты введения режима чрезвычайного положения крайне разочаровали бы его сторонников и уже на второй день они требовали бы его отмены. Чрезвычайное положение по своим правовым особенностям во многом подобно положению военному (хотя, конечно, там есть свои значительные юридические отличия). И я рискну предположить, что мало кто предпочел бы «законы военного времени» обычной жизни, пусть и с ограничениями (режим повышенной готовности).

Что же, завершая статью хочу пожелать всем читателям здоровья и того, чтобы все обсуждения ЧС и ЧП оставались только в спорах юристов-теоретиков, чтобы никто не столкнулся с этими весьма неприятными правовыми режимами в своей реальной жизни!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector