Напорные пожарные рукава: виды, ттх и порядок испытаний

14.8 Учет пожарных рукавов

14.8.1 Напорныепожарные рукава, поступающие на объекты метрополитена для комплекта у пожарныхкранов должны подвергаться входномуконтролю на специализированномпредприятии (на рукавной базе ЗАО СППР).Пожарные рукав должен иметь длину неменее 20м., либо два рукава по 20 метров снавязанными соединительными головкамидля подсоединения к крану и рукавномустволу. На каждом рукаве, на расстоянии500-1000 мм, от одного из концов скаткидолжна наноситься маркировка ихпринадлежности сохраняющаяся в течениевсего срока эксплуатации и хранения.Пример маркировочных надписей напожарном рукаве.

Электродепо

ТЧ-1-2-3 и т.д.

ТЧ- наименованиеэлектродепо

1-номер электродепо

2- учетный номеррукава

Дистанция (линия)

1-2-3- и т.д.

1-номер линии(дистанции)

2-номер станции(абревиатура службы Э, ЭМ, ГМ, Т и т.д.)

3- учетный номеррукава.

Главные мастерскиеэскалаторной службы.

ГМ-(главныемастерские)

1,2,3- учетный номеррукава.

Завод по ремонтуЭлектроподвижного состава.

ЗРЭПС В (С) ЗРЭПС-В(Выхино) ЗРЭПС-(С)- Сокол

1,2,3- учетный номеррукава.

Склад СМТО

СМТО—склад

1,2,3- учетный номеррукава

Инженерный корпус

И-7

И-инженерный корпус

7- учетный номеррукава

Здание инженерныхслужб

ИС-9

ИС-здание инженерныхслужб

9 – учетный номеррукава

Спецавтобаза

САБ-8

САБ — спецавтобаза

8 — учетный номеррукава

Монорельсоваятранспортная система

МРС-1

МРС — монорельсоваятранспортная система

1 – учетный номеррукава

14.8.2 Паспорт на пожарный рукав

14.8.2.1 В целяхправильного учета и лучшего наблюденияна каждый рукав заводится паспорт, вкоторой заносят данные о работе испытанийи ремонте, а также заносят сведения отом, номер рукава, кому он принадлежит,о размерах, сроках службы, материале икатегории. Паспорт изготавливают изплотной бумаги или тонкого картона поформе указанной в приложении № 13. Размерпаспорта 15х20 см.

15. Шкаф пожарный

15.1 Пожарныйшкаф – шкаф,предназначенный для размещения иобеспечения сохранности комплектапожарного крана и (или) переносного (ых)огнетушителя (ей).

15.2Пожарныешкафы подразделяют на:

— навесные,устанавливаемые (навешиваемые) на стенахвнутри зданий или сооружений;

— встроенные,устанавливаемые в нишах стен;

— приставные,устанавливаемые как у стен, так и в нишахстен, при этом они опираются на поверхностьпола.

15.3 Размеры пожарныхшкафов определяются в зависимости отколичества и диаметров пожарных клапанов,рукавов и применяемых типов стволов.

15.4 Пожарные шкафыпредназначены для размещения ПК соборудованием, имеющим условные проходы 50 или 70 (клапаны DN 50 и 65), и рукавамидиаметром 51 и 66 мм соответственно. Длинарукавов 20 м.

15.7 Установказапорных клапанов в пожарном шкафедолжна быть выполнена с соблюдениемтребований СНиП 2.04.01* и обеспечивать:

— удобство охватарукой маховичка клапана и его вращение;

— удобствоприсоединения рукава и исключение егорезкого перегиба при прокладывании влюбую сторону;

— удобство доступак огнетушителям и беспрепятственноеразвертывание рукавной линии.

15.8 Пожарные шкафыдолжны быть оборудованы поворотнойкассетой для размещения в ней пожарногорукава, укладываемого в двойную скатку,гармошку. Поворотная кассета должнаповорачиваться в горизонтальнойплоскости на угол не менее 90 градусов.

15.7 Дверки пожарногошкафа должны иметь прозрачную вставку,позволяющую проводить визуальнуюпроверку наличия комплектующих изделий.Допускается изготавливать пожарныешкафы без прозрачных вставок, при этомна их дверках должна быть нанесенаинформация о составе комплектующихизделий. Дверки пожарного шкафа должныиметь конструктивные элементы для ихопломбирования и запирания, позволяющиебезопасно открывать шкаф в экстренныхслучаях в течение не более 15 с.

15.8 Конструкцияпожарного шкафа должна обеспечиватьего естественную вентиляцию. Вентиляционныеотверстия должны располагаться в верхнихи нижних частях дверок или на боковыхповерхностях стенок пожарного шкафа.Допускаются другие конструктивныерешения обеспечения естественнойвентиляции пожарного шкафа.

15.9 Дверки пожарногошкафа должны легко открываться и на нихдолжны быть нанесены надписи: номерапожарного крана «ПК №___» и номеровтелефонов городской и ведомственнойпожарной охраны «О пожаре звонить ____ _____». На дверках пожарного шкафа, гдеразмещены переносные огнетушители,должен быть изображен указательныйзнак пожарной безопасности по НПБ 160.

15.10 Шкафы пожарныхкранов должны быть закрыты и опломбированы.

Причины списания рукавов

Списывать можно рукав, который выработал свой установленный срок и пришел в полную негодность. То есть изделие нельзя отремонтировать или восстановить. О непригодности к дальнейшей эксплуатации должна дать заключение специальная комиссия во главе с руководителем подразделения.

Причины списания (выбраковки) пожарных рукавов:

  • размер не соответствует установленному стандарту;
  • внутренний диаметр больше нормы;
  • герметичность изделия нарушена;
  • рукав не выдержал испытания на разрыв;
  • абразивный износ ниже нормы;
  • нарушена термо- или маслостойкость;
  • ремонт не устранил найденных дефектов.

Списанию также подлежат шланги, пострадавшие на пожаре.

Нормативный срок службы пожарных рукавов

Зачастую пожар возникает в очень труднодоступных местах, где добраться до очага возгорания крайне трудно.

Для того, чтобы обеспечить доступ огнетушащего состава непосредственно к самому пламени, может понадобиться преодолеть довольно значительное расстояние отделяющее резервуар с таким составом от самого пожара.

Именно для этих целей и используются пожарные рукава. От четкой и своевременной подачи воды к очагу пожара и будет зависеть, какой урон нанесет пожар и как быстро смогут его потушить.

Основные показатели пожарных рукавов. Пожарные рукава виды.

На сегодняшний день в Украине в основном используются три основных вида пожарных рукавов.

  • Напорные. Длина 20 метров. Диаметр может составлять 51, 66, 77, 100, и 150 мм.
  • Напорно-всасывающие. Основное предназначение набор воды из пожарных гидрантов. Диаметр 77 миллиметров.
  • Всасывающие. Используются для забора воды из открытых источников, таких как пожарные водоемы, озера или реки. Диаметр 125 миллиметров.

Из них самыми распространенными рукавами являются напорные. Рукава напорные пожарные, входят в обязательную комплектацию каждой пожарной автоцистерны, поезда или корабля.

По ним подается вода под давлением, которое составляет от двух до восьми атмосфер.

Для того чтобы выдерживать такие нагрузки пожарные рукава должны обладать отличной прочностью, устойчивостью к нагрузкам на стыках, а также огнестойкостью.

Такой способ хранения позволяет в кротчайшие сроки осуществить размотку рукавов и максимально быстро привести их в рабочее состояние.

Одним из ярких примеров напорных рукавов является, рукав пожарный диаметром 51 мм, выпускаемый нашим предприятием «Рубеж».

Как и все пожарное оборудование, пожарные рукава должны соответствовать необходимым ГОСТам, а также полностью отвечать всем сертификатам качества. Согласно законодательно прописанным нормам, все пожарные рукава делятся на такие категории как:

По стойкости к внешним условиям использования:

  • Износостойкие
  • Маслостойкие
  • Термостойкие

По различным климатическим условиям:

  • Тропические
  • Умеренным. Использование подобного вида рукавов предусматривает их эксплуатацию в температурных пределах от минус 40 градусов по Цельсию, до плюс 45 градусов.
  • Холодным климатом. Этот тип пожарных рукавов предусматривает использование в среде с минимальной температурой окружающей среды от -50 градусов по Цельсию до + 45 градусов.

Требования к пожарным рукавам во многом зависят от условий, в которых их предполагается использовать. Тридцать, сорок лет назад, пожарные рукава производились из льняной ткани.

После каждого использования, такие рукава приходилось очень тщательно просушивать, так как лен являлся природным материалом подверженным гниению.

Сегодня все рукава делают из специальных синтетических волокон, что значительно снизило общую массу, повысило устойчивость к гниению, а также значительно увеличило прочность и общую надежность.

Помимо этого современные производители пожарных рукавов применяют материалы, которые устойчивы к высоким и низким температурам, а также обладают маслостойкостью. Как общая износостойкость, так и износостойкость на изгибах, у современных рукавов по сравнению со старыми моделями выше во много раз.

Пожарные рукава и рукавная арматура.

Пожарные рукава и арматура являются неотъемлемой частью пожарного оснащенности любого комплекта пожарной автоцистерны. С их помощью осуществляется непосредственная доставка огнетушащей смеси к источнику возгорания.

От их качества и надежности зависит общий успех в тушении огня.

Поэтому пожарные рукава испытание, которых проходит в самых жестких условиях, в обязательном порядке должны соответствовать всем законодательно установленным нормам, предусмотренным для пожарного оборудования.

Для быстрого соединения рукавов во время тушения пожара, а также для подсоединение их к насосам, они комплектуются специальными соединительными головками, которые могут продаваться вместе с рукавом или приобретаться отдельно. Основным требованием к напорным пожарным рукавам заключается в том, что они должны быть способны, хорошо удерживать большое давление.

Виды

Пожарные рукава подразделяются на:

  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие;
  • напорные.

Всасывающие и напорно-всасывающие

Всасывающий пожарный рукав – это рукав жесткой конструкции, предназначенный для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса.

Напорно-всасывающий рукав – предназначен для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса или из системы противопожарного водоснабжения (находящейся под избыточным гидравлическим давлением) и транспортирования ее для пожаротушения. Пожарные автомобили комплектуют всасывающими и напорно-всасывающими рукавами, по ГОСТ 5398-76, с условным проходом 80, 100 и 125. Для пожаротушения применяют всасывающие и напорно-всасывающие рукава классов Б и КЩ.

Напорные

Напорный пожарный рукав – это пожарный рукав для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением. Напорные рукава состоят из тканого или ткановязаного каркаса и внутреннего гидроизоляционного покрытия. При изготовлении каркаса напорного рукава используют нити из химических и натуральных волокон. Внутреннее гидроизоляционное покрытие изготавливается из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов. Напорные рукава с каркасом из натуральных волокон могут быть без внутреннего гидроизоляционного покрытия. В зависимости от назначения напорного рукава его каркас может иметь наружное защитное покрытие или пропитку.

По назначению напорные рукава подразделяются на рукава для комплектации пожарных машин (РПМ) и для оборудования наружных (РПК-Н) и внутренних (РПК-В) пожарных кранов зданий и сооружений. По стойкости к внешним воздействиям напорные рукава подразделяются на рукава:

  • обычного исполнения;
  • специального исполнения: износостойкие (И), маслостойкие (М), термостойкие (Т).

Износостойкие рукава обладают повышенной стойкостью к абразивному износу, могут более эффективно, по сравнению с обычными рукавами, применяться при прокладке рукавных линий по абразивным поверхностям (асфальту, бетону, строительным конструкциям), что особенно важно при тушении пожаров в городских условиях и на производственных предприятиях. Маслостойкие рукава устойчивы к воздействию масла, нефтепродуктов и щелочи и могут успешно применяться при тушении пожаров на предприятиях нефтяной и химической промышленности

Маслостойкие рукава устойчивы к воздействию масла, нефтепродуктов и щелочи и могут успешно применяться при тушении пожаров на предприятиях нефтяной и химической промышленности.

Термостойкие рукава обладают повышенной стойкостью к контакту с нагретым предметом, могут эффективно применяться в местах воздействия тепловых потоков повышенной интенсивности и повышенных температур, а также при прокладке рукавных линий по нагретым предметам (тлеющим углям, строительным конструкциям и т.п.), например, на стадии ликвидации пожара. Особую подгруппу термостойких напорных рукавов составляют перколированные напорные рукава.

Перколированные напорные рукава – это напорные рукава, конструкция которых обеспечивает термостойкость за счет увлажнения их наружной поверхности по всей длине транспортируемыми огнетушащими веществами (водой, водными растворами пенообразователей и т.п.) под давлением. Перколированные напорные рукава предназначены в основном для тушения пожаров, когда необходима прокладка напорных рукавов по нагретым до значительной температуры поверхностям (тлеющим торфяникам, углям и т.п.). Широко применяются для тушения лесоторфяных пожаров.

 Подробнее о рукавной линии, ее видах, правилах прокладки и защите 

Дополнительный материал по теме:

  1. Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов.
  2. Методические рекомендации по проверке организации содержания и эксплуатации пожарных рукавов и рукавного оборудования в дежурном карауле (смене) пожарной части.

Порядок эксплуатации пожарных рукавов

Пожарные рукава входят в перечень важнейших элементов, составляющих материальную часть системы противопожарной защиты. Являясь транспортным трубопроводом, доставляющим ОТВ, они находят применение на всех объектах, оснащенных пожарными кранами, гидрантами, мотопомпами, насосами. Эксплуатация изделия организована на основе норм и правил, изложенных в методичках и инструкциях МЧС. Эти источники определяют порядок применения, хранения и обслуживания изделий на предприятиях и в организациях. За применение норм на практике отвечает инженер по противопожарной безопасности или лицо, назначенное приказом руководителем предприятия.

Условие Описание
Документальное сопровождение
  • формуляры (эксплуатационные паспорта);
  • книги учета;
  • табели положенности;
  • ведомости движения ПР, состояния, инвентаризационные;
  • акты о перекатке, списании;
  • бирки о техобслуживании.
Входной контроль, последующие проверки, испытания При поступлении рукавного оборудования в пожарную часть делают осмотр, испытания на стендах (в том числе на герметичность). Происходит постановка на вооружение: заполняют паспорт, наносят инвентаризационный и порядковый номер. Последующие испытания:

  • после каждого ТО;
  • 2 раза в год вместе с пожарной техникой;
  • каждый раз, если не выдержали проверку внешним осмотром;
  • всасывающие типы, не использующиеся, находящиеся на складах испытывают после гарантийного хранения, но осмотр должен быть 1 раз в 12 мес.
Скатка и периодическая перекатка Техническое обслуживание включает скатывание, перекатки, производимые ответственными лицами (начальниками караулов), техотделами, линиями, базами.

Особенности применения, правила эксплуатации и технического обслуживания рукавов

Особенности практического применения, правила эксплуатации подробно изложены в таком документе, как инструкция по эксплуатации пожарных рукавов, которая должна быть в любом подразделении, использующем изделия данного типа. Вниманию персонала подлежит хранение изделий, их правильная эксплуатация, обязательное периодическое техническое обслуживание пожарных рукавов.

Во время хранения необходимо следить за правильностью укладки бухт в автомобиле, за состоянием катушек, на которые намотаны рукава. Это предохраняет пожарное изделие от повышенного износа. Хранить рукава нужно в соответствующих условиях, предписанных формуляром, следить, чтобы на них не влияли прямые солнечные лучи. Изделия должны быть чистыми, с исправными соединительными головками.

Во время работы с пожарными шлангами требуется следить за правильной прокладкой магистралей поступления воды. Трасса не должна иметь резких перегибов, изломов. Необходимо постоянно следить за маршрутом прокладки рукавов, за местами их соединений. Не допускать пролегания магистрали по горящим обломкам и горючим веществам, химическим соединениям, способным повредить находящуюся под высоким давлением трассу подачи воды.

Вертикальная прокладка магистрали также требует внимания и применения такой оснастки, как рукавная задержка. Следует учесть то, что для правильной трассировки применяют как минимум одну задержку на рукав. Давление в магистрали нужно поднимать постепенно, стараясь предотвратить возможные гидроудары. Латексированный и простой рукав следует предохранять от механических воздействий. При вертикальных перемещениях необходимо применять веревочную поддержку.

Чтобы избежать повреждения рукава во время работы с ним, следует применять специальные защитные приспособления

При возникновении утечки применяются специальные рукавные зажимы. Для небольших, точечных повреждений устанавливают ленточный зажим, а для устранения протечек размером до 10 см применяют корсетный. В зимних условиях соблюдается следующее:

  • при температурах ниже 20 градусов подача воды в магистрали осуществляется на повышенных оборотах насоса, что несколько поднимает температуру перекачиваемой воды;
  • воду следует подавать из глубинных слоев открытого водоема, где ее температура выше;
  • после пребывания рукавов на морозе остатки воды немедленно сливаются, примороженные участки отогреваются паром или горячей водой;
  • транспортировку замерзших рукавов необходимо выполнить без их перегибов, изломов, что может повредить тканевый, латексированный или резиновый слой рукава.

Перед складированием следует проводить техническое обслуживание пожарных рукавов. При необходимости выполнить ремонт, проверить целостность оболочки, плотность соединительных головок. Противопожарные инструменты всегда должны быть в готовности номер один и по первому требованию обеспечить подачу воды к месту возгорания.

Техническое обслуживание пожарных рукавов требует не только усердия обслуживающего персонала, но и специального оборудования и приспособлений. Для этих целей производятся специальные станки, такие как:

  • машины рукавомоечные;
  • станки для навязки соединительных головок;
  • намоточный станок в скатку;
  • специальная установка для сушки и талькирования рукавов;
  • емкости, в которых производится замачивание грязных изделий;
  • испытательная установка гидравлическая.

Данное оборудование упрощает трудоемкий процесс работы с пожарными рукавами, их восстановлением, чисткой, испытаниями, хранением. Все действия с ответственной частью пожарного инструмента записываются в формуляр. Своевременно проводятся испытания пожарных рукавов. Знания ассортимента пожарной техники помогает правильно использовать изделия, содержать их в надлежащей готовности к экстренному применению.

Срок службы пожарных рукавов лет

По стойкости к различным внешним воздействиям различают пожарные рукава общего и специального исполнения. (И) – Износостойкие рукава; (М) – Маслостойкие рукава, обладающие повышенной стойкостью к воздействию различных масел и нефтепродуктов; (Т) – Термостойкие рукава, обладающие повышенной огнеупорной стойкостью при контакте с горячими поверхностями.

Отдельно хочется сказать о перколированных пожарных рукавах, которые представляют собой подгруппу термостойких рукавов. Перколированные рукава обеспечиваются термостойкостью благодаря увлажнению всей длины их наружной оболочки огнетушащими веществами (водой, пенообразователями и т.п.) транспортируемыми под давлением. Назначение перколированных напорных рукавов заключается в тушении пожаров, когда необходима прокладка пожарных рукавов по поверхностям, разогретым до значительных температур (тлеющим углям, торфяникам и т.п.)

Скатка и перекатка пожарных рукавов: с какой периодичностью, правила, методы

Правила и периодичность перекатки пожарных рукавов на новую скатку регламентируются НПБ. От выполняемых действий зависит исправность, работоспособность, готовность рукавного оборудования. Мероприятие касается напорных пожарных рукавов (НПР) – армированные проволокой всасывающие типы шлангов содержаться по иным правилам.Перекаткой называется процедура скатывания рукава на новое ребро (складку). Кант перемещается на новое место, на угол 90°, таким образом, обновляется расположение сгибов.

Зачем нужна перемотка рукавов: требования

Обновление складки НПР обязательное требование – это часть технического обслуживания, стандартная мера по уходу. Для перекатки рукавов внутреннего противопожарного водопровода установлена периодичность – раз в год. Подготовительные действия – отмачивание, сушка, промывка – являются этапами мероприятия. Техническая цель перекатки – распрямить старое ребро, переместив его на середину продольного сечения, чтобы образовалась новая складка, кант.

Структура позволяет плотно скатывать шланги, что удобно для хранения, транспортировки. Рукава слипаются, слеживаются, в местах сгиба быстрее изнашиваются.

Задача перемотки – уменьшить негативные явления, к которым относятся:

  1. перетирания, трещины;
  2. деформации;
  3. утрата герметичности, образование ослабленных мест и, как следствие, прорывы, утечки, падение напора;
  4. разрывы из-за чрезмерного пересыхания;
  5. снижение гибкости;
  6. задержки при разматывании;
  7. образование гнили и плесени, скопление пыли.

Особенности требований к перекатке:

  1. обязательность после каждого использования, ТО, для хранения;
  2. регулярность;
  3. включает подготовку;
  4. способы имеют свои правила;
  5. мера как часть ТО осуществляется вручную и на спецоборудовании профильными структурами, ответственными лицами и техотделами ПЧ;
  6. сопровождается документально: техзадание, акт, журнал перемотки, бирка.

Надо ли перекатывать новые рукава

Поступившие напорные рукава наматываются на новую скатку. При приемке входной контроль обязательный (это сфера ответственности начальника караула), с испытаниями, проверками. Описанные меры невозможно выполнить, не развернув изделие, соответственно, потребуется перемотка.Новые шланги на складском хранении также подвергаются регулярной перекатке (производится чаще – раз в квартал), так как материал слеживается, одни участки испытывают меньшее давление, другие – большее, могут образовываться ослабления.

Периодичность перемотки пожарных рукавов: как часто

Нормы по регулярности перемотки:

  1. перекатка пожарных рукавов пожарных кранов должна производиться не реже 1 раза в год. Это же касается всего оборудования ПБ;
  2. если НПР хранятся на складе – 1 раз в квартал;
  3. после каждого развертывания, использования, ремонта, техобслуживания.

Сроки перекатки рукавов в автоцистерне на новую складку обычные. Для пожарной машины характерна учащенная периодичность, так как процедура требуется после каждого использования, осмотра шланга.

Виды скаток рукавов

Скатывать можно вручную или на станках. Способы зависят от того, где будет размещаться изделие:

Способ Описание
Одинарная, она же «улитка»
  • для складского хранения;
  • распрямленную ленту шланга скручивают в спиральный моток по всей его длине, не складывая его каким-либо образом;
  • в центре скатки (внутри) один конец, а другой свисает на наружном ее окончании;
  • не слишком удобная, но для длительного хранения лучшая, так как меньше перегибов.
Двойная
  • самая распространенная и универсальная;
  • сначала складывают вдвое (середина шланга отмечена на нем же линией), затем сматывают обычным способом;
  • два конца с соединительными головками оказываются снаружи (не в центре скатки), что удобно при использовании;
  • стандартно используется в отсеках пожарных машин, в ПШ, около мотопомп и другой техники, на стендах (стеллажах) в режиме готовности;
  • удобная для кассет в ШПК: концы снаружи, один – со стволом, второй – присоединен к клапану. Потянув за брандспойт моток легко развернется.
Гармошка горизонтальная или вертикальная
  • шланг складывают гармошкой – один конец возле крана ПК, второй со стволом свисает с другой стороны. Длина витков – удобная для использования или определяется размерами кассеты;
  • в отсеках пожарных машин применяется реже, хотя особых ограничений нет;
  • нередко используют для транспортировки, стягивая гармошку обвязкой;
  • для развертывания не менее удобная, чем двойная скатка;
  • вертикальная гармошка создается подвешиванием на рейке ШПК. Быстрота развертывания ускоренная.
Восьмерка Временное положение для транспортировки.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector