Пожарная безопасность вагонов поезда: требования и действия персонала

Пожарные станции разных стран

Задачи станций противопожарной службы в тушении и предупреждении пожаров, и охрана окружающей среды. Первыми законодателями в области пожарной безопасности были немцы. В 17 веке в Германии появились первые пожарные команды — брандкоманды. В средневековой Германии создавались так называемые «Пожарные гильдии» компенсировавшие ущерб от огня. В 1676 году была организована «Пожарная касса», предписывающая владельцам зданий и построек обязательное страхование на случай пожара.

Все пожарные машины в мире имеют общепринятую окраску красного и белого цвета. Профессиональная пожарная охрана организуется в городах свыше 100 тысяч населения. Если население меньше 50 тысяч, существуют только добровольные пожарные команды. У спасателей на вооружении современные автомобили, вся необходимая техника и качественное снаряжение.

Нарядная станция в городке Фулмпес в Австрии.Немного истории. Ужасный пожар произошел прямо посреди шумного бала 1 июля 1810 г. в посольстве Австрии, где проходило бракосочетание Наполеона I с эр-герцогиней Марией-Луизой. В то время пожарные были гражданскими служащими и не слушались приказов командира. После этого инцидента Наполеон постановил указом, что отныне пожарные Франции являются военными частями. (Пожарная станция в г. Нойштифт Австрия).В средние века, когда не хватало воды, и дома были деревянными, пожарные окапывали горящие строения. (Австрия)В некоторых особо больших городах штат пожарных целиком состоит из профессионалов, а в коммунах сельского типа с низкой плотностью населения – целиком из добровольцев. (Пожарная станция в Цель-ам-Зее -Австрия).Лето 2017 года из-за жары в Черногории ознаменовалось большим количеством сильных лесных пожаров. Почти на всем полуострове нет водоснабжения — вода привозная. Также есть места, куда невозможно подъехать на машине. Пожарные не могут в одиночку справиться с огнем. Тогда прибегают к помощи специальных самолётов. (Пераст-Черногория) .Пожарная станция в Италии.Профессия пожарного считается престижной во Франции. Пожарные Франции называются «саперы-пожарные». Во Франции только 5% всех вызовов — пожары, остальные связаны со спасением людей при ДТП, травмах , возлагается на пожарных, а не на «Скорую»

Пожарный должен уметь принять даже роды, не говоря уже о перевязке, искусственном дыхании и прочем! (Франция)Время реагирования у парижских пожарных строго регламентировано: между моментом принятия звонка и началом тушения должно (внимание!) проходить не более 10 минут. На практике они укладываются за шесть

Учебно тренировочные работы пожарных во Франции. 4/5 всех пожарных всей Франции состоит из добровольцев. Доброволец — это не прохожий энтузиаст, это такой же обученный боец, с одной только разницей: он совмещает работу в пожарной службе с другой деятельностью. На улицах не только городов, но и посёлков размещены гидранты, что облегчает работу спасателям, обеспечивая им доступ к воде.

Инсталляции образные

Наша земля под облаками (Фото)

Это интересно: Пожарные мотопомпы: назначение, виды, характеристики, требования

Особенности тушения возгораний

Даже если правила безопасности на железнодорожном транспорте соблюдаются, существует вероятность образования пожара. Безопасность людей в поезде в таком случае полностью зависит от правильных действий сотрудников железнодорожного транспорта.

При обнаружении возгорания или задымленности дежурный проводник обязан разбудить проводника, который отдыхает, а после этого остановить поезд стоп-краном.

Производить остановку движущегося состава нельзя на акведугах, виадугах, в тоннелях, над путепроводами и в иных местах, где невозможно произвести высадку пассажиров.

Проводник должен отключить электроснабжение: при достаточном естественном освещении – полностью, а ночью − оставив аварийное освещение. Напарник проводника обязан сообщить о случившемся по внутренней связи остальным сотрудникам поезда.

Ради пожарной безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте один из проводников занимается организацией эвакуации. Перед оповещением об эвакуации необходимо открыть все возможные двери.

В случае невозможности эвакуации пассажиры перемещаются в соседний вагон в безопасные условия. Пассажирам должны быть вручены средства индивидуальной защиты, которые находятся в каждом вагоне.

Второй проводник начинает ликвидировать очаг возгорания при помощи огнетушителей и иных противопожарных средств. Для тушения пожаров подвижного состава на железнодорожном транспорте используются порошковые огнетушители, так как пенные содержат воду, которая приводит к короткому замыканию электросети. Их использование допускается только при отключении электроснабжения.

Сотрудники железнодорожного транспорта других вагонов после извещения о пожаре должны взять огнетушители и отправиться в горящий вагон тушить огонь, а также проследить за эвакуацией пассажиров.

Важно не допускать появления и распространения паники среди людей, а обеспечить их организованную высадку в безопасное место. Соблюдение правил пожарной безопасности позволяет сократить вероятность возникновения опасных ситуаций на железнодорожном транспорте, а обученные проводники способны спасти жизнь пассажирам при возникновении пожара

Соблюдение правил пожарной безопасности позволяет сократить вероятность возникновения опасных ситуаций на железнодорожном транспорте, а обученные проводники способны спасти жизнь пассажирам при возникновении пожара.

Тактико-технические характеристики

Категории пожарных поездов

На пожарных поездах первой и второй категории положено иметь запас пенообразователя 5000 кг. Кроме того, на них имеются углекислотные и порошковые огнетушители (ОП-4) по 5 штук и порошковые передвижные огнетушители ОП-50 по 2 штуки. 7 дыхательных аппаратов со сжатым воздухом и прибор для их проверки СКАД-1, установка комбинированного тушения пожаров «Пурга-10, 20, 30», два лафетных ствола, один из которых с изменяемой геометрией струи и расходом 50 л/с воды или раствора пенообразователя, электростанция мощностью 6-10 КВт. Увеличенный запас напорных пожарных рукавов. Все работники, входящие в состав боевых расчетов, обеспечены боевой одеждой первого уровня защиты. Также на вооружении имеются противохимические костюмы КИХ-4 для защиты работников при работе в условиях ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.

По табелю оснащенности на поездах полагается иметь большое количество необходимого инструмента, снаряжения и спецодежды. К ним относятся ломы, топоры, пилы, комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента, дисковая пила, специальная теплозащитная и теплая одежда и др.

Поезда оборудуются радиостанциями, телефонными аппаратами, электро­мегафонами, фонарями и т.д.

В состав специализированного пожарного поезда может быть включена платформа для транспортной системы комбинированного пожаротушения (ТСКП). Эта система включает две емкости, вместимостью по 10 м3. В одной из них находится порошок, цеолитовый песок; во второй диоксид углерода. Оба сосуда соединены. Диоксид углерода служит вытеснителем порошка. Сосуд с порошком оборудован аэроднищем.

Для предотвращения слеживания (уплотнения) порошка периодически под аэроднище от пневмосистемы тепловоза (электровоза) подается сжатый воздух. При повышении давления под аэроднищем газ поступает в объем сосуда во всей его площади. На поверхности аэроднища образуется псевдоожиженный слой (кипящий слой). Порошок в объеме сосуда при этом взрыхляется.

Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов окрашивается в красный цвет и имеет две параллельные белые полосы по всей длине вагонов шириной 80 мм вверху и 230 мм внизу, а также надпись белым цветом «Пожарный поезд».

По штату боевой расчет поезда состоит из 6-7 человек. При выезде на тушение пожара он может пополняется за счет:

  • личного состава военизированной охраны, несущего службу на постах, объектах и в парке станции, на которой дислоцируется пожарный поезд;
  • свободных от дежурства работников пожарного поезда, проживающих вблизи от стоянки поезда, а также за счет добровольных пожарных дружин, подготовленных для включения в боевые расчеты;
  • а также работников РЖД.

Основанием для вызова пожарного поезда являются пожары в поездах или на стационарных объектах железнодорожного транспорта, крушение, аварии, сходы и столкновения железнодорожного подвижного состава, аварийные ситуации с опасными грузами, а также их применение в рамках гарнизонов пожарной охраны. Право вызова пожарных поездов имеют должностные лица МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вызов пожарного поезда производится через диспетчерские службы ОАО «РЖД» и (или) ФГП ВПО ЖДТ России.

При отсутствии на станции локомотива под пожарный поезд выдается локо­мотив из-под любого поезда, находящегося на станции.

На сегодня практически все пожарные поезда способны обеспечить подачу 15000 м3 пены средней кратности, ликвидировать разлив ЛВЖ и ГЖ на площади более 1000 м2, охлаждение с нормативным расходом воды в течение 40 минут одновременно двух железнодорожных цистерн. Также с использованием стационарных и мобильных комплексов пожарные поезда могут перекачивать опасные грузы из аварийных цистерн с расходом от 90 до 200 м3/час.

Как устроен пожарный поезд

Пожарный поезд абсолютно автономен: оснащен средствами связи, источниками электроэнергии, в нем имеются телефонная связь, водопровод и душевая кабина. Есть купе для приема пищи с микроволновой печью и купе для отдыха.

С помощью телефона спасатели поддерживают связь со станцией. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Купе для приема пищи. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Боевая одежда спасателей хранится в одном из купе. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Поезд состоит из 6 единиц подвижного состава: цистерн для хранения воды, вагон-насосных станций для тушения пожара, ликвидации аварий с опасными грузами, вагона для хранения нейтрализующих веществ и специальной цистерны для перекачки агрессивных жидкостей.

В двух цистернах-водохранилищах находится 100 тонн воды, по 50 тонн в каждой. Запас рукавов для ее подачи, кстати, также внушительный – около 1,5 км.

Для тушения возгорания нефтепродуктов используется пенообразователь. Он хранится в поезде в специальных контейнерах.

Вагон для ликвидации аварий с опасными грузами оснащен насосами для перекачки агрессивных жидкостей и нефтепродуктов.

– Для устранения течи опасных грузов из поврежденных цистерн используются специальные пластыри, которые накладываются на место течи, – рассказывает начальник караула Юрий Бурак. – Если устранить течь невозможно, опасный груз приходится перекачивать. Для этого в поезде приспособлена специальная цистерна.

Пожарная мотопомпа, которая предназначена для подачи огнетушащих средств к месту пожара и ликвидации ЧС. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

В одном из вагонов хранятся нейтрализаторы – вещества, которые применяются для дезинфекции зараженной местности после утечки агрессивных жидкостей.

Аппараты на сжатом воздухе, предназначенные для защиты органов дыхания работников ПАСП. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Для работы спасателей в агрессивной среде ПАСП оснащен костюмами химической защиты, а для защиты от высоких температур имеются теплоотражательные костюмы.

Защитные костюмы спасателей. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Особая «фишка» пожарного поезда – это 7-метровая выдвигающаяся световая башня. Она предназначена для работы в ночное время и настолько мощная, что способна осветить футбольное поле.

Световая башня в походном состоянии. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

СПРАВКА

Положение об организации в ОАО «РЖД» работы по содержанию и эксплуатации

Правила установлены «Положением об организации в ОАО «РЖД» работы по содержанию и эксплуатации пожарных поездов».

Какие обязанности выполняются:

  1. Ликвидация пожаров, спасательные и аварийные работы в пассажиро- и грузопотоке и на иных объектах железной дороги.
  2. Ликвидация аварий и последствий ЧП при перевозке по ж/д ядовитых, легковоспаменяющихся и пр. грузов.
  3. Проведение профилактической работы по предотвращению происшествий на железной дороге и рядом с ней.

Отвечает за постоянную готовность личного состава начальник отделения. Функционирование определяется правилами «Положения», другими нормативными актами.

Другие задачи пожарным не ставят, это недопустимо по нормативам. Собственного локомотива для транспортировки пожарного поезда нет. Это одно из самых слабых мест в организации спасения на ж/д. Локомотив привлекают только когда в этом есть потребность.

Правила отправки поезда к месту чрезвычайного происшествия

Вызов пожарного поезда осуществляется машинистом локомотива, который потерпел аварию, путевыми работниками, дежурными по вокзалу, начальствующим составом военизированных формирований и хозяйственных структур. После получения сообщения в срок не более 10 минут производится отправление пожарного поезда. Команду подаёт диспетчер, после того, как начальник поезда или караула сообщит о готовности поезда к отправлению.

Пожарный поезд можно вызвать только через поездного диспетчера или дежурного по станции, которые совместно определяют, какие поезда необходимо выслать к месту чрезвычайного происшествия. В пожарном поезде не предусмотрен для использования стационарный локомотив. После получения вызова к пожарному составу начальник дистанции присылает любой свободный локомотив, который есть сейчас в наличии. За своевременную выдачу локомотива (в течение 10 минут) ответственность несут локомотивный диспетчер и дежурный локомотивного депо.

При использовании пожарного поезда на электрифицированных станциях пожарный поезд комплектуется тепловозом или паровозом. Если же в качестве локомотива используют электровоз, то к прибытию пожарного поезда на конечный пункт дежурный по железной дороге обязан подготовить тепловоз или паровоз и заменить им электровоз. Если на станции отсутствует свободный локомотив, в таком случае используют любой локомотив, который снимают с свободного поезда. Пожарный поезд запрещается отцеплять от локомотива до постановки его на место постоянной дислокации.

При движении к месту пожара поезд движется с максимально возможной скоростью, имея преимущество перед другими составами, движущимися в данном направлении. Помимо чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, пожарный поезд отправляют к месту аварии или схода вагонов, которые перевозят опасные грузы, для обеспечения пожарной безопасности в процессе подъема состава. При сообщениях с места пожара используются все возможные средства связи, при этом они пользуются приоритетом, включая служебные телеграммы, телефонные переговоры и другая железнодорожная связь.

Руководит перемещениями поезда после отправления с постоянного места только начальник поезда или караула. Стоимость отправки поезда оплачивает вызвавшая сторона. В связи с возникновением возможных чрезвычайных ситуаций, пожарный поезд категорически запрещается использовать в других хозяйственных работах, где нет опасности жизни людей и повреждению имущества, оборудования и т. д.

Пожарный поезд нового поколения

Схема пожарного поезда нового поколения: 1 — платформа с модульным оборудованием пожаротушения; 2 — цистерна-водохранилище; 3 — вагон-насосная станция

Схема оборудования на платформе пожарного поезда нового поколения

В 2011 году, в соответствии с «Концепцией обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса на период реформирования ОАО „РЖД“», разработанной Российской академией наук и утвержденной в 2010 году, на ОАО «РЖД» был создан специализированный подвижной состав нового поколения, оснащённый пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием и предназначенный для решения специфических задач по тушению пожаров в железнодорожных тоннелях, в частности, на линии Адлер — Красная поляна.

Поезд разработан ОАО «РЖД» совместно с ФГП «ВО ЖДТ России», Воронежским вагоноремонтным заводом, ОАО «Вагонреммаш» и ОАО «Рузхиммаш». Презентация пожарного поезда нового поколения состоялась 29 августа 2011 года на Рижском вокзале. Новый пожарный поезд относится к 1-му классу пожарных поездов.

Новый поезд прикреплён к станции Адлер Северо-Кавказской железной дороги, что повысило уровень пожарной безопасности как на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, так и на объектах проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года.

К 2026 году планируется оснащение новыми пожарными поездами всех железных дорог.

Новый пожарный поезд имеет:

  • вагон-насосную станцию;
  • две цистерны для воды;
  • контейнерную платформу для размещения пожарной техники, пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования;
  • систему спутниковой навигации;
  • усиленное пожарно-техническое вооружение;
  • улучшенные бытовые условия размещения работников дежурного караула.

Вагон-насосная станция предназначен для размещения сотрудников дежурного наряда (боевого расчёта), средств связи, оповещения и навигации, пожарного и аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения и другого оборудования. Создан на базе пассажирского вагона модели 47Д, прошедшего капитально-восстановительный ремонт, и обеспечивает боевой расчёт всеми необходимыми условиями для несения караульной службы и эффективного выполнения своих обязанностей в оперативной обстановке.

Цистерна-водохранилище разработана на базе трёхметровой цистерны для перевозки нефтепродуктов. В числе значительных отличий модернизированной продукции от старых образцов — гораздо больший объём, наличие электронных датчиков температуры и уровня заполняемости водой, мощные осветительные приборы и использование современных изоляционных материалов с улучшенными теплотехническими характеристиками.

Впервые в отечественной практике для ликвидации очагов возгорания в тоннелях в состав поезда введена платформа с модульным оборудованием. На штатных фитинговых опорах контейнерной платформы с погрузочной длиной 18 м установлены автономный пожарный модуль контейнерного типа (АПМКТ) и контейнер-платформа с радиоуправляемой установкой LUF-60 для тушения пожаров в железнодорожных тоннелях. Также на платформе размещён модуль пожаротушения (дизельная мотопомпа производительностью 100 л/с) и установка пенного пожаротушения типа «Пурга-100». Для установки оборудования использована серийная платформа модели 13-1223 без конструктивных доработок.

Робот LUF-60 способен перемещаться как по рельсам, так и на гусеничном ходу со скоростью до 6 км/ч. Он позволяет управлять распространением дыма в тоннелях благодаря мощной вентиляторной установке. Распыляемая в потоке воздуха вода снижает температуру, что увеличивает эффективность действия пожарного расчёта. Радиус управления по радиоканалу составляет 300 м. Расход водопенных составов через ствол — от 7 до 40 л/с.

На поезде имеется:

  • запас пенообразователя 5000 кг;
  • по 5 углекислотных и порошковых огнетушителей ОП-4 и 2 передвижных порошковых огнетушителя ОП-50;
  • 7 дыхательных аппаратов со сжатым воздухом и прибор для их проверки СКАД-1;
  • установка комбинированного тушения пожаров «Пурга-10.20.30»;
  • два лафетных ствола, один из которых с изменяемой геометрией струи и расходом 50 л/с воды или раствора пенообразователя;
  • электростанция мощностью 6—10 кВт;
  • увеличенный запас напорных пожарных рукавов.

Все работники, входящие в состав боевых расчётов, обеспечены боевой одеждой первого уровня защиты. Также на вооружении имеются противохимические костюмы КИХ-4 для защиты работников при работе в условиях ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. В машинном отделении вагона-насосной станции установлены две стационарные пожарные установки СПУ-40/100 с расходом 50 л/с каждая.

Поезд может эксплуатироваться при температурах от −60 °C до +50 °C.

Назначение

В соответствие с данным выше определением принадлежности пожарного поезда к категории пожарных машин можно обозначить функциональные возможности пожарного поезда.

Пожарный поезд – это самостоятельное транспортное средство предназначенное для тушения пожаров, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, обеспечения средствами пожаротушения (вода, пенообразователь) и других работ на железной дороге, на объектах которые примыкают к железнодорожному полотну или объектах, предприятиях которые находятся в радиусе тактико-технических возможностей оборудования поезда.

По своему потенциалу и тактическим возможностям пожарный поезд (в зависимости от комплектации) можно приравнять к 4-ом пожарным частям или 30 пожарным автомобилям АЦ-40 (130) 63Б.

Пожарные поезда предназначены для:

  • обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса;
  • тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, в полосе отвода железных дорог и на стационарных объектах ОАО «РЖД», а также на объектах, не входящих в инфраструктуру железных дорог ОАО «РЖД», по запросу МЧС России;
  • участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3-4 классов опасности.

Важно!!! Запрещено привлекать пожарные поезда для выполнения иных задач. Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВПО ЖДТ России, с учетом пожарной опасности перевозочного процесса

Формирование, содержание и использование пожарных поездов определяется Положением «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», а также приказами и инструкциями ФГП ВПО ЖДТ России. Пожарные поезда являются средствами военизированной охраны железных дорог. Они дислоцируются на отделениях железных дорог

Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВПО ЖДТ России, с учетом пожарной опасности перевозочного процесса. Формирование, содержание и использование пожарных поездов определяется Положением «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», а также приказами и инструкциями ФГП ВПО ЖДТ России. Пожарные поезда являются средствами военизированной охраны железных дорог. Они дислоцируются на отделениях железных дорог.

Пожарные поезда содержатся на железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой.

Аналогично району выезда пожарной части, за каждым пожарным поездом закрепляются участки обслуживания, которые определяются приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВПО ЖДТ России из расчета максимального удаления от станции постоянной дислокации пожарного поезда на расстояние от не более 80 км для 1 класса железнодорожной линии до не более 160 км. для 5 класса железнодорожной линии.

В непосредственной близости от железнодорожных путей постоянной стоянки пожарного поезда выделяется территория пожарного поезда на которой оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений:

  • учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.);
  • учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня);
  • производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей);
  • санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.);
  • складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).

Не смотря на принадлежность пожарных поездов к ведомственной пожарной охране по статистике с 2005 года было ликвидировано 9 тысяч пожаров с применением этого вида техники, так только за 2010 год пожарные поезда участвовали в ликвидации 2094 пожаров (загораний) и 349 чрезвычайных ситуаций – что говорит о большой потребности, а парой незаменимости во время ликвидации последствий ЧС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector