Пожарная безопасность стоянки автомобилей и паркинга: требования

Содержание:

Как арендовать место для авто?

Уже не новость, что стандартное место для парковки транспортного средства у дома, на стоянке или в паркинге можно не только купить, но и арендовать на определённый период. Но это тоже довольно дорогая услуга, поэтому не все водители прибегают к подобному варианту решения вопроса о хранении своей машины вне гаража.

Аренду машиноместа организуют несколькими методами. Чаще всего среди популярных методов встречаются такие схемы, как:

  1. По сроку заключения контракта (краткосрочная аренда, долгосрочная или вовсе бессрочная).
  2. По типу оснащения и благоустройства площадки (на крытой зоне, на земле, под землёй, с дополнительными охранными пунктами, освещением и пр.).
  3. Удалённость от места проживания или работы (на стоянке на конце другого квартала, участка близко у дома, во дворе и др.).

Правильное оформление условий аренды начинается как обычно – с обращения в нужные инстанции. Насчёт вопроса съёма участка под парковку следует идти в те же организации, как и при покупке

Но важно помнить, что стоит заранее уточнить все детали сделки и у владельца территории, которую планируется использовать в качестве персональной парковки

6 Требования к инженерным системам

6.1
Общие требования

6.1.1 Инженерные системы автостоянок и их инженерное
оборудование следует предусматривать с учетом требований нормативных документов
по пожарной безопасности: СП
5.13130, СП
6.13130, СП
7.13130, СП
8.13130, СП
10.13130, кроме случаев, специально оговоренных настоящим сводом правил.

6.1.2 Участки инженерных коммуникаций и кабельных сетей,
проходящие через противопожарные преграды, должны прокладываться в коробах
(нишах) с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости пересекаемых
ограждающих конструкций.

6.1.3 Инженерные системы автостоянок должны быть автономными
от инженерных систем пожарных отсеков другого класса функциональной пожарной
опасности.

6.2
Требования к противопожарному водопроводу

6.2.1 Внутренний противопожарный водопровод следует
предусматривать в соответствии с требованиями СП
10.13130.

6.2.2 В подземных автостоянках с двумя этажами и более
внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других
систем внутреннего водопровода.

6.2.3 В подземных автостоянках внутренний противопожарный
водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные
наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и
обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники.

6.3
Отопление, вентиляция и противодымная защита

6.3.1 Системы отопления, общеобменной вентиляции и
противодымной защиты подземных автостоянок следует предусматривать в
соответствии с требованиями СП
7.13130.

6.3.2 Для возмещения объемов удаляемых продуктов горения в
нижние части защищаемых помещений необходимо предусматривать рассредоточенную
подачу наружного воздуха: с расходом, обеспечивающим дисбаланс не более 30 %,
на уровне не выше 1,2 м от уровня пола защищаемого помещения и со скоростью
истечения не более 1,0 м/с.

6.3.3 Все системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции
следует предусматривать с механическим побуждением тяги.

6.3.4 Требуемые расходы дымоудаления, число шахт и
противопожарных клапанов определяются расчетом.

В подземных автостоянках к одной дымовой шахте допускается
присоединять дымовые зоны общей площадью не более 3000 м2 на каждом
подземном этаже. Количество ответвлений воздуховодов от одной дымовой шахты не
нормируется.

6.4
Электротехнические устройства

6.4.1 Электротехнические устройства автостоянок должны
предусматриваться в соответствии с требованиями .

6.4.2 По обеспечению надежности электроснабжения потребители
следует относить к следующим категориям:

— 1 категория — электроприемники систем автоматического
контроля воздушной среды, инженерные системы и оборудование систем
противопожарной защиты;

— 2 категория — электроприводы лифтов, электроприводы
механизмов открывания ворот без ручного привода;

— 3 категория — все остальные электропотребители
технологического оборудования.

6.4.3 К сети аварийного (эвакуационного) освещения должны
быть подключены световые указатели:

— эвакуационных выходов на каждом этаже;

— путей движения автомобилей;

— мест установки соединительных головок для подключения
пожарной техники;

— мест установки внутренних пожарных кранов и огнетушителей;

— мест расположения наружных гидрантов (на фасаде
сооружения).

6.4.4 Светильники, указывающие направление движения,
устанавливаются у поворотов, в местах изменения уклонов, на рампах, въездах на
этажи, входах и выходах на этажах и в лестничные клетки.

Указатели направления движения устанавливаются на высоте 2 м
и 0,5 м от пола в пределах прямой видимости из любой точки на путях эвакуации и
проездов для автомобилей.

6.4.5 Использование зарядных и пусковых электроприборов и
устройств автономного и стационарного исполнения в помещениях подземных
автостоянок запрещается.

6.4.6 В подземных автостоянках следует применять
электрокабели с оболочкой, не распространяющей горение.

6.5
Автоматическое пожаротушение, автоматическая пожарная сигнализация, оповещение
и управление эвакуацией людей при пожаре

4 Размещение встроенных подземных автостоянок

Подземные автостоянки допускается встраивать в здания
другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и
С1, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1,
а также Ф5 категорий А и Б. Не допускается также располагать подземные
встроенные автостоянки под пожарными отсеками данных классов функциональной
пожарной опасности.

В здания класса Ф1.3 допускается встраивать автостоянки
легковых автомобилей только с постоянно закрепленными местами для
индивидуальных владельцев.

В здания класса Ф1.4 автостоянки допускается встраивать
независимо от степени их огнестойкости и класса конструктивной пожарной
опасности. При этом автостоянка выделяется противопожарными преградами с
пределом огнестойкости EI 45.

Требования пожарной безопасности

«ППР в РФ» запрещает на открытых автостоянках, под навесами для хранения транспорта, в помещениях паркинга, гаража-стоянки:

  • Размещать автотранспорт в количестве, что превышает предусмотренное проектными решениями для данного защищаемого объекта, нарушать план расстановки, в том числе уменьшая расстояния между автомашинами.
  • Допускать загромождение ворот, проездов.
  • Выполнять огнеопасные работы, связанные с термической обработкой, сваркой, резкой металлов, столярные, малярные виды работ; промывать детали, используя горючие, легко воспламеняемые жидкости.
  • Допускать утечку, проливы топлива, смазочных масел, не закрытие горловин топливных баков.
  • Сливоналивные работы с топливом.
  • Хранение любых нефтепродуктов, а также тары из-под топлива, смазочных материалов.
  • Производить подзарядку аккумуляторных батарей, не снимая с автомобилей, так как при этом выделяются горючие газы. Исключение – гибридные и электромобили.
  • Разогревать двигатели, пользоваться для освещения любыми источниками открытого огня.
  • Устанавливать автотранспорт, что предназначен для транспортировки горючих газов, жидкостей, ЛВЖ.

Кроме того, для каждого основного вида автостоянок, паркингов существуют отдельные требования:

  • СП 113.13330, СП 154.13130.
  • СП 300.1325800.2017 о правилах проектирования струйной вентиляции, систем дымоудаления из крытых, подземных стоянок для хранения автомобилей.
  • ГОСТ Р 53300-2009 о методиках испытаний противодымной защиты строительных объектов при сдаче-приемке, периодическом обслуживании.

Открытого паркинга

Стоянки автомобилей открытого вида проектируют в части определения размера земельных участков по требованиям СП 42.13330.2016 о планировке, застройке населенных пунктов, а противопожарные разрывы до зданий жилого, общественного назначения принимают по указаниям СП 4.13130.2013 об ограничении развития пожаров на защищаемых объектах.

Подземной стоянки

По указаниям СП 5.13130.2009 о проектировании установок сигнализации о пожаре, систем пожаротушения:

  • Подземные, надземные автостоянки этажностью от 2 этажей, независимо от суммарных площадей, а также здания автоматизированных, механизированных паркингов, независимо от количества этажей, общей площади, оборудуются автоматическими установками пожаротушения.
  • Надземные одноэтажные автостоянки закрытого типа I–III степеней стойкости к огню защищаются системами тушения пожаров, если общая площадь строительных объектов больше 7 тыс. м2, установками сигнализации о пожаре с датчиками дыма, если меньше 7 тыс. м2.

Встроенной автостоянки

Как подземные, так и надземные автостоянки, что пристраиваются к строительным объектам иного назначения, должны отделяться противопожарными стенами 1 типа.

Встраиваемые подземные паркинги не могут иметь больше 5 подземных этажей, при этом отделяются от пожарных отсеков строительных объектов противопожарными перекрытиями, стенами 1 типа.

В многоквартирных домах:

  • Встроенные подземные паркинги допустимо отделять от жилых помещений техническим этажом, выделяемым противопожарными перекрытиями 2 типа.
  • Следует предусматривать встроенные стоянки для легкового автотранспорта исключительно для индивидуальных владельцев, закрепляя постоянные места.

В одноквартирных жилых домах, включая таунхаусы, возможно встраивать автостоянки независимо от степени стойкости к огню, класса пожарной опасности строительного конструктива объекта, при этом выделяя гараж противопожарными преградами с пределом стойкости EI 45.

Во встроенных подземных паркингах категорически запрещена стоянка, хранение легковых автомобилей, микроавтобусов с двигателями, что работают на сжатом природном, сжиженном нефтяном газе.

Методические рекомендации по проектированию инженерных систем стоянок автомобилей (Минстрой России) доступны по кнопке Скачать после статьи.

В методических рекомендациях рассмотрены принципы построения инженерных систем стоянок автомобилей (в том числе систем противопожарной защиты). Рекомендации предназначены для трактовки различных вариантов применения инженерных систем стоянок автомобилей с использованием проектных решений, прошедших экспертные согласования.

Разработаны в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

План эвакуации техники при пожаре в гараже

Разработку эвакуационной схемы организовывает руководитель предприятия. Схема вывешивается поэтажно и содержит:

  • направления для выхода;
  • места средств пожаротушения;
  • кратко первоочередные действия;
  • телефоны спасательных служб.

Указатели эвакуационных путей (светящиеся таблички, стрелки) вывешиваются на каждом этаже. План обязательный для помещений:

  • массово посещаемых (кроме жилых домов);
  • с рабочими помещениями для 10 чел. и больше;
  • количество автомобильной техники в гараже, при котором разрабатывается план эвакуации при пожаре – от 25 единиц. Дополнительно создают схему расстановки с описанием очередей и порядка, хранят буксирные тросы, штанги из расчета 1 шт. на 10 ед.

План эвакуации составляется по ППР, ГОСТ Р 12.2.143-2009, СП 113.13330.2012.

Это интересно: Основные задачи пожарной профилактики

Подземные стоянки

Планировка густонаселенных территорий включает определенные сложности с размещением надземных стоянок, парковок и гаражных кооперативов. В последние годы в инфраструктуре крупных городов все чаще появляются подземные сооружения для временной стоянки или длительного размещения личных автомобилей недалеко от дома.

Подземный паркинг

Конечно, такие места обходятся дороже и требуют соблюдения множества ГОСТов, как и смарт-паркинги, использующие крышу многоэтажного здания в качестве потенциального места для стоянки.

Это также вызвано необходимостью соблюдать несколько сводов нормативных ограничений и ПДД при въезде и выезде.

Сооружение подземных парковок для автомобилей около жилых домов предусматривает специальное оборудование. В частности, дополнительное освещение, пандусы, иногда – подъёмники, сигнальные системы, оповещающие об опасности, и автономные – для пожаротушения.

Въезд в паркинг

Повышенные требования к паркингам подземного типа легко объяснимы. Это ограниченное пространство, из которого будет затруднительно выбраться при необходимости. Зато, если правильно оборудована система выведения загрязненного воздуха, это прекрасный способ избежать проблем с расстояниями при парковке на поверхности, возле зданий.

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Правильная разметка по государственным стандартам

Для того чтобы граждане максимально безопасно могли оставлять машины, нужно правильного организовать парковочное место, размеры ГОСТ предусматривают его минимальную ширину — 2,3 метра. Автомобили для инвалидов требуют большего пространства, для них ширина увеличена до трёх с половиной метров.

Основные требования к нанесению разметки согласно нормам ГОСТа следующие:

  1. Правильные расчёты при разметке с учётом всех типов транспорта, места для манёвра и возможности выйти из машины. Ширина места для проезда должна составлять не менее шести метров.
  2. Материал подбирается и наносится по следующим правилам:
  • отклонение от планируемых линий не может быть более пяти сантиметров;
  • при подготовке к нанесению разметки, нужно учесть, что прежних линий видно быть не должно;
  • наносится только в тёплое время года, желательно, чтобы температура окружающей среды не была ниже 20оС;
  • ширина линии по ГОСТу должна быть не больше 10 сантиметров;
  • светоотражающим материалом нужно воспользоваться в местах, куда в дневное время попадает очень мало света, например, на крытых подземных паркингах;
  • лакокрасочные материалы нужно обновлять раз в полугодие, поэтому если такая возможность отсутствует, намного практичнее воспользоваться холодным пластиком, который прослужит раза в два-три дольше;
  • в стратегически важных местах возле пожарных кранов, огнетушителей, возле выходов на этажи применяются светоотражающие материалы.

При создании парковочных мест учитываются требования ПДД, парковка личная или общая не может отступать от положений этого нормативно-правового акта.

Нормативная база

С полным перечнем нормативных документов, который может понадобиться при строительстве стоянки для автомобилей, можно ознакомиться здесь.

Начать стоит с:

  • СП 113.13330.2012. Этим документом учтены требования большинства нормативов.
  • ФЗ РФ №52 о благополучии населения.
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 18, определяющих СЗЗ.
  • Свод правил 59.13330 — определяет обустройство парковочных мест для маломобильной категории населения.
  • Свод правил 42.13330 нормирует расчет площади участка под автостоянку.
  • Для стоянок под землей важным моментом является соблюдение требований по СанПиНу 2.1.2.2645.

Теория и практика

Пожарный отсек

Понятие пожарный отсек включает в себя:

  • Ограничение площади и объема ЧП.
  • Обеспечение безопасной эвакуации как из отсека, так из смежных помещений по горизонтали и вертикали.
  • Невозможность распространения огня в смежные помещения, пути эвакуации, выше и ниже расположенные этажи.
  • Сохранение целостности стен, перекрытий, заполнения проемов в них – ворот, дверей, люков в течение нормативного времени предела стойкости к огню строительных конструкций, что позволяет подразделениям МЧС локализовать, ликвидировать пожар, в том числе с привлечением дополнительных сил и средств в случае необходимости.
  • Возможность возводить строения большой высоты, площади и объема с наличием в них помещений различного назначения, опасности веществ, материалов, сырья, товаров, при условии деления на отсеки.

На практике, разделение требуется во многих случаях. Причем уже тогда, когда все построено уже давно, но жизнь диктует свои законы. Перепрофилирование, не афишируемые для надзорных органов реконструкция, капитальный ремонт; просто тотальная сдача в аренду всех хоть немного востребованных площадей от подвала до чердака – реальность.

Зачастую довольно страшная. Ведь в результате в бывшем проектном институте постройки времен Советского Союза немыслимым образом, например, уживаются подземная стоянка, ресторан, магазин пиротехники, салон красоты, зал для занятий йогой, многочисленные офисы, арт-студия на чердаке; причем все это великолепие не разделено между собой практически ни чем, кроме существующих внутренних стен, перегородок и перекрытий, которые даже оптимист не назовет противопожарными; хотя бы потому, что двери в них уж точно к ним не относятся. Из автоматики в лучшем случае в наличии установка АПС, которую никто не обслуживает.

Вот в таких случаях и нужно деление, устройство отдельных эвакуационных выходов, в том числе по наружным лестницам с площадками на каждом этаже, раздельные системы безопасности – ОПС, СОУЭ, АУПТ, система аварийной противодымной защиты с выводом управления на общий пост наблюдения; различные организационные мероприятия для обеспечения безопасности людей в таком многофункциональном комплексе.

Дополнительно предлагаем Вам ознакомиться с материалами в разделе по Противопожарным преградам

Довольно часто консультантам, экспертам независимых организаций, выполняющих комплекс противопожарных работ, задают следующий вопрос – не противоречит ли требованиям норм и правил ПБ эвакуация через смежный пожарный отсек.

Ответ такой – данный путь эвакуации является эвакуационным, не противоречащим требованиям ФЗ-123, другим нормам и правилам ПБ. Единственное замечание – необходимо учитывать допустимую удаленность от рабочих мест до эвакуационных выходов.

5.1 Общие требования

5.1.1 Парковка автомобилей может осуществляться:

— с участием водителей — по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов (автостоянки без механизированной парковки и с полумеханизированной парковкой);

— без участия водителей — механизированными устройствами (механизированные автостоянки).

5.1.2 В автостоянках с полумеханизированной парковкой допускается осуществлять хранение автомобилей в два уровня.

5.1.3 Категории помещений для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями СП 12.13130. Помещения для хранения автомобилей при отсутствии расчетов следует относить к категории В1, пожарного отсека автостоянок — к категории В.

5.1.4 Стоянка (хранение) автомобилей, предназначенных для перевозки горюче-смазочных материалов, взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ, а также автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, в подземных встроенных автостоянках не допускается.

Нормативная регламентация парковок в СНиП

Разрабатывать нормативное расстояние от места размещения автомобилей возле зданий начали еще в конце 80-х годов прошлого века, когда не было в городах и селах большого скопления личного транспорта.

Нормативы отступов по требованиям СП

Ценные научные разработки гигиенистов и строителей постоянно обновляются, как того требует время. Современные реалии требуют соблюдения нормативных условий, разработанных по постановлениям различных правомочных ведомств.

Отметим наиболее важные из них:

  1. В справочнике СП 42.13330.2011 (СНиП) указано, каким должен быть минимальный отступ от общественных зданий до стоянок автомобилей. Дано определение требуемых дистанций от зданий до парковок, установлен порядок организации мест, где можно оставить на продолжительное или короткое время автомобиль, отделение от зоны отдыха граждан в типовой застройке микрорайона.
  2. Нормативная документация СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предоставляет возможное расстояние от парковки до оконных проемов в зданиях и сооружениях для обеспечения безопасности окружающей среды. Составлены аналитические данные в таблицах на основании исследований ученых, санитарных врачей. Указаны требования территориальных органов к застройщикам.
  3. Методические рекомендации устройства парковок основаны на анализе данных, предоставленных Главному санитарному врачу РФ, Минздраву. СанПиН систематически дорабатывается, но всегда требует соблюдать государственные стандарты в проектах по обеспечению необходимыми средствами стоянок автотранспорта. Методички указывают на установленные нормы пожарной безопасности, каким должно быть оборудование и расстояние между объектами.
  4. СП 3.13130.2009 указывает на защиту зданий. Они должны быть построены из огнестойких материалов, предусмотрена эвакуация граждан во время пожара.

Подземный паркинг

Тонкости расположения парковок

СанПиН требует при оборудовании парковок обеспечивать их технической и питьевой водой. В гаражах должны быть ограждения. На придомовых территориях запрещено парковать больше 50 машин.

Автостоянка под развлекательным комплексом

Если автомобили ставят в большем количестве, то необходимо строительство крытых стоянок, согласно СП, или следует организовать в специально отведенных местах гаражи. Автостоянка не должна преграждать проезд на охранные территории:

  • тепло- и газопроводов;
  • ЛЭП;
  • трансформаторных станций.

Правила СНиП на открытых парковках указывают множество требований. От уровня строгости условий зависит, насколько долгосрочное хранение машин предусмотрено на стоянке и какое количество автомобилей планируется размещать.

Следует учесть, что нарушители правил как в гаражах на производственных объектах, так и на оборудованных автостоянках в неположенных местах несут административную ответственность.

Летом

Все стандарты, законодательная документация, СНиП и СанПиН разработаны на основании негативных факторов, взятых из печального опыта. В ПДД тоже предусмотрено не только правильное совершение маневров, но и размещение на регламентированном расстоянии от стен, переходов или общественных объектов.

Виды и размеры по ГОСТу

Изначально, чтобы разметка была верной, еще на стадии проектирования автопарковки, требуется выбрать оптимальные размеры каждого машино-места.

Норма СНиП 21-02-99 и стандарт ГОСТ 52289-2004 определяют габаритные показатели одного места стоянки, отклонение от каких в меньшую сторону запрещено.

Размеры одного машино-места:

Дорожная

Размеры машино-места, схема маневрирования и сама разметка на стоянках для легковушек и грузовых автомашин, автобусов имеют некоторые различия.

В основном различия связаны с габаритами транспортных средств, так как для грузовиков требуется больше места для приезда и отъезда на стоянку.

Для легковых машин

Организация мест стоянки легковых автомашин вдоль проезжей части может быть следующая (на рисунках габаритные параметры указаны в метрах):

6.5 Автоматическое пожаротушение, автоматическая пожарная сигнализация, оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре

6.5.1 В подземных автостоянках в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать автоматическое пожаротушение независимо от этажности или вместимости (за исключением индивидуальных жилых домов).

6.5.2 Установки автоматического пожаротушения и сигнализации, применяемые в автостоянках, должны соответствовать требованиям СП 5.13130.

6.5.3 В автостоянках с двухуровневым хранением автомобилей расход огнетушащих средств следует предусматривать увеличенным в два раза по отношению к требованиям СП 5.13130.

6.5.4 При использовании в многоуровневых автостоянках установок автоматического водяного пожаротушения размещение оросителей должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения.

6.5.5 Подземные автостоянки (за исключением встроенных в здания класса Ф1.4) вместимостью до 200 машиномест включительно должны оборудоваться системой оповещения и управления эвакуацией 3-го типа, более 200 — 4-го типа.

6.5.6 В подземных автостоянках в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать установку ручных пожарных извещателей вблизи эвакуационных выходов и шкафов пожарных кранов.

Ответы на вопросы

Хранение велосипедов

Какие требования ПБ при хранении велосипедов в паркинге?

Никаких, так как велосипеды не входят в нормативно утвержденный список транспорта, хранящегося на автостоянках, в паркингах.

Вопреки мнению многих владельцев, считающих выделенное место для хранения автомобиля своей «крепостью», пункт 5.2.6 СП 154.13130 категорически запрещает там хранение горючих, легко воспламеняемых жидкостей, авторезины; других видов горючих предметов, а также негорючих – в сгораемой упаковке.

Под определение этих запрещенных предметов вполне попадают велосипеды, принадлежащие владельцам машиномест во встроенных подземных паркингах.

Прямого же запрета на хранение велосипедов на открытых автостоянках, в отдельно расположенных надземных, подземных паркингах в противопожарных нормативных документах не существует.

Однако учитывая, что подобными действиями загромождаются проходы на местах стоянки – между, вокруг автомобилей, где и так, как правило, немного свободного пространства, то ни правлением, ни общими собраниями собственников автостоянок, требования владельцев велосипедов обычно не поддерживаются.

Хранение резины и шин

Какие требования ПБ при хранении колес, шин (резины) в паркинге?

Строго запретительные, на основании требований 5.2.6 СП 154.13130 в отношении хранения авторезины во встроенных подземных автостоянках.

Обычно администрация, правление, общие собрания собственников любых видов таких объектов, прекрасно понимая, что при массовом хранении как минимум сезонных комплектов шин резко увеличится пожарная нагрузка; не в восторге будут представители любых проверяющих органов, включая сотрудников федерального пожарного надзора, на корню пресекают такие желания.

Установка ящиков

Допускается ли установка ящиков (шкафов, включая металлические) для хранения различных предметов?

Прямого запрета в противопожарных нормах нет. Единственное исключение – это запрет на хранение в металлических ящиках, шкафах горючих материалов, в том числе все тех же автошин, тары с ГЖ, ЛВЖ.

Класс функциональной пожарной опасности гаража

Объекты для хранения автомобилей условно разделяют на 4 категории. Есть классы пожарной безопасности, степени огнестойкости, предопределяющие строгость требований:

Категория

Сооружения

Класс, описание

1

Отдельно стоящие частные

  • Ф5;
  • индивидуальное строение не подлежит нормированию, если не является частью СТО.

2

Помещения гаражного кооператива

  • Ф 5.2;
  • расчет опасности обязательный. Приравнивается к складам.

3

Подземные паркинги

Категории от А до Д в зависимости от количества мест. Например, парковки возле супермаркетов относят к В1 и В2.

4

Боксы

Классифицируются в зависимости от топлива, параметров самого здания.

Стоянки для газобаллоных машин размещаются в отдельных постройках I – V ст., класс C0. Запрещено использовать:

  • подвалы, цоколи, подземные помещения;
  • наземные закрытые стоянки в домах с иным назначением;
  • боксы без отдельных выездов.

Пример расчета по категории гаража по взрывопожарной и пожарной опасности

Огнестойкость распространенных построек (по ФЗ 123, ст. 69, табл. 11):

  • кирпичный бокс: степень II или III, кл. С0;
  • металлический гараж: степень максимум IV, кл. – C1.

Гаражам для легковых машин, кроме тех, которые на газе, присваивают кат. В1 без исчислений; автостоянкам – кат. В. (п.6.11.11 СП 4.13130.2013).

Для грузового автотранспорта исчисления потребуются. Расчет включает сложные формулы. Определяется:

  • давление насыщенных паров, взрыва;
  • интенсивность испарения;
  • низшая теплота сгорания;
  • пожарная нагрузка;

Учитывается наличие поддонов, сливных приямков. Данные сопоставляют с нормами НПБ и относят здание к соответствующему классу. Краткое изложение «Примера №17» из пособия к СП 12.13130.2009 для грузовика:

  • высчитывают общую массу горючих веществ (топливо, картон, резина и пр.) Результат сравнивают с таблицами;
  • берут показатели низшей теплоты горения, вычисляют пожарную нагрузку (обычную и удельную). После сравнений условий выше/ниже рамок таблиц определяют категорию помещения.

Определить степень огнестойкости здания гаража можно по СНиП 21-01-97. Для этого необходимо знать, из каких материалов построено здание. Процедуру осуществляют специалисты, поскольку потребуется провести испытания, применить классификацию различных веществ.

7 ТРЕБОВАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

7.1 Выходы на каждом этаже стоянки должны быть обозначены с помощью ясных и хорошо видимых указателей.

Для обозначения путей движения автомобилей и главных целевых точек (выходов на этажах, мест установки пожарных кранов, огнетушителей и пр.) рекомендуется применение светящихся красок и люминисцентных покрытий.

7.2 Помещения для хранения автомобилей и рампы должны иметь указатели о запрещении курения в автостоянке.

7.3 Автостоянки должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями ППБ 01.

7.4 Специальные огнезащитные покрытия и пропитки, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении (выходе из строя полностью или частично) или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия и пропитки.

7.5 Наружные проезды (пандусы) и наружные лестницы должны очищаться от снега и льда.

7.6 Не допускается переоборудование или использование отдельных боксов, предназначенных для хранения автомобилей, в качестве помещений для осуществления ремонтных работ.

7.7 Работоспособность инженерных систем противопожарной защиты (пожарные краны и гидранты, насосные установки пожаротушения, пожарная сигнализация, системы противодымной защиты, оповещения людей о пожаре, устройства для закрывания эвакуационных выходов) должна проверяться не реже одного раза в год с составлением соответствующего акта с участием представителей государственного пожарного надзора.

7.8 Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности предусматриваются в соответствии с ППБ 01.

Ключевые слова: надземные и подземные автостоянки, степень огнестойкости, противопожарные расстояния, рампы (пандусы), тамбур-шлюзы, блоки

Противоречия СП 154 и СП 113.

Для подземных автостоянок легковых автомобилей получаем противоречие. СП 154 не допускает объединение АУПТ и ВПВ с системами пожарных отсеков другой функциональной опасности и не допускает объединение насосного оборудования. СП 113 разрешает делать не автономными системы автостоянок с количеством машиномест — 50 и менее, при этом насосное оборудование разрешается объединять вне зависимости от количества машиномест. Как всегда в таких случаях я советую принимать наиболее жесткие требования – в данном случае требования СП 154.

p.s. При написании этой статьи я вспомнил, что в Библии упоминались книжники – это люди, которые изучали и толковали священные писания из Ветхого Завета. Наверное, появление таких людей было связано с тем, что в этой сфере слишком много информации и её не всегда можно однозначно трактовать. Если провести аналогию, то наверное главными «книжниками» в нашей сфере можно считать специалистов ВНИИПО, письма которых с толкованием норм есть у многих специалистов. Проектировщикам и сотрудникам НТО также приходится изучать письма «книжников» и по своему толковать «священные писания» в нормах, чтобы хоть как-то систематизировать свои знания и в конечном итоге попытаться принять правильное решение. Вот такие невеселые ассоциации.

Сокращения используемые в статье:

  • АУПТ – автоматическая установка пожаротушения;
  • ВПВ – внутренний противопожарный водопровод;
  • ПО – пожарный отсек.
  • НТО – нормативно-технический отдел.

Как тушить пожар в гараже

Правила ликвидации возгораний учитывают закрытость, компактность бокса, наличие вентиляции:

  • не приближаться к горящим объектам, если есть угроза взрыва;
  • вырывающееся пламя тушить через зазоры, продвигаясь постепенно внутрь;
  • выкатить автомобиль, если есть возможность (стадия задымления);
  • при значительном задымлении не заходить вглубь;
  • топливо тушат от переднего края, стараясь оторвать пламя от очага, оптимальный наклон струи – 45°;
  • ЛВЖ можно присыпать песком, грунтом;
  • вода малоэффективная против топлива. Надо использовать порошковые, хладоновые, эмульсионные огнетушители, в крайнем случае – пенные или смоченную водой плотную ткань, которую накидывают на очаг;
  • стены тушить снизу-вверх, проемы – наоборот.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector