Безопасность жизнедеятельности (бжд) — теоретические основы, что изучает наука

5 Условных фаз чс на промышленных предприятиях

1) накопление отклонений от нормального состояние процесса. Это относительно длительный процесс, с возможностью принятия мер по предотвращению ЧС.

2) фаза инициирующего события или аварийной ситуации. Фаза короткая по времени, но сохраняется возможность предотвращения или уменьшения масштабов ЧС

3) процесс ЧС, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей и другие объекты защиты первично поражающих факторов

4) фаза действия остаточных и вторичных поражающих факторов

5) фаза ликвидации последствий ЧС

Пожары

Пожар – неконтролируемое горение вне специального очага. Сопровождается интенсивным выделением света и тепла. В основе горения быстротекущие реакции окисления.

Различают два вида горения: гомогенное и гетерогенное.

Гомогенное горение (пламенное) – окислитель и горючий материал находятся в газообразном состоянии. Гомогенное горение имеет место при сгорании горючего газа, испарений, при выделении газообразных фракций путём нагрева твёрдых поверхностей.

Гетерогенное горение (беспламенное) – горючие находится в твёрдой фазе, окислитель в газообразном. Горение происходит в твёрдой фазе и проявляется в покраснении твёрдого вещества в результате экзотермических реакций.

Интенсивность горения воздушной смеси зависит от скорости поступления кислорода.

В пространстве, в котором распространяется пожар, условно рассматривают 3 зоны:

— зона горение – часть пространства, в котором происходит подготовка горючих веществ к горению и непосредственно процесс горения

— зона теплового воздействия – часть пространства, непосредственно примыкающая в первой зоне, в которой тепловое воздействие пламени делает невозможность пребывание людей без средств защиты

— зона задымления – часть пространства, в которой от дыма создаётся угроза здоровью и жизни

Пожарная нагрузка – характеризует энергетический потенциал сгораемых материалов, приходящийся на единицу площади поверхности.

Массовая скорость выгорания – это потеря массы горючего материала в единицу времени. Зависит от отношения плотности к их объёму, плотности упаковки и т.д.

Скорость распространения – определяется скоростью пламени по поверхности материала.

Скорость распространения пламени смесей газов

Смесь

Скорость распространения (м\сек)

Углеводородовоздушные смеси

0,3-0,5

Водородовоздушные смеси

2,8

Водородокислородная смесь

13,8

Ацетиленокислородная смесь

15,4

По признаку изменения площади пожары делятся на распространяющиеся и не распространяющиеся.

По условиям массы и теплообмена с окружающей средой различают внутренние (внутри помещения, теплообмен не происходит, пожар не распространяется дальше) и открытые пожары.

Время эвакуации, при превышении которого для жизни людей создаётся угроза, называют критическим временем эвакуации.

Различают критическое время по:

— температуре – свыше 60 градусов

— по образованию опасной концентрации вредных веществ – средняя скорость распространения продуктов, сгораемых по коридору 30 м\мин

— по потере видимости (задымления)

1.3. Основные принципы обеспечения безопасности

Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. В производственных условиях могут быть реализованы следующие принципы обеспечения безопасности:

  1. Гуманизация деятельности (труда) — освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда для выполнения творческих действий.
  2. Классификация — состоит в делении объектов на классы и категории признакам, связанным с опасностями (санитарно-защитные зоны, категории производств (помещений) по взрывопожарной опасности, категорирование помещений по электроопасности и др.).
  3. Защита расстоянием — применение дистанционного и автоматизированного управления технологическими процессами, машинами и механизмами.
  4. Защита временем — сокращение времени воздействия на работающего опасных и вредных факторов (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий стаж).
  5. Информирование — заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (обучение, инструктажи, цвета и знаки безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.).
  6. Введение слабого звена — в рассматриваемую систему (объект), в целях обеспечения безопасности вводится элемент, устроенный так, что он воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасные явления (предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители).
  7. Нормирование — установление таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимые концентрации или уровни, нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.).

Норма — руководящее начало; правило; образец; узаконенный порядок; установленная мера; средняя величина чего-нибудь.

Норма выполняет ряд функций:

  1. Регулятивную;
  2. Систематизирующую;
  3. Оценочную.

Нормирование освещенности, например, производится по минимальной величине, химическое, пылевое загрязнение — предельно допустимым концентрациям (ПДК), шумовое загрязнение, вибрация, электромагнитные излучения — по предельно допустимому уровню (ПДУ), ионизирующее излучение — по предельно допустимой дозе (ПДД).

ПДК — максимальные концентрации, которые в пределах установленного рабочего времени (не более 40 часов в неделю) и всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или осложнений в состоянии здоровья самого человека и его потомства. Единица измерения — мг/м3 или мг/л.

ПДД — годовой уровень облучения, который не вызывает, при равномерном накапливании дозы в течении 50 лет, обнаруживаемых современными медицинскими методами контроля неблагоприятных изменений в состоянии здоровья самого человека или его потомства. Единица измерения — зиверт (Зв) или биологический эквивалент рентгена (БЭР). Зиверт и БЭР характеризуют эквивалентную дозу ионизирующего излучения.

Безопасность жизнедеятельности, как наука

Сама эта отрасль имеет определенные структуры:

  • Общая безопасность. Государство должно обеспечивать безопасность для всех людей.
  • Безопасность в регионах. Назначенные люди обязаны обеспечить безопасность определенному региону.
  • Безопасность нации. Защита наций.
  • Безопасность человека в быту. Обеспечение повседневной безопасности.
  • Обеспечение безопасности для флоры и фауны. Сохранение и защита животного и растительного мира.

Главная цель БЖД как отрасли науки — это защита людей в  определенной сфере, как правило в технической, от нежелательных, воздействий экологического и естественного происхождения, которые могут негативно отразиться на людях.
Рис. 1. Безопасность жизнедеятельности как наукаОсновными средствами для этой цели является пропагандирование специальных знаний и навыков в обществе, их расширение, чтобы каждый умел применять полученные умения и информацию на практике. Из этого вытекают главные задачи БЖД:

  • Предупреждение возникновения неблагоприятных факторов. Обеспечить защиту людей от предвещающей опасности.
  • Уничтожение последствий неблагоприятного генеза. Ликвидация опасных факторов, которые могут угрожать жизням людей.
  • Создание комфортных условия для проживания. Люди воссоздают максимально хорошие для себя условия проживания.

Знание практической части этой науки во многом вытекает из правильно сформированных целей. На Земле нет человека, которому бы не угрожала опасность. Инстинкт самосохранения заложен в нас с детства, и чем больше мы знаем, тем выше шанс сохранить свою жизнь и окружающих в благополучии. Изучения БЖД или такого предмета в школе, как ОБЖ, может помочь нам увеличить свой кругозор свои знания в этой сфере, ведь опасность легче предупредить, нежели ликвидировать. Жизнь каждого человека зависит от того, что его окружает

Поэтому важно соблюдать профилактику возникновения факторов, которые негативно влияют на наше существование:

  • Собственная или личная безопасность. Правильный выбор квартиры или дома. Здоровый образ жизни.
  • Массовая безопасность жизнедеятельности. Соблюдение установленных правил для обеспечения безопасности людей на производстве. Разработка правил и законов.
  • Контроль и выполнение правил для обеспечения комфортной окружающей среды. Правильное использование затратных средств и утилизация образовавшихся отходов. Выполнение правил экологичности.

Рис. 2. Безопасность жизнедеятельности

БЖД: что изучает эта наука

БЖД — это не просто наука, одна из институтских дисциплин, по которой чаще всего сдают зачет на втором курсе. Это мероприятие государственного масштаба, осуществляемое с целью защиты населения (одна из подсистем гражданской обороны страны).

Современную жизнь не назовешь безопасной для человека

На занятиях по БЖД вы не только узнаете об опасностях, но и о том, как их ликвидировать и защититься от них.

Разговор в данном случае идет об угрозах:

  • естественного характера (пожарах (лесных), наводнениях, землетрясениях);
  • искусственного (террористических атаках, кибератаках, взрывах на предприятиях, вследствие которых идет заражение окружающей среды отходами в виде выбросов в атмосферу, воду, почву и т.д.).

Особенно важны такие знания в условиях современного технического прогресса, кроме того они являются неотъемлемым элементом теоретических сведений по охране труда каждого из нас.

Данная наука в первую очередь призвана помочь человеку и всему человечеству безопасно сожительствовать с окружающей средой. Вы спросите: «Что же сподвигло правительство нашей страны ввести данную дисциплину в список изучаемых в вузах?».

Заставляют задуматься определенные показатели, которые не меняются уже в течение нескольких десятков лет, а значит свидетельствующие о негативном воздействии факторов внешней среды на людей.

Во-первых, это показатели смертности мужского населения, причем в возрасте 30-50 лет, во-вторых, малая продолжительности жизни вновь среди мужчин. В-третьих, снижение средней численности населения, наблюдаемое ежегодно.

Как себя защитить от опасности

Не всегда поведение человека можно предсказать, поэтому безопасность жизнедеятельности предусматривает контроль над избыточной отрицательной энергией, за выплеском которой неизбежно следуют нанесение ущерба, физические травмы, ранения, разрушения, случаи летального исхода.

На любое действие всегда есть противодействие. От любой опасности всегда должна быть защита. Поэтому решение этой проблемы заключается в двух ветвях:

  • истребление источника опасности;
  • противостояние опасности высокой степенью защиты.

Подводя итог, можно сказать, что жизнедеятельность – это не только благоприятные условия. Она невозможна без опасных ситуаций. Поэтому безопасность рассматривается как система мер и действий по устранению опасности и недопущению риска.

Основные функции БЖД

Функции безопасности в жизни и на производстве:

  • Предупреждения возникновения опасности. Создание специальных зон и обстановки для развития техносферы.
  • Разрабатывание и использование специальных средств защиты.  Применение на производстве специальных масок, респираторов и прочих защитных устройств.
  • Выработка требований для безопасности. Создание определенных правил к негативным факторам, их предотвращение или ликвидация.
  • Контролирование источников, откуда могут исходить неблагоприятные воздействия. Отстранение граждан от потенциально опасных мест.
  • Обучение и пропагандирование. Обучение людей необходимыми знаниями.

При кровотечении

Кровотечение можно разделить на 3 типа:

— слабое

— сильное

— фонтанирующее

При слабом кровотечении: главная опасность – заражение крови, наблюдается при поверхностном нарушении кожи. Первая помощь: промыть рану водой или перекисью водорода, нанести йод или зелёнку по краям, наложить чистую марлевую повязку.

Сильное кровотечение: глубокое повреждение тканей, сосудов, вен. Главная опасность – быстрая кровопотеря. Первая помощь: наложить несколько раз сложенную марлю, сверху туго перебинтовать

Фонтанирующее кровотечение: при артериальном кровотечении. Опасность – кровопотеря. Первая помощь – наложение жгута, снять максимум через 2 часа в тёплое, в холодное – пол часа.

5 советов, как сделать урок ОБЖ интересным

А теперь давайте перейдем от теории к практике. Что может и должен сделать учитель, чтобы у учеников пропало желание прогуливать ОБЖ? Вот несколько советов.

1. Используйте интерактивный подход 

Ни один живой человек не сможет вынести сорокаминутного рассказа о том, как правильно жить. Урок ОБЖ не должен предполагать исключительно лекционный или дискуссионный формат. Другими словами, на этих уроках дети под руководством учителя могут не только слушать, конспектировать и обсуждать полученную информацию. В основе интерактивного подхода лежит сочетание различных игровых и творческих практик, командной и индивидуальной работы. Также этот подход предполагает определенную свободу выбора и высказывания, которой наделены учащиеся. В течение всех уроков старайтесь сочетать разные формы активностей: предлагайте детям посмотреть видеоролик, прочесть или прослушать отрывок текста, выполнить тест, нарисовать рисунок и пр.  Позволяйте детям проявлять инициативу. Предоставьте ученикам возможность периодически выступать с докладом на любую интересующую их тему или придумайте другой способ подарить им порцию свободы, которая является топливом любого комфортного и увлеченного обучения.  

2. Отрабатывайте навыки на практике

Теоретические знания не должны всегда оставаться теоретическими, особенно если речь о таком предмете, как ОБЖ. В противном случае они очень скоро выветрятся из памяти. Но, к  сожалению, частенько преподаватели по разным причинам пренебрегают практикой. Устраивайте уроки с отработкой навыков как минимум один раз в полтора месяца. К примеру, изучив тему оказания первой медицинской помощи, стоит попрактиковаться на учебных манекенах.   

3. Обсуждайте актуальные темы, даже если они не входят в официальную программу

Многие темы, напрямую связанные с безопасностью в современном мире, не входят в утвержденную программу по ОБЖ. Однако это не означает, что опытный и вдумчивый учитель не сможет грамотно интегрировать изучение интересного и актуального для учеников материала в официальную программу. Возможно, ваши ученики захотят углубиться в тему информационной безопасности, безопасности при пользовании всемирной сетью? Или им захочется побольше узнать о потребительской безопасности, то есть о том, как не стать жертвой обмана, совершая покупки? Проведите опрос среди учеников и узнайте, какая тема им ближе. Изучение дополнительного материала лишь углубит заинтересованность детей в предмете в целом.

4. Организуйте встречи с приглашенными гостями

ОБЖ — предмет о реальной жизни и в этом его преимущество. На урок литературы вы едва ли сможете пригласить Гоголя, а на урок математики — Пифагора. Зато среди жителей современных городов достаточно людей, которые профессионально разбираются в различных тонкостях безопасной жизни. Врачи скорой смогут рассказать о правилах и секретах оказания первой медицинской помощи лучше любого учебника. Дети с куда больши удовольствием послушают о правилах поведения при пожаре от настоящих пожарных! Очень многие специалисты своего дела с радостью и энтузиазмом отзовутся на приглашение на открытый школьный урок. И инициатором подобных предложений должен быть активный, влюбленный в свой предмет учитель. Кто, если не он? 

5. Ищите связи с другими школьными предметами

Не секрет, что любая информация усваивается и запоминается намного лучше, если она встроена в контекст. Мы уже сказали о том, что знания, приобретаемые учениками на уроках ОБЖ, должны быть встроены в контекст их реальной внешкольной жизни. Но и находясь в школе, ученик проживает свою маленькую историю — историю обучения. И если вы знаете, что именно ваши ученики изучают на других уроках, вы можете умело этим пользоваться! На классном часе, посвященном истории мировых религий, детям рассказали о Всемирном потопе? Самое время обсудить правила поведения при наводнении. На уроке истории они изучают Отечественную войну 1812 года? Почему бы не вспомнить о том, как горела Москва, обсуждая безопасные действия при пожаре? Не бойтесь придумывать, порой самые безумные идеи могут оказаться самыми эффективными.

И помните, что не бывает менее важных или менее интересных предметов. Все зависит лишь от учителя.

Что такое БЖД?

Воспитание молодого поколения невозможно в современном социуме без привития основных норм и понятий ответственного отношения к своему здоровью, безопасности личной и окружающих, защиты своей жизни во вредных и опасных условиях обитания. В курс программы многих школ и высших учебных заведений введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В нем отражены все аспекты гармоничного развития системы «природа-человек-общество». Изучение всевозможных вариантов здорового образа жизни, мер и способов безопасности – основная цель предмета.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это особая наука о поведении людей в условиях опасности. Она знакомит с теорией и практикой безопасности на производстве и в быту, изучает законодательную и нормативную базу по охране труда и технике безопасности, а также механизмы предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Тематический план

  • Общее

    • Вопросы студентов к преподавателям Форум

    • Объявления Форум

    • Отзывы Страница

    • Инструкция по скачиванию сертификатов Страница

  • Модуль 1

    • Введение Лекция

    • 1.1. Правовые основы безопасности жизнедеятельности Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме № 1 Лекция

    • Тест по теме 1.1

    • 1.2 Гражданская оборона и Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Лекция

    • Материал для практической работы по теме № 2 Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме № 2 Лекция

    • Тест по теме № 1.2

    • 1.3 Чрезвычайные ситуации и защита человека от них Лекция

    • Материал для практической работы по  теме № 3 Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме № 3 Лекция

    • Тест по теме № 3

    • Итоговый тест по 1 модулю

  • Модуль 2

    • 2.1. Безопасность образовательного процесса  Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме 2.1 Лекция

    • Тест по теме  2.1

    • 2.2. Пожарная безопасность Лекция

    • Материал для практической работы по теме 2.2 Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме 2.2 Лекция

    • Тест по теме 2.2

    • 2.3. Криминальные опасности Лекция

    • Материал для практической работы по  теме 2.3 Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме 2.3 Лекция

    • Тест по теме 2.3

    • 2.4. Антитеррористическая безопасность Лекция

    • Материал для практической работы по  теме 2.4 Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме 2.4 Лекция

    • Тест по теме 2.4

    • 2.5. Культура безопасности Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме 2.5 Лекция

    • Тест по теме 2.5

    • Итоговый тест по 2 модулю

  • Модуль 3

    • 3.1. Охрана труда в сфере образования Лекция

    • Материал для практической работы по теме 3.1 Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме 3.1 Лекция

    • Тест по теме  3.1

    • 3.2. Производственный травматизм в образовательных организациях Лекция

    • Материал для практической работы по теме 3.2 Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме 3.2 Лекция

    • Тест по теме 3.2

    • 3.3. Безопасность трудовой деятельности Лекция

    • Материал для практической работы по теме 3.3 Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме 3.3 Лекция

    • Тест по теме 3.3

    • 3.4. Организация безопасных условий образовательного процесса Лекция

    • Материал для практической работы по  теме 3.4 Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме 3.4 Лекция

    • Тест по теме 3.4

    • Итоговый тест по 3 модулю

  • Модуль 4

    • 4.1 Нормативно-правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим Лекция

    • Материал для практической работы по теме 4.1 Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме 4.1 Лекция

    • Тест по тема 4.1

    • 4.2. Мероприятия по оказанию первой помощи Лекция

    • Материал для практической работы по теме 4.2 Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме 4.2 Лекция

    • Тест по теме 4.2

    • 4.3. Оказание экстренной допсихологической помощи пострадавшим Лекция

    • Материал для самостоятельной работы по теме 4.3 Лекция

    • Тест по теме 4.3

    • Итоговый тест по 4 модулю

  • Итоговый тест по курсу

    Итоговый тест по курсу

16.3. Классификация пожаров

В соответствии с правилами пожарной безопасности в РФ ППБ –01 –93 пожары делятся на 5 классов.

Класс А – пожары твердых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением (древесина, текстиль, бумага, уголь) и не сопровождается тлением (пластмасса).

Класс В – пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ, нерастворимых в воде (бензин, эфир, нефтепродукты), растворимых в воде (спирт, метанол, глицерин).

Класс С – пожары газов.

Класс Д – пожары металлов и их сплавов.

Класс Е – пожары, связанные с горением электрических установок.

Классификация необходима для выбора установок пожаротушения и первичных средств пожаротушения. В паспорте каждого огнетушителя указывается класс пожара.

16.2. Основные причины пожаров

Анализ причин пожаров показывает, что основными и наиболее частыми предпосылками возникновения пожаров на предприятиях являются:

нарушение технологического режима;
неосторожное обращение с открытым огнем;
перегрев подшипников;
искры механического происхождения;
разряды статического электричества;
непогашенные окурки и спички;
неправильное складирование и хранение материалов;
нарушение режимов работы вентиляционных и отопительных приборов;
вредительство.

В электроустановках причиной пожара может быть:

  • перегрузка проводов;
  • большие переходные сопротивления;
  • электрическая дуга или искрение;
  • короткое замыкание.

Причиной короткого замыкания может быть:

  • повреждение изоляции проводов;
  • попадание на неизолированные провода токопроводящих предметов (ключ, отвертка);
  • воздействие на провода химически активных веществ (аккумуляторная);
  • неправильный монтаж установки.

Цели и задачи БЖД

Основная цель изучения данной науки — это уменьшение смертности людей, минимизация ущерба их здоровью за счёт пропаганды определенных знаний и формирование у них необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих безопасность.

Задачи данной науки представляют собой знания, умения и навыки, полученные всеми слушателями данной учебной дисциплины:

  1. Уметь определять опасность, оценивать в количественных масштабах её воздействия.
  2. Предупредить воздействие негативных факторов.
  3. Защитить себя от опасного воздействия среды путем применения определенных знаний и навыков, а также специального оборудования.
  4. Уметь ликвидировать последствия отрицательного воздействия, тем самым обезопасить других членов человеческого общества.

  5. Уметь прогнозировать развитие тех или иных опасных ситуаций.
  6. Обеспечивать функционирование определенных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций посредством правильной эксплуатации технических приспособлений.
  7. Быть готовым принять решение или оказать помощь при защите населения и среды обитания от отрицательного воздействия в условиях ЧС.
  8. Создать комфортную среду обитания для каждого человека, минимизируя природный ущерб.

Изучив курс БЖД, вы будете знать многое: как пользоваться противогазом, каким образом вести себя в задымленном помещении, как очистить питьевую воду, если в неё попали химически опасные вещества в случае заводской утечки.

Также вам будут известны все оповещательные сигналы, предупреждающие население о так называемых угрозах. Сейчас подобные сигналы довольно часто включают во многих городах в определенное время, и все информационные источники сообщают об опасности.

Кроме таких для многих глобальных знаний, вам будут даны навыки по оказанию первой медицинской помощи, что пригодится каждому, к примеру:

  • как делать массаж сердца;
  • каким образом фиксировать перелом;
  • как накладывать кровоостанавливающую повязку;
  • как определить, что вы простыли, а не отравились парами лака во время проведения ремонтных работ в собственном доме и т.п..

Кроме того, зная определенные теоретические сведения, при устройстве на работу вы легко можете не только улучшить, в данном случае обезопасить свое рабочее место, но и указать руководству на определенные недочеты, связанные с организацией рабочего пространства того или иного предприятия.

Завершая данный разговор, ответим на вопрос, который мы затронули еще во вступлении: «В чем же различия между ОБЖ и БЖД?».

Таким образом, изучение БЖД в стенах институтов и университетов является более глубоким постижением теоретических основ, направленных на обеспечение собственной безопасности каждого из нас.

В этом видео вы узнаете о БЖД в жилой среде:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector