Теоретические основы бжд

Причины техногенных чрезвычайных ситуации

  • неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;
  • отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;
  • высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;
  • увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;
  • недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;
  • снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;
  • отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;
  • низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;
  • недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;
  • воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;
  • конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;
  • низкий уровень управления контролем доступа в здание.

Справка:

  • мониторинг потенциально опасной внутренней производственной и внешней природной среды, состояния технологических линий и объектов;
  • прогнозирование развития аварийной ситуации в случае ее возникновения на основании полученных сведений;
  • превентивные меры для снижения риска аварийной ситуации.
  • выделение событий, которые могут привести к ЧС техногенного характера;
  • снижение вероятности возникновения таких событий.
  • районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое), на основании результатов которого определяется рациональное размещение объектов хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
  • профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • профилактика терроризма и преступности на предприятии;
  • проведение мероприятий по повышению квалификации персонала;
  • снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
  • снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • обеспечение устойчивости зданий к нагрузкам
  • обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.

Справка:

Негативные факторы производственной среды

Производственная среда — это одна из частей техносферы, на которой всегда больше всего негативных факторов для человека. Основными опасными источниками являются машины, химические вещества, технические устройства, различные биологические вещества и жидкости, а также, как правило, отклонения от допустимых норм на территории рабочей зоны. Все эти факторы подразделяют на 3 основные группы.

Физические

  • Загрязненный воздух, как правило, от пыли. Это встречается в тех местах, где ведется активная переработка сыпучих материалов, изготовление пластмасс.
  • Шум. Вблизи громко работающих технических машин, транспортных, энергетических.
  • Лазерное излучение или ультрафиолетовая и инфракрасная радиация. Происходит там, где применяется лазерное оружие, в сварочных зонах металла.
  • Электрический ток. Любые электрические установки и проводка.
  • Высота и опасность падающих предметов. Там, где ведется активное строительство зданий, работы по монтажу.
  • Большое количество газов в воздухе. Работа с токсичными газами, парами, ядовитыми жидкостями.
  • Большое количество пыли в воздухе. Сварка, пересыпка, покрас из распылителей.

Химические

  • Большое количество газов в воздухе. Утечки токсичных газов, паров, ядовитых жидкостей.
  • Большое количество пыли в воздухе. Сварка, пересыпка, покраска из распылителей.

1.5. Тяжесть и напряженность труда. Условия труда

Тяжесть труда — характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой понимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей дозы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Условия труда — совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) — такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) — характеризуются такими уровням факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм и/или его потомство.

I степень 3 класса (3.1) — условия труда, характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

II степень 3 класса (3.2) — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленных заболеваний (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков легких (без потери профессиональной трудоспособности) формы профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительного воздействия (часто после 15 и более лет);

III степень 3 класса (3.3) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно — обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

IV степень 3 класса (3.4) — условия труда, при которой могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отличается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуется уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм.

Основные опасности при сварке и резке

Теперь рассмотрим подробнее опасности, с которыми сталкиваются сварщики в своей работе.

Опасности при работе со сварочным оборудованием:

  • электрический удар;
  • пожар;
  • сварочные брызги;
  • шум;
  • ожоги.

К опасным и вредным производственным факторам при сварке и резке относятся:

  • твердые и газообразные токсические вещества в составе сварочного аэрозоля;
  • интенсивное излучение сварочной дуги в оптическом диапазоне (ультрафиолетовое, видимое инфракрасное);
  • интенсивное тепловое (инфракрасное) излучение свариваемых изделий и сварочной ванны;
  • искры, брызги и выбросы расплавленного металла и шлака;
  • электромагнитные полы, ультразвук, шум, статическая нагрузка и т.д.

При невозможности снижения уровней опасных и вредных факторов до предельно допустимых значений по условиям технологии, запрещается производить сварку, наплавку и резку металлов без оснащения работника соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты, обеспечивающими безопасность.

Воздействие на здоровье сварщиков твердых составляющих аэрозоля в сварочных дымах

Твердые вещества в составе сварочного аэрозоля таких элементов, как соединение марганца, хрома, титана, алюминия, вольфрама, железа, ванадия, цинка, меди, никеля, кремния и других элементов вызывают наиболее частые профессиональные заболевания сварщиков:

  • пылевой бронхит;
  • пневнокониоз;
  • бронхиальная астма;
  • профессиональная экзема;
  • нейротоксикоз (интоксикация марганцем);
  • силикоз.

Воздействие на здоровье сварщиков газовых составляющих аэрозоля в сварочных дымах

  • азот диоксид вызывает отек легких, изменение состава крови (уменьшает содержание в крови гемоглобина);
  • углерод оксида вызывает сильную головную боль, слабость, головокружение, туман перед глазами, тошноту и рвоту, мышечную слабость, потерю сознания;
  • озон – опаснейший токсичный газ, раздражает слизистую оболочку глаз и дыхательных путей, приводит к не свертыванию крови, к кровоизлияниям в легких;
  • фтористый водород разъедает стенки дыхательных путей.

Воздействие инфракрасных, световых и ультрафиолетовых лучей при сварке на органы зрения

  • Ультрафиолетовые лучи – вызывают заболевания слизистой и роговой оболочки глаз (электроофтальмия), и ожоги открытой кожи сварщика.
  • Инфракрасные лучи вызывают повреждения глаз – катаракту хрустаклика, что приводит к частичной или полной потере зрения.
  • Высокая световая интенсивность дуги при сварке приводит к слепящей яркости, которая в сочетании с инфракрасным излучением вызывает фотохимическое повреждение сетчатки, приводящей к частичной или полной потере зрения.

Опасность термического воздействия при сварке

Брызги металлов и искры опасны для всего тела. Они могут вызывать ожоги, особенно при попадании в глаза. При попадании на горючие материалы вещества могут вызывать пожары

От этого защищают современные костюмы, маски, обувь, поэтому на экипировку сварщиков нужно обращать особое внимание: использовать современные СИЗ, быстроснимаемые ботинки и удобные противопожарные костюмы.
Горячие части свариваемых деталей, сварочных инструментов, разогретых частей электродов могут вызвать ожоги

Другие негативные воздействия при сварке

  • Статическая нагрузка на верхние конечности при ручных и полуавтоматических методах сварки, наплавки и резки металлов может вызвать заболевания нервно-мышечного аппарата плечевого пояса.
  • Нарушения электрической изоляции электрических проводов и нарушения правил эксплуатации электрооборудования может вызвать поражения электрическим током.
  • При работе на высоте могут быть травмы, связанные с падением.
  • Возможность механических травм ног и других частей тела при ручной разделительной резке.

Виды ответственности юридических и физических лиц за нарушения требований охраны труда

Работодатель должен помнить о том, что за нарушение требований охраны труда предусмотрены разные степени наказаний.

  • дисциплинарная (ст. 192 ТК РФ);
  • административная (ст. 5.27.1 КоАП РФ);
  • уголовная (ст. 143 УК РФ).

Размеры штрафов за нарушения для юридических лиц могут варьироваться от 50 тысяч рублей до 150 тысяч рублей. За повторные нарушения — размер взысканий достигает 200 тысяч рублей. Существуют примеры, когда малые и средние предприятия становились банкротами, потому что штраф составлял несколько миллионов рублей. Поэтому гораздо разумнее работодателю знать о возможных опасностях и устранять причины, которые могут привести к травмам и трагедиям.

1.3. Основные принципы обеспечения безопасности

Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. В производственных условиях могут быть реализованы следующие принципы обеспечения безопасности:

  1. Гуманизация деятельности (труда) — освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда для выполнения творческих действий.
  2. Классификация — состоит в делении объектов на классы и категории признакам, связанным с опасностями (санитарно-защитные зоны, категории производств (помещений) по взрывопожарной опасности, категорирование помещений по электроопасности и др.).
  3. Защита расстоянием — применение дистанционного и автоматизированного управления технологическими процессами, машинами и механизмами.
  4. Защита временем — сокращение времени воздействия на работающего опасных и вредных факторов (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий стаж).
  5. Информирование — заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (обучение, инструктажи, цвета и знаки безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.).
  6. Введение слабого звена — в рассматриваемую систему (объект), в целях обеспечения безопасности вводится элемент, устроенный так, что он воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасные явления (предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители).
  7. Нормирование — установление таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимые концентрации или уровни, нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.).

Норма — руководящее начало; правило; образец; узаконенный порядок; установленная мера; средняя величина чего-нибудь.

Норма выполняет ряд функций:

  1. Регулятивную;
  2. Систематизирующую;
  3. Оценочную.

Нормирование освещенности, например, производится по минимальной величине, химическое, пылевое загрязнение — предельно допустимым концентрациям (ПДК), шумовое загрязнение, вибрация, электромагнитные излучения — по предельно допустимому уровню (ПДУ), ионизирующее излучение — по предельно допустимой дозе (ПДД).

ПДК — максимальные концентрации, которые в пределах установленного рабочего времени (не более 40 часов в неделю) и всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или осложнений в состоянии здоровья самого человека и его потомства. Единица измерения — мг/м3 или мг/л.

ПДД — годовой уровень облучения, который не вызывает, при равномерном накапливании дозы в течении 50 лет, обнаруживаемых современными медицинскими методами контроля неблагоприятных изменений в состоянии здоровья самого человека или его потомства. Единица измерения — зиверт (Зв) или биологический эквивалент рентгена (БЭР). Зиверт и БЭР характеризуют эквивалентную дозу ионизирующего излучения.

Учебная дисциплина ОБЖ

ОБЖ —  общеобразовательный и общепринятый предмет для обязательного изучения. Этот предмет учит людей взаимодействовать с окружающим его миром. Обучение формирует у обучаемого определенные представления о единстве труда и отдыха с определенными охранами труда. Обучаемый должен:

  • Проводить контроль неблагоприятных факторов. Должен уметь оценить факторы на определенном уровне, согласно полученным требованиям.
  • Уметь применять средства химической, биологической защиты. Уметь применять специальные приспособления для защиты от внешних негативных воздействий.

Уметь разрабатывать новые меры для всеобщей безопасности. Повышать уровень безопасного труда в рабочей зоне.

Формировать специальные мероприятия. Защита рабочего персонала на производстве в кризисных ситуациях.

Принимать участие в спасательных операциях. Если возникает необходимость спасения окружающих.

Рис. 4. Методы познания в БЖД

Классификация техногенных катастроф

Классификация по масштабу происшествия

  • локальные или объектовые — аварии, произошедшие на локальном производстве или небольшом объекте, не выходящие за границу объекта, которые могут быть ликвидированы собственными силами без вмешательства извне;
  • местные — чрезвычайные ситуации, границы распространения поражающих факторов которых представляют собой населенный пункт: поселок, город, муниципальный район;
  • территориальные — границей их распространения является субъект государства (область, край, автономный округ, штат);
  • региональные — происшествия, затронувшие несколько субъектов (2-3) государства;
  • федеральные — аварии, территория поражающего распространения которых — более 4 субъектов;
  • глобальные — катастрофа выходит на мировой уровень, за пределы государства.

Справка:

Классификация по происхождению (виду)

  • ЧС на транспорте — аварии, произошедшие с участием различных видов транспорта: автомобилей, речных и морских судов, самолетов, на транспортных магистралях;
  • ЧС с пожарами и взрывами — в основе таких аварий всегда присутствует пожароопасная ситуация, взрыв или угрозы взрыва на предприятиях и различных социально значимых объектах инфраструктуры;
  • ЧС с выбросами химических веществ — аварии на крупных производственных мощностях, крупных элементах транспортной инфраструктуры (например, железнодорожных и морских вокзалах и портах), которые могут привести к заражению окружающей среды опасными для человека химическими элементами;
  • ЧС с выбросами радиоактивных веществ — в этом случае под угрозу техногенной катастрофы прежде всего попадают крупные государственные оборонные предприятия и объекты энергетической сферы;
  • ЧС с выбросами биологически опасных веществ — аварии на объектах производства, науки транспорте, связанные с наукой, медициной, оборонной сферой;
  • ЧС, вызванные обрушениями зданий, транспортных магистралей, вызванные недостатками конструкции и различными природными катастрофами (землетрясения, наводнения, обвалы);
  • ЧС на предприятиях коммунальной сферы — аварии на энергетических станциях, очистных сооружениях, водопроводе.

Справка:

Рекомендуемые файлы

Лабораторные работы №1,2,7,8,9,11,12 4 и 420 вариант
Безопасность жизнедеятельности (БЖД и ГРОБ)
FREE

Лекции по БЖД на 49 страниц
Безопасность жизнедеятельности (БЖД и ГРОБ)

Решенные задачи РК-2
Безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Вариант 11 — ДЗ — Определение уровней звукового давления
Безопасность жизнедеятельности (БЖД и ГРОБ)
FREE

Всякие лабы по БЖД. Есть задания, отчеты
Безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Лаб.раб. №11 «Определение микроклимата воздуха»
Безопасность жизнедеятельности (БЖД и ГРОБ)

4)        создание комфортного состояния среды обитания.

Главной задачей науки о безопасности жизнедеятельности является анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия во времени и пространстве.

Основным направлением в практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций. Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты защиты. Основное желаемое состояние объектов – безопасное. Безопасное состояние объектов защиты реализуется при полном отсутствии негативного воздействия опасностей или при условии снижения их до допустимых значений.

Под безопасностью понимается такое состояние объекта защиты, при котором воздействие на него потоков вещества, энергии и информации (в дальнейшем будем говорить о негативном воздействии или опасностях) не превышает максимально допустимых значений.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта — Часть 1.

В качестве объекта защиты рассматривают любой компонент окружающей среды (объект): человек, общество, государство, предприятие (организация, учреждение), природа, мир, космос и т.д. Все опасности тогда реальны, когда действуют на конкретный объект. В порядке приоритета к объектам защиты на первое место относят человека, а затем уже общество, государство, природную среду, техносферу и т.д.

Критерием безопасности техносферы являются введение ограничений на концентрации веществ и потоков энергии в жизненном пространстве (среде).

Критерием комфортности является установление и соблюдением нормативов по микроклимату и освещению в помещении (производственной и бытовой среды).

На источники опасностей устанавливают критерии экологичности, которые определяют предельные выбросы (сбросы) и предельно допустимые излучения энергии.

Основные функции БЖД

Функции безопасности в жизни и на производстве:

  • Предупреждения возникновения опасности. Создание специальных зон и обстановки для развития техносферы.
  • Разрабатывание и использование специальных средств защиты.  Применение на производстве специальных масок, респираторов и прочих защитных устройств.
  • Выработка требований для безопасности. Создание определенных правил к негативным факторам, их предотвращение или ликвидация.
  • Контролирование источников, откуда могут исходить неблагоприятные воздействия. Отстранение граждан от потенциально опасных мест.
  • Обучение и пропагандирование. Обучение людей необходимыми знаниями.

Аксиомы безопасности жизнедеятельности

Для такой науки, как БЖД, существуют несколько неоспоримых аксиом, не требующих доказательств:

  • Любая деятельность или бездействие потенциально опасны. Это говорит нам о том, что в любой момент, когда мы чем-то занимаемся, может случиться то или иное происшествие.
  • Для любого вида работы создаются благоприятные условия. Специальные условия, которые способствую наибольшей результативности в любом занятии.
  • Все воздействия антропогенного и экологического характера опасны. Рано или поздно может быть утеряна привычная стабильность.
  • Безопасность является настоящей. Если определенные негативные факторы не превышают назначенных установок.
  • Экологическая безопасность является настоящей и достижимой. Если неприятные факторы, оказывающие влияние на нашу биосферу, не превышают назначенных установок.
  • Защитные приспособления. Все защитное оборудование обязательно присутствует на производстве и подлежит использованию.

Безопасность жизнедеятельности — это навыки и знания, которыми должен владеть каждый человек на Земле. Только в этом случае более высокая вероятность избежать негативных последствий для здоровья и жизни.Для получения еще большего объема информации советуем посмотреть видео-лекцию по БЖД.

Безопасность жизнедеятельности, как наука

Сама эта отрасль имеет определенные структуры:

  • Общая безопасность. Государство должно обеспечивать безопасность для всех людей.
  • Безопасность в регионах. Назначенные люди обязаны обеспечить безопасность определенному региону.
  • Безопасность нации. Защита наций.
  • Безопасность человека в быту. Обеспечение повседневной безопасности.
  • Обеспечение безопасности для флоры и фауны. Сохранение и защита животного и растительного мира.

Главная цель БЖД как отрасли науки — это защита людей в  определенной сфере, как правило в технической, от нежелательных, воздействий экологического и естественного происхождения, которые могут негативно отразиться на людях.
Рис. 1. Безопасность жизнедеятельности как наукаОсновными средствами для этой цели является пропагандирование специальных знаний и навыков в обществе, их расширение, чтобы каждый умел применять полученные умения и информацию на практике. Из этого вытекают главные задачи БЖД:

  • Предупреждение возникновения неблагоприятных факторов. Обеспечить защиту людей от предвещающей опасности.
  • Уничтожение последствий неблагоприятного генеза. Ликвидация опасных факторов, которые могут угрожать жизням людей.
  • Создание комфортных условия для проживания. Люди воссоздают максимально хорошие для себя условия проживания.

Знание практической части этой науки во многом вытекает из правильно сформированных целей. На Земле нет человека, которому бы не угрожала опасность. Инстинкт самосохранения заложен в нас с детства, и чем больше мы знаем, тем выше шанс сохранить свою жизнь и окружающих в благополучии. Изучения БЖД или такого предмета в школе, как ОБЖ, может помочь нам увеличить свой кругозор свои знания в этой сфере, ведь опасность легче предупредить, нежели ликвидировать. Жизнь каждого человека зависит от того, что его окружает

Поэтому важно соблюдать профилактику возникновения факторов, которые негативно влияют на наше существование:

  • Собственная или личная безопасность. Правильный выбор квартиры или дома. Здоровый образ жизни.
  • Массовая безопасность жизнедеятельности. Соблюдение установленных правил для обеспечения безопасности людей на производстве. Разработка правил и законов.
  • Контроль и выполнение правил для обеспечения комфортной окружающей среды. Правильное использование затратных средств и утилизация образовавшихся отходов. Выполнение правил экологичности.

Рис. 2. Безопасность жизнедеятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector