Что такое военное положение? что дает военное положение в стране? закон о военном положении

Ситуация на Украине

В Украине ввели военное положение 28 ноября 2018 года. Срок – 30 суток. Однако ситуация накалилась гораздо раньше. В марте был арестован керченский Норд, что привело к обострению обстановки в Азовском море. Россия приняла ответные меры – был усилен досмотр судов под украинским флагом.

Последнюю ноябрьскую стычку в Керченском проливе освещали все СМИ. Три корабля под украинскими флагами оказались захваченными пограничниками, как незаконно вторгшиеся в территориальные воды России.

Последовал обмен обвинениями в противозаконности маневров и несоблюдении международного права. Россия задержала украинских моряков. Украина начала подготовку к военному положению. Рада признала необходимость решения проблемы безопасности страны и приняла соответствующий закон. Президент страны П. Порошенко огласил перечень областей, где вводится особый режим.

Президент заявил, что никаких наступательных действий украинское государство проводить не станет. Объявление военного положения не означает начало войны.

Особый режим – способ защитить население, обеспечив его безопасность. Отмена военного положения состоится сразу после устранения угрозы нападения на Украину.

По Указу Президента

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются Указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится не каким-то должностным лицом, а Президентом РФ, издающим Указ, в котором должны быть определены обстоятельства, послужившие основанием для введения такого режима, дата и время, с которых оно начинает действовать, границы территории, на которой оно вводится. И если при введении, например, режима чрезвычайного положения можно приблизительно предполагать сроки преодоления обстоятельств, послуживших причиной введения такого режима, в связи с чем эти сроки законодательством установлены (ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»), то во время войны нельзя предвидеть ее продолжительность.

Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит незамедлительным обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию. О введении военного положения Президент РФ также незамедлительно сообщает палатам Федерального Собрания РФ, при этом соответствующий Указ передается на утверждение Совета Федерации, который должен рассмотреть данный вопрос в течение 48 часов с момента получения этого Указа. Если в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть решен позднее 48 часов (п. 5 ст. 4 Закона N 1-ФКЗ).

Решение об утверждении Указа Президента РФ о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением (Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утвержденный Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 N 33-СФ).

Однако Закон N 1-ФКЗ допускает ситуацию, когда Совет Федерации может не утвердить Указ Президента РФ о введении военного положения. В таком случае Указ прекращает действие со следующего дня после дня принятия соответствующего решения, о чем население РФ или ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения (п. 7 ст. 4 Закона N 1-ФКЗ).

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В УКРАИНЕ — С КАКОГО ЧИСЛА И В КАКИХ ОБЛАСТЯХ (ТЕКСТ ЗАКОНА)

Военное положение — это особый правовой режим, предусматривающий предоставление специальных полномочий государственным органам власти, необходимых для предотвращения угрозы. Временное ограничение прав и свобод граждан, а  также временное ограничение законных интересов юридических лиц. Во время режима ВП военные и гражданские власти получают более широкие полномочия, которые позволяют им использовать человеческие и материальные ресурсы для своих нужд.

Под властями подразумевается все военное командование – от Генерального штаба до руководства отдельных частей, а также вся вертикаль власти – от президента и Кабмина до поселковых советов. Решения, соответственно, могут приниматься как на центральном, так и на местном уровне.

Текст закона о введении военного положения в Украине уже опубликован на сайте ВР. Военное положение вводится с 14:00 26 ноября сроком на 30 суток до 26 декабря 2018 года. Хотя до этого президент Петр Порошенко в своем обращении предлагал ввести военное положение с 9:00 28 ноября, во время обсуждения документа в парламенте под стенограмму дата президентом не озвучивалось, а сейчас в обнародованных на сайте Рады документах и в итоговом сообщении на сайте СНБО говорится именно о 26 ноября.

Вводится не на всей территории Украины, а в отдельных регионах, в частности в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, Донецкой, Запорожской, Херсонской областях и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории.

Также отмечается, что в период действия военного положения частичная мобилизация объявляется президентом Украины “в сроки и в объемах в соответствии с угрозой национальной безопасности и обороне Украины”.

Кроме того, законом дано поручение государственным органам власти по введению в действие плана внедрения и обеспечения мероприятий правового режима военного положения в Украине и обеспечения поставок Вооруженным Силам Украины, другим военным формированием материально-технических ресурсов и имущества, предоставления услуг и их финансирования в объемах, которые необходимы для эффективного выполнения возложенных на них задач в особый период.

Одновременно законом предусматривается приведение в готовность к выполнению задач по предназначению в особый период, с введением “степени полная готовность” определенных объектов единой государственной системы гражданской защиты, ее функциональных и территориальных подсистем; образование советов обороны и обеспечения содействия военному командованию в организации и осуществлении мероприятий правового режима военного состояния.

В дополнении к закону отмечается, что на период действия правового режима военного положения могут ограничивать конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные статьями 30-34, 38, 39, 41-44, 53 Конституции Украины. В указанных статьях речь идет о следующих правах и свободах:

  • Статья 30. Каждому гарантируется неприкосновенность жилья.
  • Статья 31. Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции.
  • Статья 32. Никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.
  • Статья 33. Каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места проживания, право свободно оставлять территорию Украины, за исключением ограничений, которые устанавливаются законом.
  • Статья 34. Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.
  • Статья 38. Граждане имеют право участвовать в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Статья 39. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить сборы, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.
  • Статья 41. Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности.
  • Статья 42. Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом.
  • Статья 43. Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на которую свободно соглашается.
  • Статья 44. Те, кто работает, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.
  • Статья 53. Каждый имеет право на образование.

История

Русское законодательство различало военное положение и состояние охраны, усиленной или чрезвычайной. В юридической литературе имперской России (также СССР в 20-е годы XX века) военное положение часто определяли через полицейское (милицейское) понятие «охрана», которое рассматривалось в контексте государственного управления как охраны государственного порядка.

В Российской империи военное положение объявлялось в военное время в пограничных областях государства, прилегающих к театру военных действий. В мирное время на таком же положении могли быть объявлены области, губернии или города, возмутившиеся против установленного порядка правительством, или в которых для поддержания порядка были признаны необходимыми особые строгие меры. Пример: Польское царство 1905 год, Сумской уезд (Харьковская губерния).

В СССР военное положение мог объявить, в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции, только Президиум Верховного Совета СССР как сказано в статье «в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции органов государственной власти по вопросам обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности переходили к органам военного управления — военным советам и командованию формирований РККА (позднее — ВС СССР).

Последний раз военное положение в СССР последовательно объявлялось на основании пункта «п» статьи 49 Конституции СССР Указами Президиума Верховного Совета СССР:

  • С 22 июня 1941 года — в Москве, Ленинграде и большинстве областей, краёв, республик Европейской части СССР;
  • С августа 1942 года — в некоторых городах Закавказья, на Черноморском и Каспийском побережьях;
  • С сентября 1942 года — в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР;
  • С апреля 1943 года — на всём железнодорожном транспорте СССР;
  • С мая 1943 года — на морском и речном транспорте.

Военное положение было отменено на большей части территории СССР 21 сентября 1945 года, спустя 2 недели и 4 дня со дня окончания военных действий на Дальнем Востоке. Действие этого указа не распространялось на ряд отдельных местностей СССР — Литовскую, Латвийскую, Эстонскую ССР, а также западные области Украинской и Белорусской ССР, там военное положение было окончательно отменено лишь 4 июля 1946 года. Ещё дольше военное положение сохранялась на объектах транспорта — оно было отменено только 2 мая 1948 года.

Что такое военное положение для экономики государства

Принятие такого решения для страны глубоко отразится на многих сферах деятельности. Режим почувствуют на себе экономические и финансовые сферы, так как, согласно постановлению о военном положении, временно может прекратиться их деятельность. Прекращается свободное перемещение финансовых средств, товаров, услуг, распространение информации, временно изменяются формы собственности, условия и процедуры банкротства финансовых учреждений, режим труда, устанавливаются особые формы финансового, таможенного, налогового и банковского регулирования на всех территориях страны, независимо от того, принято там военное положение или нет.

Обеспечение военного положения

Закон о чрезвычайном военном положении в РФ наделяет полномочиями государственные органы власти и военного управления, позволяющими предпринимать меры для обеспечения особого правового режима. В статье 7 изложен перечень подобных мероприятий:

  • эвакуация населения, а также важных социально-экономических и культурных объектов;
  • временное ограничение деятельности ряда политических партий и общественных организаций, которые ведут деятельность, угрожающую безопасности страны;
  • организация специального режима въезда и выезда с территории, где введено военное положение;
  • установление особого режима функционирования объектов жизнеобеспечения;
  • привлечение населения к деятельности, связанной с оборонными нуждами и ликвидацией последствий атаки противника;
  • ужесточение мер поддержания общественного порядка, охраны важнейших государственных и социальных объектов, а также систем коммуникаций;
  • ограничение публичных мероприятий политического характера (митинги, шествия), забастовок, передвижения транспортных средств, выбора места пребывания, поездок за пределы РФ;
  • установление военной цензуры и другие меры.

Одной из ключевых задач военного положения является создание условий для обеспечения особого правового режима. С этой целью привлекаются ВС РФ и другие воинские формирования, которые поддерживают въездной и выездной режим с территории, принимают участие в эвакуационных и спасательных мероприятиях, охране общественного порядка и жизненно важных объектов, занимаются пресечением деятельности террористических и бандитских группировок.

Экстренная сумка

Новость по теме

В Укрпочте рассказали об изменениях в выплате пенсии при военном положении

В рюкзак рекомендуется положить следующее:

• копии важных документов в полиэтиленовой упаковке. Заранее сделайте копии всех важных документов — паспорта, автомобильных прав, документов на недвижимость, автомобиль и т.д. Документы надо укладывать так, чтобы в случае необходимости их можно было быстро достать. В некоторых источниках так же указывают среди документов держать несколько фотографий родных и близких;

• дубликаты ключей от дома и машины;

• кредитные карты и наличные. Пусть у вас будет небольшой запас денег;

• карту местности, а также информацию о способе связи и встречи в условленном месте встречи вашей семьи;

• фонарик (лучше несколько) и запасные элементы питания к нему, спички (желательно туристические), зажигалка, свечи;

• средства связи и информации (небольшой радиоприемник с возможностью приема в УКВ и БМ диапазоне) и элементы питания к радиоприемнику (если нужны);

• многофункциональный инструмент, включающий (лезвие ножа, шило, пыльцы, отвертку, ножницы и т.д.);

• компас, часы (предпочтение отдавайте водонепроницаемым)

• нож, топор, сигнальные средства (свисток, фальшфеер и т.д.);

• рулон широкого скотча;

• несколько пакетов для мусора, объемом 120 литров. Может заменить палатку или тент, если разрезать;

• упаковка презервативов. Презерватив, при необходимости, может использоваться для защиты от влаги спичек и зажигалок, в качестве жгута для остановки кровотечения, надежного укупорки емкостей от насекомых и песка, перенос воды;

• блокнот и карандаш;

• шнур синтетический 4-5 мм, около 20 м;

• нити и иглы

• аптечка первой помощи. В состав аптечки обязательно должны входить: бинты, лейкопластырь, вата, йод, активированный уголь (интоксикация), парацетамол (жаропонижающее), пенталгин (обезболивающее), супрастин (аллергия), иммодиум (диарея), фталазол (желудочная инфекция), альбуцид (капли для глаз), жгут, шприцы и тому подобное; лекарства что Вы принимаете (минимум на неделю) с описанием способа применения и дозы рецепты; фамилии и мобильные телефоны ваших врачей (следите за сроком годности лекарств)

• мини-палатка, полиуретановый коврик, спальник (если позволяет место);

• одежда: комплект нижнего белья (2 пары), носки хлопчатобумажные (2 пары) и шерстяные, запасные брюки, рубашка или кофта, плащ-дождевик, вязаная шапочка, перчатки, шарф (может потребоваться в самых неожиданных ситуациях), удобное, надежное обувь ;

• средства гигиены: зубная щетка и зубная паста, небольшой кусок мыла, полотенце (есть такие в упаковке прессованные), туалетная бумага, несколько упаковок одноразовых сухих и влажных салфеток, несколько носовых платков, средства интимной гигиены, бритву, маникюрный набор;

• принадлежности для детей (если они необходимы)

• посуду (лучше металлический): котелок, фляга, ложка, кружка,

• запас питьевой воды на 1-2 дня, который надо периодически обновлять (вода не должна быть застоявшейся).

• запас еды на несколько дней — все, что можно есть без предварительной обработки и не занимает много места, долго сохраняется (не скоропортящиеся), к примеру: высококалорийные сладости (черный шоколад (с орехами), горсть леденцов), набор продуктов (тушенка, галеты , суп-пакеты, мясные и рыбные консервы), если позволяет место — крупа перловая, гречневая, рис длиннозерный, макароны, вермишель, сухие овощные полуфабрикаты, водка, спирт питьевой;

Общий вес «экстренной сумки» не должен превышать 50 килограммов.

Как мы писали ранее, Климкин объяснил причины введения военного положения в Украине.

Порядок управления

Целью введения законодательства о чрезвычайном положении выступает изменение системы управления в соответствии с требованиями военной ситуации. В этот период не допускается организация выборов и референдумов, а срок полномочий выборных государственных и муниципальных органов продлевается.

Правительство реализует в основном технические функции, при этом его структура может быть скорректирована президентом. Представительный орган на основании положений Федерального конституционного закона принимает нормативные акты и денонсирует соглашения со странами-агрессорами.

Акты агрессии против РФ

1. Нападение вооруженных сил иного государства на РФ.

2. Военная оккупация территории государства.

3. Бомбардировка иностранным государством или применение оружия против РФ.

4. Блокада берегов или портов другим государством.

5. Нападение другого государства на войска страны, независимо от их места пребывания.

6. Обнаружение на территории государства иностранных банд или групп, которые вооружены и осуществляют акты против России с применением оружия.

7. Появление любых других вооруженных актов агрессии – что означает, военное положение тоже будет рассмотрено вышестоящими органами.

Общие положения

Статья 1 содержит общие положения, которые поясняют цель введения военного положения – формирование необходимых условий для блокирования агрессивных действий в отношении РФ. Момент начала исчисления особого режима устанавливаются указом главы государства. В этот период могут действовать следующие меры:

  • ограничение некоторых прав и свобод граждан;
  • приостановка работы предприятий любых организационно-правовых форм;
  • возложение дополнительных обязанностей на население.

В статье 3 закона 2002 г.№ 1-ФКЗ «О военном положении» приводится исчерпывающий перечень актов агрессии против Российской Федерации, выступающих причинами перехода к особому режиму. К ним относится:

  • блокада портов и прибрежной территории ВС зарубежных государств;
  • осуществление бомбардировки или использование вооружения против РФ;
  • вторжение, оккупация либо нападение ВС зарубежных стран на РФ, а также факты аннексии;
  • нападение ВС зарубежных стран на представителей Вооруженных Сил РФ;
  • отправление каким-либо государством вооруженных формирований с целью выполнения агрессивных актов против РФ;
  • предоставление зарубежным государством своей территории другой стране для выполнения агрессивных действий против РФ.

Что это такое?

В общем и целом под этим понимается существенное ограничение гражданских прав и свобод, что оправдано в случае особенно опасных для всего государства в целом ситуаций. Вводится оно в тех случаях, когда страна или находится в состоянии войны, или же имеется высокая вероятность внешней агрессии. Основания для введения могут быть следующими:

  • Прямая агрессия в отношении государства со стороны иных стран или же явная демонстрация враждебных намерений, выраженная в том числе и в акте насильственного отторжения территорий.
  • Концентрация больших количеств вооруженных сил потенциального противника на границе или же атака на те страны, с которыми у государства заключен договор о союзничестве и взаимопомощи.

Военное положение может быть введено только после прямого приказа со стороны легитимно избранного главы государства с не истекшим сроком полномочий. После этого содержание документа срочно доносится до всех органов исполнительной власти.

Порядок управления

Целью введения законодательства о чрезвычайном положении выступает изменение системы управления в соответствии с требованиями военной ситуации. В этот период не допускается организация выборов и референдумов, а срок полномочий выборных государственных и муниципальных органов продлевается.

Правительство реализует в основном технические функции, при этом его структура может быть скорректирована президентом. Представительный орган на основании положений Федерального конституционного закона принимает нормативные акты и денонсирует соглашения со странами-агрессорами.

Фейковый призыв

Ещё до вступления в силу закона о военном положении его последствия ощутили простые граждане Украины. В Сумской области, в частности, в Путивльском районе местные жители получили смс-сообщения от Министерства обороны Украины. В них говорилось, что призывникам даётся три дня, чтобы явиться в воинские части, в противном случае на них подадут иски в суд. Однако представители военного ведомства заявили, что не имеют к сообщениям никакого отношения.

«Указанная информация является провокацией, которая регулярно появляется в районах с общей государственной границей с РФ и в населённых пунктах, расположенных вдоль линии разграничения», — заявил начальник Министерства обороны Украины Алексей Чернобай в Facebook.

Обвинения в адрес России в случае провальной попытки призыва — обычная практика, рассказывает источник RT в партии «Батькивщина».

«Но это вполне могла быть и инициатива Министерства обороны. Не открою большого секрета, но никто не хочет идти на войну. В армии царит полный хаос и неразбериха», — говорит он.

Также по теме


«Не ради олигархов и пиара Порошенко»: почему украинская молодёжь массово уклоняется от призыва

Порядка 80% призывников, проживающих в столице Украины, уклоняются от получения повесток. Такую статистику представил военный комиссар…

Обострилась ситуация и в других частях страны. Так, пользователи социальных сетей Харькова рассказывают, что на улицах города идёт облава на уклонистов — их останавливают с требованием предоставить документы. Похожие ситуации возникают и в других регионах. В херсонских групповых чатах в Viber распространяются сообщения о том, что военные вместе с полицией ходят по домам — в том числе и тех, кто давно уже отслужил в армии, и пытаются вручать повестки с требованием немедленно явиться в военкомат.

В свою очередь, президент Украины Пётр Порошенко сообщил, что массовой мобилизации в связи с началом военного положения в десяти областях страны не будет. Но, по его словам, с резервистами первой очереди проведут работу.

«Я прошу вас, уважаемые ветераны, быть наготове. Мы должны в кратчайшие сроки обеспечить все необходимые меры для того, чтобы остановить врага и защитить наше государство», — заявил Порошенко.

Что значит военное положение для СМИ

1. Согласно закону «О военном положении» от 30.01.2002г., на период действия режима вводятся ограничения свобод массовой информации.

2. Для работников СМИ военное положение – это в первую очередь ввод военной цензуры: контролируются телефонные и документальные сообщения.

3. Расширение государственного влияния и увеличение полномочий военных служб по отношению к СМИ.

4. Ограничение прав на распространение и доступ к информации.

5. Затруднение или прекращение деятельности журналистов.

6. Ужесточается контроль над работниками типографий, средств массовой информации.

7. Запрещается работа индивидуализированных радиостанций.

8. Для журналистов военное положение – это запрет посещения муниципальных и государственных органов, судов.

Важно напомнить, что все вышеперечисленные запреты действуют только на той территории страны, где было объявлено положение. Люди, совершившие правонарушения из указанных пунктов о военном положении, будут нести ответственность, соответствующую законодательству

Люди, совершившие правонарушения из указанных пунктов о военном положении, будут нести ответственность, соответствующую законодательству.

Военное положение отменятся только указом Президента после того, как обстоятельства, которые послужили основанием для его объявления, будут устранены. Оповещение в первом и во втором случаях происходит одинаково. Средства массовой информации сообщают населению об окончании режима, что означает — военное положение в стране с этого момента отменено.

Все нормативные акты, принятые за это время, отменяются, как только военное положение будет отменено.

Общие положения

Статья 1 содержит общие положения, которые поясняют цель введения военного положения – формирование необходимых условий для блокирования агрессивных действий в отношении РФ. Момент начала исчисления особого режима устанавливаются указом главы государства. В этот период могут действовать следующие меры:

  • ограничение некоторых прав и свобод граждан;
  • приостановка работы предприятий любых организационно-правовых форм;
  • возложение дополнительных обязанностей на население.

В статье 3 закона 2002 г.№ 1-ФКЗ «О военном положении» приводится исчерпывающий перечень актов агрессии против Российской Федерации, выступающих причинами перехода к особому режиму. К ним относится:

  • блокада портов и прибрежной территории ВС зарубежных государств;
  • осуществление бомбардировки или использование вооружения против РФ;
  • вторжение, оккупация либо нападение ВС зарубежных стран на РФ, а также факты аннексии;
  • нападение ВС зарубежных стран на представителей Вооруженных Сил РФ;
  • отправление каким-либо государством вооруженных формирований с целью выполнения агрессивных актов против РФ;
  • предоставление зарубежным государством своей территории другой стране для выполнения агрессивных действий против РФ.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector