Беспилотные летательные аппараты мчс россии: виды и классификация
Содержание:
- Российская универсальная классификация¶
- Каких результатов можно добиться с помощью дронов?
- Решаемые задачи
- История беспилотных летательных аппаратов / БПЛА
- В поле поражения высоких частот
- На догонном курсе
- Направления развития беспилотной авиации в России
- [править] Израиль
- Характеристики многих БПЛА — военная тайна
- Беспилотные аппараты в Европе
- Стоит ли учиться на оператора беспилотного летательного аппарата
- Новые сценарии использования
- Заключение
Российская универсальная классификация¶
Для сравнения, на сегодняшний день сложилась и Российская классификация
БПЛА, которая ориентирована преимущественно, пока только на военное
назначение аппаратов (Таблица 2):
Таблица 2
Категория | Взлетная масса, кг | Дальность действия, км |
Микро и мини БПЛА ближнего действия | 0 — 5 | 25 — 40 |
Легкие БПЛА малого радиуса действия | 5 — 50 | 10 — 70 |
Легкие БПЛА среднего действия | 50 — 100 | 70 – 150 (250) |
Средние БПЛА | 100 — 300 | 150 — 1000 |
Средне – тяжелые БПЛА | 300 – 500 | 70 – 300 |
Тяжелые БПЛА среднего радиуса действия | < 500 | 70 — 300 |
Тяжелые БПЛА большой продолжительности полета | < 1500 | 1500 |
Беспилотные боевые самолеты | < 500 | 1500 |
Российская классификация отличается от предложенной UVS International по
ряду параметров – упразднены группы БПЛА, некоторые классы зарубежной
классификации отсутствуют в РФ, легкие БПЛА в России имеют значительно
большую дальность и т. д.
Понятно, что у каждый БПЛА выполняет свои поставленные задачи, будь то
Микро- дрон, который мы купили в магазине, чтобы только научиться его
пилотировать или же Легкий квадрокоптер, который выполняет доставку
небольшого груза. Далее мы рассмотрим уже с вами типы БПЛА, которые
наиболее популярны в мире или оказали значительный вклад в развитии
новых типов беспилотников.
2.2 Правила регистрации БПЛА в РФ. Согласование полётов.
Одна из наиболее важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах
в России.
До недавнего времени, мало кто из пилотов понимал, что же будет с его
дроном и с ним самим, если полет не согласовывать, БПЛА не
регистрировать и т.д. Довольно долго законопроект в России был в
разработке и многие из нас томились ожиданиями, что же им делать сейчас
и что будет потом, после его принятия.
В 2019 году Государственная Дума приняла законопроект, который
предотвращает использование беспилотных воздушных судов в противоправных
целях. Любой дрон или квадрокоптер — это беспилотное воздушное судно
(БВС), а человек, который управляет устройством — внешний пилот.
Согласно пункту 5 статьи 32 «Воздушного кодекса Российской федерации»,
любые беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной
массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ,
подлежат учету. Это значит, что по закону владелец квадрокоптера должен
поставить на учет беспилотный летательный аппарат — за исключением
устройств, вес которых меньше 0,25 кг. Заявления принимает Федеральное
агентство воздушного транспорта.
Заявление необходимо подать в течение 10 рабочих дней со дня
приобретения БВС на территории России либо с момента его ввоза на
территорию РФ, если покупали дрон за рубежом. Если вы сделали БВС
самостоятельно, то необходимо поставить его на учет до того, как начнете
запускать изобретение в воздух.
Согласование полетов.
Для осуществления полетов дронов и квадрокоптеров необходимо получить
специальное разрешение на использование воздушного пространство.
Разрешение выдает Зональный центр Единой системы организации воздушного
страхования. Если вес дрона или квадрокоптера больше 30 кг, его нужно
обязательно зарегистрировать. Параллельно с этим владелец (внешний
пилот) должен получить сертификат летной годности и свидетельство
внешнего пилота, чтобы иметь возможность управления коптером.
Чтобы запустить дрон или квадрокоптер над населенным пунктом, нужно в
обязательном порядке получить разрешение от органов местного
самоуправления. За сутки до предполагаемого полета следует подать
представление на установление режима полета в зональный центр по
организации воздушного движения. За 2 часа до вылета внешний пилот
должен связаться с диспетчером.
Есть места, где использование квадрокоптеров, дронов и других
беспилотных летательных аппаратов полностью запрещено:
- Аэропорты и вокзалы
- Опасные производства
- Военные объекты
- Стратегические государственные объекты
Каких результатов можно добиться с помощью дронов?
Геодезическое исследование может преследовать разные задачи, и в зависимости от них вы выбираете не только модель дрона, но и специализированное оборудование, а также программное обеспечение. В одном случае вам будет достаточно сверхкомпактного складывающегося DJI Mavic 2 Enterprise или среднего DJI Phantom 4 RTK, а в других случаях может потребоваться более тяжелый, мощный и всепогодный квадрокоптер из серии DJI Matrice 210 RTK V2.
Пример двухмерной ортомозаичной карты
Также ваши задачи будут определять набор необходимого оборудования: камер, датчиков, сканеров и другого оборудования для точной съемки. Наконец, никогда не стоит забывать и о профессиональном программном обеспечении. Его выбор также во многом определяется решаемыми задачами. Собственно, эти задачи будут определять то, какое программное обеспечение вам понадобится: DJI Terra, DJI GS Pro или другие программы.
Преимущество многих программных продуктов для обработки снимков, полученных с дрона, заключается в возможности сшивать сотни и даже тысячи цифровых фотографий, созданных камерой беспилотника, и превращения их в высококачественные 2D/3D-ортомозаичные карты и необходимые для работы топографические данные.
Создание 3D-моделей
Дроны вместе с соответствующим оборудованием и программным обеспечением помогают создавать точные 3D-модели объектов на интересующем исследователей месте и сравнивать полученные результаты (трехмерные модели) с информационными моделями зданий (BIM).
3D-модель объекта компании Strabag, выполненная на основе снимков дрона
Тепловизионная съемка аномальных объектов
Еще одно нововведение, которое предоставляет беспилотная съемка, использование тепловизионных камер для выполнения тепловизионного исследования объекта. Обычно такой формат интересует исследователей в том случае,если необходимо выяснять наличие каких-либо аномалий и дефектов (например, если проводится обследование кровли или каких-либо производственных объектов).
LiDAR и мультиспектральные камеры
В геодезии исследователи нередко сталкиваются с весьма сложными задачами, когда необходимо выявить какие-то скрытые части рельефа или найти какие-то скрытые от человеческого глаза признаки, указывающие на важные, но не видимые обычными камерами, процессы. Визуальные и тепловизионные камеры в таких случаях помогают далеко не всегда. Но если их заменить или совместить с таким оборудованием, как лазерные сканеры (LiDAR) или мультиспектральные камеры, то можно решить много ранее недоступных для исследователей вопросов (скрытые густой растительностью объекты обычно обнаруживаются сканированием с помощью LiDAR, а мультиспектральная съемка позволяет выявить пострадавшие от природных бедствий почвы и растения).
Дроны и BIM
В строительстве и управлении проектами геодезическая съемка может предоставить критически важные данные, которые неразрывно связаны с информационным моделированием зданий (BIM).
Пример карты, созданной с помощью тепловизионной камеры
На каждом этапе процесса строительства трехмерные фотограмметрические или лазерные модели с высоким разрешением, созданные с помощью дронов, можно накладывать и сравнивать на предварительно запланированные объекты BIM (BIM – Информационная модель здания). Это позволяет выявить расхождения между планами и реальностью.
Раннее обнаружение этих проблем может уменьшить ошибки или даже избежать их еще на стадии строительства, а также избежать упущений и повторных работ (а значит, дополнительных затрат). Неудивительно, что беспилотники в последние годы становятся органичной частью надзорных инструментов в современном строительстве.
Решаемые задачи
Можно классифицировать на четыре основные группы:
- обнаружение ЧС;
- участие в ликвидации ЧС;
- поиск и спасение пострадавших;
- оценка ущерба от ЧС.
В таких задачах старший оператор должен оптимальным образом выбрать маршрут, скорость и высоту полета ДПЛА, чтобы охватить район наблюдения за минимальное время или количество пролетов с учетом секторов обзора телевизионной и тепловизионной камер.
При этом необходимо исключать двукратный или многократный пролет одних и тех же мест с целью экономии материальных и людских ресурсов.
Дополнительный материал доступен по кнопке «Скачать» после статьи
История беспилотных летательных аппаратов / БПЛА
Неважно то, что сегодня мы речь ведем о беспилотниках, история этих аппаратов начинается скорее на воде чем в воздухе. В конце XIX века, если быть точными, то в 1899 году, небезызвестный изобретатель, физик и инженер Никола Тесла сконструировал и продемонстрировал общественности первый в мире радиоуправляемый кораблик, что не осталось незамеченным в ученой среде и дало свой толчок развитию сферы управляемых объектов
Несмотря на общий посыл Николы Тесла, следующим «беспилотником» оказалось не судно, а самый обыкновенный летательный аппарат. Военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг в 1910 году, вдохновленный успехами братьев Райт, предложил создать летательный аппарат управляемый не человеком, а часовым механизмом, который в определенное время сбрасывал свои крылья и падал на врага. Удивительно, но, несмотря на инновационную и экстравагантную идею, Кеттерингу дали зеленый свет и с помощью финансирования из армии США ему удалось создать несколько рабочих моделей. Увы, после нескольких испытательных полетов, прошедших с переменным успехом, проект по не многу сошел на нет и в боевых действиях во время Первой Мировой войны разработка участия не принимала.
DH.82B Queen Bee – БПЛА-мишень
Впрочем, по-настоящему прорывным для беспилотников XX века стал 1933 год, который официально считается родоначальником всех дальнейших разработок. Именно в этот год, силами инженеров Великобритании был разработан первый БПЛА, который, к слову сказать, был ко всему прочему многократного использования. Проект получил название DH.82B Queen Bee, и представляли собой отреставрированные модели бипланов Fairy Queen, которыми дистанционно управляли с корабля по радио. И именно этому беспилотнику было суждено стать самолетом-мишенью для будущих асов и зенитчиков. DH.82B Queen Bee служил ВВС ее Величества с 1934 года по 1943.
Естественно, мимо подобного новшества во время Второй Мировой войны не могли пройти мимо ни Германия, ни СССР, ни США. Так, например, Германия использовала управляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, которые успешно показали себя во время ведения боевых действий в Средиземном море, однако в массовое производство суждено было попасть не им, а «самолету-снаряду» ракете Фау-1, а с 1942 года, Фау-2. А вот в СССР времен Второй Мировой проектируемым конструкциям воплотиться в реальность не удалось, несмотря на попытки авиаконструктора Василия Никитина. Именно его стараниями существовал проект беспилотной летающей ракеты, чья дальность полета составляла от 100 км и более при скорости в 700 км/ч, но как уже говорилось, проект остался лишь на бумаге. Впрочем, в 1941 году СССР был успешно применен тяжелый бомбардировщик ТБ-3 в качестве беспилотного самолета для подрывов мостов.
Немецкая Фау-1
А вот США пошли по стопам Великобритании и запустили в массовое производство беспилотники Radioplane QQ-2, которые использовали как самолеты-мишени. Более того, за время Второй Мировой, фирма Radioplane создала для ВВС США почти 15 тысяч подобных БПЛА, в том числе модели QQ-3 и QQ-14. Интересно, что авторство данных беспилотников принадлежит Дени Ридженатальту, который в 30-ых года XX века был преуспевающим актером и по происхождению являлся британцем. Однако позже проявил интерес к радиоуправляемым моделям, а в 1934 году открыл свой магазин в качестве хобби. Однако наиболее успешной разработкой США можно считать беспилотный ударный бомбардировщик Interstate TDR-1, который сравним лишь с Фау-1 и может считаться первым в мире беспилотным летательным аппаратом подобного типа и специализации. По 1944 год было выпущено несколько модификаций TDR-1: XTDR-1, TDR-1, XTD2R-1, XTD3R-1, XTD3R-2, TD3R-1. Однако, несмотря на обилие модификаций, в серийный выпуск попали лишь сам TDR-1 – более 180 штук и TD3R-1 – заказ в 40 штук, который, впрочем, позже был отменен.
Модель американского Interstate TDR-1
Несмотря на то, что после Второй Мировой войны БПЛА так или иначе активно использовались лишь США и СССР, на данный момент ведущим лидером в разработке и применении беспилотников считается именно США. Достаточно сказать лишь то, что в 2012 году беспилотные летательные аппараты, состоявшие на вооружении ВВС США, составили 7494 штук, в то время как пилотируемых аппаратов насчитывается почти 11 тысяч.
В данный момент по значимости развития технологий в данной сфере необходимо отметить не только США, но и Россию, Израиль, а так же Великобританию, расширившую свой парк беспилотных летательных аппаратов в марте 2014 года.
В поле поражения высоких частот
Представителем другого направления оружия направленной энергии, более походящим на «некинетическое оружие, поразившее 10 дронов» выступает радиочастотное, основанное на воздействии сверхмощных электромагнитных излучений в диапазоне от 0,3 до 300 ГГц. Иногда именуемое микроволновым или СВЧ-оружием. Оно сводится к генерации и последующему излучению направленного электромагнитного потока большой мощности. Поражающим фактором выступает электромагнитный импульс (ЭМИ), негативно воздействующий на радиоэлектронные компоненты и вызывающий пробои в полупроводниковых элементах объекта.
Реализация высокочастотного ЭМИ невозможна без сверхвысокочастотного излучателя. Определить же достоверно его источник в силу закрытости информации многих военных технологий не представляется возможным. Теоретически в боеголовке Coyote Block 3 мог быть установлен магнетрон. Он обладает миниатюрными размерами, способен выдавать большую мощность, работает в диапазоне сверхвысокочастотного оружия и имеет высокий уровень КПД.
raytheonmissilesanddefense.com
Сверхвысокочастотную систему оружия Phaser Raytheon испытывает с 2013 года.
Стоит признать, в рамках небольшого летательного аппарата мощнейший СВЧ-излучатель в силу невозможности размещения нужных узлов и отсутствия сверхмощного источника питания на сегодняшний день в корпусе беспилотника не реализуем. Однако отсутствие такого сверхвысокочастотного излучателя в беспилотном летательном аппарате вовсе не означает его неэффективность на поле боя против вражеских дронов и вот почему:
1. Coyote поражает микроволновым излучением класса не «земля-воздух», а «воздух-воздух», что в значительной степени снижает расстояние, а следовательно, и затухание электромагнитных волн. Манёвренность беспилотника вкупе со скоростью поражения кратковременного высокоэнергетического импульса, измеряющегося наносекундами, позволяет выходить беспилотнику на близкое расстояние.
2. Используя иную особенность сверхвысоких частот — длину волны — становится возможна концентрация электромагнитного излучения в узконаправленный луч. При этом изначально СВЧ-оружие рассчитано на большое пятно поражения. Но за неимением необходимой мощности логично сконцентрировать исходящую энергию, за счёт чего повысится плотность потока и, как следствие, пробивная возможность такой формы направленной энергии. Затухание электромагнитных волн будет происходить на более дальних расстояниях, продлевая коридор поражения беспилотных летательных аппаратов.
lockheedmartin.com
Lockheed Martin представила своё видение небольшого беспилотного летательного аппарата с интегрированной системой MORFIUS.
В процессе самой концентрации электромагнитных импульсов возможно использование антенн с большим коэффициентом усиления, которые миниатюрны и мобильны в силу особенности ультракоротких волн. Бóльшая плотность вследствие концентрации излучения повысит мощность, приходящую на один кубический метр, скомпенсировав изначально возможную нехватку электромагнитного импульса. Это позволит высокочастотному ЭМИ напрямую проникнуть в радиоэлектронную аппаратуру вражеского дрона через его антенную систему, вызвав появление индукционных токов, параметры которых превышают возможности схем, и, как итог, вывести электронику объекта поражения из строя.
Возвращаясь к объявленному минобороны США конкурсу, нельзя не отметить Lockheed Martin, которая представила своё видение небольшого беспилотного летательного аппарата с интегрированной системой MORFIUS, где в качестве поражающего фактора использовались микроволны.
Выходит, что новая эпоха ведения войны не столь и фантастична. Оружие на новых физических принципах приобретает всё меньший форм-фактор, становясь атрибутом современности.
На догонном курсе
Россия возможности своих БПЛА продемонстрировала только во втором десятилетии XXI века (напомним, что СССР был одним из лидеров по производству БПЛА). В 2010 году российская компания «Оборонпром», входившая в состав госкорпорации «Ростех», создала совместное предприятие с израильской компанией «IAI», заключив контракт на покупку и производство разведывательных БПЛА (поставлять ударные израильская сторона под нажимом США отказалась. — Авт.). И в 2014 году в России был сформирован первый отряд беспилотников «Форпост». Есть уже и «Форпост-Р», собранный на базе отечественных комплектующих.
С 2010 года Российская армия приступила к использованию многофункционального беспилотного комплекса малой дальности «Орлан-10», предназначенного для ведения наблюдения за объектами в труднодоступной местности. После ряда учений, включая «Кавказ-2012», «Орлан-10» получил высокую оценку руководства Сухопутных войск и ВДВ и был принят на вооружение. К настоящему времени в войска поставлено более 1.000 таких аппаратов. «Орлан-10» входит в состав системы управления тактическим звеном (ЕСУ ТЗ) и может транслировать цели для поражения всеми боевыми машинами (САУ, танки, БМП, машины ПВО), подключёнными к ЕСУ ТЗ. Его максимальная взлётная масса — до 18 кг, практическая дальность полёта — до 600 км, практический потолок — 6.000 м. БПЛА активно применялся в ходе военной операции ВКС России в Сирии.
Известно, что уже ведётся разработка беспилотника «Орион-2» с максимальным взлётным весом 5.000 кг и потолком 12.000 м.
Официально объявлено, что компания «Сухой» создаёт тяжёлый ударный БПЛА С-70 «Охотник (беспилотный бомбардировщик), первый полёт которого состоялся в августе 2019 года. 27 сентября того же года Министерство обороны России сообщило о первом совместном полёте «Охотника» и истребителя Су-57, продолжавшемся более 30 минут, в ходе которого отрабатывалось применение средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону ПВО противника. В ВКС «Охотник» с примерной взлётной массой до 25 тонн и дальностью полёта до 6 тысяч км начнёт поступать с 2024 года.
Как бы там ни было, у дронов есть один существенный недостаток — уязвимость каналов связи. Сигналы GPS-навигаторов, как и любые сигналы, принимаемые и отсылаемые летательным аппаратом, можно глушить, перехватывать и подменять, для уничтожения БПЛА могут использоваться как обычные артиллерийские установки, так и средства глушения сигналов управления. Тем не менее, по оценкам большинства экспертов, США, страны НАТО, Китай и Россия в возможных военных конфликтах будущего будут делать ставку всё-таки на БПЛА — разведывательные и ударные. Возможно, это будут не только управляемые, но и думающие аппарата, наделённые интеллектом.
Направления развития беспилотной авиации в России
С учетом положений Концепции, а также опыта, приобретенного подразделениями МЧС России при ликвидации аварий и тушении пожаров, определены основные направления развития беспилотной авиации в системе МЧС России:
- организация работы по подготовке нормативных правовых актов, регулирующих процессы внедрения, унификации, стандартизации и применения БАС (в том числе в условиях ЧС);
- повышение готовности штатных подразделений, использующих беспилотные летательные аппараты, сокращение времени реагирования на ЧС различного уровня;
- обеспечение развития и повышение эффективности применения БАС при выполнении функциональных задач;
- организация подготовки и повышения квалификации специалистов, эксплуатирующих БАС, в реагирующих подразделениях МЧС России;
- изучение передового международного опыта в сфере применения беспилотной авиации.
В мае 2014 г. произошло наводнение на Балканах. Выпало самое крупное количество осадков за последние 120 лет, что привело к тому, что большие территории оказались затопленными и сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома. Использование дрона (беспилотного летательного аппарата) в такой ситуации позволяет в короткое время обследовать сравнительно большую территорию, получить фото- и видеоматериалы с воздуха, которые помогут оценить ситуацию на реках и их берегах, а также проанализировать риски угрозы наводнения
[править] Израиль
БПЛА Израиля
Потребность в БПЛА у Армии обороны Израиля возникла в ходе «Войны на истощение» 1969—1970 годов. В этот период не было активных боевых действий. происходила артиллерийская и ракетная дуэль между силами Израиля и силами арабских стран. В этих условиях была весьма актуальной информация о месторасположении вражеских военных объектов, прикрытых ПВО. Традиционное применение авиации показала высокую стоимость такой разведи и весьма низкую эффективность. В связи с этим были использованы крайние меры — инициативная группа офицеров провела эксперимент по установке фотооборудования на обыкновенный радиоуправляемые модели самолётов. Их применение имело большой успех, были получены ценные разведданные, однако в то время наиболее перспективными считались крупные реактивные БПЛА, ресурсов на производство которых Израиль не имел и собирался закупать их у США.
Однако, во время Ливанской войны малые пропеллерные БПЛА широко применялись АОИ, что позволило нанести существенный урон военным силам и в основном технике Ливии, которая поражалась с помощью точного целеуказания БПЛА ракетам. С этого момента АОИ стала принимать на вооружения в основном небольшие по размеру и малозаметные БПЛА. Исключением стал БПЛА «Эйтан», сопоставимый по своим размерам (длина, размах крыльев) с самолётом F 15. На 2012 год это — один из самых крупных БПЛА по своим линейным размерам (по размаху крыльев и взлётному весу и остальным характеристикам уступает аппарату RQ-4 Global Hawk), производится полностью в Израиле и из израильских компонентов. По заявлению представителей АОИ самолёт оснащён уникальной, не имеющей аналогов в мире аппаратурой для ведения разведки и боевых действий. Практический потолок по заявлениям АИО составляет 13 км, что делает его неуязвимым для комплекса ПВО С 300, стоящего на вооружении у некоторых арабских стран, что заведомо неверно, так как данный комплекс способен поражать цели на высоте до 25 км.
Израиль является одним из ведущих производителей БПЛА в мире, не только по количеству аппаратов, но и по качеству и тактико-техническим характеристикам производимых БПЛА.
Характеристики многих БПЛА — военная тайна
Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.
К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт. По опубликованным параметрам, китайские дроны — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они созданы «по мотивам» западных разработок.
Китайский БПЛА CH-4
В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.
Беспилотные аппараты в Европе
Основные работы в Европе в области БПЛА сосредоточены во Франции, где они ведутся как по национальным программам, так и по общеевропейским. Созданные во Франции различные беспилотники активно применялись во время событий на Балканах в конце 1990-х гг. Наиболее известные французские БПЛА – Sagem Sperwer, разрабатывается разведывательный аппарат Eagle 1, предназначенный для продолжительных полётов на средних высотах (7000–8000 м), а также высотные аппараты HALE, способные в течение 24–36 ч летать на высоте около 18 000 м. В Германии спроектированы разведывательные БПЛА LUNA Х-2000, KZO (Вrevel) и др.
По прогнозу Forecast International, опубликованному в апреле 2014, в ближайшие 10 лет объём продаж БПЛА в мире вырастет с 0,942 млрд. долл. в 2014 до 2,3 млрд. долл. в 2023. Лидерство будут уверенно сохранять США, на долю которых придется 65% рынка. Оставшиеся 35% придутся на остальные страны, среди которых Израиль, Франция, Великобритания, Италия и т. д. Среди различных типов БПЛА по объёмам продаж будут лидировать тактические TUAV (Tactical Unmanned Aerial Vehicle) – 40,7%, на аппараты с большой продолжительностью полёта MALE (Medium-Altitude, Long-Endurance) придётся 34,6%, на высотные с большой продолжительностью полёта HALE (High-Altitude, Long- Endurance) и ударные UCAV (Unmanned Combat Aerial Vehicle) – 21,4%. Объём рынка портативных беспилотников составит 1,7%, на гражданские аппараты придется 1,6%.
Стоит ли учиться на оператора беспилотного летательного аппарата
Чаще всего беспилотники используются в военных целях, но пригождаются они и в мирной жизни, например, для телевизионных трансляций, киносъемок, картографических съемок, мониторинга безопасности грузоперевозок, метеорологических съемок, в спасательных операциях, при тушении пожаров и во многих других случаях.
Дроны могут разыскивать людей и доставлять гуманитарные грузы. Некоторые страны уже имеют беспилотные системы на службе в военно-воздушных силах. Таким образом, на сегодняшний день дроны применяются широко, а в будущем ожидается рост спроса на них и, наверняка, расширение сферы их применения.
Поэтому, если профессия вас привлекает, и вы соответствуете требованиям, не стоит сомневаться; специалисты в управлении БПЛА без работы не останутся.
Новые сценарии использования
В то время как более 15 стран массово протестировали использование дронов за последние пять месяцев, в России история с тестированием беспилотников для пандемических сценариев не продвинулась дальше предложения НТИ. Хотя БПЛА могут значительно повысить эффективность принимаемых мер по уменьшению распространения COVID-19 и найти большое количество сценариев использования:
-
оперативная доставка медицинских анализов и медикаментов в медицинские учреждения;
-
оповещение населения о противовирусных мероприятиях;
-
мониторинг мест массового скопления людей, карантинных зон, движения автотранспорта;
-
обработка антисептическими и дезинфицирующими средствами потенциально зараженных территорий;
-
оперативная бесконтактная доставка еды и средств первой необходимости в карантинные зоны.
Любые сценарии применения дронов во время пандемии имеют одно большое ограничение — автоматизированная посадка в городских условиях. Существующие системы посадки БПЛА используют GPS для навигации дрона, а также вертикальную траекторию взлета и посадки. Эти особенности не позволяют легко посадить аппарат в условиях плотной городской застройки, где сигнал GPS значительно хуже аналогичного сигнала в чистом поле, а также не позволяют совершить посадку через окно здания. Кроме того, БПЛА требуют обслуживания между полетами (например, замену аккумулятора), что также ограничивает их использование.
В России группа инженеров из проекта Navigation Engineering разработала полностью автоматизированную оптоэлектронную систему для БПЛА без применения GPS и с горизонтальным способом посадки, однако, на данный момент технология остается невостребованной.
«Оказалось, что самое уязвимое место беспилотника — человек. Нынешнее поколение беспилотников не способно доставить пакет с продуктами или лекарствами на балкон без пилота. И чтобы отправить груз, дрон надо вынести на открытое пространство с устойчивым сигналом GPS. Разработанная нами система посадки работает по принципу классической курсо-глиссадной системы, использующейся в авиации для посадки самолетов. Такой подход позволяет выбрать горизонтальный способ посадки БПЛА, а также полностью отказаться от использования каких-либо GPS-систем. Иными словами, появляется возможность посадить аппарат в любых условиях застройки и погоды», — отмечает Ткаченко Дмитрий, основатель проекта Navigation Engineering.
Заключение
Анализ состояния гражданского и военного сегментов российской беспилотной авиации свидетельствует о том, что изделия указанной категории не имеют широкого экспортного распространения.
Денис Федутинов: Беспилотники в сирийском конфликте
При этом современные отечественные разработки по своим качественным характеристикам китайским конкурентам не уступают. Несмотря на санкционное давление со стороны США, по мнению главы «Ростеха» С. Чемезова, на мировом рынке ожидается спрос на разнообразные беспилотные комплексы отечественного производства. По количеству стоящих на вооружении Минобороны России БПЛА наша страна уступает только США и Израилю.
Однако конкурентоспособность в этой области, особенно с учётом высокой динамики развития данной отрасли в Китае, возможна только в случае вывода отечественной продукции на новый уровень технологической оснащенности (начиная от энергетических установок/перспективных двигателей, позволяющих расширить эксплуатационные характеристики, заканчивая программным обеспечением и аппаратным оснащением, которое обеспечивает интеграцию устройств в современные автоматизированные платформы управления).
Кроме того, налицо низкая коммерциализация и экспортная ориентированность данного производственного сегмента РФ и маловариативность линейки продукции, предназначенной для реализации на зарубежных площадках.
Фактическое отсутствие маркетингового сопровождения продвижения отечественной беспилотной авиации на мировом рынке оружия создает предпосылки к утрате позиций в указанном сегменте, развитие которого в условиях глобальной цифровизации и перехода на новый технологический уклад, в том числе в сфере безопасности, имеет неограниченный потенциал.
В указанных условиях целесообразно адаптировать имеющуюся технологическую базу для увеличения производственного потенциала БПЛА, наращивания их эксплуатационных возможностей с целью обеспечения экспортных поставок (в том числе двойного назначения), закрепления лидерства в данной сфере в традиционных странах-потребителях отечественной продукции ОПК.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
. Lu m., Liao X., Yue H., Huang Y., Ye H., Xu C., Huang S. Optimizing distribution of droneports for emergency monitoring of flood disasters in China // Journal of flood risk management 13/1. 2020
. Elsa B. Kania. “AI weapons” in China’s military innovation// Brookings Institution. 27.04.2020.
. Меликов Р. Т., Кудряшов А. А. Воздушный реактивный двигатель с нагревом воздуха в ядерном реакторе и его применение в БПЛА. //Журнал Актуальные проблемы авиации и космонавтики. № 7, стр. 217, 2011г. Красноярск.
. Леонов В.С., Бакланов О.Д., Саутин М.В., Костин Г.В., Кубасов А.А., Алтунин С.Е., Кулаковский О.М.// Воздушно-космическая сфера. 2019. №1, с.68-75.
. Горчаков С.Е., Лукиянчук А.А. Тяжелые ударные БПЛА ВС РФ. Ударный БПЛА С-70 «Охотник»// Сборник материалов III научно-практической конференции «Авиация России: прошлое, настоящее и будущее». МАИ 2020, с. 182.