Порядок создания и применения сил и средств го
Содержание:
- Спасательно-поисковая служба
- Основные понятия и задачи
- 2.2. Режимы функционирования системы ГО
- Защита локальных территорий
- нештатных аварийно-спасательных формирований
- О расположении сил ГО
- Центр по проведению операций особого риска
- Организация и ведение ГО
- Функции органов ГО
- Бункеры гражданской обороны
- «Центроспас»
- Что защищают?
- 2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации
- Разделы, по которым осуществляется табелизация нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
- Что используется в работе?
- Организация ГО
- Нормативное регулирование деятельности
- Выводы по второму учебному вопросу
Спасательно-поисковая служба
В структуру МЧС также входит отдельное формирование, основной задачей которого является поиск лиц, пострадавших во время какой-либо чрезвычайной ситуации, а также их спасение. В структуру данного ведомства входят различные отряды, общая численность которых составляет более 2 000 человек (кроме этого, в их рядах также числятся спасатели-общественники).
Важно отметить, что для высококлассной реализации поставленных задач отряды поисково-спасательных служб оснащаются современным оборудованием, а также техническими приспособлениями. В арсенале данной группы всегда имеется пневмодомкрат, гидравлический резак, а также несколько видов акустических приборов, помогающих вести эффективный поиск людей под завалами и в снежных лавинах
После получения тревожного сигнала специалисты аварийно-спасательных формирований гражданской обороны обязаны выдвинуться к месту происшествия в течение 15-120 минут (в зависимости от дальности расположения объекта), после чего немедленно приступить к выполнению всех необходимых задач.
Основные понятия и задачи
Точное понимание целей и задач служб ГОЧС (расшифровка — гражданская оборона и чрезвычайные ситуации), методы их решений — важное условие продуктивной деятельности в этой сфере. Основные направления для выполнения главной цели по защите населения прописаны в Федеральном законе «О гражданской обороне»
К ним относятся:
- Предварительная подготовка населения — включает в себя планирование и проведение обучения граждан с обеспечением нормативно-методическими материалами. Образование, обеспечение учебных центров и других учреждений, предназначенных для дополнительного образования должностных лиц и сотрудников ГО. В общеобразовательных школах преподают предмет по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) гражданской обороны. На сайте Сергея Кульпинова участники подразделений делятся друг с другом наработанным опытом при устранении результатов чрезвычайных ситуаций.
- Своевременное информирование граждан об угрозах, которые возникают при военных конфликтах, чрезвычайных положениях природных и техногенных свойств. Для этого проводится комплексное применение средств единой сети связи, радио, телевизионного вещания и других способов технической передачи информации.
- Обеспечение граждан предметами индивидуальной и коллективной защиты. Для решения этой задачи проводится строительство и техническое обслуживание подземного оборудования или использование уже готовых строений. Кроме того, силами ГО обеспечивается накопление и хранение необходимого количества индивидуальных защитных средств.
- Определение перечня объектов и проведение работ по обеспечению их светомаскировки.
- Осуществление аварийно-спасательных работ, если есть любая степень угрозы населению при военных конфликтах или ЧС природного характера. В этом случае проводятся действия по спасению населения с использованием современных технологий и технических устройств.
- Силами ГО и ЧС осуществляется жизнеобеспечение граждан, пострадавших в результате военных конфликтов или при чрезвычайных положениях. Для этого выполняется планирование и организация важных видов обеспечения безопасности жизнедеятельности (ГО БЖД).
- Мероприятия, связанные с тушением пожаров, которые возникли в результате военных действий или чрезвычайных случаев природного происхождения. Чтобы выполнить эти функции, проводится формирование противопожарных подразделений и обеспечение их необходимыми материалами и оборудованием.
2.2. Режимы функционирования системы ГО
В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов:
1. Режим повседневной деятельности. Действует в мирное время при нормальной обстановке, с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.
2. Режим повышенной готовности. Вводится при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны.
3. Чрезвычайный режим. Вводится с момента объявления войны, фактического начала военных действий или при введении Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях, а также при возникновении ЧС природного или техногенного характера.
Защита локальных территорий
Важно отметить, что, кроме указанных выше структур, в деятельности МЧС могут принимать участие и нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны. Комплектование таких образований производится исключительно из личного состава, оснащенного техникой и специальными средствами защиты, нужными для исполнения тех или иных функций
Важно отметить, что рассматриваемые структуры могут иметь определенную специализацию деятельности (химической разведки, бактериологического наблюдения, спасательную, аварийно-техническое, противопожарную, инженерной разведки и т. п.)
Задачи гражданской обороны для указанных нештатных формирований являются ровно такими же, как и для других структур, состоящих в системе органов МЧС. Разница лишь в том, что они создаются на определенных территориях для реализации защиты местного населения и окружающей среды строго от тех проблем, которые для них характерны. Подчиняются такие формирования органам самоуправления на местах, к ведению которых относится соответствующая территория.
нештатных аварийно-спасательных формирований
Таблица 1
№ пп |
Наименование раздела табелизации |
Количество позиций в разделе |
1. |
Средства индивидуальной защиты |
9 |
2. |
Медицинское имущество |
6 |
3. |
Средства радиационной, химической разведки и контроля |
13 |
4. |
Средства специальной обработки |
3 |
5. |
Инженерное имущество и аварийно-спасательный инструмент |
18 |
6. |
Средства связи |
10 |
7. |
Пожарное имущество |
6 |
8. |
Вещевое имущество |
20 |
9. |
Автомобильная и специальная техника |
2 |
Простой количественный анализ таблицы показывает весьма широкий спектр техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов, используемых для табелизации нештатных аварийно-спасательных формирований, требует от руководителей творческого подхода и большой организаторской работы.
В соответствии со статьей 9 п.2 Федерального закона от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»:
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Состав, структура и оснащение НФГО определяются приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» исходя из примерного перечня создаваемых НФГО и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:
определяют организации, создающие НФГО;
организуют создание и подготовку НФГО;
осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением личного состава НФГО организаций, находящихся в ведении этих органов;
создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:
-определяют организации, создающие НФГО;
-организуют поддержание в состоянии готовности НФГО;
-организуют подготовку и обучение личного состава НФГО;
-создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
Организации:
-создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО;
-осуществляют обучение личного состава НФГО;
-создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.
Личный состав НФГО в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» комплектуется организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В Приложение № 1 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне», утвержденному приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701, приведен примерный перечень создаваемых нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (Приложение № 5,6).
О расположении сил ГО
Стоит отметить, что рассматриваемая организация включает в себя несколько видов структурных подразделений, на каждое из которых возлагается необходимость выполнения определенного круга узкопрофильных задач.
Отдельные соединения, в соответствии с требованиями, представленными законом, должны располагаться в максимальной доступности от населенных пунктов. Кроме этого, большая часть механизированных бригад по установленным правилам должна находиться в сейсмоопасных регионах. Что касается понтонно-переправочных бригад, то их, по большей части, располагают в районе тех мест, которые особенно подвержены наводнениям.
Центр по проведению операций особого риска
Немаловажное место в системе органов МЧС занимает специализированный центр. Он призван проводить операции, характеризующиеся повышенной степенью риска
Важно отметить, что спасатели, входящие в такую структуру, имеют особенную физическую и профильную подготовку, что связано с необходимостью выполнения ими работ, опасных для собственной жизни. К ряду задач спасателей, входящих в структуру Центра по проведению операций, сопряженных с повышенной степенью риска, относятся:
- обеспечение безопасности широкопрофильных работников МЧС;
- обеспечение сохранности грузов в процессе их транспортировки;
- проведение работ по спасению под водой (с обязательным применением легководолазного снаряжения);
- ведение действий по защите материальных и культурных государственных ценностей, а также людей;
- исполнение пиротехнических и подрывных работ;
- проведение спасательных работ в особо труднодоступной местности.
Стоит отметить, что структуру рассматриваемого Центра составляют разные обособленные подразделения узкой специализации, к числу которых относятся:
- медико-спасательные;
- подразделения радиационной, биологической и химической разведки;
- горноспасательные;
- аварийно-спасательные водолазные группы;
- структуры по эвакуации и спасению населения;
- структуры, обеспечивающие сохранность грузов.
Организация и ведение ГО
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:
- обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
- сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
- сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).
Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.
Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:
- соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
- преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
- необходимую централизацию и децентрализацию руководства.
Организационную основу гражданской обороны составляет:
- руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
- комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
- силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.
Функции органов ГО
Необходимо понимать, что перед всеми организациями, включенными в структуру сил гражданской обороны, законодатель ставит единые задачи, которые являются обязательными к реализации. В ряд таковых входят:
- проведение неотложных работ;
- осуществление аварийно-спасательных работ;
- санитарная обработка населения, а также имущества, техники, зданий и целых территорий;
- ведение разведывательных действий в очагах поражений бедствий, к ряду которых могут быть отнесены зоны заражения, затопления, пожаров и т. п.;
- прокладывание маршрутов в опасным зонам;
- непосредственное участие в проведении эвакуации населения определенных регионов;
- проведение работ, связанных с восстановлением объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения (аэродромов, дорог, элементов инфраструктуры, переправ и т. п.).
Стоит отметить, что для реализации специфических задач гражданской обороны в местах концентрации спасательных пунктов могут создаваться дополнительные точки технического обеспечения.
Бункеры гражданской обороны
Гражданская
оборона в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской
Федерации.
Руководство
гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях
осуществляют их руководители, которые по должности являются руководителями
подразделений гражданской обороны указанных органов и организаций.
Гражданскую
оборону на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований возглавляют соответственно руководители исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов
местного самоуправления, являющиеся по должности руководителями органов
гражданской обороны.
Для
осуществления мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные,
республиканские, краевые, областные, автономические округа, районные и
городские службы гражданской обороны и службы гражданской обороны организаций.
Военные
формирования, специально созданные для решения задач гражданской обороны и
организационно интегрированные в силы гражданской обороны и организации
гражданской обороны.
Военные
части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другие
войска и воинские формирования привлекаются к выполнению задач гражданской
обороны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
Аварийно-спасательные
службы привлекаются к решению задач в области гражданской обороны в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Армия
гражданской обороны имеет специальное оборудование, а также ручное
огнестрельное и холодное оружие.
Деятельность
войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны,
фактического начала военных действий или введения военного положения
Президентом Российской Федерации на территории Российской Федерации или на
отдельных территориях Российской Федерации, а также в мирное время при
стихийных бедствиях, эпидемиях, заболеваниях животных, серьезных авариях,
катастрофах, угрожающих здоровью населения и требующих проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Граждане
Российской Федерации могут быть приняты в организации гражданской обороны:
мужчин в возрасте от 18 до 60 лет и женщин в возрасте от 18 до 55 лет, за
исключением призывников по призыву на военную службу, инвалидов I, II и II
групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет,
женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование и имеющих детей в
возрасте до трех лет.
Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- планировать и организовывать мероприятия по гражданской обороне;
- осуществлять деятельность по поддержанию их устойчивого функционирования во время войны;
- готовят своих сотрудников к защите от опасностей, возникающих в результате ведения военных действий или в результате таких действий;
- создавать локальные системы сигнализации и поддерживать их в состоянии постоянной готовности;
- Создание и поддержание запасов материальных, технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для целей гражданской обороны.
В
целях обеспечения осуществления деятельности в области гражданской обороны в
Организации создаются штаб-квартира и службы гражданской обороны, которые
проводят работу на основе решений руководителя службы гражданской обороны —
главы Организации.
Работу
Аппарата ГО возглавляет Руководитель Аппарата, который является Заместителем
Руководителя по Гражданской Защите Организации и несет полную ответственность
за выполнение задач, возложенных на Центральный аппарат.
Как
правило, в организации создаются следующие сервисы: предупреждение и связь,
радиационная и химическая защита, медицина, экстренная инженерия,
противопожарная защита, охрана общественного порядка и др.
В
средних учебных заведениях в зависимости от образовательного профиля,
количества учителей и учеников и наличия учебных материалов могут быть созданы
следующие объекты: спасательные группы, посты радиационного и химического
наблюдения, группы по охране общественного порядка и подразделения гражданской
обороны для размещения в убежищах и жилых помещениях. Они укомплектованы
учителями, репетиторами и учениками.
«Центроспас»
Это основное подразделение МЧС, на которое возлагается исполнение задач, требующих быстрого реагирования. Данное наименование имеет уникальный аэромобильный спасательный отряд, который создается и функционирует на государственном уровне.
Основное предназначение рассматриваемого подразделения состоит в исполнении не только поисковых, но и спасательных работ, в том числе и в оказании помощи пострадавшим в результате бедствий, их эвакуации с места событий. Кроме этого, в число основных задач организации входит обеспечение доставки стратегически важных грузов через места локализации чрезвычайных ситуаций, а также их сопровождение.
«Центроспас» — это структура МЧС, которая имеет высокий уровень технического и транспортного обеспечения, а также современное оборудование, нужное для исполнения особо важных задач.
Стоит отметить, что организация ведет круглосуточное дежурство независимо от каких-либо факторов. По установленным правилам, период, в течение которого «Центроспас» должен отреагировать на поданный сигнал, составляет не более 30 минут (для наиболее труднодоступных и отдаленных мест).
Что защищают?
Что является объектом гражданской обороны? Важно отметить, что к данной группе стоит отнести все то, защита при помощи чего предусматривается актами нормативного характера. На деле в ряд таковых включаются специализированные здания и сооружения, а также:
- укрытия, способные скрыть от радиации;
- склады, предназначенные для хранения оборудования и провизии, нужной для обеспечения нормальной работы отрядов МЧС;
- объекты, нужные для создания надлежащего обеспечения деятельности структур МЧС;
- станции проведения обеззараживания отдельных объектов и одежды.
Кроме перечисленных объектов к указанному перечню могут быть отнесены и другие строения, необходимые для качественного исполнения структурами возложенных на них обязанностей.
2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации
Гражданская оборона в Российской Федерации организована по территориально-производственному принципуна всей территории страны с учётом особенностей регионов, районов, населённых пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Территориальность гражданской обороны состоит в том, что она организуется на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, городов, районов, посёлков согласно административному делению России.
Производственная составляющая заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.
Разделы, по которым осуществляется табелизация нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
Таблица 2
№ пп |
Наименование раздела табелизации |
Количество позиций в разделе |
1. |
Средства индивидуальной защиты |
6 |
2. |
Медицинское имущество |
6 |
3. |
Средства радиационной, химической разведки и контроля |
11 |
4. |
Средства специальной обработки |
3 |
5. |
Инженерное имущество и аварийно-спасательный инструмент |
7 |
6. |
Средства связи |
9 |
7. |
Пожарное имущество |
4 |
8. |
Вещевое имущество |
11 |
9. |
Автомобильная и специальная техника |
2 |
Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных формирований гражданской обороны, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению их осуществляется в порядке, установленном:
— Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
— постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»,
— методическими рекомендациями МЧС России по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.
Что используется в работе?
Стоит отметить, что для реализации поставленных задач специализированными службами в обязательном порядке должны использоваться особенные средства гражданской обороны. К числу таковых относятся все те предметы и силы, которые используются для устранения возникновения и негативных последствий чрезвычайных ситуаций.
Что относится к ряду средств ГО? Прежде всего, таковыми являются все те сооружения, а также защитное оборудование, спецтехника, материальные ресурсы и техника — все то, что требуется для реализации нормальной деятельности
Важно отметить то, что, в зависимости от целей обеспечения, выделенные средства классифицируются на медицинские, разведывательные, инженерные и те, что требуются для защиты населения
Организация ГО
Важно подметить, что структура гражданской обороны населения включает в себя несколько видов формирований. Нужно знать о том, что перечень сил ГО представлен в ст
15 Федерального закона «О гражданской обороне » (ФЗ-28). В ее содержании указано, что к числу их относятся:
- аварийно-спасательные группы и специализированные формирования;
- нештатные аварийно-спасательные отряды;
- Вооруженные Силы РФ, а также структурные подразделения, входящие в их состав;
- нештатные образования, на которые возлагается задача обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
При детализированном изучении указанных групп можно заметить то, что на деле их основу составляют войска МЧС, которые в повседневной жизни регулярно привлекаются для ликвидации не только чрезвычайных ситуаций, но и их последствий, как в военное, так и в мирное время. В структуру МЧС включены такие формирования, как:
- Центроспас;
- службы, ведущие спасательные и поисковые работы;
- отряды по проведению спасательных операций особенного риска;
- авиационные подразделения;
- противопожарная служба.
Рассмотрим далее особенности, а также основные задачи перечисленных структур.
Нормативное регулирование деятельности
Как уже упоминалось выше, органы, входящие в структуру гражданской обороны РФ, исполняют определенный перечень задач, возложенных на них специализированными актами нормативного характера, действующими на территории РФ. В перечень таковых входят:
- ФЗ «Об обороне»;
- закон РФ «О безопасности»;
- ФЗ «О гражданской обороне»;
- Конституция РФ.
Кроме всего перечисленного, деятельность сил гражданской обороны регулируется положениями, содержащимися в специализированных постановлениях, изданных Правительством РФ («О порядке отнесения к структурам ГО», «О порядке отнесения отдельных территорий к группам ГО», «О создании специально уполномоченных кадров с структурах ГО» и т.п.). При определении особенностей регулирования работы этих образований, нередко приходится обращаться к содержанию специализированных актов нормативного характера, действующих на международном уровне.
Выводы по второму учебному вопросу
1. Система гражданской обороны в Российской Федерации организована по территориально-объектовому принципу. При этом ответственность за проведение мероприятий гражданской обороны на территориях РФ несут соответствующие руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а в министерствах, ведомствах и организациях — руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций. Общее руководство гражданской обороной на территорией Российской Федерации осуществляет премьер-министр.
2. Система гражданской обороны РФ состоит из органов управления, сил и средств, фондов и резервов, а также систем связи, оповещения, управления и информационного обеспечения, имеющих иерархическую структуру.
3. В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности или в чрезвычайном режиме. Введение и отмена режимов функционирования системы на территориях РФ осуществляется соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в министерствах, ведомствах и в организациях (на объектах) — руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководителями организаций (объектов).