Пожарный проезд: нормы и требования
Содержание:
- Разновидности оформления
- Подземные автостоянки легковых автомобилей
- Утилитарные и декоративные дорожки в саду
- Регламент строительства
- Способы предотвращения распространения пожара
- Эстетическое значение мощения садовых дорожек
- Расстояние между частными домами на соседних участках
- Минимальная ширина пожарного проезда
- Санкции за нарушение норм
- Правила противопожарного режима действующие до 01.01.2021 по постановлению № 390
- Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям
- Нормы потребления воды
- Что относится к землям общего пользования
- Функциональное назначение пожарного проезда к многоквартирному дому
- Пожарные проезды нормы
- Ширина противопожарного проезда вокруг здания. Пожарный проезд. Ширина пожарного проезда. Нормы пожарного проезда
- Требования к расположению заборов и ограждений
- Дополнительные условия
- Расчет ширины проезда для пожарной машины
- Исключения
- Что делать, если сосед присвоил землю общего пользования
Разновидности оформления
Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.
В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.
Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.
Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.
Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.
Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.
Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.
Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.
Подземные автостоянки легковых автомобилей
5.33 Требуемую степень огнестойкости, допустимые этажность
и площадь этажа в пределах пожарного отсека следует принимать по таблице 3.
Таблица
3
Степень |
Класс |
Этажность |
Площадь |
I |
С0 |
5 |
3000 |
II |
С0 |
3 |
3000 |
5.34 Служебные помещения дежурного и обслуживающего
персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные подстанции (только
с сухими трансформаторами), кладовую для багажа клиентов, помещение для
инвалидов допускается размещать не ниже первого (верхнего) подземного этажа
сооружения. Размещение других технических помещений на этажах не
регламентируется.
Указанные
помещения должны быть отделены от помещений хранения автомобилей
противопожарными перегородками 1-го типа.
5.35 В подземных автостоянках, как правило, не
допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы.
В отдельно стоящих подземных
автостоянках не более чем с двумя этажами, располагаемых на незастроенной
территории, допускается устройство обособленных боксов, отвечающих требованиям . При этом должны быть предусмотрены
самостоятельные выезды непосредственно наружу скаждого подземного
этажа.
В автостоянках, расположенных в подвальном
или цокольном этаже зданий класса Ф 1.3 I и П степеней огнестойкости, для
выделения мест хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам,
допускается предусматривать обособленные боксы, отвечающие требованиям .
(Измененная
редакция. Изм. № 1).
5.36 В подземных автостоянках при двух подземных этажах
и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы из лифтовых
шахт должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха
при пожаре.
5.37 Выезды и въезды подземных автостоянок должны
находиться на расстоянии от зданий класса Ф 1.1, Ф 1.3 и Ф 4.1 в соответствии с
требованиями СНиП
2.07.01.
5.38 В перекрытиях подземных автостоянок следует
предусматривать устройства для отвода воды в случае тушения пожара. Отвод воды
допускается предусматривать в сеть ливневой канализации или на рельеф без
устройства локальных очистных сооружений.
(Измененная
редакция. Изм. № 1).
Надземные автостоянки
закрытого типа для легковых автомобилей
5.39 Требуемую степень огнестойкости, допустимые
этажность и площадь этажа автостоянки в пределах пожарного отсека следует
принимать по таблице 4.
Таблица
4
Степень |
Класс |
Этажность |
Площадь |
|
одноэтажного |
многоэтажного |
|||
I, II |
С0 |
9 |
10400 |
5200 |
С1 |
2 |
5200 |
2000 |
|
III |
С0 |
5 |
7800 |
3600 |
С1 |
2 |
3600 |
1200 |
|
IV |
С0 |
1 |
5200 |
— |
С1 |
1 |
3600 |
— |
|
С2, |
1 |
1200 |
— |
|
V |
Не |
1 |
1200 |
— |
5.40 В зданиях автостоянок I и II степеней огнестойкости для выделения мест
хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, допускается
предусматривать обособленные боксы. Перегородки между боксами должны иметь
предел огнестойкости Д 45, класс пожарной опасности К0; ворота в этих боксах
следует предусматривать в виде сетчатого ограждения или ворота каждого бокса на
высоте 1,4—1,6м должны иметь отверстие размером не менее 300´300 мм для подачи средств
тушения и осуществления контроля за противопожарным состоянием бокса.
При применении в
боксах установок объемного пожаротушения (самосрабатывающих модулей и систем:
порошковых, аэрозольных и др.) ворота в обособленных боксах следует
предусматривать глухими, без устройства указанных отверстий. В этом случае общие
для всех этажей рампы (пандусы) могут не отделяться от помещений хранения
автомобилей противопожарными преградами, требуемыми .
При наличии выезда из каждого бокса непосредственно
наружу допускается предусматривать перегородки из негорючих материалов с
ненормируемым пределом огнестойкости в двухэтажных зданиях I, II и III степеней
огнестойкости и одноэтажных зданиях класса С0. При этом в указанных двухэтажных
зданиях перекрытия должны быть противопожарными 3-го типа. Ворота в этих боксах
также должны иметь отверстия размером не менее 300´300 мм для подачи
средств тушения и осуществления контроля за противопожарным состоянием бокса.
(Измененная
редакция. Изм. № 1).
Утилитарные и декоративные дорожки в саду
Все можно разделить на две большие группы: утилитарные и декоративные. На каждом участке всегда присутствуют представители обеих групп. К утилитарной группе относятся подъездные пути к площадкам для автотранспорта, а также дорожки, проложенные к хозяйственным постройкам, которые активно эксплуатируются в течение всего года. Ширина въездной дорожки на участок зависит от габаритов автотранспортных средств, используемых владельцами загородного дома. Обычно данная величина составляет 2,5-3 метра. Мощность основания рассчитывается с учетом веса транспорта. В качестве материалов для полотна ранее использовался лишь бетон. Сейчас же предпочтение все чаще отдается дорожной плитке, которая позволяет точнее выдержать стиль в дизайне ландшафта.
Декоративные садовые дорожки необходимы для украшения участка. Их прокладывают для совершения пешеходных прогулок, во время которых человек может наслаждаться красотами сада. Декоративные тропинки приводят к зонам отдыха, скрытым в укромных уголках садового участка. Ширина дорожек данного типа составляет от полуметра до полутора метров. В качестве материалов для устройства декоративных дорожек используется , щебень, плитка, природный камень и др.
Декоративные садовые дорожки, выложенные из отдельных природных камней, вносят изюминку в дизайн ландшафта сада и облегчают любование его красотами
Регламент строительства
С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.
Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.
Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.
Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.
Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.
Способы предотвращения распространения пожара
Для предотвращения распространения пожара нужно соблюдать нормы и требования противопожарной безопасности. Требования к эксплуатации высотных зданий:
- Все здания должны оборудоваться системой пожаротушения, которая чутко реагирует на повышенную задымленность в здании.
- Обязательна установка противопожарной сигнализации. Находящиеся в здании люди смогут вовремя покинуть помещение, услышав сигнал системы.
- При строительстве высоток не рекомендуется использовать горючие материалы.
- На территории общественных зданий обязательно наличие средств пожаротушения (ящики с песком, огнетушители). Должен быть свободный доступ к воде.
- Во всех зданиях должны быть эвакуационные выходы.
- Запрещено складировать на лестничных площадках личные вещи жильцов, мешающие свободному передвижению. Лестничные пролеты и клетки должны быть свободны.
- Запрещено хранение в жилых и общественных помещениях опасных веществ (газовые баллоны, аэрозольные баллончики с краской, бензин и т.д.).
Одним из эффективных способов борьбы с продвижением пожара является противопожарная стена. Такие стены устанавливаются в домах блочного типа и не дают распространиться огню между блоками здания. Наличие противопожарных стен прописано в Строительных нормах и правилах.
При планировании и возведении домов, состоящих из жилых блоков, должны быть приняты меры для предупреждения распространения огня на соседние блоки. Для этого возводятся противопожарные стены, пересекающие все конструкции дома из горючих материалов.
Эстетическое значение мощения садовых дорожек
Выбор материалов для имеет важное эстетическое значение в ландшафтном дизайне. Рисунок дорожного покрытия может задавать направление для движения отдыхающих, вызывая при этом их интерес к отдельным деталям
С помощью рисунка и типа мощения можно создать иллюзию большого пространства, что важно для участков небольшой площади. Преднамеренные сужение или расширение дорожки, вкрапление орнамента, пошаговые участки, выложенные из декоративного камня, а также ряд других хитростей, используемых ландшафтными дизайнерами, позволяют украсить участок и сделать его облик неповторимым.
Причудливая форма садовых дорожек украшает садовый участок, оттеняя зелень газона и выделяя небольшие цветочные клумбы из общего фона
Расстояние между частными домами на соседних участках
Нормативы расстояния при застройке частного сектора подробно оглашены в статях строительных норм и правил. Чтобы в дальнейшем не возникало никаких недоразумений, домовладелец должен иметь хотя бы поверхностное знание этих правил. Причем это касается и владельцев дачных участков.
Садовые домики тоже должны строиться в соответствии со всеми требованиями.
Минимальная дистанция между частными домами регулируется несколькими статьями СНиП:
- СНиП 30-02-97. Нормы возведения строений в дачных или садовых кооперативах.
- СНиП 30-102-99. Нормативы для строительства на земле, выделенной под индивидуальную застройку.
- СНиП 4.13130.2009. Противопожарная дистанция.
Строительство производится на расстоянии:
- от дома до межи соседнего надела 3 метра;
- от окон жилища до фасада жилого строения соседей 6 метров.
Помимо этих требований учитываются нормы пожарной безопасности. Здесь все зависит от степени горючести материалов (с 1 по 5 степень) и составляет от 6 до 15 метров.
Минимальная ширина пожарного проезда
Ширина проезда для зданий с разной этажностью определяется такими нормами:
- дома до 5 этажей должны иметь ширину дороги 3,5 м;
- 6-16 этажей — 4,2 м;
- 17 и больше — 6 м.
Поскольку бороться с пожарами в многоэтажных зданиях труднее, нужно больше специальной техники. Соответственно, ширина дорог должна быть больше. Если на противопожарных дорогах установлены гидранты или автоматическое тушение, ширину допускается изменить.
Минимальная ширина пожарного проезда должна составлять:
- 3,5 м, когда высота зданий до 13 м;
- 4,2 м — если высота построек от 13,0 м до 46,0 м;
- 6 м — если здание выше 46 м.
Размеры разворотной площадки для пожарной машины — 15х15 м. Площадка обрабатывается антисептиком по всему периметру и оснащается водоприемниками в месте наклона дороги не меньше 6°. Этот наклон обеспечит сток лишних вод.
Санкции за нарушение норм
Планирование участка, выделенного под строительство частного дома, — процесс созидательный и многогранный, но вместе с тем не стоит забывать о требованиях, которые обязательны для исполнения. Недобросовестный застройщик может быть призван к ответу государственным органом, осуществляющим надзор, или лицом, права которого были нарушены.
В этом случае, налагаются штрафные санкции, предусмотренные КоАП. Их размер может быть точно определен тяжестью проступка или ограничен заранее известным пределом.
Помимо этого, строение может быть признано самовольной постройкой, в результате чего может быть принято решение о сносе. Для демонтажа, могут быть привлечены как сторонние специалисты, или его проводит сам нарушитель.
Правила противопожарного режима действующие до 01.01.2021 по постановлению № 390
75. Руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
76. При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.
Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям
8. Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям
8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:
— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;
— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:
— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;
— двусторонней ориентации квартир или помещений;
— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.
8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.
8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:
для зданий высотой до 28 метров включительно — 5 — 8 метров;
для зданий высотой более 28 метров — 8 — 10 метров.
8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.
8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.
8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.
Нормы потребления воды
Подача воды в частном доме может осуществляться автономно или централизованно. Но наличие водопровода в самом здании допускается лишь при наличии централизованной канализации.
Определенные нормы существуют не только для частных домовладений, но и для всего поселка. Они предполагают наличие доступного источника питьевой воды, вокруг которого оборудована зона.
Суточное потребление воды на одного человека, согласно правилам, составляет 50 л, если ее источником является скважина для общего пользования. При наличии централизованного водопровода и канализации, эта норма может быть увеличена до 160 л.
Что относится к землям общего пользования
На территориях, на которых расположена частная застройка, существует несколько вариантов земель:
- государственная (муниципальная);
- частная;
- общего пользования.
Земля общего пользования необходима для того, чтобы собственника (арендаторы, пользователи) земельный участков могли беспрепятственно использовать свои земли.
На территориях частой застройки и садовых (огороднических) участках к землям общего пользования относятся:
- дороги всех видов;
- территории, на которых расположены объекты социально-культурной направленности (парки, скверы);
- участки, предназначенные для удовлетворения нужд жителей (общий колодец).
Функциональное назначение пожарного проезда к многоквартирному дому
Правильный маршрут противопожарной техники позволяет быстро приступить к тушению огня и создать препятствия для его распространения. Это возможно благодаря:
- свободному, оперативному въезду-выезду пожарных машин на придомовую территорию;
- организованному движению и развороту техники;
- возможности безопасной, устойчивой установки оборудования для тушения пожара и эвакуации людей;
- парковки пожарной техники в месте подключения к гидранту.
Регламентированный пожарный проезд к МКД проектируются на основе действующих документов, в которых указаны нормативы расположения и расстояние между зданиями, сооружениями и хозяйственными объектами на придомовой территории для обеспечения беспрепятственного подъезда средств пожаротушения.
Пожарные проезды нормы
Пожарный проезд в частном секторе нужно сохранять свободным и поддерживать в исправном состоянии. Зимой его следует очищать ото льда и снега.
Для отдельно стоящих одно- или двухсекционных жилых сооружений допускается устройство проездов категории П1, т.е. ширина дороги — 3,5 м, обочина — 2 м. Автопроезды должны иметь 2 выезда на улицы. Также рекомендуется делать разъездные площадки протяженностью больше 15 м и шириной больше 7 м. Интервал между площадками — не более 200 м.
В тупиковых проездах необходима площадка для разворота пожарной техники. Длина тупикового автопроезда не должна быть больше 150 м, заканчивается он поворотными площадками, чтобы обеспечить разворот автотехники и пожарных машин. В габариты площадки для разворота можно включать:
- подъезды для пожарной техники;
- примыкающие тротуары;
- промежуток от границы проезжей части до стены здания, если дорога рассчитана на вес пожарной машины.
Требования к пожарному проезду:
- Предусматриваются в замкнутых и полузакрытых дворах.
- Арки строятся шириной не меньше 3,5 м, высотой не меньше 4,5 м и располагаются не больше чем 300 м друг от друга. В исторических зданиях можно сохранять размеры арок.
- Подъезд к водоемам должен осуществляться согласно нормативным документам.
- К малоэтажным домам подъезд обеспечивается в радиусе не больше 50 м.
- Гидранты надо устанавливать возле дорог не дальше 2,5 м от границы проезжей части и на расстоянии более 5 м от стен сооружения.
При соблюдении норм создаются условия свободного доступа к объекту возгорания для устранения огня.
Ширина противопожарного проезда вокруг здания. Пожарный проезд. Ширина пожарного проезда. Нормы пожарного проезда
Все правила, требования и нормы относительно пожарных проездов регламентирует ФЗ №123, поскольку предотвращение пожаров на промышленных объектах и в инфраструктуре населенных пунктов является одной из главных задач.
Важными средствами тушения возгораний являются пожарные машины, для которых необходимо обеспечить беспрепятственный и оперативный проезд на территории и рабочую площадку для дислокации у зданий.
Эти участки автомагистралей не должны быть загроможденными, на них запрещается парковаться другим транспортным средствам.
ФЗ №123 был отредактирован в 2017 году, после этого для транспортных маршрутов автотранспорта пожарников предусмотрены следующие критерии:
- ширина проезда для пожарных машин должна быть не менее 350 сантиметров при высоте объекта до 12 м., 420 сантиметров – для сооружений до 45 м., 600 сантиметров – для более высоких зданий;
- дистанция от края въезда машин МЧС до здания высотой в среднем 5 этажей должна быть не больше 25 м., девятиэтажных домов – 8 м., более этой высоты – 10 м;
- если ширина объекта не превышает 18 метров можно сформировать односторонний проезд к фасаду, если превышает – 2-стороний;
- при ширине сооружения более 100 погонных метров или площади, превышающей 10 тысяч м2 необходимо строить дороги со всех сторон;
- если специализированные выезды совпадают с основным подъездом, в их ширину разрешается включать пешеходный тротуар;
- искусственное покрытие подъездных путей должно быть рассчитано на значительные статические и динамические нагрузки, оказываемые специализированной техникой;
- для проезда противопожарной спецтехники сооружаются арки, их высота должна быть не меньше 450 сантиметров, а ширина – не менее 350 сантиметров, в районах старой застройки эти проезды должны находиться друг от друга на расстоянии не более 300 метров, в новостройках – 180 метров;
- к природным и искусственным водоемам, находящимся в непосредственной близости к инфраструктуре населенных пунктов должен быть сооружен проезд, согласно противопожарным требованиям;
- на территориях товариществ садоводов (СНТ), дачных кооперативов, коттеджных поселков, в сельской местности необходимо организовать подъездные пути к каждому из участков и сооружениям общественного использования, согласно требованиям ширина проезжей части должна быть не менее семи метров, а подъездных путей – не менее 350 сантиметров, чтобы пожарная машина прошла по ширине.
На заметку! В тупиковых дворах необходимо предусмотреть возможность для маневрирования спецтехники создание площадки, размерами 15х15 метров. При необходимости рядом с подъездными маршрутами устраиваются гидранты с возможность подключения к спецтехнике.
Требования к расположению заборов и ограждений
Строительные нормативы, которые касаются вопросов возведения ограждений, чаще всего носят только рекомендательный характер.
Забор между соседними участками не должен быть сплошным, а его высота не может быть выше 1,5 м.
Если внешнее ограждение планируется делать высотой более 2 м, то потребуется согласовать этот вопрос с отделом архитектуры, его материал не регламентируется.
Когда граница участка проходит вдоль трассы, то любая изгородь, уровень которой превышает 1 м, требует согласования.
Расстояние между столбами
При установке заборов, этот параметр регулируется лишь техническими условиями, чаще всего зависит от материала, из которого они изготавливаются.
Глухие заборы строят из шифера, традиционного кирпича, бетона, деревянной доски, а для обустройства прозрачных применяют сетку-рабицу, штакетник из древесины, панели из поликарбоната.
Обычно расстояние между соседними столбами составляет 2-3 м. Опоры погружают в несущий грунт на глубину 80-90 см, основание желательно забетонировать.
При расчете расстояния между столбами, необходимо учитывать:
- какой материал используется в качестве опоры;
- наличие фундамента и его тип;
- ветровые и снеговые нагрузки района;
- расположение участка.
Уточнить нормативы, действующие в данном населенном пункте, можно в архитектурном отделе местной администрации.
Дополнительные условия
Противопожарная спецтехника предназначена не только для непосредственного тушения пожаров. По сути, это мобильные центры технического обеспечения чрезвычайных ситуаций. На них установлено оборудование для связи, осветительные приборы, насосные станции, механические и автоматические средства для спасения людей. Несмотря на то, что мобильные центры характеризуются большими возможностями для ЧС, для них необходимы и другие ресурсы:
- для бесперебойной и продолжительной подачи воды нужен стационарный гидрант на месте происшествия;
- подготовленная площадка с надежным покрытием, способная выдержать значительные нагрузки;
- возможность быстро и беспрепятственно подъехать к очагу возгорания и маневрировать на месте, например, для ротации техники, в зависимости от сложившейся ситуации.
Противопожарная безопасность становится с каждым годом все более насущной проблемой, поэтому целесообразно профессионально прорабатывать все участки жилых массивов, территорий предприятий, садовых кооперативов, строительных площадок и других зон. Правильная организация подъездных маршрутов, соответствие нормам, действующим в РФ, поддержание маршрутов в подготовленном состоянии является гарантией оперативного прибытия на пожар специалистов-пожарных, устранения возгорания, сохранность имущества и человеческих жизней.
Расчет ширины проезда для пожарной машины
Ширина считается основополагающим параметром при обустройстве проездов для спецтехники. Зависит она от этажности объектов, так как ликвидация огня на верхних этажах предполагает задействование большого количества техники. По СНИП в размер проезда для пожарных машин можно включать тротуары, но только в том случае, если их конструкция предусматривает нагрузку, равную весу автомобиля.
В п. 8.6 СП 4.13130.2013 определена зависимость ширины ворот для проезда от этажности зданий:
- до 5 этажей – 3.5 метра;
- от 6 до 16 – 4.2 метра;
- от 17 – не менее 6 метров.
В садоводческих массивах ширина рассчитывается с учетом доступности техники ко всем участкам. По нормативам для улиц отводят не менее 7 метров по ширине, а для самих проездов – не менее 3.5 метров.
В зоне противопожарного подъезда не должно быть препятствий даже в виде клумб и деревьев. При объекте до 5 этажей расстояние от края до стены – 25 метров, для девятиэтажек – 8 метров, при большей этажности – не менее 10 метров. В зоне малой этажности край пожарного подъезда находится на расстоянии не более 50 метров.
Минимальная ширина сквозного арочного проезда для пожарной машины – 3.5 метра. Располагаются арочные проемы через каждые 300 метров при современной застройке, при реконструируемых объектах – через каждые 180 метров. Без изменений остаются подъездные пути в исторической застройке.
Для арочных конструкций кроме ширины дороги при проектировании проезда пожарной машины учитывают и его высоту. Минимум – 4.5 метра.
Исключения
В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:
- огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
- строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
- одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
- соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.
Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.
От выполнения всех вышеуказанных правил, среди которых основным является соблюдение метража между зданиями, зависит жизнь людей и сохранность имущества.
Что делать, если сосед присвоил землю общего пользования
Однако запрет зачастую не мешает гражданам присваивать землю общего пользования. При просмотре судебной практики можно встретить массу конфликтов, которые основываются на незаконном использовании общих земель.
Для решения проблемы в правовом поле необходимо следовать следующему алгоритма:
- Найти собственника земли.
- Оформить обращение к владельцу земель.
- Обратиться в Росреестр для привлечения виновника к ответственности.
- Обратиться в суд.
Считается, что в подлобной ситуации можно взыскать с виновника моральный вред. На практике подобное практически невозможно. Доказать нравственные страдания от перекрытой территории будет непросто.
Находим собственника земли
В первую очередь необходимо подтвердить, что сосед не является законным владельцем данного участка. Возможно межевые границы его надела установлены таким образом, что спорный участок относится к его собственности.
Кроме того, гражданин вполне имел право заключить с районной администрацией договор аренды и взять недостающую часть надела в аренду на 49 лет. Поэтому не исключено, что он использует его на законных основаниях.
Для выяснения личности собственника необходимо:
- Получить выписку из ЕГРН.
- Сверить информацию по плану застройки (генеральный план застройки можно посмотреть в местной администрации).
Если участок не постановлен на кадастровый учет, а также на него не распространяются права аренды и пользования, то владельцем является местная администрация. В таком случае захват носит фактический характер.
Устранить его можно обращением к собственнику.
Обращаемся к собственнику
После получения документов о фактическом захвате земельного надела, необходимо обратиться к его владельцу. Например, дорога может быть в собственности:
- ТСЖ;
- местной администрации;
- в общей долевой собственности ТЖС.
Информация о захвате оформляется в письменной форме на имя руководителя ТЖС или главы органа местного самоуправления. После чего, они должны принять меры по привлечению виновника к ответственности за незаконный захват земли.
Обращаемся в Росреестр
Если собственник отказывается или не спешит привлекать виновных к ответственности, инициировать вынесение административного наказания могут и граждане. Для этого необходимо обратиться в территориальный отдел Росреестра и сообщить о самовольном захвате земель.
Росреестр – является государственным органом, который уполномочен самостоятельно привлекать к административной ответственности захватчиков земель.
Важно! Обращение в отдел полиции по вопросам, связанным с незаконным захватом земель, не принесет результат. Полиция не уполномочена на возбуждение административного дела по данным вопросам
Обращаемся в суд
В ряде случаев возможен юридический захват земли. Это незаконное оформление прав на общую землю.
Например, на данном участке располагается единственный подъезд к наделу соседа, а виновник оформил межевания или выкупил землю у ТСЖ. В таком случае спор может быть разрешен только в суде.
Гражданин, права которого нарушены, имеет право подать заявление о прекращении права собственности, внесении изменений в ЕГРН и устранении препятствий в пользовании участком.
При обращении в суд необходимо доказать следующие моменты:
- земля относится к территории общего пользования (землеустроительная экспертиза, анализ кадастровых планов участков и генеральных планов строительства);
- фактические границы не соответствуют официальным (землеустроительная экспертиза).
Заявитель должен установить в иске следующие требования:
- установить границы земельных участков;
- признать результаты межевания неверными;
- признать сделку недействительной (если права на участок возникли на основании выкупа общей земли у ТЖС);
- демонтировать забор (при наличии ограждения).