Гдз параграф 4.1. единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс) обж 9 класс учебник смирнов, хренников фгос
Содержание:
- Задачи системы
- Управление РСЧС
- Задачи и функции РСЧС
- Структура РСЧС. Уровни РСЧС
- Катастрофы технологического и искусственного характера
- Основные направления деятельности РСЧС
- 2.2. Силы и средства системы РСЧС
- Цели РСЧС
- Когда и с какой целью была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?
- Другие факты о РСЧС
- Какие задачи выполняют сотрудники государственной системы
- Режимы функционирования РСЧС
- Расшифровка ГОЧС
- Цели и задачи РСЧС
- Мероприятия, направленные на ликвидацию ЧС
Задачи системы
Основные задачи РСЧС:
- Самая главная — ликвидировать причины, вызвавшие чрезвычайную ситуацию.
- Обеспечить готовность номер один к действиям органов управления на разных уровнях, а также всех сил и средств для проведения предупреждающих и ликвидационных действий в плане ЧС.
- Взять под контроль резервы материальных и финансовых ресурсов, направленных на устранение чрезвычайной ситуации.
- Обеспечить в полном объеме жизнеобеспечение людям, пострадавшим в ходе ликвидации последствий ЧС.
- Способствовать восстановлению функционирования всех служб, отраслей экономики, объектов и предприятий на непосредственной территории чрезвычайной ситуации.
- Способствовать снижению ущерба и материальных потерь.
- Проводить так необходимые гуманитарные акции, направленные на соцзащиту пострадавшего гражданского населения.
- Постоянно организовывать мероприятия, имеющие предупреждающий результат в плане возникновения ЧС.
- Участвовать в оценке ущерба в социально-экономической сфере.
- Постоянно осуществлять сбор, обработку и обмен информационными данными в плане защиты территорий и населения от всякого рода ЧС.
- Готовить граждан к действиям службы. В частности, рассказывать, что такое РСЧС.
- В условиях мира активизировать свои действия в подготовке к ГО (гражданской обороне).
Управление РСЧС
На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационные органы
Координационными органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
- на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Постоянно действующие органы
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
- на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
- на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.
Органы повседневного управления
Органами повседневного управления РСЧС являются:
- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
- центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Задачи и функции РСЧС
Такая система необходима для выполнения трех наиболее важных функций:
-
профилактика и устранение возможности наступления крушений, стихийных бедствий и других патогенных ситуаций;
-
значительное снижение количества вреда, принесенного ЧС;
-
предотвращение самих происшествий и их результатов.
В соответствии с задачами РСЧС необходима для:
-
создания и предварения в жизнь нормативно-правовых актов, содержание которых связанно с защитными действиями от ЧС;
-
воплощения специализированных программ по профилактике и уничтожению ЧС;
-
обеспечения режима и готовности органов, специально созданных для исполнения всех необходимых действий при ЧС;
-
предварительной работы с различными категориями населения страны по подготовке к действиям в ЧС (проведение специальных учений, тренингов, квестов и других мероприятий);
-
расчета ущерба, нанесенного ЧС;
-
организации резерва необходимых ресурсов — как финансовых, так и материальных, необходимых для сведения на нет самой ситуации и ее последствий;
-
проведения акций и других мероприятий для сбора денег и другой необходимой помощи людям, понесшим утраты или получившим ранения при ЧС (организуются места сбора пострадавших, обеспечивается горячее питание, первая медпомощь и т. д.);
-
международного сотрудничества (осуществляется при масштабных катастрофах, поражающих большую часть площади страны, в этих случаях гуманитарная помощь может оказываться при помощи поддержки других стран).
Структура РСЧС. Уровни РСЧС
Единая система РСЧС состоит из двух взаимосвязанных между собой подсистем:
- Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
- Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.
Помимо этого, структура РСЧС делится на 5 уровней, каждый из которых подотчетен вышестоящему:
- Федеральный. Высший ярус представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
- Межрегиональный. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС.
- Региональный. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
- Муниципальный. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
- Объектовый. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.
Катастрофы технологического и искусственного характера
Эта группа включает в себя не так уж много пунктов, но по силе ничуть не уступает первой группе:
- Происходящие на транспорте (речном, морском, ж/дорожном, космическом или авиа-).
- Связанные с производством. Катастрофы химического, термического, радиационного или механического характера.
Катастрофы, связанные с химическими авариями, приводят к серьезным отравлениям химпродуктами. Термические факторы вызывают ожоги или обморожения различной степени тяжести. Радиационные грозят лучевой болезнью, поражениями внутренних органов и лучевыми ожогами кожи. Механическое воздействие страшно травмами и ранениями. От быстрой и слаженной работы медиков зависят жизни многих людей.
Основные направления деятельности РСЧС
Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:
- Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
- Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
- Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
- Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
- Материально-техническое снабжение структурных подразделений.
Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС. Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).
2.2. Силы и средства системы РСЧС
Силы и средства РСЧС представлены специально подготовленными силами и средствами:
- Федеральных органов исполнительной власти:
- МЧС России;
- МВД России;
- Минобороны России;
- Спецстрой России;
- Минздравсоцразвития России;
- Минобрнауки России;
- Минприроды России;
- Минпромторга России;
- Минтранса России;
- Минкомсвязи России;
- Минсельхоза России;
- Минэкономразвития России;
- Минрегиона России;
- Минэнерго России.
- Госкорпорации «Росатом»;
- Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Органов местного самоуправления.
- Организаций и общественных объединений.
Все вышеперечисленные силы и средства РСЧС в зависимости от своего функционального предназначения подразделяются на:
- Силы и средства наблюдения и контроля.
- Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств наблюдения и контроля
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Благодаря деятельности этих сил предупреждается значительная часть чрезвычайных ситуаций, прогнозируется их возможное возникновение, оповещаются об угрозе органы управления и население. К ним относятся:
- Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
- Формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Геофизическая служба Российской академии наук;
- Оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Состав сил и средств ликвидации ЧС
Силы и средства ликвидации ЧС применяются в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или военного характера. Их основными задачами являются защита населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от опасных факторов ЧС, локализация ЧС и ликвидация их последствий. К ним относятся:
- Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
- Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
- Специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, Министерства обороны РФ (соединения и части РХБ-защиты, части и подразделения инженерных войск), других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения Российской Федерации;
- Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Цели РСЧС
Основные цели организации определены уже самим ее названием:
- Объединить усилия всех органов власти (независимо от уровня), имеются в виду силы и средства, находящиеся у них в арсенале, для осуществления предупреждения ЧС в мирное время; а в случае если чрезвычайная ситуация все-таки происходит, — для защиты населения и территорий.
- Информировать граждан о своей деятельности и о том, что такое РСЧС.
- Осуществлять общее управление силами и средствами, находящимися в ведении исполнительных органов.
- Подготовить население страны к действиям и мероприятиям в случае развития ЧС техногенного, природного или другого характера.
Когда и с какой целью была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?
В нашей стране в апреле 1992г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ. органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Другие факты о РСЧС
В МЧС России РСЧС называют паспортом территории. Такой документ имеет каждый муниципальный район. В документе записываются и определяются всевозможные ЧС, которые свойственны данному району и возможны в будущем. В паспорт записываются огромный спектр случаев: авария на энергоснабжающих объектах, землетрясения, наводнения, пожары. Также заранее определяются службы, которые будут задействованы при возникновении определенного случая.
Например, если случается пожар, в первую очередь должны быть активизированы пожарные службы, скорая помощь, МЧС (присутствует в любом паспорте), воздушный транспорт и т. д. Таким образом паспорт даст возможность быстро скоординировать имеющиеся силы и действовать немедленно. Для системы самым сложным является редактировать и обновлять паспорт, чтобы информация в нём была актуальной. В нём также записываются состояние дорого к тому или иному объекту. Чтобы в случае ЧС выбрать самый короткий и надёжный путь.
Как видим расшифрованная нами аббревиатура, которая звучит как РСЧС, является масштабной государственной структурой, без которой нельзя обойтись.
Какие задачи выполняют сотрудники государственной системы
С расшифровкой названия организации РСЧС мы разобрались. Теперь давайте рассмотрим основные задачи, которые выполняет ее сотрудники:
- Разработка и исследование научно-технических программ, которые должны предотвратить ЧС или улучшить работу сотрудников в особых случаях;
- Обработка и выдача информации по защите граждан в чрезвычайных ситуациях;
- Создание графиков прогнозирования угроз ЧС, а также оценивание социально-экономических факторов, влияющих на чрезвычайные ситуации;
- Работа с населением, подготовка граждан к чрезвычайным ситуациям в разных областях. Работа с сотрудниками различных предприятий, которые не относятся к группе РСЧС;
- Организация на разных уровнях оповещений населения о случившейся ЧС. Комплекс работ в области информационных технологий;
- Создание и обеспечение хранения финансовых резервов, обеспечение ресурсов и средств, которые будут необходимы в ЧС;
- Осуществление экспертизы на государственном уровне для надзора и обеспечения защиты населения. Предоставление материальной поддержки всем пострадавшим, проведение акций в поддержку пострадавших;
- Поддержка обязанностей граждан в области предотвращения ЧС, обеспечение всем необходимым лиц, которые участвуют в эвакуации граждан по собственной инициативе;
- Сотрудничество со всеми государственными структурами, а также межгосударственными.
Все эти принципы, а также список участвующих в РСЧС органов регулируются на государственном уровне правительством РФ. Последние изменения прав, регулирующих эти положения и состав участников системы было произведено в ноябре 2016 года.
Режимы функционирования РСЧС
Режим функционирования РСЧС зависит от обстановки, связанной с чрезвычайными ситуациями.
Следовательно, существует 3 возможных режима:
- ЧС нет;
- ЧС возможна;
- возникновение ЧС.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Теперь о каждом из режимов немного подробней.
- Режим повседневной деятельности (в отсутствии ЧС). Проводимые мероприятия:
- мониторинг окружающей среды;
- прогнозирование вероятности ЧС;
- разработка и реализация программ по предупреждению ЧС;
- подготовка к возможным ЧС (техническое оснащение и обучение соответствующих подразделений, информирование населения);
- резервирование материальных ресурсов на случай наступления ЧС;
- подготовка возможностей для эвакуации населения и материальных ценностей в случае ЧС;
- ведение статистической отчетности и анализ уже произошедших ЧС.
- Режим деятельности в состоянии готовности к возможной ЧС. Мероприятия:
- усиление мониторинга окружающей среды и уточнение прогнозов относительно возникновения ЧС;
- усиление готовности органов управления и органов быстрого реагирования к возникновению ЧС;
- информирование населения о возможной ЧС посредством всех возможных средств связи (объявление по радио и телевидению, смс-оповещение и т.д.);
- принятие мер по снижению возможного ущерба от потенциальной ЧС;
- уточнение планов действий (планов развертывания сил быстрого реагирования, эвакуации населения и т.д.);
- эвакуация людей и мат.ценностей при необходимости.
- Режим деятельности при возникновении ЧС. Проводимые мероприятия:
- непрерывный контроль за обстановкой;
- оповещение населения и органов управления РСЧС о чрезвычайной ситуации;
- выполнение действий по защите людей и территорий от ЧС;
- выполнение работ по ликвидации последствий ЧС;
- информирование вышестоящих уровней РСЧС;
- восстановление или организация системы жизнеобеспечения населения.
Расшифровка ГОЧС
ГОЧС (ГО и ЧС) расшифровывается как «по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям». Например, как в нашем случае, орган управления ГОЧС – это орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или иной пример: «Штаб ГО и ЧС по Омской области».
Также встречаются следующие аббревиатуры:
- ПМ ГОЧС – перечень мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- ИТМ ГОЧС – инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- НШ ГОЧС – руководитель органа (структурного подразделения), специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- РЦ ГОЧС – региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ликвидированы с конца 2018 года; с 1 января 2019 года в структуре МЧС России образованы 8 головных главных управлений (ГГУ): Главные управления МЧС России по г. Москве, г. Санкт-Петербургу, Нижегородской, Ростовской, Новосибирской, Свердловской областям, Хабаровскому и Ставропольскому краям – на них возложены функции по координации работы по линии МЧС России в федеральных округах).
Цели и задачи РСЧС
Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:
- предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
- уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
- быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.
Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС:
- Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
- Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
- Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
- Координация работы контролирующих органов РСЧС.
- Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
- Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
- Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
- Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
- Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
- Развитие сотрудничества на международном уровне.
Мероприятия, направленные на ликвидацию ЧС
Ликвидационные действия, осуществляемые РСЧС (что означает аббревиатура, теперь не является для вас секретом), включают в себя следующие мероприятия:
- Немедленную локализацию территории, на которой возникла ЧС.
- Осуществление мер по прекращению воздействия факторов поражающего действия.
- Введение контроля с целью ограничения доступа на территорию ЧС.
- Проведение экстренных аварийно-спасательных действий, направленных на спасение людей и оказание им неотложной медицинской помощи.
- Уменьшение вреда, наносимого в результате ЧС.
- Организация мер по снижению размера материальных потерь.