Самолет для тушения пожаров ил-76

Тушение пожаров силовых установок

По прибытии пожарного подразделения к воздушному судну с горящими двигателями необходимо оценить обстановку и расставить пожарные автомобили на исходные позиции, учитывая силу и направление ветра и наиболее опасное распространение пожара. При этом необходимо выключить двигатели, так как реактивная струя выхлопных газов представляет серьезную опасность и затрудняет действия личного состава по ликвидации пожара и проведению спасательных работ.

Рис. 3. Схемы расстановки сил и средств при тушении самолетов: слева – при горении плоскостей; справа – при горении силовой установки

Тушение пожаров с помощью лафетных стволов малоэффективно, так как огнетушащее вещество не попадает во внутренний объем мотогондолы. Поэтому тушение пожаров двигателей осуществляют ручными стволами, подающими огнетушащее вещество непосредственно в очаг пожара через специальные люки или возможные прогары капотов. Для подачи огнетушащих составов в подкапотное пространство можно использовать стволы-пробойники. Основные огнетушащие составы: пены низкой и средней кратности, порошок, газовые составы объемного тушения.

Установки объемного пожаротушения следует использовать немедленно, если есть возможность доступа к горящему двигателю или после того, как пожар будет локализован пенными струями.

Нормы расхода огнетушащих составов объемного действия следующие, кг/м3:

Оксид углерода

0,7

Состав СЖБ

0,45

Хладон 114В-2

0,35

Хладон 13В-1

0,3

Силовые установки, смонтированные в хвостовой части воздушного судна, представляют особые трудности при тушении пожара, так как находятся на значительной высоте от уровня земли, достигающей 10,5 м. Для тушения таких пожаров можно рекомендовать использование пожарных лестниц (приставных и выдвижных, крыш автомобилей) и т.п.

Пожарные самолеты

Это летающие средства, оборудованные специальными емкостями для огнетушащей жидкости и задействованные для гашения возгораний на обширных территориях.

Применение

Ввиду того что самолеты имеют значительную подъемную силу, высокую скорость (по сравнению с наземными транспортными средствами), используются они в чрезвы-чайных ситуациях на труднопроходимых или больших по площади территориях.

Пожарный самолет доставляет на место возгорания оборудование, спасателей, пламягасящие жидкости. Также забирает людей из зоны бедствия.

Преимущества

Тушение пожара.

Летающие пожарники применяются там, где недоступны другие средства спасения.

Во-первых, это горящие леса. В 2019 году тайгу в Сибири удалось потушить только с помощью спасательного полка МЧС.

Во-вторых, это возгорания на крупных складах боеприпасов, где существует опасность поражения снарядами.

В-третьих, самолет для пожаротушения гасит пламя в труднодоступных местах, например, в горах.

Также авиация может быстро передислоцироваться в нужный район, доставить специалистов, оборудование. Некоторые летательные аппараты способны заправляться пламягасящей жидкостью, сбрасываемой впоследствии на зоны возгорания.

Недостатки

Самолеты для тушения пожаров имеют и ряд минусов в использовании:

  • необходим аэропорт со взлетно-посадочной полосой, на котором можно произвести заправку топливом и тушащей жидкостью;
  • дорогая эксплуатация;
  • невозможность точечного сброса огнетушащего состава или воды.

«Очень высокий экспортный потенциал»

На протяжении 20 лет на Бе-200 устанавливался украинский турбореактивный двухконтурный двигатель Д-436ТП разработки АО «Мотор-Сич». В предыдущие годы зарубежным партнёрам предлагались самолёты с мотором Rolls-Royce BR715. С 2019 года заказчик может выбрать машину с Д-436ТП и российско-французским SаM146 (собирается в Рыбинске на ПАО «ОДК-Сатурн»). 

Помимо этого ТАНТК ведёт разработку неамфибийной (сухопутной) версии Бе-200 с увеличенной дальностью полёта (более 3,6 тыс. км). Она отличается усиленным шасси, дополнительными балочными держателями и топливными баками. Данная модификация предназначена для эксплуатации на бетонированных и грунтовых аэродромах класса B. 

Также по теме


Реактивный ответ: как Россия нашла замену украинским авиационным двигателям

Украинские двигатели Д-436 больше не будут поднимать в небо российские самолёты-амфибии Бе-200. Вместо них отечественные борты…

Как сообщил ранее RT генеральный конструктор ТАНТК Юрий Грудинин, предприятие успешно поставляет амфибии для нужд МЧС. В 2019 году первый из трёх Бе-200 в поисково-спасательной комплектации должно получить Минобороны РФ. 

Также Таганрогский авиазавод ведёт переговоры с рядом зарубежных государств. На «Гидроавиасалоне-2018» ТАНТК заключил контракт на поставку четырёх машин с двигателями SaM146 американской компании Seaplane Global Air Service и пяти «Альтаиров» неназванной компании из Чили.

В ближайшие месяцы, как ожидает Грудинин, предприятие получит контракт на поставку четырёх самолётов в Китай. В перспективе заказчиками ТАНТК могут стать Индонезия, Таиланд и Австралия. До сегодняшнего дня единственным зарубежным эксплуатантом Бе-200 было МЧС Азербайджана.

В беседе с RT исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев напомнил, что в 2000-е годы детище ТАНТК активно демонстрировалось на международных выставках и применялось для тушения пожаров в Европе. Однако продвижению машины на мировом рынке помешал ряд обстоятельств.

«Во-первых, требовалось время на получение сертификатов, открывавших дорогу на рынки зарубежных стран. Во-вторых, достаточно непросто происходил процесс переноса производства Бе-200 из Иркутска в Таганрог. Потребовалось несколько лет на то, чтобы подготовить производственную площадку и наладить кооперацию. Нынешние мощности, если верить Грудинину, позволяют выпускать до восьми машин в год», — рассказал Пантелеев.

  • Сборочный цех самолётов-амфибий Бе-200 ЧС на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М. Бериева

В 2010 году Бе-200 получил сертификат Европейского агентства по безопасности полётов (EASA), а в последующие годы — несколько других разрешительных документов. На текущий момент, как полагает эксперт, «Альтаир» не имеет каких-либо существенных формальных ограничений на экспорт.

По словам Пантелеева, ни один самолёт-амфибия не может составить достойную конкуренцию Бе-200. Главный соперник «Альтаира» — турбовинтовая двухмоторная машина Canadair CL-415 (Bombardier 415) уступает «Альтаиру» по многим показателям. К тому же производство канадских машин ранее было приостановлено.

Выход Ил-76 на западный рынок

Самолет во время всех вылетов зарекомендовал себя как надежный аппарат. Было решено выставить его в Париже на Авиасалоне (1993 г.). В результате поразившей других участников презентации Ил-76 был приглашен на тренировочные полеты в Австрию в рамках испытаний ООН. Через год он был представлен на мероприятии «Средства спасения-94», которое проводилось в Москве.

Позже Ил-76 для тушения лесных пожаров участвовал в мельбурнском шоу для летательных аппаратов в Австралии (1995 г.), получил заслуженную Золотую медаль на салоне изобретений, который проводился в Бельгии.

США

В 1998 году американское правительство израсходовало 262 млн $ на противодействие пожарам. Собственные летательные аппараты в штатах могут поднять не больше 10 тонн воды. И тут Служба охраны лесов решила воспользоваться ранее заинтересовавшим самолетом ил-76 пожарный, который набирает воду на борт в количестве 42 тонн.

Руководители Флориды намеревались взять в аренду «водяной бомбардировщик» из России. Решение было правильным и своевременным, но, несмотря на все усилия, сделка не состоялась.

Европа

В отличие от США, европейские страны не побоялись воспользоваться уникальными характеристиками самолета Ил-76.

В 1998 г. российское средство для тушения обширных пожаров ликвидировало возгорание нефтяных резервуаров в турецком Измире.

В 1999 году за помощью к России обратилось правительство Греции. Им было принято решение арендовать летающее средство для тушения лесных пожаров. В Средиземноморье отправился Ил-76ТД с экипажем и обслуживающим персоналом.

В течение 30 дней самолет выполнил 25 вылетов. За это время на горящие леса было вылито около 1 050 тонн воды. Работать приходилось на минимальной высоте в условиях сильнейшей задымленности.

Очевидная эффективность Ил-76 для тушения лесных пожаров заставила присмотреться к нему и другие страны-члены европейского сообщества. В 2017 году самолет успешно принимал участие в устранении бедствия в Чили. А в 2019 использовался для гашения пожара в джунглях Амазонии в Боливии. В сети распространено и очень популярно видео этих вылетов.

Терминология

Идея борьбы с лесными пожарами с воздуха восходит по крайней мере к тому времени, когда Фридрих Карл фон Кениг-Вартхаузен наблюдал за пламенем во время полета над хребтом Санта-Лючия в Калифорнии в 1929 году.

Широкий спектр терминологии использовался в популярных средствах массовой информации для обозначения самолетов (и методов), используемых при тушении пожаров с воздуха. Термины airtanker или воздушный танкер обычно относятся к неподвижным крылом самолета , базирующейся в Соединенных Штатах; «airtanker» используется в официальной документации. Термин « водяной бомбардировщик » используется в некоторых правительственных документах Канады для обозначения того же класса транспортных средств, хотя иногда он имеет оттенок амфибий .

Воздушная атака — это отраслевой термин, используемый для фактического применения воздушных средств, как самолетов, так и винтокрылых, при пожаре. В отрасли, однако, «воздушная атака» может также относиться к диспетчеру в воздухе (обычно в самолетах с неподвижным крылом), который наблюдает за процессом борьбы с лесными пожарами с воздуха, включая авиатанкеры с неподвижным крылом, вертолеты и т. Д. другие авиационные ресурсы, выделенные на пожар. Супервайзер воздушно-тактической группы (ATGS), часто называемый «воздушной атакой», обычно летает на высоте над другими ресурсами, назначенными для ведения огня, часто на самолете с неподвижным крылом, но иногда (в зависимости от назначенных ресурсов или наличия квалифицированного персонала ) в вертолете.

В зависимости от размера, местоположения и оцененного потенциала лесного пожара, «воздушному нападению» или лицу ПТУР может быть предъявлено обвинение в первоначальной атаке (первая реакция средств пожаротушения на подавление огня) или в расширенной атаке, продолжающейся реакции на и управление крупными лесными пожарами, требующими дополнительных ресурсов, включая двигатели, наземные бригады и другой авиационный персонал и летательные аппараты, необходимые для борьбы с огнем и установления контрольных линий или линий огня перед лесным пожаром.

Тактика тушения пожаров в самолете

Тактика тушения самолетов определяется в зависимости от места воспламенения. В современных лайнерах существует следующая классификация возгораний:

  • в топливном баке, разлив горючего;
  • в пассажирском салоне;
  • в силовых установках;
  • возгорание шасси;
  • воспламенения в особых условиях.

Разлитое топливо

Если случается пожар на борту вследствие авиакатастрофы, топливо самолета может разливаться на большую площадь. Значительное влияние оказывает размер летательного аппарата, количество горючего, диаметр фюзеляжа.

Характеристика пожара, связанного с разлитым горючим:

  • быстротечность распространения пламени на значительное расстояние;
  • критическая температура в очаге возгорания – 10000 °С;
  • большая плотность потока тепла.

Наиболее опасные последствия:

  • быстротечное разгорание отделки фюзеляжа и проникновение огня внутрь корпуса;
  • вероятность взрыва незатронутых резервуаров с топливом;
  • воспламенение системы приземления, произведенной из сплавов магния;
  • взрыв стоек шасси, находящихся под большим давлением.

Действия, направленные на ликвидацию возгорания топлива:

  1. Разведка пожара. Заключается в установлении параметров и направлении распространения огня, наличия пассажиров и вероятности ущерба для них, анализируется влияние погодных условий.
  2. Концентрация сил и средств на решающем направлении. В считаные секунды локализуется воспламенение разлитого горючего. Создаются эвакуационные пути для спасения людей.
  3. Охлаждение корпуса самолета. Производится при помощи пенных установок пожаротушения с большой интенсивностью подачи.
  4. Тушение топлива. Спасатели направляют огнетушащее вещество (ОТВ) в область возгорания.

Тушение пожара в самолете

Пассажирский салон

Главная пожарная нагрузка в этом случае приходится на материалы облицовки и наполнения сидений, тканевые полотна, пластик, из которых выполнен салон.

Отличительными чертами возгорания в салоне воздушного транспорта являются:

  • быстрое увеличение концентрации токсичных веществ, образующихся при горении;
  • термолиз горючего;
  • большая степень задымления;
  • критическая температура – 900 °С.

Тактика тушения:

  1. Понижение температуры и степени задымленности в салоне.
  2. Устранение возгорания при помощи тонкораспыленных струй ОТВ.

Силовые установки

Возгорание силовых установок возникает вследствие воспламенения топливных и масляных баков, а также баков с гидрожидкостью. Главная опасность заключается в возгорании при работающем двигателе, поскольку происходит горение распыленного топлива под большим давлением. Огонь в этом случае распространяется наиболее интенсивно.

Горение силовых установок при выключенном двигателе является локальным и распространяется медленнее.

Операции, направленные на ликвидацию пожара:

  1. Разведочные мероприятия и размещение пожарных машин с учетом скорости и направления ветра.
  2. Выключение двигателей.
  3. Тушение двигателей. Производится при помощи ручных стволов, которые подают ОТВ напрямую в место возгорания через специальные отверстия. Для тушения двигателей, находящихся в хвосте лайнера, целесообразно использование пожарных лестниц.

В качестве огнетушащих веществ применяются пена, порошок и газовые составы объемного тушения.

Шасси

Возгорания систем приземления чаще всего происходят при жесткой посадке самолета вследствие загорания резины, гидрожидкости и сплавов магния, из которых выполнены шасси.

Тактика тушения шасси самолета следующая:

  1. Действия, направленные на предупреждение распространения пожара на самолет.
  2. Тушение гидрожидкости и резины. В место горения при помощи ручных стволов тонкораспыленными струями подается огнетушащее вещество.
  3. Гашение магниевых сплавов. Наибольший эффект достигается благодаря использованию в качестве ОТВ порошка.

Ликвидация пожаров с участием Ил-76

Самолет, разработанный в КБ Ильюшина, имеет огромный послужной список. Но значимыми для его дальнейшего использования и развития стали два случая.

Ереван

В начале апреля 1992 года на складе боеприпасов возникло возгорание. Осколки снарядов летели в сторону жилого массива.

На помощь было принято решение послать самолет для тушения пожаров ил-76. Разведка и доставка пламягасящей жидкости затруднялись холмистой местностью и высокими молниеотводами, установленными на складских помещениях.

После проведения воздушной разведки пожарному самолету ил-76 пришлось производить забор воды три раза. Огонь был потушен, когда уже стемнело. Следующим утром во время контрольного облета территории пилоты установили отсутствие источников огня и дали разрешение на наземную работу пожарных.

Владивосток

В том же году, через месяц после инцидента на складе в Ереване, произошло возгорание на аналогичной территории во Владивостоке. Разница заключалась в том, что воинская часть была окружена сопками высотой 30–400 метров. Добраться до источника возгорания ил-76 тушение пожаров мог только с одной стороны. Но и там доступ осложнялся из-за семидесятиметровой заводской трубы.

Потребовалось больше 10 часов и семи подлетов, чтобы уничтожить огонь и исключить вероятность повторных взрывов.

Организация тушения пожара и проведение аварийно-спасательных работ

Примерный план пожаротушения. Спасание экипажа и пассажиров воздушного судна при пожаре будет наиболее успешным, если время прибытия ПСР и ликвидация пожара будут минимальными. Это достигается регулярным проведением занятий и тренировок, максимально приближенных к реальным условиям.

Пожарная техника и личный состав ПСР в каждом аэропорту размещаются на аварийно-спасательных станциях (АСС). Место расположения станций должно обеспечивать прибытие расчетов к торцам взлетной полосы за время, не превышающее 3 мин. Кроме того, АСС должны иметь наблюдательные вышки, дежурные помещения – устойчивую связь со службами аэропорта.

В каждом аэропорту разрабатывается план тушения пожаров на воздушных судах.

План согласовывается начальником УГПС УВД региона. Примерный план содержит следующие разделы:

1. Характеристика аэропорта (данные об удаленности от ближайших частей МВД, время их прибытия), характеристика водопровода, характеристика дорог, краткие характеристики воздушных судов, эксплуатирующихся на данном аэродроме.

2. Пожарная охрана. В нем дается характеристика пожарной охраны, технических средств и огнетушащих составов, имеющихся на вооружении аэропорта.

3. Расчет сил и средств сводится к определению следующих параметров:

\(Q_{тр}^{р–ра}\) – требуемого расхода раствора пенообразователя, л/с;

$$\large Q_{тр}^{р–ра}=S_{п}^{кр} I_{н}, \tag{3}$$

где \(S_{п}^{кр}\) – критическая площадь пожара, в зависимости от размеров самолета, м2; \(I_{н}\) – нормативная интенсивность для пены низкой кратности принимается равной 0,137 л/(м2·с).

\(W_{тр}^{р–ра}\) – требуемого количества раствора пенообразователя для тушения пожара, л:

$$\large W_{тр}^{р–ра}=Q_{тр}^{р–ра} \tau_{р}=S_{п}^{кр} I_{н} \tau_{н}, \tag{4}$$

где \(\tau_{н}\) – расчетное время тушения, равное 3 мин.

Количество пожарных автомобилей \(N\) определяется из условий обеспечения требуемого расхода раствора и количество пенообразователя вывозимого к месту пожара.

$$\large N_{А}=\frac{Q^{р–ра}}{q_{ств}}, \tag{5}$$

$$\large N_{А}=\frac{W_{тр}^{р–ра}}{W_{п}}, \tag{6}$$

4. Характеристики трех оперативных групп, принимающих участие в ликвидации аварии:

Первая группа – тушение пожара и создание условий для спасания людей;

Вторая группа – спасание людей из воздушного судна;

Третья группа – доставка огнетушащих средств.

В данном разделе плана определяется дислокация сил и средств у места предполагаемого касания самолета ВПП, в центре ВПП, в местах предполагаемой остановки самолета и вдоль ВПП.

В 5 разделе даются рекомендации по организации тушения пожаров, а в 6-м меры техники безопасности.

Руководство комплексом работ по ликвидации последствий аварии и пожара осуществляет должностное лицо аэропорта.

Управление боевыми действиями пожарной охраны гарнизона осуществляет старший оперативный начальник УГПС, прибывший на пожар.

Тушение пожара внутри фюзеляжа

Определяется следующими факторами: наличием или отсутствием людей внутри самолета, местом расположения очага пожара, который может быть в пассажирских салонах, кабинах экипажа, бытовых помещениях или багажных, грузовых и технических отсеках.

Наиболее трудно и сложно тушить пожар при наличии людей. В этом случае одновременно необходимо обеспечить быстрое вскрытие основных и аварийных выходов, вскрытие конструкции фюзеляжа в специально обозначенных местах с целью обеспечения максимально возможной скорости эвакуации людей из внутреннего объема воздушного судна.

Первоочередной задачей тушения является снижение температуры и плотности задымления в салоне, кабине, а также локализация пожара с помощью распыленных струй с высокой степенью дробления капель, а следовательно, с большей поверхностью теплообмена. Для этого струи огнетушащего состава целесообразно направлять таким образом, чтобы они защищали людей и негорящую часть отсека от воздействия теплового потока и чтобы можно было обеспечить возможность эвакуации пострадавших в случае, если вскрыть горящий отсек не представляется возможным. Подачу огнетушащего вещества в него осуществляют с помощью ствола пробойника.

В любом случае при тушении пожара внутри фюзеляжа на борт воздушного судна должно подниматься не менее 2 человек личного состава пожарной охраны. Весь личный состав, работающий на борту аварийного судна, должен использовать индивидуальные средства защиты (теплозащитные костюмы и дыхательные аппараты). У входа в задымленный салон обязательно организуются посты безопасности, которые могут состоять из одного человека – члена пожарно-сторожевого расчета (ПСР), имеющего средства индивидуальной защиты.

Пост безопасности поддерживает связь с личным составом ПСР, работающим в задымленных салонах, при необходимости оказывает ему немедленную помощь.

Для тушения внутрифюзеляжных пожаров применяют следующие огнетушащие составы: воду (в виде распыленных струй, водного раствора пенообразователя), углекислоту (при отсутствии людей внутри фюзеляжа и высокой степени герметичности горящих отсеков), пены низкой и высокой кратности.

Углекислоту подают от огнетушителей ОУ-80 и ОУ-400 с помощью стволов пробойников или от автомобилей.

Пожарная авиация России

Пожарная авиация подчинила себе две стихии: воздух и воду. В нашей стране 46% территории занимают леса. Лесные пожары возникают часто и в труднодоступных местах. В этом случае без пожарной авиации не обойтись. Использовать авиацию в Советском Союзе для ликвидации пожаров стали еще в 1931 году. Тогда самолеты еще не тушили огонь, а проверяли обстановку на территории. При обнаружении возгорания на место десантировался пожарный с парашютом и решал проблему на земле. Через десяток лет самолеты уже сбрасывали воду с борта.

Сегодня слава российской пожарной авиации гремит по всей Европе и странам СНГ. На вооружении МЧС стоят современные самолеты для ликвидации огня, самолеты-амфибии, которые тушат лесные и полевые пожары не только в России, но и оказывают помощь зарубежным пожарным службам.

Пожарная авиация России

Центральный Государственный аэромобильный отряд МЧС России был создан в 1992 году. Противопожарная структура включает подразделения беспилотной, большой и малой авиации.

  1. природные пожары легче ликвидировать на начальной стадии возгораний, поэтому беспилотная авиаразведка осуществляет контроль пожароопасной ситуации в регионах. Видеосъемка с борта беспилотника, в режиме реального времени поступает в центр управления кризисных ситуаций МЧС России. Используя полученную информацию, специалисты определяют точные координаты очагов возгораний. Быстрое реагирование позволяет своевременно уничтожить источник пожара и предотвратить распространение огня на больших территориях;
  2. задача малой авиации — доставка к местам лесных пожаров и десантирование, оснащенных пожарных команд из 4÷5 человек, или тушение зарождающихся очагов огнегасящей жидкостью;
  3. назначение большой авиации заключается в локализации верховых и низовых пожаров, охвативших большую площадь. Многократный сброс огнегасящей жидкости на кромку пожара, формирует по периметру распространения пламени зону заградительной полосы. С целью воздействия на облака, для выпадения осадков над зоной пожара, самолеты оснащают метеопушками или специальной системой распыления реактивов.

Первые методы тушения

Пожарные разных стран используют самолеты для выявления и тушения возгораний с тридцатых годов прошлого столетия. Эксперименты, по выявлению и локализации лесных пожаров в Советской России, начались в 1931 году.

Пробные полеты для мониторинга пожарной ситуации проводили на двухместных бипланах У-2 (ПО-2). Экипаж пожарного самолета состоял из двух человек: пилота и парашютиста-пожарного.

Первые попытки борьбы с огнем с воздуха заключались в разбрызгивании огнетушащих составов. Небольшой объем полезной нагрузки, и примитивная конструкция распределительной системы, позволяли получить барьер на пути распространения пламени длиной 75÷100 метров.

Однако, формирование заградительных минерализованных полос доказало эффективность способа борьбы с огнем, который с успехом применяется в наше время.

Второй метод имел в основе заведомо провальную идею тушения пожаров авиационными бомбами. Незначительная мощность заряда покрывала небольшую площадь пожара. Технический уровень навигационного оборудования не позволял точной наводки снаряда в условиях задымления местности.

Третий метод борьбы, с удаленными лесными пожарами, заключался в десантировании парашютистов-пожарных. К началу Великой Отечественной войны в СССР существовало 4 авиаотряда в особо пожароопасных регионах страны.

Летный состав структуры составляли 110 самолетов пожарной охраны ПО-2. Личный состав подразделений парашютистов-пожарных насчитывал 70 человек.

Разработки авиационной пожарной техники возобновились после Великой Отечественной войны. Конструкторские бюро Антонова, Ильюшина и Бериева разрабатывали и занимались усовершенствованием существующих моделей военно-транспортных самолетов.

Флагманом малой пожарной авиации в Советской России считался АН-2, на его основе было разработано шестнадцать модификаций пожарных самолетов, самыми известными считаются АН-2П, АН-2ПП, АН-2Л. Мобильную доставку и высадку пожарных команд численностью до 30 человек в места пожаров, на удаленных территориях, осуществляли транспортные самолеты ИЛ-14, АН-24 и АН-26.

Это интересно: Мобильный пожарный комплекс ГЮРЗА: ТТХ и описание

Тушение возгораний в особых условиях

Особенности тушения пожаров на транспорте. Неблагоприятное влияние на результативность пожаротушения часто оказывают внешние факторы, например, порывы ветра, зимний сезон, плохая видимость.

Тушение пожара на авиационном транспорте при сильных порывах ветра:

  • установка пожарного оборудования и спасателей с безветренной стороны;
  • применение тонкораспыленных струй огнетушащего вещества;
  • обеспечение достаточного количества ОТВ и запаса пожарного оборудования при помощи взаимодействующих организаций.

Нюансы пожаротушения при отрицательных температурах воздуха:

  • посменная работа пожарных, смазывание лица и рук вазелином;
  • использование утеплительных рукавов;
  • установка обогревательных и медпунктов;
  • применение страховки при контакте с обледенелыми поверхностями.

Пожаротушение в темное время суток предполагает использование осветительного оборудования.

Пожар в самолете

АСР на аэродроме

Перед осуществлением аварийно-спасательных работ (АСР) начальник предприятия отдает приказание о формировании на каждой смене аэродрома аварийно-спасательной команды (АСК). Группа АСК и противопожарная техника располагаются на аварийно-спасательных станциях (АСС). Последняя должна находиться в таком месте, чтобы время поступления расчетов к взлетной полосе не превышало три минуты.

Необходимо также наличие наблюдательных башен, дежурных отделений и надежной коммуникации со службами аэродрома.

Работой АСК управляет руководитель АСР, назначенный приказом начальника предприятия ГА.

Современные модели

Пожарный самолет Ан-32П (разработан в конструкторском бюро Антонова, год выпуска — 1993). Система пожаротушения состоит из четырех внешних баков, устройства для дозаправки и системы сброса воды. Общий объем огнетушащей жидкости составляет 8 м3.

Сброс жидкости, с высоты 40÷50 метров, производят одновременно или последовательно. Длина защитной полосы составляет 120÷160, ширина — 10÷35 метров.

В хвостовой части самолета Ан-32П находится метеопушка. Расстрел облаков специальными патронами, в состав которых входит соединение серебра, вызывает выпадение осадков над зоной возгорания.

Грузовой отсек рассчитан на размещение команды спасателей-пожарников, комплекта экипировки и спецоборудования для 30 человек. Десантирование парашютистов-пожарников применяют для создания заградительных полос и локализации очагов возгораний.

Большую часть парка пожарной авиации России составляют переоборудованные военнотранспортные суда Ил-76ТД. Самолет модернизирован в конструкторском бюро имени Ильюшина в 1988 году. Для борьбы с площадными пожарами Ил-76ТД комплектуют двумя выливными авиационными приборами.

Суммарная вместимость баков составляет 42 м3 воды или иной огнегасящей жидкости. Время массированного сброса 4 секунды при высоте полета 50 метров.

Для справки: американский пожарный самолет, Boeing 747 «Evergreen Supertanker», способен взять на борт более 74 тонн воды. Одновременный сброс большого объема жидкости, для «Evergreen Supertanker», технически невозможен.

Сегменты гидравлической распределительной системы баков Boeing 747, настроены на дозированный сброс воды, в течение некоторого временного интервала.

Процесс напоминает обычное природное явление — дождь. Разрешенная высота полета при сбросе жидкости — 120÷240 метров. Длина огнезащитной полосы, которую способен проложить самолет — 5 километров, ширина — около 110 метров.

Пожарный самолет Бе-12П наполняет емкости с водой (бак в грузовом отсеке на 4,5 м3 и две емкости в носовой части, каждая по 1,5 м3) за 50 секунд. Дозаправку резервуаров осуществляют в любых погодных условиях, в том числе и на волне. Конструкция двигателя самолета позволяет его использование при температуре наружного воздуха до 45 ℃.

С 2012 года пожарный парк авиации МЧС России пополняется многоцелевыми самолетами Бе-200 ЧС. Амфибии способны наполнять две емкости для транспортировки воды по шесть тонн каждая. Забор воды производится в течение 16 секунд, в режиме глиссирования над поверхностью водоема.

На одной заправке топливом Бе-200 ЧС могут перевезти к месту возгорания 320 тонн воды. Конструкция самолета позволяет дозаправку баков в воздухе, что существенно сокращает время тушения пожара, и увеличивает мобильность амфибии.

Преимущество тушения пожаров водой из пресных водоемов, заключается в экологичности жидкости. Морская вода и химические соединения пагубно сказываются на состоянии верхнего, плодородного слоя почвы.

Поэтому на данном этапе развития пожарной авиации, экономичные самолеты-амфибии приобретают наибольшую популярность, в сравнении с другими видами пожарных самолетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector