Тушение пожаров на транспорте
Содержание:
- Работа на предприятии нефтяной промышленности
- Пожароопасность самолетов
- Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на автотранспорте
- Опасные факторы при тушении ТГМ на открытой местности
- Организация и проведения АСР на железнодорожном транспорте
- Действия ствольщиков в различных условиях на пожаре
- Борьба с пожаром
- Виды пожарного инвентаря
- Особенности территории
- Тушение пожаров и ликвидация чс на транспорте — Пожарная безопасность
- «Первая пожарная компания»: эффективные способы пожаротушения на автотранспорте
- Тушение в ангаре и на аэровокзале
- Причины пожарной опасности
- Подвоз воды автоцистернами
- Выводы
Работа на предприятии нефтяной промышленности
Производства нефтепромышленного комплекса составляют особую сложность. Неисправность технологических аппаратов и коммуникаций повышает риск взрыва горючих составов и растекания жидкостей. Под воздействием температуры ядовитые пары быстро распространяются по объекту, неся опасность для здоровья и жизни людей. Сложность пожаротушения на подобных объектах состоит в наличии резервуарного парка, из-за чего происходят групповые возгорания. Сами по себе резервуары с нефтью устойчивы к тепловому воздействию и механической деформации, но существует ряд провоцирующих их воспламенение факторов:
- огневые ремонтные работы на объекте;
- попадание искр от электроустановок;
- разряды статического электричества.
Первично загорается не сама нефть, а происходит взрыв паровоздушной смеси. В результате повреждаются стенки резервуара и начинается горение нефтепродуктов. Сложность тушения пожаров на объектах нефтехимии состоит в быстром распространении огня и возникновении факелов пламени. Высота только светящейся их части может достигать 40 метров. Пожарным, прибывшим на вызов, необходимо действовать максимально точно, ведь малейшие изменения погодных условий молниеносно вносят коррективы в развитие ситуации. При скорости ветра всего 1 м/с факел удлиняется и начинает отклоняться в сторону, а уже при 4 м/с он стремится к горизонтальному положению и несет в себе угрозу взрыва соседних резервуаров.
Действия по ликвидации возгораний предполагают:
- Совместную работу с газоспасательными службами по эвакуации людей из зоны ЧС.
- Создание оперативного штаба с включением в его работу специалистов предприятия.
- Проведение разведки с целью установления возможности деформации и взрыва технологических установок в зоне огня.
- Определение места содержания взрывоопасных веществ и организацию их эвакуации.
- Принятие мер по защите энергосистемы предприятия.
- Обследование системы сухотрубов и склада специальных огнетушащих веществ, оценку возможности их применения при конкретном возгорании.
- Организацию дежурства в потенциально опасных зонах после отключения в них подачи электроэнергии, воды, пара и хладогентов.
- Определение технологических установок, которые невозможно отключить.
- Оценку погодных условий и корректировку плана подавления огня с учетом ландшафтных особенностей территории.
- Проверку системы водоотведения.
- Установку запорной арматуры с целью приостановки подачи нефтепродукта в аварийный участок.
- Перекачку оставшихся в системе продуктов в резервные емкости и закачку инертных газов.
- Охлаждение конструкции здания и технологических установок.
- Использование в зоне факельного горения водяных стволов с турбинными насадками-распылителями для снижения температуры излучения. Прямую струю воды при этом подавать запрещено с целью предотвращения деформации технологических установок.
- Выставление дежурных постов на автоцистернах по всей территории предприятия.
- Создание заградительных валов, предупреждающих растекание легковоспламеняющихся жидкостей. Обеспечение завесы из распыленной воды для купирования распространения облаков АХОВ.
При тушении пожаров с применением передвижной техники используют также воздушно-механическую пену средней или низкой кратности. Выбор средства зависит от физико-химических свойств горючих материалов.
Интенсивность подачи пены средней кратности | |||
Вид продукта | Интенсивность подачи пенообразователя (л/с*м2) | ||
Пенообразователь общего назначения | Пенообразователь целевого назначения | ||
Углеводородные | Фторсодержащие | ||
Без пленки | С пленкой | ||
Нефтепродукт с Твсп ≤28°С и горючие жидкости, нагретые выше предельной температуры | 0.08 | 0.06 | 0.05 |
Нефтепродукт с Твсп >28°С | 0.05 | 0.05 | 0.04 |
Газовый конденсат | — | 0.12 | 0.10 |
Интенсивность подачи фторпротеиновой и фторсинтетической пены низкой кратности | |||
На поверхности | В слой | ||
Нефтепродукт с Твсп ≤28°С | 0.07 | 0.10 | |
Нефтепродукт с Твсп >28°С | 0.05 | 0.08 | |
Газовый конденсат | 0.10 | 0.14 |
Пенная атака подается непрерывно в течение 15 минут или импульсно. Второй способ подходит при проведении операции на темных нефтепродуктах. Каждый импульс – не более 30 секунд. Количество импульсов варьируется в зависимости от плотности горючего и температуры.
При тушении важно учитывать особенности различных нефтепродуктов
Тип | Скорость линейного выгорания (см/ч) | Скорость прогрева (см/ч) | Температура прогретого слоя (°С) |
Нефть | 9-12 | 24-36 | 130-160 |
Мазут | 6-13 | 24-42 | 230-300 |
Керосин | 21-24 | — | 220-240 |
Бензин | 24-30 | 72 | 80-100 |
Тушение пожаров на объектах нефтяной промышленности сопровождается опасностями обвала, вскипания и выбросами сырого горючего.
Пожароопасность самолетов
Быстротечное развитие возгорания на воздушном транспорте свидетельствует о том, что это объект повышенной пожарной опасности, который притом имеет низкую защищенность.
Главная опасность кроется в наличии на борту нескольких десятков и даже сотен тонн авиатоплива. В случае столкновения самолета с препятствием или землей горючее разливается на большую площадь, воспламеняется и даже приводит к взрыву.
Воздушные суда относятся к пожароопасным объектам по причине:
- большого количества горючих веществ, находящихся на борту;
- отделки пассажирского салона декоративными материалами, имеющими высокую токсичность (пластмасса, синтетика);
- большого количества пассажиров;
- узких эвакуационных путей и выходов;
- низкой степени огнестойкости фюзеляжа.
Причины возгораний
К наиболее частым причинам возгорания на воздушном транспорте относят:
- неисправность отдельных систем и узлов самолета;
- потеря прочности вследствие столкновения с препятствием;
- неправильная заправка горючими веществами;
- перемещение транспорта за пределы взлетно-посадочной полосы.
Пожароопасные зоны
В качестве зон, обладающих повышенной пожароопасностью, особенно выделяют:
- цистерны с гидрожидкостью;
- аккумуляторы;
- аппарат с кислородом;
- масляные резервуары двигателей;
- установку противообледенения;
- кондиционеры;
- топливные баки.
Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на автотранспорте
Организовывая тушение пожаров на автомобильном транспорте, необходимо помнить о ряде важных особенностей:
- У пожара высокая скорость распространения пламени и температура.
- Огнестойкость конструкций автомобилей невысока. Из-за этого кузов автомобиля плавится быстрее.
- Если на автомобили и автобусы установлено газовое оборудование, это может привести к взрыву.
Сразу после возникновения возгорания необходимо принять следующие меры:
- эвакуировать людей;
- установить место, где началось возгорание;
- оценить, как будет распространяться огонь и к чему это может привести;
- организовать подачу огнетушащих веществ.
До приезда спасательной службы необходимо воспользоваться подручными средствами тушения, а после уже тушить пожар комплексно.
Опасные факторы при тушении ТГМ на открытой местности
При ликвидации огня важно учитывать:
- быстрое распространение, высокую температуру;
- появление с подветренной стороны конвективных потоков, новых очагов или вихрей;
- обрушение штабелей на торфоперерабатывающих или других предприятиях;
- загромождение доступа к очагу лесоматериалами или предметами иного характера;
- формирование «пятнистых» пожаров, связанных с самопроизвольным перебросом горящих частиц в случае сильного ветра;
- вероятность перехода огня на постройки, лес, сельскохозяйственные угодья, пожароопасные объекты;
- формирование прогаров;
- мгновенное распространение огня внутри торфяных штабелей;
- переход из низового в верховой тип;
- задымление большой территории;
- удаленность пожарных частей;
- возможность поражения электрическим током и прочее.
Организация и проведения АСР на железнодорожном транспорте
40% населения нашей страны для перемещений используют железнодорожный транспорт, а на долю грузооборота приходится 65%. Основными причинами возникновения ЧС являются:
- Сход с рельсов.
- Взрыв пожароопасного груза.
- Задымление внутри вагонов.
- Наезд на другие ТС.
- Столкновение поездов.
- Повреждение опасного груза (рассыпание, утечка).
Способ тушения пожара выбирается, исходя местонахождения состава, интенсивности возгорания и его причины. Устранение пламени производится железнодорожным техническим персоналом с подключением сотрудников спасательной службы. Если пожар произошел в пассажирском поезде, в первую очередь производится эвакуация людей в соседних вагонах, а также ставится в известность диспетчер.
Действия ствольщиков в различных условиях на пожаре
При сильном ветре
При сильном ветре пожар распространяется главным образом по направлению ветра. Это может осложнить тушение огня в чердачных помещениях, а также на новостройках. При сильном ветре, незащищенных проёмах, большом количестве отверстий в перекрытиях, перегородках и стенах огонь может быстро распространиться в разных направлениях, а пожар – принять большие размеры. Выбор позиции и направления струи в этих условиях производится по ветру, т.е. навстречу наиболее вероятным путям распространения огня.
При сильном ветре действовать стволом нужно исключительно маневренно и быстро защищать струями воды находящиеся под ветром здания, сооружения и материалы
Это важно для того, чтобы предупредить, распространение огня на соседние участки, находящиеся под ветром. Все очаги горения должны тщательно ликвидироваться, во избежание их раздувания
При работе по время сильного ветра на крыше и других высотах ствольщик должен надежно закрепить себя.
При сильных морозах
При работе во время сильных морозов ствольщики должны помнить о возможности быстрого замерзания воды в рукавах и обледенения лестниц и конструкций здания. Поэтому при сильных морозах, подачу воды по рукавам нельзя прекращать даже тогда, когда она временно не нужна на позиции. В этом случае ствольщик обязан вывести струю через оконный проём, но так, чтобы не лить воду на проложенные снаружи здания линии рукавов, на проезжую часть дорог, на соседние здания и сооружения и т. д.
Струю воды, временно выведенную наружу, следует направлять в такие места, обледенение которых не сможет принести ущерба, не послужит причиной увеличения убытков и не осложнит ход тушения пожара. Во время сильных морозов не следует производить крепления рукавной линии на стационарных и переносных пожарных лестницах и допускать обливания лестниц водой. Обледенение лестниц затруднит передвижение по ним и может послужить причиной падения бойцов и поломки самих лестниц. Нужно быть очень внимательным, чтобы не облить водой бойцов и командиров, работающих на участке ствола.
При работе стволов на крышах не следует лить воду на те участки кровли, которые не подвергаются действию огня и по которым происходит движение работающих на пожаре.
Нужно избегать перемены позиций стволов с прекращением подачи воды, а если необходимо передвижение ствола в пределах данной позиции или переход на другую, ствол следует держать вниз струёй
Передвигаться надо осторожно, чтобы не поскользнуться (особенно при работе на крышах)
При наращивании рукавной линии или замене поврежденных рукавов нельзя прекращать подачу воды, а наращивание линии или замену рукавов следует производить, уменьшив давление в линии.
Когда пожар потушен, необходимо, не останавливая работу насоса, но значительно снизив давление, разомкнуть ствол с рукавом; начиная от ствола, вылить из рукавов воду и постараться скатать их прежде, чем они обледенеют. Чтобы ускорить уборку рукавов, командир в помощь ствольщикам может назначить дополнительное количество бойцов.
Борьба с пожаром
Существует ряд особенностей тушения пожаров на промышленных объектах. До приезда пожарных борьба с пламенем ведется за счет находящихся на производстве средств пожаротушения. Обычно это огнетушители и автоматизированные установки уничтожения огня. После прибытия спасателей руководство тушением возгорания передается в руки старшему по званию сотруднику пожарной бригады. Именно он ответственен за проведение разведки территории, выбор тактики и средств тушения.
Тушение пожара на складе лесоматериалов
Разведка
Тушение пожаров на объектах деревообрабатывающей промышленности часто начинается с разведывательной операции. Разведка проводится сразу в нескольких направлениях для сбора максимального количества информации. В процессе выясняют следующие данные:
- планировка помещений;
- местонахождение очагов возгорания;
- направление распространения пламени;
- наличие конвективных потоков, как следствие – возможность распространения искр и горящих частиц;
- качество изоляции горящего помещения;
- вероятность распространения пламени по вентиляции и прочим коммуникациям;
- необходимость эвакуации изделий;
- рациональность использования стационарной системы пожаротушения в борьбе с огнем.
Огнетушащие средства
Тушение пожаров на деревообрабатывающих предприятиях производится при помощи различных средств: водой, растворами, пеной, паром. Тушащее вещество выбирают исходя из вида пожара.
Если горит древесина или ее производные, то допустимо использовать любое средство пожаротушения. Самым простым и доступным из них будет вода – каждый цех оснащается противопожарным водопроводом.
В случае возгорания в сушильной камере используется пар или инертный газ. Обычно внутри таких камер срабатывают установленные системы газового тушения.
При воспламенении электрооборудования или проводов используются инертный газ или углекислота. Примечательно, что углекислотой допустимо тушить даже необесточенную аппаратуру.
Тактика тушения
Тактику ликвидации пламени на объектах целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности выбирает руководитель тушения пожара – прибывший на место происшествия сотрудник МЧС. Обычно пожарные действуют по следующей схеме:
- Остановка работы цеха.
- Выключение вытяжной вентиляции.
- Начало тушения пораженной зоны.
- Подача стволов на пути распространения огня для эффективной локализации пожара.
- Использование распыленной воды для защиты объектов от действия лучистой теплоты.
- Ликвидация газового облака при воспламенении химикатов.
Виды пожарного инвентаря
В нормативных документах и статьях, виды пожарного оборудования и инвентаря, а также ручных, передвижных огнетушителей; в целом средств тушения пожаров часто группируются/разделяются по различным признакам, не давая ясной и четкой картины того, что, на самом деле, чем является.
Поэтому стоит обратиться к наиболее старому, еще советскому ГОСТ 12.4.009-83, дающему определение пожарной технике, используемой для борьбы с огнем; а также требования к размещению и сервису.
В прил. 1 к документу даны определения видам пожарной техники для защищаемых объектов:
- Ручной инструмент подразделяется на механизированный и немеханизированный. К последнему относят ломы, багры, топоры и другое.
- Инвентарь состоит из пожарных шкафов; щитов, стендов; ведер, бочек для воды, ящиков пожарных для песка; тумб, подставок для установки переносных огнетушителей и др.
- Огнетушители подразделяются по виду транспортировки – переносные, передвижные, ранцевые огнетушители; типу ОТВ – от водных до воздушно-эмульсионных огнетушителей.
Сюда можно отнести и водопроводное оборудование – от клапанов до подземных гидрантов, колонок; комплектующих для пожарной автотехники, наружных и внутренних ПК противопожарного водопровода – пожарных рукавов, стволов, гидроэлеваторов, соединительных головок.
Подробнее по каждому виду в отдельных статьях:
- Пожарный шкаф;
- Ящик пожарный для песка;
- Огнетушители;
- Ломы.
В разделе 2.5 ГОСТ 12.4.009 указаны требования к ручному инструменту, инвентарю:
- Пожарный инвентарь, а это в контексте требований ГОСТ – щиты, стенды, а не ломы с топорами, относящиеся к ручным инструментам, размещаемым на пожарном инвентаре, должен устанавливаться на видных местах в помещениях зданий, на территории защищаемого объекта с обеспечением свободного, удобного доступа к нему; не служить препятствием на эвакуационных путях и выходах.
- Все виды инвентаря, ручного немеханизированного инструмента должны периодически очищаться от пыли, грязи, ржавчины; ломы и багры проходить правку после использования; режущие кромки инструмента подвергаться заточке до требуемых углов, а щиты, стенды, бочки для воды, ящики для песка, ведра и т.п. согласно ГОСТ 12.4.009 пункт 2.5.7. со ссылкой на ГОСТ 12.4.026-2015 п 5.1.2. окрашиваются в красный сигнальный цвет .
- Должно быть обеспечено удобство съема предметов, входящих в комплектацию ЩП, стендов.
- Ящики с песком выполняются объемом от 0,5 до 3 м3, комплектуются совковой лопатой, а емкости в составе стендов обязаны вмещать не меньше 0, 1 м3.
- Емкости для воды емкостью не меньше 0, 2 м3 оснащаются ведром объемом не меньше 8 л.
Самый современный список инвентаря и ручного инструмента, входящих в комплект ЩП, дан в ППР. На сегодня, в зависимости от типа щита, класса пожара, в него входит следующий пожарно-технический инвентарь, ручной инструмент в разных количествах:
- Ломы, багры; крюки с деревянной ручкой.
- Ведра в форме конуса.
- Комплект для резки электропроводки, состоящий из ножниц, бот, коврика.
- Покрывало для изоляции возгорания, называемое также противопожарным полотном или кошмой.
- Лопаты штыковые и/или совковые.
- Вилы.
- Ручная тележка для перевозки.
- Емкость для воды объемом 200 или 20 л.
- Ящик песка 0,5 м3.
- Ручной насос.
- Пятиметровый рукав диаметром 18–20 мм.
- Защитный экран со штангами для установки.
К сожалению, в связи с изменениями от 26.09.2017 в комплектацию ЩП перестали входить переносные огнетушители, являющиеся, наверное, самыми эффективными первичными средствами для ликвидации начинающихся очагов пожара после правильно использованных комплектов ПК.
Очевидно, что в этом списке к вспомогательному пожарному инвентарю относятся такие предметы, как тележка для перевозки комплектующих ЩП, ручной насос с рукавом длиной всего 5 м; а также защитный экран, используемый, как правило, при проведении газо-электросварочных, огневых работ по разогреву, для ограждения, препятствия разлету искр, раскаленных капель металла, огарков электродов.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что несмотря на некоторые нестыковки/неувязки и разночтения в нормативной документации по ПБ, сегодня пожарным инвентарем, ручным инструментом будет правильно считать, как готовые товарные изделия – пожарные щиты, стенды, так отдельно установленные емкости с водой, песком; тумбы, подставки под переносные огнетушители, то есть все то, что позволяет помочь локализовать или ликвидировать очаг пожара на начальной стадии.
Пожарный инвентарь
Особенности территории
Основная сложность работы пожарных в небольших населенных пунктах и деревнях – отсутствие необходимого противопожарного водоснабжения и неудовлетворительное состояние подъездов для спецавтомобилей. Если в городе спасатели работают в условиях плотной застройки, то в сельской местности они должны учитывать зональность расположения объектов, ведь именно это является основополагающим фактором прокладывания системы водоподачи.
В населенных пунктах выделяют две зоны:
- Жилую, в которую входят дома, административные здания, магазины и объекты общественного назначения.
- Производственную, представленную животноводческими комплексами, базами для переработки и хранения сельхозпродукции, складскими помещениями, хоздворами.
Проблемы во время тушения возгораний возникают из-за особенностей самих построек. Самые опасные объекты – деревянные конструкции, в которых закрытые источники пламени быстро перерастают в открытый пожар. Кроме легковоспламеняющихся материалов опасность составляют и открытые площадки. Ветер быстро разносит искру, которая и является вторичной причиной распространения огня. Также в сельской местности велик риск взрыва газового и керосинового оборудования, которое население использует для бытовых нужд вследствие отсутствия центрального газопровода.
Сложности в работе отрядов МЧС возникают из-за особенностей водоотведения. В старых деревнях основными источниками остаются естественные водоемы, колодцы и артезианские скважины. Подача воды из них затруднена отсутствием подъездных путей, глубоким залеганием вод (колодцы от 7 метров) и промерзанием их в зимний период.
В поселках городского типа и современных населенных пунктах ситуация несколько лучше, но и она не является достаточной для оперативной работы спасателей. Здесь строят объединенные водопроводы, запитанные от водонапорной башни. Их минус – недостаточный напор и расход воды для тушения пожара. Такие системы обслуживают жилую и производственную зону. Если промзона находится на отдалении от жилых объектов, то предусмотрены обособленные водопроводы с неприкосновенным запасом воды в водонапорных башнях. Напор при этом составляет всего 10 л/с, что не является достаточным для пожаротушения при сильном воспламенении.
Тушение пожаров и ликвидация чс на транспорте — Пожарная безопасность
В последние годы все чаще объектом возгорания становятся автотранспорт. Гораздо страшнее, когда транспорт общественный: в этих случаях речь идет не столько о материальных потерях — опасности подвергаются здоровье и жизнь многих людей. Единственно возможный способ избежать трагических последствий возгорания — максимально быстро ликвидировать его источник. Современные технологии пожаротушения автомобилей позволяют сделать это наиболее эффективно.
Причины пожаров на транспорте
Согласно статистике, количество пожаров на общественном транспорте постоянно растет, а по тяжести последствии такие инциденты не уступают ДТП. Пожары на транспорте — вторые по частоте после пожаров в жилье в России.
Возгорания в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро чаще всего возникают в силу особенностей конструкции транспорта и человеческого фактора, а именно:
- обилия горючих материалов в отделке салона,
- большого объема электрокабелей,
- неисправности электропроводки,
- нарушения требований к перевозке легковоспламеняющихся жидкостей и содержанию горючих материалов, и т. д.
За счет скорости движения транспортного средства к очагу возгорания поступает дополнительный кислород, что усиливает горение. Совокупность этих причин приводит к тому, что огонь распространяется по салону в считанные минуты. А справиться с ним с помощью огнетушителя зачастую невозможно из-за силы пламени и возгораний в труднодоступных местах.
Автоматическая система пожаротушения для автомобилей: помощь водителю, защита пассажиров
Чтобы защитить жизни людей, общественный транспорт необходимо оснащать современными системами автоматические системы пожаротушения пожарной защиты. К ним относится автоматическая система пожаротушения автомобиля. Ее главная функция — моментально обнаружить источники возгорания и ликвидировать их на тех узлах транспортного средства, которые недоступны для огнетушителя.
Пожаротушение моторного отсека
Моторный отсек — самый пожароопасный в конструкции автотранспорта. Защитить этот важный узел от возгорания, а пассажиров — от серьезных последствий поможет автоматическая система пожаротушения двигательного отсека, которую производит компания «НПГ «Гранит-Саламандра».
Система представляет собой генератор специального огнетушащего аэрозоля, который устанавливается под капотом. В случае пожара прибор активируется с помощью блока управления, находящегося в кабине транспортного средства. Также система имеет функцию автоматического запуска, которая срабатывает при критическом повышении температур и отсутствии действий со стороны водителя.
Как работает система?
- Система непрерывно контролирует температуру в отсеке. Как только она поднимается до 130 градусов, на блок управления приходит световое оповещение, раздается звуковой сигнал.
- Если водитель бездействует (например, травмирован в аварии), а температура в двигателе вырастает до 180° С, система запускается автоматически. Генератор огнетушащего аэрозоля приводится в действие, смесь концентрируется в очаге возгорания до его ликвидации.
- Аэрозольная смесь сохраняет свою концентрацию еще некоторое время, что позволяет избежать повторного возгорания.
- Пожар ликвидируется при закрытом капоте: для тушения огня не требуется поднимать капот и тем самым доставлять к источнику огня дополнительный кислород, усиливающий горение.
Тушение пожаров на автотранспорте с помощью автоматических систем эффективно как в начальных стадиях возгорания, так и при дальнейшем распространении пожара.
Установки объемного тушения в салоне: решения для автобусов и троллейбусов
Очаги возгорания могут возникать не только в двигателе: в автобусах и троллейбусах пожары нередко начинаются в салоне.
Огонь распространяется моментально, и ликвидировать его необходимо незамедлительно, чтобы не допустить человеческих жертв. Как правило, огнетушитель в таких случаях практически бесполезен из-за большой площади возгорания.
Практика показывает, что при борьбе с огнем в салоне транспорта наиболее эффективна система, генерирующая огнетушащий аэрозоль.
В случае пожара в автобусе или троллейбусе достаточно выдернуть предохранительную чеку прибора и забросить его в салон, где он сработает через 7-10 секунд. Генератор выпускает аэрозоль, частицы которого распространяются по салону, уменьшают температуру и тем самым ликвидируют горение. В течение 10-15 минут огнетушащая смесь сохраняется в воздухе, предотвращая повторные возгорания.
«Первая пожарная компания»: эффективные способы пожаротушения на автотранспорте
«Первая пожарная компания» стала первой в России компанией, занявшейся модернизацией генераторов аэрозоля еще в 80-90 годы. Сегодня предприятие располагает собственным исследовательским центром, разрабатывающим инновационные автоматизированные системы. Приборы производятся на заводе компании в Твери.
Генераторы огнетушащего аэрозоля от НПГ «Гранит-Саламандра» выпускаются в большом ассортименте, разных габаритов и успешно применяются как в нашей стране, так и по всему миру. Разработки компании зарекомендовали себя как эффективные и надежные системы для предотвращения и ликвидации пожаров на любом виде транспорта.
Тушение в ангаре и на аэровокзале
Ангары авиационно-технических баз, используемые для техобслуживания и ремонта самолетов, являются подверженными к возникновению пожара предприятиями гражданской авиации (ГА). Центральный объект ангара – это самолетно-ремонтная часть. Вспомогательными объектами являются производственные и административные помещения, располагающиеся в пристройке.
Пожароопасность ангаров заключается в наличии производственных помещений с внушительным запасом резины и материалов отделки.
Для пожаротушения в ангаре предпринимаются следующие меры:
- открывание главных ворот;
- эвакуация людей и авиатехники;
- разведочные мероприятия;
- применение дренчерных установок пожаротушения;
- главной задачей является организация эвакуационных путей и обеспечение безопасности людей.
В качестве ОТВ можно применять воду, раствор пенообразователя, пену, углекислоту.
Аэровокзалы предназначены для обслуживания пассажиров. Здания выполнены по большей части из бетона, металла и стекла, что значительно снижает пожароопасность. Последняя заключается только в электросети, системах кондиционирования и вентиляции, материалах облицовки и мебели.
При возгорании на аэровокзале:
- очевидец докладывает о случившемся в пожохрану;
- организуется эвакуация людей и имущества;
- машина пожохраны располагается в максимальной близости к горящему объекту и осуществляет подачу ОТВ в очаг возгорания;
- одновременно делается разведка помещений, находящихся рядом с горящим объектом;
- при безрезультатности пожаротушения основные силы бросаются на защиту эвакуационных путей и спасение людей.
Причины пожарной опасности
Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.
- Утечка топлива. Это наиболее частая причина пожаров автотранспортных средств. Разгерметизация топливной системы возможна в любой момент. Утечку удается обнаружить не сразу. Чаще всего бензин просачивается через микротрещины в шлангах. При холодном двигателе первым признаком считается сильный запах топлива в салоне авто. Когда мотор разогрет, капли бензина быстро испаряются, что усложняет фиксацию причины. При движении же машины малейшая искра приводит к возгоранию. В этом случае тушение пожара водой запрещено.
- Перегрев двигателя. Если мотор разогревается до критических температур, то повышается вероятность воспламенения масла и электропроводки в подкапотном пространстве.
- Перегрев конвертеров-нейтрализаторов, что связано с износом свечей и попаданием в выхлопную систему большого количества отработанных веществ. Как результат – воспламенение изоляции салона.
- Негерметичность соединений с вращающимися горючими жидкостями. Потенциальную опасность представляет масло в моторе и трансмиссионные жидкости.
- Неисправность электрики, в результате чего возникает искра, которая приводит к быстрому возгоранию горюче-смазочных жидкостей.
Подвоз воды автоцистернами
Подвоз воды осуществляется при удалении водоисточника на расстояние более 2 км. Или, если имеются сложности в заборе воды, при отсутствии технических средств, позволяющих забрать воду в неблагоприятных условиях.
При принятии решения по доставке и подаче огнетушащих веществ с помощью подвоза необходимо:
- рассчитать и сосредоточить необходимое количество автоцистерн;
- создать у водоисточника пункт заправки автоцистерн (АЦ);
- создать у места пожара пункт расхода воды;
- определить оптимальные варианты заправки цистерн и подачи воды;
- назначить ответственных лиц за работу на организуемых пунктах.
Схемы заправки пожарных автоцистерн или приспособлен-ной техники могут быть различны. Наиболее распространён-ными являются:
- самостоятельный забор воды пожарной машиной;
- заправка ёмкости АЦ насосом пожарной машины, пожарной мотопомпы заливкой или с помощью гидроэлеватора.
Имеются различные способы использования ёмкости автоцистерн у места пожара:
- подача стволов непосредственно от прибывшего пожарного автомобиля;
- пополнение искусственного водоема и подача стволов от пожарной машины, установленной на него;
- пополнение ёмкости пожарной машины, от которой подаются стволы на ликвидацию горения и защиту.
При ограниченном количестве автоцистерн и удобном подъезде к горящему объекту, нужно в действующую рабочую линию включать автоцистерны, прибывшие с заправки. (При заправке от колонки, установленной на гидрант водопроводной сети диаметром 150 мм и более, и напоре 15 – 20 м.вод.ст., воду подают через оба штуцера колонки).
Для осуществления бесперебойной подачи воды к месту пожара необходимо добиться выполнения следующих условий:
суммарное время нахождения автоцистерн на пункте расхода воды должно быть не менее продолжительности цикла подвоза;
расход воды на наполнение автоцистерн на пункте заправки должен быть не менее фактической подачи насоса АЦ для обеспечения работы стволов.
Если ёмкости автоцистерн, участвующих в подвозе, значительно не различаются между собой (не более 20%), то число автоцистерн для осуществления цикла подвоза следует определять по формуле:
Время следования автоцистерн от водоисточника к месту пожара определяется по формуле:
При задействовании для подвоза хозяйственной техники, имеющей ёмкости для транспортировки воды, на пункте расхода целесообразно оставлять головную АЦ. Прибывающие к месту пожара цистерны сливают запас воды в ёмкость головной цистерны, насос которой обеспечивает подачу воды к стволам. Головная АЦ не участвует в цикле подвоза, поэтому при определении числа АЦ в расчёт не принимается.
Использование гидроэлеватора при недостатке воды
Выводы
Для пожара на открытых территориях свойственно быстрое распространение. Поэтому он часто приводит к финансовым убыткам, человеческим жертвам
Чтобы этого избежать, важно придерживаться простых профилактических правил. При тушении используют различные методики, зависящие от характера, места возникновения возгорания
А как тушат склады с боеприпасами?
Обязательным атрибутом является пожарный костюм добровольца «Шанс», он защищает человеческое тело от воздействия огня. Он необходим спасателям для выполнения работ.
Какая необходимость использования СИЗОД при тушении пожаров?