Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

 Также читайте познавательный материал от МЧС России: 

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Стадии развития социальных ЧС

Классификация ЧС социального характера рассмотрена, но все они проходят еще через определенные стадии развития:

  • Во время первой стадии происходит накопление факторов риска. Это один из важнейших периодов, который по длительности может занимать считанные дни или десятилетия. Сюда можно отнести противоречия в обществе, которые накапливаются годами, приготовления к развязыванию военных действий.
  • Инициирование самой чрезвычайной ситуации. Наступает такой момент, когда накопленные факторы уже невозможно сдерживать, и начинаются внешние проявления.
  • Сама чрезвычайная ситуация. На этой стадии социальные факторы начинают воздействовать на население и общественные структуры. Продолжительность этого периода трудно предсказать, как и его последствия.
  • Период затухания начинается с перекрытия источника опасности и заканчивается локализацией чрезвычайной ситуации и устранением ее последствий.

Чаще всего все чрезвычайные ситуации, в том числе и социальные, проходят несколько фаз:

  • Постепенное накопление негативных факторов.
  • Угроза.
  • Предупреждение.
  • Инициирование чрезвычайного фактора.
  • Развитие ЧС.
  • Оценка ситуации.
  • Принятие мер по ликвидации последствий.
  • Помощь пострадавшим.
  • Этап восстановления.

Если говорить о социальных чрезвычайных ситуациях, то надо отметить, что они требуют активного вмешательства всего общества. Часто именно они провоцируют техногенные аварийные ситуации и катастрофы. В период такой ЧС нарушается нравственный баланс в обществе, а последствия могут быть более масштабными и трагичными по сравнению с чрезвычайными ситуациями другого характера.

Поведение во время социального конфликта

Классификация и характеристика ЧС социального характера рассмотрена, но необходимо упомянуть еще о том, что довольно часто социальные конфликты выражаются в форме митингов, демонстраций, уличных беспорядков

Нередко действия толпы людей, участвовавшей во всем этом, становятся непредсказуемыми, поэтому важно знать некоторые правила собственной безопасности:

  • Случайно или преднамеренно попав в такую толпу, необходимо трезво оценить ситуацию.
  • Не стоит подходить близко к слишком агрессивным людям.
  • Надо избегать мест около мусорных баков, урн, контейнеров, так как в них могут быть оставлены взрывоопасные предметы.
  • Необходимо стараться не двигаться против течения толпы.
  • Не оставаться рядом со стеклянными витринами магазинов, столбами и оградами.
  • Желательно избавиться от предметов, которые есть в руках, например, сумка, зонт.
  • Руки желательно сцепить на уровне груди, чтобы защитить свою диафрагму.
  • Если произошло падение, то надо прикрыть голову руками и постараться быстро встать.
  • Не стоит поддаваться панике, это помешает трезво оценить ситуацию.

Нами была подробно рассмотрена классификация природных и техногенных ЧС. Не забыли мы и про экологические и социальные катастрофы. Хочется сказать, что независимо от характера ситуации роль человеческого фактора всегда достаточно высока. Именно поэтому человечество должно многое пересмотреть в своем отношении к природе, друг к другу, чтобы потом не приходилось ликвидировать страшные последствия катастроф.

Причины техногенных катастроф

Значительная опасность последствий влекут за собой внезапные крупные пожары, сопровождающиеся взрывом. Такое развитие событий может возникать на любом техногенном объекте, но из-за большого количества жертв и пострадавших наибольшую опасность представляют ЧС на трубопроводах, а также авиа – и железнодорожные катастрофы.

Поражающими факторами в ситуации разрушения емкостей с хранением легковоспламеняющихся жидкостей или при получении повреждений тары при их транспортировке являются:

  • Образование в среде взрывоопасных паров;
  • Взрыв образовавшегося пара от любого источника открытого огня или искры;
  • Большой силы ударная волна и поток осколков;
  • Пожар в виде «огненного шара»;
  • Тепловое воздействие и появление в воздухе опасных продуктов горения.

Аварии техногенного характера

Про данные аварии читайте в соответствующих материалах:

1. Гидродинамические аварии;

2. Радиационные аварии и правила поведения;

3. Энергетические аварии;

4. Коммунальные аварии.

5. Химическая авария.

Причины возникновения ЧС техногенного характера заключаются зачастую в человеческом факторе. Это просчеты, ошибки, использование некачественных материалов, недостаточный уровень безопасности некоторых объектов, недисциплинированность, халатность и недостаточная квалификация персонала.

По независящим от человека причинам подобного рода аварии могут возникать и в случае природных катаклизмов: цунами, шквалистые ветры и ливни, оползни, землетрясения, удары молний.

Основные источники ЧС

Наибольшее число ЧС природного происхождения обусловлено:

  • наводнениями 34%
  • ураганами, бурями, тайфунами, смерчами 19%
  • сильными, продолжительными дождями 14%
  • землетрясениями 8%
  • сильными снегопадами, метелями 8%
  • оползнями, обвалами 5%

Основными источниками ЧС техногенного характера и технологических катастроф всё же является человеческий фактор. Классификация наиболее опасных ЧС техногенного характера может быть представлена следующим образом.

Транспортные аварии (катастрофы):

  • аварии товарных поездов;
  • аварии пассажирских поездов, поездов метрополитенов;
  • аварии речных и морских грузовых судов;
  • аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;
  • авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;
  • авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;
  • аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы);
  • аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях;
  • аварии на магистральных трубопроводах.

Пожары, взрывы, угрозы взрывов:

  • пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;
  • пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) на транспорте;
  • пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;
  • пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социальнобытового, культурного назначения;
  • пожары (взрывы) на химически опасных объектах;
  • пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;
  • обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;
  • утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);
  • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;
  • образование и распространение ХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;
  • аварии с химическими боеприпасами, утрата источников ХОВ.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ):

  • аварии на атомных станциях (АЭС), атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;
  • аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла (ЯТЦ);
  • аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом РВ на борту;
  • аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;
  • аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;
  • утрата радиоактивных источников.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях);
  • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;
  • утрата БОВ.

Внезапное обрушение зданий, сооружений:

  • обрушение элементов транспортных коммуникаций;
  • обрушение производственных зданий и сооружений;
  • обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.

Аварии на электроэнергетических системах:

  • аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;
  • аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;
  • выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения:

  • аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;
  • аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;
  • аварии в системах снабжения населения питьевой водой;
  • аварии на коммунальных газопроводах.

Аварии на очистных сооружениях:

  • аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
  • аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Гидродинамические аварии:

  • прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;
  • прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек др.) с образованием прорывного паводка;
  • прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях. Ущерб при механических повреждениях и разрушениях сооружений определяют исходя из их возможной степени повреждения – в долях от первоначальной сметной стоимости. Ущерб при коррозийных повреждениях объектов в обычной и агрессивных средах определяют с учетом вероятности повреждения в долях от нормативного срока службы.

ЧС природного характера

К ЧС природного характера относятся: гидрометеорологические (тайфуны, наводнения, смерчи, нагоны морской воды, вызывающие наводнения, пылевые бури, засухи, ливневые дожди, град, гололед, обледенение, стихийные пожары, морские бури, ураганы, сильные морозы, сильная жара, сильные туманы); гидрогеоморфологические (лавины, сели, оползни, карст) и эндогенные (землетрясения, вулканизм, цунами) явления.

ЧС экологического характера. К ЧС экологического характера относится изменения состояния почв, недр Земли, ландшафтов, состояния атмосферы, гидросферы, биосферы. Все эти ЧС происходят в результате техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

При каких условиях и кем вводится режим ЧС и ЧП

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — ФЗ о ЧС), чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ, «О чрезвычайном положении» (далее — ФКЗ о ЧП), чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Конечно, оба эти термина могут показаться схожими. Однако объявление чрезвычайной ситуации не означает изменения правового режима деятельности органов власти, и не должно вести к сужения прав граждан или к возложению на них дополнительных обязанностей

Официальное определение чрезвычайного положения, напротив, заостряет внимание на изменениях в деятельности органов власти (с возможностью предоставления множества дополнительных полномочий так называемым «силовым органам»), а также прямо говорит о сужении прав граждан и возложении на них дополнительных обязанностей

В то время как чрезвычайная ситуация объявляется в тех или иных регионах РФ достаточно часто (классический пример — введение режима ЧС в некоторых районах Дальнего Востока из-за паводков), чрезвычайное положение за всю историю России с 1991 года вводилась лишь дважды. Причем оба раза достаточно давно и по достаточно весомым поводам: в 1992 году из-за осетино-ингушского конфликта (на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской республики) и в 1993 году в связи с насильственным разгоном Верховного Совета Российской Федерации (на территории Москвы). На всей территории РФ ни режим чрезвычайной ситуации, ни чрезвычайное положение не вводились ни разу.

Кто может вводить режим чрезвычайной ситуации? Правительство РФ — в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; органы государственной власти субъектов РФ — в случае чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера; органы местного самоуправления — в случае чрезвычайной ситуации муниципального характера.

Что касается чрезвычайного положения (ЧП), то оно вводится только Указом Президента РФ, причем вне зависимости от того, распространяется оно на всю территорию РФ или только на отдельные местности. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, по истечении указанного срока (72 часа), утрачивает свою силу.

Таким образом, на основании проанализированных норм, мы можем сформировать сравнительную таблицу между режимами ЧС и ЧП.

ПРИКАЗ от 8 июля 2004 г. N 329

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334, , Приказом МЧС России (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается, исх. N 07-02-1277-97 от 12.08.97 г.) и в целях совершенствования статистического учета чрезвычайных ситуаций приказываю:

1. Утвердить прилагаемые критерии информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в МЧС России.

2. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации при ведении статистического учета и представлении данных о чрезвычайных ситуациях по формам 5ЧС, 7ЧС-9ЧС Табеля срочных донесений МЧС России (Приказы МЧС России от 25.06.96 N 427, от 09.02.97 N 66 и от 30.12.03 N 774) руководствоваться утвержденными критериями информации о чрезвычайных ситуациях.

3. Признать утратившими силу критерии информации о чрезвычайных ситуациях ( к Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 07.07.97 N 382).

4. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, начальников федеральных государственных учреждений «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» и «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций», начальника 151 Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России в установленном порядке.

5. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на заместителя Министра М.И. Фалеева.

Министр С.К.ШОЙГУ

Приложение

Причины и следствия

Техногенные опасности – это явления, обусловленные работой технологических объектов. Причины, из-за которых появляются риски, объясняются человеческой активностью – в первую очередь персон, ответственных за обслуживание конкретного участка. Влияние на человека на его рабочем месте анализируется с учетом природы воздействия и самого такого явления. Внедрены специальные нормативные акты, которыми ограничены максимальные степени воздействия. Из документации следует деление всех рисков на психологические и физиологические, на биологические, химические, физические, механические.

ЧС природного характера подразделяются

  • Геофизические (эндогенные) опасные явления: извержения вулканов и гейзеров, землетрясения, выходы подземных газов на поверхность земли;
  • Геологические (экзогенные) опасные явления: обвалы, осыпи, оползни, лавины, сели, склоновый смыв, просадка лессовых пород, эрозия почв, абразия, просадка (провал) земной поверхности в результате карста курумы, пыльные бури;
  • Метеорологические опасные явления: ураганы (12 – 15 баллов), бури, шторма (9 – 11 баллов), смерчи (торнадо), шквалы, вертикальные вихри, крупный град, сильный дождь (ливень), сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховей, заморозки;
  • Гидрологические опасные явления: высокие уровни воды (наводнения), половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках;
  • Морские гидрологические опасные явления: тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров и припай, напор и интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый) лед, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов;
  • Гидрогеологические опасные явления: низкие уровни грунтовых вод, высокие уровни грунтовых вод;
  • Природные пожары: лесные пожары, торфяные пожары, пожары степных и хлебных массивов, подземные пожары горючих ископаемых;
  • Инфекционные заболевания людей: единичные случаи экзотичных и особо опасных инфекционных заболеваний, групповые случаи опасных инфекционных заболеваний, эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний, эпидемия, пандемия, инфекционные заболевания людей невыявленной этиологии;
  • Инфекционные заболевания животных: единичные случаи экзотичных и особо опасных инфекционных заболеваний, эпизоотии, панзоотии, энзоотии инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных невыявленной этиологии;
  • Инфекционные болезни растений: прогрессирующая эпифитотия, панфитотия, болезни сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии, массовое распространение вредителей растений.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector