Системы связи и оповещения го при чс населения о чрезвычайных ситуациях
Содержание:
- Какие системы надежнее?
- Новые технологии оповещения
- Своевременно и по назначению
- Кто обязан?
- Историческая сводка
- Технические средства оповещения
- Какие системы надежнее?
- Ждем 2014 год!
- Управление оповещением в системе ГО
- Что включает в себя система связи МЧС России
- Активизация и функционирование
- Все течет, все изменяется
- Структуризация систем оповещения ГО и ЧС
- Оповещение — это…
- локальной системы оповещения потенциально опасного объекта
- Для тех, кто дома
- ОБЖ
- 5.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
- Система связи МЧС России
- Систематизированный подход – залог успеха
- Технические моменты
Какие системы надежнее?
Учитывая распределение оповещателей по большой территории, одной из основных задач при построении системы оповещения является организация канала связи. От линий связи требуется максимальная надежность. Классическим способом организации связи между отдельными оповещателями является провод. В данном случае в зоне оповещения, которая может достигать внушительных размеров, исчисляемых в километрах, требуется развернуть проводную сеть. Нужно также обеспечить надежное крепление самих проводов, то есть опорную сеть. Но где гарантия, что в случае чрезвычайной ситуации (наводнения, оползня, землетрясения) не произойдет обрыва проводов?
Использование каналов GSM-операторов также не является оправданным по тем же причинам, что и проводных линий, — в случае ЧС (например, террористического акта) открытые каналы связи не работают из-за «перегруза» или отключения GSM-связи спецслужбами В условиях ЧС трансляция сигналов оповещения на объекты наиболее надежно может осуществляться только по специализированным радиоканалам, которые не разрушаются и не зависят от работы аппаратуры связи общего пользования.
Что такое «специализированный радиоканал»? Это двухсторонняя радиоканальная связь между устройствами системы оповещения населения о ЧС на специально выделенных для МЧС частотах. Это максимально надежная, неразрушаемая и не подверженная перегрузкам линия связи
Надежность радиоканальных систем оповещения обусловлена также наличием в таких системах возможности изменять маршрут доставки сообщений при выходе промежуточных узлов из строя, то есть динамической маршрутизации, что также является незаменимым качеством в условиях ЧС (пример радиоканальной системы оповещения представлен на рис. 1).
Новые технологии оповещения
При создании комплексной системы экстренного оповещения о ЧС, в соответствии с Указом Президента № 1522, в дополнение к уже известным средствам оповещения будут также использоваться новые прогрессивные методы доведения информации до населения. Об этом заявил глава МЧС России Владимир Пучков.
Комментируя указ, министр пояснил: «Эта система будет базироваться, с одной стороны, на существующих системах информирования и оповещения населения, с другой стороны, конечно, будут созданы новые сегменты, которые будут использовать новые подходы и новые перспективные технологии».
ДомофоныК перспективным технологиям можно отнести оповещение населения посредством домофонов в жилых домах (рис. 2). Подобные разработки уже используются в ряде регионов.
Принцип действия системы оповещения через домофоны:
- Сообщение, набранное на пульте в МЧС, передается по радиоканалу МЧС на объектовые станции (устройства системы оповещения, установленные на объектах защиты).
- Принятый объектовой станцией сигнал передается на блок управления оповещением, в котором преобразуется в голосовое сообщение для трансляции через домофоны в каждой квартире.
Таким образом, жильцам многоэтажного дома можно экстренно сообщить, какие меры необходимо принять в случае чрезвычайной ситуации.
ВибробраслетыДругой эффективной разработкой в области оповещения являются вибробраслеты. Речь идет о персональных устройствах оповещения, которые в первую очередь актуальны для больниц и домов престарелых. Данные устройства являются радиоканальными и представляют собой наручные браслеты, которые снабжены вибрационным, звуковым и световым сигналами для оповещения, например, глухих и слабослышащих.
Электросирены С-40М (С-40), С-28Применение электросирены обеспечивает гарантированное доведение тревожного сигнала в случае угрозы либо возникновения ЧС на потенциально опасном объекте (рис. 3).
Принцип действия системы основан на дистанционном запуске блока оповещения посредством цифровой, помехоустойчивой радиоканальной связи на частотах МЧС и обеспечивает 100%-ное доведение сигнала при запуске системы, делая безусловным механизм оповещения. Схема действия:
- Команды запуска оповещения с пульта МЧС передаются по радиоканалу на объектовые станции (устройства системы оповещения, установленные на объектах защиты).
- Принятая объектовой станцией команда передается на блок запуска сирен С-40М (С-40), С-28, которые подают сигнал посредством непрерывного/прерывного вещания.
Своевременно и по назначению
Система централизованного оповещения населения разработана не только лишь для предоставления сведений широкой аудитории, но с целью своевременного привлечения внимания к сложившейся обстановке чиновников, федеральных органов исполнительной власти, властных субъектных инстанций. Через оповестительные системы сведения поступают в территориальные образования МЧС, открытые в регионах центры, ответственные за гражданскую оборону, ликвидацию последствий различных негативных событий. Данные оперативно разносятся между инстанциями, обязанными решать задачи ГО, принимать меры по предупреждению наступления тяжелых последствий.
Столь сложная, разветвленная, многоуровневая система централизованного оповещения населения позволяет быстро донести сигналы, данные о ГУ МЧС, исполнительной власти, которые затем уже передают переформатированные данные широкой аудитории. Региональные оповестительные системы также работают с ГУ МЧС (отделы, отвечающие за конкретный регион), руководством по ГО. Через системы регионального уровня сведения поступают диспетчерам, муниципальным службам, ответственным за защиту широкой аудитории органам, спецотрядам, обеспечивающим ГО. Наконец, данные направляются населению федерального субъекта.
Кто обязан?
Правовыми нормативными актами ответственность за обеспечение связи и запуск оповестительных систем возложена на руководящий состав органов, созданных для защиты жителей страны. Непосредственные операции по исполнению – сфера ведения начальников служб регионального, районного уровня, отдельного объекта. Такие лица должны своевременно проверять и поддерживать аппаратуру в рабочем состоянии, контролировать качество кабелей, воздушных линий передачи данных. Если нужны восстановительные, аварийные мероприятия, начальствующий состав должен организовать их в кратчайшие сроки. Для этого должностной инструкцией и служебным положением даны различные средства и инструменты, включая человеческие силы – формирования профессионалов, способных исполнить конкретное сформулированное задание.
Чтобы в момент происшествия быстро реализовать оптимальную последовательность мероприятий по оповещению населения и направлению действий широкой аудитории, следует иметь заранее разработанный план действий. Его составление – сфера ответственности организаций, занимающихся ГО, ЧС. При информировании именно такой план становится главным документом. В нем фиксируется, какие методики использовать, чтобы эффективно распространить поступившую из центральных источников информацию. Население, в свою очередь, должно принять соответствующие меры, чтобы обезопасить себя лично, следует поступившим через передатчики инструкциям.
Историческая сводка
Столь массовым оповещение населения в пределах нашей державы стало в период Великой Отечественной войны, когда актуальные сведения о возможности воздушного нападения стали залогом успешного выживания мирного населения. В тот период наибольшую ответственность за своевременную подачу информации несли сирены, радиотрансляционная сетка вещания. Подобный слаженный механизм соответствовал духу времени, техническим возможностям того периода.
Как можно узнать из исторических сводок, оповещение населения в период Второй мировой обычно позволяло своевременно сообщить о тревожной обстановке и дать отбой, а аудитория без проблем слышала звуки и правильно их идентифицировала. Если раздавался сигнал воздушной тревоги, необходимо было срочно покинуть место пребывания и направиться в ближайшее укрытие. Такой звук информировал, что нападение с воздуха возможно в ближайшие же минуты.
Технические средства оповещения
Какие технические средства оповещения используются в наши дни? Стоит вспомнить японскую систему оповещения населения во время цунами. 20% населения узнали о чрезвычайной ситуации из информационных сообщений по радио, ТВ, а также из рассылок на мобильные устройства. Сразу после землетрясения все три крупнейших японских оператора мобильной связи заявили, что их сети пострадали, особенно в прибрежных районах. В некоторых районах связь не работала как по причине разрушения инфраструктуры, так и из-за отсутствия электричества. В итоге около 78% жителей были проинформированы об опасности через систему экстренного уличного оповещения.
Таким образом, во время чрезвычайных происшествий люди меньше всего обращают внимание на ТВ и радио. Рассылки на мобильные телефоны тоже не являются надежным средством оповещения
Эти средства доставки информации не столь эффективны в экстренных ситуациях и могут использоваться только в качестве дополнения к специализированным Специализированными средствами оповещения являются сирены, громкоговорители, табло «Бегущая строка», видеотерминалы.
Сергей Шойгу, еще будучи главой МЧС России, отмечал, что система оповещения должна «не просто оповестить, а сказать, куда идти и что делать». Поэтому для информирования и управления действиями населения наибольшую значимость приобретают системы оповещения с возможностью трансляции голосовых сообщений через уличные громкоговорители и системы оповещения и управления эвакуацией внутри зданий Кроме того, руководить действиями населения во время ЧС может помочь также трансляция текстовых сообщений через табло «Бегущая строка» и видеотерминалы, например ОКСИОН.
Какие системы надежнее?
Учитывая распределение оповещателей по большой территории, одной из основных задач при построении системы оповещения является организация канала связи. От линий связи требуется максимальная надежность. Классическим способом организации связи между отдельными оповещателями является провод. В данном случае в зоне оповещения, которая может достигать внушительных размеров, исчисляемых в километрах, требуется развернуть проводную сеть. Нужно также обеспечить надежное крепление самих проводов, то есть опорную сеть. Но где гарантия, что в случае чрезвычайной ситуации (наводнения, оползня, землетрясения) не произойдет обрыва проводов?
Использование каналов GSM-операторов также не является оправданным по тем же причинам, что и проводных линий, — в случае ЧС (например, террористического акта) открытые каналы связи не работают из-за «перегруза» или отключения GSM-связи спецслужбами В условиях ЧС трансляция сигналов оповещения на объекты наиболее надежно может осуществляться только по специализированным радиоканалам, которые не разрушаются и не зависят от работы аппаратуры связи общего пользования.
Что такое «специализированный радиоканал»? Это двухсторонняя радиоканальная связь между устройствами системы оповещения населения о ЧС на специально выделенных для МЧС частотах. Это максимально надежная, неразрушаемая и не подверженная перегрузкам линия связи
Надежность радиоканальных систем оповещения обусловлена также наличием в таких системах возможности изменять маршрут доставки сообщений при выходе промежуточных узлов из строя, то есть динамической маршрутизации, что также является незаменимым качеством в условиях ЧС (пример радиоканальной системы оповещения представлен на рис. 1).
Ждем 2014 год!
Какие технологии в итоге будут применяться для создания комплексной системы экстренного оповещения населения о ЧС на территории нашей страны? Об этом узнаем в самое ближайшее время, ведь система должна быть организована к 1 января 2014 г.
Уже сейчас многие субъекты Российской Федерации начали активное обновление существующих в регионах систем оповещения.
В Красноярском и Краснодарском крае, Московской, Вологодской, Нижегородской областях уже внедряется радиоканальная система с возможностями оповещения через домофоны, громкоговорители, табло «Бегущая строка», видеотерминалы и вибробраслеты.
Опубликовано: Журнал «Системы безопасности» #6, 2012Посещений: 74943
Автор
|
|||
В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Управление оповещением в системе ГО
Управление системой – диспетчер
Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.
Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.
Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.
Что включает в себя система связи МЧС России
В последние годы в российскую систему связи активно внедряются и с успехом используются телекоммуникационные технологии соответствующие мировым стандартам качества.
Это технологии АТМ, сотовая радиосвязь и связь GSM, спутниковые, цифровые и пейджинговые системы, индивидуальные средства современной мобильной связи. Новшества коснулись и транспортных технологий. Раньше они функционировали на основе плезиохронной (PDH) цифровой иерархии передачи сигнала, а сейчас применяется синхронная (SDH).
Внедрение новых технологий обеспечило организации РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС РФ качественной, бесперебойной и быстрой связью, которая используется специалистами соответствующих ведомств, как при выполнении обыденных задач, так и при возникновении и ликвидации стихийных бедствий и крупных чрезвычайных ситуаций.
Концепция по усовершенствованию существующей системы связи МЧС РФ закреплена приказом № 609 от 09.12.2000 г. Благодаря ему стала активно реализовываться.
Активизация и функционирование
При возникновении внештатной ситуации для приведения систем в готовность дается всего пару минут. Это касается всей территории, которая подвергается угрозе.
Для недопущения паники среди жителей тех населенных пунктов, которые в зону риска не попадают, система должна иметь техническую возможность передавать сообщения локализовано.
Активизация может происходить вручную либо в автоматическом режиме. Это зависит не только от исправности средств оповещения, но и от его способности надежно осуществлять передачу в условиях чрезвычайной ситуации, включая природные явления (ливень, сильный снег, шквалистый ветер).
Система оповещения транслирует либо уже записанный предварительно текст, либо необходимая информация произносится дежурным диспетчером. Допускается задержка начала оповещения. Однако она не должна превышать время, которое рассчитывается исходя из времени возникновения критически опасных последствий возникшей ЧС.
При отсутствии тревожных новостей, установленные системы оповещения могут использоваться для транслирования музыки, объявлений или других общих сообщений.
Для оптимального функционирования систем оповещения и эффективного реагирования населения должны соблюдаться следующие требования:
- Запрещается самовольно, без веского основания, и разрешения вышестоящего начальства начинать транслировать сигналы тревоги.
- При их функционировании не должно оказывать негативного воздействия на другие системы, отвечающие за жизнеобеспечение на данном объекте
- Придерживаться максимального времени оповещения – 5 минут.
- Следует предусмотреть все возможные способы дублирования сообщений, включая мобильные средства.
Сначала для привлечения внимания людей включается электросирена
Ее звучание обозначает сигнал «Внимание всем!». Затем начинается передача текстового иили голосового сообщения по всем радио и телеканалам
Системы оповещения для проверки их функционирования подвергаются ежегодному профилактическому включению. В таких случаях, населения и персонал предприятия предварительно оповещается об этом.
Все течет, все изменяется
В наши дни системы оповещения населения стали сложнее, технологичное, эффективнее. Многое связано с изменением условий их эксплуатации. Вторая мировая закончилась, международная обстановка существенно изменилась, общественность обнаружила новые потребности. Оповестительные системы, позволяющие предупреждать о ЧС, как оказалось, нужны намного более широкие, нежели были организованы в военное время. На основании этого в 1988 был издан официальный государственный документ, призывавший реорганизовать оповестительную систему.
В настоящее время информационный сигнал в большинстве случаев – сирена, блок новостей по радио, телевидению. Длительность передачи – до трех минут
Старт сообщения стандартизирован: «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». Благодаря такому началу удается быстро привлечь внимание широких слоев населения и добиться достаточной тишины, благодаря чему все люди в зоне действия источника информации могут в равной степени хорошо расслышать сведения
Далее диктор сообщает, какие нужно принять последовательные шаги в рамках обеспечения собственной безопасности.
Структуризация систем оповещения ГО и ЧС
Устанавливаются системы оповещения ГО и ЧС не везде, а только на крупных объектах, которые попадают в категорию опасных, либо на тех, где одновременно пребывает большое количество людей.
- Централизованного оповещения (СЦО):
- региональная автоматизированная (РАСЦО);
- территориальная автоматизированная (ТАСЦО).
- Локальные (ЛСО).
- Объектовые (ОСО).
- Управляющие оповещением и эвакуацией людей (СУОЭ).
Основной принцип размещения устройств оповещения граждан – установка оборудования вблизи крупных промышленных объектов, например, гидросооружений, химических производств и других. То, какой именно вариант оповещения населения будет применен, зависит от вида угрозы, ее мощности и опасности.
Как работают системы оповещения регионального и территориального уровней
Оповещение самого высокого уровня осуществляется централизованно, автоматически запускаясь в случае ЧС. Все сигналы, поступающие от пунктов МЧС, передаются в регионы, органы и соединения, подчиняющиеся федеральному центру.
В свою очередь РАСЦО обязаны передать сигнал далее к управлениям ГО и ЧС. Должны быть оповещены:
- руководители организаций, отвечающих за ГО;
- диспетчера служб оперативного реагирования, которые находятся на опасных и крупных производственных объектах;
- население регионов;
- органы управления ГО.
Техническая база всех систем оповещения РФ – комплекс П-160.
Местные системы оповещения населения ГО и ЧС
Следующая ступень передачи сигнала о ЧС – это объекты местного уровня:
- дежурные диспетчера на потенциально опасных объектах и крупных предприятиях с экономической ценностью;
- городское и сельское руководство ГО;
- население.
Оповещение для жителей и должностных лиц осуществляется раздельно. Функционирование системы обеспечивает комплекс технических устройств (КТС) П-164 или П-166, либо автоматизированные системы оповещения (АСО). Обе системы работают по каналам тональной частоты, что позволяет выбирать конкретную зону для оповещения, не задействуя остальную территорию.
Особенности организации локального оповещения населения
ЛСО создаются в тех районах, где работают или строятся потенциально опасные объекты. За их технической исправностью и готовностью к задействованию в случае возникновения ЧС следит начальник ГО. Он же и занимается оповещением населения, руководителей и сотрудников предприятий о непредвиденных угрозах:
- техногенных авариях;
- вторжении противника;
- природных катастрофах.
Такая многоуровневая система оповещения, слаженно и продуктивно исполняющая свои задачи, является наиболее эффективной в плане массового оповещения людей о грозящей опасности и ее предотвращения.
Объектовые системы оповещения – обеспечение безопасности предприятий
ОСО запускается в тех случаях, когда возникшая опасность ограничивается пределами территории одного объекта. Цель ее – довести информацию о ЧС руководящим лицам, персоналу, службам, ответственным за ГО на объекте.
Система работает в основном на базе КТС П-164, однако, на сегодня активно рассматриваются различные варианты ее усовершенствования.
Как пример – системы СГС-22М, которые позволяют оповещать открытые зоны и закрытые помещения на объекте, передавать предупреждающие сигналы, речевые сообщения, а в одностороннем порядке использоваться в местных каналах вещания. При этом с их помощью возможна организация и городского, и локального оповещения. Управление системой может осуществляться удаленно. Еще один плюс – возможность передачи специальных сообщений на телефоны, записанные в базе.
Внедрение также технологий и систем мировых стандартов:
- АТМ (B-ISDN);
- сотовая радиосвязь;
- GSM;
- спутниковые персональной связи;
- цифровые (ISDN);
- пейджинговые;
- мобильная связь –
позволяет силам ГО работать еще качественнее и эффективнее, снабжая эти и другие службы РФ бесперебойной и высокоскоростной связью.
Оповещение — это…
Оповещение населения — это своевременное предупреждение населения о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях. Именно своевременное оповещение и информирование об истинном характере угрозы позволяют сократить возможные потери, препятствуют возникновению панических слухов, которые сами по себе в состоянии принести больше негативных последствий, чем чрезвычайная ситуация любого характера.
В положении о системах оповещения населения (введено приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. № 422/90/376) дано следующее определение системы оповещения:
Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и населения
Системы оповещения создаются:
- на федеральном уровне — федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
- на межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
- на региональном уровне — региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
- на муниципальном уровне — местная система оповещения (на территории муниципального образования);
- на объектовом уровне — локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).
Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться
В соответствии с положениями ст. 7, 8 и 9 Федерального закона от 1 2 февраля 1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых:
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления;
- организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах).
локальной системы оповещения потенциально опасного объекта
(по состоянию на 01.01.200___г.)
Наименование и шифр локальной системы оповещения (ЛСО) потенциально опасного объекта (ПОО)
1. Охват ЛСО населения и территории
1.1. Количество населенных пунктов (городов, райцентров и т.д.), объектов экономики, включенных в ЛСО, — _____ кол-во, ____ % от потребности.
1.2. Сопряженность ЛСО с ТАСЦО субъекта РФ ______ (да/нет).
1.3. Количество населения, проживающего в зоне действия ЛСО, ________
(чел.)
1.4. Охват обслуживающего персонала ПОО/населения различными средствами оповещения, включенными в ЛСО: всего — _____/______%;
в том числе:
электросиренами ___________/__________%;
проводным вещанием _________/________%;
радиовещанием __________/____________%;
телевидением __________/______________%.
2. Характеристика ЛСО
2.1. Тип аппаратуры, используемый в ЛСО (подчеркнуть): П-166, П-160, П-164 и др.
2.2.Управление ЛСО:
с основного пункта управления ___________________;
с запасного (защищенного) пункта управления ______.
2.3. Каналы связи, используемые в ЛСО:
по кабельным линиям ___________________________%
по радио и радиорелейным линиям ________________%
по постоянным воздушным линиям ________________%
2.5. Количество электросирен всего: ________________;
в том числе: в населенных пунктах _________________;
на объектах (в цехах)
_____________________________
Количество электросирен с ручным управлением — ___.
2.6. Количество абонентов системы циркулярного вызова:
всего: ___________________________________________;
в том числе:
в населенных пунктах_____________________________;
на объектах (в цехах)______________________________.
2.7. Количество узлов проводного вещания, используемых в ЛСО, — ____________.
Число уличных громкоговорителей — ________________
3. Организация эксплуатационно-технического обслуживания (ЭТО)
3.1. Даты начала и завершения работ по созданию (реконструкции ЛСО) и ввода ее в эксплуатацию ________________.
3.2. Организации, обеспечивающие ЭТО:
станционной части: _______________________________;
электросирен ____________________________________;
уличных громкоговорителей ________________________.
3.3. Количество работников, обслуживающих ЛСО:
всего _________,
в том числе:
освобожденных __________________________;
по совместительству ______________________.
3.4. Организации, на балансе которых находятся:
аппаратура оповещения: ____________________;
электросирены ____________________________;
уличные громкоговорители __________________.
3.5. Стоимость ЭТО в год (на начало текущего года) _____ млн. руб.
Для тех, кто дома
Информирование аудитории, находящейся в стенах дома, реализуется через информационные блоки по телевидению, радио и другим каналам передачи звука
Если в населенном пункте прозвучал привлекающий внимание описанный выше сигнал сирен, следует сразу включить телевизор или радио, иной ретранслятор, чтобы прослушать звуковое оповещение. Это даст доступ к официальной информации о ЧС и общее представление о мерах, посредством которых можно себя обезопасить
Длительность речевого информационного блока – не более пяти минут. Для передачи этих сведений прерывают стандартные программы вещания с определенной периодичностью.
ОБЖ
5.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени является его оповещение. С этой целью в стране созданы системы оповещения, прежде всего система централизованного оповещения, включающая в себя федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Благодаря этой системе можно в кратчайшие сроки оповестить об опасности значительную часть населения страны в целом или отдельных ее территорий.
Своевременное оповещение позволяет принять меры по защите населения и тем самым снизить потери. К этому же направлению следует отнести создание на потенциально опасных объектах локальных систем оповещения, управляемых дежурным персоналом объекта или персоналом централизованной системы оповещения города. Задача локальной системы оповещения — своевременно оповестить об опасности людей, проживающих вблизи потенциально опасного объекта. На случай если дежурный персонал не сможет своевременно задействовать систему оповещения, создаются локальные или объединенные автоматизированные системы обнаружения опасных природных и техногенных факторов и оповещения о них. Так, на некоторых отечественных АЭС созданы автоматизированные системы контроля радиационной обстановки.
Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статистика В Российской Федерации действуют 1 федеральная, 6 региональных и 88 территориальных систем централизованного оповещения1. Системы связи и оповещения обеспечивают доведение сигналов и информации до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также охватывают около 90% населения страны. По данным МЧС России |
В настоящее время ведутся работы по реконструкции систем оповещения и по модернизации федеральной и региональных систем. В 2004 г. завершена работа по созданию единых диспетчерских служб на базе телефона 01 (единый телефон пожарных и спасателей МЧС России). С созданием единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДЦС) количество поступивших на телефон 01 сообщений в 2004 г. по сравнению с 2003 г. возросло почти в три раза. При этом только половина из них — сообщения о пожарах. Анализ конкретных ситуаций показал, что эффективность реагирования на обращения граждан в территориях, где функционирует единая дежурно-диспетчерская служба, увеличилась на 40%.
В 2005—2009 гг. МЧС России совместно с рядом субъектов РФ провело определенную работу по совершенствованию использования современных технических средств и способов подготовки и информирования населения по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, в местах массового пребывания людей (в метро, на вокзалах, в крупных магазинах, на стадионах и т. п.). Реализация этого направления позволит решить проблему своевременного и качественного доведения до людей в этих местах необходимой информации о правилах безопасного поведения, особенно при пожарах, чрезвычайных ситуациях и террористических актах.
Вопросы
- С какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?
- Как организована централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях?
- Для каких целей создана единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01?
- На каких объектах создаются локальные и автоматизированные системы оповещения?
- Какие меры принимаются МЧС России по использованию современных технических средств для своевременной информации населения?
Задание
Узнайте и запишите в дневнике безопасности о существующем порядке оповещения о ЧС в районе вашего проживания в следующих ситуациях: 1) если вы находитесь в школе; 2) на улице; 3) в общественном месте; 4) дома.
1 Более подробно об организации оповещения о чрезвычайных ситуациях можно ознакомиться в вышедшем в издательстве «Просвещение» учебнике «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс», глава 6, раздел 6.1. «Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера».
Система связи МЧС России
- цифровые сети интегрального обслуживания (ISDN);
- технология АТМ (B-ISDN);
- цифровые учрежденческо-производственные АТС с радиодоступом в стандарте DECT;
- системы сотовой радиосвязи;
- системы связи в стандарте GSM;
- персональные мобильные средства радиосвязи;
- пейджинговые системы;
- системы сотовой подвижной радиосвязи;
- спутниковые системы персональной связи.
Помимо этого изменились транспортные технологии, перешедшие с плезиохронной (PDH) на синхронную цифровую иерархию (SDH) скоростей передачи.
Применение данных технологий обеспечит органы управления РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС России и системы оповещения качественной оперативной, мобильной и стационарной, специальной, телефонной, факсимильной связью и передачей данных, которые эти органы могут применять как в повседневной деятельности, так и в режиме предупреждения, оповещения и ликвидации возникших ЧС. Внедрение современных технологий потребовало внести коррективы в приказ МЧС России № 718 от 6 ноября 1996 г. «О Концепции развития системы связи МЧС России (до 2005 года)».
Разработанная и введенная в действие приказом МЧС России № 609 от 9 декабря 2000 года «Концепция развития системы связи МЧС России на период до 2010 года» более полно учитывает тенденции прогрессивного развития современных технологий.
Систематизированный подход – залог успеха
Чтобы оповещение населения о ЧС дало результаты, необходимо прибегать к комплексным мерам привлечения внимания к сложившейся обстановке. Если есть вероятность ЧС либо таковое уже случилось, необходимо применять программные, технические средства, оповестительные мощности, методы мониторинга техногенных, природных процессов, явлений
Важно иметь в распоряжении и уметь пользоваться функционирующими методами проведения сигналов и особенно важной информации к тем, кому эти сведения жизненно нужны. Таковые должны поступать и в госорганы, управляющие госсистемой предупреждения ЧС и борьбы с последствиями
Современные требования безопасности федерального уровня обязывают использовать автоматизированные, автоматические средства донесения сведений до широких кругов.
Специальные техсредства для передачи информации, оповещения населения о ЧС обычно устанавливаются в местах массового нахождения людей. Речь идет о технике, через которую можно транслировать звук, видео, сообщения в иной форме, уведомляющие о возможности ЧС. Через такой объявление обязательно инструктируют, как нужно вести себя в настоящий момент, какие первичные меры принимать при изменении обстоятельств.
Технические моменты
Современная система оповещения населения – это такой метод передачи информации о происходящем или возможном событии, основная задача которого – привлечь внимание даже самых рассеянных слушателей. Для этого начало информационного блока передается на завышенной громкости
Это обусловлено техническими особенностями: сиренный электрический двигатель девять секунд пребывает под напряжением, что становится причиной формирования широкодиапазонной мощной звуковой волны. Следующие шесть секунд напряжение блокируется, за счет чего звучание становится слабее. Одиннадцатикратное повторение цикла – достаточный период, чтобы привлечь внимание широкой аудитории; после этого сирена отключается. «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» представляет собой сообщение длительностью ровно 165 секунд.
В норме сирены ставятся в населенных пунктах, численность обитателей которых – от полутысячи и более. Чтобы звуковое покрытие было максимальным, установки монтируют на крышах высоких зданий. Один прибор стандартного типа С-40 позволяет покрыть звуком 300-700 м2 в условиях городской зашумленности и высокоэтажных строений. Для усиления эффективности звуковые сигналы могут дополняться прерывистыми промышленными, транспортными гудками.