Системы оповещения го и чс: виды, задачи, назначение

Приложение 1 — Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей

  1. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
  2. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола.
  3. В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения должны проводиться на уровне головы спящего человека.
  4. Настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.
  5. В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, а также в защищаемых помещениях с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми оповещателями. Допускается использование световых мигающих оповещателей.
  6. Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать нормам настоящего свода правил применительно к звуковым пожарным оповещателям.
  7. Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.
  8. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

Похожие термины:

  • организационно-техническое объединение сил и технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи в целях обеспечения доведения сигн

  • система оповещения, обеспечивающая доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов управления ГОЧС до: руководящего состава гражданской обороны и РСЧС города, городского и с

  • система оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов. Она непосредственно приближена к зонам опасного производства и населению, попадающему в эти зоны в случае аварий

  • совокупность технических и организационных средств оповещения, обеспечивающая доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта, объектовых сил и служб гражданск

  • система оповещения, обеспечивающая доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области

  • силы и технические средства оповещения, обеспечивающие доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от региональных центров МЧС России до подчиненных органов, специально уполномоч

  • система оповещения, обеспечивающая доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и

  • организационно-техническое объединение сил и технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи в целях обеспечения доведения сигн

  • Совокупность технических средств, предназначенных для оповещения людей о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объе

  • комплекс технических средств, способов контроля и управления ими, предназначенных для своевременного оповещения людей о пожаре и для организации их эвакуации. оповещение людей осуществляется по

  • система оповещения, в которой передача, обработка и (или) прием сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляются с использованием технических средств и комплексов автоматизации опо

  • комплекс мероприятий по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению работоспособности и ресурса технических средств оповещения, выполняемых в период их использования по назначению. К осн

  • информационная система, предназначенная для быстрого распространения через обширную сеть расположенных в разных странах специальных органов научной и технической информации о первых обнаружен

Проектирование

Общий
порядок составления проектов систем оповещения устанавливается
пожарными нормами. Проектом должна предусматриваться возможность
интеграции системы оповещения гражданской обороны и данной системы. Они
обе должны включаться по командному импульсу, который формирует пожарная
сигнализация.

Разделяя
здание на зоны, проектировщику следует разработать специальную
очередность оповещения сотрудников, которые находятся на предприятии.
Размеры таких зон, очередность оповещения и время его начала
определяются при помощи условий безопасной эвакуации работающих при
пожароопасной ситуации.

Места размещения систем

Практика и анализ происходящих чрезвычайных ситуаций показали, что наибольшее количество происшествий, носящих техногенный характер, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью людей, а также приносящих существенный материальный ущерб происходят на промышленных и производственных объектах.

Размещение локальных систем оповещения является не просто необходимостью, а требованием действующего законодательства РФ в этой сфере.

Промышленные объекты, на которых высока вероятность аварии можно разделить на четыре основных группы, представляющие опасность:

  • химическую;
  • радиационную;
  • пожарную и взрывоопасную;
  • гидродинамическую.

Химически опасные предприятия — это объекты, на которых при возникновении чрезвычайного происшествия высока вероятность поражения людей, животных, растительного мира, а также угроза химического заражения окружающей среды опасными химическими реагентами, с существенным превышением их концентрации от допустимой нормы.

Главная опасность заключается в быстром распространении химически опасных веществ в нижних и околоземных слоях атмосферы, а также высока вероятность поражения источников воды. Усугубляет ситуацию сопровождение таких происшествий взрывами и пожарами.

Радиационно-опасные предприятия – объекты, включающие в себя ядерные реакторы, промышленность с использованием ядерного топлива или радиационный материал.

Опасность возникновения аварий на таких объектах усугубляется невозможностью визуально либо тактильно определить повышение радиационного фона в окружающей среде, быстрое распространения, и высокий поражающий фактор.

Пожарно- взрывоопасные предприятия – объекты, на которых могут производиться, храниться или транспортироваться материалы, приобретающие в определенной среде способность к детонации, воспламенению.

Возникновение чрезвычайных ситуаций на таких объектах приводят к частичному или полному разрушению зданий, сооружений, завалам. Оперативное реагирование в оповещении на таких предприятиях позволит избежать серьезных последствий в виде жертв, а также позволит быстро локализовать зону аварии.

Объекты, представляющие гидродинамическую опасность – гидротехнические конструкции искусственного или естественного происхождения, задачей которых лежит создание разницы уровня воды между объектом.

К гидротехническим опасным объектам относятся: естественные плотины и гидротехнические сооружения напорного фронта. При их прорыве появляется волна прорыва, обладающая большой разрушительной силой и образуются обширные зоны затопления.

Проблемы системы оповещения в России

Действующая в настоящее время система оповещения в России состоит из трех подсистем:

  1. Оповещение аварийно-спасательных подразделений МЧС России о чрезвычайной ситуации.
  2. Оповещение органов власти.
  3. Оповещение населения.

Проблемы в организации оповещения в России во время последних чрезвычайных ситуаций показали, что если первые две подсистемы работают четко, то система доведения сигналов оповещения до населения должна быть полностью перестроена.

Об этом недавно заявил глава МЧС России Владимир Пучков: «…Уже сегодня понятно, что нам нужно менять акценты и упрощать систему прохождения информации непосредственно до каждого человека в реальном времени. Современные технологии позволяют это сделать». О необходимости модернизации систем оповещения и создания единой системы оповещения населения Президент России Владимир Путин говорил еще в июле 201 2 г., после трагических событий на Кубани.

«Недавняя трагедия в Краснодарском крае, где погибли десятки людей, еще раз показала исключительную важность современной системы экстренного оповещения населения. Она должна быть централизованной и технически надежной, действовать на всей территории России, в городах и сельской местности, на промышленных предприятиях и социальных объектах и охватывать все без исключения категории населения: взрослых, детей, стариков, инвалидов», — сказал Владимир Путин

Оглавление

  1. Приложение 1 — Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей

В современном технократическом обществе все больше внимание стало уделяться системам оповещения людей. Системы оповещения широко применяются в различных сферах человеческой деятельности: системы оповещения о пожаре в сфере защиты зданий и сооружений, системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, в сфере гражданской обороны, командно-поисковые системы в сфере промышленности, системы связи в сфере транспорта и безопасности в городе

(Системы оповещения и управления эвакуацией проектируются на основании Федерального закона №123-ФЗ СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Требования пожарной безопасности ») Основное назначение системы оповещения – оповещение людей о той или иной угрозе, донесение до них информации, касающейся их личной безопасности, в случае каких-либо экстренных ситуаций: пожаров, техногенных катастроф, террористических угроз. Системы оповещения являются обязательной составляющей практически любой системы безопасности, в которой являются конечным исполнительным элементом, посредником между техническими средствами и человеком. Система оповещения – это конечное устройство в сложном механизме обеспечения безопасности человека. Отсутствие своевременной информации в случае возникновения пожара или чрезвычайных ситуаций может стать причиной больших человеческих жертв, поэтому все принимаемые в последнее время нормативные акты в области безопасности обязательно включают в себя требования по оснащению зданий, сооружений и территорий с массовым пребыванием людей системами оповещения. В последние годы системам оповещения стало уделяться более серьезное внимание. Стимулом к этому послужило бурное развитие российского рынка и, прежде всего, в области пожарной безопасности. Кроме того, началось активное внедрение систем оповещения в местах подверженных воздействию (природного) стихийного, техногенного характера . В рамках реализации программы гражданской обороны населения строятся системы оповещения на различных уровнях: локальные (ЛСО), централизованные (ЦСО), федеральные (ФСО). С недавнего времени разворачивается программа «Безопасный город», в которой система оповещения призвана решать все те же задачи, связанные с информированием людей о той или иной угрозе.

В быстро развивающемся социуме с постоянно растущей инфраструктурой одной из наиболее актуальных является задача интеграции различных систем. Интеграция подразумевает объединение различных систем как на протокольном – верхнем уровне, требующем применения современных цифровых технологий, так и на контактном – нижнем уровне, требующем базовых надежных решений

При решении любых глобальных задач очень важно правильно выбрать базис – точку опоры, с одной стороны, и строительный материал, кирпичики, из которых можно будет строить, с другой. Так, например, для успешного проектирования и построения глобальной межуровневой системы оповещения с координированным централизованным управлением, можно обратиться к опыту проектирования и построения систем оповещения и управления эвакуацией СОУЭ

Причина такого выбора заключается в том, что СОУЭ имеют повсеместное применение. Тем не менее, даже в такой, весьма распространенной на сегодняшний день области ощущается нехватка учебных материалов, методических руководств, что и послужило причиной написания данной серии статей.

Структуризация систем оповещения ГО и ЧС

Устанавливаются системы оповещения ГО и ЧС не везде, а только на крупных объектах, которые попадают в категорию опасных, либо на тех, где одновременно пребывает большое количество людей.

  • Централизованного оповещения (СЦО):
    • региональная автоматизированная (РАСЦО);
    • территориальная автоматизированная (ТАСЦО).
  • Локальные (ЛСО).
  • Объектовые (ОСО).
  • Управляющие оповещением и эвакуацией людей (СУОЭ).

Основной принцип размещения устройств оповещения граждан – установка оборудования вблизи крупных промышленных объектов, например, гидросооружений, химических производств и других. То, какой именно вариант оповещения населения будет применен, зависит от вида угрозы, ее мощности и опасности.

Как работают системы оповещения регионального и территориального уровней

Оповещение самого высокого уровня осуществляется централизованно, автоматически запускаясь в случае ЧС. Все сигналы, поступающие от пунктов МЧС, передаются в регионы, органы и соединения, подчиняющиеся федеральному центру.

В свою очередь РАСЦО обязаны передать сигнал далее к управлениям ГО и ЧС. Должны быть оповещены:

  • руководители организаций, отвечающих за ГО;
  • диспетчера служб оперативного реагирования, которые находятся на опасных и крупных производственных объектах;
  • население регионов;
  • органы управления ГО.

Техническая база всех систем оповещения РФ – комплекс П-160.

Местные системы оповещения населения ГО и ЧС

Следующая ступень передачи сигнала о ЧС – это объекты местного уровня:

  • дежурные диспетчера на потенциально опасных объектах и крупных предприятиях с экономической ценностью;
  • городское и сельское руководство ГО;
  • население.

Оповещение для жителей и должностных лиц осуществляется раздельно. Функционирование системы обеспечивает комплекс технических устройств (КТС) П-164 или П-166, либо автоматизированные системы оповещения (АСО). Обе системы работают по каналам тональной частоты, что позволяет выбирать конкретную зону для оповещения, не задействуя остальную территорию.

Особенности организации локального оповещения населения

ЛСО создаются в тех районах, где работают или строятся потенциально опасные объекты. За их технической исправностью и готовностью к задействованию в случае возникновения ЧС следит начальник ГО. Он же и занимается оповещением населения, руководителей и сотрудников предприятий о непредвиденных угрозах:

  • техногенных авариях;
  • вторжении противника;
  • природных катастрофах.

Такая многоуровневая система оповещения, слаженно и продуктивно исполняющая свои задачи, является наиболее эффективной в плане массового оповещения людей о грозящей опасности и ее предотвращения.

Объектовые системы оповещения – обеспечение безопасности предприятий

ОСО запускается в тех случаях, когда возникшая опасность ограничивается пределами территории одного объекта. Цель ее – довести информацию о ЧС руководящим лицам, персоналу, службам, ответственным за ГО на объекте.

Система работает в основном на базе КТС П-164, однако, на сегодня активно рассматриваются различные варианты ее усовершенствования.

Как пример – системы СГС-22М, которые позволяют оповещать открытые зоны и закрытые помещения на объекте, передавать предупреждающие сигналы, речевые сообщения, а в одностороннем порядке использоваться в местных каналах вещания. При этом с их помощью возможна организация и городского, и локального оповещения. Управление системой может осуществляться удаленно. Еще один плюс – возможность передачи специальных сообщений на телефоны, записанные в базе.

Внедрение также технологий и систем мировых стандартов:

  • АТМ (B-ISDN);
  • сотовая радиосвязь;
  • GSM;
  • спутниковые персональной связи;
  • цифровые (ISDN);
  • пейджинговые;
  • мобильная связь –

позволяет силам ГО работать еще качественнее и эффективнее, снабжая эти и другие службы РФ бесперебойной и высокоскоростной связью.

Диапазон частот

Диапазон
воспроизводимых частот позволяет поделить все громкоговорители на
широкополосные и узкополосные. Первые обладают хорошим качеством
звучания и довольно-таки высокой стоимостью. Их используют там, где
кроме речевых сообщений необходимо транслировать музыкальные программы.
Это спорткомплексы, торгово-развлекательные центры, супермаркеты.
Система речевого оповещения, как правило, компонуется устройствами
второго типа. Главной задачей таких аудиоустройств является передача
только речевых сообщений. Эти громкоговорители удачно сочетают в себе
звучание среднего качества и довольно низкую стоимость.

Нормирование

Все основные положения, регламентирующие порядок расчета и монтажа систем СОУЭ приведены в СП 3.13130.2009

Там же приведены все требования к звуковым противопожарным системам.

В нем изложены уровни шума для разных типов помещений, порядок расчета верного

расположения громкоговорителей, их количества, способы установки системы и пр.

Очень важной характеристикой является максимальный шум помещения, который

определяется соответствующим ГОСТом.

Приведем здесь таблицу шумов согласно ГОСТ 12.1.036-81  Система стандартов безопасности труда. ШУМ.

Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях.

Помещение Максимальный шум (дБА)
Операционные кабинеты, палаты клиник и санаториев 35
Кабинеты для лечебной профилактики 40
Учебные кабинеты, классовые, учительские комнаты, конференц-залы, аудитории учебных заведений 40
Жилые, спальные комнаты, детские учреждения, пансионаты 40
Общежития и гостиницы 45
Холлы отелей, общежитий и других учреждений 50
Залы столовых, ресторанов и кафе 55
Залы вокзалов и предприятий торговли, торговые залы ожиданий 60

В случае, когда у нас используются разные типы громкоговорителей на всей площади объекта,

целесообразно знать угол, под которым звук распределяется равномерно.

Эта величина для разных видов оповещателей составляет следующие значения:

  • потолочный: 80-90 °;
  • настенный: 75-90°;
  • прожекторный: 30-45 °;
  • рупорный: 30-45 °.

Кроме того, уровень нашей трансляции через речевые устройства обязательно должен

превышать шум помещения или открытой площади для разных типов транслирования на соответствующие значения.

  • Высококачественная музыка, звуки: на 15-20 дБ.
  • Аварийное оповещение: на 7-10 дБ.
  • Фоновая музыка, звуки, сигналы: на 5-6 дБ.

При расчете давления звука всегда допускается некая погрешность.

Все помещения по своим размерам условно делятся на три вида:

  1. «Коридор»: его длина больше, чем ширина в 2 и более раз;
  2. «Комната»: площадь такого помещения не превышает 40 кв. м;
  3. «Зал»: здесь площадь должна быть более 40 кв. м.

Учет и соблюдение этих норм при проектировании, расчете, установки системы СОУЭ

позволит построить устойчивый комплекс вещания за разумные деньги.

Расчет звукового давления

А что, если пожарный инспектор захочет проверить шумомером уровень шума в какой-нибудь отдаленной комнате объекта?

А он у нас не соответствует нормам, установленным Госстандартами…

Тут нам и пригодится акустический расчет.

Также он потребуется нам, что определить нужный вид и число аудио-оповещателей на все здание.

Расчет звукового давления для систем оповещения мы должны выполнять на основании 123-ФЗ, ГОСТ Р 53325 и СП 3.

Саму методику расчета я приводил ранее на страницах блога.

Если Ваш объект находится слишком далеко от Вас и Вы не можете измерить шум, то всегда можно воспользоваться нормативными значениями ГОСТ 12.1.036-81 и СН 2.2.4/2.1.8.562-96, где указан постоянный допустимый уровень фонового шума.

Опираясь на эти данные, можно легко выполнить расчет по приведенной методике.

Из опыта можно сказать, что уровень потери звука при пересечении им деревянной двери составляет примерно 20 дБ, а если звук проникает через противопожарную дверь, теряется около 40 дБ.

Управление оповещением в системе ГО

Управление системой – диспетчер

Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.

Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.

Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.

Что включает в себя система связи МЧС России

В последние годы в российскую систему связи активно внедряются и с успехом используются телекоммуникационные технологии соответствующие мировым стандартам качества.

Это технологии АТМ, сотовая радиосвязь и связь GSM, спутниковые, цифровые и пейджинговые системы, индивидуальные средства современной мобильной связи. Новшества коснулись и транспортных технологий. Раньше они функционировали на основе плезиохронной (PDH) цифровой иерархии передачи сигнала, а сейчас применяется синхронная (SDH).

Внедрение новых технологий обеспечило организации РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС РФ качественной, бесперебойной и быстрой связью, которая используется специалистами соответствующих ведомств, как при выполнении обыденных задач, так и при возникновении и ликвидации стихийных бедствий и крупных чрезвычайных ситуаций.

Концепция по усовершенствованию существующей системы связи МЧС РФ закреплена приказом № 609 от 09.12.2000 г. Благодаря ему стала активно реализовываться.

Активизация и функционирование

При возникновении внештатной ситуации для приведения систем в готовность дается всего пару минут. Это касается всей территории, которая подвергается угрозе.

Для недопущения паники среди жителей тех населенных пунктов, которые в зону риска не попадают, система должна иметь техническую возможность передавать сообщения локализовано.

Активизация может происходить вручную либо в автоматическом режиме. Это зависит не только от исправности средств оповещения, но и от его способности надежно осуществлять передачу в условиях чрезвычайной ситуации, включая природные явления (ливень, сильный снег, шквалистый ветер).

Система оповещения транслирует либо уже записанный предварительно текст, либо необходимая информация произносится дежурным диспетчером. Допускается задержка начала оповещения. Однако она не должна превышать время, которое рассчитывается исходя из времени возникновения критически опасных последствий возникшей ЧС.

При отсутствии тревожных новостей, установленные системы оповещения могут использоваться для транслирования музыки, объявлений или других общих сообщений.

Для оптимального функционирования систем оповещения и эффективного реагирования населения должны соблюдаться следующие требования:

  1. Запрещается самовольно, без веского основания, и разрешения вышестоящего начальства начинать транслировать сигналы тревоги.
  2. При их функционировании не должно оказывать негативного воздействия на другие системы, отвечающие за жизнеобеспечение на данном объекте
  3. Придерживаться максимального времени оповещения – 5 минут.
  4. Следует предусмотреть все возможные способы дублирования сообщений, включая мобильные средства.

Сначала для привлечения внимания людей включается электросирена

Ее звучание обозначает сигнал «Внимание всем!». Затем начинается передача текстового иили голосового сообщения по всем радио и телеканалам

Системы оповещения для проверки их функционирования подвергаются ежегодному профилактическому включению. В таких случаях, населения и персонал предприятия предварительно оповещается об этом.

Назначение и функционал

Система экстренного оповещения и управления порядком вывода людей из помещений представляет собой полный комплект технических приборов, обеспечивающих оперативную передачу информации о пожаре. Посредством этого комплекса транслируются все необходимые данные по порядку эвакуации и расположению соответствующих маршрутов на планировочных картах и схемах объекта.

Для повышения наглядности информационного оповещения и упрощения управления людскими потоками на всём протяжении эвакуационных путей устанавливаются средства для оповещения о начале пожара.

Оперативное оповещение, а также экстренная эвакуация людей может производиться с использованием одной из следующих функциональных возможностей:

  • подача не только световых, но и звуковых сигналов, а также (по необходимости) речевых сообщений во все виды помещений, в которых возможно как постоянное, так и временное нахождение людей;
  • трансляция заранее подготовленных текстовых сообщений, информирующих о необходимости эвакуации с указанием предпочтительного направления передвижения;
  • то же, но с учётом ряда дополнительных действий, способствующих снижению опасности и предотвращению возникновения паники в чрезвычайных ситуациях;
  • грамотное размещение и обеспечение качественной подсветки стандартных пожарных знаков, устанавливаемых на протяжении всего пути эвакуации;
  • автоматическое включение автономного аварийного и специального эвакуационного освещения (или средств тушения);
  • дистанционное управление приводами открывания дверных механизмов, установленных на эвакуационных трассах;
  • обеспечение диспетчерского пульта надёжной оперативной связью с отдельно расположенными зональными службами.

Не исключается и вариант комбинированного применения всех или нескольких из этих вариантов в сочетании с различными типами оповещателей. Этот перечень может быть дополнен рядом других функций, не противоречащих пожарным нормативам и обеспечивающих быструю эвакуацию сотрудников подразделения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector