Проектирование и строительство систем оповещения
Содержание:
- Новые технологии оповещения
- Ждем 2014 год!
- Система «КСЭОН-Инфо»
- Структуризация систем оповещения ГО и ЧС
- Никто не следует инструкциям. Те, кто отвечает за установку систем безопасности, всегда пытаются сэкономить, проверяющие берут взяткии так далее.
- Для тех, кто дома
- Актуальность вопроса
- Технические моменты
- Общая классификация СО о ЧС
- Какие системы надежнее?
- Какие системы надежнее?
- Кто обязан?
- локальной системы оповещения потенциально опасного объекта
- Программно-аппаратный комплекс «ГАУУС-М»
- Нормативная база
- Ждем 2014 год!
- А надо ли?
- Программное обеспечение «КСЕОН-Инфо»
- Оповещение — это…
- Своевременно и по назначению
Новые технологии оповещения
При создании комплексной системы экстренного оповещения о ЧС, в соответствии с Указом Президента № 1522, в дополнение к уже известным средствам оповещения будут также использоваться новые прогрессивные методы доведения информации до населения. Об этом заявил глава МЧС России Владимир Пучков.
Комментируя указ, министр пояснил: «Эта система будет базироваться, с одной стороны, на существующих системах информирования и оповещения населения, с другой стороны, конечно, будут созданы новые сегменты, которые будут использовать новые подходы и новые перспективные технологии».
ДомофоныК перспективным технологиям можно отнести оповещение населения посредством домофонов в жилых домах (рис. 2). Подобные разработки уже используются в ряде регионов.
Принцип действия системы оповещения через домофоны:
- Сообщение, набранное на пульте в МЧС, передается по радиоканалу МЧС на объектовые станции (устройства системы оповещения, установленные на объектах защиты).
- Принятый объектовой станцией сигнал передается на блок управления оповещением, в котором преобразуется в голосовое сообщение для трансляции через домофоны в каждой квартире.
Таким образом, жильцам многоэтажного дома можно экстренно сообщить, какие меры необходимо принять в случае чрезвычайной ситуации.
ВибробраслетыДругой эффективной разработкой в области оповещения являются вибробраслеты. Речь идет о персональных устройствах оповещения, которые в первую очередь актуальны для больниц и домов престарелых. Данные устройства являются радиоканальными и представляют собой наручные браслеты, которые снабжены вибрационным, звуковым и световым сигналами для оповещения, например, глухих и слабослышащих.
Электросирены С-40М (С-40), С-28Применение электросирены обеспечивает гарантированное доведение тревожного сигнала в случае угрозы либо возникновения ЧС на потенциально опасном объекте (рис. 3).
Принцип действия системы основан на дистанционном запуске блока оповещения посредством цифровой, помехоустойчивой радиоканальной связи на частотах МЧС и обеспечивает 100%-ное доведение сигнала при запуске системы, делая безусловным механизм оповещения. Схема действия:
- Команды запуска оповещения с пульта МЧС передаются по радиоканалу на объектовые станции (устройства системы оповещения, установленные на объектах защиты).
- Принятая объектовой станцией команда передается на блок запуска сирен С-40М (С-40), С-28, которые подают сигнал посредством непрерывного/прерывного вещания.
Ждем 2014 год!
Какие технологии в итоге будут применяться для создания комплексной системы экстренного оповещения населения о ЧС на территории нашей страны? Об этом узнаем в самое ближайшее время, ведь система должна быть организована к 1 января 2014 г.
Уже сейчас многие субъекты Российской Федерации начали активное обновление существующих в регионах систем оповещения.
В Красноярском и Краснодарском крае, Московской, Вологодской, Нижегородской областях уже внедряется радиоканальная система с возможностями оповещения через домофоны, громкоговорители, табло «Бегущая строка», видеотерминалы и вибробраслеты.
Опубликовано: Журнал «Системы безопасности» #6, 2012Посещений: 74943
Автор
|
|||
В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Система «КСЭОН-Инфо»
Система предназначена для мониторинга чрезвычайных ситуаций, а так же оповещения населения и технических служб с использованием современных информационных технологий. Данные о ЧС могут поступать:
- на технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио сообщений для населения
- на сайт системы «КСЭОН-Инфо» в режиме реального времени с возможностью просмотра данных населением
- на сайт любого СМИ в режиме реального времени
- на WEB сервер в локальной сети или в сети VPN в режиме реального времени
- по электронной почте и по СМС при возникновении чрезвычайных ситуаций
Структуризация систем оповещения ГО и ЧС
Устанавливаются системы оповещения ГО и ЧС не везде, а только на крупных объектах, которые попадают в категорию опасных, либо на тех, где одновременно пребывает большое количество людей.
- Централизованного оповещения (СЦО):
- региональная автоматизированная (РАСЦО);
- территориальная автоматизированная (ТАСЦО).
- Локальные (ЛСО).
- Объектовые (ОСО).
- Управляющие оповещением и эвакуацией людей (СУОЭ).
Основной принцип размещения устройств оповещения граждан – установка оборудования вблизи крупных промышленных объектов, например, гидросооружений, химических производств и других. То, какой именно вариант оповещения населения будет применен, зависит от вида угрозы, ее мощности и опасности.
Как работают системы оповещения регионального и территориального уровней
Оповещение самого высокого уровня осуществляется централизованно, автоматически запускаясь в случае ЧС. Все сигналы, поступающие от пунктов МЧС, передаются в регионы, органы и соединения, подчиняющиеся федеральному центру.
В свою очередь РАСЦО обязаны передать сигнал далее к управлениям ГО и ЧС. Должны быть оповещены:
- руководители организаций, отвечающих за ГО;
- диспетчера служб оперативного реагирования, которые находятся на опасных и крупных производственных объектах;
- население регионов;
- органы управления ГО.
Техническая база всех систем оповещения РФ – комплекс П-160.
Местные системы оповещения населения ГО и ЧС
Следующая ступень передачи сигнала о ЧС – это объекты местного уровня:
- дежурные диспетчера на потенциально опасных объектах и крупных предприятиях с экономической ценностью;
- городское и сельское руководство ГО;
- население.
Оповещение для жителей и должностных лиц осуществляется раздельно. Функционирование системы обеспечивает комплекс технических устройств (КТС) П-164 или П-166, либо автоматизированные системы оповещения (АСО). Обе системы работают по каналам тональной частоты, что позволяет выбирать конкретную зону для оповещения, не задействуя остальную территорию.
Особенности организации локального оповещения населения
ЛСО создаются в тех районах, где работают или строятся потенциально опасные объекты. За их технической исправностью и готовностью к задействованию в случае возникновения ЧС следит начальник ГО. Он же и занимается оповещением населения, руководителей и сотрудников предприятий о непредвиденных угрозах:
- техногенных авариях;
- вторжении противника;
- природных катастрофах.
Такая многоуровневая система оповещения, слаженно и продуктивно исполняющая свои задачи, является наиболее эффективной в плане массового оповещения людей о грозящей опасности и ее предотвращения.
Объектовые системы оповещения – обеспечение безопасности предприятий
ОСО запускается в тех случаях, когда возникшая опасность ограничивается пределами территории одного объекта. Цель ее – довести информацию о ЧС руководящим лицам, персоналу, службам, ответственным за ГО на объекте.
Система работает в основном на базе КТС П-164, однако, на сегодня активно рассматриваются различные варианты ее усовершенствования.
Как пример – системы СГС-22М, которые позволяют оповещать открытые зоны и закрытые помещения на объекте, передавать предупреждающие сигналы, речевые сообщения, а в одностороннем порядке использоваться в местных каналах вещания. При этом с их помощью возможна организация и городского, и локального оповещения. Управление системой может осуществляться удаленно. Еще один плюс – возможность передачи специальных сообщений на телефоны, записанные в базе.
Внедрение также технологий и систем мировых стандартов:
- АТМ (B-ISDN);
- сотовая радиосвязь;
- GSM;
- спутниковые персональной связи;
- цифровые (ISDN);
- пейджинговые;
- мобильная связь –
позволяет силам ГО работать еще качественнее и эффективнее, снабжая эти и другие службы РФ бесперебойной и высокоскоростной связью.
Никто не следует инструкциям. Те, кто отвечает за установку систем безопасности, всегда пытаются сэкономить, проверяющие берут взяткии так далее.
Человеческий фактор
По сути, та система оповещения, которая прописана в нормативных актах, достаточна для того, чтобы известить жителей о ЧС. Проблемы всегда возникают на уровне исполнения. Прежде всего отметим, что когда система не автоматическая, то есть в ней задействован человек, то эта система мёртвая. Она ведь будет работать, только если правильно действует должностное лицо, а с этим в России всегда проблемы.
Неисполнение законов
Проблема в том, что у нас никто не следует инструкциям. Те, кто отвечает за установку систем безопасности, всегда пытаются сэкономить, проверяющие берут взятки и так далее. Поэтому мы не можем с точностью сказать, в каком состоянии сейчас находятся сирены, в каком состоянии громкоговорители. Хотя в этом плане в Москве, конечно, обстановка лучше, чем в других регионах.
Уязвимость новых технологий
Изобретать велосипед для того, чтобы своевременно оповестить людей, не нужно. Все новейшие технологии — мобильные телефоны, интернет — в кризисных ситуациях первыми выходят из строя. Надёжнее всего проводная связь — прежде всего радиоточки, которые устанавливаются в каждом доме и на каждом коммерческом объекте. Не обязательно слушать радио, достаточно просто иметь приёмник, подключённый к сети. При возникновении ЧС он автоматически должен включиться на полную мощность в любое время суток. Все, кто срезают радиоточки, кто не устанавливают приёмник, рискуют.
Тренинги населения
В Европе не придумано ничего суперинновационного для оповещения граждан, но там все объекты находятся в образцовом порядке, каждый районный чиновник, даже самого маленького населённого пункта, знает, как пользоваться системами оповещения, проводит тренировки с жителями.
Для тех, кто дома
Информирование аудитории, находящейся в стенах дома, реализуется через информационные блоки по телевидению, радио и другим каналам передачи звука
Если в населенном пункте прозвучал привлекающий внимание описанный выше сигнал сирен, следует сразу включить телевизор или радио, иной ретранслятор, чтобы прослушать звуковое оповещение. Это даст доступ к официальной информации о ЧС и общее представление о мерах, посредством которых можно себя обезопасить
Длительность речевого информационного блока – не более пяти минут. Для передачи этих сведений прерывают стандартные программы вещания с определенной периодичностью.
Актуальность вопроса
Отличительная черта нашей державы – большая протяженность радиолиний. Нет таких более-менее крупных населенных пунктов, где бы ни была оборудована радиоточка, узел для ретрансляции. Предприятия, учреждения, заведения, сельскохозяйственные объекты оснащены радиоузлами. Не менее важны телевизионные центры, ретрансляционные станции, радиостанции разного уровня – от федеральных до местных. Посредством всей этой технической мощи оповещение населения можно произвести в короткий срок и высоким процентом охвата.
Очень сложно найти такое жилое строение, даже частный дом, где не было бы собственного приемника радио, точки для доступа к сети. В крупных населенных пунктах представлены электрические сирены, установленные на крышах строений и на производственных территориях. Столь разветвленная сетка дает возможность быстро передавать информацию о ЧС, объясняя, что произошло, как вести себя, в чем специфика условий.
Технические моменты
Современная система оповещения населения – это такой метод передачи информации о происходящем или возможном событии, основная задача которого – привлечь внимание даже самых рассеянных слушателей. Для этого начало информационного блока передается на завышенной громкости
Это обусловлено техническими особенностями: сиренный электрический двигатель девять секунд пребывает под напряжением, что становится причиной формирования широкодиапазонной мощной звуковой волны. Следующие шесть секунд напряжение блокируется, за счет чего звучание становится слабее. Одиннадцатикратное повторение цикла – достаточный период, чтобы привлечь внимание широкой аудитории; после этого сирена отключается. «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» представляет собой сообщение длительностью ровно 165 секунд.
В норме сирены ставятся в населенных пунктах, численность обитателей которых – от полутысячи и более. Чтобы звуковое покрытие было максимальным, установки монтируют на крышах высоких зданий. Один прибор стандартного типа С-40 позволяет покрыть звуком 300-700 м2 в условиях городской зашумленности и высокоэтажных строений. Для усиления эффективности звуковые сигналы могут дополняться прерывистыми промышленными, транспортными гудками.
Общая классификация СО о ЧС
Системы оповещения о ЧС строятся на различных уровнях взаимодействия, в которых решаются свои задачи. На каждом из этих уровней применяется соответствующая СО:
- Федеральный уровень (Федеральная система оповещения)
- Региональные системы оповещения (РСО)
- Территориальные системы оповещения (ТСО)
- Местные системы оповещения (МСО)
- Локальные системы оповещения (ЛСО)
- Объектовые системы оповещения (ОСО).
Достаточную актуальность, в последнее время, приобрели региональные системы оповещения. РСО — обеспечивают автоматическую передачу сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов управления (РЦ) до подчиненных им органов управления по делам ГО и ЧС, сил, соединений и частей войск ГО.
В каждом крупном городе, строится подобная иерархическая структура управления, задачей которой является обеспечение максимально эффективного взаимодействия подуровней. Так, например, согласно постановлению №795, Региональную систему оповещения города Москвы можно представить следующей структурной схемой, рис.3:
Рис.3 — Структура РСО г. Москвы
В общем случае, под оповещением населения города Москвы о ЧС подразумевается — комплекс мероприятий, охватывающий 3 уровня обнаружения (мониторинг) и взаимодействия с:
ЕСОДУ — единой системой оперативно-диспетчерского управления функционирующей на региональном уровне
КСЭОН — комплексной системой экстренного оповещения населения функционирующей на муниципальном уровне
ЛСО / ОСО — локальными / объектовыми системами оповещения, функционирующими на объектовом (иногда называемом — локальном) уровне, отвечающими за доведение до персонала защищаемого объекта и населения города, сигналов оповещения и экстренной информации при возникновении угроз природного и техногенного характера.
Какие системы надежнее?
Учитывая распределение оповещателей по большой территории, одной из основных задач при построении системы оповещения является организация канала связи. От линий связи требуется максимальная надежность. Классическим способом организации связи между отдельными оповещателями является провод. В данном случае в зоне оповещения, которая может достигать внушительных размеров, исчисляемых в километрах, требуется развернуть проводную сеть. Нужно также обеспечить надежное крепление самих проводов, то есть опорную сеть. Но где гарантия, что в случае чрезвычайной ситуации (наводнения, оползня, землетрясения) не произойдет обрыва проводов?
Использование каналов GSM-операторов также не является оправданным по тем же причинам, что и проводных линий, — в случае ЧС (например, террористического акта) открытые каналы связи не работают из-за «перегруза» или отключения GSM-связи спецслужбами В условиях ЧС трансляция сигналов оповещения на объекты наиболее надежно может осуществляться только по специализированным радиоканалам, которые не разрушаются и не зависят от работы аппаратуры связи общего пользования.
Что такое «специализированный радиоканал»? Это двухсторонняя радиоканальная связь между устройствами системы оповещения населения о ЧС на специально выделенных для МЧС частотах. Это максимально надежная, неразрушаемая и не подверженная перегрузкам линия связи
Надежность радиоканальных систем оповещения обусловлена также наличием в таких системах возможности изменять маршрут доставки сообщений при выходе промежуточных узлов из строя, то есть динамической маршрутизации, что также является незаменимым качеством в условиях ЧС (пример радиоканальной системы оповещения представлен на рис. 1).
Какие системы надежнее?
Учитывая распределение оповещателей по большой территории, одной из основных задач при построении системы оповещения является организация канала связи. От линий связи требуется максимальная надежность. Классическим способом организации связи между отдельными оповещателями является провод. В данном случае в зоне оповещения, которая может достигать внушительных размеров, исчисляемых в километрах, требуется развернуть проводную сеть. Нужно также обеспечить надежное крепление самих проводов, то есть опорную сеть. Но где гарантия, что в случае чрезвычайной ситуации (наводнения, оползня, землетрясения) не произойдет обрыва проводов?
Использование каналов GSM-операторов также не является оправданным по тем же причинам, что и проводных линий, — в случае ЧС (например, террористического акта) открытые каналы связи не работают из-за «перегруза» или отключения GSM-связи спецслужбами В условиях ЧС трансляция сигналов оповещения на объекты наиболее надежно может осуществляться только по специализированным радиоканалам, которые не разрушаются и не зависят от работы аппаратуры связи общего пользования.
Что такое «специализированный радиоканал»? Это двухсторонняя радиоканальная связь между устройствами системы оповещения населения о ЧС на специально выделенных для МЧС частотах. Это максимально надежная, неразрушаемая и не подверженная перегрузкам линия связи
Надежность радиоканальных систем оповещения обусловлена также наличием в таких системах возможности изменять маршрут доставки сообщений при выходе промежуточных узлов из строя, то есть динамической маршрутизации, что также является незаменимым качеством в условиях ЧС (пример радиоканальной системы оповещения представлен на рис. 1).
Кто обязан?
Правовыми нормативными актами ответственность за обеспечение связи и запуск оповестительных систем возложена на руководящий состав органов, созданных для защиты жителей страны. Непосредственные операции по исполнению – сфера ведения начальников служб регионального, районного уровня, отдельного объекта. Такие лица должны своевременно проверять и поддерживать аппаратуру в рабочем состоянии, контролировать качество кабелей, воздушных линий передачи данных. Если нужны восстановительные, аварийные мероприятия, начальствующий состав должен организовать их в кратчайшие сроки. Для этого должностной инструкцией и служебным положением даны различные средства и инструменты, включая человеческие силы – формирования профессионалов, способных исполнить конкретное сформулированное задание.
Чтобы в момент происшествия быстро реализовать оптимальную последовательность мероприятий по оповещению населения и направлению действий широкой аудитории, следует иметь заранее разработанный план действий. Его составление – сфера ответственности организаций, занимающихся ГО, ЧС. При информировании именно такой план становится главным документом. В нем фиксируется, какие методики использовать, чтобы эффективно распространить поступившую из центральных источников информацию. Население, в свою очередь, должно принять соответствующие меры, чтобы обезопасить себя лично, следует поступившим через передатчики инструкциям.
локальной системы оповещения потенциально опасного объекта
(по состоянию на 01.01.200___г.)
Наименование и шифр локальной системы оповещения (ЛСО) потенциально опасного объекта (ПОО)
1. Охват ЛСО населения и территории
1.1. Количество населенных пунктов (городов, райцентров и т.д.), объектов экономики, включенных в ЛСО, — _____ кол-во, ____ % от потребности.
1.2. Сопряженность ЛСО с ТАСЦО субъекта РФ ______ (да/нет).
1.3. Количество населения, проживающего в зоне действия ЛСО, ________
(чел.)
1.4. Охват обслуживающего персонала ПОО/населения различными средствами оповещения, включенными в ЛСО: всего — _____/______%;
в том числе:
электросиренами ___________/__________%;
проводным вещанием _________/________%;
радиовещанием __________/____________%;
телевидением __________/______________%.
2. Характеристика ЛСО
2.1. Тип аппаратуры, используемый в ЛСО (подчеркнуть): П-166, П-160, П-164 и др.
2.2.Управление ЛСО:
с основного пункта управления ___________________;
с запасного (защищенного) пункта управления ______.
2.3. Каналы связи, используемые в ЛСО:
по кабельным линиям ___________________________%
по радио и радиорелейным линиям ________________%
по постоянным воздушным линиям ________________%
2.5. Количество электросирен всего: ________________;
в том числе: в населенных пунктах _________________;
на объектах (в цехах)
_____________________________
Количество электросирен с ручным управлением — ___.
2.6. Количество абонентов системы циркулярного вызова:
всего: ___________________________________________;
в том числе:
в населенных пунктах_____________________________;
на объектах (в цехах)______________________________.
2.7. Количество узлов проводного вещания, используемых в ЛСО, — ____________.
Число уличных громкоговорителей — ________________
3. Организация эксплуатационно-технического обслуживания (ЭТО)
3.1. Даты начала и завершения работ по созданию (реконструкции ЛСО) и ввода ее в эксплуатацию ________________.
3.2. Организации, обеспечивающие ЭТО:
станционной части: _______________________________;
электросирен ____________________________________;
уличных громкоговорителей ________________________.
3.3. Количество работников, обслуживающих ЛСО:
всего _________,
в том числе:
освобожденных __________________________;
по совместительству ______________________.
3.4. Организации, на балансе которых находятся:
аппаратура оповещения: ____________________;
электросирены ____________________________;
уличные громкоговорители __________________.
3.5. Стоимость ЭТО в год (на начало текущего года) _____ млн. руб.
Программно-аппаратный комплекс «ГАУУС-М»
Программно-аппаратный комплекс «ГАУУС-М» — собственная разработка ООО «МАСКОМ-Инстрой», предназначен для создания систем оповещения всех уровней: локального, муниципального, регионального. Решение служит основой для построения комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН) и региональной автоматизированной системы центрального оповещения (РАСЦО).
Программно-аппаратный комплекс также интегрируется с программными комплексами и службами, отвечающими за безопасность населения при ЧС: единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), АПК «Безопасный город». Программное обеспечение «КСЭОН», используемое в ПАК «ГАУУС-М», включено Приказом Минкомсвязи России от 15.07.2017 № 421 в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
ПАК «ГАУУС-М» успешно прошел приемочные испытания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и МЧС РФ. По результатам испытаний комплекс соответствует всем предъявляемым регулирующими органами техническим требованиям и рекомендован для создания систем оповещения о чрезвычайных ситуациях. Совместное решение по утверждению акта приемочных испытаний подписано 20 октября 2020 года.
Нормативная база
Нормативные акты, регламентирующие создание систем оповещения:
Федеральные законы:
- от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
- от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- от 2.07.2013 № 158-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения»
Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций».
Постановления Правительства Российской Федерации:
- от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
- от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
- от 24 марта 1997 г. «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- от 22 мая 2008 г. № 381 «О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей».
- от 15 февраля 2014 г. № 109 «О внесении изменений в положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Распоряжение Правительства РФ № 1544-Р от 25.10.2003 г.
Приказ МЧС России N 578, МинкомсвязиРоссии N 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»
Совместные приказы МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России:
«Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597
Методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения населения (утверждены протоколом заседания рабочей группы правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 г.)
Государственные стандарты ГОСТ Р 15.201-2000 ЕСКД, ГОСТ Р 42.3.01-2014, ГОСТ Р 42.3.03-2015, ГОСТ РВ 20.39.309-98.
Ждем 2014 год!
Какие технологии в итоге будут применяться для создания комплексной системы экстренного оповещения населения о ЧС на территории нашей страны? Об этом узнаем в самое ближайшее время, ведь система должна быть организована к 1 января 2014 г.
Уже сейчас многие субъекты Российской Федерации начали активное обновление существующих в регионах систем оповещения.
В Красноярском и Краснодарском крае, Московской, Вологодской, Нижегородской областях уже внедряется радиоканальная система с возможностями оповещения через домофоны, громкоговорители, табло «Бегущая строка», видеотерминалы и вибробраслеты.
Опубликовано: Журнал «Системы безопасности» #6, 2012Посещений: 74942
Автор
|
|||
В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
А надо ли?
Оповещение населения об опасности – использование СМИ и иных информационных каналов для передачи сведений относительно ЧС, которые уже возникли либо могут произойти с высокой степенью вероятности. Дополнительно специальные службы сообщают, какими мерами можно защитить себя, какие приемы использовать, какие территории наиболее безопасны. Подобные мероприятия – важнейший способ пропаганды знаний относительно защиты участков, людей от ЧС. Раскрываются аспекты гражданской безопасности. Нередко актуальные сведения передаются относительно водных объектов. Оповещения необходимы при возникновении высокой вероятности возгораний с целью предупреждения пожаров.
Через сигналы оповещения населения можно оперативно предоставить широким слоям максимум сведений относительно правил поведения, а также привлечь внимание людей к сложившейся ситуации. Это особенно актуально в условиях доминирования стереотипов а-ля «само пройдет» и «меня не коснется»
Массовое громкое уведомление о факторе опасности дает шанс всем и каждому осознать всю тяжесть обстоятельств, сложившихся в текущий момент, а четкое инструктирование касаемо действий предотвращает панику и хаос.
Программное обеспечение «КСЕОН-Инфо»
Программное обеспечение для серверов Ethernet и GPRS связи представляет собой набор WEB приложений (PHP, JavaScript и HTML файлы). Разместив файлы в отдельном каталоге на WEB сервере, и открыв этот URL с помощью браузера, мы попадем на страничку системы «КСЕОН-Инфо». Эта страничка отвечает за связь со всеми компонентами системы, и одновременно является интерфейсом пользователя.
Использовать программное обеспечение можно на любом WEB сервере с поддержкой PHP. Такой сервер можно сделать из стационарного или промышленного компьютера, ноутбука, роутера или ПЛК. Так же программное обеспечение можно использовать на существующем сайте в сети интернет.
Оповещение — это…
Оповещение населения — это своевременное предупреждение населения о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях. Именно своевременное оповещение и информирование об истинном характере угрозы позволяют сократить возможные потери, препятствуют возникновению панических слухов, которые сами по себе в состоянии принести больше негативных последствий, чем чрезвычайная ситуация любого характера.
В положении о системах оповещения населения (введено приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. № 422/90/376) дано следующее определение системы оповещения:
Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и населения
Системы оповещения создаются:
- на федеральном уровне — федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
- на межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
- на региональном уровне — региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
- на муниципальном уровне — местная система оповещения (на территории муниципального образования);
- на объектовом уровне — локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).
Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться
В соответствии с положениями ст. 7, 8 и 9 Федерального закона от 1 2 февраля 1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых:
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления;
- организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах).
Своевременно и по назначению
Система централизованного оповещения населения разработана не только лишь для предоставления сведений широкой аудитории, но с целью своевременного привлечения внимания к сложившейся обстановке чиновников, федеральных органов исполнительной власти, властных субъектных инстанций. Через оповестительные системы сведения поступают в территориальные образования МЧС, открытые в регионах центры, ответственные за гражданскую оборону, ликвидацию последствий различных негативных событий. Данные оперативно разносятся между инстанциями, обязанными решать задачи ГО, принимать меры по предупреждению наступления тяжелых последствий.
Столь сложная, разветвленная, многоуровневая система централизованного оповещения населения позволяет быстро донести сигналы, данные о ГУ МЧС, исполнительной власти, которые затем уже передают переформатированные данные широкой аудитории. Региональные оповестительные системы также работают с ГУ МЧС (отделы, отвечающие за конкретный регион), руководством по ГО. Через системы регионального уровня сведения поступают диспетчерам, муниципальным службам, ответственным за защиту широкой аудитории органам, спецотрядам, обеспечивающим ГО. Наконец, данные направляются населению федерального субъекта.