Приказ мчс рф от 04.03.2011 n 94

5 ТРЕБОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

5.1 Нормативное обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС включает:

— законодательные акты;

— нормативные документы по стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты;

— нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного управления.

5.2 Объектами нормативного обеспечения являются элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе .

5.3 В состав комплекса нормативных документов мониторинга включают документы, действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости установить специфические требования.

4 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВУ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧС

4.1 Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:

— организационной структуры;

— общей модели системы, включая объекты мониторинга;

— комплекса технических средств;

— моделей ситуации (моделей развития ситуаций);

— методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;

— информационной системы.

4.1.1 Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:

— природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06;

биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04;

— техногенных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05;

— чрезвычайных ситуаций в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения.

4.1.2 Организационная структура в общем случае включает в себя:

— орган управления системы мониторинга соответствующего уровня (по );

— службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);

— службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека;

— службу технического обеспечения деятельности системы.

4.1.3 Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:

— обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров;

— обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации (в соответствии с моделью ЧС).

4.1.4 Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать:

— общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления;

— комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;

— критерии принятия решений.

Примечание — При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также перечет- источников ЧС и механизм их взаимодействия.

4.1.5 Методы наблюдения и контроля должны содержать:

— описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;

— значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;

— режим наблюдений — непрерывный или периодический;

— точность измерений наблюдаемых параметров;

— правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления.

4.1.6 Методы прогнозирования ЧС включают:

— описание прогнозируемых процессов, явлений;

— перечень исходных данных для прогнозирования;

— правила оценки репрезентативности исходных данных;

— алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению;

— перечень выходных данных.

4.1.7 Информационная система мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.

Система должна строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами.

Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ абонентам.

Информационная система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение.

4.2 В зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга:

— глобальный;

— национальный;

— региональный;

— местный;

— локальный.

Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.

Принцип действия

Для выявления ЧС каждого типа используется свой набор датчиков и алгоритм обработки информации, но в остальном все станции мониторинга ЧС действуют по одинаковой схеме:

  1. Для определений факта возникновения ЧС, станция сравнивает показания датчиков с критическими значениями. Если текущие показания выходят за пределы нормы, формируется сигнал ЧС. Для каждой станции может быть заведено несколько уровней ЧС.
  2. Работа системы подразумевает непрерывную передачу данных на удаленный WEB сервер для организации мониторинга в режиме реального времени. Серверов может быть несколько. Данные на них могут передаваться как с использованием мобильной связи (GPRS/3G), так и через локальную сеть предприятия (Ethernet / WiFi).
  3. Для передачи данных на удаленный WEB сервер используется протокол HTTP (HTTPS). Все станции являются HTTP клиентами, и соединяются с сервером так же, как и пользователь при регистрации на любом сайте.
  4. Программное обеспечение для серверов представляет собой набор WEB приложений (PHP, JavaScript и HTML файлы). Разместив файлы в отдельном каталоге на WEB сервере, и открыв этот URL с помощью браузера, мы попадем на страничку системы «КСЭОН-Инфо». Эта страничка отвечает за связь со всеми компонентами системы, и одновременно является интерфейсом пользователя.
  5. Использовать программное обеспечение можно на любом WEB сервере с поддержкой PHP. Такой сервер можно сделать из стационарного или промышленного компьютера, ноутбука, роутера или ПЛК. Так же программное обеспечение можно использовать на существующем сайте в сети интернет.
  6. Проверить работоспособность станций и настроить их можно через СМС сообщения. Список телефонных номеров, для которых будет доступна эта опция, должен быть заранее прописан через WEB интерфейс системы.
  7. Станции могут производить СМС рассылку на зарегистрированные в системе телефонные номера при появлении ЧС. Текст сообщений для каждой ЧС и список телефонных номеров, должен быть заранее прописан через WEB интерфейс системы.
  8. Для запуска систем оповещения населения в автоматическом или ручном режиме применяются блоки БСО. Они так же, как и станции мониторинга ЧС являются HTTP клиентами и могут работать через интернет или локальную сеть. Блоки БСО с заданным интервалом считывают информацию о ЧС с сервера, и при их появлении включают оповещение.

Аппараты для очистки выбросов в атмосферу

Пылеочистное оборудование можно разделить на четыре группы:

-сухие пылеуловители,

-мокрые пылеуловители,

-электро­фильтры

— фильтры.

Пылеуловители различных типов, в том числе и электрофильтры, применяют при повы­шенных концентрациях примесей в воздухе.

Фильтры используются для тонкой очистки воздуха с концентра­циями примесей менее 100 мг/м3.

К сухим пылеуловителям относятся все аппараты, в которых отделение частиц примесей от воздушного потока происходит механическим путем за счет сил гравитации, инерции. Конструктивно сухие пылеуловители разделяют на циклоны, ротационные, вихревые, радиальные и др.

Аппараты мокрой очистки газов характеризуются высокой эффективностью очистки от мелко дисперсных пылей, возможностью очистки от пыли горячих и взрывоопасных газов.

Фильтры.

Фильтры широко используются в промышленности для тонкой очистки вентиляционного воздуха от приме­сей, а также для промышленной и санитарной очист­ки газовых выбросов. Процесс фильтрования состоит в задержании частиц примесей на пористых перегородках при движении дис­персных сред через них.

Туманоуловители.

Для очистки воздуха от туманов кислот, щелочей, масел и других жидкостей используются волокнистые фильтры, принцип действия которых основан на осаж­дении капель на поверхности пор с последующим стеканием жидкости под действием сил тяжести.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.006-84 Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля

ГОСТ 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности.

ГОСТ 19.507-79 Единая система программной документации. Ведомость эксплуатационных документов

ГОСТ 22.0.03-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.05-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16962-89 Изделия электротехнические. Методы испытаний на устойчивость к климатическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 21552-84 Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 25861-83 Машины вычислительные и системы обработки данных. Требования по электрической и механической безопасности и методы испытаний

ГОСТ 26828-86 Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. Общие положения ГОСТ Р 22.0.11-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения

ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения

ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система 1момито£ингаи^П£авления>инженв£ными^иствмами^ан1^

Издание официальное

ГОСТ Р 51330.0 -99 Электрооборудование вэрывозащищенное. Часть 0. Общие требования

ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность е чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р МЭК 60065-2009 Аудио*, видео- и аналогичная электронная аппаратура. Требования безопасности

OK (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 Общероссийский классификатор стандартов

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов 8 информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по стандартизации е сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то эго положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Оборудование собственного производства

Группа оборудования Назначение Типы датчиков
Станции мониторинга уровня воды измерение уровня воды в водоеме
формирование сигналов ЧС в случае изменения уровня выше или ниже заданных значений

ультразвуковые датчики уровня воды (дальномеры)
гидростатические датчики уровня воды

Станции мониторинга химического или радиоактивного заражения мониторинг концентрации вредных веществ в воздухе или радиоактивного фона
формирование сигналов тревоги при повышении контролируемых параметров выше критических значений

Датчики аммиака, сероводорода, паров ртути, метанола, угарного газа и т.д.
Дозиметры / радиометры

Станции мониторинга лесных пожаров

мониторинг концентрации угарного газа в воздухе, дистанционное измерение температуры пирометрическим методом, фотосъемка контролируемых площадей
анализ измерений и формирование сигналов тревоги при обнаружении возгораний

Датчики СО, пирометры, метеодатчики

Основные мероприятия по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций

Проблемами предупреждения инфекционных и других заболеваний населения обычно занимаются соответствующие государственные структуры путем проведения следующих основных мероприятий на основе постоянного мониторинга и научных исследований: проведение комплекса санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий среди населения при угрозе инфекционных заболеваний; совершенствование медицинского оборудования и методик диагностики; вакцинация, синтез новых лекарств и препаратов; разъяснительная работа среди населения; оповещение населения об эпидемиях инфекционных болезней; объявление карантина или обсервации.

Наиболее эффективными способами не допустить распространения эпидемии являются карантин и обсервация.

Карантин объявляется, если вид возбудителя особо опасен.

В этом случае проводятся следующие мероприятия:

  • организуется полная изоляция очага заражения с вооруженной охраной;
  • выход и выезд людей, вывоз животных, а также имущества запрещается;
  • прекращается работа предприятий и учреждений за исключением крайне необходимых;
  • проводится комплекс медицинских мероприятий;
  • снабжение продуктами осуществляется через перегрузочные пункты;
  • организуется максимальная разобщенность людей;
  • запрещается транзитный проезд через очаг заражения.

Обсервация объявляется, если вид возбудителя не особо опасен.

В этом случае проводятся следующие мероприятия:

  • ограничивается въезд и выезд на территорию;
  • вывоз имущества разрешается только после дезинфекции;
  • усиливается медицинский контроль за качеством продуктов;
  • проводится медицинская профилактика населения;
  • выявленные больные своевременно изолируются и направляются в лечебные учреждения.

Население также самостоятельно может применить средства неспецифической и специфической профилактики.

К средствам неспецифической профилактики относятся антибиотики и интерфероны, а к средствам специфической профилактики – сыворотки, вакцины, анатоксины, бактериофаги. Неспецифическая экстренная профилактика проводится с момента заражения территории бактериальными средствами до момента индикации вида возбудителя, специфическая – с момента установления вида возбудителя.

Для предупреждения инфекционных заболеваний домашних животных обычно проводят вакцинацию, ветеринарную обработку животных и дезинфекцию мест нахождения животных.

Для обработки используются различные дезинфицирующие растворы и приборы.

Для предупреждения поражения растений болезнями и вредителями проводят комплекс мероприятий с применением химических, биологических и агротехнических способов. Приведем примеры только некоторых из них. Чтобы уменьшить количество болезней и вредителей растений проводят: обязательное чередование культур в севообороте; глубокую зяблевую вспашку; очистку полей от послеуборочных остатков; правильный выбор сроков сева; сжатые сроки уборки урожая; внесение в почву микроэлементов и минеральных удобрений; известкование кислых почв; применение химических препаратов, уничтожающих возбудителей болезней и насекомых-вредителей.

Мероприятия по ликвидации последствий ЧС

Мероприятия по ликвидации последствий ЧС во времени делятся на две группы:

— меры оперативного реагирования (проведение аварийно-спасательных, эвакуационных и других неотложных работ; оказание экстренной медицинской помощи; организация первоочередного жизнеобеспечения населения).

—последующая реабилитация пострадавшего населения и проведение восстановительных работ.

Выбор системы действий в чрезвычайной ситуации, сил и средств лик­видации последствий чрезвычайных ситуаций зависит от масштаба и вида ЧС.

Ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и средствами орга­низации. Ликвидация местной ЧС осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления. Ликвидация территориальной ЧС осуществляется силами и средствами органа исполнительной власти субъекта РФ.

Ликвидация региональной и федеральной ЧС осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Прави­тельства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ.

Силы и средства ликвидации ЧС

1) военизированные и невоенизированные формирования федеральных органов исполнительной власти и организации РФ: — противопожарные; — поисково-спасательные; — аварийно-восстановительные;

2) учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздравмедпрома РФ;

3) территориальные аварийно-спасательные формирования Госинспек­ции по маломерным судам РФ Минприроды России;

4) подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;

5) соединения и воинские части Войск гражданской обороны

6) подразделения поисково-спасательной службы МЧС РФ;

7) подразделения органов внутренних дел и муниципальной милиции;

8) аварийно-технические центры и специализированные отряды атом­ных электростанций Минатома России;

9) аварийно-спасательные службы Военно-Морского Флота;

10) отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.

Общественные объединения, участвующие в лик­видации чрезвычайных ситуаций, действуют под ру­ководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector