Главное управление пожарной охраны мчс россии
Содержание:
История возникновения и развития
В послевоенное время встал вопрос о разработке атомного оружия. Идея создания ядерного проекта вынашивалась долго. Однако когда созданный проект стал приобретать более реальные очертания и идеи на бумаге стали реализовываться на практике, перед правительством того времени встал еще один вопрос: «Кто будет осуществлять необходимую защиту ядерных исследований от возможных чрезвычайных ситуаций, включая возгорания?».
Разработка и создание оружия массового поражения относится к засекреченным проектам, доступ к которым имеют далеко не все государственные органы. В связи с этим было принято решение специальным приказом создать в системе противопожарной защиты особый отдел по обеспечении охраны атомных объектов, которые имели гриф «совершенно секретно». С этого времени, а именно октябрь 9 число 1947 года и началась деятельность специальных подразделений пожарной охраны. С тех пор день специальной пожарной охраны России отмечается в октябре каждого года.
Приказ определял создание специального отдела для организации и руководства подразделений по охране особо важных и режимных объектов. Изначально отдел был малочисленным, но с жестким режимом. Основная трудность заключалась в отсутствии необходимых технических средств и разработанной нормативной базы.
К объектам, которые попали под юрисдикцию специального отдела пожарной охраны, относились:
- Научно-исследовательские институты.
- Поселения «закрытого» типа.
- Химические комбинаты и опытно-экспериментальные заводы.
- Полигоны для испытаний ядерных вооружений.
- Производства стратегического назначения.
Смуров Анатолий Николаевич
У истоков развития стояли А.Н. Смуров, М.И. Земский. Они стали первопроходцами как в области борьбы с возгораниями на стратегически важных военных объектах, так и в области осуществления профилактических мер по их предотвращению. Все сотрудники данного спецотдела и его подразделений на местах показывали отличные показатели по службе, несмотря на то, что личный состав нес службу прямо на территории охраняемых объектов, пожарная техника стояла под навесами, а сотрудники несли дежурство в зданиях производственного назначения. Главной задачей в первый период после создания отдела была организация службы, а так же внедрение новых принципов и подходов к тушению пожаров, учитывая особенности охраняемых объектов с разными технологическими процессами. Велась работа не только с сотрудниками пожарной охраны, но так же и с персоналом объектов. Решение о создании такого отдела оправдало себя на практике, и вскоре возникла необходимость в его расширении.
В 60-е годы в связи с перевооружением военных сил страны началось крупномасштабное строительство дополнительных предприятий по атомному судостроению, а также активно стала развиваться авиационная и ракетно – космическая промышленность.
Обеспечивать противопожарный контроль на этапе строительства новых объектов, а также после их ввода в эксплуатацию было поручено отделу специальной пожарной охраны, который был преобразован в Управление специальной пожарной охраны в апреле 1966 года.
В начале 1977 года в системе специальной пожарной охраны появляется новое направление, которое получает название – войсковые подразделения, службу в них проходят офицеры и прапорщики по контракту. Задача данных подразделений была в обеспечении пожарной безопасности специальных объектов высших органов власти. Основная цель, поставленная руководством страны на том момент, это не допускать пожаров и других ЧС на особо важных охраняемых объектах, чтобы не срывать сроки новых производств, направленных в первую очередь на оборону страны. Спецподразделения, в основном отделы пожарной охраны, располагались на всех ключевых объектах оборонного комплекса Советского Союза. Суммарная численность личного состава превышала 25000 человек.
Руководители Специальной пожарной охраной в разные годы
Реформа службы
История не стоит на месте, и в 1991 году сверхдержава СССР прекращает свое существование. Не было в стране отрасли, которой не коснулись бы проблемы, связанные с этим событием. Не стали исключением и подразделения специальной пожарной охраны. Это было связано как с начавшимся кризисом большинства охраняемых объектов, так и с особенностью организационно штатной структуры. На территориях союзных республик находилась значительная часть отделов, отделений и инспекций, осуществляющих противопожарную защиту объектов оборонного комплекса СССР. Эти подразделения предстояло передать в ведение МВД вновь образующихся государств. В дальнейшем большинство из них были расформированы. В течение долгих лет в них трудились наши коллеги, создавая, развивая и совершенствуя специальную пожарную охрану на своих участках. На их счету-ликвидация множества аварий и пожаров, в том числе Чернобыльской катастрофы.
Нелегким был процесс реорганизации системы, перевода ее на новые рельсы, но благодаря опыту и настойчивости В.М. Соколова, возглавлявшего в тот период Первое управление, а также его заместителя В.Т. Кишкурно, в 1992 году принявшего эстафету руководства, системе удалось сохранить свою целостность.
Шло становление новой России, а значит и всех государственных структур. В условиях недостаточного финансирования охраняемые объекты испытывали кризис, что, в свою очередь, негативно сказывалось на состоянии пожарной безопасности и требовало усиленного внимания и работы со стороны подразделений пожарной охраны, но и они претерпевали сокращение.
В.Т. Кишкурно удалось остановить этот процесс, кроме того, решить множество вопросов по материально-техническому обеспечению специальных подразделений, улучшению социально-бытовых условий сотрудников и их семей. К решению вопросов пожарной безопасности оборонных отраслей промышленности руководство управления привлекало самые высокие правительственные инстанции. В результате проводимой работы Правительством Российской Федерации был принят ряд документов, реализация которых позволила решить остро стоящие перед специальной пожарной охраной проблемы.
В 2004 году началась реформа Государственной противопожарной службы. В Федеральный закон «О пожарной безопасности» вносятся значительные изменения. Появляется понятие «федеральная противопожарная служба», к которой отнесены и специальные подразделения. Законом устанавливается, что финансовое обеспечение федеральной противопожарной службы является расходным обязательством Российской Федерации. Это означало, что вся численность специальной пожарной охраны будет содержаться за счет средств федерального бюджета, что значительно повышало социальный статус сотрудников.
Переходный период длился с августа 2004 г. по март 2006 года. За это время МЧС России были разработаны типовые штаты специальных подразделений, выделена федеральная численность, и с 1 апреля 2006 года специальная пожарная охрана обрела новый облик. Управления (отделы) Государственной противопожарной службы переименованы в специальные управления (отделы) федеральной противопожарной службы, пожарные части – в специальные пожарные части, созданы надежные тыловые службы. Улучшилось обеспечение подразделений пожарной техникой. На вооружении появились робототехнические комплексы, беспилотные летательные аппараты и пожарные катера. В 2007 году Правительством РФ принимается Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность на период до 2012 года», благодаря чему было построено 15 пожарных депо и 63 реконструировано.
В 2008 г. служащие специальных подразделений вошли в состав Департамента пожарно-спасательных сил, возглавляемым М.В. Владимировым.В апреле 2014 года была реорганизация Департамента пожарно-спасательных сил МЧС России и формируется Управление специальной пожарной охраны Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 10 апреля на пост руководителя назначается Розанов Владимир Витальевич. На сегодняшний день специальная противопожарная служба насчитывает около полусотни управлений по всей России.
День сегодняшний
Специальными подразделениями обеспечивается пожарная безопасность при реализации важнейших государственных и межотраслевых программ: Государственной программы вооружений на 2011-2020 годы. Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы. Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», Президентской программы «Комплексная утилизация атомных подводных лодок, выводимых из состава ВМФ», Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», Федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружений и военной техники до 2020 года».
Сегодня наряду с оборонной промышленностью государством большое внимание уделяется развитию космической отрасли и освоению Арктики. Правительством поручено МЧС России осуществлять пожарную охрану космодрома «Восточный» и объектов атомного ледокольного флота
Для этих целей на данных объектах созданы специальные подразделения ФПС. Впервые в перечень охраняемых спецподразделениями организаций включены объекты культурного наследия: Кафедральный соборный храм Христа Спасителя, Свято-Троицкая Сергиева лавра, резиденции Патриарха, Серафимо-Дивеевский монастырь. В последнем создана специальная пожарная часть, где проходят службу только женщины. Форменная одежда утверждена министром В.А. Пучковым и митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
В ее рядах, порядка 16 тысяч высококвалифицированных специалистов и более 300 спецподразделений, которые обеспечивают надежную противопожарную защиту и охраняют около 300 особо важных и режимных объектов страны. Кроме того, в зоне их ответственности – свыше 400 населённых пунктов, 500 медицинских учреждений, 1700 образовательных учреждений. Огнеборцы всегда в числе первых прибывают на место аварий и принимают самое активное и решающее участие в ликвидации их последствий.
В состав специальной пожарной охраны входят: 1 судебно-экспертное учреждение ФПС, а также 50 управлений, работающих в регионах страны, в составе которых 293 специальные пожарно-спасательные части, 37 служб пожаротушения, 49 органов федерального государственного пожарного надзора. Их главная задача – не допустить пожары и другие чрезвычайные происшествия на стратегически важных предприятиях России, деятельность которых направлена на укрепление суверенитета нашего государства.
Специальные подразделения дислоцируются в 37 субъектах Российской Федерации. Ежедневно на дежурство заступает свыше 2 тысяч человек, в расчете находится более пятисот единиц основной и специальной пожарной техники. Кроме этого около 2 тысяч сотрудников и более шестисот единиц техники находятся в резерве.
В этом году приказом МЧС России утверждена концепция развития специальных подразделений федеральной противопожарной службы до 2022 года. В ней определены цели, задачи и направления развития специальных подразделений ФПС, повышение их технической готовности к действиям по предназначению, совершенствование профилактической работы на особо важных и режимных объектах.
Статистика по специальной пожарной охране (2017 год)
Документация
(примерный перечень)
№ п/п |
Наименование документа |
1. | Стенд служебной документации СПТ ТПСГ. |
2. | Положение о СПТ ТПСГ. |
3. | Распорядок дня дежурной смены СПТ ТПСГ. |
4. | Должностные инструкции и функциональные обязанности сотрудников СПТ ТПСГ. |
5. | Положения о нештатных службах ТПСГ. |
6. | Планы работы СПТ ТПСГ. |
7. | Строевая записка сил и средств ТПСГ и местных пожарно-спасательных гарнизонов. |
8. | Табели боевых расчетов, положенности и размещения пожарно-технического вооружения и оборудования на пожарных автомобилях ТПСГ. Рекомендации по использованию специальных пожарных автомобилей на пожаре. |
9. | Руководящие документы (приказы, указания, информационные письма, обзоры и т.п. или выписки из них) по вопросам организации деятельности СПТ ТПСГ, тушения пожаров и проведения АСР, подготовки личного состава ТПСГ. Опись вышеуказанных документов. |
10. | «План привлечения сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов, подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ». |
11. | «Расписания выездов пожарно-спасательных гарнизонов, подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» всех местных пожарно-спасательных гарнизонов. |
12. | Инструкции взаимодействия пожарных подразделений со службами жизнеобеспечения местного пожарно-спасательного гарнизона, на территории которого дислоцируется СПТ ТПСГ, при ликвидации пожаров, аварий и последствий стихийных бедствий. |
13. | План-карта населенного пункта, в котором дислоцируется СПТ ТПСГ с указанием мест размещения всех пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований местного пожарно-спасательного гарнизона пожарной охраны. |
14. | План-карта субъекта Российской Федерации с нанесенными границами местных пожарно-спасательных гарнизонов и зонами ответственности опорных пунктов тушения крупных пожаров. |
15. | Справочник улиц населенного пункта, в котором дислоцируется СПТ ТПСГ. |
16. | Сведения о водоисточниках местного пожарно-спасательного гарнизона, на территории которого дислоцируется СПТ ТПСГ. |
17. | Позывные радиостанций ЦУКС, ЕДДС, а также позывные всех пожарных автомобилей и подразделений ТПСГ, руководства отрядов ФПС и ГУ МЧС России. |
18. | Электронные версии планов тушения пожаров на особо важные и пожароопасные объекты, учреждения с массовым пребыванием людей и т.п. с их описью. |
19. | Графики проведения занятий с газодымозащитниками в теплодымокамере и на чистом воздухе, плановых пожарно-тактических занятий и пожарно-тактических учений, изучения в оперативно-тактическом отношении особо важных и пожароопасных объектов во всех местных пожарно-спасательных гарнизонах. |
20. | Личные карточки газодымозащитников СПТ ТПСГ. |
21. | Журналы проверок СИЗОД СПТ ТПСГ. |
22. | Список объектов с наличием АХОВ, ВВ, РВ и т.п. на территории субъекта Российской Федерации. |
23. | Папка с материалами по изучению пожаров. |
24. | Список телефонов городских и районных администраций, дежурных служб ОВД, отделений полиции, военного коменданта, городских (объектовых) частей ТПСГ, подразделений ТПСГ, аварийных служб (водопроводной, энергетической, газовой, теплосети, канализации и т.п.). |
25. | Сводная ведомость о выезде пожарных подразделений гарнизона за сутки. |
26. | Журнал рапортов дежурной смены СПТ ТПСГ. |
27. | Опись имущества, оборудования и инвентаря, находящегося в помещениях и на оперативном автомобиле СПТ ТПСГ. |
28. | План гарнизонных мероприятий всех местных пожарно-спасательных гарнизонах. |
29. | Журнал учета работы дежурной смены СПТ ТПСГ на пожарах и при проведении аварийно-спасательных работ. |
30. | Контрольно-наблюдательные дела местных пожарно-спасательных гарнизонов. |
31. | Иные документы, по решению начальника ТПСГ. |
Примечание: перечисленные в перечне оперативные документы должны постоянно находиться в расположении дежурной смены СПТ ТПСГ.
Как сегодня отмечают праздник
День образования специальной пожарной охраны отмечается разнообразными торжественными мероприятиями. За период существования специальной пожарной охраны, возникли и некоторые праздничные традиции.
Официальная часть торжества в день специальной пожарной охраны МЧС России начинается с общего построения всего личного состава в парадной форме. Важным пунктом является вынос знамени соответствующего управления. Как правило, к этому событию приурочивают вручение различных отличительных знаков МЧС России. Часто на данные мероприятия приглашают ветеранов пожарной службы, которым вручают благодарственные письма и подарки. После официальной части могут быть организованны соревновательные конкурсы или спортивные мероприятия по оттачиванию приобретенных знаний и передачи имеющегося опыта.
В некоторых городах России 9 октября в день специальной пожарной охраны организовывают специализированные выставки для взрослых и детей. На них представляют различное пожарно-техническое противопожарное оборудование. Гости таких мероприятий могут не только примерить на себя обмундирование настоящего пожарного, побывать в кабине пожарной машины и подать воду в очаг пожара.
Сотрудники СПО на праздничном мероприятии