История гражданской обороны. гражданская оборона ссср: история создания

Особенности направления

С 1945 по 1961 год государство занималось усовершенствованием службы МПВО. Власти искали наиболее надежные пути, которые помогли бы лучше защитить страну от оружий массового поражения. Только в 1961 году официально была подписана бумага о создании новой системы — Гражданской обороны. Она очень сильно отличалась от МПВО и имела свои особенности, например:

  1. ГО — это народная служба. Она носила исключительно общегосударственный характер. Все мероприятия составлялись и касались каждого гражданина страны без исключения.
  2. Защитные меры распространялись на обеспечение безопасности страны и граждан от оружия массового поражения.
  3. Из сообщений на тему гражданской обороны можно понять, что служба расширяла ряд своих прямых обязанностей.

15 июля 1961 года был издан новый доклад по гражданской обороне. Постановлением Совета Министров СССР МВО была переименована в ГО. Система общегосударственных оборонных служб была обязана проводить в мирное и военное время мероприятия в целях защита экономики и граждан от различных типов оружия. Кроме этого, в работу системы входило выполнять спасательные и аварийно-восстановительные работы.

В момент наступления холодной войны над страной висела угроза применения ядерного оружия. Для предотвращения такого шага была создана новая система мероприятий, которые обеспечивали безопасность гражданам и экономике.

Войска гражданской обороны

Войска ГО РФ входят в соединения, которые обеспечивают безопасность и предназначены для защиты объектов, граждан при чрезвычайных положениях как в мирное, так и военное время. Кроме того, во время международных конфликтов силы ГО привлекаются к защите национальной безопасности с использованием вооруженных средств борьбы. Сейчас эти войска считаются военным формированием, которое составляет звено в составе МЧС РФ. В организацию входят:

  • подразделения, в которые включены отделения, взводы, роты и т. д. ;
  • воинские части, состоящие из отдельных батальонов и полков;
  • централизованные спасательные органы, какие входят в состав формирований, находящихся в постоянной готовности к защите населения и территорий в мирный период.

В период отсутствия военных конфликтов войска ГО начинают действовать во время стихийных бедствий, эпидемий, при крупных техногенных авариях, катастрофах и т. д. Непосредственно они начинают выполнять задачи и решать вопросы по обеспечению защиты населения, как только начнется война или Президент объявит о введении военного положения. Во время осуществления своей деятельности войска опираются:

  1. На Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента и т. д.
  2. На нормы международного права и договоры Российской Федерации.
  3. Уставы ВС РФ и ГОЧС.
  4. Нормативные акты Министерства чрезвычайных ситуаций и МО РФ.

Всем участникам соединений выдаются соответствующие документы и знаки отличия. Сегодня продолжается реформирование войск ГО, которое сделает их более мобильными, эффективными, улучшит систему управления и материально-техническое обеспечение.

В СССР и Российской Федерации

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодежи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России).

В России 4 октября отмечается День войск гражданской обороны.

Войска гражданской обороны

Нарукавный знак подразделений ГО предприятий (СССР)

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооружёнными Силами Российской Федерации и другими войсковыми формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, войсковых частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные войсковые формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные войсковые формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

Задачи

Основными задачами спасательных воинских формирований МЧС России являются:

в мирное время:

проведение мероприятий по поддержанию готовности спасательных воинских формирований к выполнению возложенных на них задач;

использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обучение населения в области гражданской обороны;

участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также по разработке технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

участие в доставке грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;

участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

в военное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

Это интересно: Пожарный рукав — определение, виды и устройство

Начало пути

Мирному населению постоянно грозит опасность. Самым страшным явлением считаются боевые действия. С каждым годом орудия, применяемые на войне, совершенствуются. Сегодня можно говорить, что существуют оружия массового поражения.

История образования гражданской обороны на территории России начинается с марта 1918 года. Именно в этот период был издан первый документ, в котором были четко прописаны правила поведения граждан в условиях воздушной атаки. Эта бумага содержала в себе несколько предписаний: создание специального штаба, установка наблюдательных пунктов, появление специальных отрядов, которые будут оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Впервые на территории страны была организована добровольная оборонная служба еще в 1920 году. Ее основное предназначение — разработка военно-научных стратегий. Кроме того, служащие должны были вести общественную пропаганду военных знаний среди обычного населения и рабочего класса.

Повседневное безопасное поведение

В течение учебного дня можно выделить периоды, во время которых нарушение правил может повлечь за собой опасность причинения вреда здоровью как самого нарушителя, так и окружающих

В этих случаях соблюдение требований безопасного поведения особенно важно

Безопасность на переменах

Перемены между уроками существуют для того, чтобы школьники могли отдохнуть, перейти из одного кабинета в другой, подготовиться к следующему уроку или зайти в буфет. Некоторые учащиеся понимают отдых как беготню по коридорам и лестницам, катание по перилам и возню с одноклассниками. Такие действия опасны. За порядком во время перемены наблюдают дежурные учителя и учащиеся старших классов, которые вынуждены останавливать слишком расшалившихся, чтобы не допустить травм.

Безопасное поведение в школе во время перемены:

  • по коридорам и лестницам идти шагом, не бежать, не расталкивать окружающих;
  • держаться правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными;
  • на лестнице придерживаться за перила, не съезжать по ним, не прыгать через ступеньки;
  • выполнять требования дежурных старшеклассников и учителей.

Безопасность в классе

Даже такое, казалось бы, спокойное место, как предметный кабинет может оказаться источником опасности. Во время урока неосторожный ученик может защемить пальцы откидной крышкой парты, ящиком стола, между стульями. Раскачиваясь на стуле, можно случайно придавить ногу себе или соседу. Тонкие края листов учебника или тетради грозят торопливым или невнимательным школьникам порезами, а еще более того опасно точить карандаши ножом или лезвием. Даже обычный грифель острого карандаша бывает причиной травмы. Кабинетная дверь при неаккуратном обращении способна прищемить руку или ударить по лбу.

Чтобы подобного не случилось, нужно:

  • на уроке аккуратно обращаться с учебными предметами и мебелью;
  • для заточки карандашей использовать безопасные точилки;
  • входя в класс или выходя из него, резко не распахивать и не захлопывать дверь.

Работа в лабораториях и мастерских

На уроках физики, химии и биологии требуется особая осторожность при выполнении лабораторных работ. То же самое можно сказать о занятиях в учебных мастерских

Приборы, химические реактивы, столярные и слесарные инструменты требуют строгого выполнения правил техники безопасности и определенных навыков использования.

  • перед началом работы выслушать инструктаж учителя о технике безопасности;
  • во время работы точно следовать инструкциям;
  • не допускать шалостей или небрежности при выполнении работ или нахождении рядом с работающими;
  • не использовать оборудование и реактивы не по назначению.

Безопасное поведение в спортивном зале и на спортивной площадке

На уроках физической культуры может представлять опасность как оборудование спортивного зала или школьного стадиона, так и собственное поведение школьников. Урок физкультуры воспринимается многими как разрядка, возможность в движении сбросить напряжение, накопленное во время остальных занятий.

Тем не менее все перечисленное должно происходить в рамках правил:

  • заходить в спортивный зал или на площадку только с разрешения учителя;
  • иметь для занятий установленную спортивную форму;
  • перед выполнением упражнений внимательно выслушать объяснения;
  • не трогать спортивных снарядов и оборудования без позволения учителя;
  • соблюдать правила культурного поведения, не нарушать дисциплину в зале, на площадке и в раздевалках.

Эти правила безопасного поведения в школе установлены для обычного течения учебного процесса. Однако не исключено возникновение чрезвычайных ситуаций, во время которых неумение грамотно действовать может стоить здоровья, а то и жизни, и часто не одному человеку, а многим.

Этапы послевоенной деятельности

Российская организация ГО претерпела значительные изменения в июле 1961 года, когда стала реальной ядерно-ракетная угроза. Масштаб функционирования возрос до общегосударственного, структура действия распространилась на все территории страны. Необходимо было решать, какие меры способствуют эффективной эвакуации людей и их спасению в тех случаях, когда оружие массового поражения будет применено.

Правительство конструктивно реагировало на все социально-политические перемены. Март 1976 г. стал годом реформационного «Положения о Гражданской обороне СССР». Масштаб деятельности принял широкий охват, в министерствах и ведомствах на местах была проведена реструктуризация, в результате которой образовались новые отделы, призванные решать задачи бесперебойного функционирования всех хозяйственных отраслей даже в ситуации войны.

Трагедии в Чернобыли и Спитаке потребовали активного участия всех структурных единиц ГО СССР в ситуации крайнего экстрима и последующего рассмотрения методик сотрудничества с представителями зарубежных стран, имеющих подобный опыт. Нормативные акты и рекомендации по дальнейшей оптимизации деятельности отрасли интенсивно видоизменялись, как изменялась и сама отрасль.

Издавалась специальная литература и ОГП (общегосударственная подготовка) шла полным ходом. Наконец, в 1987 году, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. «О мерах по коренной перестройки». Как следствие – еще один важный шаг: организация региональных и областных постоянно действующих чрезвычайных комиссий, регулирующих вопросы специальных мобильных отрядов и соединений, всегда готовых к принятию экстренных мер.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;

2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения. 

Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:

• наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных гра­ниц Российской Федерации;

• сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;

• наличием и совершенствованием оружия массового поражения, появлением оружия нового поколения;

• возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;

• возрастанием роли в вооруженных конфликтах высокоточного оружия и разработкой оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах;

• существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население:

• усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера, в том числе в связи с наличи­ем больших запасов химического оружия и подлежащих утили­зации ядерных энергетических установок.

В настоящее время гражданская оборона представляет собой сис­тему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, ма­териальных и культурных ценностей на территории Российской Феде­рации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система гражданской обороны

 Систему гражданской обороны составляют:

1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях. 

Бункеры гражданской обороны

Гражданская
оборона в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской
Федерации.

Руководство
гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях
осуществляют их руководители, которые по должности являются руководителями
подразделений гражданской обороны указанных органов и организаций.

Гражданскую
оборону на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований возглавляют соответственно руководители исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов
местного самоуправления, являющиеся по должности руководителями органов
гражданской обороны.

Для
осуществления мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные,
республиканские, краевые, областные, автономические округа, районные и
городские службы гражданской обороны и службы гражданской обороны организаций.

Военные
формирования, специально созданные для решения задач гражданской обороны и
организационно интегрированные в силы гражданской обороны и организации
гражданской обороны.

Военные
части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другие
войска и воинские формирования привлекаются к выполнению задач гражданской
обороны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные
службы привлекаются к решению задач в области гражданской обороны в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Армия
гражданской обороны имеет специальное оборудование, а также ручное
огнестрельное и холодное оружие.

Деятельность
войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны,
фактического начала военных действий или введения военного положения
Президентом Российской Федерации на территории Российской Федерации или на
отдельных территориях Российской Федерации, а также в мирное время при
стихийных бедствиях, эпидемиях, заболеваниях животных, серьезных авариях,
катастрофах, угрожающих здоровью населения и требующих проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Граждане
Российской Федерации могут быть приняты в организации гражданской обороны:
мужчин в возрасте от 18 до 60 лет и женщин в возрасте от 18 до 55 лет, за
исключением призывников по призыву на военную службу, инвалидов I, II и II
групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет,
женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование и имеющих детей в
возрасте до трех лет.

Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • планировать и организовывать мероприятия по гражданской обороне;
  • осуществлять деятельность по поддержанию их устойчивого функционирования во время войны;
  • готовят своих сотрудников к защите от опасностей, возникающих в результате ведения военных действий или в результате таких действий;
  • создавать локальные системы сигнализации и поддерживать их в состоянии постоянной готовности;
  • Создание и поддержание запасов материальных, технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для целей гражданской обороны.

В
целях обеспечения осуществления деятельности в области гражданской обороны в
Организации создаются штаб-квартира и службы гражданской обороны, которые
проводят работу на основе решений руководителя службы гражданской обороны —
главы Организации.

Работу
Аппарата ГО возглавляет Руководитель Аппарата, который является Заместителем
Руководителя по Гражданской Защите Организации и несет полную ответственность
за выполнение задач, возложенных на Центральный аппарат.

Как
правило, в организации создаются следующие сервисы: предупреждение и связь,
радиационная и химическая защита, медицина, экстренная инженерия,
противопожарная защита, охрана общественного порядка и др.

В
средних учебных заведениях в зависимости от образовательного профиля,
количества учителей и учеников и наличия учебных материалов могут быть созданы
следующие объекты: спасательные группы, посты радиационного и химического
наблюдения, группы по охране общественного порядка и подразделения гражданской
обороны для размещения в убежищах и жилых помещениях. Они укомплектованы
учителями, репетиторами и учениками.

Становление и развитие

О том, почему история развития гражданской обороны в России началась с осуществления действий противовоздушной направленности и о том, как зарождались основы грамотного поведения человека в экстраординарных ситуациях, следует знать каждому, кто живет в XXI веке. Ведь это век подвержен экологическим, техногенным, межнациональным, межэтническим и другим потенциальным опасностям.

Человечество воюет на протяжении всей своей сознательной истории существования. По подсчету историков только за последние пять с половиной тысячелетий прошло около 15 тысяч войн. За этот же период – всего 292 года были для планеты кратковременными периодами относительно мирной жизни.

Эволюция и технический прогресс, помимо объективной пользы, подвергают гражданское население еще и опасности. Статистика погибших на протяжении XX века гражданских лиц свидетельствует, что если в Первую Мировую их процент равнялся пяти, то во время Второй Мировой цифра выросла в десять раз, а во время военных действий во Вьетнаме дошла до 90%.

Почему общегосударственные функции стали общегражданскими?

Войска в противогазах

Государство во все времена принимало на себя обязанности осуществлять оборонные действия в случае угроз со стороны иностранных захватчиков. По мере совершенствования и роста разнообразия видов оружия, а также – стратегических и тактических технологий, возникла необходимость привлечения гражданского населения к участию в оборонительных мероприятиях. И, если в Древнем Риме император Август набирал свою гвардию из профессиональных воинов, не доверяя местному населению, которое считал «развращенным» культурой, то XX век внес свои коррективы в данный вопрос.

В Великобритании времен Первой Мировой войны уже применялось понятие «гражданская оборона», потому что усилий воинских подразделений было явно недостаточно.

Развитие авиации поставило Советское государство перед необходимостью деятельности специальных точек, в которых граждане снабжались инструкциями о том, что делать, чтобы не отравиться ядовитыми газами, было организовано обеспечение противогазовой жидкостью и защитными масками. Предпосылки для дальнейшего формирования и развития будущих пунктов ГО были заложены в 1915 году в дореволюционном Петрограде, а продолжены в 1918-ом.

Не только Петроград стал форпостом деятельности оборонных мероприятий, в которых принимало участие мирное население. Одесским военным округом были предприняты важные шаги. С появлением аэростатов во многих местах были сформированы пункты службы воздушного наблюдения, позволяющие информировать граждан о приближающейся опасности и необходимости принятия мер.

Молодая ГО СССР решает самые насущные задачи!

После выхода «Положения» от 1932 года история развития гражданской обороны в России в мировом сообществе стала набирать обороты.

Уже тогда задачами данного вида деятельности становились следующие мероприятия:

  • организация обучения населения действиям во время бомбежек (тушение пожаров, укрытие в убежищах, оказание первой медицинской помощи);
  • подготовка запасов топлива для детских учреждений;
  • изучение возможностей эвакуации нетрудоспособных граждан;
  • организация восстановительной деятельности коммунальных служб, разборка завалов;
  • освоение основ дегазации;
  • захоронение тел.

Многие функции добавились с началом II Мировой войны. В ее начале более 200 законодательных актов, направленных на совершенствование структуры МПВО утвердили правительство совместно с Госкомобороны. Например, изданное в начале июля 1941 года Постановление призывающее к всеобщей обязательной подготовке населения в области местной противовоздушной обороны. Этот документ стал важным шагом становления и развития гражданской обороны в нашей стране.

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований

Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.)

Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны

Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector