История гражданской обороны
Содержание:
Система гражданской обороны
Систему гражданской обороны составляют:
1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.
На современном этапе
Становление и развитие Гражданской обороны
Дальнейшее становление и развитие гражданской обороны, соотносится с развитием общеполитической системы страны. Распад Союза совпадает с ликвидацией существующего формирования и последующим возникновением Гражданской Обороны Российской Федерации. 1996 год становится временем воплощения мер по формированию системы в ее новом облике. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» дает информацию по контрольным показателям численности и состав войск, определяет возможности доукомплектования, предусматривает меры по деструктуризации и обновлению идейного содержания деятельности.
Структурные изменения в корне изменили статус ГО: из структуры корректирующей направленности она становится контролирующей структурой.
Дальнейшие изменения в тактике и стратегии разрешения военных конфликтов (появление высокоточного инфразвукового оружия, беспилотников, роботизированных морских судов и так далее) стали толчком для последующих преобразований в системе ГО РФ.
Сегодняшние перспективы и задачи дальнейшего развития данной деятельности определены Указом Президента РФ № 696.
В последние годы Россия особенно активно сотрудничает с Международной организацией ГО по таким направлениям, как сбор и анализ данных о масштабных ЧС, мониторинг и прогнозирование потенциальных угроз, дистанционное обучение специалистов.
Ищите дополнительную информацию?В этом Вам поможет раздел «Гражданская оборона» в нашей библиотеке
Особенности направления
С 1945 по 1961 год государство занималось усовершенствованием службы МПВО. Власти искали наиболее надежные пути, которые помогли бы лучше защитить страну от оружий массового поражения. Только в 1961 году официально была подписана бумага о создании новой системы — Гражданской обороны. Она очень сильно отличалась от МПВО и имела свои особенности, например:
- ГО — это народная служба. Она носила исключительно общегосударственный характер. Все мероприятия составлялись и касались каждого гражданина страны без исключения.
- Защитные меры распространялись на обеспечение безопасности страны и граждан от оружия массового поражения.
- Из сообщений на тему гражданской обороны можно понять, что служба расширяла ряд своих прямых обязанностей.
15 июля 1961 года был издан новый доклад по гражданской обороне. Постановлением Совета Министров СССР МВО была переименована в ГО. Система общегосударственных оборонных служб была обязана проводить в мирное и военное время мероприятия в целях защита экономики и граждан от различных типов оружия. Кроме этого, в работу системы входило выполнять спасательные и аварийно-восстановительные работы.
В момент наступления холодной войны над страной висела угроза применения ядерного оружия. Для предотвращения такого шага была создана новая система мероприятий, которые обеспечивали безопасность гражданам и экономике.
Государственная система
Если предыдущие шаги были ограничены временны́ми промежутками, то последний этап начался с 1991 года и продолжается, по сей день. Уже 1992 года был создан приказ о создании единой системы, которая будет предупреждать и ликвидировать последствия ЧС.
Гражданская оборона Российской Федерации является лишь звеном из одной большой системы, которая направлена на защиту и оборону как граждан, так и страны в целом. Теперь можно смело говорить, что государство и ГО неотделимы друг от друга. Эта система обеспечивает безопасность и одновременно развивается в зависимости от принятия новых законов и поправок в Конституции.
Какие именно функции выполняет созданная на территории страны система, должен знать каждый гражданин. Сегодня дети изучают эту тему на уроках в 10−11 классах, пишут рефераты и доклады по ОБЖ. Гражданская оборона — это прозрачная система, которая создана только для обеспечения безопасности.
Становление и развитие
О том, почему история развития гражданской обороны в России началась с осуществления действий противовоздушной направленности и о том, как зарождались основы грамотного поведения человека в экстраординарных ситуациях, следует знать каждому, кто живет в XXI веке. Ведь это век подвержен экологическим, техногенным, межнациональным, межэтническим и другим потенциальным опасностям.
Человечество воюет на протяжении всей своей сознательной истории существования. По подсчету историков только за последние пять с половиной тысячелетий прошло около 15 тысяч войн. За этот же период – всего 292 года были для планеты кратковременными периодами относительно мирной жизни.
Эволюция и технический прогресс, помимо объективной пользы, подвергают гражданское население еще и опасности. Статистика погибших на протяжении XX века гражданских лиц свидетельствует, что если в Первую Мировую их процент равнялся пяти, то во время Второй Мировой цифра выросла в десять раз, а во время военных действий во Вьетнаме дошла до 90%.
Почему общегосударственные функции стали общегражданскими?
Войска в противогазах
Государство во все времена принимало на себя обязанности осуществлять оборонные действия в случае угроз со стороны иностранных захватчиков. По мере совершенствования и роста разнообразия видов оружия, а также – стратегических и тактических технологий, возникла необходимость привлечения гражданского населения к участию в оборонительных мероприятиях. И, если в Древнем Риме император Август набирал свою гвардию из профессиональных воинов, не доверяя местному населению, которое считал «развращенным» культурой, то XX век внес свои коррективы в данный вопрос.
В Великобритании времен Первой Мировой войны уже применялось понятие «гражданская оборона», потому что усилий воинских подразделений было явно недостаточно.
Развитие авиации поставило Советское государство перед необходимостью деятельности специальных точек, в которых граждане снабжались инструкциями о том, что делать, чтобы не отравиться ядовитыми газами, было организовано обеспечение противогазовой жидкостью и защитными масками. Предпосылки для дальнейшего формирования и развития будущих пунктов ГО были заложены в 1915 году в дореволюционном Петрограде, а продолжены в 1918-ом.
Не только Петроград стал форпостом деятельности оборонных мероприятий, в которых принимало участие мирное население. Одесским военным округом были предприняты важные шаги. С появлением аэростатов во многих местах были сформированы пункты службы воздушного наблюдения, позволяющие информировать граждан о приближающейся опасности и необходимости принятия мер.
Молодая ГО СССР решает самые насущные задачи!
После выхода «Положения» от 1932 года история развития гражданской обороны в России в мировом сообществе стала набирать обороты.
Уже тогда задачами данного вида деятельности становились следующие мероприятия:
- организация обучения населения действиям во время бомбежек (тушение пожаров, укрытие в убежищах, оказание первой медицинской помощи);
- подготовка запасов топлива для детских учреждений;
- изучение возможностей эвакуации нетрудоспособных граждан;
- организация восстановительной деятельности коммунальных служб, разборка завалов;
- освоение основ дегазации;
- захоронение тел.
Многие функции добавились с началом II Мировой войны. В ее начале более 200 законодательных актов, направленных на совершенствование структуры МПВО утвердили правительство совместно с Госкомобороны. Например, изданное в начале июля 1941 года Постановление призывающее к всеобщей обязательной подготовке населения в области местной противовоздушной обороны. Этот документ стал важным шагом становления и развития гражданской обороны в нашей стране.
Войска гражданской обороны
Войска ГО РФ входят в соединения, которые обеспечивают безопасность и предназначены для защиты объектов, граждан при чрезвычайных положениях как в мирное, так и военное время. Кроме того, во время международных конфликтов силы ГО привлекаются к защите национальной безопасности с использованием вооруженных средств борьбы. Сейчас эти войска считаются военным формированием, которое составляет звено в составе МЧС РФ. В организацию входят:
- подразделения, в которые включены отделения, взводы, роты и т. д. ;
- воинские части, состоящие из отдельных батальонов и полков;
- централизованные спасательные органы, какие входят в состав формирований, находящихся в постоянной готовности к защите населения и территорий в мирный период.
В период отсутствия военных конфликтов войска ГО начинают действовать во время стихийных бедствий, эпидемий, при крупных техногенных авариях, катастрофах и т. д. Непосредственно они начинают выполнять задачи и решать вопросы по обеспечению защиты населения, как только начнется война или Президент объявит о введении военного положения. Во время осуществления своей деятельности войска опираются:
- На Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента и т. д.
- На нормы международного права и договоры Российской Федерации.
- Уставы ВС РФ и ГОЧС.
- Нормативные акты Министерства чрезвычайных ситуаций и МО РФ.
Всем участникам соединений выдаются соответствующие документы и знаки отличия. Сегодня продолжается реформирование войск ГО, которое сделает их более мобильными, эффективными, улучшит систему управления и материально-техническое обеспечение.
Организационная структура ГО
Согласно Федеральному закону (ФЗ) о гражданской обороне, организацией и ведением ГО Российской Федерации руководит Председатель Правительства. Он же считается начальником ГО РФ, а организационные обязанности по спасению населения и устранению последствий стихийных бедствий возложены на руководителя Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС), который является первым заместителем Председателя Правительства.
В краях, республиках, городах организация этой службы осуществляется по территориальному принципу, а в министерствах, ведомствах и на предприятиях образование подразделений ГО происходит по производственному. В субъектах России и городах руководители исполнительной власти выполняют обязанности начальников ГО, а в учреждениях и на предприятиях эту должность занимают непосредственно директора.
В обязанности всех руководителей любого ранга входит организация, выполнение мероприятий, образование и осуществление мер по сохранности накопленных запасов средств, оборудования для защиты населения и имущества ГО. Первыми заместителями руководителей считаются начальники штабов по ГО и ЧС. В структуру организации входят службы для выполнения специальных функций: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты и т. д.
Повседневное безопасное поведение
В течение учебного дня можно выделить периоды, во время которых нарушение правил может повлечь за собой опасность причинения вреда здоровью как самого нарушителя, так и окружающих
В этих случаях соблюдение требований безопасного поведения особенно важно
Безопасность на переменах
Перемены между уроками существуют для того, чтобы школьники могли отдохнуть, перейти из одного кабинета в другой, подготовиться к следующему уроку или зайти в буфет. Некоторые учащиеся понимают отдых как беготню по коридорам и лестницам, катание по перилам и возню с одноклассниками. Такие действия опасны. За порядком во время перемены наблюдают дежурные учителя и учащиеся старших классов, которые вынуждены останавливать слишком расшалившихся, чтобы не допустить травм.
Безопасное поведение в школе во время перемены:
- по коридорам и лестницам идти шагом, не бежать, не расталкивать окружающих;
- держаться правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными;
- на лестнице придерживаться за перила, не съезжать по ним, не прыгать через ступеньки;
- выполнять требования дежурных старшеклассников и учителей.
Безопасность в классе
Даже такое, казалось бы, спокойное место, как предметный кабинет может оказаться источником опасности. Во время урока неосторожный ученик может защемить пальцы откидной крышкой парты, ящиком стола, между стульями. Раскачиваясь на стуле, можно случайно придавить ногу себе или соседу. Тонкие края листов учебника или тетради грозят торопливым или невнимательным школьникам порезами, а еще более того опасно точить карандаши ножом или лезвием. Даже обычный грифель острого карандаша бывает причиной травмы. Кабинетная дверь при неаккуратном обращении способна прищемить руку или ударить по лбу.
Чтобы подобного не случилось, нужно:
- на уроке аккуратно обращаться с учебными предметами и мебелью;
- для заточки карандашей использовать безопасные точилки;
- входя в класс или выходя из него, резко не распахивать и не захлопывать дверь.
Работа в лабораториях и мастерских
На уроках физики, химии и биологии требуется особая осторожность при выполнении лабораторных работ. То же самое можно сказать о занятиях в учебных мастерских
Приборы, химические реактивы, столярные и слесарные инструменты требуют строгого выполнения правил техники безопасности и определенных навыков использования.
- перед началом работы выслушать инструктаж учителя о технике безопасности;
- во время работы точно следовать инструкциям;
- не допускать шалостей или небрежности при выполнении работ или нахождении рядом с работающими;
- не использовать оборудование и реактивы не по назначению.
Безопасное поведение в спортивном зале и на спортивной площадке
На уроках физической культуры может представлять опасность как оборудование спортивного зала или школьного стадиона, так и собственное поведение школьников. Урок физкультуры воспринимается многими как разрядка, возможность в движении сбросить напряжение, накопленное во время остальных занятий.
Тем не менее все перечисленное должно происходить в рамках правил:
- заходить в спортивный зал или на площадку только с разрешения учителя;
- иметь для занятий установленную спортивную форму;
- перед выполнением упражнений внимательно выслушать объяснения;
- не трогать спортивных снарядов и оборудования без позволения учителя;
- соблюдать правила культурного поведения, не нарушать дисциплину в зале, на площадке и в раздевалках.
Эти правила безопасного поведения в школе установлены для обычного течения учебного процесса. Однако не исключено возникновение чрезвычайных ситуаций, во время которых неумение грамотно действовать может стоить здоровья, а то и жизни, и часто не одному человеку, а многим.
Этапы послевоенной деятельности
Российская организация ГО претерпела значительные изменения в июле 1961 года, когда стала реальной ядерно-ракетная угроза. Масштаб функционирования возрос до общегосударственного, структура действия распространилась на все территории страны. Необходимо было решать, какие меры способствуют эффективной эвакуации людей и их спасению в тех случаях, когда оружие массового поражения будет применено.
Правительство конструктивно реагировало на все социально-политические перемены. Март 1976 г. стал годом реформационного «Положения о Гражданской обороне СССР». Масштаб деятельности принял широкий охват, в министерствах и ведомствах на местах была проведена реструктуризация, в результате которой образовались новые отделы, призванные решать задачи бесперебойного функционирования всех хозяйственных отраслей даже в ситуации войны.
Трагедии в Чернобыли и Спитаке потребовали активного участия всех структурных единиц ГО СССР в ситуации крайнего экстрима и последующего рассмотрения методик сотрудничества с представителями зарубежных стран, имеющих подобный опыт. Нормативные акты и рекомендации по дальнейшей оптимизации деятельности отрасли интенсивно видоизменялись, как изменялась и сама отрасль.
Издавалась специальная литература и ОГП (общегосударственная подготовка) шла полным ходом. Наконец, в 1987 году, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. «О мерах по коренной перестройки». Как следствие – еще один важный шаг: организация региональных и областных постоянно действующих чрезвычайных комиссий, регулирующих вопросы специальных мобильных отрядов и соединений, всегда готовых к принятию экстренных мер.
Силы ГО
Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований
Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования
Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.)
Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны
Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.
Заключение
С
1961 года гражданская оборона выполняет стратегическую оборонную задачу: защита
населения и промышленности от оружия массового поражения вероятного противника.
Большая часть населения получила защиту в надежных оборонительных сооружениях,
были созданы достаточные запасы средств индивидуальной защиты, средств
радиационной и химической разведки. Многое было сделано для повышения
устойчивости промышленных предприятий.
Но
время неумолимо. Меняются политические структуры государств, социально-экономические
условия, технологии производства и системы вооружений, соответственно меняются
и военные доктрины. Появилась концепция национальной безопасности России,
законы «Об обороне», «О гражданской обороне», «О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера».
Регулирование
гражданской обороны затрагивает не только безопасность нашей страны, но и
особенности современной международной политики и отношений государств
многополярного мира.
Конечно,
эти факторы не могли не влиять на состояние современной гражданской обороны и
перспективы ее развития.