Гражданская оборона и обж

Дополнительный материал

  1. Методические рекомендации по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны (утверждены заместителем Министра МЧС России Барышевым П.Ф. от 30 декабря 2020 года за номером 2-4-71-37-11).
  2. Приказ МЧС России от 22.07.2019 № 383 «О комиссии МЧС России по согласованию актов о снятии с учета (изменении типа) защитных сооружений гражданской обороны».
  3. Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
  4. Акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища, ПРУ, укрытия).

Противорадиационные укрытия

Противорадиационные укрытия предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и попадания радиоактивной пыли в органы дыхания,
на кожу и одежду, а также от светового излучения. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной волны, осколков боеприпасов, стекол, обломков разрушающихся зданий, а также от попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

Для чего создаются защитные сооружения

По степени защиты противорадиационные укрытия делятся на пять групп:

Группы ПРУ

Коэффициент защиты от ионизирующего излучения, Кз

Давление ударной волны DРф, кгс/м2
П-I 200 0,2
П-II 200
П-III 100 0,2
П-IV 100
П-V 50

ПРУ должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение до двух суток (за исключением ПРУ, размещаемых в зоне возможных слабых разрушений вокруг АЭС).

При расположении ПРУ в зоне возможных слабых разрушений, а также на объектах первой категории, расположенных вне зон возможных сильных разрушений, их ограждающие конструкции должны быть рассчитаны на избыточное давление по фронте воздушной ударной волны DРф=20 кПа (0,2 кгс/см2).

ПРУ должны иметь степень ослабления радиации внешнего излучения—коэффициент защиты Кз (кроме ПРУ, размещаемых в районах АЭС), равный:

а) на объектах первой и второй категории по гражданской обороне, расположенных вне зон возможных сильных разрушений, для работающих смен предприятий – 200;

б) в зонах возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) за границей зон возможных сильных разрушений:

  • 200 – для работающих смен некатегорированных предприятий, формирований гражданской обороны и лечебных учреждений, развертываемых
    в военное время;
  • 100 – для населения некатегорированных городов, поселков, сельских населенных пунктов и эвакуируемого населения;

в) в зонах возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения):

  • 100 – для работающих смен некатегорированных предприятий и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;
  • 50 – для населения некатегорированных городов, поселков, сельских населенных пунктов и эвакуируемого населения;

г) за пределами зон возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения):

  • 20 – для работающих смен некатегорированных предприятий и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;
  • 10 – для населения некатегорированных городов, поселков, сельских населенных пунктов и эвакуируемого населения.

По месту расположения относительно застройки и по времени возведения противорадиационные укрытия подразделяются аналогично убежищам.

Бункеры гражданской обороны

Гражданская
оборона в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской
Федерации.

Руководство
гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях
осуществляют их руководители, которые по должности являются руководителями
подразделений гражданской обороны указанных органов и организаций.

Гражданскую
оборону на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований возглавляют соответственно руководители исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов
местного самоуправления, являющиеся по должности руководителями органов
гражданской обороны.

Для
осуществления мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные,
республиканские, краевые, областные, автономические округа, районные и
городские службы гражданской обороны и службы гражданской обороны организаций.

Военные
формирования, специально созданные для решения задач гражданской обороны и
организационно интегрированные в силы гражданской обороны и организации
гражданской обороны.

Военные
части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другие
войска и воинские формирования привлекаются к выполнению задач гражданской
обороны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные
службы привлекаются к решению задач в области гражданской обороны в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Армия
гражданской обороны имеет специальное оборудование, а также ручное
огнестрельное и холодное оружие.

Деятельность
войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны,
фактического начала военных действий или введения военного положения
Президентом Российской Федерации на территории Российской Федерации или на
отдельных территориях Российской Федерации, а также в мирное время при
стихийных бедствиях, эпидемиях, заболеваниях животных, серьезных авариях,
катастрофах, угрожающих здоровью населения и требующих проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Граждане
Российской Федерации могут быть приняты в организации гражданской обороны:
мужчин в возрасте от 18 до 60 лет и женщин в возрасте от 18 до 55 лет, за
исключением призывников по призыву на военную службу, инвалидов I, II и II
групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет,
женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование и имеющих детей в
возрасте до трех лет.

Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • планировать и организовывать мероприятия по гражданской обороне;
  • осуществлять деятельность по поддержанию их устойчивого функционирования во время войны;
  • готовят своих сотрудников к защите от опасностей, возникающих в результате ведения военных действий или в результате таких действий;
  • создавать локальные системы сигнализации и поддерживать их в состоянии постоянной готовности;
  • Создание и поддержание запасов материальных, технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для целей гражданской обороны.

В
целях обеспечения осуществления деятельности в области гражданской обороны в
Организации создаются штаб-квартира и службы гражданской обороны, которые
проводят работу на основе решений руководителя службы гражданской обороны —
главы Организации.

Работу
Аппарата ГО возглавляет Руководитель Аппарата, который является Заместителем
Руководителя по Гражданской Защите Организации и несет полную ответственность
за выполнение задач, возложенных на Центральный аппарат.

Как
правило, в организации создаются следующие сервисы: предупреждение и связь,
радиационная и химическая защита, медицина, экстренная инженерия,
противопожарная защита, охрана общественного порядка и др.

В
средних учебных заведениях в зависимости от образовательного профиля,
количества учителей и учеников и наличия учебных материалов могут быть созданы
следующие объекты: спасательные группы, посты радиационного и химического
наблюдения, группы по охране общественного порядка и подразделения гражданской
обороны для размещения в убежищах и жилых помещениях. Они укомплектованы
учителями, репетиторами и учениками.

Список литературы

  1. Маренчук Ю.А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебное пособие — Ставрополь, СКФУ, 2016;
  2. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие — Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2008;
  3. Приказ Министерства образования РСФСР О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности от 27 мая 1991 г. № 196
  4. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007;
  5. Кузьменко Е.П. Гражданская оборона — К.: Вища школа, 2011.

Убежища и их классификация

По защитным свойствам

Убежища подразделяются на четыре класса в зависимости от расчетного избыточного давления во фронте ударной волны ядерного взрыва и кратности ослабления ионизирующего излучения.

Класс убежища Расчетная величина избыточного давления, DРф, МПа Коэффициент ослабления воздействия ионизирующих излучений (А)
А-I 0,5 5000
A-II 0,3 3000
А-III 0,2 2000
А-IV 0,1 1000

Убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения (без учета прямого попадания), бактериальных (биологических) средств (БС), отравляющих веществ (ОВ), а также при необходимости от катастрофического затопления, сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Классификация защитных сооружений ГО

Все убежища (кроме убежищ, расположенных в пределах границ проектной застройки АЭС) должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны DРф =100 кПа (1 кгс/см2) и иметь степень ослабления проникающей радиации (А) ограждающими конструкциями не менее 1000.

Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечивать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух суток (за исключением убежищ, размещаемых в зонах возможных сильных разрушений вокруг АЭС).

Воздухоснабжение убежищ, как правило, должно осуществляться по двум режимам: чистой вентиляции (1-й режим) и фильтровентиляции (2-й режим). В убежищах, расположенных в местах возможной опасной загазованности воздуха продуктами горения, в зонах возможного опасного химического заражения веществами, возможных сильных разрушений вокруг АЭС и возможного катастрофического затопления, следует предусматривать режим полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха (3-й режим).

По срокам возведения

Различают заблаговременно построенные убежища и быстровозводимые убежища с упрощенным оборудованием. Заблаговременно построенные убежища строятся в мирное время по соответствующим планам. Быстровозводимые убежища строятся при возникновении угрозы для восполнения имеющегося к этому времени дефицита защитных сооружений.

По месту расположения

Относительно застройки убежища подразделяются на встроенные (ВУ) и отдельно стоящие (ОС).

Предпочтение должно отдаваться встроенным убежищам, так как они экономичные и обеспечивают возможность более быстрого их заполнения по сигналам гражданской обороны.

Ход беседы.

Воспитатель: 4 октября — Единый День гражданской обороны. А что же такое «Гражданская оборона»? Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Основные принципы гражданской обороны направлены на то, чтобы развивать умение и практику быстро реагировать в любой чрезвычайной обстановке, а также правильно набирать соответствующий номер телефона, чтобы позвонить в нужную службу.

Одними из задач гражданской обороны являются:

1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.

2. Оповещение населения об опасности.

Чтобы вдруг не настигла стихия,

Не накрыла внезапно беда,

Мы должны принять меры такие,

Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,

Пред стихией нельзя отступать,

Солидарность с гражданской защитой

Вам поможет с бедой совладать.

— Что такое чрезвычайная ситуация? Опасность, угрожающая сразу многим людям.

— Кто такие спасатели? Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные события.

— Если ты в квартире один и начался пожар, что следует делать? Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место и только после этого звони в пожарную охрану по телефону «101» или попроси об этот соседей. Если не можешь убегать из горящей квартиры, сразу звони «101», сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма.

Ожидая приезда пожарных – не открывай окна, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.

— Ты один дома, смотришь любимую телепередачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать? Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону «101», покинуть помещение.

— Как уберечь себя от поражения электрическим током? Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу, не пользоваться неисправными электроприборами, не прикасаться к электроприборам мокрыми руками, не играть вблизи электроподстанций, на чердаках или подвалах около электрощитов, не прикасаться (а в сырую погоду не подходить ближе чем на 5 метров) к упавшим на землю проводам под напряжением.

В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять?

Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания. Если владелец не установлен — немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.

Каждый из вас должен помнить о своей безопасности, и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации. Будьте внимательны и осторожны.

Начало пути

Мирному населению постоянно грозит опасность. Самым страшным явлением считаются боевые действия. С каждым годом орудия, применяемые на войне, совершенствуются. Сегодня можно говорить, что существуют оружия массового поражения.

История образования гражданской обороны на территории России начинается с марта 1918 года. Именно в этот период был издан первый документ, в котором были четко прописаны правила поведения граждан в условиях воздушной атаки. Эта бумага содержала в себе несколько предписаний: создание специального штаба, установка наблюдательных пунктов, появление специальных отрядов, которые будут оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Впервые на территории страны была организована добровольная оборонная служба еще в 1920 году. Ее основное предназначение — разработка военно-научных стратегий. Кроме того, служащие должны были вести общественную пропаганду военных знаний среди обычного населения и рабочего класса.

Ход занятия

— Сегодня мы с вами поговорим о гражданской обороне.

— Что же такое «Гражданская оборона»?

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке и защите

людей от опасностей, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В Гражданскую оборону входит: противопожарная служба, МЧС, Авиация, спасатели поискового подразделения.

У МЧС России есть свой символ – белая звезда надежды и спасения

Может кто-то из вас знает, что же такое чрезвычайная ситуация?

Правильно, ребята, это какое-то плохое событие или несчастный случай или катастрофа.

Чтобы избежать чрезвычайных ситуаций необходимо знать очень много правил, а некоторые из них просто вспомнить.

— Какие же это правила? (ПДД и контакт с незнакомыми людьми и предметами)

— Если по дороге вам встретится незнакомый человек или постучится в квартиру и

начнет вам предлагать что-либо интересное, как следует поступить?

— Конечно, нельзя разговаривать с незнакомыми людьми и открывать двери, куда-либо с ними идти, ни в коем случае не брать ничего у незнакомых, не трогать и не вскрывать подозрительные незнакомые предметы, то есть быть очень внимательными.

— Куда следует позвонить в этом случае?

В этой ситуации необходимо позвать (позвонить) взрослых или полицию, описать внешность незнакомого человека. Дома у вас всегда на видном месте должны лежать номера рабочих телефонов родителей и родственников.

А теперь небольшой экзамен по ПДД:

— О чем говорят цвета светофора?

— Почему нельзя бегать по дороге?

— Какие обозначения указывают место перехода?

— На какой цвет светофора машинам разрешено ехать?

— На какой цвет светофора можно пешеходам переходить дорогу?

Игра «Ловкий пешеход»

А сейчас поиграем в игру, которую вы все хорошо знаете – игра «Ловкий пешеход». Я показываю дорожный знак, а вы называете, что он обозначает и где устанавливается (показ знаков)

Не все пойдут куда-то гулять, кто-то возможно останется дома, но и здесь нельзя забывать правила.

— Какие, как вы думаете?

— Что же необходимо делать, чтобы не случилось пожара?

Не играть со спичками, выключить электрические приборы, пожар может перекинуться на другие жилые помещения.

— Выходя из горящего помещения стараться защитить себя от огня, чтобы не

получить ожоги. Намочить водой ткань.

— При пожаре не прятаться под кровати, одеяла, шкафы и трудно доступные места.

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин

При пожаре, при пожаре

Набирают …. – 01, 112

— Постарайтесь не забывать эти несложные правила. Они вам пригодятся в жизни.

Просмотр видеоролика «Советы Тётушки Совы – Огонь»

— О чем был этот мультфильм? Чему он учит нас?

Правильно, мультфильм о том, что бывает, когда не правильно и без внимания взрослых, используются пожароопасные предметы.

— Сейчас я проверю вашу внимательность. Я буду называть различные предметы. Если вы услышите название предмета, который может стать причиной пожара, хлопните в ладоши. Если же этот предмет не опасен, ничего не делайте.

Слова: утюг, журнал, телевизор, котлета, ручка, тостер, жевательная резинка, хлопушка, пустышка, пожарный, торт, нож, огнетушитель, пакет, кисть, спички, рукав, ноты, краски, спички, сигарета, компот, бинт, дрель, стол.

— Молодцы, справились с этим заданием. Переходим к следующему.

Конкурс «Задымленный коридор».

Разделяемся на две команды. Ваша задача пройти этот коридор не только быстрее своего соперника, но и правильнее. Выстраиваемся в две колонны друг за другом. По моему сигналу, по одному участнику из каждой команды добегают до ковра, проползают по нему, встают, бегут до стула, оббегают его и возвращаются к своей команде, передав эстафету следующему игроку.

Рефлексия.

— О чем мы сегодня говорили?

— Что важного вы сегодня узнали?

— Молодцы, я вижу, что вы очень много полезного для себя вынесли из нашего сегодняшнего мероприятия.

В заключение предлагаю прослушать песню «Гимн спасателей.

Каждый из вас должен помнить о своей безопасности, и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации.

Будьте внимательны и осторожны!

Ход занятия

Сегодня день Гражданской обороны. Что же такое «Гражданская оборона»? Гражданская оборона- система мероприятий по подготовке и защите людей от опасности. Основные принципы гражданской обороны направлены на то,чтобы развивать умение и практику быстро реагировать в любой чрезвычайной обстановке, а также правильно набирать соответствующий номер телефона,чтобы позвонить в нужную службу. Сегодня мы разберем как действовать при пожаре. Ребята на какой номер нужно позвонить в случаи возникновения пожара (ответы детей).Правильно по номеру 112. Если вы в квартире одни и начался пожар,что следует делать?Если огонь небольшой,можно попробовать сразу затушить его,набросив на него плотную ткань,одеяло или вылить ведро воды. Если огонь сразу не погас,немедленно убегай из дома в безопасное место и только после этого звони в пожарную охрану по телефону «112» или попроси об этом соседа. Если не можешь убегать из горящей квартиры,сразу звони «112»,сообщи точный адрес и номер своей квартиры. Если чувствуешь,что задыхаешься от дыма,опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком –внизу меньше дыма.

Огонь и дым со всех сторон,

Нам срочно нужен телефон.

Простые цифры набирай

И адрес точный набирай.

В зажигалке или спичке-

Огонёк –невеличка

Просит: «Поиграй со мной,

Я ведь робкий и ручной»

Но плохая он игрушка :

Подожжет диван,подушку,

Книжки, стол,ковер, обои,

И большой пожар устроит:

Что заполнить мы должны?

Спички детям не нужны!

Воспитатель :Ребята,спички детям не игрушка, а вот заинька не знал и играл со спичками и случился пожар.

(в группу вбегает под музыку огонек –ребенок)

Огонек: Я – огонь! Я –друг ребят.

Но когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом.

Воспитатель :Огонек постой,постой не шали ты так милой

Ребята давайте попробуем затушить огонек

(дети берут голубые султанчики и имитируют дождик) Молодцы ребята потушили огонек.

(огонек-ребенок убегает).

Ребята давайте с вами рассмотрим лепбук

Кто изображен на нем (ответы детей)

Правильно пожарный –это работник пожарной охраны,основная задача которого –действовать в чрезвычайной ситуации в различных местах с целью спасения человеческой жизни и ликвидации пожара.

Подойдите ко мне Магомед и Элен. Давайте вы соберете пазлы и мы узнаем,что там изображено.

Огнетушитель-это переносное или передвижное устройство для тушения очагов пожара за счет выпуска огнетушащего вещества

Очень многое ребятки мы узнали на нашем занятие,а сейчас я вас попрошу на рисовать рисунки на данную тему. (дети садятся рисовать)

конце занятия еще раз повторить номера телефонов экстренной службы

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;

2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения. 

Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:

• наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных гра­ниц Российской Федерации;

• сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;

• наличием и совершенствованием оружия массового поражения, появлением оружия нового поколения;

• возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;

• возрастанием роли в вооруженных конфликтах высокоточного оружия и разработкой оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах;

• существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население:

• усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера, в том числе в связи с наличи­ем больших запасов химического оружия и подлежащих утили­зации ядерных энергетических установок.

В настоящее время гражданская оборона представляет собой сис­тему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, ма­териальных и культурных ценностей на территории Российской Феде­рации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система гражданской обороны

 Систему гражданской обороны составляют:

1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях. 

Особенности направления

С 1945 по 1961 год государство занималось усовершенствованием службы МПВО. Власти искали наиболее надежные пути, которые помогли бы лучше защитить страну от оружий массового поражения. Только в 1961 году официально была подписана бумага о создании новой системы — Гражданской обороны. Она очень сильно отличалась от МПВО и имела свои особенности, например:

  1. ГО — это народная служба. Она носила исключительно общегосударственный характер. Все мероприятия составлялись и касались каждого гражданина страны без исключения.
  2. Защитные меры распространялись на обеспечение безопасности страны и граждан от оружия массового поражения.
  3. Из сообщений на тему гражданской обороны можно понять, что служба расширяла ряд своих прямых обязанностей.

15 июля 1961 года был издан новый доклад по гражданской обороне. Постановлением Совета Министров СССР МВО была переименована в ГО. Система общегосударственных оборонных служб была обязана проводить в мирное и военное время мероприятия в целях защита экономики и граждан от различных типов оружия. Кроме этого, в работу системы входило выполнять спасательные и аварийно-восстановительные работы.

В момент наступления холодной войны над страной висела угроза применения ядерного оружия. Для предотвращения такого шага была создана новая система мероприятий, которые обеспечивали безопасность гражданам и экономике.

Простейшие укрытия

Сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от ударной волны, светового излучения ядерного взрыва, осколков боеприпасов, стекол, обломков разрушающихся зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязненной местности. В качестве простейших укрытий наряду с траншеями и щелями могут быть использованы землянки, а также подвалы, подполы, погреба, внутренние помещения зданий.

Вместе с тем, следует учитывать, что простейшие укрытия способны лишь на непродолжительное время минимизировать потери населения в период внезапного нападения противника или возникшей чрезвычайной ситуации. При наличии времени и материалов указанные помещения следует довести до требований, предъявляемых к ПРУ.

Государственная система

Если предыдущие шаги были ограничены временны́ми промежутками, то последний этап начался с 1991 года и продолжается, по сей день. Уже 1992 года был создан приказ о создании единой системы, которая будет предупреждать и ликвидировать последствия ЧС.

Гражданская оборона Российской Федерации является лишь звеном из одной большой системы, которая направлена на защиту и оборону как граждан, так и страны в целом. Теперь можно смело говорить, что государство и ГО неотделимы друг от друга. Эта система обеспечивает безопасность и одновременно развивается в зависимости от принятия новых законов и поправок в Конституции.

Какие именно функции выполняет созданная на территории страны система, должен знать каждый гражданин. Сегодня дети изучают эту тему на уроках в 10−11 классах, пишут рефераты и доклады по ОБЖ. Гражданская оборона — это прозрачная система, которая создана только для обеспечения безопасности.

Повседневное безопасное поведение

В течение учебного дня можно выделить периоды, во время которых нарушение правил может повлечь за собой опасность причинения вреда здоровью как самого нарушителя, так и окружающих

В этих случаях соблюдение требований безопасного поведения особенно важно

Безопасность на переменах

Перемены между уроками существуют для того, чтобы школьники могли отдохнуть, перейти из одного кабинета в другой, подготовиться к следующему уроку или зайти в буфет. Некоторые учащиеся понимают отдых как беготню по коридорам и лестницам, катание по перилам и возню с одноклассниками. Такие действия опасны. За порядком во время перемены наблюдают дежурные учителя и учащиеся старших классов, которые вынуждены останавливать слишком расшалившихся, чтобы не допустить травм.

Безопасное поведение в школе во время перемены:

  • по коридорам и лестницам идти шагом, не бежать, не расталкивать окружающих;
  • держаться правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными;
  • на лестнице придерживаться за перила, не съезжать по ним, не прыгать через ступеньки;
  • выполнять требования дежурных старшеклассников и учителей.

Безопасность в классе

Даже такое, казалось бы, спокойное место, как предметный кабинет может оказаться источником опасности. Во время урока неосторожный ученик может защемить пальцы откидной крышкой парты, ящиком стола, между стульями. Раскачиваясь на стуле, можно случайно придавить ногу себе или соседу. Тонкие края листов учебника или тетради грозят торопливым или невнимательным школьникам порезами, а еще более того опасно точить карандаши ножом или лезвием. Даже обычный грифель острого карандаша бывает причиной травмы. Кабинетная дверь при неаккуратном обращении способна прищемить руку или ударить по лбу.

Чтобы подобного не случилось, нужно:

  • на уроке аккуратно обращаться с учебными предметами и мебелью;
  • для заточки карандашей использовать безопасные точилки;
  • входя в класс или выходя из него, резко не распахивать и не захлопывать дверь.

Работа в лабораториях и мастерских

На уроках физики, химии и биологии требуется особая осторожность при выполнении лабораторных работ. То же самое можно сказать о занятиях в учебных мастерских

Приборы, химические реактивы, столярные и слесарные инструменты требуют строгого выполнения правил техники безопасности и определенных навыков использования.

  • перед началом работы выслушать инструктаж учителя о технике безопасности;
  • во время работы точно следовать инструкциям;
  • не допускать шалостей или небрежности при выполнении работ или нахождении рядом с работающими;
  • не использовать оборудование и реактивы не по назначению.

Безопасное поведение в спортивном зале и на спортивной площадке

На уроках физической культуры может представлять опасность как оборудование спортивного зала или школьного стадиона, так и собственное поведение школьников. Урок физкультуры воспринимается многими как разрядка, возможность в движении сбросить напряжение, накопленное во время остальных занятий.

Тем не менее все перечисленное должно происходить в рамках правил:

  • заходить в спортивный зал или на площадку только с разрешения учителя;
  • иметь для занятий установленную спортивную форму;
  • перед выполнением упражнений внимательно выслушать объяснения;
  • не трогать спортивных снарядов и оборудования без позволения учителя;
  • соблюдать правила культурного поведения, не нарушать дисциплину в зале, на площадке и в раздевалках.

Эти правила безопасного поведения в школе установлены для обычного течения учебного процесса. Однако не исключено возникновение чрезвычайных ситуаций, во время которых неумение грамотно действовать может стоить здоровья, а то и жизни, и часто не одному человеку, а многим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector