Виды государственной власти. государственная власть: понятие и виды

Россия – республика

Несмотря на то что РФ – федерация, она придерживается республиканской формы правления. Это определяется наличием трех ветвей власти: судебной, законодательной и исполнительной. Все они взаимосвязаны и находятся в единстве.

Принципы экономической жизни страны также закреплены в Конституции. Это в первую очередь относится к единству экономического пространства, то есть возможности свободного перемещения услуг, товаров и финансовых средств, а также поддержанию конкуренции, обеспечению свободы экономической деятельности для предпринимателей.

В основе экономических отношений лежат нормы, которые касаются собственности вообще. В России признаются, а также получают равную защиту как частная, так и государственная, муниципальная и другие формы собственности. Этот принцип, который относится к собственности, применяется и к одному из важнейших, если не самому главному богатству страны — земле. Земля и другие природные ресурсы распределены между частной, муниципальной, государственной и другими формами собственности.

Россия является страной с идеологическим и политическим многообразием. Ни одна из них не может быть провозглашенной в качестве обязательной. То же самое касается и религии, так как РФ – провозглашено как светское государство.

Действующая Конституция РФ

Президент Российской Федерации и правительство страны во главе с премьер-министром осуществляют управление страной на основании действующей Конституции. Конституция — это законодательно-правовой акт, в котором рассматриваются основные полномочия президента и правительства, а также основные права и свободы граждан России. Любые нормативно-правовые акты, принимаемые президентом страны и правительством (указы, законы, декреты, постановления), не должны противоречить Конституции.

Любое противоречие — основание для отмены данного закона или внесения в него поправок

Ознакомиться с Конституцией можно в интернете, а также в любом книжном магазине можно приобрести брошюру с полным или сокращенным текстом этого важного документа

В Конституции подробно рассматриваются:

  1. Роль государства и правительства в управлении страной.
  2. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Порядок демократических выборов президента страны и членов правительства.
  4. Особенности многопартийной системы.
  5. Порядок защиты прав и свобод граждан.

Нормативно-правовые акты, которые издает президент страны, должны опираться в первую очередь на содержание Конституции. Периодически в этот важный документ вносятся поправки, но суть остается неизменной начиная с момента утверждения действующей Конституции. Президент и кабинет министров руководствуются Конституцией во время принятия важных решений, связанных с внутренней и внешней политикой страны.

Рядовые граждане должны внимательно изучать этот документ для того, чтобы быть максимально осведомленными о своих правах, обязанностях и свободах. В связи с этим изучение Конституции входит в стандартный курс школьной программы в рамках учебной дисциплины «Правоведение». День принятия главного документа, регламентирующего работу правительства, является официальным государственным праздником. До недавнего времени День Конституции был выходным днем.

О политических режимах — в этом видео.

Политический режим в России

Невозможно однозначно определить политический режим в РФ, так как он постоянно меняется, так что исследования на эту тему ведутся постоянно, а споры не утихают. Россия прошла через тяжёлый этап перемен в начале 90-х годов, когда из-за распада СССР в стране начался политический кризис, который наложил свой отпечаток на дальнейшее развитие. Россию невозможно охарактеризовать по стандартной системе классификации политических режимов, так как российский государственный строй имеет несколько важных особенностей.

Политический режим в современной Российской Федерации

Этими особенностям является сочетание тоталитарных традиций и демократических черт:

  • Тоталитарные традиции. На протяжении большей части истории СССР в стране сохранялся тоталитарный режим. В целом он ушёл в прошлое вместе с Советским Союзом, но некоторые его черты сохранились до сих пор. Кроме того, элементы тоталитаризма являются привычной нормой для множества граждан, заставших советскую эпоху.
  • Демократические черты. В России развивается правовая основа демократии, и уже хорошо видны все сопутствующие ей признаки, такие как разделение власти, референдумы, гарантия основных прав человека, свободные рыночные отношения и т. п. Однако, многие явления в РФ по-прежнему замкнуты на государстве, несмотря на то, что согласно Конституции Россия является именно демократическим государством.

Государственная власть в субъектах РФ

Органы государственной власти представлены не только на федеральном, но и на региональном (власть субъекта РФ). На местном уровне функционируют органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — что это и как соотносится с государственной властью

Подробнее

Госорганы в субъекте РФ — это образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте РФ.

Например, система органов госвласти субъекта РФ включает:

  • высший единоличный орган управления (президент республики, губернатор или глава региона);
  • законодательный представительный орган (например, областная дума и др.);
  • орган исполнительной власти (например, правительство или администрация субъекта РФ, комитеты, департаменты, управления и др.);
  • органы судебной власти (например, областной суд и др.; в некоторых регионах есть свои верховные суды, например Верховный суд Республики Татарстан и т. д.).

Обратите внимание! Полномочия органов государственной власти РФ на уровне субъекта РФ распространяются на территорию соответствующего региона. ***

***

Итак, мы рассмотрели, что такое государственный орган, виды госорганов, а также устройство системы государственных органов власти РФ. 

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Двухуровневая система государственной власти

Создание эффективно работающего механизма государственной власти в России осложняется не только политико-культурными особенностями прошлого, историческим опытом и сложной социально-экономической ситуацией, но и наличием двухуровневой системы власти: центр – регионы. Формально принципы федерализма позволяют в большей степени реализовать демократические ценности, создать условия для удовлетворения интересов и потребностей каждого индивида. Однако существующая на практике модель федерации вызывает не только множество вопросов, но и является зачастую источником ряда проблем. То, как развивались федеративные отношения после распада СССР привело страну к региональному произволу, распаду внутреннего политического и экономического единства, к национальным конфликтам, к войне на Северном Кавказе. Поэтому процесс реформирования федеративных отношений, укрепление связей между субъектами федерации представляется как совершенно необходимый и своевременный.

В 2000-2003 гг. федеральным центром был предпринят ряд инициативных действий, направленных на укрепление вертикали власти и создание новых механизмов взаимоотношений между центром и регионами. В частности, были усилены позиций федеральной власти на региональном и субрегиональном уровнях за счет создания федеральных округов как межрегиональных центров государственного управления (Указ Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г). В настоящее время в РФ существует девять федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский и Крымский). Было также осуществлено статусное разграничение носителей федеральной и региональной власти (внесение изменений в формирование Совета Федерации); приведено в соответствие с Конституцией РФ договоров между центром и регионами, а также разграничение предметов ведения между различными уровнями публичной власти; создан механизм политической и правовой ответственности субъектов РФ и муниципальных образований за ненадлежащее осуществление властных функций.

В настоящее время существующее четкое разграничение полномочий между центром и регионами, а также передача ряда прерогатив центра на уровень субъектов и муниципальных образований создали благоприятные условия для успешного развития федерализма в стране, что является в свою очередь залогом эффективно действующей государственной власти.

Определение и признаки государства

Государство — основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей. 

Любое государство должно обладать следующими признаками:

  • Единство территории. Государство контролирует определённую территорию, на которой действуют его законы.
  • ‍Публичная власть. Она распространяется на всех живущих в нём людей.
  • ‍Законодательство. Государство издаёт законы, которым должны подчиняться все, кто находится на его территории.
  • ‍Аппарат управления и принуждения. Государство следит за соблюдением законов и выполняет другие функции: обеспечивает социальные гарантии (пособия, пенсии), поощряет научные и культурные достижения, обеспечивает безопасность граждан и многое другое. ‍
  • Суверенитет. Никакие внешние силы не вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику государства.
  • ‍Система налогов. Государство взимает деньги со своих граждан и компаний, чтобы тратить их на реализацию своих функций. 

<<Форма демодоступа>>

Президент

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).  

Полномочия президента РФ:

1) назначает Председателя Правительства

2) осуществляет общее руководство Правительством РФ; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации

3) утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ

4) принимает решение об отставке Правительства РФ

5) формирует Государственный Совет РФ

6) формирует и возглавляет Совет Безопасности

7) утверждает военную доктрину РФ

8) формирует Администрацию Президента

9) назначает:

         а) полномочных представителей Президента

         б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

         в) дипломатических представителей РФ

10) назначает выборы Государственной Думы

11) распускает Государственную Думу

12) назначает референдум

13) вносит законопроекты в Государственную Думу

14) подписывает и обнародует федеральные законы

15) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

16) осуществляет руководство внешней политикой РФ

17) вводит в стране военное положение

18) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

19) осуществляет помилование

Особенности федеративного устройства РФ

На практике вопрос территориального разделения власти в стране и государственного строительства является актуальной и острой проблемой. Требуется найти конструктивный баланс между действиями федеральной власти, направленными на поддержание целостности, единства страны, и стремлением регионов к усилению своей автономности, самостоятельности.

Нарушение требуемого баланса чревато значимыми негативными последствиями. Если федеральная власть злоупотребляет своими полномочиями, осуществляет неправомерные действия по рассматриваемому вопросу, это закономерно приведет к централизации власти и возврату к унитаризму. Напротив, излишняя самостоятельность регионов чревата сепаратизмом, слабостью и неустойчивостью государственности.

Замечание 2

Данные угрозы, собственно, и порождают ключевую задачу в этой сфере: определить такую структуру устройства государства, которая позволит и сохранить целостность страны, и в безопасных условиях реализовать естественное желание регионов иметь определенную самостоятельность. Основы решения этой задачи были заложены при разработке и принятии Конституции Российской Федерации и Федеративного договора.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Форма государственного устройства РФ, само государство обладает в некотором роде уникальностью, фундаментом которой является договорно-конституционное право. Инструментами регулирования федеративных отношений в данном случае служат двусторонние договорные взаимоотношения между органами государственной власти и субъектами РФ (к примеру, с республикой Башкортостан); объектом таких договоров является определение границ полномочий и областей приложения федеральной или региональной власти.

Изначально устройство РФ основывалось на двух, в определенной степени конфликтующих принципах:

  • национально-территориальном (республика, автономный округ и т.д.);
  • административно-территориальном (край, область и т.д.).

Несомненно, данное противоречие порождает специфику федеративного взаимодействия, служит источником многих проблем. В частности, вновь приходится говорить о необходимости организации разумного баланса: чтобы ни республики не растеряли этнические особенности и не стали просто административно-территориальными единицами, ни отдельные области или города не оказались возведенными в ранг государства.

Мировая статистика ставит Российскую Федерацию на лидирующую позицию относительно количества субъектов в составе государства, что чревато снижением их качества ввиду сложностей управления. С этим связана тенденция последних лет по объединению несколько малых субъектов в один, тем самым сокращая их общее количество.

Основополагающие принципы, на которых построена Конституция РФ, в том числе, служат инструментом сдерживания и уравновешивания возникающей децентрализации власти и усиливающейся независимости регионов. Эти принципы являются гарантией:

  • нерушимости целостности государственных территорий;
  • равных прав субъектов РФ во взаимодействии между собой и с органами федеральной власти;
  • применения единых основ государственного строя;
  • свободы перемещения людей;
  • свободы распространения информации;
  • свободы товарооборота и финансового оборота на всей территории России;
  • недопустимости одностороннего изменения статуса субъектов России.

Разграничение полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов России отражено в Конституции РФ, где все сферы управления и полномочия разделены на три группы:

  • подлежащие управлению федеральной властью;
  • подлежащие совместному управлению федеральной и региональными властями;
  • подлежащие управлению региональными властями.

Замечание 3

Существует довольно популярное мнение, что на практике задуманная форма государственного устройства России до сих пор не реализована, поскольку фактически регионы владеют властными полномочиями управлять только теми вопросами, которые не имеют решающего значения в основных областях жизни страны, как то: экономика, внешняя и внутренняя политика и пр. Детальное исследование Конституции РФ, в частности, статей 71-73, является подтверждением данной точки зрения.

Политический режим в России

Политический режим — это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Традиционно выделяют три вида политического режима: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Если говорить о демократическом политическом режиме, то можно выделить следующие характерные черты:

  • народовластие — народ является единственным источником власти;
  • свобода личности, в том числе и в экономической сфере, что подразумевает свободу предпринимательства и признание частной собственности;
  • гарантия прав и свобод каждого человека;
  • действует принцип разделения властей;
  • децентрализованность власти;
  • выборность и сменяемость органов государственной власти.

Именно этими чертами характеризуется политический строй России в наше время.

Форма политического устройства РФ

Государственный строй современной России установлен и закреплен в Конституции. Конституция — основной закон государства, документ, имеющий высшую юридическую силу, в котором определены основные аспекты политического, социального и экономического устройства государства.

Российское государство по форме правления является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции Россия является демократическим государством, а это значит, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти либо через органы местного самоуправления.

Власть в современной России имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой страны является президент. Полномочия президента достаточно широки, весь высший генералитет в стране подчиняется именно ему.

Также функционирует двухпалатный парламент. Исполнительную власть представляет правительство, а судебную — суды во главе с Верховным судом.

Федеративное устройство

По своему устройству Россия является федерацией, представленной самостоятельными субъектами. Субъекты Российской Федерации могут иметь самостоятельные органы власти на местах. Эти органы власти находятся в подчинении у верховной власти, но имеют ряд полномочий для осуществления власти на местах. На сегодняшний день в состав России входят 85 субъектов федерации. По два представителя от каждого субъекта входят в состав верховной власти Совета Федерации.

Многонациональное и светское государство

В современной России действует принцип светскости. Это значит, что государство отделено от церкви, а церковь — от государства. Это означает, что церковь не оказывает влияния на государственные дела и никак их не контролирует. В то же время и государство не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Все религиозные направления равны перед законом.

Россия является многонациональным государством. Иными словами, на его территории проживают представители разных народностей и этнических групп. Политика государства направлена на обеспечение достойного уровня жизни и защиту прав всех граждан, проживающих на территории страны.

Принцип многопартийности

Политическая партия — это упорядоченная политическая единица, которая обладает рядом признаков. Основные признаки политической партии:

  • партия — всегда носитель определенной идеологии или особого видения строения мира;
  • партия выражает и отстаивает интересы определенных групп;
  • любая партия настроена на завоевание и удержание политической власти.

Принцип многопартийности — один из фундаментальных принципов организации политической жизни в современном демократическом государстве. Он заключается в существовании в стране политического и идеологического плюрализма. В Российской Федерации действует принцип политической многопартийности, что еще раз подтверждает наличие демократического политического режима в стране.

О формах правления вы узнаете из этого видео.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Понятие суверенитета Российская Федерация – демократическое, правовое, федеративное, социальное, светское государство

Суверенитет как высшее состояние государства формировался в ходе длительной исторической борьбы и подвергался изменениям в соответствии с духом времени. Практически все периоды развития государственности связаны с совершенствованием его качественного содержания. Формирование и эволюция этой конституционно-правовой категории всегда сопровождается усилением роли государства во внутренней и внешней политике.

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. государственный суверенитет распространяется на всю ее территорию (ст. 4).

Многонациональный народ России возрождал суверенную государственность, учредил политико-правовое содержание государственного суверенитета России и незыблемость демократических основ. Указанные конституционные идеи находят свое воплощение в верховенстве и единстве государственной власти и ее самостоятельности и независимости в международных делах и внутренней политике.

Под государственным суверенитетом понимается независимость, самостоятельность и верховенство государственной власти, которые получают свое выражение в праве и возможность по собственному усмотрению осуществлять внутреннюю и внешнею политику государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., «ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства».

Торжественное провозглашение государственного суверенитета России произошло в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР. Декларация устанавливала, что Россия является суверенным государством, созданным исторически объединившимися в нем народами. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета России устанавливалась полнота власти России при решении всех вопросов государственной и общественной жизни.

Основные положения Декларации нашли отражение в ст. 4 Конституции Российской Федерации.

  • Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
  • Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
  • Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Основополагающий принцип суверенитета – единство и независимость государственной власти. Единство государственной власти находит отражение в согласованном взаимодействии и функционировании органов государственной власти, учрежденных на основе механизмов народовластия и реализующих общегосударственные задачи и цели всего общества.

Независимость государственной власти находит отражение в ее самостоятельности и свободе усмотрения во взаимоотношениях с другими государствами, международными организациями. В законодательстве закрепляются различные гарантии государственного суверенитета России. К политическим относится право Российской Федерации самостоятельно определять свою политическую систему, способы формирования органов государственной власти и т. д.

Правовыми гарантиями являются собственная правовая система и закрепленное на конституционном уровне верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. К экономическим гарантиям суверенитета относятся единая кредитно-денежная система России и федеральная государственная собственность, единая система налогов, взимаемых в федеральный бюджет.

В целях защиты государственного суверенитета созданы Вооруженные силы России. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

показать содержание

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

  1. Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

  2. Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

  3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

  4. Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

  5. Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным зако­ном «О выборах Президента Российской Федерации». В Конститу­ции РФ установлен ряд требований, которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Литература:

Дилигенский Г.Г.Политическая институционализация в России: социально-культурные и психологические аспекты // Мировая экономика и международ­ные отношения. 1997. № 7, 8.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996.

КонституцияРоссийской Федерации. М., 2003

Лебедев М. Проблемы повышения эффективности государственной власти в России // Россия и современный мир. 1997. №3.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

Халипов В.Власть. Основы кратологии. М., 1995.

Шестопал Е.Б.Образ власти в России: желания и реальность (политико-пси­хологический анализ) // Полис. 1995. №4.

Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002.

Эффективностьгосударственной власти и управления в современной России. Ростов н/Д, 1998.

 Использованы материалы с сайта Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/administration.shtml

 Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/textappears/2006/05/105546.shtml

 Салмин А. Die Realpolitik российской «федерации» // Современная российская политика / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.89.

 Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/textappears/2005/04/87049.shtml

 Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/textappears/2005/04/87049.shtml

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector