Основы конституционного строя

Основные принципы национальной политики

  • Каждый гражданин имеет равные права и свободу, несмотря на расовую, этническую или языковую принадлежность;
  • Запрет на дискриминацию индивидов по расовой, этнической, культурной принадлежности;
  • Обеспечение сохранности культурных традиций Российской Федерации;
  • Все субъекты Российской Федерации обладают равноправием на взаимоотношения с государственными органами;
  • Свободное заявление своей этнической принадлежности;
  • Помощь развитию этнических культур РФ;
  • Быстрое реагирование и разрешение национальных конфликтов;
  • Защита граждан за пределами государства.

Тенденции, оказывающие влияние на межнациональные отношения:

  1. Самоопределение этноса и интеграция в данное общество;
  2. Упрочение государственности в ходе приобретения самостоятельности субъектов РФ;
  3. Своевременное проведение политических и экономических изменений в регионах;
  4. Сохранение и развитие национально-культурных особенностей этносов.

Суверенитет Российской Федерации

Суверенитет Российской Федерации провозглашается в Конституции РФ как одна из
основ конституционного строя.

Суверенитет государства – это свойство
государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои
функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Особое место в обеспечении подлинного суверенитета
Российской федерации занимает Декларация «О государственном суверенитете
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12
июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Эта Декларация стала
основой для разработки новой Конституции.

Суверенитет государства
проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и
независимости*.

* Государственное право Российской Федерации.
Т.1. С.119

Принцип народовластия

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерациюкак
демократическое государство (ст. 1 Конституции). В преамбулеКонституции
утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие
предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в
Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции).
Народный суверенитет
означает, что «народ, ни с кем не деля свою власть,
осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных
сил, используя исключительно в своих собственных интересах».*«Никто
не может присваивать власть в Российской Федерации, – отмечается в ч. 4 ст. 3
Конституции РФ. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется
по федеральному закону».Народ осуществляет свою власть
непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы
государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание,
законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации)** и
органы местного самоуправления. Российская Федерация признает и гарантирует
местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

* Государственное право Российской Федерации. Курс лекций для
юридических институтов и факультетов / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. М., 1993. Т.
1. С. 129.

** Подробнее о народовластии и его формах см. гл.
9.

Духовные основы конституционного строя РФ

Изучим положения Конституции РФ, которые можно отнести к духовным основам государственного строя.

Россия — светское государство

Светским считается такое государство, в котором нет официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Светское государство на уровне закона устанавливает и создает реальные условия, которые дают гражданам возможность реализовать свои права на свободное исповедание религии и ее пропаганду.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

В светском государстве религия или религиозные объединения не могут влиять на деятельность госорганов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другую прочую деятельность государства. Отделение как церкви от государства, так и школы от церкви обеспечивает светский характер государства.

Принцип идеологического и политического плюрализма предполагает, что в РФ могут свободно сосуществовать различные философские, политические, правовые, экономические и религиозные взгляды. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. Проявление политического плюрализма выражается в многопартийности и свободе общественных объединений.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не может оказывать влияние на определение гражданином своего вероисповедания, своего отношения к религии в принципе. Также граждане, например, занимаются воспитанием своих детей в соответствии с собственными убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

При этом государство регулирует деятельность религиозных объединений. Например, то или иное религиозное объединение может быть запрещено на территории РФ. С другой стороны, на государственном же уровне регламентирован порядок предоставления религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказание финансовой помощи из бюджета, охрана объектов, признанных памятниками культуры, и т. д.

Субъекты

Определение 7

К субъектам Федерации относятся края, области, города федерального типа, автономные области и округа.

Все они участники конституционных правовых отношений, как в общем, так и через органы госвласти и управления, должностных работников, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и пр. Функции субъектов определены в Федеральном законе от 06 октября 1999-го г. «Об общих принципах организации законодательных/представительных и исполнительных органов госвласти субъектов России», в котором обобщена сложившаяся практика с описанием порядка формирования органов законодательной и исполнительной власти.

Важной группой субъектов конституционного права являются муниципальные образования. Через местное самоуправление выражается одна из основ конституционного строя России, оно признано, гарантировано и осуществимо на всей территории РФ

Определение 8

Местное самоуправление в РФ представляет собой форму осуществления народом власти, которая самостоятельно и под собственную ответственность решает непосредственно и/или с помощью органов местного самоуправления вопросы местного значения, руководствуясь интересами населения с учётом исторических и прочих местных традиций.

Замечание 3

Правовые основы реализации власти на местном уровне определены в Федеральном законе от 06 октября 2003-го г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в России».

Конституционные основы Российской Федерации заложены в экономическую, политическую и социальную сферы с целью эффективного действия права по всей территории государства. В связи с этим закрепляются конституционные права, обязанности, а также гарантии их выполнения.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Социальные основы конституционного строя

Прямо и косвенно социальные принципы развития общества закреплены в огромном количестве норм Конституции. Таким образом, официально провозглашается социальная свобода и равенство граждан. Кроме того, данное направление основного закона призвано защищать человеческое достоинство.

Государство в рамках социальных программ предоставляет пособия материям, выплачивает денежные средства на детские нужды, хоть и в небольшом размере, а также предоставляет бесплатное среднее образование. Защита детства, материнства, отцовства, забота и уважительное отношение к пенсионному возрасту – наиболее заметные основы Конституции, реализуемые в обществе.

11.1. Состав Российской Федерации и конституционные основы его изменения.

Российская Федерация состоит исключительно из субъектов федерации; в отличие от многих федеративных государств в ее составе нет территорий, не являющихся субъектами федерации (столичного округа, федеральных территорий или владений, ассоциированных государств и т. п.); различные внутригосударственные образования (федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, ассоциации и союзы муниципальных образований и т. п.) субъектами федерации не являются.

Состав Российской Федерации конституционно закреплен в ч. 1 ст. 65 Основного Закона, в которой поименованы все 89 ее субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Однако конституционно установленный состав федерации в России может быть изменен, и Конституция РФ предусматривает возможность такого изменения: а) в связи с изменением (увеличением) территории Российской Федерации (возможность сецессии, т. е. выхода какого-либо субъекта из состава Российской Федерации Конституция РФ в прямой постановке не допускает); б) в рамках существующих границ. В первом случае речь идет о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта (ч. 2 ст. 65). Изменение же состава Российской Федерации в существующих границах возможно в силу двух обстоятельств:

1) в связи с образованием в составе России нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65);

2) в связи с изменением статуса каким-либо субъектом. В соответствии с Конституцией РФ все субъекты РФ независимо от принадлежности к тому или иному виду равноправны, однако Основной Закон прямо предусматривает возможность изменения субъектом РФ своего статуса (ч. 5 ст. 66), следовательно, изменение статуса субъектом РФ влечет и изменение состава Российской Федерации при прежнем количественном наборе субъектов РФ.

Условия и процедура всех вариантов изменения состава Российской Федерации должны быть урегулированы на уровне федерального конституционного закона. В частности, в развитие конституционных положений принят Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта РФ. В целях исключения правового вакуума соответствующий механизм должен быть закреплен, хотя возможность принятия в Российскую Федерацию нового субъекта представляется в целом гипотетической (схема 9). В то же время полностью исключать подобную ситуацию нельзя: интеграционные процессы с Беларусью, в частности, порождают в том числе предложение об объединении России и Беларуси в одно государство путем постепенного включения в состав России белорусских областей, начиная с восточных; высказывались просьбы, находящие поддержку среди ряда российских политиков, о присоединении к России Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Крыма и т. д.

Понятие суверенитета Российская Федерация – демократическое, правовое, федеративное, социальное, светское государство

Суверенитет как высшее состояние государства формировался в ходе длительной исторической борьбы и подвергался изменениям в соответствии с духом времени. Практически все периоды развития государственности связаны с совершенствованием его качественного содержания. Формирование и эволюция этой конституционно-правовой категории всегда сопровождается усилением роли государства во внутренней и внешней политике.

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. государственный суверенитет распространяется на всю ее территорию (ст. 4).

Многонациональный народ России возрождал суверенную государственность, учредил политико-правовое содержание государственного суверенитета России и незыблемость демократических основ. Указанные конституционные идеи находят свое воплощение в верховенстве и единстве государственной власти и ее самостоятельности и независимости в международных делах и внутренней политике.

Под государственным суверенитетом понимается независимость, самостоятельность и верховенство государственной власти, которые получают свое выражение в праве и возможность по собственному усмотрению осуществлять внутреннюю и внешнею политику государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., «ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства».

Торжественное провозглашение государственного суверенитета России произошло в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР. Декларация устанавливала, что Россия является суверенным государством, созданным исторически объединившимися в нем народами. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета России устанавливалась полнота власти России при решении всех вопросов государственной и общественной жизни.

Основные положения Декларации нашли отражение в ст. 4 Конституции Российской Федерации.

  • Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
  • Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
  • Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Основополагающий принцип суверенитета – единство и независимость государственной власти. Единство государственной власти находит отражение в согласованном взаимодействии и функционировании органов государственной власти, учрежденных на основе механизмов народовластия и реализующих общегосударственные задачи и цели всего общества.

Независимость государственной власти находит отражение в ее самостоятельности и свободе усмотрения во взаимоотношениях с другими государствами, международными организациями. В законодательстве закрепляются различные гарантии государственного суверенитета России. К политическим относится право Российской Федерации самостоятельно определять свою политическую систему, способы формирования органов государственной власти и т. д.

Правовыми гарантиями являются собственная правовая система и закрепленное на конституционном уровне верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. К экономическим гарантиям суверенитета относятся единая кредитно-денежная система России и федеральная государственная собственность, единая система налогов, взимаемых в федеральный бюджет.

В целях защиты государственного суверенитета созданы Вооруженные силы России. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

показать содержание

II.Основы конституционного строя РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
  • IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
  • III.Общее понятие о форме российского государства.

Следующие статьи:

I. Конституция РФ.

Независимость власти

Независимость власти означает самостоятельность государства в
отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о
целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ
обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том
числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и
других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и
проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного
права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Основные задачи государственной национальной политики

  1. Политическая и правовая сфера:

    • развитие федеративных отношений, ведущее к созданию Федерации;
    • наличие правовой базы, регулирующей национальные отношения;
    • достижение межэтнического согласия путём объединения элементов государственной системы. Обеспечение равноправия всем этническим единицам, независимо от национальных или конфессиональных различий;
    • создание мер, предотвращающих этнические противоречия;
    • урегулирование этнический конфликтов посредствам Конституции Российской Федерации;
    • оказание юридической защиты этнической чести субъектов РФ. Накладывание санкций за разжигание национальных противоречий;
    • радикальное решение проблем, связанных с проявлением агрессивных форм национализма.
  2. Социальная и экономическая сфера:

    • обеспечение интересов этноса с учётом культурной формы жизнедеятельности на основе государственной политики;
    • улучшение экономической стороны жизни субъектов РФ;
    • обдуманное использование ресурсов, человеческого капитала, технологических новшеств;
    • совершенствование экономической, культурной и информационной сфер РФ для развития национальных элементов коммуникации.
  3. Духовная сфера:

    • политика дружбы народов: формирование патриотизма, духовное единство;
    • развитие культурных особенностей и традиций славянских, кавказских, тюркских и др. этносов, обеспечение сохранности исторического наследия;
    • формирование условий для обеспечения сохранения культурного наследия;
    • обеспечение поддержки культурным организациям.
  4. Внешняя политика:

    • обеспечение реинтеграции странам бывшего СССР во всех сферах жизнедеятельности;
    • формирование соглашений о защите этнических групп;
    • формирование законов, решающих проблемы беженцев;
    • обеспечение дружеских отношений странам бывшего СССР для устранения национальных конфликтов.

Смотрите также:

  • Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
  • Социальный конфликт
  • Виды социальных норм
  • Социальный контроль

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества

Российская Федерация – полноправный член мирового
сообщества.
Общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации – составная часть ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

В соответствии с Конституцией Российская
Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им
часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не
влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит
основам конституционного строя России (ст. 79). Так, обладая в полной мере
государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной
основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной
основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого
Содружества.

Основы конституционного строя охватывают также
принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.

Для правового государства характерно то, что оно
находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая
неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на
него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и
гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с
государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав
и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только
единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской
Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3
ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он
привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но
лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство —
неотчуждаемое право человека.

Государство считается демократическим и правовым,
если представляет собой политическую организацию гражданского общества.
Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического
плюрализма.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Специфика каждого государства проявляется в определенных, присущих только ему чертах. Совокупность таких черт позволяет говорить об основах его государственного строя.

Этот строй, будучи закрепленным Конституцией, становится конституционным строем данной страны.

Конституционный строй (в узком смысле) – это способ организации государства, закрепленный в его Конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве.

Конституционный строй (в широком смысле) – это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами Конституции, возникающих по поводу организации высших органов власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории – власть, суверенитет, свобода личности.

Наличие в государстве Конституции не означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется прежде всего приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Многообразие отношений, вмещающихся в категорию конституционного строя, диктует необходимость всеобъемлющей правовой регламентации. Но сколь бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих конституционный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим.

Поэтому конституционно-правовым институтом является не конституционный строй в целом, а лишь его основы, то есть предмет соответствующих конституционно-правовых норм составляют лишь основополагающие экономические, социальные, политические, идеологические общественные отношения.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

  1. базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;
  2. основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права;
  3. конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт, присущих данному институту конституционного права: основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение; политико-правовой характер; нормативность и общеобязательность; юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других нормативных актов государства; сжатость и концентрированность изложения; общепризнанность; целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из особой юридической силы основ конституционного строя можно говорить об особой юридической природе норм Главы 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией и всеми иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей Главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Впервые перечень основных элементов конституционного строя Российской Федерации был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, получивший дальнейшее развитие в Конституции РФ 1993 года.

В категории «основы конституционного строя» необходимо выделить элементы, которые находят свое выражение в статьях Главы 1 Конституции РФ.

  1. осударственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции РФ).
  2. уманный статус человека (ст. 2, 6 Конституции РФ).
  3. ародовластие (ст. 3, 12 Конституции РФ).
  4. едерализм (ст. 5 Конституции РФ).
  5. оциальное государство (ст. 7 Конституции РФ).
  6. ногообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции РФ).
  7. азделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ).
  8. деологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ).
  9. ринцип светскости государства (ст. 14 Конституции РФ).
  10. елостность и незыблемость основ конституционного строя Российской Федерации (ст. 15, 16 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации, как основной закон государства

Становление конституционных отношений в истории отечества и права началось в начале XX века. До революции, начиная с 1905-го г. и до 1917-го г., конституционный строй динамично менялся от абсолютной к конституционной монархии, а потом к парламентской республике. Во времена СССР сформировалось более менее стабильное тоталитарное конституционное право, которое просуществовало вплоть до 2-й половины 1980-х годов. В современном российском государстве конституционные отношения стоят на формировании и развитии правового государства и гражданского общества, в котором высшая ценность – это человек со своими правами и свободами.

В связи с всеобъемлющим характером у конституционного права есть много декларативных норм и принципов. Благодаря им устанавливается вектор развития права, основополагающих госинститутов, а также механизмы реализации человеческих прав. По этой причине конституционное право выделяется в отдельную базовую отрасль права и является государственным. На конституционных началах строится множество отраслей отечественного права: жилищное, трудовое, административное, гражданское и др.

Значимая роль Конституции России позволяет твёрдо утверждать, что она является отправным пунктом не только в формировании и развитии, но и совершенствовании действующих законодательных отраслей.

Определение 1

Предмет конституционного права – это общественные отношения, которые складываются в процессе взаимодействия государства и граждан; организация и реализация муниципальной и госвласти на территории РФ.

Разделение властей

Разделение властей выступает как принцип организации
государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из
основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает,
с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на
законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются
самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ,
судебные органы и аналогичные им органы субъектов Федерации)*.

* Президент РФ стоит как бы над всеми органами, являясь
главой государства
, участвуя в той или иной форме и в законодательной, и в
исполнительной деятельности.

    Принцип разделения властей находит свое проявление,
с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов.

    Принцип разделения властей
является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития
человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и
полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное
равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания
над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие
достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях
государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать
при решении важнейших государственных проблем*.

* Подробнее о принципе разделения властей см. гл.12.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector