2 учебный вопросспособы и порядок проведения эвакуации населения
Содержание:
Краткое резюме
Эвакуация – наиболее эффективный способ защитить население, материальные и культурные ценности от негативных последствий ЧС.
Даже если вы не знаете, как организована эвакуация при ЧС в вашем районе, вы можете быть уверены, что все пройдет на должном уровне. Существует разработанный план, есть специально обученные люди, которые организуют все эвакуационные мероприятия.
Ознакомиться с планом эвакуации вашего населенного пункта можно в муниципальном штабе ГО или в местной администрации (либо на официальных сайтах этих организаций, но не везде они находятся в свободном доступе).
Варианты
По времени и срочности:
- упреждающая (заблаговременная) эвакуация;
- экстренная (безотлагательная) эвакуация.
По масштабу:
- локальная эвакуация;
- местная эвакуация;
- региональная эвакуация.
По охвату населения:
- общая эвакуация;
- частичная эвакуация.
На эту тему ▼
Основные способы защиты населения
Частичная или общая эвакуация проводится в зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития военных действий (чрезвычайной ситуации).
Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных организаций начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.
Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации. Эвакуация, рассредоточение работников организаций планируются заблаговременно в мирное время и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым: эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций; Эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.
Виды
Могут классифицироваться по разным признакам:
по видам опасности – эвакуация из зон возможного и реального химического и биологического заражения, радиоактивного загрязнения, возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и др.;
по способам эвакуации – различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
по удаленности – локальная (в границах населенного пункта, района, административного округа, города); муниципальная (в границах сельского района, города); региональная (в границах субъекта РФ, федерального округа); государственная (в пределах РФ);
по временным показателям – временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная – до одного месяца; продолжительная – более месяца. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения — упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная). Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных ЧС проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия. В случае возникновения ЧС с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны ЧС может осуществляться и в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является время восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.
Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным критериям для каждого вида опасностей. Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения.
Разновидности эвакуации
Рассмотрим, какие существуют виды эвакуации. Эвакуация бывает:
- упреждающей — когда угроза ЧС возможна;
- экстренной — когда ЧС уже существует.
При надвигающейся опасности — прогнозированного потопления, землетрясения и др., проводится упреждающая добровольная эвакуация.
Экстренная эвакуация проводится из пораженных районов при уже существующей чрезвычайной ситуации.
Эвакуация проводится в самые короткие сроки, которые возможны. В первую очередь эвакуируются экономически и стратегически значимые для государства объекты. А так же работающие на них специалисты и их семьи. В военное время в первую очередь эвакуации попадают военные объекты: штабы, военная документация и архивы. Далее эвакуируется все остальное население зоны ЧС.
Эвакуация населения может быть частичной и массовой (общей).
- При частичной эвакуируются дети, старики и инвалиды.
- При общей эвакуируется, по возможности, все население, находящееся в зоне ЧС, зоне поражения.
Это интересно: Болота (заболоченные угодья)
Кто отвечает за проведение эвакуации
Проведение мероприятий по эвакуации в РФ регламентируется законодательно:
- Федеральным Законом № 28-ФЗ от 12.02.1998 г.;
- Постановлением Правительства № 303 от 22.06.2002 г.;
- Методическими рекомендациями по организации гражданской обороны (п. 1.3).
При возникновении чрезвычайной ситуации или возможности ее наступления за проведение эвакуации отвечает «власть на местах», т.е. органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления.
В России создана специальная структура – РСЧС (российская система чрезвычайных ситуаций), которая объединяет и координирует действия различных структур при возникновении (или угрозе) ЧС. Подробно об этой системе рассказано в другой статье нашего блога. Сейчас вспомним вкратце.
РСЧС – это иерархическая система, состоящая из 5 уровней. В ведении какого уровня возникла необходимость в эвакуации, там и возникает ответственность за ее проведение.
Допустим, произошла утечка ядовитых газов с химического предприятия в небольшом городке N. В этом случае на объектовом уровне РСЧС будет проводиться эвакуация работников этого предприятия, на муниципальном – эвакуация жителей городка N, на региональном – подготовка к эвакуации всех близлежащих населенных пунктов, если аварию и ее последствия ликвидировать не удается.
Чтобы быть максимально подготовленными к эвакуации любого масштаба, российской системой ЧС на всех уровнях создан, постоянно пополняется и модернизируется материальный актив для проведения эвакуаций (как собственный, так и привлекаемый со стороны).
Планирование действий
Чрезвычайные ситуации трудно спрогнозировать. Тем не менее, к ним нужно быть готовыми всегда. Для этого ответственные лица по всей вертикальной цепи власти превентивно планируют действия, в целом предусматривающие возможные чрезвычайные ситуации.
Заранее проводят статистический анализ состава населения, на случай какого-либо вида эвакуации.
К первой группе относят персонал, который должен выполнять должностные обязанности в городе при любой ситуации. Этих людей распределяют на допустимых расстояниях, продумывая пути их доставки на работу. Алгоритм их перемещения следует продумывать с особой тщательностью.
Невозможность выполнять рабочие обязанности в местах чрезвычайных происшествий может еще более усугубить катастрофу.
Ко второй группе относят всё население, которое может работать в новых местах расположения. Их эвакуируют вместе с членами семей одновременно с предприятиями и материальными объектами.
Третью группы составляют студенты, учащиеся высших учебных заведений всех уровней подготовки, коллективы ВУЗов, дети из специальных интернатов, детских учреждений. Детей обязательно сопровождает взрослые воспитатели, персонал, который работал в заведении.
В эту группу эвакуации входят люди почтенного возраста, находящиеся в специальных заведениях, пожилые одинокие лица, социально неадаптированные члены общества.
Отдельного внимания заслуживает эвакуация пострадавших, которую можно проводить только с медицинским сопровождающим персоналом. Для этих лиц предлагают отельные виды транспорта и маршруты, подразумевающие максимально оперативное оказание последующей квалифицированной помощи.
При подготовке к возможным катастрофам излишнего усердия быть не может. В час «икс» все действия будут осложнены эмоциональными реакциями. Только основательно заложенные знания смогут помочь выиграть время и спасти людей.
Основные правила
Комплекс всех действия для эвакуации населения может иметь предупредительный или экстренный характер. Если угроза чрезвычайных обстоятельств только прогнозируется, эвакуация населения проводится с упреждением. При свершившемся экстремальном событии людей и объекты приходится эвакуировать в кратчайшие сроки, то есть экстренно.
В случае возникновения опасений из-за потенциальных природных катаклизмов – подтоплений, оползней, землетрясений – мероприятия по эвакуации населения из зоны риска проводят при добровольном согласии жителей.
Эвакуация любого вида проводится максимально быстро и организованно. Времени на сомнения и раздумья обычно бывает крайне мало. В особых случаях его нет совсем.
Первоочередная задача – удаление из зоны катастрофы стратегически важных объектов, эвакуация персонала, который их обслуживает, и членов семей. После чего сразу же приступают к эвакуационным мероприятиям по отношению ко всем остальным жителям территории бедствия.
При особо серьезных потрясениях население удаляют за пределы опасной территории практически полностью. Никакие виды эвакуации не смогут помочь категорически возражающему жителю, трезво оценивающему весь уровень угрозы. Это случаи единичные, не подлежащие рассмотрению.
Классификация видов эвакуации населения:
Срочность |
Упредительная Экстренная |
Масштаб |
Локальная (от нескольких тысяч населения) Местная (до десятков тыс. населения) Региональная (высокая плотность населения) |
Количество |
Общая (все население) Частичная (дети, студенты, инвалиды, старики) |
Эвакомероприятия проводятся для достижения ряда целей, а именно для максимального снижения потерь среди населения и сохранения кадров и специалистов
Кроме этого, для государства важно продолжение работы экономических и стратегических объектов, которые тоже по возможности эвакуируются вместе с оборудованием. В военное время за зоной поражения силами эвакуированных граждан создаются новые группировки сил и средств обороны
Обеспечиваются сохранность материальных и культурных ценностей.
Руководящие лица и инстанции
Для оперативного решения всего комплекса вопросов по эвакуации регламентом предусмотрена иерархия руководящих лиц и инстанций. Среди них решающую роль играют:
- комиссия по эвакуации (ЭК);
- оперативная группа, организующая вывоз (ОГ);
- комиссия, принимающая эвакуированное население (ЭПК);
- пункты, находящиеся по пути следования (ППЭ);
- пункты, где собирают всех эвакуированных (СЭП);
- группы, управляющие потоками пешеходов (ГУ);
- приемные пункты, на которые прибывает население;
- администрации, ответственные за транспортировку ценных объектов (ПП или ПВ); всех видов эвакуации.
Благополучие процесса эвакуации, независимо от его вида, обеспечивает слаженность, координирование, налаженные коммуникативные взаимодействия.
Деление по признакам
Виды мероприятий можно представить определенным образом, сгруппировав по признакам необходимости проведения эвакуации, перечислив способы ее осуществления:
- по степени опасности угроза может быть химической, бактериологической, радиоактивной, механической или являть собой глобальную катастрофу;
- перемещение населения возможно всеми имеющимися транспортными средствами, пешком, совмещением пешеходного и транспортного потоков;
- эвакуация может иметь местный характер, проводиться в пределах региона или всего государства в целом;
- длительность выселения бывает кратковременной (до истечения нескольких суток), среднесрочной (до окончания одного месяца), продолжительной (длительностью более одного месяца);
- эвакуация может проводиться превентивно (при первых признаках появления рисков) или срочно (в экстренных случаях).
Существуют критерии, по которым принимается решение об эвакуации того или иного вида. Изучать их удобно по таблицам:
Критерии принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени
Основные системы жизнеобеспечения, выходящие из строя при ЧС | Жизненно важные потребности человека | Минимально допустимые нормы потребления, обеспечиваемые рассматриваемой системой жизнеобеспечения | Время, в течение которого человек без ущерба для здоровья может существовать без удовлетворения данных потребностей | Критерии для принятия решения об эвакуации |
---|---|---|---|---|
Топливоснабжение |
Тепло |
0,02 т условного топливагод на человека |
В холодное время года от нескольких часов до 2-3 суток |
Возможный уровень удовлетворения жизненно важных потребностей ниже допустимого |
Электроснабжение |
Тепло |
112 квтчас на человека в год |
||
Жилой фонд |
Жилье |
2,5 кв. м на человека в течение нескольких месяцев |
В холодное время года до 3 суток под открытым небом и до нескольких месяцев в палатках |
Время восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, превышает время, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей, или удовлетворение их на уровне, значительно более низком, чем допустимый |
Водоснабжение |
Вода питьевая |
2,5л (в жару 4 л) — 3-5 сут; 10-15 л-10 — 15 суг; далее 22,5-27,5 л (на человека в сут) |
1-2 дня |
|
Система обеспечения продуктами питания |
Питание |
Калорийность пиши от 1000-3000 ккалсут. Суточная потребность в белке 58-61 г (на человека) |
Трое суток |
Критерии принятия решений на эвакуацию населения из зон радиоактивного загрязнения
Категории населения |
Защитные меры |
Дозовые критерии (доза, прогнозируемая на первые 10 суток после начала облучения), мЗв |
|||
Все тело |
Щитовидная железа |
||||
Нижний уровень |
Верхний уровень |
Нижний уровень |
Верхний уровень |
||
Взрослые |
Эвакуация |
50 |
500 |
500 |
5000 |
Дети, беременные женщины |
Эвакуация |
10 |
50 |
200 |
500 |
Абсолютно все действия в случае экстремальных обстоятельств регламентируются общегосударственными документами. Слои населения группируются по возрастной степени мобильности, физическому состоянию.
Для различных категорий документами предусмотрены разные средства для транспортировки, условия приема на промежуточных и окончательных местах сбора.
Выводы по второму учебному вопросу
1. Эвакуация людей, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций (опасных зон) в загородные (безопасные) зоны является наиболее надёжным способом их защиты. Вместе с тем существуют объекты экономики, которые должны продолжать свою работу в населённых пунктах в любых условиях обстановки. К ним относятся уникальные (специализированные) объекты экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют, а также предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность данных объектов. Вместо эвакуации персонал данных объектов и предприятий подлежит рассредоточению в загородной зоне.
2. Эвакуация в Российской Федерации организуется по производственному, территориальному или территориально-производственному принципу.
3. Ответственность за организацию и проведение эвакуации населения, материальных и культурныхценностей в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на предприятиях (в учреждениях, организациях, учебных заведениях) возлагается на их руководителей (начальников гражданской обороны).
4. Классификация видов эвакуации осуществляется по 1) видам опасности, 2) удалённости, 3) способам эвакуации, 4) длительности её проведения, 5) времени начала проведения эвакуации, 6) охвату населения эвакуационными мероприятиями.
5. Для проведения эвакуационных мероприятий создаётся система органов управления эвакуацией, включающая эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, промежуточные пункты эвакуации, группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, эвакуационные приемные комиссии, приемные эвакуационные пункты, администрации пунктов посадки (высадки).
6. Эффективность эвакуационных мероприятий во многом зависит от выполнения эвакуируемыми своих обязанностей при объявлении эвакуации, по прибытии на сборный эвакуационный пункт, на маршруте и по прибытии к месту назначения.