Эвакуация. виды и назначение путей эвакуации. расчет времени эвакуации

Содержание:

Содержание и эксплуатация

Согласно СП 1.13130.2020, а также всех существующих государственных/ведомственных, отраслевых правил ПБ, при эксплуатации и содержании эвакуационных путей и выходов запрещается:

  • Прежде всего захламлять их чем бы то ни было – от любого оборудования до мусора/отходов.
  • Устанавливать дополнительные, не предусмотренные проектными решениями перегородки, двери, турникеты, замки и другие препятствия.

При приемке рабочей комиссией в эксплуатацию здания именно то, как соблюдены специалистами проектных, работниками субподрядных организаций нормы эвакуационных путей – всегда главное условие для сдачи объекта без замечаний, последующих доработок

Именно на них, а не на работоспособность установок/систем АПС, АУПТ, других инженерных систем здания обращает пристальное внимание представитель государственного пожарного надзора, руководствующийся НПБ 05-93, регламентирующим участие органов ГПН в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов, в том числе об обязательном наличии не менее, чем двух самостоятельных эвакуационных выходов из каждой части, пожарного отсека здания, сооружения

Как выглядит и где может располагаться запасной выход?

В зависимости от пассажировместимости машины запасной выход может выглядеть следующим образом:

  • Аварийная дверь в автобусе. Устанавливается дополнительно к служебной двери. Открывается при необходимости эвакуировать пассажиров в случае возникновения нештатной ситуации или используется просто как дополнительный выход в режиме обычной эксплуатации. Кнопка аварийного открытия располагается на панели над или рядом с дверью автобуса.
  • Аварийное окно. Предназначается для высаживания людей только при аварии. Такие окна либо снабжаются механизмом быстрого удаления, либо полностью открываются, либо разбиваются молотком. В последнем случае используется стекло, легко бьющееся при точечном ударе и безопасное при разбитии. Рядом должно располагаться приспособление, которым стекло можно будет легко разбить. Окна, предназначенные для открывания или удаления, открываются или удаляются наружу.
  • Аварийные люки. Представляют собой проем в крыше, через который пассажиры могут покинуть транспортное средство при аварии. В автобусах большой пассажировместимости устраиваются люки в полу. Люки открываются скольжением или сбрасыванием, причем открываться они должны как со стороны салона, так и с улицы. Откидывающиеся люки запрещены.

Аварийные выходы

Пожарные выходы, которые не обеспечивают полностью безопасный вывод людей, принято относить к аварийным. Они менее удобны и надежны, но всегда актуальны. Нередко остаются единственным шансом на спасение, особенно если основной путь заблокирован завалом или огнем.

Аварийный выход может вести:

  • на открытый балкон (лоджию) с глухим простенком (от 160 см) между остекленными проемами или оборудованный сквозной лестницей для перехода на аналогичную конструкцию этажом ниже;
  • на огнестойкую кровлю через окно, дверь, люк;
  • в смежное помещение с противопожарной защитой;
  • наружу через люк или оконный проем (не менее 60х80 см), который расположен не выше 450 см от уровня пола;
  • в соседний корпус или секцию здания (пожарный отсек) по воздушному переходу (ширина от 60 см).

Аварийные выходы обозначаются на плане пунктирными стрелками, хотя это требование не является обязательным к исполнению.

В вагоне поезда

Занимая свои места в вагоне, мало кто из пассажиров задумывается о том, где расположены аварийные выходы в вагоне. Если проводники не расскажут об этом, то надо знать, что это:

  • Открываемые окна в 3, 6 купе вагонов типа «плацкарт», расположенные в вагоне со стороны поперечных полок, или окна купе также за № 3, 6 купейных вагонов. Однако, в зависимости от конструкции вагона могут быть и другие варианты.
  • Такие окна промаркированы табличками, наклейками «Аварийный / запасный выход», устройством типа молотка для разбития оконного стекла.
  • Окно в помещении туалета.
  • Торцевые тамбурные двери переходов в соседние вагоны.

А также четыре штатные боковые двери – по две в тамбурах, использующиеся для передвижения пассажиров, проводников вагонов на остановках поезда.

В купейном вагоне, как, впрочем, и в плацкарте, это еще и все остальные окна, разбитые в аварийных ситуациях тяжелыми твердыми предметами, очищенные от осколков по периметру проема.

В таких случаях, покидая вагон через аварийный выход, следует выбираться через оконный проем особенно осторожно

Мероприятия обеспечивающие защиту путей эвакуации

Объемно-планировочные: кратчайшие расстояния до эвакуационных выходов, их достаточная ширина, изоляция путей эвакуации от пожаро и взрывоопасных помещений, возможность движения к нескольким эвакуационным выходам и т.п.

Эргономические: назначение размеров эвакуационных путей и выходов отвечающих антропометрическим размерам людей, особенностям их движения, нормирование усилий при открывании дверей и т.п.

Конструктивные: прочность, устойчивость и надежность конструкций эвакуационных путей и выходов, нормирование горючести отделки на путях эвакуации, перепадов высот на путях движения, размеров ступеней, уклона лестниц и пандусов и др.

Инженерно-технические мероприятия: организация противодымной защиты, оборудование автоматическими установками пожаротушения, проектирование требуемой освещенности, размещение световых указателей, громкоговорителей системы оповещение и др.

Организационные: обеспечение функционирования всех эвакуационных выходов при пожаре и поддержание на требуемом уровне объемно-планировочных, конструктивных, эргономических и инженерных показателей, например: предупреждение загромождения эвакуационных путей и выходов горючими материалами, а также предметами, уменьшающую их пропускную способность и т.п.

Описание маршрута эвакуации из помещений первого наружу:

  1. непосредственно;
  2. через коридор;
  3. через вестибюль (фойе);
  4. через лестничную клетку;
  5. через коридор и вестибюль (фойе);
  6. через коридор и лестничную клетку;
  7. в соседнее помещение (кроме помещения категории А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами.

Описание маршрута эвакуации из помещений любого этажа, кроме первого:

  1. непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
  2. в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
  3. в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
  4. в соседнее помещение (кроме помещения категории А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами.

Какие требования предъявляются к эвакуационным планам и другим знакам безопасности в школе

Кроме этого, в здании школы в исправном состоянии должны находиться знаки пожарной безопасности, обозначающие эвакуационные пути и выходы, а также планы эвакуации, требования к которым мало чем отличаются от требований к зданиям иного функционала. Эвакуационный план школы имеет в своей основе те же принципы построения, оформления и размещения, что и планы для других зданий общественного назначения. Он должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля (с Изменением №1)». План эвакуации состоит из текстовой и графической части, при этом, в отличие от плана эвакуации общественного здания другого функционального назначения, в текстовой части плана эвакуации школы излагается порядок действий преподавателей и технического персонала с целью безопасной эвакуации не только самих себя, но и детей. Сами планы эвакуации также используются по большей части для работающего персонала школы, не всякий ребенок будет изучать, а тем более понимать, что изображено на «картинке».

Ещё одним отличием плана эвакуации школы от планов других общественных зданий является то, что на плане эвакуации также обозначается пункт сбора эвакуированных, где будут собираться обучающиеся. Если речь идет о школе-интернате, необходимо также указать пункт сбора детей в ночное время.

Разработкой планов эвакуации занимается специальная организация, которая имеет лицензию на осуществление подобного рода деятельности. Размещение планов эвакуации осуществляется на видных местах, схема плана должна быть правильно ориентирована в пространстве. Это облегчит поиск эвакуационных выходов для спасающихся.

Различают эвакуационные планы с этажа, секционные, локальные и общие. В школах, как правило, наибольшее применение имеют эвакуационные планы с этажа и секционные. Это объясняется тем фактом, что здания и помещения могут иметь сложную геометрию, быть больших размеров, да и сам контингент образовательной организации в случае пожара требует особого внимания и организации. Как кашу не испортить маслом, так и школу не испортить дополнительными планами эвакуации.

Обозначение и план эвакуации

План эвакуации предназначен для регулирования действий человека в опасной ситуации, когда может присутствовать паника и необдуманные спонтанные поступки.

План оформляется для каждого этажа. При наличии секций разрабатывают дополнительный секционный маршрут. На стенах дома размещаются графические изображения с подробным указанием вариантов эвакуации, а также участков хранения защитных средств.

К схеме прилагается инструкция с порядком действий в пожароопасной обстановке. План эвакуации должен быть оформлен с хорошим уровнем читаемости и восприятия информации. Цель наглядной информации – полноценное и оперативное руководство действиями населения в условиях возгорания.

Дополняют визуализацию противопожарных мер безопасности эвакуационные знаки, указывающие направления движения посредством стрелок и изображений. Они могут иметь форму квадрата или прямоугольника. Применяется зеленый фон и белого цвета надписи. Знаки обязательно должны быть видны даже в темных помещениях. Это может обеспечить использование флуоресцентных красок или подсветки.

Требования к ширине проходов, лестниц и устройству дверей

Ширина эвакуационного пути должна быть не менее – 0,8 метра. Допускается – 0,6 метра, если он ведет из нежилых и технических помещений площадью до 20 метров. В МКД, где во время эвакуации необходимо обеспечить эвакуацию более 50 человек – 1,2 метра.

Ширина эвакуационного прохода не может быть меньше лестничного пролета, по которому спускаются люди. Лестницы, находящиеся на пути эвакуации, должны отвечать ряду требований СП в отношении размеров, углов подъема и дополнительных устройств.

Минимальная ширина лестниц:

  • в секциях или подъездах с населением до 50 человек – 0 9 м;
  • если лестничный марш обслуживает 1 помещение – 0,7 м;
  • в здании, где находится более 200 человек на этаже, за исключением первого – 1,2 метра.

Требования, установленные к дверям, расположенным на пути эвакуации:

  • должны открываться в направлении выхода из дома (исключения указаны в СП);
  • запоры должны обеспечивать их быстрое и легкое, без применения ключей, открытие.

Полный перечень требований отражен в нормативно-технической документации. Соблюдение нормативов обеспечит быстрый и свободный проход в случае пожара в МКД.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие требования

     4.1 Общие положения

     4.2 Эвакуационные и аварийные выходы

     4.3 Эвакуационные пути

     4.4 Эвакуация по лестницам и лестничным клеткам

5 Объекты, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей класса функциональной пожарной опасности Ф1.1

     5.1 Общие требования

     5.2 Детские дошкольные учреждения, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений

     5.3 Больницы, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные)

6 Жилые здания — объекты класса функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4 и общежития квартирного типа

     6.1 Многоквартирные жилые дома и общежития квартирного типа

     6.2 Одноквартирные, в том числе блокированные жилые дома

7 Общественные здания — объекты классов функциональной пожарной опасности Ф.1.2, Ф2, Ф3, Ф4

     7.1. Общие требования

     7.2 Гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов

     7.3 Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях

     7.4 Музеи, выставки, танцевальные залы

     7.5 Учреждения, указанные в 7.3, на открытом воздухе

     7.6 Здания организаций торговли

     7.7 Здания организаций общественного питания

     7.8 Вокзалы

     7.9 Поликлиники и амбулатории

     7.10 Помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей

     7.11 Физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани

     7.12 Школы, внешкольные учебные заведения, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища

     7.13 Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научно-исследовательские организации, банки, конторы, офисы

8 Здания производственного и складского назначения (класс функциональной пожарной опасности Ф5) и наружные установки

     8.1 Общие требования

     8.2 Производственные здания и сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские

     8.3 Складские здания и сооружения, книгохранилища, архивы, складские помещения

     8.4 Стоянки автомобилей

     8.5 Сельскохозяйственные здания

9 Пожарная безопасность маломобильных групп населения

     9.1 Общие требования

     9.2 Требования к пожаробезопасным зонам

     9.3 Требования к эвакуационным путям и выходам

Приложение А. Условия применения автоматических раздвижных дверей на путях эвакуации

Библиография

Нормативные ссылки:

  • ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
  • Технический регламент Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
  • ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности
  • СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы
  • СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
  • СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности
  • Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооруж…
  • СП 43.13330.2012 Сооружения промышленных предприятий
  • СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности
  • СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
  • ГОСТ 30826-2014 Стекло многослойное. Технические условия
  • Федеральный закон 162-ФЗ О стандартизации в Российской Федерации
  • ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
  • Постановление 624 Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил
  • СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
  • СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение
  • Приказ 194 Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»
  • Показать все

Возможно, вам также будет интересно

В обеспечении безопасности на железной дороге отнюдь не последнюю роль играют системы видеонаблюдения. В некотором смысле, это превентивная мера безопасности, и ее внедрение имеет психологическое значение, если речь идет о хулиганах, карманных воришках и прочем контингенте мелких правонарушителей. Если же говорить о терроризме, то системы видеонаблюдения должны обеспечивать возможность предотвр…

Разнообразие областей использования систем автоматизации и телеметрии растет с появлением новых технологий и новых направлений их применения. Все системы требуют надежных источников питания, причем год от года потребляемая мощность для аналогичных систем снижается, а требования к надежности возрастают. Прокладка кабеля питания по своей стоимости во много раз может превосходить стоимость самого …

В настоящее время автоматические системы управления (АСУ) все активнее замещаются интеллектуальными системы управления (ИСУ). Они характеризуются самообучением, интеллектуальными обратными связями, применением множества алгоритмов управления из библиотеки и другими возможностями. В статье речь пойдет об ИСУ промышленного назначения.

Какие требования предъявляются к ширине эвакуационных выходов и путей в школе

В зданиях образовательных учреждений зачастую проходят различные мероприятия с массовым пребыванием людей Нажмите для перехода на ПожВики (концерты, ярмарки, выставки, выборы и т.д.). В целях проведения подобных мероприятий максимально безопасно при размещении выставочных и агитационных стендов и иных предметов необходимо следить за сохранением требуемой ширины эвакуационных путей и выходов в школе, обеспечить необходимые проходы к эвакуационным путям и выходам. По сравнению со сводом правил 2009 года действующий свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» имеет ряд изменений и дополнений в части требований, предъявляемых к эвакуационным выходам, с которыми можно подробнее ознакомиться в статье. Так, ширина эвакуационного выхода из учебного класса должна быть не менее 0,9 м при количестве учащихся более 15 человек, необходимая ширина эвакуационного выхода, ведущего в лестничную клетку, определяется расчетом, при этом она должна быть не менее 1,5 м.

Требования по параметрам эвакуационных путей и выходов изложены в разделах 4.2-4.4 Общие требования; 7.1 Общие требования для Ф4.1; 7.12 Школы, внешкольные учебные заведения, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища.

Типы эвакуационных выходов и путей

К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:

  1. С первого этажа наружу:
  • непосредственно;
  • через вестибюль, коридор или лестничную клетку.

Со второго этажа и выше наружу:

  • на лестничную клетку или лестницу 3-ого типа непосредственно, через коридор или холл;
  • на специально оборудованный участок кровли.

В соседнее помещение на том же этаже в выходами из пункта 1 или 2 (кроме зданий производственного или складского назначения).
Из подвальных и цокольных помещений напрямую или через лестницу с огороженным тамбуром.

Лестница 3-ого типа в жилом доме

Для пожароопасных производств категорий А и Б разрешена эвакуация через смежные помещения, если они обеспечены эвакуационными выходами.

Правила содержания эвакуационных маршрутов и выходов

В своде предложенных правил есть раздел, в котором четко прописаны два главных требования, касающихся содержания маршрутов и проемов. Кстати, они также входят в состав отраслевых и ведомственных правил.

  1. Нельзя проходы захламлять.
  2. Нельзя устанавливать дополнительные преграды в виде турникетов, перегородок, тамбуров, дверей и прочих.

Что касается вопроса, должны ли быть закрыты пожарные выходы, то ответ – должны. Но установленные на них замки и запоры должны легко открываться изнутри здания. Нельзя навешивать здесь цепи, амбарные замки и прочие запорные приспособления, для открытия которых потребуются специальные инструменты или устройства.

Устройства «антипаника» марок DORMA и ABLOY

Для аварийных и эвакуационных выходов DORMA предлагает широкий выбор антипаниковых устройств, соответствующих европейским нормам безопасности. Например, системы PHA 2000, PHB 3000 и PHA 2500 (рис. 4), обеспечивающие беспрепятственный выход, рекомендованы к применению в общественных местах, где возможно возникновение паники. Такая «антипаника» комплектуется нажимной штангой или рейкой, а в качестве запирающего элемента используется замок или защелка (рис. 5). Если выход является аварийным (только для прошедшего обучение персонала) и угрозы массовой паники в чрезвычайных ситуациях нет, то можно использовать решение DORMA Exit Pads, укомплектованное небольшой нажимной пластиной для экстренной разблокировки дверей.

Рис. 4. Антипаниковое оборудование DORMA PHA 2500

Следуя современным архитектурным тенденциям, DORMA создает антипаниковое оборудование и для стеклянных дверей — например, система PHA 2000 со специальным адаптером.

Среди достоинств оборудования этой немецкой марки следует также выделить продуманный дизайн, который не только служит эстетическим целям, но и повышает безопасность использования за счет скругленных элементов и отсутствия острых выступающих углов.

Рис. 5. Оборудование марки DORMA для эвакуационных и аварийных выходов

Что касается специализированных замков для установки на аварийные выходы, данные устройства также можно найти в продуктовой линейке ABLOY — например, электромеханический замок PE580, к которому подключается штанга «антипаники». Внутренняя ручка этого замка постоянно обеспечивает свободный выход из помещения, а уличная ручка будет разблокирована только после подачи управляющего сигнала, например, от СКУД, что обеспечивает контролируемый доступ в здание.

***

Как мы видим, сегодня на рынке представлен широкий спектр решений для оборудования как аварийных, так и эвакуационных выходов, которые позволяют сберечь жизни людей в условиях чрезвычайной ситуации. При этом вполне реально сохранить свободу перемещения по объекту, защитить себя и свое имущество от людей с нечестными намерениями. Что касается стоимости подобных решений, то по сравнению с сохраненными людскими жизнями она весьма невысока и затраты эти служат благородной цели.

Что такое эвакуационный выход?

К эвакуационным может относиться большое наименование путей на улицу или в безопасное место. Рассмотрим их по группам.

Эвакуационные пути — ведущие из пространства первого этажа на улицу:

  • Непосредственно (наружу).
  • Через фойе или вестибюль.
  • Через коридор.
  • Через лестничную площадку.
  • Через фойе, вестибюль и коридор.
  • Через лестничную клетку и коридор.

Эвакуационные пути — ведущие с иных (кроме первого) этажей наружу:

  • Непосредственно на лестничную клетку. Вариант — на лестницу третьего типа.
  • В коридор, который соединяется с лестничной клеткой (или лестницей третьего типа).
  • В фойе или холл, откуда можно прямо попасть на лестницу третьего типа или на лестничную клетку.

Что такое эвакуационный выход еще? Это путь, что ведет в соседнее помещение (кроме зданий типа Ф5 категорий «а» и «б» — технических сооружений) на том же этаже, которое имеет свой эвакуационный выход с первого и иных этажей.

Что касается подвального и цокольного уровней, то пути из них признаются эвакуационными, если они обособлены от общих лестничных клеток.

Можно ли открыть аварийный выход самолета в полете

Очень многие задаются вопросом, можно ли открыть аварийный выход во время полета. Ответ простой — нет.

Во время полета открыть аварийный выход даже очень сильному пассажиру не удастся. Ему помешает разница в давлении внутри салона и за бортом. Избыточное давление в салоне выполняет роль «естественной» блокировки для дверей, которые открываются внутрь.

Те люки, которые открываются наружу, снабжены анероидной коробкой, кинематически блокирующей дверь при достижении определенной высоты.

Во многих самолетах на аварийных дверях также есть защелки. Если они откинуты (то есть дверь не заблокирована), в кабине будет гореть табло, показывающее состояние дверей и люков самолёта (на изображении ниже это табло выделено желтой рамкой).

Расположение путей спасения

А как же должны быть расположены выходы, отмеченные эвакуационными знаками по СНиПу? Если их более двух, то предполагается правильно рассредоточенная их планировка. Исключением тут будут только пути на незадымляемые лестничные клетки.

Определять рассредоточенность выходов следует по формулам:

  • Пути из помещения: L = 1,5 P /(n-1).
  • Пути из коридора: L = 0,33 D /(n-1).

Вместо латинских букв, на реальном примере будут такие значения:

  • L — расстояние между эвакуационными выходами.
  • Р — периметр помещения.
  • n — число эвакуационных путей.
  • D — длина коридорного пространства.

Надо помнить и о том, что если эвакуационных выходов в помещении более двух, каждый из них (кроме одного) должен позволить беспрепятственно спастись максимальному числу людей, находящихся в здании.

Современное оснащение эвакуационных и аварийных выходов

Пожарные выходы должны совмещать исключающие друг друга функции – не допускать несанкционированного проникновения извне и не мешать проходу людей в стрессовой для них ситуации.

Для этого применяются специальные замковые системы, которые в зависимости от комплектации состоят из следующих устройств:

  • электромеханический замок с дистанционным управлением через диспетчерскую панель;
  • кнопка экстренного отпирания, которая дублирует сигнал с пульта или рассчитана на ситуацию с повреждением оборудования, отсутствием электричества, электронными и техническими сбоями;
  • электрозамок с настройкой временного интервала срабатывания. В автономном режиме чередует циклы открывания (рабочий день) и закрывания (внерабочее время).
  • аварийная кнопка или замок под управлением микропроцессорной системы с настройкой таймера для автоматического открывания/закрывания;
  • ручки и штанги «Антипаника», которые отпирают дверь изнутри без ключа в результате нажатия рукой или физического воздействия телом. Рассчитаны на совместное использование с наружной ручкой со встроенным замком под ключ, который обеспечивает защиту от внешнего проникновения.

Электронные и электромеханические устройства наиболее функциональны. Могут интегрироваться в системы видеонаблюдения для учета и контроля трафика. Устойчивы к взлому и износу. Предусматривают возможность взаимодействия с пожарной сигнализацией для автоматической разблокировки эвакуационных и аварийных выходов при возникновении чрезвычайной ситуации. Оптимально подходят для зданий с высоким уровнем посещения людьми, не знакомыми с планировкой. Надежные механические замки лучше использовать на объектах с постоянным контингентом, который хорошо ориентируется в окружающей обстановке и проходит регулярные трекинги.

Наша компания предлагает комплексные решения для проектирования, разработки и реализации высококачественных систем безопасности зданий, в том числе обустройства эвакуационных выходов. Используем в работе сертифицированные устройства «Антипаника». Консультируем и помогаем с выбором оборудования. Выполняем установку пожарной сигнализации под ключ. Обеспечиваем профессиональный монтаж систем с длительным эксплуатационным ресурсом без сбоев и поломок.

Пути эвакуации в пределах этажа

Основными нормируемыми параметрами для коридоров является их ширина, протяженность путей движения и ширина выхода из коридора на лестничную клетку.

Как правило, протяженность поставлена в зависимость от расположения помещения – между лестничными клетками или в тупиковом коридоре или холле и определяется в зависимости от плотности людского потока, от степени огнестойкости и функционального назначения здания.

Анализ методологии нормирования процесса эвакуации людей показывает, что критерием для определения помещения с выходом в тупиковый коридор и помещения расположенного между лестничными клетками является количество направлений для эвакуации. Одно направление эвакуации из помещения – это «помещение с выходом в тупиковый коридор», два и более – «помещение, расположенное между лестничными клетками».

При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна – при одностороннем расположении дверей; на ширину дверного полотна – при двустороннем расположении дверей.

Количество выходов из помещения, с этажа и из здания в целом.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

  • помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.;
  • помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями;
  • помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.;
  • помещения класса Ф5 категорий А и Б с численностью работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В — более 25 чел. или площадью более 1000 м

    2

  • открытые этажерки и площадки в помещениях класса Ф5, предназначенные для обслуживания оборудования, при площади пола яруса более 100 м2 — для помещений категорий А и Б и более 400 м2 — для помещений других категорий.

Помещения класса Ф1.3 (квартиры), расположенные на двух этажах (уровнях), при высоте расположения верхнего этажа более 15 м должны иметь эвакуационные выходы с каждого этажа.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса:

  • Ф1.1; Ф3.3; Ф4.1; Ф4.2;
  • Ф1.2; Ф3; Ф4.3 при высоте расположения этажа более 9 м и численности людей на этаже более 20;
  • Ф1.3 при общей площади квартир на этаже, а для зданий секционного типа — на этаже секции — более 500 м

    2

    ; при меньшей площади каждая квартира, расположенная на высоте более 15 м, кроме эвакуационного должна иметь аварийный выход;

  • Ф5 категорий А и Б при численности работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В — 25 чел.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 м2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.

Число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания.

В помещениях, рассчитанных на единовременное пребывание в нем не более 50 чел. (в том числе амфитеатр или балкон зрительного зала), с расстоянием вдоль прохода от наиболее удаленного рабочего места до эвакуационного выхода (двери) не более 25 м не требуется проектировать второй эвакуационный выход (дверь).

Назначение

Аварийные пути, выходы – это дополнительная возможность, шанс спастись, в случае невозможности добраться до остальных эвакуационных выходов, для работников, обслуживающего, дежурного персонала предприятий, организаций; а также жителей многоквартирных домов, неплохо знакомых с планировкой места своей работы или проживания.

К аварийным выходам относятся люки, а также те коридоры, лестницы, двери, которые по своим параметрам, размерам по ширине и высоте не отвечают жестким требованиям противопожарной нормативной документации к эвакуационным выходам, путям, ведущим наружу из зданий или сооружений.

Если к эвакуационным путям, выходам предъявляются следующие требования:

  • высота на путях эвакуации, будь то коридор, или дверной проем – не меньше 2 м (в свету);
  • ширина прохода от 0,7 м, ведущего к одиночному месту для работы;
  • ширина – до 1,2 м, если он предназначен для эвакуации постояльцев гостиниц, санаториев; посетителей поликлиник; пациентов больниц; жителей многоквартирных домов,

то допустимые габариты коридоров, проходов, дверей, люков для аварийного покидания помещений строительных объектов могут быть значительно меньше, это указано в противопожарных нормах.

Какие требования предъявляются к эвакуационным лестницам и лестничным клеткам в школе

Одним из самых проблемных мест во многих российский школах являются лестничные клетки и лестницы, которые должны быть эвакуационными, но на самом деле таковыми не являются по причине их несоответствия требованиям безопасной эвакуации.

Свод правил 1.13130 в версии 2020 года по сравнению с версией 2009 года ввёл дополнительные требования к эвакуационным лестницам в здании школы: так, ширина пути эвакуации по лестнице должна составлять не менее 1,35 м, а высота — не менее 2,2 м. Наиболее подробно тема изменений в СП 1.13130 требований к эвакуационным лестницам также рассмотрена в статье.

Как правило, в школах проектируются и монтируются обычные лестничные клетки типа Л1 в соответствии со , в которых допускается предусматривать двери с ненормируемым пределом огнестойкости Нажмите для перехода на ПожВики, при этом двери оборудуются устройствами для самозакрывания в соответствии с ГОСТ Р 56177 «Устройства закрывания дверей (доводчики). Технические условия» и имеют уплотнения притворов.

Самыми распространенными нарушениями являются несоответствие требованиям ширины лестничного марша, высоты ограждающих перил, размеров лестничной площадки, размеров эвакуационных выходов, ведущих как в лестничную клетку, так и из неё.

Эвакуационные выходы – особенности и требования

В нормативно-правовом аспекте статус «эвакуационного» получает пожарный выход, который предусматривает полную безопасность передвижения без риска задымления и вынужденных задержек из-за технических неисправностей оборудования (эскалаторы, лифты). Для больших и высотных зданий со сложной планировкой, лестничными конструкциями, обилием коридоров часто невозможно обустроить сквозные пути для эвакуации. Стандартная практика – деление на части по уровню пожароопасности с установкой огнестойких перегородок и обустройством отдельных эвакуационных выходов, которые должны вести:

  • непосредственно наружу или с переходом (одинарным, суммарным) через коридор, фойе, лестничную клетку, рекреационную площадку;
  • из помещений второго этажа и выше на лестничную клетку для спуска в фойе первого этажа или в коридор, холл, на эксплуатируемый участок кровли, откуда открыт доступ к наружной пожарной лестнице (3-й тип);
  • из подвалов и цоколей наружу непосредственно или через фойе, лестничную клетку, коридор первого этажа;
  • в соседнее помещение с возможностью выхода наружу сразу, через первый этаж, по лестнице 3-го типа.

Здесь важно учитывать, что количество пожарных выходов из здания не может быть меньше количества эвакуационных выходов с любого этажа (минимум 2). На согласованном для чрезвычайных ситуаций маршруте не должно быть вращающихся, раздвижных, подъемно-опускных дверных конструкций

Следует избегать прокладки путей через неэксплуатируемую кровлю, не ограниченные стенами лестницы (угроза обвала), коридоры с лифтовыми шахтами, помещения с лестничными конструкциями 2-го типа, которые не обладают эвакуационным потенциалом. Если в здании установлены лифты с режимом функционирования «перевозка пожарных подразделений», допускается их использование для спасения людей с ограниченными физическими возможностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector